- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 24,71 Кб
Социально-культурная деятельность в музее
План
Введение
Глава 1. Музей как очаг социально-культурной деятельности
1.1 Развитие СКД в музее
1.2 Актуальность рассмотрения СКД в музее
Глава 2. СКД в музее "Аврора"
2.1 Развитие СКД в "Авроре". Исторический аспект
2.1 СКД в Авроре. Наши дни
Глава 3. Пути совершенствования СКД в "Авроре"
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Главным направлением социально-культурной деятельности является разработка культурной политики, экономическое, политическое и духовное обеспечение реализации культурных программ. Задача данной работы – исследовать деятельность учреждения культуры, культурного центра досуга, организацию и технологию культурной жизни общества, любительского и альтернативного объединения по интересам, методику проведения массовых экскурсий, собраний, форумов на примере музея "Аврора".
Чтобы решить поставленную задачу, необходимо поставить цель изучить интересы публики, мотивы приобщения к культуре, формы организации досуга. Деятельность театров, кинотеатров, музеев, концертных и выставочных залов, клубов и дворцов культуры, библиотек, просветительная работа творческих союзов и фондов, Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, а также других общественных организаций и ассоциаций – всё это является объектом научного анализа.
Разработке социально-культурной деятельности этих и подобных объединений как отрасли знания содействовали труды М.А. Ариарского, Г.М. Бирженюка, Т.Н. Баклановой, Д.М. Генкина, А.С. Запесоцкого, А.А. Коновича, Т.Г. Киселевой, А.С. Каргина, А.П. Маркова и других.
Необходимо заметить, что деятельность музеев имеет практический характер, а специалисты обладают организационными умениями и навыками, способствующими реализации духовных потребностей различных категорий населения.
Процесс социального реформирования и модернизации в России оказал существенное воздействие на состояние и перспективы развития культуры. Одни сферы ликвидировались, распались; другие лишились государственной поддержки и должны были "выживать" на свой страх и риск; третьи – приобрели новый статус и приоритет. Культура вышла из-за жесткого идеологического контроля, но попала в тиски финансовой зависимости. Пока ещё трудно предсказать весь спектр последствий этих перемен, их влияние на ценностные ориентации людей, особенно молодёжи. В свете этого особенно важным и актуальным кажется рассмотрение социально-культурной деятельности отдельно взятого музея как очага воспитательной и досуговой модели в России.
В работе были поставлены следующие задачи: во-первых, раскрыть сущность музея как проявления социально-культурной деятельности, культурного досуга и как организационную в современном обществе проблему.
Во-вторых, проанализировать социальные потребности в плане досуга, охарактеризовать возможности современного музея в удовлетворении социальных потребностей населения праздника (на примере "Аворы").
В-третьих, охарактеризовать тенденции в развитии социально-культурной деятельности музеев в Санкт-Петербурге. Это особенно важно сегодня, когда динамика культуры получила импульс для реализации плюралистической модели развития. Культурное пространство органично сочетает историческую преемственность, непрерывность и дискретность в отношении таких "оазисов", как музеи. Постепенно восстанавливается и эта очень важная сфера культурного пространства.
Кто же не знает "героического корабля революции"?.
Так называемый "залп" Авроры" открывал историю Страны Советов для нескольких поколений наших соотечественников – от школьных учебников до праздничных докладов Генеральных секретарей.
И мало кто задумывался, что история корабля ведёт своё начало отнюдь не с 1917 года.
Сто двадцать тысяч морских миль осталось за кормой корабля, побывавшего и на далёких тропических островах Южного полушария, и в Тихом, и в Индийском океанах, и у берегов Африки, и в европейских портах – от Средиземного до Северного морей.
мая в мире отмечается Международный день музеев. Как привлечь россиянина в музей? Как удается работникам музеев, несмотря на недостаток финансирования, оставаться подвижниками своего дела? Каково будущее музеев? Обретут ли они прежнюю социально-культурную ценность? Роль музея стала возрастать. Есть несколько показателей этого. Во-первых, последние два, может быть даже три года, мы наблюдаем увеличение посещаемости музеев. Хотя и не очень большое, но, тем не менее, оно, несомненно, уже существует. Во-вторых, мы чувствуем оживление связей с собирателями социально-культурных ценностей, с коллекционерами, которые в последний период были ослаблены. Из этих моментов, мне кажется, складывается более благоприятное ощущение социально-культурной необходимости музеев.
Есть две философии по отношению к музею как организатора СКД. Одна из них, что музей – это такая организация, которая требует огромных финансовых вложений. Но одновременно музеи и их коллекции являются колоссальным ресурсом для развития регионов. Вторая философия, что музей – это не просто бюджетная "черная" дыра, в которую надо только вкладывать и вкладывать. Музеи еще и отдают, вносят свой вклад в развитие социально-культурной деятельности, и часто музейные проекты, как это ни странно, становятся двигателем такого развития. Этот взгляд на музей становится все более распространенным, все более популярным и есть все больше примеров, когда музей выходит к людям, а не просто является мертвым хранилищем каких-то исторических реликвий.
Дело в том, что тут взаимосвязь двойная. Как только в обществе наблюдается большая стабильность, музей приобретает все большее значение в обществе. Действительно, повышается интерес общества к музею и к тому, что там делается. Музейные проекты становятся более активно воспринятыми обществом, и поэтому они становятся стимулами или импульсами для социально-культурного развития. Во всяком случае, по "Авроре" мы это хорошо ощущаем всегда.
