- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 26,38 Кб
Социальные традиции жизни народов Дагестана
Введение
этносоциологический дагестанский народ менталитет
Работа посвящена вопросам этнической самоидентификации дагестанских народов и особенностям национального менталитета. В качестве объекта анализа выбран второй по численности дагестанский народ – даргинцы.
Актуальность темы работы связана с социологическим пониманием нации. Анализ происходящих в мире и в нашей стране процессов показывает, что одной из важнейших проблем современной цивилизации становится этнический фактор. Именно он в последнее время является определяющим в общественном развитии – социальном, экономическом, духовном. Еще более важно отметить, что все сферы жизни общества сегодня представлены, если хотите, в «этнической упаковке» (т.е. проявляют себя в национальной окраске). Естественным в этих условиях является обращение к традиционным этносам, которые в большей степени, нежели современное население больших городов, сохранили специфический уклад, почти целостную национальную структуру самосознания, что обеспечивает во многом их устойчивость к социальным изменениям, повышает стабильность этих общественных групп и их укорененность в настоящем. Ядром традиционных этносов является порядок и образы реальных, но символически трактуемых событий прошлого, которые определяют меру и природу социальных и культурных изменений.
Традиции в таких обществах являются как символом непрерывности, так и определителем пределов инноваций. Преемственность, воспроизводимая молодым поколением, осуществляет непрерывность традиций и одновременно создает возможность проникновения инноваций в молодежную субкультуру. Сегодня для науки и для общества в целом характерно стремление к замене утерянных социальных идеалов новыми, национальными, способными помочь в восстановлении нарушенной идентичности. Этим объясняется и значительный интерес к истории своего народа, который наблюдается в настоящее время, к своей культуре, мифам, традициям, религии. Специфика менталитета вызывает интерес и у политиков, которые стремятся воздействовать на процесс формирования идеологии и повысить социальную адаптацию людей. Под спецификой менталитета мы понимаем не какую-то особую психологию, а особенности психологии народа, преломляющиеся в самосознании индивида, это самосознание направлено на восприятие и осмысление себя и окружающего мира в соответствии с традиционными установками, которые, как отмечает А. Деркач, «словно фильтр очищают его психику от того, что для нее в национальном отношении чуждо и задают размер и направление этого восприятия». Сегодня актуальна политологическая трактовка «нации», наиболее приемлемая для взаимосвязи науки и практики, в частности российской. Нельзя рассматривать нацию как однозначно определенную социально-биологическую данность. Осознать себя как нацию возможно только в сравнении «своих» и соседей. Самосознание нации структурно состоит из сопоставлений и противопоставлений. В той степени, в какой изменяется окружающая среда, меняется и самовосприятие нации. Это значит, что нация мобильна и всегда является результатом взаимосвязи в обществе.
Цель работы может быть определена как «выявление факторов национальной идентификации», а в качестве основной задачи можно назвать определение того, как эти факторы проявляются применительно к народам Дагестана. Другие задачи работы (классификация типов этнической самоидентификации; объяснение этих типов с психологических позиций) можно считать второстепенными.
Работа состоит из двух глав. Первая глава рассматривает этнодемографические и этносоциологические характеристики даргинцев, вторая глава представляет собой анализ особенностей менталитета даргинцев в связи с их обычаями (здесь в качестве источника использована публикация М.З.Османова). Принимая во внимание, что ислам предполагает единство имени и именуемого, вопросы взаимосвязи менталитета и именования выделены в особый параграф главы. Вторая глава работы представляет собой обработку социологического исследования, проводившегося по районам компактного проживания даргинцев в Республике Дагестан (Сергокалинском, Левашинском, Акушинском, Кайтагском) и городах Махачкале, Каспийске и Избербаше. Всего опрошено 1816 человек, из них свыше 70 % – в возрасте от 20 до 35 лет.
1. Этнологическая характеристика даргинцев
.1 Демографические и исторические сведения о даргинцах
Даргинцы относятся к западному варианту антропологического типа дагестанцев. Язык даргинцев относится к нахско-дагестанской группе северокавказской семьи языков. Общего языка общения не было; литературный язык стал складываться в советское время на базе акушинского диалекта. Но он слабо внедряется в бытовую практику даргинцев.
