- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 13,26 Кб
Славянское язычество, индуизм и иудаизм
Содержание
Какую связь между природой и человеком осуществляли славянские боги?
Что такое ведическая религия?
В чем проявляются особенности кастовой системы?
Какие боги выдвигаются на первый план в позднем индуизме?
Какую роль выполняют обряды и праздники в жизни индуистов?
Какое значение имеют для иудаизма Завет, Тора, Бог?
Какое содержание и какое значение имеют 10 заповедей Моисея?
Что содержится общего в таких различных религиях, как славянское язычество, индуизм и иудаизм?
Список используемой литературы.
Какую связь между природой и человеком осуществляли славянские боги?
Древние славяне рассматривали себя в неразрывной связи с Природой, которая творит сама себя. Силы, так понимаемой природы олицетворялись ими в виде Триглава-Сварога, по-разному воплощающегося в своих ипостасях: Сварог-Дажьбог дает все для жизни, Сварог-Род есть прародитель человечества. Поэтому славяне считали себя происходящими от Бога (Природы), внуками Дажьбога. Это единобожная вера в знание, познание сил Природы, т.е. ведическое мировоззрение, а не языческая религия. Древние язычники (с точки зрения иудо-христианства): египтяне, греки, обладая предметно-художественным мышлением, с трудом постигали возможность отношения к природе с позиции знания и познания, поэтому предпочитать верить в сверхестественное, хотя и в анропоморфном его виде.
Наши предки славяне не могли себе позволить столь кощунственного, несыновьего отношения к матери-земле, к природе, космосу, ибо считали себя внуками Дажьбога, его прямыми естественными потомками, продолжателями в священном деле увеличения «разумности» во Вселенной.
Каждый из них осознавал свое непосредственное генетическое родство с природой, Космосом и свое действительное влияние на Природу и Космос Современные ученые согласны в том, что Космос арьи-славяне понимали как действие созидательных и разрушительных сил, стабилизируемых некой третьей силой – Триглавом.
Если плоскостно рассматривать взаимоотношение Прави-Нави-Яви , то вырисовывается модель
Миром правит Правь, она является законами, истиной Сварога, творца всего, что есть. Правь управляет, следит за порядком как над видимым (явью), так и над невидимым (навью). Душа, как особое проявление Сварога, осуществляет управление, контроль над людьми, родом человеческим, являясь одновременно ипостасью триединства: Душа, Мощь и Плоть. Триглав един в трех ипостасях Свентоаида, Перуна и Сварога не возвышается над троицей «Мир» и над троицей «Душа», а как бы является связывающим звеном, охраняя единение их. На наш взгляд пространственная модель триединства навеяна понятием времени, понимаемого как летящая стрела (библейское время), и не фиксирует цикличности, «коло», столь характерного для верований древних русов.
Более приемлемым подходом можно считать рассуждения А. К. Белова, где он говорит уже о вертикальном времени, о пространстве сторон света, о первоначальных четырех стихиях (огонь, вода, небо, земля), о пространственной ориентации человека (вперед, назад, вправо, влево). При этом им подчеркивается, что стрела времени характеризует состояние изменения чего-то, а циклическое время характеризует целое само по себе, что и является подтверждением равновесия процессов, происходящих во Вселенной. Единение вертикальной и горизонтальной плоскостей не дает третьей части Триглава. Ее А. К. Белов находит в так называемых бинарных оппозициях. Они являются, на языке гегелевской философии, «единством и борьбой противоположностей», которые бесконечно повторяются и в малом и в большом, в каждом явлении мира. Данные рассуждения А.К.Белова, а также В.И.Скурлатова, очень интересны, но главное возражение против них называет именно «плоскостность» данной модели, навеянная гносеологичностью, когда человек просто смотрит на него.
Из этого затруднения попытался выйти А.Иванченко. Он считает, что нельзя приписывать древними славянам суеверный страх древних греков перед возможностью познать закономерности космоса (поэтому они и запричитали о «борьбе противоположностей» как проявлении хаотичности, энтропийности). Славяне признавали, в отличии от них, сущность соразмерности взаимодействии и взаимозависимостей в природе в виде Триглава.
Что такое ведическая религия?
ведический славянский язычество иудаизм
Считается, что Веды были «ясно услышаны» святыми мудрецами далёкого прошлого, но постепенно люди духовно опустошались и не стремились к их изучению.
Традиция передавать Веды из уст в уста могла прерваться, и тогда Ведавьяса организовал запись Вед.
Так оформились четыре Веды:
Ригведа,
Самаведа,
Яджурведа и
Атхарваведа.