Россия испытывает рост посетителей музеев. Я думаю, что есть объяснение этому. Когда появились видеомагнитофоны, опустели кинотеатры. Люди сидели дома и смотрели кассеты. Досуг – это очень важное явление в жизни человека. Это отдых, это перемена обстановки. Приход в музей – это перемена обстановки.
В ходе работы были исследованы различные источники. Книга "Музееведение", автора Юреневой Т.Ю. издательства: "Академический проект (Москва) " 2003 года, является первым учебником, в котором излагаются не только теоретические основы музееведения и методика музейной работы, но и социально-культурная деятельность музеев мира. На обширном фактическом материале автор анализирует причины и обстоятельства возникновения музеев в различных регионах мира, прослеживает становление и развитие музея как социокультурного института, показывает его место и роль в каждой конкретной исторической эпохе. Рассматриваются социальные функции музеев, их научно-исследовательская работа, вопросы фондовой, экспозиционной и культурно-образовательной деятельности, а также менеджмента и маркетинга. Книга иллюстрирована, снабжена именным и предметным указателем, а ее содержание соответствует Государственному образовательному стандарту Министерства образования РФ.
Цель работы: рассмотреть внедрение музея Аврора как феномена в повседневной социально-культурной жизни общества. Рассмотреть СКД в данном объекте, пути её совершенствования.
Глава 1. Музей как очаг социально-культурной деятельности
1.1 Развитие СКД в музее
Вообще музеи привычно ассоциируются с прошлым. Но, я бы сказал, что профессиональный вызов, и профессиональная задача для сообщества музейщиков – это быть всегда частью сегодняшней культуры, в том числе в социальном плане. Если музей с его коллекциями, c его историческими памятниками ухитряется быть частью сегодняшней культуры, затронуть какие-то вопросы, какие-то сложные проблемы, связанные с сегодняшней жизнью и, тем самым, обращенные в будущее, то такой музей успешен.
В утверждение высокого социально-культурного статуса и необходимости музея, это реальный факт, который сейчас в музеях наблюдается. Огромное количество приходит людей, которые раньше в музеях не были. И что очень интересно, приходят семьями. Вот этого не было раньше. Очевидно, что после посещения музея этот обмен впечатлениями продолжается дома в семье, что очень важно. Посетители получают не только образование, но и приобщаются к искусству. Мы живем в мире репродукционной культуры, когда репродукция заменяет картину, когда музыка заменяется диском, когда большой роман превращается в какую-то выжимку из него. И мы везде встречаемся со вторичностью. Музей – это как раз тот мир, который приобщает к подлинному.
В музеи приходят и бабушки, и дедушки с внуками, и родители. Каждый музей пытается сохранить и привлечь эту публику. Но проблема первоочередная – как привлечь молодежь. Такую молодежь, которая не хочет ходить вместе с бабушкой, с мамой и папой. А хочет ходить с приятелями, с друзьями и туда, где было бы им интересно. Формы работы музеев разные. Нужна живая лекция, живое общение, встречи с живыми художниками, клубные встречи.
социальный культурный музей аврора
Как сделать совершенствование СКД в музее рациональным. Во-первых, нет необходимости как-то целенаправленно формировать аудиторию музея. Прежде всего, есть традиционные формы. Современный музей примерно наполовину, если иметь в виду его площади, это зрительское пространство, там, где зритель находится вне экспозиционных площадей. Это какие-то специальные помещения для отдыха. Это обязательно кинотеатр с соответствующей тематикой фильмов, компьютерные классы, всякого рода клубы, места для занятий, не только, кстати говоря, детей.
Хорошо известно, что в начале 90-х годов интерес к музеям вообще упал во всей стране. В том числе и в Петербурге, где их такое количество, что город называют культурной столицей России. Огромное количество санкт-петербургской интеллигенции, тогда еще ленинградской интеллигенции, вынуждены были поломать привычный образ своей жизни, привычный стереотип с регулярными подходами в театр, в музеи. Люди меняли свою профессию, меняли специальность, искали возможность как-то выжить в сложной экономической ситуации, и конечно, музей "Аврора" потерял ряд посетителей. Была на какой-то период времени утрачена студенческая аудитория.
Музеи в своей социально-культурной деятельности очень много занимаются регионами. Кстати, один из самых дальних музеев в Игарке, который находится в очень сложных условиях, недавно в Люксембурге был объявлен лауреатом конкурса на лучший европейский музей года. Это не значит, что этот музей был признан лучшим европейским музеем года, но он был отмечен среди лучших. Региональные музеи, может быть, часто беднее в плане коллекций, чем музеи столичные, но они бывают чрезвычайно изобретательны. Они компенсируют недостаток коллекций своей изобретательностью в СКД.
1.2 Актуальность рассмотрения СКД в музее
Издавна известно о том, что огромной силой влияния на людей (в особенности молодых) оказывает сфера досуга, так как удовлетворяет потребности во впечатлениях, самовыражении и самоутверждении. Неорганизованный, стихийный досуг детей и подростков, учащихся и студентов, а иногда и организованный, но в "асоциальных" целях – часто источник отрицательной реакции на неудовлетворенность в перечисленных выше и других потребностях, причина противозаконной деятельности детской компании, импульс к развитию вредных привычек, далеко нездорового образа жизни. И это безусловный атрибут досуга вне объединения, подобному музею.