Даргинцы занимают срединную часть Республики Дагестан. Районы с даргинским населением: Акушинский, Левашинский, Дахадаевский, Кайтагский, Сергокалинский, отдельные селения (или их группы) и в других районах, в т.ч. равнинных – Карабудахкентский, Каякентский, Хасавюртовский и другие. По оценке С.Белокурова, даргинцев в конце XVI в. было 50-60 тыс. человек, в 1926г. -125,7 тыс. человек, в 2002г. -365, 8 тыс. человек (прирост к 1926г. – 191%), из них в России – 353,3 тыс. человек (96,8%), в Республике Дагестан – 280, 4 тыс. (76,8%, а в 1979г. – 85,9%).
По данным последней переписи (2010 г), в Дагестане даргинцев было 328677 человек, из них городского населения -117470 человек. Рождаемость на 1000 человек в 2010 г. – 24,2 чел. (в 2002г. – 28,2), в республике соответственно – 21,9 и 27,4; смертность – 6,8 чел. (в 2002г. – 6,1 чел.), в республике – 7,4 чел. и 6,4 чел.; и, наконец, прирост на 1000 человек в 2010) г. – 17,3 чел. (в 2002г. – 22,1), в республике соответственно 14,5 и 21 чел.
На 1000 человек в 2010 г. было 72 (в 2002 г. – 64) человека даргинцев с высшим образованием, хотя процент занятых физическим трудом довольно высок – 78,2% (в республике – 71,1%). Из них в сельском хозяйстве занято 48,3%, в промышленности – 29,5%, в народном образовании – 8,3%, здравоохранении, физкультуре, соцобеспечении – 4%, культуре и искусстве – 1,2%, науке – 0,44%, управлении – 2% и т.д.
Древнейший период истории даргинцев связан с общими для Дагестана и всего Северо-Восточного Кавказа хозяйственными, этническими, социальными процессами.
Территория даргинцев не входила в пределы имамата Шамиля, они держали вооруженный, дружественный мюридам нейтралитет, иногда присоединяясь к ним, постоянно участвуя в антироссийской войне в качестве добровольцев. Причины их слабого участия в борьбе – близость и большая зависимость (хлеб, зимние пастбища) даргинцев от занятой русскими войсками равнины, отдельные просчеты дипломатической стратегии имамата.
После падения имамата было введено военно-народное управление (с элементами адатского права). Большинство даргинцев вошли в Даргинский и Кайтаго-Табасаранский округа.
Несмотря на положительные экономические последствия, вхождение в Россию не избавило от социального гнета, добавило и национально-колониальный. Отсюда неоднократные выступления, особенно мощным и массовым было восстание 1877г., в котором даргинцы были одними из наиболее активных (самое крупное и ожесточенное сражение произошло при штурме русскими войсками даргинского селения Цудахар).
В годы гражданской войны даргинцы одними из первых вступили в борьбу. Восстание против Деникина первыми начали даргинцы, и разгром ими белоказаков в ущелье Ая-Кака (сентябрь 1919г.) -одна из славных страниц истории Дагестана.
Государственные образования даргинцев: уцмийство Кайтагское (XII – XIX вв.), союз союзов сельских обществ -Акуша-Дарго.
Как и у других народов Дагестана, исторически сложившаяся идея общности и судеб нашла отражение в понятии единого отечества – Дагестана (примерно с ХIV в.). Следуя этой традиции, даргинцы с остальными народами образуют единую Республику Дагестан в составе Российской Федерации. Общественное объединение даргинцев не выдвигает сугубо даргинских политических задач, ставя во главу угла экономические, просветительские, национально-культурные проблемы.
Основные занятия даргинцев – земледелие, скотоводство, домашние промыслы. Для даргинцев, как и для всего Дагестана, развитие земледельческо-скотоводческого хозяйства продолжается до прекращения кочевнического давления на равнине (до ХV в.), после этого устанавливается зональная хозяйственная специализация, наслоение на которую особенностей культуры, обусловленных экологией, хозяйством, общественным разделением труда, приводит к сложению хозяйственно-культурных ареалов (ХКА). На равнине и нижнем предгорье – ХКА оседлых пашенных земледельцев и отгонных (осенне-зимних) скотоводов, в высокогорье – отгонных (весенних) скотоводов и пашенных земледельцев. Изделия кубачинцев-ювелиров, харбукцев, амузгинцев-оружейников, цудахарцев – мастеров кожевенно-шерстяных дел и т.д. пользовались спросом у всех народов Дагестана. Все женщины занимались обработкой шерсти и производством сукна, паласов.
