- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 123,81 Кб
Система цветовых полутонов
Содержание
Ведение
. Теоретическая система цветовых полутонов
.1 Хроматические и ахроматические группы цвета
.2 Гармонизация цветовых сочетаний
.3 Цветовой круг
. Практическая часть. Система цветовых полутонов из 6 секторов и 7 ступеней
.1 Цветовой круг из 6 градаций цветового тона с постепенным высветлением к белому, состоящим из 7 ступеней
.2 Цветовой круг из 6 градаций цветового тона с постепенным затемнением к черному, состоящим из 7 ступеней
.3 Цветовой круг из 6 градаций цветового тона с постепенным приближением цветового тона к серому цвету, состоящим из 7 ступеней
Заключение
Литература
Введение
цветовой полутон хроматический градация
Основательное изучение великих художников, мастерски владевших цветом, привело к твердому убеждению, что все они были знакомы с наукой о цвете. Теории цвета Гёте, Рунге, Бецольда, Шеврёля и Хёльцеля имели для меня большое значение.
Актуальность темы. Прояснить целый ряд проблем цвета. И не только изложить основные законы и правила его объективной природы, но и точнее определить область субъективных пределов в смысле вкусовой оценки цвета. Если мы хотим освободиться о субъективной зависимости, то это возможно лишь путем познания объективных основополагающих законов цвета.
Только тому, кто любит цвет, открывается его красота и внутренняя сущность. Цветом может пользоваться каждый, но только беззаветно преданным ему он позволяет постичь свои тайны. Если в целях изучения цвета приходится говорить раздельно о каждом из трех аспектов его воздействия: конструктивном, экспрессивном и импрессионистичном, – то не хотелось бы упустить возможности сказать, что каждый из этих аспектов предполагает наличие в цвете и двух остальных. Так, символизм без визуальной точности и без психологически-эмоциональной силы окажется скорее всего анемичным, интеллектуальным формализмом. Оптически-чувственное, импрессионистическое действие цвета без его духовно-символической правды и психологической выразительности приведёт к банальному имитирующему натурализму, а психологически выразительное действие без конструктивно-символического и оптически-чувственного содержания окажется ограниченной сентиментальной тупостью. Само собой разумеется, что каждый художник будет работать в соответствии со своим темпераментом и делать особый акцент на том или другом из этих аспектов.
Цель курсовой работы исследовать Цветовой круг и система цветовых полутонов.
Предмет: цветовой круг
Объект: система цветовых полутонов.
От сюда следует задачи:
дать понятие хроматические и хроматические группы цвета;
рассмотреть гармонизация цветовых сочетаний;
проанализировать систему цветовых полутонов из 6 секторов и 7 ступеней.
1. Теоретическая система цветовых полутонов
1.1 Хроматические и ахроматические группы цвета
С точки зрения физики цвета все тела можно разделить на две группы: 1) источники света, т. е. тела, излучающие свет; 2) тела, отражающие и пропускающие свет. На этом принципе основано наше восприятие цвета. Различные цвета предметов мы видим потому, что они (или их поверхности) часть света поглощают, а часть отражают. Цвет определяется длиной волны светового спектра в отраженном луче.
Все цвета разделяются на ахроматические и хроматические.
Ахроматические – белый, черный и все оттенки серого. Они характеризуются лишь светлотой, или ощущением яркости, которая определяется в процентах от яркости эталона белого цвета (магниевой пластинки или молочного стекла).
Хроматические цвета (цвета спектра) – красный, оранжевый, желтый, голубой, фиолетовый, пурпурный, синий, зеленый (резких цветовых градаций в спектре нет и указанные цвета выделены условно). Они характеризуются следующими свойствами:
Цветовой тон – основная характеристика ощущения цвета, определяется доминирующей длиной волны. Цветовых тонов в видимом спектре около 130. Цвет, состоящий из колебаний определенной длины волны, можно получить с помощью разложения сложного цвета призмой.
