- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 291 Кб
Следы христианства в Центральной Азии по материалам тибетской экспедиции Николая Рериха
Курсовая работа
Следы христианства в Центральной Азии по материалам тибетской экспедиции Николая Рериха
Оглавление
Введение
. Биография Н.К. Рериха
.1 Русский период
.2 Эмиграция
.3 Индия
. Русская эмиграция начала ХХ века
.1 Три периода русской эмиграции
.2 Окультизм в среде эмигрантов
. Экспедиция
.1 Характеристика региона
.2 Маршрут и состав экспедиции
.3 Цели и результаты экспедиции
. Источники по истории христианства в Центральной Азии
.1 Тибетское Евангилие
.2 Другие письменные источники по истории христианства в Центрально Азии
.3 Устные свидетельства о пребывании иссы в Центральной Азии
5. Происхождение народных сказаний об Иссе
5.1 Распостранение христианства
.2 Следы Ислама
Заключение
Список использованных источников и литературы
Введение
В наше время Европа повержена процессу стремительного смешения культур. В частности, мы можем говорить о глубоком взаимопроникновении религий, которое проявляет себя и в мирной жизни (как то распространение буддизма в Америке в конце 1960х годов), и в конфликтных ситуациях (исламизация Европы на заре 21го века). Видимо следует признать, что религиозная почва особенно благодатна для массовых идеологических конфликтов, являясь зоной риска на стыке культур.
В этой связи, особенной популярностью должны пользоваться научные исследования, направленные на поиск путей мирного решения конфликтов и взаимопроникновения религий.
Цель данной работы, это анализ развития еретических учений христианского толка в центрально – азиатском регионе. Среди них особая роль отведена несторианству, как самому распространенному в регионе религиозному синкретизму с наибольшим числом сподвижников. Необходимо выяснить, каким образом христианству (см. несторианству) удалось обрести пути мирного сосуществования с религиями, давно укоренившимися в регионе. Такими, как: буддизм, ламаизм, индуизм, а позже ислам.
Для решения такой задачи были использованы материалы Тибетской экспедиции Николая Константиновича Рериха (русского художника, этнографа, и мистика), которая проходила в период с 1924 по 1928 годы. В частности было использовано эпистолярные данные, оставленные участниками экспедиции (дневники и письма). Имея мистический склад ума, Рерих в своих описаниях Центральной Азии уделял особое внимание всякого рода "следам" несторианства в посещаемых им регионах. Благодаря этому в дневниках осталась масса свидетельств (легенд, обычаев, поверий), которые имеют непосредственную актуальность для данного исследования. Кроме того, силами участников экспедиции был издан ряд апокрифических материалов, которые тоже любопытно было изучить.
Помимо дневников самого Николая Константиновича, в работе задействованы материалы остальных участников путешествия. В частности это Дневники начальника охраны караванов, Николая Васильевича Кордашевского, главного врача экспедии, Николая Константиновича Рябинина, начальника транспорта и снабжения, Павла Николаевича Портягина, фундаментальный научный труд, сына Рериха, Юрия Николаевича и некоторые письма Елены Ивановны Рерих.
Главной литературной опорой данной работы стали фундаментальные труды Шапошников Людмилы Васильевны (в частности "От Алтая до Гималаев: По маршруту Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха"). Второй "опорой" стали работы Владимира Андреевича Росова (такие, как "Великое путешествие" и т.д.). Кроме того, в работе задействованы материалы международной научной конференции, посвященной 80 летию Цэнтрально – Азиатской экспедиции Николая Константиновича Рериха.
Остается только надеется, что интерес к данной теме оправдает себя и исследование будет иметь резонанс, в виде привлечения новых умов к решению проблемы мирного взаимопроникновения культур.
1. Биография Н.К. Рериха
.1 Русский период
Николай Рерих родился 27 сентября 1874 года в городе Санкт-Петербурге. Отец его, Константин Фёдорович Рерих, являлся начальником окружного суда Санкт-Петербурга, супруга его и мать Николая, Мария Васильевна Рерих (по матери – Калашникова) происходила из Псковского купеческого рода. Знатное положение семьи свидетельствует в пользу того, что Николай Рерих произростал в благоприятных условиях и получил хорошее образование. В частности это гимназия Карла Мая, в которой учились целые поколения Рерихов, Римских – Корсаковых, Бенуа, Семеновых – Тян-Шанских и др. Более 30 выпускников гимназии получили членство в петербургской академии наук.
С 1893г. Николай Рерих параллельно начинает обучение в мастерской Куинджи, при академии художеств, где проявляет свои незаурядные таланты живописца.
Окончив гимназию, он поступает на юридический (самый престижный в то время) факультет Санкт-Петербургского университета. Параллельно с обучением на юр.факе Рерих посещает лекции на историческом факультете. Тогда же он становиться членом русского археологического общества. Увлеченно занимаясь копанием курганов в Новгородской, Тверской, Санкт-Петербургской губерниях. Путешествуя по городам и сёлам этих губерний, Рерих повсеместно записывает фольклор и собирает этнографический материал.
г. Рерих с отличием заканчивает художественную академию. Дипломную его работу "гонец" покупает сам Петр Максимович Третяков. В качестве награды за свою учебу, Рерих отправляется в путешествие по западноевропейским культурным центрам, где знакомится с самыми знаменитыми образчиками исскуства и культуры западной Европы.
В 1898 году Рерих окончил и университетское образование и почти сразу был назначен на почетную должность заместителя главы журнала "Исскуство и художественная промышленность".
В 1901 году Рерих женится на Елене Ивановне Шапошниковой и получает место секретаря Общества Поощрения Художеств.
Летом 1902 года, при раскопках курганов на озере Пирос, делает одно из самых ярких из своих археологических открытий – обнаруживает сотни фигурных янтарных украшений, свидетельствующих о высокой художественной культуре периода неолита на территории Новгородской и Тверской губерний. В 1905 году на археологическом съезде во Франции выступает с докладом по этим материалам, что вызывает сенсационный эффект.
С 1902 года становится по-настоящему известным художником, принимая участие во всех основных выставках в России и Западной Европе, где его работы регулярно получают медали.
Однако, по настоящему сплотить свои научные и художественные таланты ему удалось только в 1903-1904 годах. Рерих предпринимает путешествие по более чем сорока древнерусским городам. В этих поездках создаёт большую серию этюдов, запечатлевших памятники архитектуры Руси, и составивших целую летопись древнерусского зодчества.
Вскорее Николай Константинович начинает сотрудничество со "Старинным театром" Н.Б.Дризена и за несколько лет становится одним из самых ярких театральных художников в России.
В 1906 году избирается постоянным членом Парижского Осеннего Салона. В том же году занимает пост директора Художественной Школы Общества Поощрения Художеств и приступает к коренной её реорганизации. За несколько лет Рерих совершил "чудо", превратив незаурядное прикладное училище в образцовое художественное учебное заведение, которое сегодня носит его имя.
С 1909 года начинает принимать участие в Русских Сезонах в Париже С.П.Дягилева, где на его долю выпадает шумный успех.
В 1910 году избирается председателем основного российского художественного объединения "Мир искусства". Летом того же года совершает ещё одно выдающееся археологическое открытие – обнаруживает остатки кремля и городской застройки Древнего Новгорода, положившее начало последующим работам.
В 1912 году вступает в сотрудничество с И.Ф.Стравинским. Предлагает ему идею балета "Весна Священная", пишет либретто, разрабатывает эскизы декораций и костюмов. Принимает самое деятельное участие в работе множества организаций, связанных с охраной памятников архитектуры, их реставрацией, борьбой за чистоту национального языка, поощрением прикладных искусств на традиционной основе и т.д
Не раз выступает в роли монументалиста, создавая церковные росписи и мозаики, светские живописные, мозаичные и майоликовые панно, пишет целый иконостас для одной из пермских церквей.
1.2 Эмиграция
В 1914 году прогремел первая мировая война. Рерих, потрясённый её событиями выступает перед правительствами воюющих сторон с инициативой заключения международного соглашения об особой охране памятников культуры человечества от уничтожения в ходе войн. Постепенно от глубокого интереса к фольклорному и христианскому мистицизму приходит к увлечению теософией и приобретает собственный экстраординарный духовный опыт.
В 1916 году в связи с ухудшением состояния здоровья (хроническая пневмония) переезжает с женой и обоими сыновьями в Карелию, откуда, через Финский залив, имеет возможность по необходимости посещать Санкт-Петербург. Рерих в это время разрабатывает план преобразования Художественной Школы Императорского Общества Поощрения Художеств в Свободную Народную Академию Искусств. Вместе с отделением Финляндии от России, оказывается за границей. Проводит персональные выставки в столицах скандинавских стран. В 1919 году едет в Лондон, рассчитывая оттуда попасть в Индию.