В советское время коллективизация и индустриализация радикально изменили облик хозяйства, форму занятий. Механизация, НТР изменили сельское хозяйство, подняли его уровень, масштабы, продуктивность, но колхозы и совхозы превратили рачительного и заинтересованного в труде и его результатах крестьянина-труженика и собственника в наемника без собственности и прав на продукт своего труда. Были преданы забвению выведенные в течение столетий, приспособленные к местным условиям сельскохозяйственные культуры и породы скота, что привело к разрушению структуры, эрозии почв, падению их плодородности и т.п. Промышленность подняла уровень экономики, материальное и культурное благосостояние населения, но ее создание было слабо увязано с нуждами собственной экономики республики.
В науке, культуре, искусстве, образовании больших успехов они достигли в XIX-XX вв. Среди даргинцев много великих людей, революционеров, заслуженных деятелей, военачальников, героев, видных политиков, мастеров. писателей, поэтов, которыми гордятся дагестанцы и вся страна.
.2 Обычаи и традиции даргинцев
Традиционный быт даргинцев обычно характеризуется как патриархально-феодальный или даже патриархально-родовой, но в нем мало и феодального, и патриархального (были пережитки).
Отметим верховенство мужчин, старших, подчиненность жены мужу во всех отношениях, определенное всевластие мужа и отца.
Многие из нравственно-этических норм даргинцев воплотились в обычае гостеприимства, заключавшемся в обязанности принимать пришельца независимо от этнической или конфессиональной принадлежности, места его постоянного жительства (например, вражеская страна).
Следование традициям кровной мести также являлось нормой кодекса чести. Община многое сделала для уменьшения ее масштабов, остроты, числа жертв (ограничение круга мстителей и подвергаемых мести, ритуал примирения, изгнание убийцы и др.)
Самым престижным общественным праздником даргинцев был обряд первой борозды, предназначенный обеспечить хороший урожай посредством системы обрядов охранительной, инициативной, посвятительной, имитативной, умилостивительной, карпогонической (обеспечивающей плодородие) и других видов магии. Другие обряды: Нового года (весной), вызывания и прекращения дождя, вызывания солнца, завершения уборки урожая, «делания» воды (очистка источников и канав), начала весенних работ в виноградниках, благодарения пашни, выгона скота на первый выпас весной и др. Из мусульманских – день жертвоприношения (Курбан-байрам), разговения (Ураза-байрам).
В XIX – XX вв. господствующей формой даргинской семьи была малая семья. Еще в конце Х1Хв. можно было встретить элементы большесемейной организации в виде неразделенных семей. В наше время преобладают простые малые семьи – 77%, большинство из них двухпоколенные -64,3%.
Семьи входили в тухум – группу родственных патрилинейных семей от одного предка, имеющих родственное, идеологическое, общественно-бытовое единство (но не экономическое). Тухум мог делиться на подобные структуры низшего порядка – патронимии (жинс, агьлу), которые, разрастаясь, могут образовать новый тухум. Тухум не экзогамен, но и не строго обязательно эндогамен.
Система родства даргинцев – арабского типа, родство обозначалось до 12-го колена: от дудеш (отец) до хъулигIена (в доме бывающий). Брак заключался по шариату (и в советское время, скрытно). Браки преобладали внутритухумные, часто межпатронимические. Локализация – патрилокальная; развод по шариату.
Этапы бракосочетания: сватовство, сговор, обручение, пребывание в другом доме (до и после свадьбы). Обряд производился муллой (кадием) с участием жениха и отца невесты или их поверенных; формальное согласие девушки, высказанное отцу в присутствии свидетеля (поверенного), обязательно.
В советское время произошла демократизация брачных и семейных обрядов, внутрисемейных отношений: принципов выбора партнеров, взаимоотношений мужа и жены, родителей и детей, традиций избегания, состава врачующихся (социального, этнического и т.п.). В воспитании детей отмечены и отрицательные моменты: меньше обращают внимание на нравственность, приобщение к труду, уважение к старшим и т.д.
