- Вид работы: Контрольная работа
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 24,21 Кб
Социально-экономические отношения народов Северо-Востока
План
Введение
Социально-экономические отношения народов Северо-Востока в XIII веке
Освоение Северо-Востока в XIII веке. Хозяйство и быт местного населения
Изменения в хозяйстве коренного населения Северо-Востока
Культура местного населения
Заключение
Список литературы
Введение
Успехи землепроходцев в открытии и освоения Крайнего Северо-Востока в XVII веке способствуют быстрому заселению его русскими. По мере продвижения русских на огромной территории края возникали поселения: Гижига, Ола, Ямск, Пенкино, Тауйск и другие. Так, по бассейну рек Колыма, Анадырь, Охотскому побережью формируется оседлое русское население с русским бытом и русской культурой.
Русские люди привезли с собой не только предметы обихода и промысла: котлы, топоры, ножи, иглы, сверла, инвентарь для подледного лова рыбы, но и умение изготавливать предметы обихода и орудия труда. Они смогли быстро усовершенствовать бытующие у местного населения средства охоты, лова, передвижения. Например, парта – род саней, уже давно известный на Европейском Севере, в руках русских была преобразовала в разнообразные виды нарт с различным назначением. Здесь появились легкие нарты-четверки, нарты-турки, делавшиеся из березы, самые большие нарты, шириной в метр, нарты-кибитки, крытые нарты для перевозки пассажиров.
Продвигаясь по территории края, землепроходцы и промышленные люди устанавливали торговые связи с местными племенами. При этом товарообмен часто имел характер «немой» торговли. Русские привозили товары на берег, выкладывали их, а сами уходили в море или спускались по реке. Возвратившись через некоторое время, они находили на том месте клыки моржа, меха, кость. В дальнейшем на реках Колыма, Ашой, Анадырь организуются ярмарки.
Под влиянием русских происходят изменения и в быту местных жителей. Русская речь, русский семейный уклад стали входить в жизнь аборигенов. Например, у чуванцев и эвенов землянки постепенно уступают место деревянным рубленым избам.
Русские первопоселенцы несли в своей памяти народное творчество, бережно его хранили, оно служило им отрадой, связывало с покинутой Родиной.
Социально-экономические отношения народов Северо-Востока в XIII веке
Освоение Северо-Востока в XIII веке. Хозяйство и быт местного населения
Издавна среди русского населения Северо-Востока бытовали все основные жанры народного творчества. Это прежде всего былины, или, по-местному «Калига», «Илья Муромец». Во всех былинах прославляется герой-богатырь, его богатырская сила, ум, человеческое достоинство.
Но русские люди, оказавшись в необычных для них условиях Крайнего Северо-Востока, стали переносить в свой быт и элементы жизни местного населения. Об этом свидетельствует, например, тот факт, что они восприняли немало слов из языков местных народностей и прежде всего хозяйственно-бытового характера. Например: руйта (чукот., ламут) – шалаш, кладовка особого устройства для хранения свежей рыбы и прочего; саиба (юкагир.) – небольшой амбар на «ногах»; чаат (чукот.) – аркан, плетенный из сыромятной кожи, для поимки оленей.
Дружественные отношения между русскими людьми и коренным населением способствовали дальнейшему освоению богатств сурового края.
Русское правительство проявляло интерес к природным богатствам Северо-Востока. Однако в записках первопроходцев не имелось каких-либо сведений о наличии здесь полезных ископаемых. В 1683 году по приказу якутского воеводы была снаряжена экспедиция во главе с казаком Антипом Сидоровым для поиска в устье реки Анадырь золотых, серебряных и медных руд. Поиски эти результатов не принесли.
Тогда же в Анадыре были допрошены промышленные и торговые люди, много лет проживавшие здесь. Они показали, что полезных ископаемых не знают и не слышали об этом ничего. Так стало складываться мнение о том, что никаких богатств недра Северо-Востока не содержат и единственной ценностью в этом крае является пушнина.
По заданию правительственных чиновников отряды служилых людей вводили ясак. О формах ясака рассказывает одна из наказных грамот: «А собирать ему, государю, ясак соболи добрые… и шубы собольи и бобра, и выдры и черные лисицы и сиводушчатые, рыси и песцы голубые е лапы и хвосты, и кость рыбья зуба…» Ясак был «окладной» – заранее установленных размеров и «неокладной», взимавшийся тем, «что принесут». Распространены были «добровольные поминки», то есть дары царю. Для взимания дани использовались два средства: присяга коренного населения н раздача подарков за выплату ясака. Подарками награждались чаще всего князьки, иногда получали их и простые люди, больше других сдавшие мехов. «Государево жалованье» раздавалось в виде ткани, медных изделий, соли. Это скорее всего напоминало меновой торг.
В правительственных предписаниях указывалось на необходимость мирных взаимоотношений с коренными народами: «…велеть их прежде уговорить ласкою и приветом и к шерсти привести на том, что им быть под государскою царскою рукою и ясак с себя платить». Уже к началу XVIII века в подданство России перешли многие юкагирские, корякские и другие племена.