Тогда же вместе с женой вступает в основанное Е.П.Блаватской Теософское Общество.
В 1920 году, по приглашению американских деятелей искусства, отправляется в Нью-Йорк. За два с половиной года в США его передвижная персональная выставка объезжает десятки крупнейших городов.
В 1923 году добивается от США поддержки своей идеи большой центрально-азиатской экспедиции и отправляется с женой в Париж, а оттуда вместе с сыновьями следует в Индию. Посещает международный центр Теософского Общества в Адьяре (Мадрас), где основывает художественный музей имени Е.П.Блаватской. В 1924 году предпринимает научно-художественные экспедиции по Сиккиму и Бутану. С этого периода и начинается его беспрецедентная по масштабу экспедиция, охватившая Гималаи, Тибет, северо-западный Китай и Горный Алтай, с кратковременным посещением Москвы. По итогам экспедиции создаёт в Сиккиме Гималайский Институт Научных Исследований "Урусвати" (научное учреждение при Музее Рериха в Нью-Йорке), а вскоре приобретает имение в долине Кулу (северный Пенджаб), куда переводит и институт.
В 1929 году посещает Европу и Америку с результатами экспедиции и разработкой проекта международного договора по охране культурных ценностей (в первую очередь памятников архитектуры) в случаях военных конфликтов, который называет Пактом Знамени Мира и "красным крестом культуры" и который быстро получает широчайшую международную поддержку.
Рерих постоянно выступает в печати со статьями, очерками и эссе. Книгу за книгой, выпускает сборники своих произведений, призванные сформировать у широкой общественности осознанную потребность в красоте и особое отношение к искусству и культуре, а также передовой науке, радикально раздвигающей горизонты познания, и духовной культуре человечества, неизмеримо обогащающей и облагораживающей жизнь.
Имея определенный финансовый капитал, Николай Рерих поддерживает формирование в десятках стран основанных на его идеях культурно-просветительских обществ, которые составляют целое рериховское движение (наряду с Американским Рериховским Центром в Нью-Йорке, возникает Европейский Центр рериховских обществ в Париже).
В попытках предотвратить грядущие политические катаклизмы, ещё с середины 1920-х годов, в качестве уже одного из самых заметных культурных деятелей современности, регулярно встречается с высшими государственными деятелями ведущих стран мира (США, СССР, Япония). Однако оказывается, что идеи переустройства мира на базе духовно-культурных ценностей в первой половине XX века ещё не могут быть серьёзно восприняты политиками могучих держав.
апреля 1935 года в Вашингтоне США и 20 стран Латинской Америки подписали "Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников", получивший название Пакта Рериха. Как человек, давно разделявший распространённые среди русской интеллигенции начала XX века идеи евразийской роли России и панмонголизма, и в результате анализа реальных тенденций развития мирового политического процесса, а также внимательно относясь к собранным в Центрально-азиатской экспециции пророчествам, приходит к выводу, что середина 1930-х годов с высокой степенью вероятности должна ознаменоваться постепенным разворачиванием процесса "единения Азии", который начнётся с Монголии, Маньчжурии, северного Китая и южной и юго-восточной Сибири. Желая по возможности принять деятельное участие в этом процессе, организует через американский Сельскохозяйственный Департамент и проводит в 1935- 36 годах долгосрочную экспедицию в Маньчжурию и северный Китай. Здесь, помимо научной экспедиционной работы, ведёт самую активную деятельность среди многочисленной дальневосточной русской эмиграции, и потому быстро становится весьма заметным культурным лидером. Это, с одной стороны, вызывает сильное недовольство федеральных властей США, от чьего имени и на чьи средства проводилась экспедиция, что в конечном итоге приводит к подозрению в антиамериканской деятельности и полному разрыву. С другой стороны, это привлекает пристальное внимание белогвардейской контрразведки, которая быстро устанавливает факт посещения художником столицы Советской России и его теософские увлечения, из чего раздувается самый громкий скандал в прессе.
Попав в опалу к американскому правительству, лишается поддержки министра Г. Уоллеса и бизнесмена Л. Хорша, что приводит к разрушению деятельности рериховских учреждений в США.
.3 Индия
В 1936 году вынужден покинуть Дальний Восток, где так и не происходит ожидавшихся событий, и постоянно живёт в Кулу, где занимается интенсивной творческой работой, как художник и философ (разработка фундаментальной теории культуры, этики и эстетики).
В годы Великой Отечественной Войны 1941-45 годов проводит в Индии персональные художественные выставки с продажей картин в пользу Красной Армии и советского Красного Креста. Постоянно выступает в печати со статьями в поддержку СССР в его войне с гитлеровским фашизмом; выступает с инициативой создания и становится почётным президентом Американо-Русской Культурной Ассоциации (АРКА) в Нью-Йорке. По окончании войны, предпринимает шаги к возвращению на Родину.
декабря 1947 года Николай Константинович Рерих скончался в своём имении в долине Кулу, где и был торжественно кремирован. Надпись на камне, установленном на месте кремации гласит: "Тело Махариши Николая Рериха, великого друга Индии, было предано сожжению на этом месте 30 магхар 2004 года Викрам-эры, отвечающего 15 декабря 1947 года. ОМ РАМ".
Такой краткий очерк биографии Рериха уже представляет возможность оценить, насколько художник был вовлечен в прогресс искусствоведческой и религиоведческой мысли. Особый акцент стоит поставить на его участии в теософском обществе Елены Петровны Блаватской, которое непосредственно занималось практическим освоением религиозных практик и изучением восточного мистицизма. Всё это свидетельствует в пользу того, что Рерих как никто другой, был заинтересован в изучении несторианского синкретизма в Центральной Азии и поэтому уделял данному вопросу многочисленные страницы своих дневников к которым мы и обратимся в дальнейшем.
2. Русская эмиграция начала ХХ века
.1 Три волны русской эмиграции
С 1861 по 1915 год из Российской империи выехало около 4,6 млн человек, из которых примерно 40-45% переселились в США. Согласно переписи населения США 1910 года, в Америке проживало 1,7 млн эмигрантов из России. По разным оценкам, с 1910-го по 1917-й в США переселилось еще около 300 тыс. российских граждан. Однако около 80% эмигрантов составляли евреи, поляки, немцы, финны, украинцы. Собственно на самих русских приходилось только 20% миграции, или примерно 350-400 тысяч человек.
Эмиграция сложилась из трех разнородных и разновременных слоев. Первый, самый немногочисленный, состоял в основном из дипломатов и предпринимателей. Те, кто в 1917 г. работали или жили за границей, просто не вернулись, надеясь пережить лихие годы. Здесь были и те, что не смогли вернуться в Россию через фронты Первой мировой войны: артисты на гастролях, дипломаты, русские студенты и ученые в европейских университетах и т.п. Это был материально и психологически самый благополучный, но и самый незначительный слой, составивший эмиграцию.
После массовой эвакуации из южных портов (Новороссийск, Севастополь, Одесса) начал определяться основной состав беженцев. Ведь вместе с войсками уходили политические деятели, бывшие члены Государственной думы, Временного правительства, Учредительного собрания, местных правительств, просто гражданские лица, – кто сумел попасть на отплывающие пароходы.
Этот слой эмиграции по своей структуре был почти точной копией дореволюционной России. Здесь были представлены все социальные слои общества: от крестьян и казаков до членов императорской семьи. Все нации, все профессии, все возрасты, все политические партии (кроме большевиков, которые появились позже, в период сталинских репрессий). Важно было еще и то, что они уходили в Европу чаще всего без денег, без будущего, с унижением и ожесточением в сердце. В этом слое беженцев явно преобладали военные. Это повлияло и на первоначальное их расселение в Европе: там, где принимали русские войска: сначала это была Турция, затем Сербия и Болгария. Оказавшиеся в изгнании государственные и военные деятели, а также лидеры политических партий начали формировать свои военно-политические центры. Воинствующие монархисты обосновались ближе к районам дислокации военных частей: София, Белград. Либерально-демократические партии кадетов, социалистов, трудовиков, октябристов избирали центры с активной политической жизнью: Берлин, Париж. Они надеялись на скорое возвращение и реванш.
Третий слой русской эмиграции начал складываться из интеллигенции и вообще гражданской образованной публики с 1920 г. Первоначально они попадали в Европу вместе с отступавшими белыми армиями через Прибалтику, Польшу, Манчжурию, Турцию. Но центральным событием, которое определило психологический настрой и состав этой "культурной эмиграции", была позорно знаменитая высылка интеллигенции в августе – сентябре 1922 г.
