- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 14,01 Кб
Скульптура Санкт-Петербурга
Скульптура Санкт-Петербурга
Содержание
Введение
. Скульптура Летнего сада
. Скульптуры Аничкова моста
. Скульптура, украшающая дворцы и храмы Санкт-Петербурга
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В России в XVII – XVIII веках особенно охотно для украшения садов и парков применялись серии из нескольких статуй, составляющих композиционную и смысловую общность. Вообще для паркового искусства XVIII века свойственно стремление к иллюзорному расширению границ пространства. Это достигалось искусной расстановкой садовых скульптур.
Первоклассная техника, умелая свободная компоновка как наследство блестящей эпохи барокко объясняют высокий уровень мастерства в решении задач при создании декоративной скульптуры XVIII века.
Для искусства позднего барокко и особенно рококо характерно стремление выполнять действительно монументальные задачи легко и свободно. По традиции используются античные сюжеты, выбираются персонажи древних мифов, но тематика эта уже не соответствует художественному образу статуй.
В Западной Европе того времени становится очень модным украшать сады произведениями античной пластики. Петр I и здесь не отстает от веяний времени, желая поместить в своей резиденции древнеримскую статую Венеры. В этот период отошли в прошлое образы классического стиля, а преувеличенная хрупкость и стройность, мягкая проработка тела прекрасной Венус перекликались с поисками новых идеалов женской красоты в искусстве начала XVIII века.
1. Скульптура Летнего сада
История не сохранила точной даты основания Летнего сада. Первые упоминания о нем встречаются в письмах Петра I, датированных мартом 1704 г. Внимание царя, искавшего среди лесов и топей дельты сухие участки, сразу привлекло место близ главного русла Невы, у истока Безымянного Ерика (река Фонтанка), – там, где ранее находилась усадьба шведского майора Конау с небольшим домом и голландским садиком.
На протяжении всех лет петербургского периода царствования Петр вдохновенно созидал свой любимый огород. Названный так Петром I Летний сад, хотя и был разбит по образцу французского регулярного парка, сохранил черты русских подмосковных садов XVIII в., где обязательно высаживались фруктовые деревья и огородные растения. Парадная часть занимала половину современной территории, а огород с грядами овощей, теплицей, плодовыми деревьями, оранжереями, где хранились в зимнее время южные растения,- остальную территорию, граничившую с рекой Мойкой. Если проживу еще три года,- говорил царь,- буду иметь сад лучше, чем в Версале, у французского короля.
Помимо различных садовых сооружений в Летнем саду разместилась большая коллекция мраморной скульптуры, что являлось обязательным для регулярного парка. В первой четверти XVIII в. собрание насчитывало до двухсот статуй, скульптурных групп, бюстов. Сейчас их осталось девяносто одна. Мраморные бюсты, группы, статуи заказывались и покупались в мастерских Венеции и Рима. Руководил закупкой коллекции непосредственно Петр I. Для этой цели специально были посланы в Рим доверенные лица.
Для Летнего сада скульптура отбиралась по смысловому признаку. Среди исторических имен выбирались самые прославленные (Александр Македонский, Юлий Цезарь, Август и др.).
Значительную часть коллекции составляли композиции и отдельные статуи, олицетворяющие процветание страны в период царствования Петра I. В эпоху, когда аллегория была в большой моде, уже в названиях многих статуй, таких, как Слава, Архитектура, Мореплавание, отразилась история России начала XVIII в.- победы в Северной войне, основание морского флота, строительство Санкт-Петербурга. Среди аллегорических изображений можно выделить группу так называемых добродетелей, вероятно, более многочисленную в начале XVIII в. Из сохранившихся до настоящего времени наиболее показательны Истина с солнечным диском в руке, символом света и просвещения, и Искренность с рукой на голове льва, что означало победу добродетели, опирающейся на величие души.
Многочисленной была в собрании и группа садовой скульптуры мифологического содержания – статуи, изображавшие, в основном, античных богов. У входа в Летний сад со стороны Невы на Главной аллее посетителей встречает Минерва – богиня мудрой справедливой войны, а дальше, на третьей площадке, собрано несколько так называемых земледельческих мифологических персонажей: Флора, Церера, Вертумн, Помона.
