- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 21,93 Кб
Скульптурная лепка при создании кованых композиций
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
"Чувашский государственный педагогический университет
им. И.Я. Яковлева"
Реферат
Скульптурная лепка при создании кованых композиций
Выполнил: студент 3 курса ТЭФ
гр. "Технология" Боровой А.И.
Проверил: Казаков А.В.
Чебоксары 2015
Оглавление
Введение
. Основные понятия пластичной анатомии человека и животных
. Основные композиции скульптур
.1 Круглая скульптура
. Основные правила композиционного построения скульптур из металла
.1 Литьё в песчаные формы
.2 Литьё в кокиль
.3 Литьё под давлением
. Общие сведения о материалах, применяемых при создании скульптур
. Орнамент
Заключение
Список литературы
композиция скульптура орнамент кованый
Введение
Слово скульптура имеет латинские корни, а именно: Sculpo – высекаю, вырезаю. Скульптура – это пластика, ваяние. Это форма изобразительного искусства, результатом которого становится художественное произведение объемной формы. Выполняться данные вещи могут из пластических либо твердых материалов.
Изготовление скульптуры – это интересный и захватывающий процесс, который берет свое начало с древних времен. Скульптуры же, сделанные литьем из металла не разрушаются с течением веков. Самые большие литейные памятники – Колосс Родосский и статуя Зевса Олимпийского в храме Зевса в Олимпии – являются двумя из семи чудес света.
Для того чтобы стать профессионалом, литейщику нужно пройти длительное обучение, много практиковаться, обладать высоким эстетическим вкусом и, конечно, иметь талант. Творения скульпторов, которые отличаются виртуозностью, размерами или оригинальным, необычным способом литья, присваивают достойный титул – "Царь".
Изготовление литейных скульптур со временем превратилось в отдельную отрасль, так как требует очень сложных, особых приемов. Скульптуры выполняют из различных металлов, которые неподвластны разрушающему влиянию внешней среды. Изготовление скульптуры, безусловно, тяжелый процесс, но шедевры, которые получаются вследствие этого процесса, не могут не восхищать. Они доносят до нас всю историческую важность и значение тех людей или событий, которым посвящены данные скульптуры. О таком качестве литья, как сейчас, мастера прошлых веков могли только мечтать. Для примера: изготовление скульптуры "Медного всадника" заняло почти 20 лет, современные мастера смогли бы выполнить такой же объем работ за 6 месяцев. Максимально возможная высота модели достигает 8 метров.
1. Основные понятия пластичной анатомии человека и животных
Специфика скульптуры портретного и анималистического жанров оказывает влияние на теорию и практику, способы изучения ее методики. Речь идет об этапах создания скульптуры.
Нами были выделены следующие:этап – скульптурный рисунок: графические наброски с натуры, по памяти; анатомические графические зарисовки; графический набросок по представлению будущей скульптурной работы;этап – выполнение модели в мягком материале;этап – выполнение скульптуры в твердом материале.
В этих пределах за скульптурой сохраняется право на особенность её собственной методики, которую можно разбить на три группы:группа методов – методы обучения анатомии человека и животных; методы по обучению скульптурному рисунку, в которые входят а) методы обучения графическому наброску с натуры, б) методы обучения графическому наброску по памяти, в) методы обучения графическому наброску по представлению;группа – методы обучения лепке из мягких материалов – пластилин, глина, воск и т.п.;группа – методы обучения скульптуре из твердых материалов – рубка камня, литье из металла, резьба из дерева и т.д.
Рассмотрим методы обучения анатомии человека и животных.
В педагогической теории и практике обучения анатомии человека (М. Дюваль, М.Ф. Иваницкий, Н.К. Лысенков, М.Т. Тихонов, Г.М. Павлов и В.Н. Павлова, М.Ц. Рабинович, Н.С. Механик, А.Е. Хитров и Т.И. Кутиркин, В.Д. Черкасов, М. Мальстром и др.) и в обучении анатомии животных (В.А. Ватагин, М.Ц. Рабинович, Г.Н. Карлов, П.Я. Павлинов и др.) сложились определённые традиции зарисовок.
Художники-анималисты считают, что знание пластической анатомии представителей фауны при работе над их изображением, имеет не меньшее значение, чем знание анатомии человека. Большое значение для поиска эффективных методов обучения пластической анатомии человека и зверей, птиц, земноводных имеют наглядно-дидактические пособия. Таким образом, авторы сделали немало замечаний и поделились соображениями, можно сказать, лишь в порядке постановки вопроса, но, тем не менее, значимых по существу. Широкий кругозор художников-анималистов, интерес к животному миру позволили им создать наглядно-дидактические пособия по пластической анатомии животных, птиц, земноводных. В рисунках, таблицах, помещенных в тексте, разбирается анатомия представителей фауны, объясняются их движения, мимика, костно-мышечная система и т.п.