2.2 Окультизм в среде эмигрантов
При всем этом значительную часть русских мигрантов составляли сектанты разных толков, притесняемые на Родине – староверы, молокане, духоборы, штундисты, субботники, славяне-караимы, и т.д. Среди прочих в США эмигрировали и видные русские окультисты, такие как Елена Петровна Блавацкая, о на деятельности которой далее хотелось бы сделать особенный акцент.
Среди новых американских витий Блаватская не была белой вороной. Таких медиумов, как она, в то время в Соединенных Штатах Америки было хоть пруд пруди. Ей пришлось выдержать серьезную конкуренцию со стороны большого количества таких же чародеев и волшебников, которые самонадеянно утверждали, что овладели премудростями оккультизма. С первых дней своего пребывания в Америке Блаватская поняла, что настал ее час. Выпестованный ее фантазией, а в большей степени – прочитанной литературой эфемерный мир отвлеченных идей и фантастических предположений стал осязаемым и очень привлекательным для большого числа людей. Для тех, кто искал связь с потусторонним и наполнял кассу на бесчисленных спиритических спектаклях и сеансах. Вообще, повышенный интерес к посмертию – признак переходных эпох, когда налаженная человеческая жизнь выходит из колеи и теряет свой устойчивый статус.
Блаватская использовала свои незаурядные способности театрализовать обыденность и внушала людям мысль о величии древних культур Востока. И об этом она говорила во весь голос в то время, когда повсеместно в общественном сознании утверждалось чувство европейского превосходства. Блаватская была одной из первых, кто ощутил ветер перемен, кто понял, что приходит время новых духовных авторитетов и возвращения старых мифов, однако основательно измененных, приспособленных к новым реальностям человеческого существования. При открытости государства внешнему миру и его демократичности, которая в первую очередь проявляется в свободе совести и слова, духовные авторитеты могут быть и со стороны. Особенно в условиях, когда ксенофобия не поощряется, а всячески осуждается общественным мнением
Утерянную большинством человечества самоидентичность следовало искать на Востоке, среди неприступных Гималайских гор. Еще летом 1875 года Блаватская записала в своем альбоме: "Из Индии получен приказ основать философско-религиозное общество и выбрать для него название, а также сразу избрать Олкотта его членом. Июль, 1875 г."[323].
Что касается Н.К. и Е.И, Рерихов, то они вступают в теософическое общество в 1919 году. А уже в 1920 эмигрируют под давлением советских войск из Финляндии в США. Николай Константинович поддерживает близкие, даже дружеские отношения с Еленой Блавацкой, а его супруга, Елена Ивановна Рерих даже осуществляет перевод знаменитой "тайной доктрины" Блавацкой на русский язык.
Таким образом, фактаж приведенный выше явно свидетельствует об благоприятной для восточного мистицизма социо-культурной обстановке в США. Иначе говоря господин Рерих оказался в нужное время в нужном месте.. Его внутренний интерес к загадкам тонкого мира неожиданно совпал с расположенностью внешней среды. Вместе с тем, Рерих, как и Блавацкая, через мистицизм и благодаря своим дипломатическим талантам сумел завести друзей в высших эшелонах власти. Так уже давно известным фактом вляется сотрудничество Николая Константиновича с министром сельского хозяйства Соединенных Штатов Г.Э.Уоллесом и президентом Ф.Д.Рузвельтом, которые частично спонсировали его экспедиции (естественно, преследуя свои, второплановые цели).
3. Экспедиция
.1 Характеристика региона
Прежде чем начать характеризовать специфику подготовки и направленность результатов экспедиции, необходимо дать краткий анализ того региона, в котором она проходила. Вот что пишет о центральной Азии один из ключевых участников экспедиции, Юрий Николаевич Рерих (сын Н.К.):
"Срединная Азия с ее могучими горными хребтами и бескрайними пустынями и степями, страна резких климатических контрастов и колыбель выносливых кочевых племен, которые некогда колебали границы Китая и стран Ближнего Востока, всегда манила исследователей. Целая плеяда блестящих ученых, открывших для науки недоступные земли Азиатского континента, в течение нескольких десятилетий поддерживала тот дух первооткрывательства, которому столь многим обязана наша цивилизация, и их пример вдохновляет других отваживаться на покорение далеких и неизведанных земель.
Во Внутренней Азии перед взором исследователя предстает одна из самых грандиозных горных систем мира.
Огромную, не имеющую внешнего стока область Внутренней Азии ограничивают с юга могучие Трансгималаи и унылые высокогорья Каракорума. К северу простираются Алтай и горные цепи южной окраины Сибирской низменности. К востоку и западу от этого огромного бессточного бассейна лежат бесконечные пустынные просторы великой монгольской Гоби и степей Средней Азии.
Центральноазиатская экспедиция, возглавлявшаяся профессором Николаем Рерихом, изучала эти земли почти пять лет подряд. Главной целью экспедиции было создание живописной панорамы земель и народов Внутренней Азии. Пятьсот полотен Н.К.Рериха, в настоящее время выставленные в Музее Рериха в Нью-Йорке, являются одним из самых больших ее достижений. Вторая задача экспедиции состояла в проведении археологической разведки, с тем чтобы подготовить основу для дальнейших серьезных исследований этих малоизученных районов Внутренней Азии. И наконец, большое значение мы придавали сбору этнографического и лингвистического материала, характеризующего древние культуры региона.
За годы путешествия по Тянь Шаню, степным областям Джунгарии, Алтаю, горам Юго-Западной Монголии и высокогорному Тибету экспедиция открыла многочисленные могильники кочевников, относящиеся к периоду между I и VIII веками, в надежде, что в недалеком будущем здесь будут проведены планомерные археологические раскопки. Во время пребывания экспедиции в Монголии и Тибете было собрано также большое количество тибетских и монгольских книг.
Экспедиция выехала из Нью-Йорка в мае 1923 года и в декабре того же года прибыла в Дарджилинг. Здесь мы провели весь 1924 год, готовясь к странствиям по Внутренней Азии. Прежде чем выступить в путь, следовало хорошо изучить тибетский язык Свое повествование о путешествии мы начинаем со дня выхода экспедиции из Дарджилинга.
В течение пяти лет напряженной полевой работы автор часто пользовался помощью и советами своих друзей, которым он выражает глубокую признательность. Благодарности заслуживают также все участники Центральноазиатской экспедиции Рериха, как европейцы, так и азиаты, стоически выполнявшие свой долг в самых тяжелых условиях.
Июнь 1931 года Ю.Н.Рерих"
3.2 Маршрут и состав экспедиции
Более основательное описание маршрута экспедиции мы можем найти в работе уже самого Николая Рериха "Сердце Азии":
"Основная нить маршрута экспедиции выразилась в следующем обширном круге по серединной части Азии.
Дарджилинг, монастыри Сиккима, Бенарес, Сарнат, Северный Пенджаб, Равалпинди, Кашмир, Ладак, Каракорум, Хотан, Яркенд, Кашгар, Аксу, Кучар, Карашар, Токсун, Турфанские области, Урумчи, Тянь-Шань, Козеунь, Зайсан, Иртыш, Новониколаевск, Бийск, Алтай, Ойротия, Верхнеудинск, Бурятия, Троицкосавск, Алтын-Булак, Урга, Юм-Бейсе, Анси-Джау, Шибочен, Наньшань, Шарагольчи, Цайдам, Нейджи, хребет Марко Поло, Кокушили, Дунгбуре, Нагчу, Шендза-Дзонг, Сага-Дзонг, Тингри-Дзонг, Шекар-Дзонг, Кампа-Дзонг, Сепола, Ганток, Дарджилинг.
Рис. 1 Маршрут экседиции
Перейдем к непосредственному описанию маршрута экспедиции.
Путешествие Рерихов по Азии началось в декабре 1923 года, когда семья Рерихов отправилась в Индию.[4][5] В августе 1925 года экспедиция вышла из Шринагара и направилась вЛадакх. Через перевал Зоджи Ла экспедиция перешла Западные Гималаи и спустились в столицу Ладакха Лех.
19 сентября 1925 года экспедиция покинула Лех и прошла по горным цепям Каракорума через, по крайней мере, 8 горных перевалов, высота большинства которых около 5500 м. На перевалах Сасир и Сугет жестокие снежные бури практически остановили продвижение отряда. По прибытию в Хотан губернатор (даотай) Синьцзяна отказался принять китайские паспорта, выданные в Пекине, и экспедиция остановилась здесь на три месяца. Чтобы уладить дела с губернатором, пришлось посетить Урумчи. Далее экспедиция посетила Карашар, где посетила ставку торгоутского хана. Далее через пустыню и центр Турфанской впадины экспедиция отправилась по пути Урумчи-Чугучак по русской границе, считавшемуся опасным из-за частых нападений грабителей.