Основу социальной организации даргинцев составляла сельская территориальная община (джамаат). Общины образовывали союзы сельских обществ – независимые (вольные) и в разной степени зависимые от феодалов. Большинство даргинцев входили в союз союзов (суперсоюз) общин Акуша-Дарго (союзы Акуша, Цудахар, Мекеги, Мути, Усиша, позднее Урахи, временами Сирха). Часть даргинцев составляла уцмийство Кайтагское, куда входила и часть собственно даргинцев (Уцуми-Дарго). Некоторые селения входили в Тарковское шамхальство (Губден, Кадар), Казикумухское ханство (Буркун-Дарго). Управлялась община старшинами, надзор за ними осуществляли кадии и старейшины, для наиболее важных вопросов собирался сход, в котором принимало участие все взрослое мужское население (без рабов).
Тяжбы, гражданские споры, уголовные дела решались по адату судьями из старшин; религиозные, семейные, по наследству, завещаниям – кадием по шариату.
Подавляющее большинство населения даргинцев составляло свободное крестьянство (уздени), было немного рабов (домашних). Даргинцы – мусульмане-сунниты шафиитского толка (мазхаба), ислам утвердился к XIV в. До принятия ислама даргинцы поклонялись явлениям и силам природы. Еще в конце XVII- начале XVIII вв. у них сохранялись зороастрийское верование, культ огня.
Большое развитие получили верования, особенно магические, на которых построена подавляющая часть семейных и сельскохозяйственных обрядов, затем демонологические (фетишизм, знахарство, духи-демоны), анимистические, космогонические.
Значительного развития достигла народная медицина.
В видах спорта первое место принадлежало бросанию и поднятию тяжелого камня, были состязания в беге, прыжках, скачки, джигитовка, кулачные бои (один на один), борьба (с кушаком и без), метание камня в цель, стрельба камешками из пращи и специального лука.
Музыка даргинцев носила фольклорный характер, была в стадии песенно-музыкального творчества. Музыкальные инструменты: щипковые (чанг, чугур – типа мандолины), смычковые (скрипка), духовые (дудка, свирель, зурна), ударные (барабан, бубен). Самый популярный танец – лезгинка, были массовые ритуальные танцы, например, свадебный «линейный» танец сирхинцев.
Наиболее распространенной формой даргинского жилища в последние столетия было двух- и более этажное каменное закрытое жилище с расположением под жильем хозяйственных построек и двора под и перед ним, с плоской кровлей.
Традиционная одежда даргинцев общедагестанского типа. Мужская – туникообразная рубаха и сужающиеся книзу штаны, бешмет, черкеска, овчинные шубы – накидки, бурка, башлык; папаха, на равнине летние войлочные шляпы; из обуви – чарыки, кожаные, войлочные, шерстяные вязаные сапоги, башмаки типа сабо. Обязательный атрибут мужского костюма – кинжал. У женщин кроме туникообразного были еще платья с отрезной талией и архалук, платок-покрывало (чиба), чухта (чепчик с завязывающимися на лбу лентами), много серебряных украшений. Современная одежда почти полностью городского типа, лишь у пожилых людей (и в ансамблях) сохранились элементы традиционной одежды.
Пища даргинцев отражала традиции земледельческо-скотоводческого хозяйства, преобладающей была растительная, а в высокогорье – молочно-мясная пища. Из мучных изделий наиболее распространенными были (и сейчас есть) хинкал, пироги (чуду) с разнообразной начинкой. Хлеб преобладал пшеничный и ячменный, пресный и дрожжевой, был и кукурузный (заменил просяной).
Популярны были также супы, каши; из напитков -хлебный, буза (гъаруш), кипяченое вино (мусти), медовуха (макатта), квас из толокна с солодом (макъсуман), позднее – чай, водка. В советское время на пище сказались рост благосостояния, увеличилось потребление овощей, консервантов, появились фабричные изделия и полуфабрикаты, новые блюда.
Процессы этнического развития даргинцев выглядят противоречиво: вымывание традиционной материальной культуры и определенное возрождение национальной духовной.