На основе Вед появились пояснения к первым двум частям – Брахманы, которые были дополнены Араньяками (песни лесных отшельников) и Упанишадами.
Ведическая религия принадлежит к древнейшим религиям индоарийских племен. Она стала основой многих языческих культов у разных индоевропейских народов в III тыс. до н. э.
Но в большей степени ведическая религия начала развиваться на рубеже II-I тыс. до н. э. на территории современной Индии и стала началом для брахманизма, а затем и индуизма.
Носителями ведической религии были индоарийские племена, распространившиеся по территории современной Индии с северо-запада Индостана.
Для ведической религии характерны политеизм и наделение богов и явлений природы свойствами и чертами характера человека.
Ведийские боги подразделялись на три класса: небесные боги (бог солнца Сурья, бог утренней зари Ушас, бог миропорядка Варуна), земные боги (бог огня Агни, бог пьянящего напитка Сома) и боги стихий (бог-громовержец Индра, бог ветра Ваю, бог грозы Рудра).
По представлениям индийцев, боги находились в постоянном состоянии войны со злыми демонами – асурами.
Кроме богов почитались и обожествлялись природные объекты и явления.
Почитание богов было неразрывно связано с культом жертвоприношений, обрядовость которых постоянно усложнялась, что повлекло за собой рост количества жрецов, участвующих в проведении этих ритуалов.
В настоящее время предпринимаются попытки найти корни ведической религии и прародину индоариев (дополнительно: Адвайта-веданта)
В чем проявляются особенности кастовой системы?
Кастовая система – это относительно гибкая, мобильная, изменяемая и усложняемая система замкнутых, не мобильных, малоизменямых статичных каст.
В условиях медленных темпов общественного и экономического развития многие племена в течение веков сохраняют свою экономическую самостоятельность, свой образ жизни. У одних племен ведущим типом хозяйства является земледелие, у других – животноводство, у третьих – охота, у четвертых – рыболовство и т. д. Кроме того, у некоторых из них развиты ремесла: гончарное, плотничье, кожевенное, металлургия и т. д. Общественное разделение труда привело к выделению людей, занятых в определенной сфере производственной деятельности.
·Отчужденность их друг от друга, члены различных каст не могут вступить в браки (эндогамность);
·У каждой касты своя исключительная и неизменная профессия, помимо того, что кастам присущи эндогамность и общность занятия, они имеют внутреннюю администрацию;
·Члены касты связаны обязательством взаимопомощи, совместным исполнением религиозного культа, регламентацией производственного процесса, определенными правилами общения с членами других каст и т. д.
·Эндогамность касты заставляет ее членов воспринимать интересы касты как собственные (чем выше каста, тем строже эндогамность, с появлением новой касты появляется и новая эндогамность);
·Члены высоких каст за сохранение кастовой системы, обеспечивающей им привилегированное положение в обществе;
·Верхушка низших каст стремится к сохранению профессионально-экономической монополии, признаваемой всеми гарантированной ниши в обществе;
·Рядовые члены низших каст, лишенные классового самосознания, не борются за повышение своего статуса, а только за его сохранение;
·Недовольные своей кастовой судьбой и порывающие со своей кастой не подрывают кастовую систему, а лишь усложняют ее посредством создания новых каст.
Какие боги выдвигаются на первый план в позднем индуизме?
В позднем индуизме на первый план выдвигается аватара Кришны. Культ Кришны зарождается еще в древнейшей мифологии. Впервые его имя упоминается в «Ригведе». Появление на свет Кришны, по эпосу, считается, что Вишну является его отцом. Он влагает в чрево Деваки два волоска от своего тела: белый, от которого рождается светлокожий Баларама и черный, от которого рождается Кришна. Жена Вишну – богиня красоты и любви Лакшми (рождается, как и Афродита из пены).
Иногда культ Кришны связывается с местными неарийскими племенами. В эпосе Кришна выступает как солярное божество, земледельческое божество.
Значительную популярность приобретает в индуизме и культ Шивы, олицетворяющего собой разрушения. В тоже время он обладает качествами бога плодородия, связан со скотом, покровительствует музыкальному искусству, известен как целитель, шаман, аскет. Принимая во внимание разнообразие его образа, можно говорить об амбивалентности данного божества. По отношению к нему используется сравнение «индийский Дионис». Созидательные функции Шивы выступают как символ мужского начала. К нему обращаются женщины с просьбами о помощи в зачатии. Как символ творческого движения Шива предстает в танце. В ритуалах шиваизма постоянно присутствует идея рождения и гибели света. Этот бог вбирает в себя философию и идею жизни и смерти.