Скульптурное украшение садов того времени отражало, в той или иной мере, представления об устройстве мироздания (четыре времени года, время суток, божества и стихии), о добродетелях и пороках, о символах процветания и славы государства. Особо следует выделить скульптуры, в аллегорической форме указывающие на важные для России общественно-политические события, прославляющие реформаторскую деятельность Петра I, его военные победы ("Ништадтский мир", "Слава", "Минерва", "Навигация"). Петр I собрал в Летнем саду уникальную коллекцию статуй и бюстов. Только в парадной части сада находилось около 150 скульптур. В конце XVIII – начале XIX века часть статуй была увезена в Царское Село, Петергоф, Павловск, часть попала в Эрмитаж. Некоторые скульптуры погибли от наводнений. В настоящее время в Летнем саду можно видеть 91 произведение скульптуры: 38 статуй, 5 скульптурных групп, 48 бюстов. Большая часть из них выполнена итальянскими мастерами, в основном, венецианскими, в конце XVII – начале XVIII века.
Мир и Изобилие (Ништадтский мир). П. Баратта. 1725 год.
Монументальная группа "Мир и Изобилие", исполненная по специальному заказу, была привезена в Санкт-Петербург и установлена в Летнем саду в 1726 г., уже после смерти Петра I. Группа является аллегорией Ништадтского мира, утвердившего военные успехи России в борьбе со Швецией в ходе Северной войны 1700 – 1721 гг. "Мир" олицетворен сидящей женской фигурой, держащей в руке рог изобилия с колосьями, овощами и цветами – "мир приносит довольство".
Факел, который "Мир" опускает к лежащим у ног воинским трофеям, – знак окончания войны. Крылатая богиня Победы с пальмовой ветвью в руке венчает "Мир" лавровым венком, попирая ногой поверженного льва, и это "значит, что сила утеснена викториею", – как писал в пояснении Савва Рагузинский. Поверженный лев лапой придерживает картуш с надписью на латыни: "Magnus est qui dat et qui accipit sed maximus qui ambe haec date potest" ("Велик и тот, кто дает, и тот, кто принимает. Но самый великий тот, кто и то и другое свершить может"). Здесь речь идет о России, предложившей Швеции условия мира, и о Швеции, эти условия принявшей, но над ними обеими самый великий – Бог. Всевышний упоминается для того, чтобы намекнуть, что победы одержаны Россией "не без смотрения божия". Среди произведений П. Баратта скульптурная группа Мир и изобилие- довольно типичная для своего времени аллегория. Мастер постарался ввести в композицию полный набор разных символов. Это рог изобилия, факел войны, знамя, щит с головой Горгоны, лавровый венок и пальмовая ветвь. Кроме двух женских фигур, скульптор изображает льва – побежденную Швецию и орла-победительницу Россию. Как художественное произведение эта тяжеловесная и несколько перегруженная композиция с фигурами удлиненных пропорций и сглаженной поверхностью тел характеризует стиль Баратта, близкий классицизму академического толка.
Слава. П. Баратта. Около 1718 года.
Статуя "Слава" символизирует военные победы России в Северной войне. "Слава" в соответствии с канонами европейского искусства аллегорически изображена в виде молодой женщины. Она опирается на обелиск, символ вечности, и держит в руке лавровый венок – награду победителю.
К сожалению, эта скульптура плохо перенесла почти 300-летнее пребывание на открытом воздухе – ее мрамор начал разрушаться. В 2003 году на Невской аллее Летнего сада установлена копия статуи "Слава", а подлинник перенесен в закрытое хранение.
Мореплавание (или Навигация). Мастерская П. Баратта. До 1722 года.
"Мореплавание" олицетворяет фигура молодой женщины, которая опирается на руль корабля. В правой руке она держит компас, а в левой – развернутую карту, на которой изображен Скандинавский полуостров и побережье Балтийского моря.