Кратко рассмотрим предысторию проблемы обучения пластической анатомии человека, зверей, птиц, земноводных, представленные в научно-методической литературе. Известно, что размежевание анатомии человека и животных происходит в первой половине XVIII века в связи с появлением в России Хорошевской ветеринарной школы, первой не только в России, но и в Европе. Позднее во всех возникших в XIX веке ветеринарных институтах Варшавы, Харькова, Казани, Москвы, Новочеркасска, Киева, Омска учреждается кафедра анатомии животных, где работают выдающиеся ученые и авторы учебников. Но такие узкопрофессиональные книги лишь частично касаются пластической анатомии животных. В настоящее время проблема анатомии человека и животных – одна из граней целого ряда наук и научных дисциплин, каждая из которых изучает её с интересующей их стороны. Анатомия (рассечение) – наука, изучающая строение составных частей тела (костей, мускулов, сухожилий и т.д.), которые отделяют друг от друга рассечением для того, чтобы исследовать их форму, отношения и связи. Это изучение может проводиться с различными целями: во-первых, с точки зрения общебиологической и сравнительной для отыскания аналогий и различия у животных по классам – сравнительная анатомия; во-вторых, с точки зрения знания практической, выясняя взаимное расположение органов, необходимых врачу и хирургу – анатомия хирургическая или топографическая; в-третьих, для изучения расположения и строения органов, которые определяют внешние формы тела, – анатомия пластическая, её еще называют – анатомией форм, анатомией для художников.
Пластическая анатомия – (греч. anatome – рассечение) раздел анатомии, который изучает пластические свойства, внешние формы и пропорции человеческого тела, а для художников-анималистов – также пластику тела животного и птицы. Пластическая анатомия является необходимой дисциплиной в системе специального художественного образования, применяемой для того, чтобы студенты могли овладеть эмпирическим познанием форм, положений тела (поз), движений, и для научного понимания этих движений, форм и положений человека и животных. Исходной точкой знаний по пластической анатомии является скелет. Затем к этим основным сведениям прибавляется ещё сведения о мускулах, двигающих кости, тогда художник сможет анализировать сквозь кожу игру анатомических образований, определяющих формы человека и животного, их движения.
Помогает художнику сделать представление о будущей скульптуре "сквозная анатомия". Под термином "сквозная анатомическая зарисовка человека, животных" понимается процесс создания аналитической схемы человека и объектов фауны, который включает в себя:
этап – выполнение графических набросков с натуры и по памяти,
этап – контурное изображение на новом листе предыдущих графических набросков,
этап – врисовывание анатомии человека или животного в этот контур.
Такая поэтапность и позволяет выполнить анатомическую сквозную зарисовку, на которую одновременно накладываются абрис человека или животного и его анатомия.
2. Основные композиции скульптур
Скульптура может быть изготовлена в любом жанре, самые распространенные жанры – фигуратив (портрет, исторический, жанровая композиция, ню, религиозный, мифологический) и анималистический жанр. Материалы для изготовления скульптуры многообразны: металл, камень, глина и обожженная глина (фаянс, фарфор, терракота, майолика), гипс, дерево, кость и др. Методы обработки скульптуры тоже разнообразны: литье, ковка, чеканка, высекание, лепка, резьба и др. Существует два основных вида пластики: круглая скульптура (свободно размещающуюся в пространстве) и рельеф (объемные изображения располагаются на плоскости).
.1 Круглая скульптура
Обход – одно из важнейших условий восприятия круглой пластики. Образ скульптуры <#”justify”>К станковой скульптуре относятся:
·Бюст – погрудное, поясное или оплечное изображение человека в круглой скульптуре.
·Скульптура малых форм – небольшие скульптурные произведения, созданные для украшения интерьера. К скульптуре малых форм относятся жанровые статуэтки, настольные портретные изображения, игрушки.
·Скульптурная группа
·Статуэтка – вид мелкой пластики – статуя настольного (кабинетного) размера намного меньше натуральной величины, служащая для украшения интерьера.
·Статуя – свободно стоящее объемное изображение человеческой фигуры в рост или животного или фантастического существа. Обычно статуя помещается на постаменте.
·Торс – скульптурное изображение туловища человека без головы, рук и ног. Торс может быть обломком античной скульптуры или самостоятельной скульптурной композицией.
