- Вид работы: Контрольная работа
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 9,31 Кб
Социальное учение церкви
1.Отношение к клонированию, трансплантологии и «фетальной терапии»
Клонирование, как процесс генетических копий человека, в социальной концепции Русской Православной Церкви (гл. 12, п. 6) однозначно осуждается и считается не приемлемым и опасным деянием, способным извратить основы деторождения, кровного родства, а помимо всего и нанести психологический вред. Но в этом же пункте вышеуказанного документа говорится о том, что клонирование изолированных клеток и тканей организма не является посягательством на достоинство личности и может быть полезным в биологической и медицинской практике.
Трансплантология – теория пересадки органов и тканей в социальной концепции Русской Православной Церкви (гл. 12, п. 7) признается действенным средством, способным помочь в сохранении жизни и здоровья людей, но имеет и некоторые оговорки. В документе говорится, что пересадка органов может быть одобрена Церковью только тогда, когда она добровольна и в её основе лежат не какие-то личные выгоды и цели, а желание спасти жизнь человека, основанное на самопожертвовании и любви к ближнему, но в таком случае донор должен быть полностью проинформирован о возможных последствиях его здоровья связанных с эксплантацией органа.
В случаях изъятия органа у только что умершего человека, должна быть исключена неясность в определении момента смерти с одной стороны, а с другой, должно быть прижизненное согласие донора на эксплантацию, если же такового не было, то необходимо согласие близких родственников умершего человека.
В основе фетальной терапии лежат изъятие и использование тканей человеческих зародышей, для попыток лечения различных заболевания и омоложения организма. Данный метод Православная Церковь считает недопустимым и, осуждая аборт как смертный грех, не может найти оправдания тому, что от прерывания зачатой человеческой жизни, кто-то, возможно, будет получать «пользу» для здоровья.
2.Генетическая идентификация
Церковь приветствует усилия медицинских работников, направленные на изучение генной структуры человека, так как эти данные могут помочь в лечении и заблаговременном предупреждении опасных наследственных болезней, но целью генетического вмешательства не должно быть «усовершенствование» человека и тем самым, как бы, вторжение в Божий план и замысел о человеке. Поэтому генная терапия может осуществлять только с согласия пациента или его законных представителей и только по медицинским показателям. (основы социальной концепции РПЦ гл. 12, п. 5).
Создание генетического паспорта могло бы способствовать своевременной коррекции присущих человеку заболеваний, но существует опасность злоупотребления генетическими сведениями и опасность того, что предрасположенность к тяжелой болезни может стать непосильным духовным грузом для человека, поэтому соц. концепция РПЦ говорит, что «генетическая идентификация и генетическое тестирование могут осуществляться лишь на основе уважения свободы личности» (гл. 12, п. 5).
3.Отношение к пропаганде порока блуда
Церковь испокон веков призывала свою паству к целомудрию, т.е. к целостности личности как духовной так и телесной, и всегда однозначно осуждала грех направленный против целомудрия – блуд, как порок разрушающий гармонию и целостность человеческой личности, и наносящий огромный духовный вред человеку. Церковь осуждает не только сам грех блуда, но и пропаганду данного греха, через различные источники – фильмы, книги, средства массовой информации, а так же различные образовательные программы в которых пропагандируется данный порок. (основы соц. Концепции РПЦ гл. 10, п. 6).
4.Историческая справка об изменении правовых норм о признании действительности брака
Христианский брак берет свое правовое начало с законов Римской империи, но становится не просто юридическим договором, средством продолжения рода, но по слову Иоанна Златоуста «таинством любви» (1, гл 10, п. 2).
Изначально христианский брак заключался с благословения епископа и совместного участия в Евхаристии. В период христианизации Римской империи законность браку сообщалась так же гражданская регистрация, Церковь освящала такие браки молитвой и благословением и полностью признавала правомерность данных союзов, не накладывая никаких прещений на такие браки.
Согласно 74-й новелле императора Юстиниана законный брак мог заключаться как церковным нотариусом так и свящнником. Важнейшим условием брака оставалось взаимное желание мужчины и женщины, подтвержденное перед свидетелями. Лишь с 893 года, согласно 89-й новелле императора Льва 6, свободным лицам было вменено в обязанность заключать браки по церковному закону, а с 1095 года это правило было распространено и на рабов, таким образом все правовое регулирование брачных отношений передавалось в ведение Церкви.
Данная традиция была усвоена и в России вплоть до издания декрета в 17 году 20 века «Об отделение Церкви от государства», после чего бракосочетание по церковному чину лишилось юридической силы.