Основными видами транспорта даргинцев были верховая лошадь, двухколесная арба в бычьей упряжке, вьючные животные (осел, лошадь, мул), волокуша (особенно в предгорье). Современный транспорт преимущественно автомобильный, вьючных животных почти не осталось, что уже отрицательно сказывается на личном хозяйстве.
2. Специфика менталитета даргинцев
.1 Выражение особенностей менталитета в именовании
Этносоциологическая специфика менталитета даргинцев будет изложена в соответствии с кратко рассмотренными выше их обычаями и традициями.
Исторически сложившиеся этностереотипы прямо или косвенно передаются в ходе этнокультурных трансмиссий, ярко проявляющиеся в языке, в частности фольклоре. Именно фольклор сохраняет и передает из поколения в поколение чувства, символы эмоциональных ассоциаций, мифы. У изучаемой нами молодежи (даргинцы) такие знаковые системы общения как благопожелания и проклятия проявляются также интенсивно, как у старшего поколения. Это указывает на исключительные акцентуации обоих этносов. Совершенно справедливо З.Б.Цаллагова пишет об особенностях самосознания восточных этносов: «Клятвенные формулы, формулы пожелания зла и блага встречаются почти во всех традициях, но особенно цветистую и развитую систему они имеют у восточных народов».
Включенность в культуру традиционных этносов Дагестана нам дает основание утверждать, что им характерно высокая ориентированность на употребление таких жанров как благопожелания и проклятия. Именно это обусловило наше обращение к ним как эмпирическому индикатору специфики менталитета даргинской молодежи.
Благопожелания и проклятия пронизывают всю систему общения и приложимы ко всем жизненным ситуациям, что позволило их рассмотреть непосредственно в русле концепции В.С. Мухиной о специфике структуры самосознания. Особенности структуры самосознания зависят от психологического отношения к имени; содержания притязаний на признание: специфики половой идентификации; содержательных детерминант психологического времени личности; социального пространства личности, в рамках традиционных ориентаций на право и обязанности.
Обратимся к анализу структурных звеньев самосознания. У даргинцев, как и у многих народов, имеет важное значение: от имени зависит здоровье и удачливость, с помощью имени включают новорожденного в ту или иную группу святых и значимых людей. Как мусульмане они верят в единство имени и именуемого. Традиционно детям давались и даются имена умерших родственников: родителей, братьев, сестер. Нарекать своих детей именами живых родственников воздерживались, дабы не обидеть их. В последние годы все чаще молодые родители дают детям имена в честь еще живых родителей, уважаемых родственников, на что реакция старшего поколения неоднозначна: одни сами предлагают назвать своим именем внука или внучку, другие – обижаются, что при их жизни у них отняли имя.
В повседневной жизни часто слышишь благопожелания относительно имени: «Чтоб твое имя прославилось!», «Чтобы твое имя не сходило с уст!», «Светлый день да не минует тебя!». Традиция нарекать именем пророков, святых, наиболее чтимых предков, особенно родителей, сестер, братьев, уважаемых людей, друзей семьи выражается в пожеланиях: «Расти джигит! Будь похожим на того, чьим именем тебя нарекли!», «Пусть твое имя будет свято!», «Пусть это имя прославится на века!». Такие пожелания строят позитивное отношение к себе, утверждают молодого человека среди людей.
В то же время распространены и уничижающие проклятия: «Да напишется твое имя на камне!» (Чтоб ты умер!), «Пусть умрет твое имя!», «Чтоб твое имя отняли!». Проклятия всегда депривируют человека и лишают его уверенности в себе.
В настоящее время у даргинской молодежи под влиянием народных традиций, религии и новых веяний времени распространены как дагестанские, мусульманские и новые имена. Преобладают традиционные имена (80,4%), новые имена составляют 19,6%. Более 86% исследуемым нравятся свои имена и менять их не хотят, т.е. они хорошо ориентируются в современной ситуации и адекватно пользуются своими именами, которые в равной мере определяют их самосознание. У дагестанских этносов сохраняется в известной степени первичная антропонимическая система, утраченная большинством европейских народов.