Исаак Ньютон первый научно объяснил природу цвета и закономерности их сочетаний при расположении в круге. Он различал в спектре 7 градаций по аналогии с 7 ступенями музыкальной октавы: фиолетовый (400-430 ммк), синий (430-470), голубой (470-500), зеленый (500-570), желтый (570- 590), оранжевый (590-630), красный (630-700 ммк). В скобках указана длина волны для каждого тона.[1]
Насыщенность, или степень хроматичности, характеризует различия цветов в пределах одного тона. Наибольшей степенью насыщенности обладают спектральные тона, для них насыщенность принята 100%. Насыщенность цвета уменьшается при прибавлении к нему белой или серой окраски и измеряется в процентах от насыщенности спектральных цветов.
Светлота, или яркость,- характеристика взаимосвязи между хроматическим и белым цветом. Чем больше в тоне ощущается белого цвета, тем больше его светлота (яркость). На практике светлота выражается коэффициентом яркости.
Все эти характеристики имеют важное значение при составлении цветовых сочетаний. Особое место при этом занимает яркостная (светлотная) характеристика.
Определение цветовых характеристик для каждого тона ведется с помощью специальных устройств – спектрофотометров, а также глазомерно, с помощью атласов. Последним и наиболее точным является колорометрический атлас АЦ-1000, разработанный на 1000 образцов во ВНИИМ им. Д. И. Менделеева.[1]
Восприятие цвета. Цвет активно влияет на органы чувств человека, его психофизическое состояние. Он воспринимается не только зрением, а и с участием всех чувств, включая слух, осязание, обоняние и даже вкус. Терапевтическое действие цвета используется в медицине. По степени возбуждения и характеру эмоционального воздействия цвета расположены в том же порядке, в каком они следуют в спектре. Соответственно они разделяются на теплые, или активные (красный, оранжевый, желтый), которые действуют возбуждающе, и холодные (синий, голубой, фиолетовый), которые действуют успокаивающе. Зеленый находится в середине спектра – это "цвет физического равновесия". Эмоциональная реакция на цвет обусловила появление определенных ассоциаций, а вместе с ними – символики цвета.
Р. Хен в своей книге "Азбука цветов" приводит следующие данные реакции человека на цвета и их символики, установленные на основании обобщения ряда научных наблюдений.[2]
Желтый цвет вызывает ощущение тепла, света, солнца, живости, веселья и легкости; зеленовато-желтый цвет действует как что-то слегка ядовитое, сернистое, жесткое (символика: желтый цвет – жизнь, свет, радость, роскошь, брак, уважение к старости; ярко-желтый – зависть, своеволие, ненависть, лживость);
оранжевый – теплый, праздничный, прелестный, полный жизни, вызывающий радость, сильно действующий (символика: тепло, солнце, власть, радость, тщеславие);
красный – наиболее действенный и активный цвет, который трудно подавить другими; светлые оттенки действуют возбуждающе, наступательно, темные – серьезно, солидно (символика: жизнь, кровь, любовь, страсть, революция, огонь, праздничность);
фиолетовый – светлый, но также и мрачный, торжественно-роскошный, служит для связи других красок, при большой поверхности может оказывать негативное действие (символика: величие, достоинство, роскошь, великолепие, дружба);
синий – тихий, тяжелый, строгий, отдаляющий, холодный, но полный энергии; голубые тона действуют как ясные, чистые, почти оживленные (символика: бесконечность, даль, тоска, верность, доверие);
зеленый – связующий, успокаивающий, мирный, пассивный; светло-зеленый – оживленный, веселый; темно-зеленый – холодный, сдержанный, отступает на второй план рядом с желтым, оранжевым и красным, но оттесняет синий (символика: надежда, покой, мир, плодородие, тоска);
белый – нейтральный, сильно контрастирует со всеми темными окрасками, в пестрые сочетания вносит свет и оживление, увеличивает объемность (символика: невинность, целомудрие, чистота);
черный – цвет нейтральный, уменьшает объемность, в качестве фона усиливает действие желтого и красного цветов (символика: траур, скорбь, серьезная торжественность).
Эмоциональное восприятие цвета определяет цветовые соотношения в композиции. Они строятся по правилам цветовой гармонии как контрастные или нюансные.