Сбор ясака вызывал определенные трудности. Во-первых, обширная территория края была заселена малочисленными племенами, большинство из которых вели кочевой образ жизни. Во-вторых, здесь не было никаких государственных органов управления.
Чтобы облегчить сбор налогов, служилые люди прибегали к аманатству: брали заложников в каждом племени, держали их под строгим надзором до выплаты подати.
Некоторые племена оказывали сопротивление сборщикам ясака. Наиболее активно вели себя чукчи. Они нападали на соседние корякские и юкагирские племена, принявшие подданство России, вступали в вооруженные схватки с отрядами казаков.
Стремясь подчинить непокорные пароды, правительство снаряжает военные экспедиции.
В 1729 году отряд казаков направился на корабле из Охотска к устью реки Пенжина, но у Тауйска судно потерпело крушение. Казаки в сопровождении якутов, эвенов и коряков двинулись пешком на северо-восток. При встрече с большой группой чукчей отряд был разгромлен, а командир убит.
Принявший командование майор Дмитрий Иванович Павлуцкий совершил поход на непокорные племена. В результате похода были захвачены у чукчей военные трофеи и освобождены 44 пленника.
Однако нельзя сводить деятельность Д. И. Павлуцкого только к подавлению сопротивления местного населения. Занимая пост начальника Анадырского острога, Павлуцкий организовал работу по изучению полуострова и обследованию островов в проливе Беринга. Один из посланных им отрядов прошел на восток вдоль Американского берега, положив начало открытию Америки со стороны Северо-Восточной Сибири.
Делались попытки наладить отношения с чукотскими племенами, однако чукчи продолжали вести войну. По предписанию сената Павлуцкий совершает еще два похода. Оба они окончились безрезультатно. В одной из битв Павлуцкий был убит, а отряд его разгромлен.
Политика силы не оправдала себя. Учитывая это, правительство стало разрабатывать меры урегулирования взаимоотношений с местными жителями.
Изменения в хозяйстве коренного населения Северо-Востока
В связи с дальнейшим совершенствованием орудий труда наблюдается все большая специализация в хозяйстве местных народов. Выделение основных занятий происходило в тесной зависимости от природных условий. Племена, заселявшие внутренние районы нашей области, занимались главным образом охотой на оленей, медведей, горных баранов, песцов.
Способы охоты в основном остаются прежними: летом охотники подстерегали зверя у мест водопоя и переправ или же вырывали глубокие ямы, положив в них мясо и рыбу для приманки. Попавший в яму зверь становился добычей охотника.
В зимнее время в лесах на пути следования оленей делали загородки, куда загоняли животное и убивали. Для ловли лисиц и песцов часто использовали нору во льду. При входе в нее укрывалась потайная петля с подвесной тяжестью. В норе оставлялась приманка из мяса. Как только зверь касался приманки, петля затягивалась и душила его.
Основными орудиями охоты были копья, силки, сети. С приходом русских стали применять капканы. Средствами передвижения охотников служили легкие нарты.
У прибрежных племен широко распространяется промысел морского зверя. В одном из документов читаем: «Чукчи добывают в море премножество морского зверя, моржей, кость зубов их употребляют на свои всякие потребы: на копья, на стрелы, на топоры, на чекуши и протчее… из кож их шьют байдары, на коих перегребают на ближайшие морские острова…»
Летом охотились на байдарах. При дальних плаваниях в середине байдары охотники укрепляли два шеста с надутыми тюленьими пузырями в виде поплавков, которые придавали некоторую устойчивость байдаре при сильных волнах. Зимой для передвижения по льду они изготовляли ступательные лыжи. При ходьбе по неровной поверхности к лыжам привязывали шипы из рога оленя, бивня мамонта или моржового клыка. Основным оружием зверобоев по-прежнему оставались копья и гарпуны.
Исследователи отмечали, что эти виды оружия чаще использовали эскимосы и чукчи, которые подстерегали стада животных, стараясь приблизиться к ним незаметно: «Когда один из тюленей заметит ползущего и поднимает голову, чтобы рассмотреть его, охотник замирает неподвижно, выставляя наружу звериную маску и подражая движению передних ластов животного, царапает лед нарочно для этого сделанными ластами… Приблизившись на нужное расстояние, он одним броском бросает гарпун с прикрепленным к нему ремнем и старается ударить толстым нижним костяным концом бросалки прямо зверю по глазам, чтобы его прикончить. Чтобы облегчить ползание при такой охоте, чукчи подвязывают к локтям и коленям шкуры медведя».
Наряду с традиционными появляются новые предметы вооружения: железные кольчуги, шлемы с забралом на лбу и с наушниками. С конца XVIII века распространяется огнестрельное оружие.
У некоторых племен основу хозяйства составляло рыболовство. Ловили рыбу во все времена года и главным образом с помощью сетей, сделанных из сухожилий оленя или из китового уса. Небольших рыб ловили на костяную удочку. Однако для многих северных народов рыболовство было второстепенным занятием. Например, чукчи запасов рыбы не делали и ловили ее только во время ожидания «хода» оленей.
