- Вид работы: Дипломная (ВКР)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 67,44 Кб
Социально-культурные особенности Евангелического движения в России
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВПО «КубГУ»)
Кафедра социологии
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА БАКАЛАВРА
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЕВАНГЕЛИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИИ
Работу выполнила
А.Н. Гондарь
Научный руководитель
Кандидат исторических наук, доцент
И.Г.Тажидинова
Краснодар 2014
Содержание
Введение
Глава 1. Христианство Веры Евангельской: становление и современные позиции
.1 Формирование социально-богословской идентичности евангельского движения
.2 Состояние Евангельского движения в современном обществе
Глава 2. Евангельство как стиль жизни и мировидения: социологический анализ
.1 Основы вероучения и мировоззрения Христиан Веры Евангельской
.2 Анализ результатов исследования жизненных установок Христиан Веры Евангельской
Заключение
Список используемых источников
Приложения
Введение
Протестантизм, как одно из ответвлений христианской религии, возник в Западной Европе в эпоху Реформации. Борясь за дешевую церковь, протестанты отказывались от многих до той поры значимых положений христианского учения и основ церковной организации, в первую очередь от института священнослужителей и монашества, считая, что любой человек может непосредственно обращаться и возносить свои молитвы к Богу. В протестантизме считается, что каждый верующий является "носителем Слова Божьего", отсюда в протестантских церквах такое большое значение отводится пропагандистской и миссионерской деятельности. Протестантские церкви, по сравнению с православными или католическими, строги в убранстве, богослужение проще и ведется на родном языке верующего, главная роль в нем отводится проповеди и пению гимнов. Протестанты не поклоняются иконам, у них нет культа святых, из христианских таинств они отвергают все, кроме крещения и причастия, причем, крещение человек принимает в сознательном возрасте и оно воспринимается не как таинство, а как символический обряд принятия в лоно церкви.
Исторически первой и одной из самых крупных по числу последователей разновидностей протестантизма является евангелическая церковь. В настоящее время Христианство Веры Евангельской является одним из многочисленных направлений в протестантизме; к нему принадлежит 75 миллионов человек по всему миру.
Что касается религиозной ситуации в современной России, то Евангельский протестантизм представляет собой самостоятельное явление религиозной жизни. Собственно, Евангельский протестантизм как сложившееся сообщество, стал возможным лишь в современном социокультурном пространстве, где определяющее влияние имеют глобализация, экуменизм, прозрачность канонических границ, модернизация общества, секуляризация. Очевидно, что на завершающем этапе социально-богословского формообразования данной христианской общности крайне актуальными становятся анализ происходящих трансформаций и концептуализация нового объекта религиоведческих исследований.
На наш взгляд, следует уделить внимание исследованию феномена протестантизма, поскольку развитие современного государственного устройства, науки, технологии бизнеса и современной профессиональной этики происходит при активнейшем взаимодействии с культурой протестантизма уже на протяжении пяти веков. Как подчеркивает Е. Рудаков, « протестантизм сталкивался с современностью шире и дольше, чем любая другая религиозная традиция". Особое значение протестантизма для современности отмечают видные социологи. Так, немецкий социолог П. Бергер считает, что «парадоксальным образом весь мир сделался протестантским». «Значительная составляющая современного культурного развития – христианство как бы сжато, ослаблено или приглушено тем, что можно было бы назвать «протестантским влиянием» – отмечает теолог Л. Джуссани. Следуя логике, определение источника проблем современного развития, в таком случае, может зависеть от выяснения их взаимосвязей с протестантизацией общества и индивидуального сознания. Поэтому представляется особенно актуальным исследование этого явления как выразителя позитивных и негативных черт современной цивилизации.
Что касается российской ситуации, то с учетом исторических тенденций проникновения и распространения здесь протестантизма, а также известной конкуренции христианских церквей, исследования современного положения и перспектив протестантизма в России имеют большую актуальность. Выбор в пользу протестантизма (и евангелической церкви, в частности), который делает определенная часть россиян, должен быть объяснен в своих основаниях и мотивациях.
Христиане веры евангельской – одна из крупнейших конфессий в мире. Евангельские церкви России достаточно уникальны в своем развитии и происхождении. Возникнув на почве русского православия, евангельское движение в России унаследовало определенные элементы восточно-православного мышления, присущего русскому народу вообще. Кроме того, важным фактором этого развития было сильное преследование, которое русские евангельские церкви переживали со дня своего рождения и до совсем недавнего времени. «Общество не осознает присутствия протестантов и отмахивается от них», – отмечает социолог религии, руководитель проекта "Энциклопедия современной религиозной жизни России" Сергей Филатов, что обозначает современные проблемы протестантов, в том числе христиан веры евангельской, в России. Несмотря на небольшой процент протестантов, задействованных в настоящее время в социологических опросах, их роль гораздо более значительна, т.к. это самое молодое, самое экономически активное и самое ответственное движение, считает ученый. Евангельские верующие есть практически среди всех этнических групп России, есть и национальные церкви и национальные пасторы. Стереотипы, связанные с Христианами Веры Евангельской и другими протестантами, тянутся еще из советского времени, из советской "анти сектантской" пропаганды. Общество сложно и медленно освобождается от этих фобий, давая шанс евангельским верующим занять то место в общественной жизни, которого они достойны.
Исходя из этого, объектом изучения в настоящем исследовании выступают протестанты направления Веры Евангельской, проживающие в России.
Предметом являются социальные и культурные аспекты жизни евангелистов, выделяющие это религиозное направление и отличающие его от других.
Цель работы: выявление социокультурных особенностей движения Христиан Веры Евангельской в условиях современной России.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
.представить религиозное движение Христиан Веры Евангельской как одно из протестантских течений (от зарождения к современному состоянию);
. проанализировать особенности и проблемы существования Евангельского движения на российской почве, прояснить место данного направления в современной религиозной ситуации;
. определить перспективы развития ХВЕ в России;
.провести эмпирическое исследование, направленное на выяснение жизненных установок христиан веры евангельской (на примере общины г. Краснодара).
Для исследования использован метод глубинного интервью, поскольку он наилучшим образом позволяет выявить уровень компетентности респондентов в данной проблематике, а также, в случае необходимости, позволяет интервьюеру гибко менять формулировку вопроса, задавать дополнительные вопросы, направлять беседу в полезное исследованию русло.
Степень научной разработанности проблемы.
Научная и публицистическая литература, касающаяся изучения протестантских организаций на мировом и российском уровне, достаточно обширна. Основы современного критического осмысления протестантской истории и теологии закладывались в исследованиях Л.М. Баткина, Л.П. Воронковой, В.И. Гараджи, И.И. Гарина, B.C. Глаголева, П.С. Гуревича, И.В. Девиной, С.С. Зеленского, которые анализировали проблемы протестантизма в связи с общими вопросами культуры.
Сложность избранной темы потребовала привлечения источников философского, исторического, культурологического содержания. В качестве источников информации использовались монографии, научные статьи, материалы СМИ и Интернет-сайтов, посвященные данной проблеме. Социологические опросы, посвященные изучению протестантизма, представлены в работах Р.Н. Лункина. Также в работах Р.Н. Лункина и С.Б Филатова можно проследить динамику и развитие протестантизма в современной России.
Для написания работы были полезны исследования Л.Н. Митрохина. Он представил историю протестантизма вплоть до «миссионерского бума» 1990-х годов как единый «социально-богословский процесс». Собственно, выявленные этим крупным отечественным религиоведом черты, внутренние механизмы и конфликты российского протестантизма и приводят к пониманию тенденций современного развития евангельского движения. Отношение к протестантским организациям и проблемы типологизациираскрыты в работах С.И Иваненко, Н.А Трофимчука и М.П Свищева, в которых также рассматривается миссионерская деятельность протестантов.
Для нашего исследования была использована книга Г.А. Гололоб «Евангельские возражения православному вероисповеданию», в которой автором подробно описаны различия православных и евангельских христиан. С.В. Реховский подробно рассказывает о происхождении ХВЕ в России, а работа П.Ю.Тимченко помогает раскрыть особенности обычаев и традиций евангельских христиан.
Структура дипломной работы выглядит следующим образом. Она состоит из введения, двух глав, которые делятся на параграфы, заключения, списка использованной литературы и приложений. В первой главе рассматривается происхождение евангелического движения и его состояние в современном обществе, во второй главе – культура и основополагающие жизненные установки евангелистов, а также там приводятся результаты собственного социологического исследования.