К сожалению, к настоящему времени мрамор уже сильно выветрился, и не все детали сохранились. Однако, из описания скульптуры известно, что на месте Петербурга было рельефно изображено лицо в сиянии лучей. Эта карта и, в особенности, последняя деталь не оставляют сомнения в том, что статуя эта сделана по специальному заказу. Безусловно, символика статуи имеет отношение и к созданию российского флота, и к выходу России к морю, и к основанию Санкт-Петербурга. Подлинник статуи "Мореплавание" в 1999 году перенесен в закрытое хранение, и на аллее Летнего сада установлена ее копия.
Архитектура. Мастерская П.Баратта. До 1722 года.
"Архитектуру" олицетворяет молодая женщина, держащая в руках чертеж с планом и циркуль. Она опирается на рустованный угол здания. Поскольку статуя "Архитектура" является парной к статуе "Мореплавание", можно с полным основанием предположить, что она посвящена бурному строительству Санкт-Петербурга, которое стало возможным благодаря выходу России к морю.
Подлинник статуи "Архитектура" в 2000 году также перенесен в закрытое хранение, на аллее сада установлена копия.
Аврора. Дж. Бонацца. 1717 год.
Аврора – богиня утренней зари. Она представлена в образе юной женщины в венке из роз, с факелом в правой руке (при ее появлении воздух светлеет). В левой руке богиня держит цветы, которые раскрываются ранним утром с появлением первых капель росы.
Полдень. Дж. Бонацца. 1717 год.
"Полдень" изображен в виде молодого мавра с солнечным диском в волосах. В правой руке он держит пучок стрел, напоминающих о лучах солнца, а в левой – цветок лотоса. Перевязь на правом плече "Полдня" украшена изображением зодиакальных знаков Тельца, Девы и Козерога, а у его ног растет подсолнух – растение, которое всегда поворачивается вслед за солнцем.
Закат. Дж. Бонацца. 1717 год.
"Закат" изображен в виде старца. Вечерняя звезда Веспер (Венера) сияет над его челом. Правой рукой он указывает на заходящий диск Солнца. На его поясе – знаки созвездий Близнецов, Весов и Водолея. У ног "Заката" – цветы дурмана, которые особенно сильно пахнут вечером.
Ночь. Дж. Бонацца. 1717 год.
Амур и Психея. Джулио Картари(?). Конец XVII века.
Скульптурная группа, представляющая подлинный раритет, была приобретена в Риме в 1719 году Ю. Кологривовым и находилась изначально в павильоне "Грот".
"Амур и Психея" – одно из наиболее интересных в художественном отношении произведений в собрании скульптуры Летнего сада. Сюжетом для него послужила поэтическая легенда о любви сына богини Венеры Амура к прекрасной девушке Психее. Сюжет взят из произведения "Метаморфозы" древнеримского автора Апулея (II век н.э.). В изложении Апулея, Психея была столь прекрасна, что вызвала ревность богини красоты Венеры, и та подослала к ней своего сына Амура, чтобы он нанес рану Психее. Но когда Амур увидел девушку, он не стал причинять ей вреда, а перенес ее тайком в свой чертог и посещал ее по ночам, в полной темноте, запретив ей видеть свое лицо. Коварные и завистливые сестры подучили Психею нарушить запрет, и она попыталась при помощи ночника рассмотреть своего возлюбленного.
Перед нами – прекрасный миф, застывший в мраморе: восхищенная Психея наклоняется к своему таинственному супругу – через мгновение капля горячего масла, падающая из светильника, разбудит Амура, и он в гневе покинет Психею. Девушке придется перенести немало испытаний, прежде чем она вновь обретет своего любимого. Яркой чертой барокко является композиция скульптурной группы, построенная на резких диагоналях движения Амура и Психеи, рассчитанные на контраст света и тени, а также эффектно развевающиеся одежды, легкая прозрачность локонов Амура и характерная фактура материала.
Рок. А. Тарсиа. 1717 год.