В XVIII веке у большинства народов нашего края появилось новое занятие – табунное оленеводство. В XVII веке и ранее оленей в основном использовали для передвижения. В хозяйстве их держали в небольшом количестве.
В середине же XVIII века олени не только представляли основной вид транспорта, но и обеспечивали население всем необходимым: мясом, шкурами для изготовления одежды, обуви и для покрытия жилища. У некоторых племен сосредоточиваются огромные стада оленей, что часто приводило к ссорам между племенами.
Например, чукчи нередко нападали на соседние племена и захватывали у них стада. Юкагиры и коряки не раз обращались с просьбой о помощи к русской администрации, которая впоследствии принимала ряд мер по урегулированию отношений между племенами.
Культура местного населения
Всестороннее специальное научно-этнографическое исследование жизни чукчей было осуществлено В. Г. Богоразом. Богораз видел преемственность поколений каждого народа в самобытности – лишь ему принадлежащем образе жизни, мыслей и во взглядах на предмет, в религии, языке, а более всего в традициях. Все обычаи, считал В. Г. Богораз, укрепляются давностью, освещаются временем и переходят из рода в род.
В древние времена арктические народности жили племенами. Каждое племя имело свою территорию и свой особый диалект или говор. Каждое племя состояло из более мелких родственных групп-родов. Небольшие племена состояли из 3-4 родов. Постепенно исчезли большие родственные группы, сократившись до нескольких семей. Помимо племен с внутренними кланами (родами), были и небольшие общины, состоящие из родственников. Старейшины селений хорошо знали происхождение и принадлежность к роду своих предков, знали своих соплеменников, ближних и дальних родственников. Всех родственников называли «собранием семей».
Традиции выступали в виде принципов, норм, правил и идеалов которые регламентировали жизнь чукчей.
В тундре с давних времен четко разграничены обязанности мужчин и женщин, мальчиков и девочек.
Жизнь в арктических условиях требовала, чтобы в семье было много детей – чем больше детей, тем легче жить. В некоторых семьях было до 12-13 детей. Рождение ребенка было радостью. Появившийся на свет ребенок был окружен заботой и вниманием, родители предпринимали различные меры предосторожности и совершали магические обряды. Первоначально новорожденного поливали холодной водой или обтирали снегом, потом растирали и заворачивали мальчика в медвежий мех, девочку – в мех рыси, белки, лисы. Ребенка приучали к жизни при низких температурах и ношение своеобразной одежды из меха.
Заботясь о здоровье ребенка, родители выполняли многочисленые обряды. Важнейший из них – наречение именем.
Чукчи, эскимосы считали, что каждый человек должен знать и любить свою малую родину, помнить откуда он родом, свою родословную. С детства у ребенка вырабатывался как бы внутренний план общества. Из рассказов отца, взрослых селения, мифов и сказок, особенностей охоты и быта, обычаев ребенок усваивал стереотип» и информацию о своем роде, родственниках, взаимоотношениях с другими семьями, учился узнавать членов своего рода.
В семье усваивали правила поведения. Дети понимали необходимость коллективного труда, все добытое усилиями распределялось поровну, а добытое одним членом рода становилось достоянием всех. Школой нравственности является их справедливость.
Личный пример взрослого – это важный фактор в воспитании детей.
В жизни чукчей и эскимосов было много ритуалов. Ритуалы показывают, что, как и когда надо делать.
Тотем и магия, магия и культ, ритуалы и мифы – это проявления ого и того же исходного архаичного мировоззрения. Запреты и принуждения, накладывающиеся на мышление, легко вызывают чувство вины, страх перед духами.
Чукчи считали, что существует жизнь на небе и под землей. Очеловечивание чукчами: животных и птиц зависело от «разумности» их ведения в жизни. Человеческими свойствами, по мнению чукчей, обладали: земля, солнце, луна. Полярная звезда, рассвет, тьма, гром, ветер. Выделялись явления доброжелательные к человеку. В соответствии с религиозными представлениями существовали и культовые отправления. Главными из них были жертвоприношения, сопровождавшиеся клятвами и мольбой молитв индивидуальны.
Для большинства чукчей шаманы не были единственными носителями культуры. Все обрядовые служения исполнялись внутри семьи. В семье обычно муж или жена знали некоторые приемы, способы и средства борьбы со «злыми существами». В борьбе с ними использовались щенные бубны, имевшиеся в каждой семье, собаки, чучела в холодное оружие, ритуальные игрушки, семейные и личные амулеты, у каждого члена семьи была своя молитва. С развитием архаичного мышления, возникновения мыслительных, логических тур, детерминированных явлениями и событиями, древний век становился все более культурным.
Почиталось взаимное гостевание. Оленевод-чукча ездил к другу – береговому чукче в гости, привозил подарки, обменивался мясом оленя, ремнями. Рядом с чужим гостем женщины сидели молча, вместе с детьми вели себя сдержанно. Детям громко смеяться не разрешалось. В традиции северных народов было хорошо принять гостя, накормить, уложить спать, одарить.