Даргинская молодежь реализует свою потребность в признании через нормы социального поведения, принятые непосредственно внутри этноса. Молодежь притязает на признание через личностные притязания на самоценность, семью (дом), род, родственников (назвали 66 % опрошенных); ценностное отношение к полу (особенно мужскому); статус, карьеру, деньги, религию, соблюдение традиционных норм гостеприимства и уважения старших (назвали 60 %); межличностные отношения (38 %).
В обыденной жизни признанием пользуются люди, которые соотносят свои повседневные поступки с общественным мнением. Более того, соответствие или несоответствие социальным ожиданиям определенным образом влияет не только на самого индивида, но и на семью, родственников, род. Так, если человек совершает какой-то поступок, заслуживающий с точки зрения дагестанской этики поощрения или наказания, то это ставят в заслугу или в вину не только ему, но и относят также и на счет всех его ближайших родственников. Поэтому человек старается не ударить лицом в грязь, не осрамить своих родственников, не совершить ничего такого, что заставило бы последних по его вине, как выражаются даргинцы, «опустить голову», «почернеть лицом». Соотнося свои поступки с общественным мнением, индивид получает признание не только для себя, но и для семьи, рода, аула.
Традиционно для и даргинцев забота о доме, семье, детях одна из святых обязанностей. Как отмечал Н. Глиноецкий в своих путевых заметках, «вся жизнь лезгин (лезгинами в прошлом называли всех дагестанцев) посвящена как можно лучшему устройству своего быта; во всех делах сознают, что они должны трудиться не только для себя, но и для своего потомства». Ценностное отношение к дому, семье зафиксировано в пожеланиях «Дом твой да будет полон пшеницей и тобой», «Чтоб всегда в доме было изобилие», «Пусть дом будет полон, поля расцветут, будет достаток!», «Благословение да достанется твоему дому!», «Чтобы дом твой здравствовал!».
Чтобы задеть человека за живое, ввести в состояние фрустрации, говорят «Чтоб дом твой разрушился!», «Да погаснет твой очаг!», «Чтоб дом твой был полон крови!», «Дом твой да взлетит в небо так высоко, чтобы в неделю по щепке падало от него на землю!», «Пока жива хоть одна кошка в твоем доме, пусть не кончаются «яс» (плач) внутри дома и «балгIа» перед домом (балгIа – сбор мужчин перед домом покойника, которые принимают соболезнование). Эти выражения отметили свыше 55 % опрошенных).
Одна из потребностей даргинцев – жить в гармонии с окружающими, близкими родственниками, поэтому через утверждение себя в нормативном поведении притязают на признание близких людей. Что ярко продемонстрировано в благопожеланиях: «Чтобы люди тебя любили!», «Чтобы здравствовали все те, кого ты любишь!», «От плохих людей да спасешься, глазам свет да дастся!», «Да размножится твой род!».
Проклятия несут в себе пожелания одиночества: «Пусть мир отвернется от тебя как биссмилах от черта!», «Чтоб твои родные рассыпались как бусы с порванной нити!», «Чтоб вашего рода не стало!», «Да засохнет твой род!» (характерно, что наибольшее число сведений о проклятиях получено от горожан, особенно в Избербаше)
Испокон веков для дагестанских семей характерна высокая рождаемость, которая давала рабочие руки хозяйству, что определяло гарантированное материальное обеспечение родителей в старости; стремление к максимальной рождаемости объяснялось высокой смертностью. В настоящее время средняя дагестанская семья – это 2-4 детей. Большой трагедией для даргинской семьи, как и для любой семьи, является бездетность. Поэтому пожелание бездетной жизни – это самое страшное проклятие, которым пользуются женщины.
В процессе повседневной жизни человек, запоминая традиционные проклятия, выдает их в стрессовых ситуациях. При этом, помимо слов, люди пользуются невербальными формами выражения ненависти, презрения – воздевание рук к небу, похлопывание по ляжкам; руки на бедрах, грудь немного подается вперед (выражение своего превосходства, независимости), опущенная ладонь к лицу с совмещенными пальцами, щипок. Эти жесты характерны для женщин. Проклинающие применяют их в порыве гнева, усиливая силу слова. Девочки и девушки, наблюдая экспрессию пожеланий и проклятий, усваивают их как образцы поведения и воспроизводят их (среди женщин названо в 71 % случаев).