Наконец экспедиция повернула в Сибирь с заездом в Москву, затем маршрут пролёг через Новониколаевск и Бийск. На транссибирском экспрессе экспедиция достиглаВерхнеудинска; затем на автомобиле отправилась в Улан-Батор, куда Рерихи прибыли 11 сентября 1926 года. Здесь экспедиция в здании русской постройки провела зиму 1926-1927 годов. В апреле 1927 года экспедиция отправилась через юго-западную Гоби в Тибет. Все другие пути были блокированы бандами грабителей или китайскими войсками. Однако и переход через Гоби был опасен, поэтому Рерихи нанимают сильную охрану из монголов. В путь отправляются на пяти "доджах", потом на 46-ти верблюдах, и через месяц добираются до оазиса Шибочен в горах Наньшаня, на юге провинции Ганьсу. Этот путь примечателен тем, что по нему в 1904 г. Далай-лама XIII бежал в Монголию. 4 мая эксп. достигла гор Шара-Хулусун. Здесь за месяц до эксп. был ограблен большой караван. Ночью эксп. была обстреляна. Как выяснилось, это китайский караван принял лагерь эксп. за разбойников и открыл огонь. 9 мая эксп. вступила в район Мацзы-шаня кишащий разбойниками. Многочисленные скелеты лошадей, верблюдов и людей, стрелянные гильзы говорили о высокой активности бандитов. Это было место обитания легендарного разбойника Джа-ламы. Эксп. наткнулась на крепость Джа-ламы. Монголы из охраны наотрез отказались идти в неё. ПришлосьЮ. Н. Рериху с несколькими членами экспедиции самим навестить крепость. Она оказалась покинутой. Позже несколько разбойников из отряда Джа-ламы в течение нескольких дней посещали лагерь, но так и не напали.
июля, в долине реки Шарагол, к экспедиции присоединился вооружённый отряд полковника Кордашевского[6]. Была сделана продолжительная стоянка, во время которой построенсубурган в честь Шамбалы. Освящение субургана состоялось 7 августа в присутствии большого числа монголов и местных лам. 8 августа приехал со своей свитой главный лама Цайдама и также устроил службу, посвящённую Владыке Будде. На вопрос цайдамского ламы о целях путешествия в Тибет, писал в дневнике доктор Рябинин, "последовал ответ, что мы американцы и едем посольством от Западных буддистов, и что близко наступление времени Шамбалы".
Достигнув оазиса Шибочен в одной из горных долин Наньшаня, Рерихи купили вьючных животных, продовольствие. В долине пришлось ждать до августа, так как караванный сезон кончился. 19 августа эксп. отправилась через цайдамские болота в Тибетское нагорье. Соляная пустыня Цайдама – одно из самых безлюдных мест в Центральной Азии. Из-за нехватки воды, чтобы её пересечь, необходимо было двигаться непрерывно 36 чесов. В окрестностях перевала Элисун-дабан на караван напали бандиты, которые несколько дней следили за ним. Атака была отбита. Затем на вершине Нейжди-дабана было второе нападение, которое охрана эксп. также смогла отразить. 21 день эксп. двигалась через предгорья Тибета. По пути из Цайдама в Нагчу были пересечены большие горные хребты: Марко Поло, Кукушили, Дунгбуре и Тангла.
сентября эксп. достигла границы Тибета. Ещё 30 дней путешественники двигались по территории Тибета, пока 6 октября в долине Шенди их не остановил большой отряд тибетского ополчения. Тибетский генерал после получения инструкций из Лхасы отказался разрешить эксп. следовать дальше. Это был один из самых тяжёлых моментов в путешествии. Экспедицию продержали пять месяцев в снежном плену высоко в горах на плато Чантанг. Местным жителям не разрешали продавать еду, которую продавали в мизерном количестве сами тибетские власти. Из-за бескормицы из 110 животных каравана 90 погибли. Пятеро членов эксп. из местных скончались. Едва не умер полковник Кардашевский. Сильно подорвала здоровье Е. И. Рерих.
Под конец экспедиции. перевели в Нагчу и после месяца переговоров разрешили следовать в Индию. Эксп. прошла по многим местам, никогда прежде не посещаемым европейцами или американцами, перевалила через стену Трансгималаев через перевал Сангмо-Бертик (высота около 20000 футов = 6 100 метров), через который проходил известный шведский исследователь Свен Гедин. Далее по течению реки Цангпо (Брахмапутра), через перевал Шару-ла в долину Понгчу эксп. прибыла в Сикким, в столицу Гангток. Всего протяжённость маршрута экспедиции составила около 6000 миль (около 10 тыс. км.).[7][8].Таков маршрут экспедиции Н.К. Рериха.
Что же касательно её состава, то он перечислен в работе "Сердце Азии" перечислен состав экспедиции. Поражает полиэтничность этого состава, которая свидетельствует о широких международных связях Николая Константиновича как в Европе и Америке так в Индии и остальных регионах Центральной Азии.
Итак, в основной состав экспедиции входили: сам Николай Константинович Рерих, его супруга Елена Ивановна, а так же его сын Юрий, который, являясь специалистом по восточным языкам, был особенно незаменимым участником каравана.
В пути по Сиккиму к основному составу временно присоединялись Святослав Рерих, лама Лобзанг Мингюр Дордже, тибетский генерал Ладен-Ла, ламы Рамзана и Церинг, а во время поездки на Алтай – члены американских обществ Рериха: З. Г. Фосдик и М. М. Лихтман.
Для путешествия по Тибету Рерихом были приглашены доктор К. Н. Рябинин, заведующий транспортом П. К. Портнягин, начальник охраны полковник Н. В. Кордашевский, заведующий хозяйством А. А. Голубин. Елену Рерих сопровождали сестры Л. М. и И. М. Богдановы. В состав каравана также входили конвой экспедиции, тибетец Кончог и бурят Д.Цыримпилов [2]. Ряд источников утверждает, что в сентябре 1925 года в Ладакхе к экспедиции присоединился чекист Яков Блюмкин и проследовал с Рерихами в Москву.[3]
Существование таких утверждений напрямую связано с тем, что в конце 1990-х годов появились историко-мистические романы и повести, искажающие представления об экспедициях Н.К. Рериха.8 На страницах этих популярных книг, например, утверждается, что Н.К. Рерих являлся агентом советских спецслужб и осуществлял свою Центральноазиатскую экспедицию "под руководством" Я.Г.Блюмкина. Научные исследования не подтверждают данную версию, так же как и официальные представители Службы внешней разведки.
.3 Цели и результаты экспедиции
Сами Рерихи цели и задачи экспедиции описывали следующим образом:
"Кроме художественных задач, в нашей экспедиции мы имели в виду ознакомиться с положением памятников древностей Центральной Азии, наблюдать современное состояние религии, обычаев и отметить следы великого переселения народов. Эта последняя задача издавна была близка мне".
Версия об исключительно художественных и этнографических целях Центрально-Азиатской экспедиции Н.К. Рериха рассмотрена в работах Л.В. Шапошниковой и П.Ф.Беликова, написавшего биографию Рериха в 1972 году. На тот момент исследователи еще не имели доступа к дополнительным источникам об экспедиции.
Согласно этой версии, возможность совершить научную экспедицию по Центральной Азии Рериху обеспечили продажа картин, гонорары за оформление театральных постановок, публикации многочисленных статей, доходы от деятельности американских общественных культурно-просветительских организаций[15].
Что касается задержки экспедиции тибетскими властями на плато Чантанг, то в рамках рассматриваемой версии употребление Рерихом слов "Посольство", "Глава западных буддистов" объясняется исключительно дипломатической формой, не имеющей никакого специального содержания, а "содержание писем, которые направлялись Рерихами правителям Тибета, имели единственную цель – вырваться из опасного плена"[41]. Активную роль в распространении этой версии играет Международный центр Рерихов в Москве[42].
Большую популярность ныне снискала версия предложеная В. А. Росовым, который защитил по ней докторскую диссертацию[60]. Согласно версии Росова, проанализировавшего Тибетскую и Маньчжурскую экспедиции, Рерих был вовлечен в большую политику, пытаясь осуществить утопическую мечту о "Новой Стране".
По утверждению Росова, на встречах осенью 1924-го года Николая Рериха с Н. Н. Крестинским и Г. А. Астаховым в представительстве СССР в Берлине вырабатывался общий план "Единой Азии", главный тезис которого состоял в том, чтобы в государственном масштабе объединить учение буддизма с коммунистической идеологией[18]. Мировой план Рериха содержал в себе идею создания Новой Страны на просторах Азии. План строительства монголо-сибирского государства со столицей в Звенигороде на Алтае, основывался на культеМайтрейи[19]. Понятия Шамбалы и Майтрейи Рерихи напрямую связали с коммунистическими идеалами. "Шествие коммунизма нужно крепко сплести с именем Майтрейи". Таким образом закладывалось начало нового религиозного движения в Азии[61].