Глава 1. Христианство Веры Евангельской: становление и современные позиции
.1 Формирование социально-богословской идентичности евангельского движения
христианство евангельский вероучение мировидение
История протестантизма, согласно версии самих протестантов и ученых-историков, исследующих эту проблему, начинается с 15I7 г. и теснейшим образом связана с именем немецкого ученого монаха Мартина Лютера и его знаменитого исповедания веры, в виде 95 тезисов, прибитых на дверях церкви, где он проповедовал. К 1520-1521 гг. протестантская доктрина Лютера уже вполне сформировалась. В 20-х гг. ХVI в. протестантизм был принят в качестве официальной религии во многих княжествах и городах Германии, ряде кантонов Швейцарии, в Дании, Норвегии и Швеции. Протестантизм возник в результате Реформации; разновидности реформационного движения – цвинглианство и кальвинизм.
Реформация в Швейцарии, вождями которой были Цвингли и Кальвин, гораздо более последовательно, чем лютеранство, выразила буржуазную сущность реформационного движения. Цвинглианство более решительно порвало с обрядовой стороной католицизма, отказавшись от признания особой магической силы – благодати за последними двумя сохраненными лютеранством таинствами – крещением и причащением; причащение рассматривалось как простой обряд, совершаемый в память о смерти Иисуса Христа, в котором хлеб и вино являются символами его тела и крови. С самого начала кальвинизму была присуща нетерпимость ко всякому проявлению в инакомыслии. Кальвинизм радикально реформировал христианский культ и церковную организацию. Почти все внешние атрибуты католического культа (иконы, облачения, свечи и т.д.) были отброшены. Основное место в богослужении заняли чтение и комментирование Библии, пение псалмов. Руководящую роль в кальвинистских общинах стали играть старшины и проповедники.
Протестантизм проникал в Россию и укоренялся в ней различными путями. Первоначально стараниями купцов – преимущественно из северогерманских городов, а также из Швеции, Дании, немного позднее из Англии и Голландии. Ганзейские купцы издавна вели оживленные торговые отношения с Новгородом и имели там подворья. Позднее их торговые связи протянулись и в Москву. Среди них были и последователи Лютера. Еще больше купцов-лютеран стало прибывать в Россию из Швеции в результате мирного договора между Россией и Швецией в 1524 г. Заметным источником появления протестантов в составе населения России были пленные, которые по представлениям того времени составляли едва ли не самую ценную часть добычи. Пленных, владевших какими-либо профессиями, расселяли в Москве и других российских городах, какую-то часть впоследствии превращали в крепостных. В XIX веке появляется новый источник формирования той части населения России, которая исповедует протестантизм. Это протестантские объединения сектантского типа, тоже западного происхождения, такие как баптизм, евангельское христианство, позднее пятидесятничество. Общины русских баптистов существуют в России с 60-х гг., евангельских христиан – с70-х, пятидесятников – с 10-20-х гг.XX в. В отличие от общин лютеран, реформатов и меннонитов, имевших отчетливую этническую окрашенность (немцы, скандинавы, прибалты и их потомки) эти течения протестантизма носили подчеркнуто вненациональный или наднациональный характер.
Религиозные движения были чрезвычайно разнообразны. На фоне разнородных течений крайне стихийного характера выделялся, отличавшийся строгой и здравомыслящей ориентацией на книги Священного Писания и, в особенности, на Евангелие. Верующих людей такого склада в народе называли: "молоканами", "штундистами", "баптистами", "пашковцами". Эта группа верующих олицетворяла евангельское христианство.
Протестантизм проникал в Россию и укоренялся в ней различными путями. Первоначально стараниями купцов – преимущественно из северогерманских городов, а также из Швеции, Дании, немного позднее из Англии и Голландии. Ганзейские купцы издавна вели оживленные торговые отношения с Новгородом и имели там подворья. Позднее их торговые связи протянулись и в Москву. Среди них были и последователи Лютера. Еще больше купцов-лютеран стало прибывать в Россию из Швеции. В результате мирного договора между Россией и Швецией в 1524 г. В царствование Федора Иоанновича в русских войсках служили уже 5 000 немцев. Большое число немецких ремесленников и техников вызвал в Москву Борис Годунов, оказывавший особое покровительство протестантам, бежавшим в Россию из стран Западной Европы, спасаясь от религиозных войн. Всячески покровительствовали иностранным специалистам Михаил Федорович (1613-1645) и Алексей Михайлович (1645-1676), приближая их ко двору и определяя на гражданскую и военную службу. В это время в России проживало уже до 18 000 протестантов. Еще более активно политику привлечения в Россию специалистов высокой квалификации в основном из протестантских стран Европы проводил Петр I. Он приглашал ученых – физиков, химиков, математиков, разведчиков руд, горнозаводчиков, мореходов. При нем и его преемниках многие иностранцы-протестанты заняли видные посты в гражданском управлении, в армии, в Академии Наук, вошли в состав высшей российской знати. Этот источник появления протестантов в России сыграл более существенную роль в формировании собственно протестантской части ее населения, поскольку многие из числа приглашенных на службу или в качестве мастеров своего дела переходили в русское подданство, частью принимая православие, частью сохраняя свою веру и образуя костяк протестантских общин. Заметным источником появления протестантов в составе населения России были пленные, которые по представлениям того времени составляли едва ли не самую ценную часть добычи.
Христиане веры евангельской (пятидесятники) – одна из крупнейших в мире конфессий. По данным аналитического центра The Cente for the Study of Global Christianity, на конец 2010 г. их в мире насчитывалось около 584 миллионов, что составляет 8,5% от населения земли и 26,7% от числа всех христиан, (к сведению, в этом же году православных христиан насчитывалось около 225 миллионов, католиков – 1,04 миллиардов человек) История евангелических церквей является неотъемлемой частью и истории всего христианского мира. Это движение не является новым в истории христианства. Деяния Апостолов описывают собрания первых христиан, которые молились на иных языках. Наиболее сильный размах евангельского движения наблюдался в эпоху пореформенной России, то есть к концу шестидесятых и началу семидесятых годов девятнадцатого века. В это время в России, независимо друг от друга, возникают три крупных очага евангельского движения: на юге Украины, на Кавказе и в Петербурге. Если к южно-украинскому и кавказскому потоку примыкали в основном крестьяне, рабочие, купцы, ремесленники, мелкие чиновники, то петербургский очаг образовался из лиц, принадлежащих к высшей русской аристократии. В центре его стояли представители знатнейших фамилий: церемониймейстер царского двора, ближайший друг императорской семьи граф М.М.Корф, отставной гвардейский полковник, крупный землевладелец и заводчик граф В.А.Пашков, министр путей сообщения граф А.П.Бобринский, деятельные великосветские дамы княгини: В.Ф.Гагарина, Н.Ф.Ливен, генеральша Е.И.Черткова. Эти лица представляли цвет русской аристократии.
Зарождение евангельского движения в среде русской столичной аристократии – интереснейший духовный феномен, тем не менее, мало исследованный. Чаще всего в России новые духовные течения появлялись в простонародье, а потом некоторые из них, как, например, хлыстовство, переходили в общество дворян. Здесь же налицо обратный процесс: евангельское движение, зародившись в высшем петербургском свете, нашло свое продолжение среди широких слоев общества Российской империи, вызвав огромный резонанс в обществе. В силу объективно-исторических причин евангельское движение в России формировалось на основе трех основных факторов: кризиса официальной церкви и духовных поисков в православной среде (проводят прямую линию от стригольников к баптистам), собственной логики общественного развития (народный протест против православия-самодержавия, «классовые противоречия», результаты аграрной реформы), историческое и культурное влияние европейской Реформации (деятельность Библейских обществ, миссий, немецких колонистов; перевод Библии ). Таким образом, европейские историко-культурные влияния и собственно внутрироссийские факторы своей уникальной констелляцией обусловили нерасторжимую связь почвенного евангельского движения и мирового евангельского христианства, поэтому для идентификации и самоидентификации российских евангельских христиан-баптистов акцентирование и развитие данной связи является принципиальным.