Организованный же в социально-значимых целях досуг является педагогической и социальной поддержкой растущих личностей, формирования у населения активной, сознательной и созидательной по отношению к окружающему миру позиции, средством удовлетворения детских и частично взрослых потребностей.
Руководствуясь определением "досуга" как "сферы свободного от учебы или работы времени", следует отметить, что для большинства "благополучных в развитии" современных людей досуг весьма многообразен. Это экскурсионная, художественно-творческая деятельность, дополнительное образование и другие виды, встречающиеся в музеях. Но, есть такие учащиеся и студенты, рабочие и нерабочие, которые, доверяя только лишь самым распространенным средствам массовой информации, заполняют свое свободное время ограниченно.
Многое из того, что предлагают, например, радио и телепередачи, красочные, но содержательно далекие от совершенных журналы, принимают слишком серьезно. А ведь многие кинофильмы не отражают положительных и активных жизненных устремлений человека, не имеют даже границы дозволенного (этические, культурные психолого-возрастные границы). Просмотр их, как установлено педагогической наукой, не только не помогает, а, напротив, чаще всего затрудняет путь нахождения формирующимся человеком способов социального самоопределения (выбор собственного места и роли в обществе) и самореализации в жизни (удовлетворения потребностей). Часовые "просиживания" за чередой телепередач ограничивают досуг молодого человека пассивными видами деятельности, не учит решительно действовать и самостоятельно рассуждать.
Педагоги, в этой связи, подчеркивают то, что, не реализуя себя в какой-либо активной деятельности, многие школьники уже в малом возрасте приобретают негативные эмоции, свойственные чаще всего лишь людям пожилым: физическую и психическую усталость, разочарование, страх и так далее, так как не удовлетворяют важнейшую из биологических потребностей – потребность в здоровье.
Подлинный расцвет переживают музеи: появилась даже новая научная дисциплина – музееведение, призванная преобразовать эти предназначенные для хранения культурных ценностей храмы прекрасного в центры пропаганды культуры и содействия ее развитию, широко открытые для публики. Открытие Национального музея современного искусства в Центре имени Жоржа Помпиду, а затем Музея XIX в. на набережной Орсэ, музея Пикассо в особняке "Сале", Научно-промышленного городка в Париже явилось стимулом для всех французских музеев. За 25 лет были созданы или обновлены около 80 музеев как в Париже, так и в провинции.
Следует упомянуть и Музей изобразительных искусств в Лионе, который целиком занимает Дворец Сен-Пьер – старинное аббатство XVII в., обновленное архитекторами Филиппом Дюбуа и Жан-Мишелем Вильмоттом. Открытый для посещения в апреле 1998 г. после девятилетних реставрационных работ, обошедшихся в 400 млн. франков (66,6 млн. долл.), этот музей является в настоящее время самым крупным и богатым во Франции после Лувра: на площади в 15 тыс. кв. м там экспонируются 6300 произведений, в число которых входят завещанные Жаклин Делюбак картины импрессионистов. Строительство зданий ряда провинциальных музеев было поручено известным архитекторам. К примеру, Музей современного искусства в Лионе размещается с 1995 г. в здании, построенном по проекту Ренцо Пиано, а "Карэ дар" в Ниме является творением Нормана Фостера.
Однако крупнейшим из учреждений культуры остается Большой Лувр. "Крыло Ришелье", сопоставимое по размерам с Музеем XIX в. на набережной Орсэ, было открыто в 1993 г. С осени 1994 г. доступно для публики реконструированное "Крыло Денона", где находятся собрания итальянских, испанских и североевропейских скульптур, в числе которых два знаменитых "Раба" Микеланджело. Ансамбль был завершен в 1997 г., причем открыты 35 новых залов французского искусства XVII-XIX вв. и реконструированы залы античного искусства. Всего имеется 34 национальных музея, из них 19 за пределами Парижа, и около 900 музеев под контролем Министерства культуры, чаще всего находящихся в ведении местных органов власти. Об успешном функционировании музеев свидетельствует большое число посетителей: свыше 70 млн. человек в год. Люди идут туда, чтобы насладиться всемирно известными шедеврами, являющимися частью культурного достояния всего человечества, а также чтобы побывать на крупных временных выставках. Совсем недавно прошли выставки, посвященные творчеству Матисса, Пуссена, Сезанна, Латура и т.д.
Процессы информатизации, несомненно, одни из самых значимых факторов, влияющих на развитие социальных институтов, включая библиотеки и музеи. Формирующаяся быстрыми темпами виртуальная среда, включающая тексты, звук, изображение в различных комбинациях, вступает во взаимодействие с другой общественно значимой тенденцией – укреплением так называемой "домашней культуры. Обратим внимание на естественное желание сделать эту домашнюю культуру максимально комфортной и способной взять на себя функции различных внешних учреждений, чему успешно содействуют качественные стиральные машины, телевизор, телефон и т.д. Происходят своего рода процессы замещения объектов внешней среды адекватными техническими средствами.
Но следует заметить, что эти процессы носят как бы обратных характер, поскольку ранее все эти функции выполнялись дома и только под влиянием развития социальных и технических факторов часть стала передаваться специально создаваемым внешним службам, включая и сферу культуры. Однако полного замещения именно в духовной сфере не было никогда. Например, библиотекам, архивам и музеям всегда соответствовали домашние книжные собрания, семейные бумаги, памятные и ценные вещи.