·Монументальная скульптура – скульптура непосредственно связанная с архитектурной средой и отличающаяся крупными размерами и значительностью идей. Располагаясь в городской или природной среде, она организовывает архитектурный ансамбль, органично входит в естественный ландшафт, украшает площади, архитектурные комплексы, создавая пространственные композиции, которые могут включать в себя архитектурные сооружения.
К монументальной скульптуре относятся:
·Мемориал
·Монумент – памятник значительных размеров в честь крупного исторического события, выдающегося общественного деятеля и т.п.
·Монументальная скульптура, рассчитанная на восприятие с больших расстояний, выполняется из долговечных материалов (гранит, бронза, медь, сталь) и устанавливается на больших открытых пространствах (на естественных возвышениях, на искусственно созданных насыпях).
·Статуя – произведение искусства, созданное для увековечивания людей или исторических событий. Однофигурные и многофигурные композиции, бюсты, конные памятники
·Стела – вертикально стоящая каменная плита с надписью, рельефным или живописным изображением.
·Обелиск – четырехгранный, кверху суживающийся столб, увенчанный заострением в виде пирамиды.
·Ростральная колонна – отдельно стоящая колонна, ствол которой украшен скульптурными изображениями носовой части кораблей
·Триумфальная арка, триумфальные ворота, триумфальная колонна – торжественное сооружение в честь военных побед и других знаменательных событий.
3. Основные правила композиционного построения скульптур из металла
Литьё – заполнение чего-либо (формы, ёмкости, полости) материалом, находящимся в жидком агрегатном состоянии.
В наиболее распространённом понимании – производственный процесс изготовления изделий, заключающийся в заполнении формы расплавом или смесью веществ, в результате которого (после перехода материала в твёрдое агрегатное состояние) образуется отливка.
Литьём называют также продукцию литейного производства, художественные изделия и изделия народных промыслов, полученные с помощью литья.
.1 Литьё в песчаные формы
Литьё в песчаные формы – дешёвый, самый грубый (в плане размерной точности и шероховатости поверхности отливок), но самый массовый (до 75-80% по массе получаемых в мире отливок) вид литья. Вначале изготовляется литейная модель (ранее – деревянная, в настоящее время часто используются металлические или пластиковые модели, полученные методами быстрого прототипирования <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%8B%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%BF%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5>), копирующая будущую деталь. Модель, закрепленная на подмодельной плите, засыпается песком или формовочной смесью <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%BC%D0%B5%D1%81%D1%8C> (обычно песок и связующее), заполняющей пространство между ней и двумя открытыми ящиками (опоками). Отверстия и полости в детали образуются с помощью размещённых в форме литейных песчаных стержней, копирующих форму будущего отверстия. Насыпанная в опоки смесь уплотняется встряхиванием, прессованием или же затвердевает в термическом шкафу (сушильной печи). Образовавшиеся полости заливаются расплавом металла через специальные отверстия – литники. После остывания форму разбивают и извлекают отливку. После чего отделяют литниковую систему <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B8%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0> (обычно это обрубка), удаляютоблой <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%B9> и проводят термообработку <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%BE%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%BA%D0%B0>.
Для получения отливки данным методом могут применяться различные формовочные материалы, например песчано-глинистая смесь или песок <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%81%D0%BE%D0%BA> в смеси со смолой и т.д. Для формирования формы используют опоку (металлический короб без дна и крышки). Опока имеет две полуформы, то есть состоит из двух коробов. Плоскость соприкосновения двух полуформ – поверхность разъёма. В полуформу засыпают формовочную смесь и утрамбовывают её. На поверхности разъёма делают отпечаток промодели (промодель соответствует форме отливки). Также выполняют вторую полуформу. Соединяют две полуформы по поверхности разъёма и производят заливку металла.
.2 Литьё в кокиль
Литьё металлов в кокиль – более качественный способ. Изготавливается кокиль <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BA%D0%B8%D0%BB%D1%8C_(%D0%BB%D0%B8%D1%82%D1%8C%D1%91)> – разборная форма (чаще всего металлическая), в которую производится литьё. После застывания и охлаждения, кокиль раскрывается и из него извлекается изделие. Затем кокиль можно повторно использовать для отливки такой же детали. В отличие от других способов литья в металлические формы (литьё под давлением, центробежное литьё и др.), при литье в кокиль заполнение формы жидким сплавом и его затвердевание происходят без какого-либо внешнего воздействия на жидкий металл, а лишь под действием силы тяжести <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D0%BB%D0%B0_%D1%82%D1%8F%D0%B6%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B8>.