Скульптура – парная к скульптуре "Немезида", была заказана и выполнена в Венеции, предназначалась для украшения крыши Грота. Рок – олицетворение судьбы, определенного жизненного жребия, представлен в виде слепого старца. В левой руке "Рок" держит книгу судеб, куда при рождении человека записывается его удел. "Рок" изображен опирающимся на алтарь, обвитый дубовой гирляндой – атрибут, указывающий на дар прорицания, также свойственный этому божеству.
Немезида. А. Тарсиа. 1717 год.
Скульптура – парная к скульптуре "Рок". Немезида – дочь Ночи, богиня возмездия, которая раздает людям по их заслугам счастье и несчастие. Изображена опирающейся на ликторские фасции (пучок прутьев и секира) – атрибут правосудия, знак карательных прав народных трибунов Древнего Рима. В левой руке Немезида держит лавровый венок и драгоценную цепь для поощрения достойных. В знак своей неподкупности богиня попирает ногой высыпавшиеся из мешка монеты и драгоценности.
Декоративная скульптура Летнего сада существует в неразрывном единстве с природным окружением и Летним дворцом Петра I, придавая своеобразный облик всему садово-парковому ансамблю.
Около Чайного домика в Летнем саду 12 мая 1855 г. состоялось открытие бронзового памятника И.А. Крылову, исполненного скульптором П.К. Клодтом. Очень интересен гранитный пьедестал с отлитым в бронзе скульптурным фризом, на котором изображены персонажи крыловских басен. В этой работе принимал участие художник А.А. Агин, рисунки которого послужили основой для рельефных композиций постамента.
Памятник И.А. Крылову, отлитый на средства петербуржцев, стал первым в городе памятником русскому писателю. После его установки завершается оформление Летнего сада в том виде, к какому мы привыкли в настоящее время.
парковый искусство скульптура сад
2. Скульптуры Аничкова моста
С 1785 по 1841 Аничков мост представлял знакомую нам композицию с романтическими каменными башнями, наподобие сохранившихся до сих пор Старо-Калинкина и Ломоносова мостов. В 1841 Аничков мост капитально перестроили и значительно расширили.
Мост был расширен, но потерял свой поэтический облик, лишившись гранитных башен и парапетов. В качестве перильных ограждений на мосту установили между гранитными тумбами чугунные решётки высокохудожественного литья, в рисунке которых чередуются парные изображения морских коньков и русалок. Выразительны чугунные стойки перил, в просветах которых находятся устремляющиеся в пучину дельфины. Решётка была отлита по образцу рисунка немецкого архитектора Карла Шинкеля. В 1841-50 мост украсили 4 бронзовые скульптурные группы, вылепленные и отлитые бароном Петром Карловичем Клодтом фон Юргердсбургским. В 1833 Клодт представил в совет Академии художеств модели «Укротителей». За 2 первые скульптурные группы «Коня с водничим» Академия приняла его в том же году в число «назначенных». В 1839 была отлита из бронзы 1-я группа – конь с идущим рядом юношей, а в 1841 – парная ей: юноша, решительно схвативший коня под уздцы. Они были установлены на западных устоях моста. Через год, в 1842, были отлиты из бронзы копии первых двух групп. Но их увезли в Пруссию в дар прусскому королю Фридриху-Вильгельму IV. В официальном отчёте по поводу впечатления от скульптурных групп Клодта, установленных перед главными воротами Королевского дворца в Берлине, отмечалось, что скульптуры «произвели такой всеобщий восторг, какого подобного там никогда не было или редко что возбуждало». Их автор был избран членом Академии художеств в Берлине, Париже и Риме.
В 1849-50 Клодт отливает последние 2 группы, изображающие новые сцены укрощения коня человеком. В 1850 этот грандиозный замысел был полностью завершён. Прототипом скульптур лошадей на мосту стал чистокровный арабский скакун Амалатбек. Он был дик и непокорен. Клодт сумел его укротить. Помогала ему в работе дочка, которая садилась на коня и поднимала его на дыбы, а отец в это время делал зарисовки. Интересно, что кони, направленные в сторону Адмиралтейства, подкованы, а, глядящие по направлению к Московскому вокзалу, где в то время располагалась кузница, – ещё нет.