Важно отметить, что в течение ста лет своего существования русские евангельские верующие практически не имели доступа к теологическим учебным заведениям. Насколько известно, не писались и книги по теологии. Не было образованных людей, имеющих опыт библейской экзегетики и теологического анализа. Американский менонит Завадский описывает свои впечатления после посещения русских баптистов в 1981 г.: «Теологические дискуссии им просто неизвестны». Несколько ниже он продолжает: «Их теология – это теология веры, богобоязненность, выраженная с большим энтузиазмом, который является отличительной чертой славянского характера». В этом состоянии русские евангельские церкви встретили падение «железного занавеса», открывшее широкую дверь западному теологическому многообразию, в одночасье поставившему их перед необходимостью ясного осмысления сущности своей веры. Сотни миссионерских организаций, деноминаций и теологических школ наводнили Россию, как только появилась для этого возможность. На этом фоне стало ясно, что традиционные религиозные стандарты, сформированные в годы изоляции, были приспособлены к определенному культурному и национальному уровню, и в новых условиях эти стандарты перестали работать. Данная ситуация превратилась в огромную проблему для евангельских церквей в России. Их старая традиционная система практического богословия, которая была основана на их общем посвящении Христу, не была способна устоять против вторжения разнообразия христианских практик и вероучений, пришедших буквально со всех концов света. В то же самое время русские евангельские верующие не имели эффективных теологических инструментов, достаточного опыта и компетентности для формирования верного, объективно обоснованного отношения к различным деноминациям, их традициям и принципам веры.
Можно говорить о влиятельных фигурах в российском евангельском движении. Так, Иван Степанович Проханов был одним из влиятельнейших лидеров в Русском евангельском движении на протяжении всей его истории. Он был основателем и лидером Союза Евангельских Христиан в течение 1920-х годов. Это была влиятельная евангельская деноминация, сравнимая в то время только с Союзом Баптистов. Проханов играл главную роль в образовании и последующем развитии Союза Евангельских Христиан. Его мечтой и главной целью было великое евангельское пробуждение в России. Его посвященность евангелизации России выражалась в сотнях мероприятий, в которые непременно был вовлечен он сам. Проханов был активен и на политической арене: как в царской России, так и при Советской власти. Он был активен также и в сфере экономики, организовывая коммуны из верующих, которые должны были стать примером христианства в действии для окружающих людей. Кроме того, И.С. Проханов был вовлечен в издательство христианских книг и журналов, он написал и перевел сотни христианских гимнов, организовал центр по подготовке проповедников, в котором сам был основным профессором. В дополнение к этому, Проханов рекрутировал, мотивировал, направлял и осуществлял общее руководство служением сотен миссионеров по всей России. Он также занимался развитием контактов с различными христианскими организациями в России и за рубежом, и, возможно, самое главное, руководил деноминацией, со всеми её многочисленными сферами деятельности. Все это требовало абсолютной посвященности и компетентности, что сделало Проханова одним из наиболее влиятельных евангельских служителей в России.
Во второй половине пятидесятых годов позиции официального руководства единственной евангельской деноминации в России были достаточно неясными. Правительство, давшее в 1943 году разрешение на открытие Союза Евангельских Христиан и Баптистов, было готово на то чтобы закрыть его опять. Давление было настолько сильным, что, комментируя трагичность ситуации, А. В. Карев говорил: "Мы стоим перед дилеммой: или же закрыть все служение и распустить Союз, или же идти на сотрудничество". Это был тяжелый выбор. В этой ситуации многие склонились к мнению, что будет лучше иметь церковь с ограничениями, чем никакой церкви вообще. Правила формулировались следующим образом. Заявления на крещение должны приниматься только от граждан 18 лет и старше. Крещение может быть разрешено только после двух – трех лет с момента подачи заявления. Пасторы церквей должны прилагать усилия для того чтобы снизить количество крещений молодых людей в возрасте до 30 лет. Заявления на крещение не должны приниматься от студентов или военных людей до тех пор, пока они не закончат свою учебу или службу в армии.
Новые правила также запрещали присутствие детей в церквях, до тех пор, пока они не достигнут семнадцатилетнего возраста. Руководители церквей не должны были проповедовать Евангелие неверующим и не должны были позволять делать это членам своих церквей. Старшие пресвитеры были проинструктированы «меньше проповедовать и совершать требы, но больше контролировать пасторов поместных церквей на предмет их подчинения новым правилам". Не должно было быть никаких специальных служений, кроме двух обычных богослужений в неделю. Приведение в исполнение новых правил осуществлялось через старших пресвитеров. Одной из их мер было введение своего рода "церковной полиции" в каждой церкви. Церкви были обязаны иметь нескольких мужчин, которые бы стояли при дверях и не разрешали бы родителям приводить на служение своих несовершеннолетних детей.
После того как новый документ был издан и пасторы поместных церквей начали его внедрять, дилемма компромиссов перешла с уровня руководителей деноминации на уровень руководителей поместных церквей. Отныне пасторы поместных церквей должны решать будут ли они подчиняться указаниям их «духовных лидеров" или нет. Их положение было даже более трудным, чем положение их доминационных лидеров в Москве. Документ, изданный их же руководством, стал дополнительным инструментом для местных властей, пытавшихся создать всевозможные препятствия для жизни и служения церквей на их территориях. Со временем, когда таких церквей стало много, из них сформировалось ядро союза незарегистрированных церквей ЕХБ, который позже стал известен как Совет Церквей Евангельских Христиан Баптистов.
Протестантские организации в частности движение Христиан Веры Евангельской, появляются в России уже XVI веке и успешно существуют и сегодня. Они сумели не только укрепиться на данной территории, но и стали традиционными для некоторой части населения. Предпосылки для принятия идей евангельства были заложены в самой российской культуре, пережившей на протяжении своей истории различные влияния извне, что не могло не отразиться на формировании картины мира. Таким образом, в российской действительности существовали самобытные ереси и течения, сходные с протестантскими. Поэтому движение Христиан Веры Евангельской не воспринималось как что-то угрожающее, а, скорее, мыслилось как альтернативное. Итак, российский протестантизм прошел длительную эволюцию и стал составляющей культурной традиций части населения страны. Поэтому важно отметить, что протестантизм – это никак не чуждое для России явление, а последствие закономерного исторического развития, определенных культурных связей и взаимодействий.
.2 Состояние Евангельского движения в современном обществе
Большую часть своего существования русские евангельские верующие переживали жестокие гонения. Сначала их преследовал царь и иерархи Русской православной церкви, позже – евангельские верующие в Советском Союзе стали объектом тотальных преследований атеистических властей. Русские протестанты, по сути, никогда не имели ни времени, ни ресурсов, ни кадров, ни опыта, которые позволили бы им тщательно сформулировать и выразить их принципы веры. Чаще всего их доминирующей заботой было стремление выжить, т.е. сохранить само существование евангельской церкви в России вообще.
Общая направленность такова, что отделяет человека довольно резко не только от других неопротестантских деноминаций, более открытых миру, но и от окружающего мира. В советское время уровень образования баптистов был достаточно низок, так как людей верующих не принимали в высшие учебные заведения. После перестройки и в настоящее время образование повышается, но медленно. Такая ситуация создаёт впечатление оторванности общин ХВЕ от культурных достижений вообще вместе со всеми её положительными и отрицательными сторонами.
Но есть и другой момент, Буквально с советского периода Христианам Веры Евангельской приходилось соблюдать конспирацию и прятаться от властей. Для того чтобы укрепить свою уверенность, укрепить простых верующих, обыкновенных трудящихся, которых поддерживала вера в Бога, в Евангелистах вырабатывалось убеждение, что только они живут истинной жизнью по Слову Божию, а сотрудничество с властями и с миром низко и недостойно для христианина. Убеждения о правильности жизни и соблюдение Писания остаются в данной общине и по сей день.
В настоящее время большинство общин по-прежнему не идёт на регистрацию, считая подобный контакт с государством, противоречащим своей религиозной доктрине. Однако сегодня обретение статуса юридического лица даёт значительные возможности, и позиция некоторых движений ХВЕ в этом вопросе перестаёт быть непримиримой. В данной среде появляются сторонники регистрации своих общин. Некоторые общины регистрирует межрегиональные миссии и возлагают на них осуществление задач, требующих наличия прав юридического лица. И это один из первых признаков появления более открытого миру течения.
Стоит подчеркнуть, что евангельские верующие в России всегда были очень небольшой частью русского народа в сравнении с «обвенчанной с государством» Русской православной церковью. Руководство Русской Православной Церкви всегда воспринимало само существование евангельского движения в России, как прямое посягательство на свои позиции. Имея достаточно большое влияние на государственную власть, Русская православная церковь делала все, что могла для того, чтобы остановить развитие евангелического движения среди своего народа. В частности, в течение долгого времени определённые круги в РПЦ препятствовали переводу и изданию первой русской Библии. Когда Библия была все-таки издана в 1876 году, и её влияние стало распространяться, иерархи Русской православной церкви убедили царя арестовать и сослать в Сибирь или выслать за границу всех влиятельных лидеров евангельского движения, что и случилось в 1884 году. Вплоть до издания царского декрета о религиозной терпимости в апреле 1905 года, русские евангельские верующие функционировали в России практически незаконно.