Основные операции и процессы: очистка кокиля от старой облицовки, прогрев его до 200-300°С, покрытие рабочей полости новым слоем облицовки, простановка стержней, закрывание частей кокиля, заливка металла, охлаждение и удаление полученной отливки. Процесс кристаллизации сплава при литье в кокиль ускоряется, что способствует получению отливок с плотным и мелкозернистым строением, а следовательно, с хорошей герметичностью и высокими физико-механическими свойствами. Однако отливки из чугуна <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D1%83%D0%B3%D1%83%D0%BD> из-за образующихся на поверхности карбидов требуют последующего отжига <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%82%D0%B6%D0%B8%D0%B3>. При многократном использовании кокиль коробится и размеры отливок в направлениях, перпендикулярных плоскости разъёма, увеличиваются.
В кокилях получают отливки из чугуна, стали, алюминиевых, магниевых и др. сплавов. Особенно эффективно применение кокильного литья при изготовлении отливок из алюминиевых и магниевых сплавов. Эти сплавы имеют относительно невысокую температуру плавления, поэтому один кокиль можно использовать до 10000 раз (с простановкой металлических стержней). До 45% всех отливок из этих сплавов получают в кокилях. При литье в кокиль расширяется диапазон скоростей охлаждения сплавов и образования различных структур. Сталь имеет относительно высокую температуру плавления, стойкость кокилей при получении стальных отливок резко снижается, большинство поверхностей образуют стержни, поэтому метод кокильного литья для стали находит меньшее применение, чем для цветных сплавов. Данный метод широко применяется при серийном и крупносерийном производстве.
.3 Литьё под давлением
ЛПД занимает одно из ведущих мест в литейном производстве. Производство отливок из алюминиевых сплавов в различных странах составляет 30-50% общего выпуска (по массе) продукции ЛПД. Следующую по количеству и разнообразию номенклатуры группу отливок представляют отливки из цинковых сплавов. Магниевые сплавы для литья под давлением применяют реже, что объясняется их склонностью к образованию горячих трещин и более сложными технологическими условиями изготовления отливок. Получение отливок из медных сплавов ограничено низкой стойкостью пресс-форм.
Номенклатура выпускаемых отечественной промышленностью отливок очень разнообразна. Этим способом изготавливают литые заготовки самой различной конфигурации массой от нескольких граммов до нескольких десятков килограммов. Выделяются следующие положительные стороны процесса ЛПД:
·Высокая производительность и автоматизация производства, наряду с низкой трудоёмкостью на изготовление одной отливки, делает процесс ЛПД наиболее оптимальным в условиях массового и крупносерийного производств.
·Минимальные припуски на мехобработку или не требующие оной, минимальная шероховатость необрабатываемых поверхностей и точность размеров, позволяющая добиваться допусков до ±0,075 мм на сторону.
·Чёткость получаемого рельефа, позволяющая получать отливки с минимальной толщиной стенки до 0,6 мм, а также литые резьбовые профили.
·Чистота поверхности на необрабатываемых поверхностях, позволяет придать отливке товарный эстетический вид.
Также выделяют следующие негативное влияние особенностей ЛПД, приводящие к потере герметичности отливок и невозможности их дальнейшей термообработки:
·Воздушная пористость, причиной образования которой являются воздух и газы от выгорающей смазки, захваченные потоком металла при заполнении формы. Что вызвано неоптимальными режимами заполнения, а также низкой газопроницаемостью формы.
·Усадочные пороки, проявляющиеся из-за высокой теплопроводности форм наряду с затрудненными условиями питания в процессе затвердевания.
·Неметаллические и газовые включения, появляющиеся из-за нетщательной очистки сплава в раздаточной печи, а также выделяющиеся из твёрдого раствора.
Задавшись целью получения отливки заданной конфигурации, необходимо чётко определить её назначение: будут ли к ней предъявляться высокие требования по прочности, герметичности или же её использование ограничится декоративной областью. От правильного сочетания технологических режимов ЛПД, зависит качество изделий, а также затраты на их производство. Соблюдение условий технологичности литых деталей, подразумевает такое их конструктивное оформление, которое, не снижая основных требований к конструкции, способствует получению заданных физико-механических свойств, размерной точности и шероховатости поверхности при минимальной трудоёмкости изготовления и ограниченном использовании дефицитных материалов. Всегда необходимо учитывать, что качество отливок, получаемых ЛПД, зависит от большого числа переменных технологических факторов, связь между которыми установить чрезвычайно сложно из-за быстроты заполнения формы.
