- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 33,26 kb
Скульптура Античности
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ
Кафедра истории
РЕФЕРАТ на тему:
«Скульптура античности»
Ставрополь 2001
СОДЕРЖАНИЕ
|Введение |3 |
|I. Древняя Греция | |
|1. Скульптура до персидских войн | |
|2. Скульптура от начала персидских войн | |
| ( 475-275 гг. до н.э.) | |
|3. Скульптура в Древней Греции и греческой | |
| Малой Азии (275-27гг.до н.э) | |
|II. Древняя Италия и «Священная Римская империя» | |
|1. Скульптура Италии до конца Римской республики | |
|2. Скульптура времен Римской империи | |
|Заключение | |
|Список использованной литературы | |
Введение
Искусство долины Нила и Месопотамии существовало уже тысячи лет, когда греческое искусство только начинало становиться на ноги, чтобы, достигнув в своем быстром, победоносном шествии необычайной высоты, завоевать Европу, Африку и Азию. Греческое искусство впервые достигло свободы в своих творениях не только в натуралистическом направлении, точно передавая анатомию тела и движения души, но и в независимости этого изображения от всех прочих духовных сил и от соседних миров искусств.
Красота греческого искусства состоит в его правде и свободе, кроме того, как и всякая художественная красота, она заключается в полном согласии формы с содержанием. Идеализм и реализм, стиль и природа сливаются в греческом искусстве в одно неразрывное целое. Греческое искусство воспроизводило действительность и выросло непосредственно из состязаний, объединивших эллинские племена со времени учреждения Олимпийских игр.
Ваяние – это та отрасль искусства, в которой греки научились наиболее совершенным образом сливать форму с содержанием и изображать небесное в земной оболочке, и притом лучше, чем это удавалось каким-либо другим народам.
I. Древняя Греция
1. Греческая скульптура до персидских войн
900-575 гг. до н.э.
Зачатки греческой скульптуры были очень ничтожны. Древнейшему беотийскому стилю ваз соответствуют замечательные глиняные женские фигурки, найденные в беотийских гробницах; их форма, напоминающая собой колокол, обуславливается их одеждой, отстающей от тела. Чрезмерно длинная шея, небольшая голова, отсутствие рта, резкий профиль и орнаментный узор напоминают первобытный стиль Европы. Несколько хранящихся в Афинском музее статуэток нагих женщин, исполненных из слоновой кости, в пропорциях тела которых, при всей их геометрической угловатости, уже заметен значительный шаг вперед, было найдено в аттических дипилонских гробницах.
Зачатки ваяния крупных фигур у греков, точно так же как и зачатки их зодчества, надо искать в производстве из дерева. Многочисленные деревянные идолы (ксоаны), считавшиеся свалившимися с неба, напоминали позднейшим эллинам о начальном времени их пластики. Ни одной из таких деревянных фигур не дошло до нас, но зато сохранилось много изваяний из рыхлого известняка
(poros) или из крупнозернистого островного мрамора. Более или менее хорошо сохранившиеся произведения этого рода добыты главным образом из остатков разрушенных персами сооружений в афинском Акрополе, а также на Делосе и соседних с ним островах. Мужские статуи изображают молодых, безбородых, нагих людей; женские статуи в одежде.
В противоположность всем этим каменным изваяниям, отзывающимся деревянным стилем, сидячие статуи из Дидимэона, знаменитого храма Аполлона в Дидимах, близ Милета, имеющие натуральную величину носят на себе отпечаток первобытно азиатского каменного стиля. По своей величине, положению и надписям эти портретные статуи первой четверти VIIв.
Представляются самыми древними произведениями ионической монументальной скульптуры.
Мы видели, как греческое искусство во всех его отраслях под восточным, преимущественно западноазиатским, а также египетским влияем вышло из своего первоначального грубого состояния и выработало национальный, самостоятельный стиль, в котором внимательное, хотя и робкое наблюдение природы соединялось со строжайшей закономерностью.
575-475гг. до н.э.
Среди скульпторов этой эпохи мы встречаем Ройка и Феодора Самосского.