Пожалуй, важные перемены связаны с началом уже XXI в. Осенью 2002 года Союз ХВЕ в России был переименован в "Российскую Церковь Христиан Веры Евангельской", что было зафиксировано Государственным регистрирующим органом за номером 6 от 08.06.2004. В настоящее время Российскую Церковь ХВЕ возглавляет Начальствующий Епископ Павел Николаевич Окара.
Российский объединенный Союз христиан веры евангельской – крупнейшее в России протестантское объединение. В его состав входит 21 централизованная религиозная организация (ассоциации, региональные и епархиальные управления), более 1300 местных религиозных организаций (поместных церквей), зарегистрированных Министерством юстиции Российской Федерации и множество незарегистрированных религиозных групп. В соответствии с данными реестра зарегистрированных религиозных организаций на 01.07.2010 в состав РОСХВЕ входило 6 % от общего числа зарегистрированных религиозных организаций на территории РФ (для сравнения: 12981 организаций (55 %) принадлежали РПЦ, 4198 (18 %) – исламским религиозным объединениям, евангельским христианам-баптистам – 863 (4%) религиозных организации).
Миссия РОСХВЕ формулируется так: «Проповедью Евангелия Христова и делами милосердия возрождать нравственные ценности в обществе, а также вносить посильный вклад в строительство толерантного многоконфессионального гражданского общества, содействовать примирению конфессий и религий в России».
Церкви РОСХВЕ ведут активную социальную работу. Оказывается духовная поддержка и гуманитарная помощь нуждающимся социальным группам: инвалидам, сиротам, многодетным и престарелым. Проводится работа среди алко- и наркозависимых (более 350 реабилитационных центров на территории РФ), а также в местах лишения свободы.
Евангельские христиане долгое время отличались высокими стандартами личной и семейной нравственности, трудовой и производственной этики. Вплоть до последнего времени евангельским церквям России удавалось поддерживать чистоту и святость отношений между верующими и часто служить примером. На личном и общественном уровнях их отличала абсолютная трезвенность, отказ от табака и наркотиков, а также трудолюбие, чистота семейных отношений. Но постепенно этические стандарты евангельских христиан стали испытывать определенную эрозию. Эти негативные процессы ускорились вначале 1990-х, а в последние годы в евангельскую среду все интенсивнее стали внедряться облегченные стандарты личной и семейной нравственности. Нередкими (хотя и не массовыми, как среди православных и неверующих) стали разводы, случаи супружеской неверности и т.п. Но, вместе с тем, личные и семейные нравственные качества евангельских христиан, даже на том уровне, который сохранился до сих пор, остаются привлекательными для многих неверующих людей. Если же говорить о сфере межличностных, публичных отношений, о тех достоинствах, которые можно определить, как гражданские добродетели, – к сожалению, в силу разных обстоятельств, в среде российских евангельских христиан они вообще не получили должного развития.
Также продолжают испытывать проблемы осуществления разного рода служений. Для них по-прежнему характерны слабая профессиональная подготовка экспертов в профильных программах (служение нарко- и алкозависимым, людям с физическими и умственными недостатками и пр.), слабое управление и недофинансирование.
В 2000-е годы признаком превращения протестантов в социально-политическую силу стало также формирование евангельского бизнес-сообщества, разного рода ассоциаций христиан-предпринимателей, клубов членов церквей, которые занимаются малым и средним бизнесом. Их преимуществами стали этические нормы и доверие предпринимателей друг к другу.
Протестантские церкви стали элементом не только религиозной жизни России (как это было еще со времен Ивана Грозного), но, в какой-то степени, и политики, и экономики. Евангельские церкви уже фактически заняли то место в обществе, на которое претендовали в итоге своей успешной миссионерской деятельности в 1920-е годы.
Наибольшее число евангельских христиан-баптистов сосредоточено в Москве – 5,2 тыс. человек, объединенных в 9 общин-церквей и 20 групп. Старейшая из церквей – Центральная церковь (Иерусалимская), расположенная в Малом Вузовском переулке. Ее здание, построенное в 1865 г. архитектором Г. Ниссеном для реформатской церкви, в апреле 1917 г. перешло к евангельским христианам. С 1944 г. она является центральной церковью Союза евангельских Христиан- баптистов. Многочисленные общины действуют также в Санкт-Петербурге (3,5 тыс. членов), Омске (1,5 тыс.), Воронеже (1,1 тыс.).
Проблемы самосознания протестантизма, роли евангельского движения в обществе были подняты в ходе научно-практической конференции "Протестантизм в России: традиции и тенденции современного развития", которая состоялась 1 ноября 2012 года в Институте Европы РАН в Москве. «Протестантская группа лидирует в ответах на вопросы об участии в религиозной жизни – евангельские верующие намного чаще выбирали опции "я являюсь прихожанином", "я читал Евангелия", "я молюсь" и т.д., чем православные. Помимо этого, протестанты, согласно данным опроса, в наибольшей степени готовы к самопожертвованию, благотворительной работе, к участию в гражданской, волонтерской деятельности. Опрос также позволил составить социально-демографический портрет "среднего" российского протестанта: это "добропорядочный законопослушный гражданин от 18 до 40 лет со средним достатком", в основном – русский (79 % русских, 4 % немцев)» – отметил ведущий конференции Р.Н.Лункин – «Такая группа могла бы стать "опорой любого государства", как потенциальный зажиточный средний класс ».Он также представил данные минюста РФ – по состоянию на 4 сентября 2012 г., в России зарегистрировано 24 992 религиозных объединения, из которых протестантских около 4,5 тысяч. Численность протестантов, по оценке Лункина, медленно, но постепенно растет – с конца 2000-х годов можно говорить о цифре в 2 млн. евангельских верующих всех направлений в России. Руководитель Отдела внешних церковных связей РС ЕХБ Виталий Власенко говорил о духе Реформации в Европе: люди, которые пережили Реформацию, по его словам, ценят дух и личность, свободу человека. Молодежь сегодня выбирает евангельское христианство потому, что "это прозрачное, демократическое мировоззрение, персональное поклонение Богу, высвобождение потенциала каждой личности". Смысл Реформации, отметил Власенко, состоит в возвращении первоначального смысла Евангелия и свободы.
Однако, одновременно, есть основания говорить и о том, что протестанты являются наиболее приниженным и оскорбляемым христианским меньшинством в современной России, что особенно обидно для последователей этой традиции, живущих в стране с христианской культурой. «Общество не осознает присутствия протестантов и отмахивается от них», – отметил крупный социолог религии, руководитель проекта "Энциклопедия современной религиозной жизни России" Сергей Филатов. Несмотря на небольшой процент протестантов, обычно участвующих в опросах по поводу состояния религиозной жизни в стране, их роль значительно весомее – это самое молодое, самое экономически активное и самое ответственное движение, считает ученый. Евангельские верующие есть практически среди всех этнических групп России, есть и национальные церкви и национальные пасторы. Сам фактор протестантизма особенно важен в современных реалиях России. По основным мировоззренческим позициям протестанты едины – это консервативная в отношении соблюдения библейских ценностей, демократически настроенная и предприимчивая часть общества, социальное служение в которой осознается как долг верующего. Есть основания полагать, что стереотипы, связанные с Христианами Веры Евангельской и другими протестантами, идут еще из советского времени, из советской "анти сектантской" пропаганды. Общество сложно и медленно освобождается от этих фобий, давая, наконец, шанс евангельским верующим занять то место в социальном общественном строе, которого они достойны.
Глава 2. Евангельство как стиль жизни и мировидения: социологический анализ
.1 Основы вероучения и мировоззрения Христиан Веры Евангельской
В современной России в адрес евангельских верующих нередко выдвигаются обвинения в том, что они либо оказывают на русскую культуру «чуждое западное влияние», либо являются абсолютно «некультурными», точнее, не вписанными в культурную традицию страны. Эти обвинения полностью несостоятельны, так как ни одно явление в культурной жизни не привьется только по причинам внешнего – возможно, опосредованного – влияния; решающим фактором всегда будет внутренняя предрасположенность к данному явлению. История же свидетельствует о том, что евангельское движение в России – при всем его социальном многообразии – изначально было глубоко «интеллигентным». Причина такой ситуации обусловлена тем, что евангельская вера в Иисуса Христа как единственного и личного Спасителя – это вера осознанная. Именно поэтому христианскую интеллигенцию большевики уничтожали с особенным рвением, желая деинтеллектуализировать христиан и привести их в соответствие со своими представлениями о верующих как о людях «темных» и «невежественных».