Основные параметры, влияющие на процесс заполнения и формирования отливки, следующие:
·давление на металл во время заполнения и подпрессовки;
·скорость прессования;
·конструкция литниково-вентиляционной системы;
·температура заливаемого сплава и формы;
·режимы смазки и вакуумирования.
Сочетанием и варьированием этих основных параметров, добиваются снижения негативных влияний особенностей процесса ЛПД. Исторически выделяются следующие традиционные конструкторско-технологические решения по снижению брака:
·регулирование температуры заливаемого сплава и формы;
·повышение давление на металл во время заполнения и подпрессовки;
·рафинирование и очистка сплава;
·вакуумирование;
·конструирование литниково-вентиляционной системы;
Также, существует ряд нетрадиционных решений, направленных на устранение негативного влияние особенностей ЛПД:
·заполнение формы и камеры активными газами;
·использование двойного хода запирающего механизма;
·использование двойного поршня особой конструкции;
·установка заменяемой диафрагмы;
·проточка для отвода воздуха в камере прессования;
4. Общие сведения о материалах, применяемых при создании скульптур
Основными материалами для изготовления скульптур являются:
·Бронза
·Мрамор
·Бетон
Бронза – это наиболее популярный материал для создания скульптур. Ведь спустя время на бронзе образуется тонкая пленка, которая защищает скульптуру от загрязнений и разрушения. К тому же бронза – это наиболее крепкий и надежный материал для изготовления скульптур, ведь чтобы нанести какой-то ущерб или же сломать скульптуру из бронзы, придется приложить немалые усилия. Одним из способов изготовления таких скульптур является метод полного бронзового литья. Создают первоначальную форму под скульптуру из воска, после чего наносится слой глины и вытапливается воск, и только потом в эту форму заливают металл.
Говоря об изготовлении скульптур из бронзы, нельзя не вспомнить многочисленные памятники, встречающиеся в Москве и в других городах. Чтобы память осталась надолго, лучше всего, безусловно, увековечить её в бронзе. Качество бронзовых памятников, проверенное временем, безусловно подтверждает это. Поэтому, если принимается решение об установке памятника, скульптурной композиции, мемориальной памятной доски, плиты, то материалом для их изготовления обязательно должна быть бронза. От традиций никуда не уйти, да и художественно-изобразительных возможностей у бронзы не мало. Однако сегодня современные технологии и появившиеся новые материалы, такие, как литьевой искусственный камень, позволяют добиться изобразительных и эстетических результатов, а также дают возможность создавать абсолютно любые объемные элементы, скульптурные композиции, памятники, монументы, бюсты, мемориальные памятные доски, плиты, портретные барельефы, гербы, эмблемы и многое другое. Для желающих придать интерьеру или садовой территории солидность, такие современные скульптуры окажутся как раз кстати. Возможно также применение в них деталей из других материалов, например, из камня и дерева.
Как материал для создания скульптуры, бронза известна очень давно. Художественная бронза выделена в самостоятельный раздел прикладного искусства. В России большое развитие литье из бронзы приобрело на Урале. Бронзовые скульптуры уральских мастеров литейщиков отличаются великолепным качеством сплава и изяществом исполнения. Скульптура из бронзы остается неотъемлемым атрибутом украшения, создания парадных и жилых интерьеров. Скульптура из бронзы ассоциируется с богатством и знатностью, подчеркивает неординарность и значимость своего владельца.
Бронза обладает удивительными свойствами прочности и пластичности, что позволяет создавать изделия разного уровня сложности, прорабатывая при этом мельчайшие фрагменты. Бронза – это сплав, основой которого является медь, смешанная в различных пропорциях с другими химическими элементами: оловом, алюминием, бериллием, свинцом и т. д. (кроме никеля и цинка). Бронза обладает высокой прочностью, коррозионной стойкостью и антифрикционными свойствами, по этим свойствам она превосходит чистую медь. У бронзы хорошая стойкость в воздушной среде, в воде, в различных растворах и щелочных средах. Почти все бронзы хорошо поддаются сварке и пайке мягкими и твердыми припоями. Бронзу получают сплавлением меди с легирующим элементом, как говорилось выше, в электрических индукционных печах. Бронза, содержащая более 5-6% олова не прокатывается и не куется, ее применяют в литом виде. Бронза обладает высокими литейными свойствами: малая усадка – всего 1%, благодаря чему бронзы применяют для художественного литья. Литье бронзы – это процесс позволяющий придать расплавленному материалу желаемую форму. После застывания, скульптор, осуществляющий бронзовое литье, придает изделию законченный вид. Литье из бронзы позволяет придать материалу любую форму, размер и художественную эстетику, создавая, таким образом, произведение искусства. Литье позволяет в полной мере использовать все характеристики металла, а податливость бронзы, позволяет прорабатывать мельчайшие элементы скульптуры. Литье из бронзы позволяет создавать архитектурные формы декоративного и прикладного назначения. Художественное литье из бронзы – это, прежде всего, бронзовая скульптура. Скульптура из бронзы – уникальна по игре света и грации бликов на полированной поверхности, что позволяет скульптору создавать точные портретные скульптуры и использовать свойства материала при создании монументальных скульптур. Современное художественное литье бронзы требует от скульптора не только таланта и профессионального художественного образования, но знаний технических особенностей материала. Долгие годы скульптор познает тонкости работы с бронзой, учится на примерах великих мастеров, изучает дошедшие труды античных авторов, что помогает ему произвести качественное литье бронзы.