По поводу визита в Лхасу Росов зявляет, что от имени западных буддистов художник намеревался предложить владыке Тибета, Далай-ламе XIII, союз для покровительства буддийскому миру[62]. Росов предполагает, что главным пунктом запланированных переговоров Рериха с Далай-ламой должен был быть тезис о слиянии буддизма и коммунизма[30]. Поскольку назревала необходимость реформирования буддизма в Азии, Н. К. Рерих намеревался учредить "Орден Будды Всепобеждающего" и договориться с Далай-ламой о самостоятельной параллельной ветви Западных буддистов. Это был бы завершающий шаг перед тем как приступить к созданию независимого государства, названного условно "Новой Страной". В этом, по мнению Росова, состоял Мировой План Рерихов, задуманный для того, чтобы перекроить карту Восточной Сибири и Дальнего Востока[63]. Однако из-за противодействия англичан Рерихам не удалось достичь столицы Тибета и встретиться с Далай-ламой[64], буддийский поход на просторы Сибири и в монгольские степи был отложен, Мировой План претерпел изменения, и последовавшая Маньчжурская экспедиция сделалась необходимой и главной его частью[63].
В. А. Росов является завотделом "Наследие Рерихов" Государственного музея Востока, где версия Рериха как политика была принята и, в частности, публикуется в брошюрах, издаваемых музеем[65].
Согласно версии тибетолога А. И. Андреева, теософ[66]:181-182, 327, 401-432 Николай Рерих, в котором якобы "опознали" Далай-ламу V[66]:249, собирался провозгласить себя Далай-ламой Запада[66]:329, 339 и "реформировать" тибетский буддизм[66]:349-352, и его экспедиция была частью этого плана. Согласно Андрееву, в пути Рерих получал противоречивые указания от своей супруги, не отражавшие положения дел в Тибете, и неудача экспедиции была причиной его негативных отзывов о положении дел в Тибете.
Результатом экспедиции явилось написание около 500 полотен Н. К. Рерихом, а также богатый этнографический и лингвистический материал. Собранный материал был настолько обширен, что 12 июля 1928 г. Рерихи основывают Институт гималайский исследований "Урусвати": "Институт является прямым результатом Центрально-Азиатской экспедиции Рериха…" (Ю. Н. Рерих – первый директор института[71]).
Подводя итог выше сказанному необходимо лишь сказать, что независимо от того какие цели приследовал в своей экспедиции Н.К, Рерих, бесспорной является её значимость с точки зрения данного исследования следов христианства в Центральной Азии. Среди обширного этнографического материала, собранного Рерихом за время экспедиции присутствуют многочисленные устные и письменные свидетельства о пребывании и деянии христа на территории Центральной Азии.
4. Источники по истории христианства в Центральной Азии
.1 Тибетское эвенгилие
В период Центрально-Азиатской экспедиции (1923-1928) одной из научных задач, которая стояла перед Рерихами, являлся сбор материала, свидетельствующего о пребывании Иисуса Христа на Востоке. В XIX веке европейской науке подобные сведения были впервые предоставлены российским журналистом и путешественником Николаем Александровичем Нотовичем. В 1893 году во Франции ему удалось опубликовать текст так называемого Тибетского Евангелия в переводе на французский язык под названием "Жизнь Святого Иссы, наилучшего из Сынов Человеческих". В 1895 году этот текст был издан на английском языке, а в 1910 году – на русском в Санкт-Петербурге. В Тибетском Евангелии, помимо известных канонических событий, повествуется о неизвестном периоде жизни Иисуса с 14 до 29 лет, который, как говорится в Тибетском Евангелии, Он провел в Индии и Гималаях, проповедуя среди индуистов [1]. Рерихи были следующими европейскими учеными, которые подтвердили подлинность рукописи, найденной Н.А.Нотовичем. Путешественники так же посетили в 1925 году Ладакх и расположенный в этой горной области монастырь Хемис, где в 1887 году Н.А.Нотович обнаружил рукопись.
По рассказу ламы этого монастыря, рукопись якобы была составлена на оснований привезенных из Непала в начале 3-го века свитков, написанных на языке Пали, содержащих предания людей, видевших Иссу (Иисуса), когда Тот жил в Индии и Непале, и купцов, которые поддерживали торговые связи с Иерусалимом.
Согласно "апокрифу" Нотовича, Исса, достигнув тринадцатилетнего возраста, тайно покинул дом отца и отправился из Иерусалима на Восток с караваном торговцев, чтобы "совершенствоваться" в "божественном слове": "Когда Исса достиг тринадцати лет… он тайно оставил родительский дом, ушел из Иерусалима и вместе с купцами направился к Инду, чтобы усовершенствоваться в божественном слове и изучить законы великого Будды" [9, с. 56]. Трудно согласиться с многочисленными христианскими апологетами-учёными (Р. Роудс, А. Кураев, Э. Хейл и др.) в том, что Иисус провёл все свои юношеские годы в Назарете, помогая лишь отцу в плотницком деле. Востоковед Э. Профет считает, что нет никаких определённых доказательств того, что Иисус был плотником. Например, Ориген отрицал саму эту идею на том основании, что "сам Иисус ни в одном Евангелии, принятом церковью, не был описан как плотник" [цит. по: 10]. Далее Э. Профет пишет: "Традиционное мнение, принятое христианскими теологами и учёными, заключается в том, что Иисус в период утерянных лет находился в Назарете и никакой летописи о нём не велось, поскольку он не делал ничего, достойного упоминания" [10]. Однако с этим трудно согласиться. Например, дьякона А. Кураева не удивляет факт "пропадания" юношеских лет Иисуса в Евангелии: "Мы действительно очень мало знаем о тридцати годах жизни Христа. Но то, что мы знаем о последующей истории христианства, помогает нам исключить гипотезу об обучении Иисуса в Индии" [6]. В свою очередь, исследователь Нового Завета Д. Робинсон считает, что "последователи Иисуса первого поколения наверняка знали и как он выглядел, и массу других вещей о его личности, но не писали об этом…" [цит. по: 10]. Такой точки зрения придерживается большинство учёных.
Однако, вернёмся к содержанию "жизнеописания". Согласно тексту "апокрифа", дальнейшая жизнь Иссы тесно связывается с Востоком. Побывав в низовьях долины реки Инд (Пакистан) среди джайнов, отрок Иисус отправился в Джаггернаут, потом в Раджагрих и Бернасу, где учился, обучая других. Далее путь Иссы лежал к подножью Гималаев в Южном Непале, месту, где пятью веками раньше родился Будда Шакьямуни (Гаутама).
В "жизнеописании" говорится подробно о путешествии Иссы в Северную Индию и Тибет, прежде чем он начал своё служение в Палестине. Согласно тексту Нотовича, вопреки завету брахманов, Исса проповедовал даже среди низших каст, и потому брахманы решили убить его. Но преданные почитатели предупредили Иссу, он бежал от преследователей и поселился на родине Будды, "в стране гаутамидов".
По словам Н. Нотовича, Исса был мудрым проповедником, который, безусловно, владел даром слова и умел убеждать слушателей таким образом, что слова его "распространялись между язычниками в странах, которые он проходил, и жители покидали своих идолов". Соседние же страны наполнялись "слухами о проповедях Иссы, и когда он пришел в Персию, жрецы испугались и запретили жителям его слушать" [9, с. 60 – 62]. Драматическая история "Тибетского Евангелия" завершается возвращением Иссы в Палестину, где он провёл известные годы, и распятием.
Таким образом, благодаря тибетскому манускрипту, перед нами раскрываются неизвестные страницы жизни Иисуса Христа, позволяющие иначе посмотреть на евангельскую историю. Однако, опубликованная в 1890 г. в Европе книга "Неизвестная жизнь святого Иссы", имевшая успех, после того, как Нотович благополучно вернулся обратно, вызвала огромный резонанс среди учёных и была подвержена "жёсткой критике".
В октябре 1894 года выдающийся востоковед своего времени Макс Мюллер из Оксфордского университета (который, по свидетельствам, сам являлся поклонником восточной философии) опубликовал критическую рецензию на книгу Нотовича в научном журнале "The Nineteenth Century". Мюллер был убеждён, что "Жизнь святого Иссы" была подделкой, созданной ламами Химиса, но скорее всего сфабрикована русским журналистом (подобного мнения о книге были Э. Гудспид, Дж. Дуглас и др.)