Не разрешалось детям много говорить в процессе охоты, при выполнении бытовых дел. Все в семье понимали друг друга исходя из ситуации, именно она указывал а, как нужно действовать, что дальше делать. Общались чукчи, строго придерживаясь этикета, выработанного в течение веков.
В воспитании большую роль играли предания. С их помощь дети осваивали правила поведения в семье, на охоте, в детском с обществе, познавали историю происхождения тотемных животных-взаимоотношения человека и природы. Все это формировало у детей привязанность к своему роду, территории и традициям.
Старики бережно передавали внукам характерные для коренных жителей Севера национальные черты: медлительность и неторопливость, вежливость и почтительность, корректность и деликатность.
Следует отметить, что народы Севера эмпирическим путем смогли найти такую модель воспитания детей, которая исторически оптимально сочетала в себе национально-особенное и национально-общее. Все это способствовало сохранению национальной общности самого народа. У народов Севера ребенок выступает как развивающаяся индивидуальность на основе природных сил и врожденных задатков. Народный педагогический опыт был направлен на то, чтобы Ребенок быстрее стал саморазвиваться, стремился к удовлетворению своих потребностей, понимал, что, овладевая профессиональной деятельностью, он будет опорой в семье, общности в будущем.
Особое значение северные народы придавали устному народному творчеству, которое способствовало усвоению детьми образа мышления взрослых, помогало им шире познать окружающий мир. Сказки, легенды, рассказы, предания служили важным средством для обогащения речи детей новыми словами, осмысление которых выводило их мышление за рамки промысловых и бытовых представлений. Через устное народное творчество дети узнавали философию, традиции своего народа, обычаи, праздники. Они усваивали нравственные нормы, особенности языка и фольклора, самобытность своей культуры. Через сказки дети усваивали такие понятия, как «река», «море», «солнце», «гора», получали географические и астрономические знания. С особенностями своего края чукчи знакомились в процессе кочевого образа жизни, а сведения об отдаленных местах, особенностях солнечного или лунного затмения они получали из собственных наблюдений, подкрепленных рассказами, преданиями и сказками.
Сюжеты народных сказок и легенд нашли освещение и в книге «Новая жизнь древних легенд Чукотки» (Магадан, 1987). Уникальность книги в том, что в ней впервые представлен фольклор в гравировке по кости. В легендах сохранены древнейшие верования первобытной мифологии, когда животные почитались, считались хозяевами земли и помощниками «верхних людей», т. е. людей, умерших и продолжающих реальную жизнь на небе. По верованиям чукчей и эскимосов человек являлся частью природы, он объединял себя с животным миром, вступал в контакты со зверем, перевоплощался. Таким образом, возник языческий пантеон древних чукчей – ряд божеств.
В.Г. Богораз выделил восемь основных жанров чукотского устного творчества: рассказы «космогонического и мифологического» содержания, сказки о чудовищах кэле, шаманские рассказы, бытовые сказки, предания о войнах чукчей с соседними племенами и пришельцами-русскими, сказки о животных, заговоры, песни. Герои сказок – это брат и сестра, дети, женщина, богатырь, кэле – «злой дух», воспитатель-медведь, покровитель ворон Кутх, удачливый охотник, мальчик-сирота.
. Космогонические сказки – это сказки о солнце, северном сиянии, небе. Например, у чукчей создательницей мира была женщина из Мамрохпака. Она удаляется в тундру, обретает чудесную силу и создает приморских и кочевых жителей, а также оленей и морских зверей (сказка «Игрушечный народ»).
. Волшебно-героические сказки о фантастических похождениях героя по разным мирам и о борьбе с враждебными силами: а) сказки о кэле, кутхах, нынвитах и тунгаках; б) сказки о человеке и его союзе с животными; в) сказки о непокорной дочери; г) сказки о сироте, о шаманах.
. Героические сказания и исторические предания о борьбе с противником или враждебными существами.
Волшебные чукотско-эскимосские сказки своей поэтической структурой напоминают русские, но в то же время отличаются от них национальным колоритом. В основе конфликта – герой и враждебная ему сила. Герой наделен необычайной силой, мужеством. Он решителен, всегда побеждает.
В чукотско-эскимосских сказках своеобразны конструкции речи, состоящие из существительных и глагольных форм, с редким употреблением прилагательных и обилием междометий. Мало действующих лиц. Язык сказок беден. Кратки, конкретны зачины и концовки сказок: «Так вот жили», «Я все сказал». Чаще сказки заканчиваются одним словом «Все». В основе сказок – аллегория.
В сказках о животных рассказывается об их повадках, местах обитания, внешних различиях. Животные говорят, рассуждают о делах, ловкости во время охоты, добывания пиши. Раздобыв еду, ссорятся, быстро мирятся, ведут себя, как люди, что позволяло передавать подрастающему поколению нравственные заповеди, правила поведения в тундре, лесу, море. В сказках четко просматривается национальный характер. Чукчи и эскимосы любят свой край, могут подолгу любоваться морем, звездами, небом, всматриваться вдаль. Воспевают героев, бережно передают их образы, слова, действия, манеры.