Мрамор – этот материал использовался для изготовления скульптур с давних времен. Хоть сейчас техника шагнула далеко вперед, и практически все производственные задачи делаются машинами, основными инструментами в обработке этого грациозного материала являются молоток и набор киянок. Мрамор гораздо капризнее, и создание скульптуры из него непростой процесс, но, тем не менее, работа с этим красивейшим материалом нравится нашим скульпторам.
Мрамор – безупречно-белый, блестящий, красивый и долговечный камень, имеющий широкий спектр применения. Одним из его основных предназначений является изготовление статуй и скульптур. Скульптуры из этого материала изготавливаются методом выпиливания, обивания и обтачивания камня, однако существует технология, при которой мраморные статуи изготавливаются путём заливки мрамора в форму, фактически это искусственная мраморная статуя. Подобная технология имеет большую историю применения в промышленных и строительных отраслях. Литьевой мрамор (ЛМ) – это современный композитный материал на основе природного минерала. ЛМ не отличается от натурального мрамора, а по ряду параметров даже превосходит его. Для изготовления материала необходима основа и наполнитель, в качестве последнего используется мраморная пудра мелкой фракции. Следует заметить что, чем больше будут фракции минеральных кристаллов, тем больше мрамор будет сиять и переливаться. Что же касается основы, то в её качестве применяют следующие смолы: полиэфирные, полиуретановые или акриловые. Подбор состава производится опытным путём. Изначально я взяла материал, который применяется на производстве, путём проб и ошибок его модифицировала, вводя в состав различные компоненты. Из ЛМ есть возможность отлить работу полой внутри, а это, как известно, немаловажно для шарнирной куклы. Для самой отливки используют силиконовые формы, что позволяет упростить процесс снятия форм и сэкономить время. ЛМ хорошо поддается механической обработке и не требует обжига. Готовая кукла достаточно прочна, но хрупка, как и фарфоровая. Иногда, кажется, что отличить ЛМ от фарфора невозможно, ведь оба материала очень похожи визуально и на ощупь. Еще одно из преимуществ – устойчивость к ультрафиолету, воздействие солнечных лучей даже за десятки лет не сможет изменить белоснежности мрамора. Важно отметить, что материал абсолютно не токсичен, так как изготовлен из натуральных компонентов, а так же влагостойкий и огнеупорный. Конечно, есть и минус, он проявляется изредка в виде небольших пузырьков (правда, дегазацию не пробовала, да и срок жизни материала невелик, для вакуумирования будет недостаточно – увы, против физики не пойдёшь, поэтому приходится мириться). Думаю, со временем удастся исправить этот нюанс.
В завершении статьи хочу показать своих кукол из ЛМ. Надеюсь, эта информация многим принесёт пользу и в ближайшем будущем данный материал займёт свое место в кукольном мире.
Бетон – материал, который обрел популярность за счет того, что не требует больших усилий от мастера и имеет низкую стоимость, при этом имеет высокую прочность.
Существуют 2 способа изготовления скульптур из бетона:
. Это высечение скульптуры из цельного куска бетона (как при создании скульптуры из мрамора);
. Это заливка бетона в заранее приготовленную форму. Сегодня почти половина малых архитектурных форма делается из бетона.
Цвет скульптур обычно естественный, то есть такого же цвета каким и был изначально материал. Еще начиная с античных времен до 19 века, скульпторы увлекались полихромной окраской. В 19-20 века скульпторы лишь изредка прибегали к окраске, предпочитая окрашивать скульптуры в однотонный цвет. И лишь в 50-60 гг. ХХ века у скульпторов вновь появляется интерес к многоцветной скульптуре.