С развитием технических возможностей стремление к "приватизации культурных ценностей стали еще заметнее. Еще 10 лет назад было отмечено, что "происходит переориентация массовой культурной деятельности с публичных на домашние формы. Пространство квартиры начинено предметами и благами культуры и оказывается конкурентоспособным в сравнении с публичными учреждениями.". Немаловажно было и то, что качество домашнего оборудования, как правило, превосходит имеющееся в распоряжении государственных учреждений. Кроме того, в своем "личном институте культуры человек свободен в выборе форм и содержания формирования культурной среды. Немаловажна и возможность общения с культурными ценностями в удобное время и комфортность восприятия.
Все это должно заставить нас задуматься о роли и месте музеев в современном культурно-информационном пространстве.
Телевидение, безусловно, укрепившее "личные институты культуры, замещает не только чтение, но и предоставляет аудиовизуальную информацию, сделав доступными для знакомства достояния музеев, ландшафтные и архитектурные памятники. Но личностный отбор при этом мог носить только исключающий характер – выключение телевизора, отказ от просмотра неинтересных передач. Тем не менее, телевидение положило начало формированию "экранного" компонента "домашней культуры.
Однако принципиальные изменения в формирование "личных институтов культуры вносит появление персональных компьютеров. Среди всего пока необозримого спектра последствий компьютеризации мы выделим два – доступность всемирного культурно-информационного пространства и возможность индивидуального выбора из огромного разнообразия информации. И если уже распространение видеотехники в отличие от телевидения внесло определенную избирательность в восприятие культуры, то реализация индивидуальных потребностей, опирающаяся на еще более широкий диапазон выбора, позволяет превратить жилую среду в поле творческой деятельности человека.
Говоря о новом типе комфортной социально-культурной деятельности, специалисты полагают, что". тенденции технологической революции дают основания предвидеть закрепление этого типа культуры, как новой историко-культурной ценности, объединение, сложение "домашних культур" в общественную сбалансированную культурную среду. Это неизбежно приводит к возрастанию социальной роли "личных институтов культуры.
Складывающаяся ситуация, несомненно, имеет важные последствия для деятельности традиционных институтов культуры – музеев – как представителей СК Д:
. По мере увеличения числа домашних компьютеров можно предположить определенный отток из музеев научных сотрудников, детей и других мобильных социальных групп, предпочитающих "домашнее информационное пространство (мы не будем рассматривать такую сложную проблему, как общение с музейными подлинниками). Однако здесь необходимо разделить факт посещения музеев и факт пользования их ресурсами. Таким образом, встает проблема – с какими ресурсами музеи выйдут в сеть и какие новые формы услуг они смогут предложить пользователям, вооруженным компьютерами. При этом публичные формы должны обладать определенными преимуществами по сравнению с теми возможностями, которые предоставляет человеку его собственная квартира.
. В рамках домашней культуры и ее экранного компонента будут формироваться "личные институты культуры, создаваемые отдельным человеком с учетом только своих интересов и пристрастий. Можно с уверенностью утверждать, что это будут комплексные ресурсы, включающие не только тексты, но и изображения, видеоряд, музыку и т.п. Здесь не только прямая параллель с традиционным музейным миром, который всегда формировал вокруг себя человек, но и осознание того, что мир воспринимается как целостность. Институционально память общества в настоящее время разбита на музеи, архивы и библиотеки. В этом потребитель не властен. Но свою "память мира он будет формировать синкретически. И тогда человеку, очевидно, будет некомфортна внешняя распределенная среда, и он будет избегать контактов с ней. Мы можем столкнуться с появлением так называемых альтернативных форм потребления культуры.
. Поскольку выступили в эпоху пересечения двух культурно-информационных систем – традиционной и электронной, то становится необходимым разработка концепции этого пересечения. Здесь и проблема музея как образа двойной двери – раскрытие своих ресурсов и предоставление доступа к мировому научному и культурному наследию. Надо осмыслить и то, насколько новейшие технологии отделили материальный объект (книга, музейный предмет) от содержащейся в них интеллектуальной и эмоциональной информации.
. Вероятно, уже в ближайшее время обращение с новыми носителями информации станет частью социально-культурного стандарта. Растет производство разнообразных баз данных на оптических компакт-дисках, включая синтетические, содержащие все виды информации – текст, звук, графику и видеоизображение. Это новые возможности для образования и культурного развития. Тем не менее, приходится признать, что в нашей стране музеи практически отдали этот мощный фактор просвещения в руки частных предпринимателей, которые, будучи в основном специалистами в области компьютерных технологий, не всегда владеют необходимым культурным кругозором. Если не активизироваться на этапе созидания, то со временем придется начинать борьбу теперь уже с компьютерным "чтивом и подделками под художественные ценности.