Евангелизация же поспособствовала тому, что Библия на русском языке вошла в русские семьи, превратившись из исключительно богослужебной книги в книгу настольную, в руководство для повседневной жизни. Ее духовно-нравственные принципы, как правило, воплощаются в образ жизни. Согласно принципам Христиан Веры Евангельской: «Именно Библия поднимает духовный и общекультурный уровень русских людей». Евангельское движение формирует русскую трезвенническую культуру, а это то, чего не удалось достигнуть государственными нормативными актами в виде «сухих» законов и антиалкогольных «мораториев». Евангельская культура имеет результатом крепкие браки, искреннюю заботу об одиноких, больных, престарелых, детях, подростках, стимулирует учтивость и скромность в межличностных отношениях. Перечисленные принципы, безусловно, следует считать полезными для нравственного оздоровления жизни в обществе, а также вкладом в решение отдельных острых социальных проблем.
Проведя исследование с помощью глубинного интервью с членами общины Христиан Веры Евангельской (каждая из бесед продолжалась не менее 60 минут), а также пользуясь методом наблюдения, мы выявили некоторые особенности формирования данной конфессии. Прежде всего, следует отметить, что евангелическое движение образуют люди, для которых характерна потребность в высокой интенсивности религиозной жизни. В ряде случаев к протестантизму приходят после достаточно долгого пути духовного поиска (иногда «проходящего» и через другие христианские конфессии). Это свидетельствует о том, что окончательное решение принимается в результате сознательного выбора, что, в принципе, несколько снижает возможности для дальнейшего религиозного транзита (перехода в другие общины) по причинам вероучительного характера.
Особый акцент в своих проповедях ХВЕ останавливают на действии Духа Святого в мире, а основным их догматом является учение о крещении Духом Святым, которое должно сопровождаться говорением на «иных языках». Именно это учение, по словам самих евангелистов, о крещении Духом Святым существенно отличает их от прочих протестантских деноминаций. В остальном все соответствует главным протестантским догматам: признание исключительного авторитета Священного Писания, не почитание Божией Матери, святых, а также отсутствие молитв за умерших, не поклонение святому кресту и иконам, непризнание законного благодатного священства. В определенном смысле можно говорить о том, что ХВЕ, исказив церковные Таинства, превратили их в простые обряды. По их убеждению, Господь не нуждается ни в каких материальных, видимых формах передачи. Своей благодати, но в то же время они сохранили обрядовые действия, соответствующие описанным в Новом Завете событиям.
Как правило, в первое воскресенье каждого месяца они совершают хлебопреломление, которое для них есть только воспоминание о Тайной вечере. Верующим предлагается кусочек хлеба с подноса и глоток вина из чаши, а после совершается обряд омовения ног. Этому придается огромное значение, так как полагают, что хлебопреломление без омовения ног не может являться полноценным исполнением заповеданного Спасителем.
Особым стимулом для закрепления членов евангельской общины становится религиозная деятельность, позволяющая прихожанам реализовать свои способности в социальной сфере. При этом акцент делается не на индивидуальное осуществление религиозного опыта, а на включение верующего в коллектив, реализацию массовых форм религиозности.
Основой вероучения Церкви христиан веры евангельской и практики христианской жизни является Библия, Священное Писание. Однако независимо от того, насколько широко распространено какое-то учение и в какой мере оно отражает традиции или "современное мышление". Библия является единственно верным критерием в вопросах веры, согласно которому проверяются все доктрины Церкви. К примеру, в ортодоксальных конфессиях считают, что только руководители церквей могут толковать Библию верно. ХВЕ считают, что каждый христианин ответственен за качество своей духовной жизни. Каждый может сам понимать основные доктрины Библии, размышляя над Писанием и внимательно изучая его. Протестантская Библия не включает в себя так называемые неканонические книги и апокрифы, которые входят в Писания других христианских конфессий. Протестанты не включают их в Библию потому, что Иисус никогда не ссылался на них, и они не цитируются в Новом Завете. Это отличает их от остальных книг Ветхого Завета. Христианское образование является неотъемлемой частью служения Церкви. Об этом свидетельствует следующий посыл: Господь Иисус Христос дал верующим великое поручение: "Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века" (Матф.28:19-20).
Условно христианское образование можно разделить на формальное и неформальное. К последнему относятся разнообразные виды служения Церкви: подготовка к водному крещению (что включает в себя консультацию и заполнение специальной анкеты, где христианин может «проверить» свои знания Священного писания), собираются малые домашние группы, семинары, конференции разных уровней, для детей существуют воскресные школы. Формальное христианское образование включает в себя учебные программы, целью которых является повышение уровня богословской грамотности пастырей, служителей и рядовых членов Церкви с подтверждением ее соответствующими свидетельствами и дипломами.
Протестанты не имеют ничего против церковных традиций, кроме тех случаев, когда эти традиции противоречат Писанию. Они обосновывают это в первую очередь замечаниями Иисуса в Евангелии от Марка 7:8 «Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого…»
Если выделять различия межу РПЦ и ХВЕ, то это можно проследить в культовых обрядах. Так, протестанты не крестят детей в младенчестве; опираясь на Писание, верят, что все дети после смерти попадают в Рай. Библия обозначает, что дети не знают добра и зла; Иисус сказал: «Пустите детей, и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Евангелие от Матфея 19:14). В Библии не описывается ни одного случая крещения младенцев; евангелисты считают, что крещение без покаяния бессмысленно, и так как младенец не может покаяться из-за своего незнания добра и зла, то взрослым рекомендуют креститься в сознательном возрасте, после того как они покаются.
Церковь ХВЕ или если выражаться на языке протестанта, Дом Молитвы не имеет пышного убранства, икон, свечей и прочего реквизита. Церковь имеет богослужебную практику, которая может включать в себя: молитвы, совершение таинств, песнопения, проповедование, чтение, общение, соблюдение христианских праздников, благословение детей, обряд венчания, обряд погребения усопших, музыкальное и иное религиозное творчество.
Особое место в религиозной деятельности имеют таинства: Водное Крещение и Причастие (Евхаристия) и соответствующие им религиозные обряды. Таинство Водного Крещения преимущественно совершается путем погружения крещаемого в воду.
Церковь празднует основные христианские праздники: Рождество Христово, Пасху и День Святой Троицы и иные праздники, которые не отличаются от православных и признаются христианской религией. Церковью не отрицаются государственные и мирские праздники, но членами общины они не отмечаются. Пресвитер или Пастор, проводя служение, не одевает рясу и головной убор. ХВЕ считают, что десять заповедей (Исход 20:4) запрещают использование образов для поклонения: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли». Протестанты предпочитают следовать наставлениям Иисуса, согласно которым он учил молиться, говоря: «Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах!» (Евангелие от Матфея 6:9). Протестанты говорят, что в Писании нет примеров, где кто-либо молился бы Марии или святым. Они считают, что Библия запрещает обращать молитвы к людям, которые умерли, даже к христианам, находящимся в раю. Они основывают это на Второзаконии (18:10-12), где говорится: «Не должен находиться у тебя… вопрошающий мертвых». «Вопрошающий мертвых» – значит тот, кто общается с умершими. Говоря о Деве Марии, Евангельские Христиане считают, что она была прекрасным примером христианского послушания Богу, и что она оставалась девой до того, как родился Иисус. Протестанты не верят, что Мария была безгрешна, потому что в Евангелии от Луки (1:47) она называла Бога Своим Спасителем; но ей не нужен был бы Спаситель, если бы она была без греха.
Что касаемо семьи, то брак трактуется в свете Священного Писания. Для христиан брак является не просто юридическим договором, средством продолжения рода и удовлетворения природных потребностей, но, по словам Евангелистов, "таинством любви", вечным единением супругов друг с другом во Христе. Вступающие в брак ХВЕ просят церковного благословения и участвуют в причастии, что является древнейшей формой совершения таинства брака.
Общность веры супругов, являющихся членами общины, составляет важнейшее условие подлинно христианского брака. Только единая в вере семья может стать домашней церковью (Рим.16:4; Флп.1:2), в которой жена и муж вместе с детьми возрастают в познании Бога. Церковь настаивает на пожизненной верности супругов и нерасторжимости брака, основываясь на словах Господа Иисуса Христа: "Что Бог сочетал, того человек да не разлучает… кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует" (Матф.19:6-9). По словам членов общины: «Библия допускает лишь два основания для развода: – прелюбодеяние (многократная супружеская измена), которое оскверняет святость брака и разрушает узы супружеской верности; – желание неверующей стороны развестись». Именно поэтому священнослужители проводят беседы с желающими вступить в брак, разъясняя им всю важность и ответственность предпринимаемого шага. Последние накладывают неизгладимый отпечаток на их сознание и поведение, отвлекают их от решения реальных задач практической жизни.