Рис.1 Свойства цветового круга: а – цветовой круг основных и дополнительных цветов из 10 тонов, б – из 8 тонов, в – большой (120-180°) и малый (30-60°) интервалы цветового круга, г – дуговые градусы как измеритель степени контраста, д – схема выбора цветов для 3-тоновой цветоконтрастной композиции.
Представление о контрастных сочетаниях можно получить, расположив последовательно в круге восемь цветов спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, пурпурный).
Цвета, лежащие на диаметрально противоположных концах круга, являются контрастными (синий – оранжевый, желтый – фиолетовый, голубой – красный, зеленый – пурпурный).
Такие контрастные сочетания можно получить при увеличении числа дополнительных цветов, вводя на соответствующие места круга зелено-голубой и желто-зеленый. Контрастировать с ними будут соответственно красный и фиолетовый.[4]
Контрасты бывают цветовые (сочетание разных тонов при равных яркостях) и яркостные (сочетание различных яркостей, равных по цветности).
В зависимости от восприятия различают последовательный и одновременный контрасты.
Последовательный контраст обусловлен инертностью зрительного процесса. Его можно наблюдать при переводе с одного цвета на другой, контрастный первому. В этом случае в сетчатке глаза возникает третий цвет, который называется цветом последовательного образа. Так, например, если мы будет смотреть на пурпурный квадрат, а потом переведем взгляд на плоскость белой стены, то перед глазами возникнет пятно, по форме близкое к квадрату, но зеленого цвета.
При переносе взгляда с хроматического цвета на ахроматический – белый возникает цвет последовательного образа, близкий к дополнительному, но не тождественный ему.
Эта закономерность представлена в следующей таблице.
Сравнение цвета последовательного образа с дополнительным цветом (при переносе взгляда с хроматического тела на ахроматическое):
* Данные таблиц и их выводы приводятся по учебному пособию Т. Соколовой. Цветочное оформление. Принципы выбора ассортимента по цвету и пропорции. М., МЛТИ, 1980.
При переносе взгляда с одного хроматического цвета на другой происходит суммирование цвета последовательного образа с цветом второго тела. Получающееся в результате этого восприятие приведено в таблице.
Восприятие цвета при переносе взгляда с одного хроматического тела (I) на другое хроматическое (II):
Одновременный контраст возникает в пограничной зоне соприкасающихся цветов и представляет собой изменение цветов в этой зоне. Он может, как и последовательный контраст, быть светлотным (яркостным) и цветовым, обычно оба контраста проявляются одновременно. Одновременный светлотный (яркостный) контраст возникает на границе разноярких: а) ахроматических цветов (черный – серый, серый – белый); б) ахроматического и хроматического; в) двух хроматических цветов. Одновременный цветовой контраст возникает на границе: а) равноярких хроматического и ахроматического цветов; б) если на хроматическом фоне (бегония грацилис красная, агератум, лобелия) поместить белый рисунок (лобулярия, бегония, грацилис белая). В первом случае на границе цветов ощущается каемка, а во втором случае сам рисунок воспринимается в цвете, контрастном цвету фона, близком к дополнительному цвету фона.
Сравнение контрастного и дополнительного цветов:
Если на хроматическом фоне поместить хроматический рисунок, то цвет рисунка как бы суммируется с контрастным фону цветом и воспринимается уже как новый.[4]
Восприятие хроматического цвета рисунка на хроматическом фоне (одновременный цветовой контраст):
Данные таблиц очень важно учитывать при подборе растений для цветочного оформления. Так, если в ассортименте имеются сорта с вялым, ненасыщенным цветом, к ним необходимо подобрать такие растения, которые усилили бы ощущение насыщенности. Так, бледно-красный усилит свою насыщенность рядом с зеленым, желтый – рядом с синим цветом, фиолетовый – рядом с желтым и т. д. Ощущение насыщенности можно ослабить подбором цветовых компонентов – синий рядом с красным поголубеет, светлый фиолетовый тон снизит сильную насыщенность фиолетового тона.