В средние века индуизм превращается в основную индийскую религию и распространяет свое влияние на все сферы культурной жизни. Считается, что индуистом нельзя стать, им можно только родиться. Притягательной в индуизме является идея ненасилия.
Какую роль выполняют обряды и праздники в жизни индуистов?
Праздники вобрали в себя все виды религиозных действий, начиная от жертвоприношений ведийских ариев и кончая современными театрализованными действами. Праздники-богослужения составляют важную часть жизни любого индуиста. Они проводятся в честь бога воинской доблести Картикейи, слоноголового Ганеши и множества других богов.
Многие семейные обряды связаны с основными событиями в жизни семьи. Обряд совершает семейный жрец, в семьях высоких каст это, как правило, брахман, который нараспев читает священные тексты и возлагает приношения перед статуями богов. Обряд в честь рождения ребенка совершается до обрезания пуповины, примерно через десять дней за ним следует обряд наделения новорожденного именем. В высших кастах по достижении мальчиком половой зрелости совершается важный обряд упанаяна – на мальчика надевают священный шнур, который он будет носить всю жизнь. Во время продолжительного и сложного обряда бракосочетания новобрачные, связав края своих одежд, должны обойти вокруг священного огня. Молодожены дают обет вечного единения. Как правило, индуистская вдова не имеет права на вторичное замужество, а в былые времени вдова из высокой касты нередко восходила на погребальный костер мужа. Трупы индуисты кремируют сразу после кончины, а пепел бросают в Ганг или другую священную реку. В течение 12 дней после этого семья усопшего совершает ежедневные приношения в виде шариков сваренного риса и молока. Ортодоксальные индуисты из высоких каст из поколения в поколение периодически повторяют обряд шраддха в память о предках.
Какое значение имеют для иудаизма Завет, Тора, Бог?
Евреи должны жить, а не умирать для Торы, и что Завет был рассчитан именно на это, пойдет речь дальше. Но зачем нужен завет вообще? Почему именно с Израилем? Почему – с кем бы то ни было? На этот вопрос необходим внятный ответ, если только упорное еврейское желание «стать как все» – желание не только упорное, но и слишком понятное – не продиктует последнее слово в этом споре.
Но задать этот вопрос проще, чем ответить на него. Все народы должны быть благословлены в Аврааме и семени его. Тогда должны ли они последовать за Израилем к Богу Израиля? Но евреи, в отличие от христиан и мусульман, не ведут активной миссионерской деятельности. Тогда не должно ли универсальное благословение стать результатом соблюдения завета самими евреями? Такие суждения высказывались многократно, например, в одном из мидрашей, согласно которому, если все евреи однажды выполнят заповедь соблюдения Шаббата полностью и с чистым серцем, то все человечество тут же будет спасено. Однако этот мидраш, подчеркивающий роль евреев, в то же время ставит нас перед вопросом. Несколько благочестивых отшельников могут в полном объеме выполнить Шаббат; но для народа из плоти и крови это будет возможно лишь после Спасения.
Тогда в чем же смысл и цель Завета? За три тысячелетия еврейской истории на этот вопрос было дано множество фрагментарных ответов, и обобщить их все можно только одним способом: в промежутке между Творением и Избавлением евреи свидетельствуют о реальности первого и о надежде на второе. Это свидетельство имеет позитивный и негативный аспект. Позитивный ответ – это возможность, неслыханная до появления иудаизма, взаимных отношений между Богом, пребывающим в занебесных высотах, и земным человеком. Негативный ответ направлен против поклонения ложным богам, против идолопоклонства.
Первая часть только что процитированного мидраша показывает твердое основание завета, связывающего Бога и евреев; в последней части этого мидраша речь идет о том, что цель Завета все еще не исполнена, исполнять ее еще предстоит, но скорее всего она не будет выполнена до конца времен. Какова же эта цель, каково же это основание? «Кто такой еврей?» – спрашивает мидраш. «Тот, кто свидетельствует против идолов».
Какое содержание и какое значение имеют 10 заповедей Моисея?
Получение от Бога Десяти Заповедей является самым знаменательным ветхозаветным событием. С Десятью Заповедями связано само образование еврейского народа. Действительно, до получения заповедей в Египте жило семитское племя бесправных и огрубевших рабов, после Синайского законодательства возникает народ, призванный верить и служить Богу, из которого в последствии произошли великие пророки, апостолы и святые первых веков христианства. Из него же родился по плоти Сам Спаситель мира – Господь Иисус Христос.