. Музеи возникли как формы удовлетворения определенных потребностей и они могут прекратить свое существование или существенно трансформироваться, если проблема будет решена более эффективным способом. Поэтому мы не можем не видеть опасность взгляда на компьютер и виртуальную культурно-информационную среду, как прямую и замену традиционным культурным институтам. Ни может быть и речи о борьбе с новыми технологиями, надо определить в ней свое место и заново осмыслить свои социальные функции. Еще одной проблемой является свобода и кажущаяся легкость поиска информации в Интернет, что порождает иллюзию пользователей в полной бесполезности в этой системе коммуникации каких-либо посредников в лице библиотекарей, искусствоведов и музееведов. Так что нам предстоит стать "борцами невидимого фронта в области формирования качественного информационно-культурного пространства, в создании удобных и адекватных средств навигации.
. Публичные внедомашние формы социально-культурной деятельности могут выжить, если их перестроить по принципу гибких технологий. Для этого необходимо наладить междисциплинарное взаимодействие библиотековедения, музееведения и архивоведения. На их основе приступить к проектным исследованиям не только для формирования информационно-культурного компонента виртуальной среды, но и для поиска новых содержательных и организационных форм взаимодействия традиционных учреждений культуры – создание культурных центров, экомузеев, документно-вещественных мемориалов и т.д.
Представление о приоритетных задачах музейного учреждения складывалось в нашей стране на протяжении многих десятилетий. На заре своего становления музеи в России воспринимались как хранилища раритетных и уникальных вещей, но со временем большее значение стала приобретать их образовательная и просветительная функция. Постепенно концепции монологического воздействия музея на аудиторию уступили место концепции коммуникационного подхода.
Отличительной особенностью деятельности современного музея является понимание "уравновешенности" позиций всех участников музейной коммуникации. Основываясь на исследованиях аудитории музея, экскурсоводы "Авроры" стараются строить общение с посетителями на принципах диалога, что позволяет в максимальной степени удовлетворять потребности посетителей музея. Ежегодно музей "Аврора" проводит от 52 до 59 тысяч обзорных и тематических экскурсий, поддерживает контакты более чем с 500 школами, 110 средними специальными и высшими учебными заведениями, 80 подростковыми клубами. Специалисты музея проводят лекции и творческие встречи, посвященные актуальным проблемам мировой и отечественной культуры, оказывают шефскую помощь преподавателям истории и эстетики в школах и профессиональных училищах, консультируют общественных организаторов экскурсий.
Эффективной формой пропаганды историко-мемориальных и художественных ценностей музея стали издания, посвященные Авроре и его филиалам, которые ежегодно приобретают не менее 250 тысяч человек. Музею постоянно посвящают свои передачи петербургские телевидение и радио.
Сотрудники и руководство музея полностью осознают, насколько изменились функции и задачи музея в современном обществе, что нашло свое отражение в целом ряде научных исследований, имеющих огромное значение не только для деятельности Авроры, но и для развития музейного дела в целом.
Рассматривая различные аспекты социально-культурной деятельности музея, необходимо отметить, что особое значение в современных условиях приобретает работа с молодежью. Знакомство с культовой архитектурой и изобразительным искусством – неотъемлемая часть культурологического образования подрастающего поколения. Актуальной проблемой взаимоотношений музея с посетителями является неподготовленность детей и подростков к восприятию музейного материала, незнание истории своей страны, отсутствие личного, субъективного интереса к познанию историко-культурных ценностей, а порой и элементарной культуры посещения музея. Безусловно, одна из функций экскурсии – пробудить интерес. Однако восприятие (и интеллектуальное и эмоциональное) становится успешнее в том случае, если полученная во время посещения памятника информация дополняет уже имеющиеся знания. Отсюда необходимость подготовки учащихся к непосредственному знакомству с памятником. В этом заключается одна из проблем, и, в то же время, одно из условий дальнейшего плодотворного сотрудничества учебных заведений и музея.
Исследование механизмов восприятия экскурсии в массовой аудитории дает достаточные основания для того, чтобы констатировать наличие у посетителей потребности в обновлении или уточнении своих ценностных ориентации. При этом происходит некая мысленная консультация по разнообразному кругу проблем, возникающих в процессе ассоциативного восприятия историко-культурного материала. В этом случае особое значение приобретают такие психологические характеристики экскурсии, как эмоциональное заражение, убеждение, доверительность, которые в итоге активизируют субъективное отношение слушателя к предмету рассказа и морально-нравственной проблематике.
Сегодня эффективность экскурсии определяется уровнем внимания слушателей, количеством и характером задаваемых вопросов или, другими словами, уровнем взаимодействия содержания информации ("значений") с социально-психологическими потребностями ("смыслом"). С другой стороны, общение в процессе экскурсии строится не только на ситуативных интересах посетителя, но и на сущностных, ценностно-ориентационных. Таким образом, особое значение приобретает стиль подачи информации, определяющий принципы отбора выразительных средств, с тем, чтобы вызвать интерес и дать повод для размышления посетителям всех уровней знакомства с музеем, учесть различные уровни восприятия музейной информации.
Таким образом, важнейшее методологическое положение, определяющее деятельность музея сегодня, состоит в том, что экспозиция музея – не самоцель, а средство познания отечественной истории и культуры, стимулирующее восприятие нравственно-этических ценностей. Государственный музей-памятник "Аврора" как социально-культурное учреждение аккумулирует в себе уникальный духовный опыт человечества.
2.1 Развитие СКД в "Авроре". Исторический аспект
Легендарный крейсер "Аврора", возвестивший залпом своих орудий в 1917 году начало штурма Зимнего дворца, в советские времена был символом революционной мощи пролетариата, а сейчас стал кораблём-музеем, исторической реликвией Петербурга.