В соответствии с древними каноническими предписаниями, Церковь и сегодня не освящает венчанием браки, заключенные между православными и нехристианами, одновременно признавая таковые в качестве законных и не считая пребывающих в них находящимися в блудном сожительстве. Исходя из соображений пастырской икономии, Русская Православная Церковь как в прошлом, так и сегодня находит возможным совершение браков православных христиан с католиками, членами Древних Восточных Церквей и протестантами, исповедующими веру в Триединого Бога, при условии благословения брака в Православной Церкви и воспитания детей в православной вере. Такой же практики на протяжении последних столетий придерживаются в большинстве Православных Церквей.
5.Профилактика преступности, отношение к подозреваемым и подследственным, пастырское предупреждение преступлений
православный церковь клонирование преступность
Лучшей формой предупреждения нарушений закона, с чем согласна и социальная концепция РПЦ (гл. 9, п. 2), является проповедь честного и достойного образа жизни, сугубо в среде детей и юношества. При необходимо особое внимание уделять так называемым группам риска и лицам уже совершившим первые правонарушения. Необходимо заботиться и о преодолении социальных причин преступности.
Но вместе с тем Церковь настаивает и на необходимости человеческого отношения к подозреваемым и лицам нарушившим закон. Церковью осуждаются пытки и различные унижения подследственных.
6.Об имуществе религиозных организаций
Имущество религиозных организаций представляет собой совершенно особую форму собственности, она приобретается различными путями, однако основной ей составляющей является добровольная жертва людей Богу. Таким образом пожертвования являются особым случаем экономических и социальных отношений, а потому на них не должны распространяться законы, регулирующие экономику и финансы страны, в том числе и законы налогообложения. Но с другой стороны Церковь заявляет, что если какие-то ее доходы носят предпринимательский характер, то они могут быть облагаемы налогами.
.О соответствии светского закона Божественной норме
Следование божественным законам есть жизнь, так как Сам Бог – жизнь нескончаемая и полная. Через грехопадение прародителей зло и грех вошли в мир. Вместе с тем, и падший человек сохранил свободу избрать с помощью Божией правый путь. (основы соц. Концепции РПЦ гл. 4, п. 1)
Право содержит в себе некоторый минимум нравственных норм, обязательных для всех членов общества. Задача светского закона – не в том, чтобы лежащий во зле мир превратился в Царствие Божие, а в том, чтобы он не превратился в ад. Основополагающий принцип права – «не делай другому того, чего не желаешь себе». Если человек совершил против другого неправедный поступок, то ущерб, нанесенный целостности божественного миропорядка, может быть восполнен через страдание преступника или через помилование, когда нравственные последствия греховного деяния принимает на себя милующее преступника лицо (правитель, духовник, община и так далее). Страдание исцеляет пораженную грехом душу. Добровольное же страдание невинных за грехи преступников суть высшая форма искупления, имеющая своим пределом жертву Господа Иисуса, взявшего на Себя грех мира (Ин. 1. 29).
Падшесть природы человека, исказившая его сознание, не позволяет ему принять божественный закон во всей полноте. В разные эпохи сознаваемой была лишь часть сего закона. Это хорошо показано в евангельской беседе Спасителя о разводе. Моисей позволил расторгать брак соплеменникам «по их жестокосердию», «от начала» же было иначе, так как в браке человек становится «одною плотью» с женою, а потому брак нерасторжим (Мф. 19. 3-6).
Однако в тех случаях, когда человеческий закон совершенно отвергает абсолютную божественную норму, заменяя ее противоположной, он перестает быть законом, становясь беззаконием, в какие бы правовые одежды он ни рядился. Например, в Десятисловии ясно сказано: «Почитай отца твоего и мать твою» (Исх. 20. 12). Любая противоречащая этой заповеди светская норма делает преступником не нарушителя ее, а самого законодателя. Иными словами, человеческий закон никогда не содержит полноту закона божественного, но чтобы оставаться законом, он обязан соответствовать богоустановленным принципам, а не разрушать их. IV.4. Исторически религиозное и светское право происходят из одного источника и долгое время являлись лишь двумя аспектами единого правового поля.
.Отношение Церкви с тремя ветвями властей
В современном государстве власть можно условно разделить на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. В связи с этим появляется определенная специфика отношений между Церковью и властью.