Данные приведенных таблиц можно дополнить следующими наблюдениями:
• цвет на фоне контрастного воспринимается более насыщенным, сочетание контрастных цветов позволяет повысить насыщенность рисунков;
• при сочетании некоторых цветов уменьшается ощущение их насыщенности, и тем больше, чем ближе цвета располагаются в цветовом круге;
На восприятие цвета влияет освещенность. Так, при ярком солнце способность различать цвета притупляется, особенно теплые тона (красные, оранжевые). На юге глаз различает меньше оттенков, в средней полосе – больше.[2]
Днем максимально воспринимаются красные цвета, в сумерках чувствительность сдвигается в область сине-голубых тонов. С наступлением сумерек сначала "потухает и сереет" красный цвет, а затем – желтый, потом – зеленый и синий (синий цвет высветляется, становится ближе к белому, т. е. ярче), белый цвет становится активнее. Летом в конце дня можно наблюдать, как ярко выделяются венчики белых ромашек, цветки калины, менее заметные в полдень.
На темном фоне синие тона отступают, на белом фоне воспринимаются ближе.
Желтый цвет обладает свойством как бы приподнимать поверхность, делая ее более обширной.
Темно-синий и фиолетовый цвета зрительно уменьшают и "приземляют" предметы. Все светлые тона легкие, темные – тяжелые; голубой, как и желтый,- "парящие" цвета.
Свойства "легкости" или "тяжести" цвета надо учитывать в композиции – если у основания композиции располагаются темные цвета и тона, то возникает ощущение стабильности, а если у основания светлые, а дальше – темные, то возникает ощущение неустойчивости.[5]
1.2 Гармонизация цветовых сочетаний
Создание гармоничных, эстетически полноценных цветовых сочетаний основано на использовании рассмотренных выше особенностей восприятия цвета, его эмоционального воздействия и символики.
В процессе подбора цветов учитывается наличие доминирующего цвета, соотношений цветов по тональности, насыщенности, яркости, а также соотношения цветовых площадей. Усилением цветового контраста или, наоборот, его ослаблением создаются композиции, характеризующиеся гармонией контраста или гармонией сходства. При составлении цветовых сочетаний используют круг дополнительных и круг контрастных цветов, а в качестве измерителя используют большой (120-180°) и малый (30-60°) интервалы круга, измеряемые в дуговых градусах.
Гармония контраста может быть: по цветовому тону, насыщенности, светлоте.
Гармония контраста по цветовому тону получается при использовании контрастных цветов одинаковой насыщенности и светлоты.[2]
Цветоконтрастные сочетания характеризуются следующими величинами дуговых градусов: большой контраст – если между цветами круга 110-180°; средний контраст -70-110°; малый контраст-менее 70°.
При создании 2-тоновой цвето-контрастной композиции наиболее испытанным приемом является использование большого контраста. При создании 3-тоновой цветоконтрастной композиции используют так называемые триады, или сочетание трех цветов, расположенных через равные интервалы цветового круга (через 120°), а также сочетание 3 цветов, один из которых является доминирующим, а два других являются равноотстоящими от цвета, дополнительного доминирующему.
Гармония контраста по насыщенности создается при использовании однотонных цветов со ступенчатым изменением насыщенности и одинаковой светлотой. Гармония контрастов по яркости (светлоте) создается при использовании цвета одного тона и насыщенности, но с разным отличием по светлоте.[2]
Гармония сходства основана на плавном ступенчатом изменении цветовых характеристик и в сильной степени связана с таким средством гармонизации, как нюанс. Гармония сходства, так же как и гармония контраста, различается по цветовому тону, насыщенности и яркости.
Примером гармонии сходства по цветовому тону являются 3- и 4-цветные сочетания, расположенные в пределах малого интервала цветового круга.
Гармония 3-цветных сочетаний как контрастных, так и нюансных улучшается, если учесть следующие положения:
• предпочтительно использовать яркостные соотношения, тождественные цветовому спектру;
• наиболее насыщенные цвета занимают площадь меньших размеров;
• отчетливо выражен доминирующий цвет.