Тем не менее, утратив революционный смысл, крейсер нимало не потерял в своей привлекательности для гостей города, тем более, что с 1956 года на борту крейсера открыт филиал Центрального военно-морского музея.
Здесь можно ознакомится с уникальными экспонатами, реликвиями военно-морского флота, а также можно насладиться подлинностью настоящего военного судна, построенного в 1900 году, осмотреть боевую рубку, радиостанцию и машинно-котельное отделение, где расскажут о российской корабельной технике начала 20 века.
Можно увидеть подлинные орудия крейсера и узнать об особенностях корабельной артиллерии. Прогулка по палубе "Авроры", прекрасный невский вид, также оставляют незабываемые впечатления. В залах корабля-музея можно ознакомится со 100-летней историей крейсера "Аврора".
Есть возможность узнать историю создания этого бронепалубного крейсера на петербургской верфи "Новое Адмиралтейство", о его боевом крещении в знаменитом Цусимском сражении 1905 года, и, конечно, об историческом залпе "Аврора", матросы которой перешли на сторону большевиков. В 1984-87 гг. крейсер был тщательно отреставрирован и при помощи Военно-морского музея здесь была открыта новая экспозиция, которая сейчас располагается в шести помещениях судна.
В экспозиции представлены около 1000 экспонатов, среди которых есть произведения живописи и графики на морские и героические темы. Кроме того, можно увидеть подлинные флаги и знамёна корабля. Несомненный интерес представляют размещённые на стендах музея 40 оригинальных документов и других документальных свидетельств истории крейсера "Аврора".
Корабль построен на стапелях Нового Адмиралтейства в Санкт-Петербурге в 1897-1903 годах по программе усиления морских сил России на Дальнем Востоке.25 сентября (8 ноября) 1903 года "Аврора" в составе отряда крейсеров контр-адмирала А.А. Вирениуса была отправлена на Дальний Восток.
июля 1992 года на корабле был поднят возвращённый Военно-Морскому Флоту России Андреевский военно-морской флаг.1 октября 1998 года крейсер-музей Военно-Морского Флота России "Аврора" удостоен звания Лауреата Золотой книги Санкт-Петербурга.5 ноября 1998 года на крейсере была освящена корабельная церковь с иконостасом.
2.1 СКД в Авроре. Наши дни
Интереснейшие фотографии рассказывают нам о делах моряков-авроровцев. Заслуживает нашего внимания и коллекция орденов и медалей, принадлежавших морякам "Авроры". Интерес посетителей также неизменно вызывает коллекция значков с изображением крейсера, которых насчитывается более ста. В залах можно увидеть и прекрасно выполненные модели кораблей Российского военно-морского флота.
Своим разнообразием поражает коллекция подарков, которая размещена на корабле в форме отдельной выставки: здесь находится более 190 предметов, в разное время подаренных крейсеру "Аврора" правительственными, военными и общественными организациями разных стран.
Сотрудники музея давно уже отказались от идеологизированного подхода к истории крейсера "Аврора" и превратили его в настоящий музей истории корабля. Крейсер "Аврора" находится на вечной стоянке у Петроградской набережной, в том месте, где от Невы берёт начало Большая Невка. В 1992 году на корабле был поднят возвращённый Военно-морскому флоту России Андреевский флаг, а в 1998 году здесь была освящена корабельная церковь с иконостасом.
И хотя крейсер-музей "Аврора" перестал быть символом революционного освобождения, он остался одним из ярких образов Петербурга, культурной и морской столицы.
Недавно в кают-компании крейсера-музея "Аврора" прошла презентация книги капитана 1-го ранга запаса Николая Черкашина "Повседневная жизнь подводников: в отсеках холодной войны". В книге отражена история российского подводного флота, начиная с событий Карибского кризиса (1962 год) и заканчивая аварией АПЛ "Курск" (2000 год). Как заявил автор на презентации, это первая книга, в которой так полно изложены подробности быта подводников и самых крупных аварий, происходивших на подлодках. "Мне семь лет не удавалось издать ни одной книги – не было спонсоров. Думаю, эта книжка во многом обязана своим выходом волне читательского интереса к трагедии `Курска`", – считает Николай Черкашин.
Самая распространенная ошибка среди тех, кто знакомится сегодня с крейсером, – уверенность в том, что символ революции, уже более 50 лет находящийся у Петроградской набережной в Санкт-Петербурге, всего лишь искусный муляж. Случилось это, по словам начальника крейсера-музея "Аврора" контр-адмирала Чернавина, потому, что во время последнего ремонта в середине 80-х годов ХХ века у крейсера было полностью заменено днище. Старое отволокли в Финский залив. Что и послужило причиной слухов о ненастоящей "Авроре".
Сегодня – это музей в полной боевой готовности, сохраненный в том же виде, что и 86 лет назад. Правда, экипаж в 10 раз меньше, чем был раньше. В 1917-м он насчитывал 570 человек, в том числе 20 офицеров, а теперь тут служат 55 человек. Орудия в рабочем состоянии, ухожены.
В день обычно бывает более 10 экскурсий. Теперь на "Авроре" не только знакомят с ролью корабля в Октябрьской революции, но и с историей крейсера, боевого и учебного корабля российского ВМФ, участника Цусимского сражения, а ныне музея, в одном из помещений которого находится иконостас, где в значимые для крейсера дни проходят богослужения. Нынче повышается интерес к нему со стороны молодежи; ее волнует, как жили отцы, деды, что делали. "Это хорошо, – отмечает контр-адмирал Чернавин. – Потому что без знания прошлого у нас не будет будущего".