У глубоко верующих людей их религиозные идеи, образы и устремления становятся как бы центром психической жизни и накладывают отпечаток на все содержание их сознания. Все познавательные, эмоциональные и волевые процессы в их сознании связываются в той или иной степени с верой в сверхъестественное и тем самым приобретают специфическую направленность. Иначе говоря, у верующего человека образуется своеобразная система ценностных ориентации и социальных установок, благодаря которой вся информация, все впечатления из окружающего мира подвергаются фильтру и переработке с религиозных позиций.
Поскольку в своем исследовании мы поставили задачу выявить отличия вероисповедных практик и особенности служения по Евангелию, от других основных христианских ветвей, то проведем их сравнение в основных аспектах:
Таблица 1. Христианские конфессии: некоторые сравнительные характеристики
Православие | Католицизм | Протестантизм (Христиане Веры Евангельской) | |
Высший авторитет в делах веры. | Священное Писание и Священное Предание, включающие в себя труды отцов и учителей церкви; | Позиция Папы Римского по вопросам веры (догмат о безошибочности папы). Также признается авторитет Священного Писания и Священного Предания; | Библия; |
Догмат о нисхождении Духа Святого | Считается, что Дух Святой исходит только от Отца через Сына; | Считается, что Дух Святой исходит и от Отца и от Сына; | Конфессии, входящие во Всемирный Совет Церквей, принимают краткий, общехристианский (апостольский) Символ веры, не затрагивающий этого вопроса. |
Учение о Деве Марии | Богоматерь не имела личного греха, но несла последствия первородного греха, как все люди. Православные верят в вознесение Богоматери после успения (кончины). | Существует догмат о непорочном зачатии Девы Марии, что подразумевает отсутствие не только личного, но и первородного греха. Существуют молитвы Деве Марии как Пресвятой Деве, Матери Божией, Заступнице. | Мария воспринимается как образ совершенной женщины, однако догматы о ней отвергаются. Культа ее нет. |
Таинство и принятие новых членов в лоно Церкви | Приняты семь таинств: крещение (совершается крещение детей; желательно крещение в три погружения), миропомазание (совершается сразу же после крещения), покаяние, евхаристия, брак, священство, елеосвящение. Существуют молитвы об умерших. | Приняты семь таинств: крещение (совершается крещение детей; через окропление и обливание), миропомазание (совершается в сознательном возрасте со знанием основ веры), покаяние, евхаристия, брак, священство, елеосвящение. Существуют молитвы об умерших. | Разнообразные отношения к таинствам. В большинстве направлений признают два из них – причащение и крещение (в сознательном возрасте с обязательным научением основам веры). |
Отношение к чистилищу и учению о "мытарствах". | Существует учение о "мытарствах" ("частный суд") – об испытаниях души умершего после смерти. | Вера в частный суд над умершим (предваряющий Страшный Суд) и в чистилище,где умершие освобождаются от грехов и их последствий. | Отвергается учение о чистилищах и "мытарствах". |
Таким образом, мы определили отличие протестантизма от православия, что важно, так как именно из-за разницы в своих служениях, обрядах и трактовках Библии и Писания ХВЕ зачастую не воспринимаются Православными.
Разница в следующем:
.Православное учение строится на авторитете Священного Писания и Священного Предания. Протестантское учение построено исключительно на Священном Писании. Все остальное отвергается.
.Священниками в православии могут быть исключительно мужчины, в Вере Евангельской это позволено и женщинам.
.Протестантизм отвергает монашество.
.В православии крестятся и взрослые, и дети. В протестантизме – только взрослые.
.В православии существует культ Пресвятой Богородицы, в ХВЕ ее принято считать всего лишь совершенной женщиной.
.В православии принято семь таинств, в протестантизме – всего два.
.Протестантизм не принимает учения о посмертных страданиях души.
.Православные исповедуются в присутствии священника, протестанты признают только прямое покаяние.
.У протестантов нет особой формы богослужения. В православии это – Божественная Литургия.
.Евангелисты не признают икон, креста и не почитают мощи святых. Стоит подчеркнуть широкие горизонты христианства, поскольку это целый ряд конфессий: Православие, Католицизм, Лютеранство, Баптизм, Пятидесятничество или Христианство Веры Евангельской, Харизматическое движение. В России исторически сложилось так, что доминировало Православие, но параллельно ему всегда присутствовали и другие ветви Христианства.
.2 Анализ результатов исследования ХВЕ и их жизненных установок
На путях исторического развития человечество в лучших своих стремлениях пыталось усовершенствовать себя, пыталось добиться справедливости в обществе, добиться совершенства личности, справиться с пороками и слабостями души. Как известно, социум ищет пути к развитию человека через воспитание, философию, гуманизм, благотворительность. И, стоит отметить, что религия удерживает твердые позиции этой сфере на протяжении многих веков.
Евангельское движение в России вскоре может отметить юбилейную дату – свое 150-летие. Именно в 60-х годах XIX в. Россия, только что покончившая с крепостничеством, вступила на путь духовных исканий. Этому процессу в значительной степени способствовал начавшийся в это время процесс проникновения Слова Божия – Библии в широкие слои российского общества, что стало возможным благодаря переводу сначала только Нового Завета, а затем и всего текста Священного Писания на современный (для того времени) русский язык. Этот перевод (известный нам сейчас под названием Синодальный), который до сих пор остается общепризнанным и широко распространенным среди российских христиан самых разных деноминаций, заставил многих людей, принадлежавших к самым разным сословиям и социальным группам, по-новому открыть для себя подлинную сущность христианства, через личное знакомство с библейским учением. Многие люди, не удовлетворенные лишь внешней церковной обрядностью, обрели смысл в живом общении с Иисусом Христом, которое имеет место быть в Домах Молитвы Христиан Веры Евангельской. Но даже в современном обществе имеет место определенная логическая цепочка, которая характеризует общественное умонастроение: “Если ты истинно русский человек, – то ты должен быть верующим! Если ты верующий, – то обязательно православный!” Очевидно, что данный стереотип мешает нормальному восприятию других христианских конфессий; получается, что если человек относит себя к другой конфессии (не к православию), то много шансов, что его будут называть сектантом.
В этой связи многие евангелисты ощущают к себе недоброжелательное отношение, чувствуют косые взгляды, а некоторые респонденты, принявшие участие в нашем исследовании, признались в том, что даже их родные с насмешкой говорят: «Фанатики!».
Проводя социологическое исследование и пообщавшись с респондентами, которые относят себя к христианской конфессии направления Христиане Веры Евангельской, нам удалось составить собирательный портрет верующего, исповедующего Христианство по Евангелию. Наши выводы будут подкрепляться цитатами из интервью с ними.
Если мы рассматриваем семьи Евангелистов, то развеивается стереотип о том, что это всегда многодетные семьи. Только одна женщина из 10 опрошенных респондентов указала на то, что у нее шестеро детей, и то пятеро из них появились на свет до того, как женщина приняла крещение. Остальные же протестанты имеют вполне стандартную семью: муж, жена, двое детей. Правда зачастую встречается такая особенность, что только один из супругов является верующим человеком, и, кроме того, представление об идеальной семье тоже может рассеиваться. Респондент 5: «Муж не против, что я уверовала, но наши отношения изменились: разные интересы, взгляды на мир, на общество…Но все равно он меня и отвозит на служение, а значит уважает мои взгляды, а я его. Видя перемены во мне стал чаще извиняться, а ведь так и написано: Освещается муж женою.»Респондент 9: «С тех пор как уверовала, мы с мужем живем в разных комнатах. У меня свои интересы…Я люблю Господа, а у него, увы, свои…И ничего не сделаешь. Я только молюсь за него, а Бог работает»Так же протестантов очень огорчает, что дети не хотят приходить на службу, не принимают их веру, а даже зачастую высмеивают родителей. Респондент 2: «Детям, как говориться дали поблажку и они с 14 лет ездить с нами перестали. А теперь и не хотят вовсе…» Респондент 4: «Дети уважают мой выбор, но сами нет…не веруют. Меньшая дочь слушает, воспринимает, что рассказываю, и даже внучку отпускает со мной. А ей так нравится. Она моя единомышленница, если можно так сказать, а старшая дочь считает, что я фанатка, и меня завербовали, а зять даже внуков не дает…Обидно и больно. Хотя сам себя верующим считает, но Бог не допускает веру в пол-оборота».
Продолжая составлять портрет Христианина Веры Евангельской, следует упомянуть о том, что эти люди так же имеют свои интересы и увлечения, так же занимаются трудовой деятельностью. Естественно, у человека глубоко религиозного большую часть времени занимает религиозная практика- это молитвы несколько раз в день, чтение христианской литературы: Библия, Евангелие, газеты, журналы, и единственное, что они могут себе позволить дополнительно – это литературу бытового, хозяйственного направления.