Наиболее благоприятными сочетаниями по светлоте являются композиции равнояркие, когда светлота различных тонов одинакова, или равноконтрастные по яркости сочетания цветов, когда интервалы яркости между цветами одинаковы.
1.3 Цветовой круг
Рис.2
Для введения в систему цветового конструирования создадим двенадцатичастный цветовой круг, опираясь на основные цвета – жёлтый, красный и синий (рис. 2). Как известно, человек с нормальным зрением может определить красный цвет, не имеющий ни синеватого, ни желтоватого оттенка; жёлтый – не имеющий ни синеватого, ни красноватого тона, и синий, не имеющий ни зеленоватого, ни красноватого оттенка. При этом, изучая каждый цвет, следует рассматривать его на нейтральном сером фоне.
Основные цвета должны быть определены с максимально возможной точностью. Три основных цвета первого порядка размещаются в равностороннем треугольнике так, чтобы жёлтый был у вершины, красный справа внизу и синий – внизу слева. Затем данный треугольник вписывается в круг и на его основе выстраивается равносторонний шестиугольник. В образовавшиеся равнобедренные треугольники мы помещаем три смешанных цвета, каждый из которых состоит из двух основных цветов, и получаем, так разом, цвета второго порядка:
жёлтый + красный = оранжевый
жёлтый + синий = зелёный
красный + синий = фиолетовый.
Все цвета второго порядка должны быть смешаны весьма тщательно. Они не должны склоняться ни к одному из своих компонентов. Запомните, что это нелёгкая задача – получить составные цвета посредством их смешения. Оранжевый цвет не должен быть ни слишком красным, ни слишком жёлтым, а фиолетовый – ни слишком красным и ни слишком синим. Затем на некотором расстоянии от первого круга мы чертим другой и делим полученное между ними кольцо на двенадцать равных частей, размещая основные и составные цвета по месту их расположения и оставляя при этом между каждыми двумя цветами пустой сектор. В эти пустые сектора вводим цвета третьего порядка, каждый из которых создаётся благодаря смешению цветов первого и второго порядка, и получаем:
жёлтый + оранжевый = жёлто-оранжевый
красный + оранжевый = красно-оранжевый
красный + фиолетовый = красно-фиолетовый
синий + фиолетовый = сине-фиолетовый
синий + зелёный = сине-зелёный
жёлтый + зелёный = жёлто-зелёный.[5]
Таким образом, возникает правильный цветовой круг из двенадцати цветов, в котором каждый цвет имеет своё неизменное место, а их последовательность имеет тот же порядок, что в радуге или в естественном спектре (рис.3).
Исаак Ньютон в своё время получил этот замкнутый цветовой круг, в который он добавил к спектральным цветам отсутствующий пурпурный цвет, что усилило общую его конструктивность. [6]
В нашем круге все двенадцать цветов имеют равные отрезки, поэтому цвета, занимающие диаметрально противоположные места по отношению друг другу, оказываются дополнительными.
Эта система даёт возможность мгновенно и точно представить себе все двенадцать цветов и легко расположить между ними все их вариации. Мне кажется, что для художников было бы пустой потерей времени заниматься составлением цветового круга из 24-х или 100 цветов. Да и какой же художник может без посторонней помощи отчётливо представить себе, например, 83 градацию цветового круга, разделенного на 100 частей? Поскольку наши представления о цвете не отличаются особой точностью, обсуждать этот вопрос бесполезно. И необходимо просто видеть двенадцать цветов с той же определённостью, с какой музыкант слышит двенадцать тонов своей гаммы.
Делакруа прикрепил к одной из стен своей мастерской цветовой круг, на котором около каждого цвета были даны все сочетания, возможные сданным цветом. Импрессионисты, Сезанн, Ван Гог, Синьяк, Сера и другие художники ценили Делакруа как выдающегося колориста. И именно Делакруа, а не Сезанн, считается основателем конструирования произведений на основе логически объективных цветовых законов, позволяющих достичь тем самым более высокой степени порядка и правды.