Четыре аргумента учёного заслуживают особого внимания.
Мюллер утверждал, что древний документ, подобный тому, который обнаружил Нотович, был бы непременно включен в "Кангьюр" (или Канджур) и "Тангьюр" (Танджур) – каталоги, в которых должна быть перечислена вся тибетская литература. Он посчитал недостоверным сообщение Нотовича о происхождении этой книги. Однако позже Мюллер будет вынужден признать, что списки "Канджура" и "Танджура" "охватили только малую часть буддийской литературы". Каталоги были неполными. Тем не менее, Мюллер был убеждён в своей правоте, ссылаясь на женщину, которая посетила обитель Химис и наводила справки о Нотовиче.
Нотович, в свою очередь, сразу же ответил на аргументы Мюллера в предисловии к лондонскому изданию жизнеописания "святого Иссы", которое вышло в 1895 г. Но аргументы Нотовича критиков не удовлетворили.
Многие полагали, что выводы Мюллера поставили точку в истории с "Тибетским Евангелием". Однако близкий друг Мюллера – Калипрасад Чандра (известный как Свами Абхедананда, или Свамиджи) знаток Веданты, санскритолог и ученик Рамакришны, после смерти своего коллеги в 1922 г. отправился в путешествие к Гималаям. Побывав в Химисе, он первый подтвердил историю Нотовича. Абхедананда описал подробности своего путешествия в книге "В Кашмире и Тибете" (на языке бенгали). Почему старший лама монастыря Химис дал Свамиджи совершенно иной ответ? Возможно потому, что, как говорил Нотович, ламы остерегались европейцев, видя в них потенциальных "грабителей". Известно, например, что Ватикан (с целью дискредитации Нотовича и его открытия) посылал в Химис "подготовленных" служителей, которые должны были "выкрасть" свиток. Поездка окончилась неудачей. Специфика же общения Абхедананды с ламами была совершенно иной. Свамиджи не был для них представителем чуждой культуры. Он был учеником Рамакришны и, как сообщает Э. Профет, в прошлом аскетом, прожившим три месяца в пещере в Гималаях у истоков Ганга. Он был слишком проницателен, чтобы "шутники-монахи", как называл их Мюллер, могли ввести его в заблуждение.
Поразительно, что независимо от Нотовича и Абхедананды, Николай Рерих в 1925 г. обнаружил рукопись об Иссе в ходе гималайской экспедиции.
В книге "Гималаи" о монастыре Химис Рерих писал: "О манускриптах об Иисусе. Сперва полное отрицание. Потом понемногу ползут отрывочные, боязливые сведения… Наконец, выясняется, что о манускриптах слыхали и знают старые люди в Ладаке… Такие манускрипты о Христе… лежат в самом тёмном месте… (речь идёт о Химисе) И сколько ещё других реликвий погибает по пыльным углам. И тантрикам-ламам нет до них дела. Надо было видеть и обратную сторону буддизма" [12].
Об открытии Рериха Э. Профет пишет: "…записи Рериха сделали практически всё, что могло быть сделано для доказательства существования и подлинности… документов, описывающих пребывание Иисуса на Востоке… По всей Азии он находил эту легенду, сохранённую людьми различных национальностей и религий. Он многократно ссылается на "письменные документы" и "манускрипты", в которых говорилось о путешествии Иссы на Восток" [10]. Позже проф. Н. К. Рерих вспоминал: "Нас поразило, насколько широко распространена история Иссы. Оставаясь загадкой для Запада, Исса живет в сердцах индийцев. Это реальность, которую нельзя игнорировать" [11].
Исследователь-востоковед Е. Лазарев справедливо замечает: "До буддизма в Тибете была распространена религия "бон" – недостаточно хорошо исследованная даже в наши дни. Только в 1967 году европейским учёным стали доступны трактаты по этой религии, опубликованные в Индии. И в одном из них упоминается "чудотворец Есес из страны Иран", который появился "в стране Шаншун-Мар" (Северный Тибет). Дата его появления примерно соответствует началу нашей эры" [7].
Как свидетельствуют современники, Рерих (не считая Абхедананды) был "вторым европейцем", который имел возможность, посещая монастырь в Химисе, прикоснуться к известному на Востоке манускрипту. Тогда же Н.К. Рерих, подтверждая подлинность открытия Нотовича, выступил перед общественностью с заявлением о "недопустимости укрытия" нескольких десятков апокрифов о жизни Иисуса, которые "хранятся" в Ватикане, поскольку утверждения, "что является истинным, а что надуманным, должны сделать учёные, а не церковники". Известно, что на призыв Рериха Ватикан (ни тогда, ни сейчас) не откликнулся.
.2 Другие письменные источники по истории христианства в Центральной Азии
Не менее удивительное открытие сделал в начале ХХ века доктор философии Артур B.C. Рой. Будучи председателем Общества Веданты в Нью-Йорке, он опубликовал серию статей об Иисусе Христе в журнале "Кайзер-и-Хинд", подтверждающих подлинность книги Нотовича, которая является переводом найденного им манускрипта. Кроме этого, Артур Рой утверждал о существовании описания жизни Христа в Индии в редком индийском манускрипте, называемом "Натх Намавали", который находился тогда во владении секты Саддху Натх йоги, обитающей на холмах Виидхья, что севернее Бомбея.
"Натха Намавали", старинная индуистская сутра мистического ордена йогов "Натх", в которой говорится о великом святом по имени Иша Натх, который пришел в Индию в возрасте четырнадцати лет. Впоследствии, когда он вернулся в свою родную страну и начал распространять свое учение там, он пал жертвой заговора и был распят. Как говорится в этой сутре, при помощи йогических сил, которых он достиг в Индии, он смог пережить казнь и в итоге – с помощью сверхъестественных сил своего учителя Четан Натка, гуру натхов – он еще раз пришел в Индию, где основал ашрам у подножья Гималаев.
Достаточно убедительным свидетельством о пребывании Иисуса в Индии являются древние Маха-Пураны – повествования индусов, состоящие из восемнадцати томов и являющиеся своеобразной летописью.
"Пурана" означает "старый". Повествуя о событиях, начиная с пятого или четвертого века до н.э. до семнадцатого века н.э., они постоянно расширялись добавлением более поздних "историй". Принято, что всё собрание составляет восемнадцать томов на санскрите, древнем священном языке Индии. Девятый том под названием "Бхавишья-Пурана", предположительно написанный между III – VII веками н.э., содержит весьма любопытное приложение, которое описывает, как Иисус пришел в Индию. Свидетельство не оставляет сомнений в том, что Ишапутра (Иисус – сын Бога), пришедший из Палестины, и пророк из Назарета – одна и та же личность.
Пурана в девятом томе сообщает, что израильтяне пришли жить в Индию, затем в стихах 17 – 32 описывается появление Иисуса.
Удивительно, что не только "авторитетные" священные "Пураны" свидетельствуют о миссии Христа на Востоке, но и древние китайские свитки, именуемые сутрами Иисуса. Они были обнаружены в пещере Дуньхуана, которая располагается "в тысяче миль к западу от Сианя". Как отмечают учёные-востоковеды, сутры содержат важные компоненты учения Христа, не отмеченные в "канонических Евангелиях". "Сутры вполне могут быть названы "Дао Иисуса", – полагает Р. Ригерт, – его ученики часто толкуют Евангелие как жёстко определённую систему нравственных норм, однако тексты, найденные в Дуньхуане, рисуют портрет духовного учителя, понимающего связь и взаимодействие Инь и Янь" [15, с. 21-22]. Китайские сутры Иисуса, как свидетельствуют историки, пролежали в пещере долгие века вместе с огромным количеством древних буддийских рукописей. Лишь в 1900 г. они увидели свет, "когда даосский монах, занимавшийся реставрацией живописи в пещерах этого района… случайно обнаружил замурованное хранилище с бесценными документами. Постепенно европейские археологи и частные коллекционеры вывезли священные тексты из Китая, но затем они были преданы академическому забвению ещё на сто лет" [15, с. 24-25]. Однако, благодаря счастливой случайности, сейчас сутры Иисуса опубликованы и переведены на многие языки мира.
.3 Устные свидетельства о пребывании Иссы в ЦА
В 1925 г. Рерих, проходя свой экспедиционный маршрут через пустыню Такла-Макан к Карашару, узнает, что среди калмыков очень распространено так называемое "Тибетское Евангелие", речь идёт, вероятно, о том самом тексте, хранящимся в Химисе. Удивляет и то, что малые азиатские народности, как олеты и торгуты, так же знают об этом, и, как позже отметил Рерих, "каждый образованный лама спокойно говорит об Иссе, как о всяком другом историческом факте"[11].