Ройку принадлежала бронзовая женская фигура, называвшаяся, наверное, «Ночь» и стоявшая в Эфесе, близ храма Артемиды. Из работ же Феодора известны преимущественно золотые изделия, например перстень, изготовленный для
Поликрата тирана самосского, и серебряный сосуд для смешивания.
Современником этих художников был Смилид которому принадлежало деревянное изображение Геры в ее Самосском храме.
Наиболее значительными из древнейших греческих ваятелей из мрамора, по преданию, были уроженцы ионического острова Хиоса: Мелас, Миккиад,
Архерм, Бупал и Афенис.
Но первыми знаменитыми ваятелями из мрамора считаются Дипойн и
Скилид. Основатели хризэлефантинной техники.
Имя аттического художника сохранилось в одной из дошедших до нас надписей – Аристокл. Он выставил свою подпись на прекрасной надгробной стеле Аристиона.
Обращаемся теперь к круглым пластическим фигурам. Постепенные успехи разработки форм всего заметнее в женских статуях, а именно в более свободном расположении складок на одеждах и в более натуральном виде волос.
Мужские статуи последних времен архаизма уже отмечены признаками того же прогресса. Можно выделить фигуры Апполона из Пьомбино, Аполона, найденая в помпее.
Итак, мы видим, что греческое искусство ко времени персидских войн достигло повсюдy почти одной и той же ступени развития Время внешних влияний уже миновало искусство и художники различных частей Греции стремились к взаимному обмену между собой личными благоприобретениями и к дружественному равенству.
1. Греческая скульптура от начала персидских войн до эпохи Диадохов
V столетие (475-400гг. до н.э.)
Персидские войны не остановили дальнейшего развития форм греческой скульптуры: она продолжала совершенствоваться и во время них.
В это время известны имена таких скульпторов, как Пифагор («Раненный
Филоктет», «Европа на быке»), Каламис («Омфал-Аполлон»), Мирон («Медная корова», «Дискобол»). Работы Мирона были очень реалистичны, а искусство
Мирона – последняя ступень перед полной свободой обладания формами. Кроме фигур атлетов Мирон производил статуи героев и богов. Одна из наиболее известных его групп изображала Афину и Марсия.
Важнейшими произведениями монументальной скульптуры в рассматриваемую нами эпоху должно признать изваяния, украшавшие собой храм Зевса в Олимпии
– фронтонные группы и метопы, высеченные из паросского мрамора. На восточном фронтоне изображался момент перед началом гибельного состязания между Пелопсом и Ойномаем. На западном фронтоне изображена битва кентавров и лапифов на свадьбе Перифоя. Исполнителем скульптур восточного фронтона считают некоего Пэония, западного – Алкамена.
Своего полного расцвета искусство достигло только в созданиях Фидия.
Произведения этого художника являеются в греческом искусстве выражением совершенства. Полнейшая выработанность благородных форм соединяется в них с самой строгой закономерностью расположения, чистейшее чувство натуры сливается неразрывно с величайшей возвышенностью духовного чувства.
Колоссальная статуя стоящей девственной богини Афины Паллады в афинском
Парфионе (12 метров в высоту) и колоссальная статуя Зевса, сидящего на троне, в Олимпийском храме (13 м в высоту) – два главных светила на художественном небосклоне Фидия.
Великим представителем аргосского искусства явился Поликет. Он должен быть поставлен во главе художников, пытавшихся когда-либо воспроизводить нормальное человеческое тело. Три статуи его дошли до нас в мраморных воспролизведениях: «Копьеносец», «Амазонка», «Диадумен».
2. IV в. (400-275 гг. до н.э.)
Храмовая пластика в первой половине этого столетия все еще привлекала к себе лучшие художественные силы. Но изображения богов являются теперь чаще как свободные приношения в храмы, чем как собственно предметы поклонения.
Группы и статуи богов и полубогов, назначенные уже для украшения гражданских построек, общественных площадей, царских дворцов, встречаются все чаще, вследствие чего эти изваяния принимают все более светский, жанровый характер. Религиозное искусство обращается в мифологическое. С этим временем можно связать имена таких художников, как Кефисодот («Эйрена с младенцем Плутосом»), Силанион («Платон», «Сапфо»), Скопас (фронтонные группы храма Афины Алеи в Тегее), Пифий («Мавсол»).