Чукотские и эскимосские сказки передавались из уст в уста, были предметом веры, служили проводником воспитательных идей, поддерживали и закрепляли определенные формы поведения, фиксировали традиции в сознании сменявших друг друга поколений. Сходные географические и климатические условия привели к взаимному усвоению основных элементов культуры между коренными народами региона. Поэтому в сказке объединяется несколько Различных повествований, подчиненных одной сюжетной линии, Что познавательно и интересно детям. Это объясняется мировоззрением создателей и носителей фольклора, в котором мифологические элементы и явления реальной жизни не расчленялись.
Неумение осмыслить антиномии человеческого существовали объяснить явления природы, неспособность выделить себя из окружающей природы вело к очеловечиванию неодушевленных предметов, все представлялось чукчам живым и телесным. Все приравнивалось к человеку-охотнику, к его силе, выносливости, ловкости мудрости.
В мифических преданиях автохтонных народов просвещенными героями выступают ворон Кукки и его сын Сикулылан. Все фольклорные персонажи тесно связаны родством с вороном Кукки, являются его детьми и племянниками. К ним относятся даже звери: лиса, заяц и др.
Помимо аналогий с эскимосским, чукотским, корякским и ительменским фольклором, фольклор каждого из этносов имеет специфические черты, связанные с общественным укладом и религиозными представлениями населения.
Центральная фигура многих сказок – герой-одиночка. Народ наделил его высокими моральными и волевыми качествами, необыкновенной физической силой.
Тема сироты в преданиях и сказках древняя. Объясняется это тем, что охота на морского зверя опасна, нередко оканчивается гибелью охотников, после чего семьи остаются осиротевшими, им помогают родственники или община, пока подрастают сироты.
Другая группа сказок связана с животными, птицами, насекомыми. Герои сказок – животные, птицы, насекомые – постоянно заняты поиском и добыванием пищи. Они наделены всеми чертами и Умениями человека, имеют орудия труда, одежду, жилище, выступают искусными и удачливыми охотниками, заключают браки, устраивают игры и состязания, воспитывают детей, защищаются врагов или нападают сами.
Несмотря на фантастические вымыслы, герои сказок не отрываются от производственно-хозяйственной деятельности. В сказке «Старуха и ее внук» создан образ внука, который караулил стадо, искал хорошие пастбища, был терпеливым и старательным. Через сказку детям прививались гордость за свой народ, за принадлежность к человеческому роду, желание жить в своем родном селении, своей яранге, со своими родителями. Сюжеты сказок «Бычок и лисичка», «Женщина с мячом» выражают отношение народа к труду, справедливости, доброте, гостеприимству, проявлению уважительного отношения друг к другу, к людям.
Через сказку чукчи старались развить детский ум, смекалку, находчивость. Во многих чукотско-эскимосских сказках прослеживается тема семейного воспитания. К идеям воспитания отнесены: любовь к маленьким детям, воспитание у детей милосердия, послушания, трудолюбия. В ряде заповедей, наставлений отражен «морально-педагогический кодекс» народа. Их цель – передача важных для воспитания детей народных традиций.
Огромную роль играли поверья и приметы, связанные с рыболовством.
Запреты регламентировали и промысел добычи зверя. Категорически запрещалось спасать утопающего или засыпанного снежной лавиной, считалось, что лишатся пищи духи воды и гор.
Отличительной особенностью загадок является их краткость и реалистичность в восприятии предметов и явлений окружающего мира. Солнце в загадках называют птицей, звезды – оленьим стадом, а месяц – пастухом. Отличаются загадки и построением: некоторые имеют форму вопроса: «Кто всегда за человеком следует?» (Тень.)
Декоративно-прикладное искусство чукчей и эскимосов как средство народной культуры наряду с произведениями устного народного творчества служило важным источником воспитания. Искусство способствовало социальной адаптации человека, что было особенно важно в условиях Крайнего Севера. Художественное творчество сплачивало людей, помогало им осознать себя частью единого общества, побуждало в древних людях творческое начало развивало воображение, приучало к упорному нелегкому труду. Эти качества были очень важны людям для выживания в арктических условиях.
На Чукотке сформировалась культура морских арктических зверобоев. Богатая мифология, фольклор, самобытное изобразительное искусство стали неотъемлемыми компонентами этой мощной культурной традиции. Не исключено, что во время культурного обмена художественные изделия чукчей и эскимосов попадали к людям, жившим в Восточной Азии и Северной Америке, а художественные традиции этих народов становились достоянием чукотских резчиков по клыку моржа. Таким образом, искусство Чукотки стало частью культурного единого процесса, развивавшегося в Тихоокеанском регионе, своеобразным мостом, соединившим Евразию с Америкой.
Искусство чукчей имеет три периода развития: первый период связан с обработкой кожи и меха, появлением в одежде, наскальных рисунках, в малой скульптуре орнамента строгой прямолинейной формы: второй – с появлением петроглифов и ритуальных рисунков на дереве, плоских скалах и больших камнях, пещерах и кости; к третьему периоду отнесены те изменения в декоративном искусстве, которые произошли в современной жизни малочисленных народностей.