Так, в книге "Сердце Азия", он писал: "В Лехе мы опять встретились с легендой о пребывании Христа. Индус-почтмейстер Леха и некоторые ладакцы-буддисты говорили нем, что в Лехе находился недалеко от базара пруд, и теперь существующий, около которого росло старое дерево, под которым Христос говорил проповеди перед Своим уходом в Палестину. С другой стороны, мы слышали легенду, рассказанную "о том, как Христос, в юных годах прибыл с купеческим караваном в Индию и продолжал изучать мудрость в Гималаях. К этой легенде, так широко обошедшей Ладак, Сензиян и Монголию, мы слышали несколько вариантов, но все они утверждали, что в течение лет отсутствия Христос находился в Индии и в Азии…" (Н.Рерих, "Сердце Азии", Минск ‘"Университетское", 1991. стр.18).
У турков, курдов и персов имеет хождение легенда о святом Иус Асафе – "вожде исцеленных", в котором легко угадывается Христос. Примечательно, что в Каноне Авиценны упоминается снадобье, называемое Мархам-и Иса, изготовленное для исцеления ран Иисуса. Рерих упоминает о существовании надписи в гробнице в Сринагаре, где по местным преданиям похоронен Иус Асаф, будто бы там происходят исцеления и источается аромат. Кстати, она встроена в традициях иудеев.
Художник приводит еще одну легенду о встрече с мертвой головой: "И восстал богатырь – великан, – так и хочется добавить "окропленный святой водой" – и поклонился он Иссе за воскресение для подвигов во спасение всего человечества". Все как в русских сказках. В отличие от Нотовича Рерих видел за всем этим наследие несторианцев.
Общеизвестный факт, что общины последователей Нестория сохранились в Иране, Ираке и Сирии. В Иране их именуют, впору будет сказать именовали, – айсорами. Это ассирийцы. Они сыграли выдающуюся роль в древней и средневековой истории. Язык их восходит к арамейскому. Айсоры селились в труднодоступной местности, что и позволило сохранить христианство. Еще до Первой мировой войны часть ассирийцев была принята в лоно Православной церкви.
Вышеизложенное позволяет нам согласиться с тем, что распространённые устные истории о пребывании Иисуса на Востоке имеют под собой серьёзные основания. Кроме того жители индийского Шринагара утверждают, что могила пророка из Назарета расположена в их городе – в районе Анзимар, Кханьяр.
Таким образом, мы рассмотрели и письменные и устные свидетельства о пребывании Иссуса в Центральной Азии. Необходимо отметить, что упомянутые здесь источники представляют собой лишь малую часть полной картины, для изложения которой у нас нет времени и возможностей. Однако, даже довольствуясь малым, мы можем сделать определенные выводы. Основной из которых в том, что письменные свидетельства ( "Тибетское Евангилее" Нотовича и сутра "Натху Намавари" и др.) куда больше дискредитированы чем устные свидетельства и предания, которые по природе своей неоспоримы. Имея народный источник, они тем самым являются более надежными для построения дальнейших заключений.
5. Происхождение народных сказаний об Иссе
.1 Распространение христианства
Выше изложенное красноречиво свидетельствуют о закоренелом характере христианства в центрально азиатском регионе. Так – наличие народных легенд об Иисусе, это весомый аргумент, позволяющий утверждать что регион принял религию и впустил её в, святая – святых, устную традицию. Если письменные свидетельства можно сфальсифицировать или навязать, то устные предания гарантировано имеют этническую подоплёку и если даже они распространены умышлено, народ всё равно использует их в своих целях.
И всё же остается открытым вопрос: каковы пути проникновения христианства в Центральную Азию, с чем столкнулся Рерих во время своей Тибетской экспедиции? С продуктом миссионерской деятельности несториан ли, с пустившим корни мусульманским сказанием о пророке Иссе. Допустим и тот вариант, когда любознательные индостанцы сами завезли заморскую религиозную систему в родные пенаты.
Для того, что бы решить это, углубимся в литературу и поглядим какова судьба у христианства в центральной Азии. Начнем с того, что скажем, в идеологии народов древнего и средневекового Востока христианство, с момента его возникновения, занимало значительное место. Традиция относит начало распространения христианства от берегов Средиземного моря на восток к первым векам н.э. Влияние христианской религии в странах Ближнего и Среднего Востока сохранялось и в эпоху господства ислама – в начале XI в.
В распространении христианского учения сыграла огромную роль миссионерская деятельность, широко осуществлявшаяся в ходе передвижений христианских общин на Восток и Юг. Так, составной частью гербов и флагов отдельных африканских государств, как Бурунди, Тонга и т.д.стала "библейская" или "вифлеемская звезда", что наглядно обнаруживает следы длительного влияния миссионеров на местную элиту. С другой стороны, проникновению христианства в Центральную Азию, способствовали и жесточайшие гонения на христиан в Римской империи. Сирийский источник III в. упоминает христиан в стране Кушан, в пределы которой входила часть Среднеазиатского Междуречья. Они познакомили с христианством жителей Ирана, Средней Азии, проникли в степи Монголии и даже Китай.
Однако, скорее всего, гонения лишь подпитывали семена, уже брошенные ранее. Движение христиан на Восток было тесно связано со становлением торговых трасс Великого шёлкового пути, формированием ориентированных на его обслуживание определённых слоев и групп ремесленников и торговцев. На первом этапе это было связано с расселением в крупных восточных городах иудейских общин. Туда же и устремились носители нового учения.
Исследователи считают, что общины, располагавшиеся на землях близ южных границ Средней Азии, сыграли основную роль в становлении здесь христианства. Переселившиеся из Византии, Сирии, Палестины и Ирана в Среднюю Азию они принесли сюда свою культуру, искусство, распространяя их вместе с новым религиозным учением.
Исследователи считают, что общины, располагавшиеся на землях близ южных границ Средней Азии, сыграли основную роль в становлении здесь христианства. Переселившиеся из Византии, Сирии, Палестины и Ирана в Среднюю Азию они принесли сюда свою культуру, искусство, распространяя их вместе с новым религиозным учением.
По мере того, как христианство набирало силы, различные его направления конкурировали между собой и в столкновениях одни из них признавались правильными, другие объявлялись еретическими и изгонялись. Однако именно они (арианство на Западе и несторианство на Востоке) сыграли огромную роль в пропаганде общих идей христианства
В середине V в. после Эфесского, а затем Халкидонского соборов происходит сначала осуждение за ересь, а затем окончательное отделение восточной – Сирийской церкви (несторианской) от Константинопольской православной. Для этого времени многие исследователи фиксируют связи с Византией. Несториане активно двигались на Восток, в Иран, в Среднюю Азию, где они утверждают своё влияние, хотя здесь селятся христиане и других толков – яковиты, мелькиты и утверждается мелькитская (православная) митрополичья кафедра.
В VI в. большая часть Средней Азии входила в состав Западно-Тюркского каганата. Археолого-нумизматические данные и сведения письменных источников говорят о наиболее интенсивном распространении христианских верований VI в. Предметы с христианской символикой для этого времени имеют как правило изображение несторианского креста, что, возможно, свидетельствует о значительной роли этого течения в Средней Азии в VI в. и в последующий период.
Христианство несторианского толка исповедовали эфталиты, завоевавшие значительную часть Средней Азии. В 549 г. они просили несторианского патриарха назначить им епископа. Несторианство распространяется и среди тюркского населения. Многие из тюрок в войске бухарского правителя были отмечены знаком креста на лбу. В начале V в. (в некоторых источниках позднее) утверждается митрополия в столице Согда Самарканде. Согдийцы и ранее были активными проповедниками христианства за пределами своей страны. Христианские тексты на согдийском языке найдены в Восточном Туркестане, но, вероятно, их роль была не менее интенсивной в Чаче, Семиречье, на оживлённых торговых путях, где согдийцы основывали многочисленные колонии. Поскольку языком несторианских литургий был сирийский, он распространился и в Согде. рерих христианство азия исса
Со 2-й половины VI в. устанавливаются тесные торгово-дипломатические связи с Византией. Византийские купцы-христиане были, естественно, заинтересованы во встречах единоверцев в дальних странах, что способствовало государственной политике распространения христианства во владениях Средней Азии и тюркской кочевой среде. Активизируются и местные несториане. Мервскому митрополиту Илии приписывается обращение в христианство большого количества тюрок из ряда племён и самого тюркского кагана со всем его войском.
С VII века христианские общины возрастают в центральных и восточных районах Средней Азии при патриархе Иешуябе II (628-643 гг.). Функционирует митрополия в Самарканде.