В ходе ремонтно-восстановительных работ 1984-1987 годов силами научных сотрудников филиала и при помощи научных сотрудников ЦВММ создавалась новая экспозиция на крейсере "Аврора". Сейчас она располагается в шести помещениях. Кроме того, открыты для посещения экскурсионных групп боевая рубка и машинно-котельное отделение. По составу экспозиция насчитывает около 1000 различных экспонатов, среди которых нужно отметить 12 картин и 6 акварелей. В залах представлено 10 флагов и знамён корабля. На стендах музей можно увидеть 40 подлинных документов и 46 копий и фотокопий с подлинных документов. 114 персональных фотографий рассказывают о делах моряков-авроровцев. В экспозиции 14 орденов и 24 медали, принадлежавших авроровцам.
Большой интерес у посетителей вызывает коллекция значков с изображением "Авроры", их более 100. В залах размещены 8 моделей кораблей Российского ВМФ, здесь же уникальная выставка подарков от правительственных, военных и общественных организаций разных стран – их 190. В последние годы музей отошел от идеологизированного подхода к истории флота. Сотрудниками филиала проделана большая работа, чтобы превратить его в подлинный музей истории корабля.
Филиалом проводятся экскурсии с различными категориями посетителей:
-летняя история крейсера "Аврора" (по залам музея);
Российская корабельная техника начала XX века (экскурсия в машинно-котельное отделение);
Артиллерия, боевая рубка и радиостанция крейсера "Аврора" (экскурсия по палубе и в эти помещения).
В среднем за последние 5 лет филиал ЦВММ на крейсере "Аврора" посещают 450 000 – 500 000 человек в год. Сотрудники филиала проводят ежегодно около 2000 экскурсий. За все время работы музей посетило более 27 миллионов человек, принято официальных делегаций из 154 стран мира.
Сотрудники музея проводят:
Школьные викторины по истории корабля.
Встречи со школьниками и курсантами военно-морских училищ в кают-компании крейсера.
Методические занятия с экскурсоводами по тематике военно-морского флота.
Встречи с ветеранами Военно-Морского Флота России, военно-морских сил зарубежных стран.
Презентации книг по морской тематике.
Научно-исследовательскую работу по актуальной тематике.
Временные выставки по тематике, связанной с крейсером "Аврора".
Уроки мужества в школах, техникумах, военно-морских учебных заведениях, на кораблях и в частях Вооружённых Сил России.
Работу во дворце и домах творчества юных.
Участвуют в выпусках офицеров.
Участвуют в научно-исторических конференциях.
Участвуют в работе организаций ветеранов второй мировой войны.
Ритуальные и торжественные мероприятия на крейсере "Аврора":
Ежегодно в день Военно-Морского Флота (последнее воскресенье июля месяца) с крейсера "Аврора" начинается военно-морской парад кораблей на реке Неве.
Прием присяги курсантами высших военно-морских училищ и военнослужащими других видов Вооружённых Сил.
Начало учебного года и выпуск третьего курса Нахимовского военно-морского училища.
Ежегодно 27 мая (день Цусимского сражения) панихида по погибшим морякам.
Вручение государственных наград России ветеранам и производственникам.
Начало учебного года в школах, техникумах и ВУЗах Санкт-Петербурга.
Ежегодные ритуалы на Вороньей горе 9 мая (День Победы) и 11 сентября (день гибели батареи "А").
Ежемесячные заседания президиума ветеранов крейсера "Аврора".
Торжественная клятва экипажей строящихся кораблей.
Встречи с шефами корабля.
По предварительному согласованию с командованием корабля организуется посещение кают-компании офицерского состава, салона командира корабля и каюты флагмана.
Глава 3. Пути совершенствования СКД в "Авроре"
В 2000 году в России вышла книга "Крейсер-музей "Аврора", в которой приводились прежде не публиковавшиеся воспоминания старого матроса-большевика, члена Центробалта Николая Ховрина, служившего на "корабле №1 Российского флота" – крейсере "Аврора". Это были первые шаги на пути совершенствования СКД в данном музее. Вот что он писал: "Одним из распоряжений Военно-революционного комитета было приказание крейсеру "Аврора" встать на якорь у Николаевского моста на случай обстрела Зимнего дворца, где помещалось Временное правительство. Не зная, как поведут себя находившиеся воинские подразделения, мера эта явилась необходимой, тем более что на "Авроре" были крупнокалиберные пушки. Однако командование крейсера отказывалось от выполнения приказов, ссылаясь на неглубокий фарватер на Неве. Кроме того, машины "Авроры" не были в то время собраны. Все же буксир вывел крейсер к мосту, где он и встал на якорь. Когда стали готовить пушки, то оказалось, что к ним нет прицелов. Кто-то запер прицелы в каюте. Так, в поисках того и другого дотянули до вечера. Словом, все делалось для того, чтобы приказ Военно-революционного комитета не был выполнен. Но все же в самый решающий момент "Аврора" дала один холостой выстрел, и этим роль крейсера была исчерпана.