Пракситель в литературных источниках зафиксирован как изобразитель преимущественно богов, и при том юных и прекрасных, в душевном и чувственном возбуждении. (Аполлон, Аремида, Латона, Дионис, Афродита и
Эрос -–то любимцы Праксителя). За изображение смертных брался он лишь изредка: известные две статуи знаменитой гетеры Фрины и одно изваяние победителя на Олимпийских играх. Из олицетворения отдельных богов, изваянных Праксителем, статуя нагой Афродиты была в древности самой знаменитой. Еще одна его подлинная работа – голова Афродиты, полная выражения и соединяющая в себе красоту человеческую с красотой божественной. Можно назвать еще ряд знаменитых его произведений: «Венера
Аральская», «Юнона Людовизи», «Гермес Антной», «Ародита» и др.
Ближайшими последователями Праксителя можно считать лишь его сыновей
Кефисодота младшего и Тимахра: «Менандр».
Как скульптора-портретиста рядом с сыновьями Праксителя можно поставить
Полиэвкта, знаменитое создание которого, статуя Демосфена, было выставлено в 280 г до н.э.
Скульптор Лисипп, работал только с бронзой и изображал одни лишь мужские фигуры. «Апоксиомен», «Геркулес Фарнезский», «Гермес» и др.
К работам последователей Лисиппа можно причислить одно оригинальное произведение, а именно большую мрамоную Нике Самофракийскую, которая, не смотря на то, что ее голова утрачена, составляет одно из главгых украшений
Луврского музея.
Скульптура в Древней Греции и греческой Малой Азии (275-27гг.до н.э)
Сюжеты своих исторических изображений пергамские скульпторы черпали из победоносных войн Аттала с галлами. Эпигон, Пиромах, Стратиник, Антигон.
Следует отметить такие скульптуры, как «Раненный галл», «Умирающий воин»,
«Галл и его жена». Произведения этого рода вводят нас в действительно новый мир искусства. По жизненной правде изображения чужеземцев и своим народно-историческим темам они были бы немыслимы во времена Фидия и даже
Праксителя. К этому времени мы относим такую скульптуру, как «Боргезский боец» – Агасий Эфесский. А также знаменитую мраморную статую – «Венеру
Милосскую». Она сделалась в 19 столетии общей любимицей благодаря красоте своей фигуры, дошедшей до нас, к сожалению, без рук; душевной теплоте, которой дышат благородные черты ее лица; необыкновенной мягкости рубки мрамора. Статуя была найдена на острове Милос в 1820г. Исполнена она, по всей видимости, Александром (или Агесандром).
Далее можно отметить имена следующих скульпторов: Аполлоний, Тавриск
(«Фарнезский бык»), Атенодор, Полидор, Агесандр («Лаокоон»).
Новоаттические мастера в сущности были только копировальщиками. Так, например, Антиох Афинский в своей статуе Афины воспроизвел Афину парфинос
Фидия. Новоаттическая школа очень охотно украшала рельефами большие мраморные вазы. Из мастеров этой отрасли известны: Сальпион, Сосибий,
Понтий.
II. Древняя Италия и
«Священная Римская империя»
Скульптура Италии до конца Римской республики
До начала эллинистической эпохи (около 900-275гг. до н.э.)
Этрурское ваяние долго находилось под влиянием греко-ионического архаизма. Около 500 г. до н.э. главным материалом ваяния была глина.
Большие терракотовые группы сидящих на тронах статуй в капитолийском храме
Юпитера в Риме были приписываемы некоему Волканию (или Вульке). Главным образом фигуры сохранились на крышках саркофагов.
Об этрурских бронзовых произведениях дают нам понятие не столько дошедшие до нас образцы, сколько указания, необходимые в письменных источниках. Единственным произведением в своем роде остается до сего времени бронзовая волчица во Дворце деи Консерватори римского Капитолия.
Волчица, кормящая своим молоком Ромула и Рема, – символ Рима. Некоторые признают волчицу чисто греческой работой, другие видят в ней произведение даже христианских средних веков.
Из этрурских каменных изваяний этой древнейшей эпохи прежде всего заслуживают упоминания известняковые надгробные стелы, сверху округленные, украшенные рельефами.