На этой основе мы могли бы сделать вывод, что следы христианства, которые обнаружил Рерих имели непосредственное происхождение, были завезены византийскими купцами или беженцами. В пользу такой версии свидетельствует и то, какие свидетельства собирал Рерих в Ладакхе: "В рукописях, имеющих древность около 1500 лет, можно прочесть: "Исса (Иисус) тайно оставил родителей и вместе с купцами из Иерусалима направился к Инду, за усовершенствованием и изучением законов Учителя. Он провел время в древних городах Индии Джаггарнате, Раджагрихе, Бенаресе. Все его любили".
Однако, эти легенды вполне могли принадлежать и к мусульманской трактовке жизнедеятельности этого пророка.
.2 Следы ислама
Иса бин Мариям (А), по значимости второй пророк в исламе. Согласно исламской идеологии Пророк Иса (А) один из пяти пророков обладателей величия (Улуль Азм) которым были ниспосланных небесные книги. Иисус (А) упоминается в Коране в 15 сурах, в 93 айатах. Именно эти аяты и образуют основу мусульманского убеждения о Иисусе. В то же время например, Моисею (А) посвящено 502 айята, Аврааму (А) – 245 айята. В тоже время любопытным является то, что в мусульманской трактовке событий Иисус не умер и не был распят, поскольку исключительным актом Своего милосердия Бог избавил Его от палачей и вознес к Себе (Коран 3:55). Корану абсолютно чужда проблематика искупления, поэтому вполне закономерно отрицание распятия, смерти, а, следовательно, и воскресения.Этот факт явно связан с поверьями, обнаруженными Николаем рерихом в Кашмире. Согласно им свое путешествие в Азию Иисус совершил после распятия и воскресения – воскреснув, он ушёл вместе со своей матерью и преданными ему учениками прочь из Израиля, прошёл довольно большой путь и обосновался в Кашмире, где предположительно скончался в возрасте 80 лет. Есть место, называемое "могилой Иисуса" неподалёку от Шринагара – его аутентичное название звучит как Роза-Баал (буквально – могила пророка). Похоронен там святой, которого называют Юз-Асаф.
Впрочем вернемся к древности.
Завоевание Средней Азии арабами привело к значительным изменениям в области идеологии. На смену нескольким идеологическим системам различных владений, господствующая роль которых менялась в государстве, приходит новая государственная идеология, для которой представители всех других верований стали иноверцами. Мусульманство в завоёванных арабами странах внедрялось настойчиво. Из письменных свидетельств известно, что обычным было превращение храмов, в том числе и христианских церквей, в мечети. Например, в Бухаре мечетью племени Бану Ханзала стала церковь близ ворот Аттаран, на месте которой, по преданию, впоследствии была сооружена мечеть Калан.
Однако, вместе с тем мы не можем утверждать о полном искоренении христианства мусульманами.
Ислам в период арабских завоеваний представлял собой ещё формирующуюся идеологию, которая впитала в себя определённые элементы более древних мировых религий. И в формировании его, наряду с коренными землями арабов, определённую роль сыграли культурные центры Ирана и Средней Азии.
Общины других идеологий, хотя и платили специальный "выкуп" – налог за веру, оставались в составе халифата, имели своего духовного главу, выбиравшегося общиной и утверждавшегося халифом, который вершил законы в религиозной и светской жизни адептов своей религии. Христиане в странах халифата ценились как прекрасные врачи. Они широко использовались на высоких административных должностях, как высшие чиновники, секретари, грамотные писцы. Среди них были государственные деятели, учёные, философы, теологи, дипломаты, была прослойка купцов, тесно связанная с западными христианскими странами.
В трудах арабо-язычных историков есть сведения о диспутах, теологических спорах, среди участников которых упоминаются христиане. Христиане в халифате имели своего главу, представлявшего их интересы в правительстве и решавшего религиозные и юридические вопросы. Есть упоминания о христианах, находившихся на службе у халифа, наместников, крупных владельцев, пользовавшиеся большим влиянием в халифате.
В начале XIII в. Средняя Азия была завоёвана монголами, что привело к разрушению многих городов. Тем не менее, с их приходом в Среднюю Азию наблюдается новый приток несториан. Марко Поло упоминает церковь Святого Иоанна Крестителя в Самарканде, построенную во второй четверти XIII в.
Кроме того, следует упомянуть, что монголы, расширяя свои владения на запад, вели политику религиозной терпимости и протектората по отношению к церкви в целом и христианству в частности. , которая позволяла им избегать крупных народных восстаний. Это вполне могло способствовать новому распространению данной религии в центрально азиатском регионе.
Таким образом, мы видим что следы христианства, которые упоминает в своих трудах Николай Рерих вполне могли иметь как христианско-несторианское происхождение, так и мусульманское. Рерих вполне мог ошибочно принять сказания об арабском пророке Исе за легенды про Иссуса. Однако мы можем допустить и иной характер событий введших в заблуждение опытного этнографа. Учтя насыщенность как христианского так и мусульманского влияния на Центрально – Азиатский регион мы можем предположить, что эти две линии легенд: христианская и мусульманская подверглись крепкому синтезу. Тогда речь идет уже не о христианстве или исламе, а о неком синтезе религий, с которым и столкнулся Рерих, так восторженно воспринявший его впоследствии.
Заключение
Подводя итог данной работе хотелось бы сопоставить результаты с целями, что бы иметь представление о том, что еще предстоит раскрыть. Первоначально задавшись целью – проследить историю христианских еретических течений в средней Азии мы, используя материалы экспедиции Н.К. Рериха, отклонились к более конкретным задачам, таким, как раскрытие биографии Николая Константиновича, сквозной анализ обстановки в российской эмиграции начала ХХ века, раскрытие целей и задач экспедиции, описание свидетельств (устных и письменных), которые собрал Рерих, Наконец, краткое описание истории христианства и ислама в регионе. Всё это было необходимым для раскрытия полной картины. Благодаря углублению в биографические вехи жизни Рериха и специфику русской эмиграции мы получили некий "критический фильтр", призму, сквозь которую можно разбивать на цвета те свидетельства о следах христианства, которые оставил Рерих в своих трудах. Следует признать, что отношение Н.К. к собранным данным было несколько предвзято, в виду увлечения восточным мистицизмом. Рерих был способен увидеть Иссуса там где он был и там где его и быть не могло. Поэтому следует все свидетельства, оставленные им подвергать тщательному анализу на подлинность. Невольно возникает вопрос о пригодности информатора в целом…
Что касается главы, в которой раскрыта специфика экспедиции, её маршрут, состав и цели, то это прежде всего дало нам перечень тех регионов Центральной Азии, в которых оказался Николай Рерих со своей экспедицией и где мог обнаружить христианство. Кроме того, мы опять таки коснулись вопросов направленность интересов участников экспедиции и можем неа этой основе построить определенные заключения. Так, достоверно ясно, что кроме самого Н.К. и его сына Юрия, никто из членов экспедиции не мог составить обоснованного мнения о следах пребывания христа в Азии. Следовательно в дальнейшем мы можем обращаться к ним, как к самостоятельным источникам.
Что касается глав, повествующих уже, непосредственно, о самих следах христианства (письменных и устных) и об истории данной религии на востоке, то они показали нам, сколь абсурдной может быть попытка отнести эти свидетельства к несторианскому христианству или мусульманскому исламу. Речь может идти исключительно о синтезе религий. Так, явно прослеживается слияние христианских легенд об Иссусе с мусульманскими повествованиями о пророке Иссе. Явнее всего это проступает в легенде о распятии Иисуса и его последующем исходе в Индию. На лицо явное присутствие как христианской, евангилийской легенды о распятии, так и мусульманской легенды о том, что Исса не был распят, но был забран на небо своим отцом, Всевышним. Напомню, что в Кашмирской легенде Исса после распятия и воскресения. Он отправился на восток где прожил до 80 лет, проповедуя свое учение среди кашмирцев.
Подводя итог, хотелось бы признать, что работа имеет лишь половинчатый характер и не настигает задач исследования в полной мере, поскольку история происхождения христианских ересей не раскрыта в полной мере, но пусть это послужит предлогом к дальнейшему развитию исследования.
Литература
1. Bernard Meland. Rudolf Otto. // A Handbook of Christian Theologians, edited by Dean G. Peerman and Martin E. Marty (Cleveland, 2007), pp. 169-191.
2. Зябликов A.B. По материалам тибетской экспедиции николая рериха М., 2013. С. 177-185.
. Бергер, П., Лукман, Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. – М.: Медиум, 2009. – С. 212, 218.
. Марченко М. Н. Следы христианства в центральной азии [учебник] / Марченко М. Н. – [2-е изд., перераб. И доп.] – М. : ТК Велби, 2008. – 640 с.