Глубокую религиозность можно также рассмотреть и со стороны психологии. Вера явно имеет важное значение для человека с психологической точки зрения. В молитве человек вновь и вновь убеждает себя в существовании Бога. Излагая свои проблемы, просьбы, человек невольно и сам продумывает свои заботы, заново осознает их, и уже от одного этого они перестают в ряде случаев казаться ему столь тягостными. Кроме того, надежда, что часть забот переложена на Бога, в какой-то мере ослабляет эмоциональную напряженность человека, доставляя ему облегчение. Сам этот факт воспринимается верующими как новое доказательство реальности бога и истинности религии.Если продолжить тему пристрастий, то музыку тоже предпочитают христианскую или классическую, смотрят «Новости» по телевидению и в это время плачут и молятся за весь мир. Но, помимо религиозного времяпрепровождения, семьи зачастую ездят на отдых, гуляют, и имею личные увлечения. Среди распространенных: вязание, кулинария, фотография, рыбалка.
Выявляя глубину религиозности Христиан Веры Евангельской, нами был подтверждено то представление о них, что эта конфессия- верующие, исполняющие заповеди и живущие по писанию люди. Группа верующих, имеющих живую веру, тесно связывает религиозные идеи со своим повседневным поведением. Эти люди восприняли идею личного спасения как главную цель своей жизни, и во имя обеспечения спасения они стремятся претворять религиозные предписания в своем реальном, ежедневном поведении, подчиняют этой цели и усилия разума. Собственно, они апеллируют к нему только в тех случаях, когда он помогает им оправдать свою веру. Посещение Церкви- это не только «долг» христианина, но и большая радость для верующего человека. Респондент 7: «Знать Господа- большое счастье, это радость! Заходишь в церковь и чувствуешь присутствие Бога, присутствие Духа! Бывает молюсь и в голове возникает какой-то вопрос, прихожу на проповедь, а мне отвечают на мой вопрос! И всегда удивляюсь! Ну вот как так? Господь слышит меня…»
Эмоции -это элемент религиозного сознания. Религиозные настроения и религиозные чувства весьма чутко реагируют на изменения социальных условий жизни. Сами верующие говорят о том, что все молитвы и все обращения к Господу они выплакивают. Респондент 5: «Люди плохо относятся к протестантам, я знаю, но если задуматься будут ли они на коленях молиться? За соседей свои, за тех, кого даже по телевизору покажут, будут на коленях плакать? А надо бы…Бог говорит: «Меня гнали и вас гнать будут.» Но мы хотим лишь одного- чтобы все люди спаслись…»
Если продолжить говорить об эмоциях и переживаниях верующего, то можно выделить несколько особенностей христианина-евангелиста: ему присуще чувство религиозного страха- страх перед богом, перед загробной жизнью, страха перед муками в аду. В сознании верующего постоянно довлеет мысль: "Не прогневить бы Господа". А это означает практически необходимость соблюдать целый ряд предписаний, канонов, заповедей, которые дает религия. Такого рода страх принижает человека, делает его рабом собственных вымыслов – именно такой вывод можем сделать мы по результатам бесед с нашими респондентами. Еще одно чувство, которое нам удалось уловить в ходе бесед – это религиозная любовь. В молитвенном доме можно видеть надпись, которая гласит: "Бог есть любовь". Идея о том, что только христианство дает любовь, что только в сфере христианской религии можно обрести подлинную любовь человека к человеку, – это одна из центральных идей, которая проповедуется Пастором. Главный объект любви верующего – это Бог. В Евангелии от Матфея подчеркнуто: "Возлюби господа бога твоего всем сердцем твоим, и всей душой твоей, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь".
Эту идею упорно проводят в церкви. Например, в "Братском вестнике" мы можем прочесть следующее: "Любовь разделяется на два вида: любовь к богу (это первый, основной вид любви) и любовь к человеку, к ближнему, к брату своему – это второй, низший вид любви".Таким образом, "брата", "ближнего" церковники учат любить в той мере, в какой эта любовь не противоречит любви к богу. Поэтому христианская любовь нередко сочетается с враждой к людям другой веры или неверующим. Респондент 2: «Везде идет полемика, одни считают, что мы неправильно живем, а мы что другие не по писанию живут. Они всякие обряды исполняют. Я считаю, что мы не маленькие дети, нам оставлено учение, а там все черным по белому написано, бери и читай!» Респондент 9: «Как я отношусь к неверующим? Считаю, что они заблуждаются, хотя атеизм, думаю это тоже своего рода религия, Люди отвергают Всевышнего, говорят, сами Боги. А я считаю, что они, как животные…желания только поспать, покушать, отдохнуть. А что потом? Крышку забьют и все? Нет.»
Одна из верующих, принадлежащих к этой группе, сказала: "Не знаю, люблю я бога или нет. Когда у меня не было сына, мне казалось, что я люблю Бога, а потом всю свою любовь перенесла на сына".
Так же в ходе исследования мы заметили, с каким трепетом протестанты относятся к свое общине, к своему Дому Молитвы, и это прослеживалось в диалоге с каждым человеком, а бывало даже, что диалог проходил непрерывно на протяжении долгого времени. Это говорит о том, что человек действительно посещает это место из собственных побуждений, видя в этом смысл своей жизни. Визуализируя, по моей просьбе Дом Молитвы респонденты часто указывали на то, что их церковь отличается от православной: Пастор стоит лицом к верующим, нет Икон, нет заученных молитв. Респондент 5: «Наша жизнь-это жизнь с Богом, и когда я прихожу в Дом Молитвы я это особенно чувствую. Наш дом красивый, сверху табличка «Церковь Христиан Веры Евангельской», голубь нарисован. Наш дом истину говорит, все люди, которые ходят-свидетельствуют о правильности. А православные… В Библии и Евангелие написано: «Мужчина не должен одевать на голову уборы, это постыжает его». Респондент 10: «Дом красивый, нет ни Куполов, ни икон. Заходишь и все на коленях, но у каждого свое здоровье, поэтому кто и на скамейке, а кто и в кресле инвалидном, но главное-люди общаются с живым Богом. Пастер одет прилично, в пиджаке, галстуке и прихожане нарядные: мужчины в костюмах, женщины в платьях скромных, в платке, А сколько молодых! Девушки -загляденье! Скромные, ухоженные, интеллигентные. А юноши? Да таких на улице не встретишь. Все парни серьезные.»
Если мы можем проследить внешнее отличие, касающееся вида церкви, то вот отличий в праздновании праздников абсолютно нет, что говорит о том, что все христианские ветви в этом схожи. Респондент 2: «Да как и все люди, отмечаем и домашние праздники: Новый Год, Дни Рождения, Свадьбы, правда последнее у нас не в ресторанах празднуется и не дома. Свадьба особое таинство и оно должно проходить в церкви. Пастырь сочитывает молодых, возлагая на них руку, и таким образом Господь их благословляет. После служения гости остаются, и проходит пир, только, конечно, без спиртного. А если говорить о христианских праздниках, то это действительно праздники! (Улыбается) Это Вознесение, Пасха, Троица, Жатва. В эти дни у нас особое праздничное служение! Особые Псалмы, Хор выступает, дети всех возрастов и даже после посещения Церкви мы собираемся у кого-нибудь в гостях и можем долго петь песни, общаться».
Продолжая выявлять религиозность респондентов, по результатам интервью вырисовывается следующая картина:
из 10 респондентов не выбирали веру, а приняли ее, как традицию от родителей, и они больше никогда не задумывались о том, чтобы продолжить религиозный поиск, но при том следует отметить тот факт, что у 3-х из этих 5-ти респондентов родители несколько раз меняли религиозную направленность, переходя из одного христианского течения в другое(траектория такова: православные- баптисты- ХВЕ)
из 10 респондентов были крещены родителями в православии и до того момента, когда перешли в Евангельскую церковь ни разу не посещали РПЦ. Их переход был связан с вероисповеданием друзей, родственников и просто касался личных убеждений.
из 10 опрошенных респондентов рассказала мне, что сама лично (из собственных исканий) несколько раз меняла конфессию. Переходя, то в православие, то в протестантизм, при том, что до того, как она стала Евангелисткой успела побывать баптисткой и адвентисткой. На вопрос о том, почему же она все-таки остановилась в поисках, женщина ответила, что в ХВЕ – «самая чистая и искренняя вера».