3. Скульптура, украшающая дворцы и храмы Санкт-Петербурга
Исаакиевский собор – здание-музей, поражающий своим величием. Этот храм достойно завершает эпоху русского классицизма. Золотой купол Исаакиевского собора виден практически со всех концов города, а в ясную погоду – и из отдаленных пригородов. Название собора происходит от святого Исаакия Далматского, в день которого, по православному календарю, родился Петр I. Первая, деревянная, церковь была возведена к западу от Адмиралтейства в 1710 году. Существующий Исаакиевский собор, четвертый по счету, возводился по проекту О. Монферрана с 1818 по 1858 год и стал главным произведением французского архитектора. Около 400 скульптур, выполненных скульпторами И.П. Витали, Н.С. Пименовым, П.К. Клодтом и другими мастерами на библейские сюжеты, украшают собор. В семи дверях собора, отлитых из бронзы, размещены 51 барельеф, 73 статуи и 84 бюста.
Зимний Дворец построен по проекту В.В. Растрелли в 1754-1762 годах как зимняя резиденция русских императоров. Дворец представляет собой прямоугольное здание в стиле барокко. Главный фасад обращен на Дворцовую площадь. Главный фасад Нового Эрмитажа (1839-1852 гг., проект Л. Кленце, строили архитекторы В.П. Стасов и Н.Е. Ефимов) украшают знаменитые на весь мир скульптуры атлантов, выполненные из сердобольского серого полированного гранита (скульптор А.Н. Теребенев, 1840-1848 гг.).
Церковь во имя Апостолов Петра и Павла была заложена через месяц после основания города, 29 июня 1703г. и 1 апреля 1704г. была достроена и освящена во имя Святых Апостолов Петра и Павла. Первоначально это была деревянная церковь, с 1712 г. на ее месте началось возведение каменного Петропавловского собора по проекту архитектора Д.Трезини. Строительство продолжалось 21 год, и лишь в 1733г. собор был освящен при императрице Анне Иоановне. Многоярусная колокольня собора увенчана шпилем, который завершается флюгером в виде фигуры летящего ангела с крестом. Высота собора 122,5 метра, высота фигуры ангела 3,2 метра, а размах его крыльев 3,8 метра.
Заключение
Поражает разнообразие скульптуры, украшающей сады, парки и фасады Санкт-Петербурга от самого знаменитого Летнего сада до расположенного в стенах малого Эрмитажа камерного Висячего садика и летних резиденций русских царей (Петергоф, Пушкин, Павловск). Все эти произведения связывает общая история. Некогда они принадлежали Петру Великому или его сподвижникам и были приобретены в Италии по специальным заказам. Большинство статуй и бюстов создавались венецианскими мастерами между 1716 и 1725 годами под контролем графа Саввы Лукича Владиславича-Рагузинского (1669-1738), находившегося на русской службе и жившего в Венеции в 1756-1722 годах. Работы некоторых скульпторов до последнего времени не были известны даже в Венеции. Еще один художественный агент Петра Великого, Юрий Иванович Кологривов (около 1690-1754), действовал в основном в Риме, покупая античную скульптуру (и копии с антиков), а также работы мастеров XVII века. Именно ему удалось приобрести знаменитую статую "Венеры Таврической", хранящуюся ныне в Эрмитаже.
Очевидно, что в такой небольшой по объему работе невозможно в полной мере отобразить многогранный облик скульптуры Санкт-Петербурга. Но мы попытались вкратце рассказать о ее ярчайших образцах, находящихся на всеобщем обозрении в Летнем саду, на Аничковом мосту и на фасадах петербургских соборов и дворцов.
Список использованной литературы
1.Андросов С.О. Петр Великий и скульптура Италии. С-Пб, 2004
.Антонов Б.И. Мосты Санкт-Петербурга. СПб, 2002
.Дубяго Т.Б. Летний сад. М.-Л., 1951.
.Канн П.Я. Прогулки по Петербургу. СПб., 1994.
.Мацулевич Ж. Летний сад и его скульптура. Л., 1936.