Значение этнографических коллекций в осуществлении музеями межпоколенной трансляции национальных культурных традиций трудно переоценить. Музей "Аврора" берет на себя ответственность как за научную реконструкцию этнических традиций, так и за методически выверенное внедрение элементов этих традиций в жизнь современного общества. Эффективность использования музеем коллекции в экспозиционной и просветительной деятельности во многом определяется наличием четкого представления о ее качественных параметрах. При решении этой проблемы на первое место выходит выявление из огромного массива историко-бытового материала, обильно представленного в каждом музее, именно исторических памятников, отражающих хозяйственные, социальные, духовные и иные процессы в рамках этнического пласта культуры.
Очевидно, что наличие единого информационного пространства в области музейной работы способствует совершенствованию деятельности по сохранению и актуализации социально-культурного наследия. Идеи интеграции музейной информации на основе сопровождения коллективно наполняемых баз данных встречают поддержку в регионах, активно использующие новые информационные технологии при освоении культурного наследия.
Пути совершенствования СКД в музее "Аврора":
Дальнейшее развитие электронной системы учета фондовых коллекций
Концентрация максимального объема информации о движимых памятниках традиционной культуры народов Карелии (карелы, вепсы, русские)
Создание электронных каталогов фондовых коллекций и их популярных версий для широкого использования в просветительской и образовательной деятельности музея.
Заключение
Фондовые коллекции являются первоисточником и объектом исследования практически во всех областях социально-культурной деятельности музея "Аврора".
Цель научно-фондовых исследований музея "Аврора" – извлечение и освоение исторической информации, заложенной в музейном предмете.
Более 80% фондового собрания музея "Аврора" прошли первую стадию изучения – научное описание. Осуществляется последовательный обзор и каталогизация коллекций. Изданы каталоги произведений морской живописи.
Открытость музея социально-культурным проблемам современности, поиск форм актуализации традиционного предметного мира – определяют новые направления деятельности музея-Авроры коллекций.
Список используемой литературы
1.Buning P. OB a WB. "Eine Zukunst? // Buch. u. Bibl. – 1996. – Jg.48, N 6/7. – 524-526 (Реф. Н.А. Самойловой)
2.Harloe B., Budd J. Collection development and scholarly communication in the era of electronic access // J. of acad. librarianship. – 1994. – V. 20, N 2. – P.83-87
.Арнольдов А. Введение в культурологию. – М.: Народная академия культуры и общечеловеческих ценностей, 1993. – 350 с.
.Арский Ю.М., Гиляревский Р.С., Туров И.С., Черный А.И. Инфосфера: Информационные структуры, системы и процессы в науке и обществе. – М.: ВИНИТИ, 1996. – 489 с.
.Бадеев А. "Аврора". – В кн.: Отчий дом: сборник. – М.: "Мол. гвардия", 1978.
.Балтийский флот. Исторический очерк. – М., Воениздат, 1960.
.Бартев Г.П., Мясников В.А. Страницы летописи "Авроры": Документальный очерк. – Ярославль: Верхне-Волжское кн. изд-во, 1975.
.Березов П. Залп с "Авроры". – М.: Политиздат, 1967.
.Борев В.Ю., Коваленко А.В. Клуб и электронные средства массовой коммуникации // Культурная среда и ее освоение: (Материалы советских ученых к XVIII Всемирному философскому конгрессу "Философское понимание человека. Великобритания, Брайтон, 21-27 августа 1986 г.) /АН СССР. Институт философии. – М., 1988.
.Бурковский Б.В. и др. Крейсер "Аврора": путеводитель по музею. – Л.: Лениздат, 1979.
.Бурковский Б.В., Кулешов И.М. Крейсер "Аврора": путеводитель по музею. – Л., Лениздат. 1967.
.Буров В.Н., Юхнин В.Е. Крейсер "Аврора": памятник отечественного кораблестроения. – Л.: Лениздат, 1987.
.Глазычев В.Л. Художественное проектирование: человеческий фактор в городской среде // Культурная среда и ее освоение: (Материалы советских ученых к XVIII Всемирному философскому конгрессу "Философское понимание человека. Великобритания, Брайтон, 21-27 августа 1986 г.) /АН СССР. Институт философии. – М., 1988.
.Годунов М.Н. Крейсер "Аврора": путеводитель по музею. – Л.: Лениздат, 1988.
.Дондурей Д.Б. Квартира: новый тип "учреждения культуры // Культура города: Проблемы инноваций: Сб. науч. тр. – М., 1987.
.Ерасов Б.С. Социальная культурология: Пособие для студентов высших учебных заведений. В 2-х ч. – Ч.1. – М.: Аспект Пресс, 1994.
.Житнев С.Ю. Проблемы городской культурной среды и развития личности // Культурная среда и ее освоение: (Материалы советских ученых к XVIII Всемирному философскому конгрессу "Философское понимание человека. Великобритания, Брайтон, 21-27 августа 1986 г.) /АН СССР. Институт философии. – М., 1988.
.Иконников А.В. Формирование среды жилища и стиль жизни // Техническая эстетика. – 1987. – № 1.
.Кучмаева И.К. Культурное наследие: Современные проблемы. – М.: Наука, 1987.
.Мельников Р.М. Корабли-памятники // "Человек. Море. Техника". – Л.: Судостроение, 1987.
.Человек и социокультурная среда: Научно-аналитический обзор / ИНИОН. – М., 1989.