из 10 Евангелистов ответил, что хоть его родители и являются истинно верующими людьми и с детства приучали его к чтению Библии, но он сам еще не определился в отношении к данной конфессии. То есть он причисляет себя к Евангелистам только по «семейной традиции», т.е. достаточно формально.
Несмотря на то, что протестантизм в настоящее время все больше прогрессирует, но его приверженцы, по сути, не ощущают этого, чувствуют себя меньшинством в обществе, слышат насмешки среди православных, но они искренне верят, что Христианство Веры Евангельской станет когда-нибудь единственной и мировой религией. Респондент 4: «Люди считают, что мы секта. Да какая же мы секта? Мы помогаем друг другу, проведываем. А люди тоже разные, есть и в лицо смеются, а есть которые уважают наши принципы, силу воли». Респондент 6: «Наша религия самая прогрессивная, написано, что будет великое пробуждение и сказано, что будем мы все Евангелисты.»
В ходе проведения серии интервью у интервьюера само собой складывается личное впечатление от услышанного- увиденного, и я в этом смысле не была исключением. Меня поразила та искренность и восторженность, с которой люди говорят о Высшем, о Всемогущем.
И хотя глубокое верование предполагает режим постоянного моления и покаяния, Евангелисты – очень открытые и позитивные люди, живущие надеждой на Господа, а в их жизненном настроении чувствуется радость и покой.
Говоря о своих планах на будущее, они смеются: «Хочешь рассмешить Бога – скажи ему свои планы». И, тем не менее, они мечтают о том, чтобы съездить в Израиль, посетить места, где зародилась религия, а те, кто еще не успел принять водное крещение мечтают скорее это сделать и сблизиться с Господом. Но единственное желание, которое объединяет всех верующих любой религиозной деноминации – чтобы все люди покаялись, все спаслись.
Заключение
Человек, знакомый с историей евангельского движения в России, знает, что оно начиналось с российской интеллигенции, причем в большей степени аристократической, чем разночинной. У истоков протестантизма в России находились люди не просто образованные, квалифицированные, но и социально ангажированные, востребованные, личностно состоявшиеся. Разумеется, что российский протестантизм именно вследствие этого изначально был избавлен от духа сектантства и общественной пассивности. По мере своего становления в российской действительности протестантизм пополнялся представителями менее активных слоев (преимущественно выходцами из крестьян, ремесленников). Таким образом, евангельские верующие в России – по крайней мере, в дореволюционное время, представляли различные слои социума. И это движение вполне укоренено на российской почве.
В то же время очевидно, что до сих пор инаковерующие традиционно рисуются идеологическим антиподом православия, их образ привычно наполняется стереотипами советского образца о «сектах», «сектантах» и их «главарях». Вместе с тем, в отличие от других исторических периодов развития религиозной жизни в России, именно в настоящий период сформировались предпосылки к тому, чтобы в известной степени свободно развивалось данное религиозное движение, способное конкурировать с православием, и общество, преодолевая свои фобии, рассматривало его как источник осознанной веры.
В контексте современности важен еще один фактор. С учетом реалий политической и социально-экономической жизни в России на рубеже XX-XXI вв., для некоторой части населения евангельские общины стали своего рода «социальным лифтом», подразумевающим адаптацию к рыночной экономике и демократическим институтам, которые обязывают заботиться о личной свободе, богатстве, здоровье и счастье.
Уже на протяжении длительного времени протестантские объединения, активно распространяясь в мире, привлекают внимание исследователей. Научная литература и публицистика, посвященная протестантам, изобилует многообразием подходов и неоднозначными оценками. Анализ исследований показывает, что с момента зарождения протестантизм проходит этапы сложной эволюции. Основным вектором развития протестантизма служил заряд «протестности», передаваемый от первых поколений следующим. Каждое новое поколение протестантских организаций, сохраняя приверженность христианской идее и евангелизму, отрицало, некоторые догмы предшествующих поколений и вместе с тем привносило заряд творческого осмысления современных реалий религиозной действительности. Именно ставшее традиционным отрицание «традиционной» религиозности сегодня является основанием для дальнейшего развития организаций, связанных с протестантизмом.
Антропологические идеи, присущие протестантской теологии, делают данное вероучение еще более привлекательным. Ведь именно антропологизация позволила протестантизму не только приблизиться к проблемам повседневности, но и успешно разрешать их. Современный мир заставляет человека быть мобильным, гибким, успешным. Однако данные характеристики не сочетаются с традиционной религиозностью, отсюда поиск личностью возможностей духовного обогащения и самореализации в мире. В этом поиске верующие хотят находить теоретическую и практическую поддержку в своей церкви.
Евангелические организации появляются в России уже в XVI веке и успешно существуют и сегодня. Они сумели не только укрепиться на данной территории, но и стали традиционными для некоторой части населения. Предпосылки для принятия идей протестантизма были заложены в самой российской культуре, пережившей ряд влияний извне, что сказалось на формировании отдельных черт картины мира россиян. Важно, что в российской действительности существовали самобытные ереси и течения, сходные с евангельством. Поэтому евангелисты, в общем, даже несмотря на бытующие стереотипы, не воспринимаются как что-то угрожающее. Российский протестантизм прошел длительную эволюцию и стал некой составной частью культурной традиций части населения. Поэтому можно утверждать, что протестантизм – это не чуждое для России явление, а результат вполне закономерного исторического развития.
Традиция взаимодействия православия и протестантизма в России насчитывает уже более четырех столетий. Учитывая этот факт, взаимодействие двух христианских традиций должно рассматриваться не как противоборство взаимоисключающих сторон, а скорее, как опыт взаимообогащения и одухотворения, синтеза культуры, ибо протестантизм всегда являлся своего рода вызовом и, возможно, движущей силой для самокритики в сфере традиционной культуры и традиционного мышления. Об особой роли протестантизма для современной культуры, в том числе и отечественной, писали в свое время Н. А. Бердяев, И. А. Ильин, Л. П. Карсавин, Б. П. Вышеславцев, Г. В. Флоровский, Л. И. Шестов. Многие отечественные исследователи, описывая влияние протестантизма на становление России нового времени, отмечали, что влияние протестантизма носило характер цивилизаторского воздействия на общество в виде распространения идей научно-технического и социального прогресса.
В настоящее время в составе Российской Церкви Христиан веры евангельской насчитывается около 2000 общин с числом прихожан более 300 тысяч человек, действуют три теологических института, десятки Библейских центров подготовки служителей. Учреждены и действуют 60 централизованных религиозных объединений Российской Церкви ХВЕ. На территории России имеется более 100 молитвенных домов, во многих регионах молитвенные дома находятся в стадии строительства.
В ходе собственного социологического исследования на данную тему мне, действительно, удалось прояснить поставленные цель и задачи. Был составлен портрет верующего данной конфессии, выявлены черты и особенности поведения человека, исповедующий христианство по Евангелию и относящего себя к Христианам Веры Евангельской. В определенной мере удалось провести сравнительный анализ и выявить отличия в христианском направлении вероисповедных практик и основ служения(для различных конфессий в христианстве). Были рассмотрены культурные особенности, традиции и жизненное устройство изучаемой конфессии в обществе. Гипотеза, выдвинутая в программе исследования, подтверждается частично. ХВЕ меняют свое религиозное предпочтение в силу того, что не находят полной веры в православии, но в большинстве случаев религия переходит,как традиция, из поколения в поколение. Есть много оснований для заключения, что в условиях утверждения свободы совести и созидания демократического гражданского общества в России протестантские церкви Христиан Веры Евангельской, осознавая свою ответственность перед Богом и людьми, стремятся вносить посильный вклад в решение ее духовных и социально значимых проблем. Как минимум, наше исследование свидетельствует в пользу данного вывода.
Список использованных источников
1.Архиепископ Филарет «Истории русской церкви»,-СПб. 1895.
.Алексеев В.А. «Проблема взаимодействия протестантских СМИ и современного российского общества» [Электронный ресурс] // ActaDiurna. – № 3. – (13.02.2014).
3.Бердяев Н.Г. «Философия неравенства» – М., 1990.
4.Воропаев И. Е. «О молитве. Евангелист» – М., 1928, № 3-4.
5.Гараджа В.И. «Религиоведение». – М.: Центр, 1995.
.Гараджа В.И. «Кризис современного протестантизма и поиски новой теологии». – М.:1997.
.Диакон Андрей Кураев «Протестантизм о православии» М.,1997.
.Завадский М.А. «Евангелическое движение». – М.:1995.
9.Зайцев Е.В. «Религиозно-культурная идентичность российского протестантизма// Религия в самосознании народа» – М.: Институт социологии РАН, 2008. <#”890163.files/image001.gif”>