Взаимоотношения с законодательной властью представляют собой диалог Церкви и законодателей по вопросам совершенствования общегосударственного и местного права, имеющего отношение к жизни Церкви, церковно-государственному соработничеству и сферам общественной обеспокоенности Церкви. Этот диалог касается также постановлений и решений законодательной власти, не имеющих прямого отношения к законотворчеству.
В контактах с исполнительной властью Церковь должна вести диалог по вопросам принятия решений, имеющих отношение к жизни Церкви, церковно-государственному соработничеству и сферам общественной обеспокоенности Церкви, для чего на соответствующем уровне поддерживается контакт с центральными и местными органами исполнительной власти, в том числе ответственными за решение практических вопросов жизни и деятельности религиозных объединений и за надзор за соблюдением ими законодательства (органы юстиции, прокуратуры, внутренних дел и тому подобное).
Взаимоотношения Церкви с судебной властью различных уровней должны ограничиваться представлением в случае необходимости интересов Церкви в суде. Церковь не вмешивается в непосредственное осуществление судебной властью ее функций и полномочий. Интересы Церкви в суде, за исключением крайней необходимости, представляют миряне, уполномоченные Священноначалием на соответствующем уровне (Халкид. 9). Внутрицерковные споры не должны выноситься на светский суд (Антиох. 12). Межконфессиональные конфликты, а также конфликты с раскольниками, не затрагивающие вопросов вероучения, могут выноситься в светский суд (Карф. 59).
.Жизнь Церкви как непрестанное служение Богу и людям
Церковь как тело Христово состоит из различных членов, людей ее наполняющих, и у каждого человека есть свой дар, данный от Бога для служения Ему и людям. Именно к такому служению и призван каждый член Христовой Церкви (осн. Соц. Концепции РПЦ гл. 1, п. 3).
Церковь призывает своих чад к участию в общественной жизни, основанное на нравственных принципах и считает недопустимым манихейское гнушение жизнью окружающего мира, т.к. мир, социум и государство есть объекты любви Божией и это необходимо осознавать православному христианину.
.Участие нехристиан в общественной жизни
Через благие дела, направленные на улучшение духовно-нравственного и материального состояния мира Церковь исполняет свою миссию спасения человеческого рода, как через своеобразную проповедь без слов. И в этом служении не запрещается ей вступать во взаимодействие с государством и отдельными людьми не исповедующими христианскую веру. Церковь не ставит себе прямой задачи обратить всех в Православие в качестве условия сотрудничества, но надеется, что делание благих дел приведет неверующих ее участников к познанию Истины, поможет сохранить и восстановить верность богоданным нравственным нормам, что в свою очередь будет способствовать созданию благоприятных условий в обществе для миссии Православной Церкви. (осн. соц. концепции РПЦ гл. 1, п. 4).
11.Несовместимость зла и свободы: зло – сила, уничтожающая свободу
Свобода есть одно из проявлений образа Божьего в человеке и Церковь всегда бережно относится к этой свободе человека, не принуждая насильно его к какому бы то ни было решению, но оставляя этот выбор для свободной воли. Но осуществляя эту свободу человек не должен причинять зла самому себе и окружающим. Однако в силу власти греха и падшести человеческой природы, никакое человеческое усилие, без Божией помощи, неспособно самостоятельно достичь подлинного блага.
Подлинно свободен тот, кто идет путем нравственной жизни и ищет общения с Богом, источником свободы и истины. И, напротив, выбор ложного, безнравственного образа жизни в итоге разрушает саму свободу выбора и ведет к полному пленению грехом. Признавая ценность свободы выбора, Церковь утверждает, что таковая неизбежно исчезает, когда выбор делается в пользу зла. Зло и свобода несовместимы. Нельзя защищать одну свободу, забывая о другой. Свободное стояние в добре и истине невозможно без свободы выбора. Равно и свободный выбор теряет свою ценность и смысл, если обращается ко злу. («Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека» гл. 2, п. 2).
Слово служит основным средством сообщения с Богом и друг с другом, важным способом сообщения информации и является продолжением свободы мировоззренческого выбора. И Поэтому в связи с большой значимостью слова, человек несет за него огромную ответственность. Поэтому публичные заявления и выступления не должны содействовать распространению греха, порождать распри и нестроения в обществе. Не должны оскорблять религиозные и национальные чувства. Ответственность за слово многократно возрастает в современном мире, переживающем бурное развитие технологий хранения и распространения информации. («Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека» гл. 4, п. 4).
Список литературы
1. «Основы социальной концепции Русской православной Церкви» принятые на архиерейском Соборе РПЦ в 2000 г., Москва
. «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека», 2006 г., Москва