2. Практическая часть. Система цветовых полутонов из 6 секторов и 7 ступеней
2.1 Цветовой круг из 6 градаций цветового тона с постепенным высветлением к белому, состоящим из 7 ступеней
Чем больше в тоне ощущается белого цвета, тем больше его светлота (яркость). На практике светлота выражается коэффициентом яркости.
Все эти характеристики имеют важное значение при составлении цветовых сочетаний. Особое место при этом занимает яркостная (светлотная) характеристика.
Степень разбавления данного цвета белым. Чем больше разбавления цвета белым, тем менее насыщенным он становится. Например, синий цвет имеет насыщенность 20 %. Это значит, что он состоит из 20 % синего и 80 % белого. степень разбавления данного цвета белым. Чем больше разбавления цвета белым, тем менее насыщенным он становится. Например, синий цвет имеет насыщенность 20 %. Это значит, что он состоит из 20 % синего и 80 % белого.
2.2 Цветовой круг из 6 градаций цветового тона с постепенным затемнением к черному, состоящим из 7 ступеней
Такие цвета, как белый, черный и все оттенки серого играют важную роль в сочетаниях хроматических цветов. Контраст хроматических и ахроматических цветов выразителен. В данном случае черный усиливает контрастный цвет, соседний хроматический цвет кажется более светлым.
Теплые хроматические цвета (красный, желтый, оранжевый) наиболее гармоничны в сочетании с черным.
Очевидно, что среди чистых цветов самый светлый – желтый. Темного желтого цвета не существует. При добавлении желтой краски черного (уменьшении светлоты) появляется новый коричневый цвет. В то же время, чистый цвет – темный.
Яяркость хроматического цвета, зависящую от падающего на отраженный объект общего светового потока. Отсюда вывод: цвета можно измерять по трем основным характеристикам – цветовому тону, насыщенности и яркости. Первые две характеристики цвета (цветовой тон и насыщенность) являются его качественными параметрами, а третья (яркость) – количественным параметром.
2.3 Цветовой круг из 6 градаций цветового тона с постепенным приближением цветового тона к серому цвету, состоящим из 7 ступеней
Добавление серого цвета ослабляет любой цвет, нейтрализует его. Можно сказать, что смешивание серого с чистыми цветами приводит к симультанному контрасту. Восприятие исходного хроматического цвета затрудняется, в создании формируется образ другого цвета, дополнительного к исходному.
Контраст по насыщенности – наиболее "тонкий". Он легко заглушается другими контрастами, как показано на данном рисунке, контрастом теплого и холодного, светлого и темного. Для получения контраста по насыщенности нужно брать цвета одного тона: чистый синий с блекло-синим, ярко-желтый с блекло-желтым.
Заключение
Говоря о характере какого-либо цвета, имеется в виду его положение или место в цветовом круге или в цветовом шаре. Как чистые, незатемнённые цвета, так и все смеси с другими цветами обладают ясно выраженным характером. Так, например, зелёный цвет может быть смешан с жёлтым, оранжевым, красным, фиолетовым, синим, белым и чёрным цветом, причём в каждом случае он приобретает специфический, единственный в своём роде характер. Каждое изменение цвета в результате одновременных влияний также создаёт новый, особый его характер. Когда же мы хотим определить степень светлоты или темноты какого-либо цвета, то мы говорим о его тональном качестве, или "валёре".
Тон цвета может быть изменён двумя способами: или через соединение данного цвета с белым, чёрным или серым, или за счет смешения с двумя цветами различной светлоты.
Литература
1. Аксенов Ю., Левидов М. "ЦВЕТ И ЛИНИЯ" Практическое руководство по рисунку и живописи
2. Главные правила сочетания цветов / сост. С. Бояринова – М: Астрель: АСТ: Полиграфиздат 2010
. Иоханнес Иттен "Искусство цвета" Москва, Д. Аронов, 2000, перевод с немецкого Л. Монаховой
. Крошо Э. Как рисовать. Акварель. Пошаговое руководство для начинающих. М. Астрель 2006
. Голубева О.Л., Основы композиции М: 2008 Изд."Сварог и К"
. Устин В.Б., Учебник Дизайна учебное пособие, Изд. "Астрель", 2009