О произведениях этрурской художественной промышленности заметим, что благодаря обычаю этрусков помещать в усыпальницах различные предметы домашнего обихода до нас дошло огромное количество художественно исполненной утвари (глиняные сосуды, вазы). Этруски пытались подражать расписным греческим глиняным вазам, которые привозились во множестве.
Изготовление изделий из бронзы получает в Этрурии с VI в. сильное развитие в национальном духе. Тирренские канделябры были известны в V в. даже грекам.
От начала эллинистической эпохи и до конца Римской республики (около 275-
25гг. до н.э.)
Переходом к итальянскому ваянию рассматриваемого времени могут служить бронзовые цисты Средней Италии, украшенные пластической работой, например циста из Вульчи в Грегорианском музее в Риме, с выбивным рельефным изображением амазонок. Наряду с этого рода произведениями могут быть поставлены иллюминированные красками этрурские погребальные урны. На крышках этих урн бывают помещены портретные фигуры умерших, величиной меньше натуры, моделированные грубо и сухо, с коротким туловищем и большой головой.
Больше всего впечатления на нас производят портретные бюсты, хотя относительно изображенных на них личностях, существуют по большей части разногласие. Например, относительно так называемого бюста Юлия Цезаря, бюста Цицерона, слывущего портретом Помпея.
2. Скульптура времен Римской империи
Эллинистическое идеалистическое ваяние в Италии сказало, в сущности, свое последнее слово в произведениях новоаттической школы Пазителя.
Единственным лозунгом этой отрасли искусства сделалось подражание великим мастерам былых времен..
Лучшие произведения эпохи Адриана были все еще полны такой же жизнью, какой проникнуты два кентавра темно-серого мрамора работы Аристея и Папия.
Главную задачу скульптуре при Адриане составляло изготовление несчетного множества статуй и бюстов Антиноя, которыми она наделяла все художественные и религиозные учреждения империи. Антиной был молодой красавец, любимец
Адриана, чтобы спасти его жизнь, Антиной, движимый врачебным суеверием, пожертвовал для нее собой и утопился в Ниле.
Римляне издавна привыкли считать греческие божества своими собственными; поэтому переделки в изображениях греческих божеств сообразно представлениям местной итальянской мифологии ограничивались в римской скульптуре обычно атрибутами. Ланувинская Юнона Соспита, колоссальная и строгая.
Последние усилия эллинистическо-римского идеалистического искусства выказались в рельефных изображениях на мраморных саркофагах империи. Стенки саркофагов украшены многофигурными рельефами, на крышках помещалась полусидящая фигура умершего.
Римские портретные и триумфальные рельефы вводят нас в совершенно иной мир. В этой области господствовал римский дух и римское чувство.
Необходимо было точное изображение личностей новых владык мира. Это истинно римское императорское искусство было реалистичным в полном смысле слова.
Задачей римской портретной скульптуры было в начале изображение частных лиц. Лучшими ее произведениями были бюсты, статуи во весь рост и сидячие фигуры римских граждан и их жен и дочерей. Удивительной естественностью, соединенной с греческой строгостью и величием, дышат черты лица «Весталки».
Римская портретная скульптура потом превратилось в императорское.
Например, голова юного Августа, затем на скульптуру, уже постаревшего
Августа. В обеих скульптурах вся внутренняя жизнь выражена в них, главным образом в голове – во взгляде, выражении лица.
Скульптура портретная плавно переходит в рельефную скульптуру. Ряд триумфальных рельефов начинается с украшавших Алтарь мира, далее развитие рельефа можно проследить в скульптурах арки Тита На ней два главных изображения, относящиеся к триумфу Тита, украшают стены под сводом пролета.
На одной стороне представлен сам император едущий в сопровождении свиты на победоносной колеснице, на другой- триумфальное шествие. Арки Траяна
(точнее оставшейся колонны Траяна). Рельефы, обвивающие колонну как бы мраморной спиральной лентой, которая делает на ней 23 полных оборота, изображает эпизоды из победоносных войн императора с даками. Отдельных фигур в этих рельефах, достигающих высоты 75 см, насчитывается больше 2500.
По образцу этих рельефов исполнены скульптурные украшения арки Севера.