Об обстоятельствах получения Десяти Заповедей повествует книга Исход в 19-20 и 24-й главах. За полторы тысячи лет до Рождества Христова, после великих чудес, совершенных пророком Моисеем в Египте, фараон вынужден был отпустить еврейский народ, и тот, перейдя чудесным образом Красное море, пошел по пустыне Синайского полуострова на юг, направляясь к обещанной (Обетованной) земле. К пятидесятому дню после исхода из Египта еврейский народ подошел к подножью Синайской горы и расположился здесь станом. (Синай и Хорив – две вершины той же горы). Здесь пророк Моисей взошел на гору, и Господь объявил ему: Скажи сынам израилевым: если будете слушаться голоса Моего и соблюдать Завет Мой, то будете Моим народом. Когда Моисей, передал волю Божию евреям, они ответили: Все, что сказал Господь, исполним и будем послушны. Тогда Господь повелел Моисею к третьему дню приготовить народ для принятия Закона, и евреи постом и молитвой стали готовиться к нему. На третий день густое облако покрыло вершину горы Синай. Сверкали молнии, гремел гром и раздавался громкий звук трубы. От горы восходил дым, и вся она сильно колебалась. Народ стоял вдалеке и с трепетом наблюдал происходящее. На горе Господь сказал Моисею Свой закон в виде Десяти Заповедей, которые пророк потом пересказал народу.
Приняв заповеди, еврейский народ обещал их соблюдать, и тогда был заключен Завет (союз) между Богом и евреями, состоящий в том, что Господь обещал еврейскому народу Свои милости и покровительство, а евреи обещали праведно жить. После этого Моисей снова взошел на гору и пробыл там в посте и молитве в течение сорока дней. Здесь Господь дал Моисею и другие законы церковные и гражданские, повелел соорудить Скинию (переносной храм-палатку) и дал правила относительно служения священников и совершения жертвоприношений.
Заповеди
. Я – Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов, кроме Меня.
. Не делай себе кумира и ни какого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу и что в водах ниже земли; не поклоняйся и не служи им.
. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно.
. Помни день покоя, чтобы проводить его свято; шесть дней трудись и совершай в них все твои дела, а день седьмой – день покоя – да будет посвящен Господу Богу твоему.
. Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле.
. Не убивай.
. Не прелюбодействуй.
. Не кради.
. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
. Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его … ни всего того, что принадлежит ближнему твоему.
Что содержится общего в таких различных религиях, как славянское язычество, индуизм и иудаизм?
Каждая из этих религий имеет а) культ и б) особое мировоззрение . Культ, или культовая практика, подразумевает конкретные действия верующего (например, молитва или посещение храма). Мировоззрение, или мировосприятие, включает в себя представления об окружающем мире и человеке.
Действительно, если из каждой этой религии убрать то, что отличает её от других, останется суть, "сердцевина", практически одинаковая у всех религий. Эта суть говорит о том, что Вселенная устроена сложнее, чем кажется на первый взгляд: кроме окружающего мира, привычного для всех, существует другой, незримый мир, который влияет на происходящее вокруг.Именно эти знания, исходившие от людей, которых впоследствии стали называть пророками, мессиями, аватарами, учителями, и служили причиной возникновения всех мировых религий.
"Фундамент" един – это мистический опыт. Мистики и пророки всех времён и народов рассказывают о своём мистическом опыте нередко одними и теми же словами. В них Высшая Реальность предстаёт как всепонимающее, любящее, наполненное светом и блаженством пространство.
Они обладали не верой в то, о чём говорили, а прямым знанием этого. Прямое знание является результатом непосредственного восприятия. Точно так же зрячий человек знает о существовании солнца потому, что сам видит его, в то время как слепой может только верить в его существование со слов зрячего. Поэтому-то в каждой религии обязателен элемент веры и как следствие – сопровождающие его различные ритуалы поклонения.
Список используемой литературы
1. Ильин В.В., Кармин А.С., Носович Н.В. Религиоведение. Краткий курс. Издательство Питер. 2007.
. Матецкая А.В., Самыгин С.И. Религиоведение. Краткий курс. Издательство Феникс. 2008.
. Языкович В.Р. Религиоведение. Курс лекций. Издательство РИВШ. 2007.
. Элбакян Е.С. Религиоведение. Словарь. Серия: Gaudeamus. Издательство Академический Проект. 2007.
. Данильян О.Г., Тараненко В.М. Религиоведение. Учебник. Серия: Образовательный стандарт XXI. Издательство Эксмо. 2005
. Лобазова О.Ф. Религиоведение. Учебник. Серия: Учебник. Издательство Дашков и К. 2008.
. Гуревич П.С. Религиоведение. Учебное пособие. Серия: Библиотека студента. Издательство МОДЭК. 2007.
. Религиоведение. Учебное пособие / Под ред. М.М. Шахнович. Серия: Учебное пособие. Издательство Питер. 2006.