Этническую специфику декоративного искусства определили своеобразные материалы, строгое разделение труда между мужчинами и женщинами, национальный орнамент, покрой одежды для взрослых и детей, вышивка, меховая мозаика, вырезание скульптурных фигурок из кости, дерева, камня, гравировка на клыке моржа.
Самым древним и распространенным материалом являются кожа и мех. Искусство художественной обработки изделий из кожи и меха находилось в руках женщин. Меховой одежде свойственна особая архитектоника. Эскимосы носили парки из шкурок птиц и камлейки из кишок морских животных, украшенные перьями птиц. а чукчи – из оленьей шкуры.
Свою верхнюю одежду чукчи называли «кэркэр». Чукчанки шиля кэркэр из темных или пестрых шкур оленя. Чукчи носят двойной кэркэр. Нижняя одежда изготовлена из шкур оленят, а верхняя шкур оленей, забитых поздней осенью. Нижнюю одежду шили ШеР стью внутрь, а верхнюю – наружу. В помещении женщины надеть камлейку из байки или ситца.
В комплект женской одежды входили меховые штаны, чулки, чулки из выделанной кожи тюленя, которые доходили до колен. Зимой на них надевали торбаса из камуса. Летом женщины носили нижний кэркэр мехом к телу. Вырез на кэркэре и рукава имели оторочку из собачьего меха или росомахи, украшались бисером, подвесками из ремешков, шнурков или сухожильных ниток, в которые вплетался крашеный мех. В плохую погоду можно было видеть женщину, занимающуюся домашними делами в таком виде: рука и плечо открыты, а пустой рукав кэркэра болтается сбоку. Корякские женщины украшали одежду мягкой опушкой из меха, эвенские – вышивкой из бисера. Мужчины поверх упомянутой одежды носили широкую рубаху до колен с капюшоном – кухлянку. Кухлянка – это глухая, без разреза спереди рубаха.
Мужчины отдавали предпочтение в одежде пестрым или белым оленьим шкурам, органично вписывающимся в местный ландшафт. Праздничную кухлянку украшали меховыми полосами или контрастными по цвету вставками, меховыми кисточками и бахромой из ровдуги, различными подвесками, бисеринками. Надевали ее на игрища, при поездке в гости, при перекочевках. Кухлянка шамана отличалась большим количеством ремешков, нашитых спереди и сзади, амулетов. На рукавах и груди нашиты кусочки шерсти, ворот украшался белой полоской из меха белого оленя, собаки.
В качестве дождевика женщины носили длинную камлейку, которая была непромокаемой, ее шили из кишок лахтака, моржа или нерпы и украшали перышками птиц и меховыми кисточками.
Мужская обувь чукчей различалась по сезонам, форме, покрою и материалу, из которого она изготовлялась. Особую красоту торбасам придавали вставки, расшитые оленьим волосом и цветными нитками. Женская обувь по покрою и материалу была сходна с мужской, но отличалась орнаментом, красочностью цветных ниток, бисерными узорами, аппликациями, полосками шкурок.
У народов Севера были три вида рукавиц: зимние, летние и праздничные. Рукавицы расшивали мехом, кожей или вышивали цветными нитками. Пояс на мужской одежде – украшение. Украшали пояс бубенцами, костяными пуговицами, подвешивали обереги. На Поясе крепится нож в кожаном чехле. Головной убор чукчей составлял капор, сшитый из шкурок и лап лисы, собаки, пыжика. Малави шились из лисиц и песцов. Приморские чукчи и эскимосы носили домашнюю, «сухую» обувь. Это своеобразный вид тапочек с ажурными узорами из белой кожи.
Детям шили комбинезоны из шкур оленя мехом внутрь с наглухо зашитыми рукавами и штанами. Дети старшего возраста носили од е образцу своих родителей.
Чукчи использовали в одежде кожу и мех оленей, тюленей ков, росомах, зайцев, собак, редко – пушных зверей. Художественной обработкой кожи занимались только женщины. Чукотские мастерицы вырезали из кожи различные фигурки человека, тюленя, касатки и изображения «личных защитников». Покрой одежды б прост, но трудность ее шитья заключалась в рациональном использовании материала, продуманной отделке, учете швеей возраста пола ребенка.
Красивы мелкие кожаные предметы: ножны, пояса, ремни мешочки, сумки. Сумки изготавливали из шкуры оленя мехом наружу с отверстием посередине. Такие сумки служили для хранения одежды и заменяли подушки. Женщины имели также традиционные сумочки для хранения ниток, иголок и других мелких вещей. Чукотские женщины плели красивые сумки из волокон кипрея, крапивы и дикой ржи, растущих в приполярной тундре. Приемы плетения очень сложны, в основу волокон вплетались более темные, чем сама сумка, травы. Коврики плели из меха и разноцветной кожи.
С этнографической и эстетической точки зрения большой интерес представляют люльки для новорожденных детей. У эвенов и чукчей они напоминали небольшую деревянную лодку. Основной этномаркер: люлька обтянута оленьей кожей и украшена орнаментом.