Скульптуры, изготовленные из бетона, являются прекрасным украшением придомовой территории. При помощи использования раствора бетона осуществить можно отливку чаш и оформить берега искусственного водоема. Помимо этого из бетона можно изготовить мостики и беседки.
Для изготовления скульптур из бетонного раствора требуется изготовить каркас. При этом требуется в процессе изготовления каркаса постараться придать ему максимально возможную точную форму.
Чем качественнее изготавливается каркас скульптуры, тем легче лепить из бетона изделие. Скульптуру можно сделать как пустотелую, так и монолитную.
Какую скульптуру изготавливать зависит от личных предпочтений. При изготовлении пустотелой конструкции перед началом работы требуется каркас скульптуры обмотать мелкоячеистой металлической сеткой и только после этого начинать наносить раствор.
Раствор на поверхность каркаса скульптуры накидывается слоями, при этом последующий слой накидывается только после того как предыдущий полностью высыхает. Постепенно слой за слоем начинается формирование форм скульптуры.
Последний слой наносится так, чтобы он отражал все тонкости и детали скульптуры. После полного высыхания конструкция подвергается отделке.
При изготовлении монолитной скульптуры для ее установки по месту монтажа может понадобиться автокран.
5. Орнамент
Орна́мент (лат. <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA> ornamentum – украшение <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5>) – узор <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D0%B7%D0%BE%D1%80>, основанный на повторе <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80> и чередовании <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5> составляющих его элементов <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82>; предназначается для украшения различных предметов (утварь <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D1%82%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C>, орудия <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%80%D1%83%D0%B4%D0%B8%D0%B5_%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B4%D0%B0> и оружие <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%80%D1%83%D0%B6%D0%B8%D0%B5>, текстильные изделия <https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%A2%D0%B5%D0%BA%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%B8%D0%B7%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D1%8F&action=edit&redlink=1>, мебель <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%BB%D1%8C>, книги и так далее), архитектурных сооружений (как извне, так и в интерьере <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%8C%D0%B5%D1%80>), произведений пластических искусств (главным образом прикладных), у первобытных народов также самого человеческого тела (раскраска, татуировка <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B0%D1%82%D1%83%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B0>).
Орнамент, связанный с поверхностью, которую он украшает и зрительно организует, как правило, выявляет или акцентирует архитектонику <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%80%D1%85%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0> предмета, на который он нанесён. Орнамент либо оперирует отвлечёнными формами, либо стилизует реальный мотив.
Виды орнамента.
К числу формальных особенностей орнамента относится декоративная стилизация <https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%A1%D1%82%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F&action=edit&redlink=1>, плоскостность, органическая связь с несущей орнамент поверхностью, которую он всегда организует, нередко выявляя при этом конструктивную логику предмета. По характеру композиции, орнамент может быть ленточным, центрическим, окаймляющим, геральдическим <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%B4%D0%B8%D0%BA%D0%B0>, заполняющим поверхность или же сочетающим некоторые из этих типов в более сложных комбинациях. Это связано с обусловленной формой декорируемого предмета.
По используемым в орнаменте мотивам его делят на: геометрический, состоящий из абстрактных форм (точки, прямые, ломаные, зигзагообразные, сетчато-пересекающиеся линии; круги, ромбы, многогранники, звёзды, кресты, спирали; более сложные специфически орнаментальные мотивы – меандр <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_(%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82)> и т.п.); растительный, стилизующий листья, цветы, плоды и пр. (лотос <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%BE%D1%82%D0%BE%D1%81>, папирус <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%80%D1%83%D1%81>, пальметта <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BC%D0%B5%D1%82%D1%82%D0%B0>, акант <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D1%82_(%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82)>, гранат <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9_%D1%83%D0%B7%D0%BE%D1%80> и т.д.); зооморфный, или животный, стилизующий фигуры или части фигур реальных или фантастических животных. В качестве мотивов используются также человеческие фигуры – антропоморфный орнамент, архитектурные фрагменты, оружие, различные знаки и эмблемы (гербы <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B5%D1%80%D0%B1>). Особый род орнамента представляют стилизованные надписи на архитектурных сооружениях (например, на среднеазиатских средневековых мечетях <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%82%D1%8C>) или в книгах (т.н. вязь <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%8F%D0%B7%D1%8C>). Нередки сложные комбинации различных мотивов (геометрических и звериных форм – т.н. тератология <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F_(%D0%BD%D0%B0%D1%83%D0%BA%D0%B0)>, геометрических и растительных – арабески <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0_(%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82)>).
Декор из листовой заготовки. Куски нужной формы вырезаются из металлических листов ножницами, а для получения рисунка они могут подвергаться штамповке. Наложение этого типа декора на поверхность сосуда в англоязычной литературе обозначается термином cut-card. Фигуры и узоры, рельефно выступающие над поверхностью сосуда, выполняются выколачиванием металлического листа с оборотной стороны пунсоном в технике, называемой объемной чеканкой, или repoussé (франц.); подобным образом вогнутый рисунок выполняется с лицевой стороны плоской чеканкой. Ровные поверхности могут быть украшены гравировкой при помощи резца или грабштихеля; иногда рисунок прочерчивается сквозь нанесенный на поверхность воск и затем протравливается кислотой. На поверхность изделия может напаиваться тонкая проволока, обычно витая (скань, филигрань), и мелкие шарики (зернь), образующие рельефные формы или тонкий орнамент; сканью и зернью часто украшали оправы драгоценных камней. Если вместо резца используются вращающиеся валки, поверхность приобретает зернистую, матовую или шероховатую фактуру.
В отдельные периоды в некоторых странах в поверхности предметов из меди, латуни, бронзы и стали, а иногда из золота и серебра, делались выемки при помощи вытравливания или гравирования, которые заполнялись другим материалом. Если это заполнение состоит из черных серных соединений серебра, меди или свинца, то такая техника называется чернью, ниелло (итал. niello); если выемки заполняются стекловидной глухой или прозрачной эмалью, то это называется выемчатой эмалью, шанлеве (франц. champleve). Выемки могут также создаваться припаиванием тонких металлических полосок или проволочек-перегородок (франц. cloisons) на гладкую основу из золота, серебра, меди или бронзы; затем выемки заполняются эмалями и изделие обжигается. Эта техника называется перегородчатой эмалью, или клуазонe (франц. cloisonne). Третий вариант этой техники – насечка: на поверхность изделий из стали, латуни или других материалов наносился рисунок из углубленных желобков, выемок и зазубрин, которые заполнялись золотой или серебряной проволокой, затем поверхность тщательно разглаживалась. Техника насечки была изобретена и распространена в Дамаске, поэтому в зарубежной литературе ее иногда называют дамаскированием, что означает также подражание дамасской стали.
Заключение
Создание скульптуры – это активный трудовой процесс. Творчество скульптора – тяжелая физическая работа, борьба с материалом. Человек как бы преодолевает безжизненность камня, дерева или глины, покоряет материал, создает из него полный жизни художественный образ.
В скульптуре замысел мастера воплощается в вещественном реальном объеме. Подобно тому, как в живописи основное выразительное средство – изображение красками на плоскости холста, "язык" скульптуры – объемно-пластическая, трехмерная форма, обладающая реальной тяжестью. Именно через скульптурную форму раскрывается содержание скульптурного произведения, доносится до зрителя замысел скульптора. Выразительные возможности в реалистическом искусстве этой объемно-пластической формы поистине безграничны. Особенностью скульптуры, своеобразием ее содержания является то, что она изображает преимущественно человека. Именно в образе самого человека скульптор может раскрыть жизнь общества, характеры людей, их настроения и действия. В связи с этим для искусства скульптуры характерен определенный круг тем: в скульптуре можно вылепить портреты современников или деятелей прошлых эпох, создавать композиции на бытовые темы, изображать аллегорические фигуры, олицетворяющие общие понятия (труд, мир, дружба народов, победа и т.д.). Природу и среду, окружающие человека, можно передавать в скульптуре лишь косвенно, с помощью какой-либо детали. Особенно важным качеством скульптуры является то, что она в наиболее обобщенных, аллегорических, монументальных образах может выражать героические идеалы своего времени. Не случайно периоды расцвета скульптуры совпадают с теми историческими эпохами, когда высоко поднимается значение человека и основной задачей искусства становится создание положительного героического образа.
Список литературы
. Каржаницкая Т.В. Эстетика: Учеб. пособие. – Мн.: ОДО "Равноденствие", 2004. – 351 с.
. Куренкова Р.А. Эстетика: Учеб. для студ. Вузов. – М.: Вдладос
. Филимонова С.В. История мировой художественной культуры: Часть 1. – Мозырь: РИФ "белый Ветер", 1997. – 212 с.
. Эстетика / Под ред. Радугина А.А. – М.: Изд. Центр, 1998.
Интернет ресурсы:
. https://ru.wikipedia.org/wiki/
. #”justify”>. #”justify”>. #”justify”>. https://ru.wikipedia.org/wiki/
. https://ru.wikipedia.org/wiki/