Самобытны традиции северных народов в шитье бисером. Имелась бисерная расшивка седла, тапочек, детских люлек, пояса охотника с пороховницей и мешочком.
В изделиях преобладает орнамент прямоугольной формы (прямые линии, квадраты, ромбы, прямоугольники). На некоторых вещах: тапочках, сумках, точки, круги, овалы, дуги, волнообразные линии, складывающиеся в полосы, звездочки и крестики. В настоящее время сущность народного шитья не изменилась. Сюжеты вышивок связаны с многочисленными растениями тундры.
Мотивы бисерных композиций – треугольники, овалы с заостренными концами, полукруги, круги разных размеров, кольца с расходящимися во все стороны лучами. Цвет вышивок: белый, красный, желтый, синий и зеленый. В сюжетах и цвете просматриваются переживание мастерицы, ее настроение, эстетический вкус.
Художественные изделия изготовляли в каждой семье.
Наибольшего совершенства у чукчей и эскимосов достигла художественная обработка кости – рисунок, барельеф и скульптура, истоки резьбы по кости древние. Первоначально это были скульптуры из кости оленя, моржа, кита, тюленя, собаки и птиц размером 2-8 см. Силуэты скульптур просты, фигуры животных обтекаемы, они украшались орнаментом из точек, коротких штрихов, завитков. Чукчи любили вырезать Пеликена. С этой скульптурой они связывали свои мечты. Пеликен – «добрый хозяин тундры», ходит всюду, его единственное оружие – посох, которым он колотит плохих людей. Кого поколотит, тот никому зла больше не причинит. Защищает слабых и обиженных. Скульптуру клали в маленький меховой мешочек, иногда вынимали, долго рассматривали, советовались, каялись в разговоре с «хозяином тундры». Просили Пеликена охранять селение, каждую семью, особенно детей, от злых духов, от болезней и разных бед.
Рост экономического благосостояния коренных малочисленных народов способствовал развитию резьбы по камню и созданию различного рода мужских, женских и детских украшений с использованием приемов изобразительного искусства. Среди украшений – подвески фигурок животных: нерпы, моржа, профильные изображения человека, а также лодки-каяки, солнце, растения. Тонкий орнамент был нанесен на наконечниках гарпунов, гребнях, заколках, амулетах, различных детских подвесках. Украшения и орнаментированные изделия древних морских зверобоев Охотского побережья и Берингоморья свидетельствуют о высокой духовной культуре коренных арктических народов, широком распространении орнаментальных традиций и процветании художественного творчества. Скульптурные изображения моржа, нерпы, найденные в Приморье, на Камчатке и Чукотке, свидетельствуют о существовании культа этих морских животных на довольно обширной территории, что нашло отражение и в фольклоре народов, населяющих приморские районы Дальнего Востока. Эскимосы помещали фигурку тюленя внутри байдары для удачного промысла.
Значительным событием в искусстве чукчей было появление сюжетной гравировки на кости. Первоначально это были скульптуры из обсидиана (фигурки птицы-нерпы, тюленя с четко выраженной головой и плавниками, тритона, человека в одежде, птицы-человека, ритуальные ложки). Позже были найдены скульптуры в виде подвесок – профиль женщины, голова медведя, морского котика или сивуча, гуся. Женские украшения свидетельствовали о принадлежности женщины к более высокому положению в общине. Размеры фигур 2-8 см.
Как у эскимосов, так и у чукчей была распространена художественная татуировка, которой в основном занимались женщины. Наносили ее на лицо, плечо, руки. Содержание татуировок: знак принадлежности ребенка к тому или иному роду, ограждение от злых духов, показ социального и материального благополучия.
Рисунки древних художников – петроглифы – были открыты в Заполярной Чукотке на р. Пегтымелъ в 1965-1968 гг. На них изображены сюжеты морской охоты и охоты на дикого оленя, сходные по технике выполнения рисунков с косторезным искусством; около 50 композиций из различных фигур, рассказывающих о занятиях древних чукчей и эскимосов.
Первыми рисунками (черточки, прямые линии, зигзаги) были гравировки на плоском сланце. Затем в наскальной живописи появились обрядовые сценки, связанные с магическими действиями: изображение белого медведя, попавшего в ловушку, оленя с занесенным над ним ножом.
Второй категорией рисунков было пиктографическое письмо, которое использовали для передачи информации родичам или соплеменникам о перемещении отдельных семей, их занятиях и событиях, жилищах.
Третья категория рисунков отражала мировоззренческие идеи или космические представления чукчей. У подножий гор, при тусклом освещении костра слагали древние люди легенды и мифы – их передавали устно и в графике на сланцевых плитках, плоских камешках, больших валунах, скалистых выступах, благодаря чему эта своеобразная летопись понимания Вселенной сохранилась до наших дней. Наносились рисунки на обереги и амулеты, наконечники стрел, ритуальные бубны, ковшики.
Рисунки выполняли кровью нерпы, моржа или сажей. Постепенно сюжеты дополнялись подробностями из реальной жизни чукчей: ничьи сценки, охота белого медведя на тюленей.
В искусстве гравировки по кости произошли большие изменения: появились портретные изображения, вырезаются праздничные ритуальные маски. Гравировка на сюжеты народных чукотских и эскимосских сказок – одно из направлений самобытного национального искусства.
Праздники, песни, танцы в народной педагогике чукчей и эскимосов занимают особое место. Они являются важнейшей частью культуры и быта, без которой нельзя создать представление о культурно-историческом облике автохтонных народов.
По содержанию танцевальное искусство было связано с хозяйственно-промысловой деятельностью. Типы танцев: танцы-состязания, исполняющиеся под аккомпанемент бубнов; танцы-пантомимы, игры-танцы сиюминутного характера; танцы, завершающие обряды благодарения, «тевляыргын» (стряхивание). В религиозно-культовой традиции малочисленных народов ведущее место отводилось мистическим приемам защиты от злых духов, чему служили танцы «тевляыргын» и «изгнание злых Духов».
Отдельно бытовали подражательные мужские, женские и детские танцы. В празднике «воскресения» зверей мужчины изображали охотников, женщины – зверей, дети произвольно имитировали повадки знакомого зверя или птицы. Кроме танцев, дети осваивали трудное горловое пение и горловые похрипы (подражание крику птиц и животных).
Танцы носили личный, групповой и коллективный характер, являлись частью обрядовых праздников (обращение к солнцу – источнику жизни, задабривание духов, жертвоприношение хозяевам моря, тундры и пр.).
Танцевали везде: непосредственно у берега моря, в большой землянке, в каждой яранге.
Обрядовые танцы оленных чукчей имели много общего с танцами ительменов и коряков. В них смоделирована совместная деятельность – ролевые ритуальные действия «Охота», «Охота на медведя».
Сюжеты танцев: подражание повадкам зверей и птиц, всепрощение повседневных занятий чукчанок. Примерная тематика чукотских танцев: «За ягодами», «Мастерицы», «Выделка кожи». Игровые танцы мужчин с промысловой направленностью – «Охота», «Охота на уток», «Охота на кита», «Охота нерпу», «Ворон». Все игры-танцы исполнялись под аккомпанемент ритмических песен (чаще всего без слов).
Детские танцы – это импровизации ярких событий из их жизни игры с собакой, олененком, охота на уток.
Характерные черты и типология песен: песни эти нерифмованные, они поучительны, некоторые из них биографические, пронизаны верой в благополучный исход дела. Они имеют устойчивый ритм и мелодию, но текст их всегда меняется. Певец иногда поет часами, воспевая один и тот же эпизод, явление природы, событие.
Песни чукчей и эскимосов – это музыкальная аранжировка окружающей жизни. Песня сопровождала человека с колыбели до старости. «Памятные песни» передавались по наследству. Дети помнили песни своих прадедов, дедов, бабушек и других родственников. Талант песенной импровизации является национальной чертой и проявляется очень рано. Дети поют о том, что их окружает, о животных, любимой собаке.
В песнях много поучительного. Содержание таких песен навеяно жизненной ситуацией, которую пришлось пережить автору на охоте или во время кочевья.
восток культура народ население
Заключение
В начале XIX века перед русским правительством наиболее остро встала проблема управления огромной территорией Северо-Востоке, называвшейся Сибирью. Общая плотность населения Сибири составляла 0,5 человека на один квадратный километр. О размерах территории и численности населения нашего края к этому времени не было никаких научных данных. Доходившие до правительства сведения свидетельствовали о крайней нищете и отсталости населения Севера.
Одна из причин низкого уровня социально-экономического и политического развития народов Северо-Востока заключается в несоответствии огромной территории и малочисленности ее населения. Это положение усугубляется также малочисленностью элементом русской прослойки. Кроме того, географическая отдаленность Колымы Чукотки от центральных районов страны при отсутствии средств сообщения мешала возможности втянуть данную территорию в единый всероссийский рынок. К тому же это обстоятельство обеспечивало произвол царской администрации и купцов. Так, за время губернаторства И.В. Пестеля, прозванного «сибирским Аракчеевым произвольно введенные налоги превысили сумму основного ясака примерно в 10 раз.
Районы Крайнего Северо-Востока в XIX веке по-прежнему оставались самыми малонаселенными и отдаленными от основной территории Российской империи. Это привело к тому, что торговые связи с северными народами перешли в руки немногочисленных купцов-монополистов, имевших большую сеть своей агентуры среди местного населения и выступавших в качестве посредников между промышленниками Центральной России и жителями Севера.
Список литературы
1.Гурвич И.С. Этническая история Северо-Востока Сибири. М.1966.
2.История Магаданской области с древнейших времен до конца 19 века. Магадан. 1976.
.Магадан. Конспект прошлого. Магадан. 1989.
.Очерки истории Чукотки с древнейших времен до наших дней. Новосибирск. 1974.
.Северо-Восток с древнейших времен до наших дней: новые экскурсы в историю. Магадан. 1996.
.Факультатив по истории Магаданской области. Магадан. 1990.