.2 Выражение особенностей менталитета в традициях, обычаях и поведении
Притязая на социальное признание через соблюдение народных традиций, даргинская молодежь свято чтит обычаи гостеприимства и почитания старших. Гостеприимство – социальный обычай, в разной степени свойственный всем народам. Данный обычай в сознании изучаемых этносов представлен как один из величайших добродетелей. Сколько бы хлопот не доставлял хозяину обычай гостеприимства, независимо от социального и экономического положения, уважающие себя даргинцы сделают все, чтобы «не ударить лицом в грязь», то есть принять любого гостя, исполнить долг гостеприимства, если даже для этого придется добыть то, чего у него нет дома. Как писал Р.Гамзатов, «гость в горах всегда появляется неожиданно. Но он никогда не бывает неожиданным, никогда не застает врасплох, потому что гостя мы ждем всегда, каждый день, каждый час и каждую минуту». В доме, где останавливается гость, должен царить покой и порядок: в присутствии гостей не прибирают комнату, не подметают, не суетятся. В доме говорят спокойно, без нервозности, нареканий. Лучшая постель, лучшая пища, лучшее место за столом – для гостя.
В наши дни, обнаружив какие-то запасы конфет, деликатесов, дети могут спросить у матери для них это или для гостей. То, что на случай прихода гостей, обязательно в доме находится что-то соответствующее, никого не удивляет. Это само собой разумеющееся.
В связи с обычаем гостеприимства существует следующее проклятие. «Пусть переломаются все кости у того, кто не любит гостей! Если кто встретит гостя с недовольным видом или нахмуренным лбом, пусть в доме у него не будет старших, которые могли бы давать мудрые советы, ни младших, которые эти советы слушали».
Обычай глубокого почитания родителей и уважения старших – характерные черты семейно-бытовых отношений даргинцев. Старость во всех случаях жизни имеет преимущество – молодые уступают место, первым говорит старший, в присутствии старшего молодые стоят, не курят, не пьют, первому подают воду, слушают совет. Это как обязанности передаются из поколения в поколение и представлено в сознании молодежи. Уважительное отношение к старшим выражается в том, что даргинцы стараются украсить старость близких людей. Любовь, уважение, внимание к старости слышится в благопожеланиях: «Да сохранитесь вы в здравом уме и благополучии!», «Да исполнятся желания вашей души!», «Счастливой тебе старости!», «Дай аллах тебе для нас жить даст!».
Значимым средством стремления быть признанным был и остается труд. Признанием пользуется человек, умеющий что-то делать, человек с детства знающий труд. Ребенка с ранних лет приобщают к посильному труду, начиная с простейших поручений постепенно с возрастом осложняя их. В исконные времена традиционные виды труда передавались от отца к сыну, от матери к дочери. Каждое село специализировалось на том или ином ремесле. И считалось, если, например, родители – мастера по чеканке, то дети должны овладеть этой профессией, то есть с детства шла ориентация на местные художественные промыслы в зависимости от конкретных условий. «Каждый аул Дагестана – это неповторимый мир традиционных профессий: одни превосходят искусством животноводства, другие – земледелием, третьи – садоводством, четвертые – овощеводством, пятые – тонкой специализацией на отдельные жизнедеятельные ремесла».
Нужно отметить, что в прошлом из-за нехватки земли и недостатков корма многие жители Дагестана не имели возможность заниматься животноводством и земледелием. А суровый климат высокогорья не позволял растить сады. Поэтому многие люди занимались ремеслами и отхожими промыслами. Малоземелье, сравнительно высокая плотность населения, избыток рабочих рук, отсутствие фабрично-заводской промышленности привели к тому, что в Дагестане зародился институт отходничества. Отправлялись работать на сезонные работы, нанимались рабочими и т.д. Одна из форм отхода было отходничество ремесленников. Их приглашали в соседние аулы на сельскохозяйственные работы, производство кирпичей, строительные работы. В наше время отходничество продолжает сохраняться как форма дополнительного, а в большинстве случаев и основного заработка (о возможности работать в городе, в том числе в центральных областях России, говорили до 36 % опрошенных).
В настоящее время молодые люди, не находя возможности реализовать себя, свои потребности у себя в селе, городе выезжают за пределы республики, страны. Для одних – это учеба, для другого – возможность сделать карьеру, для третьего – заработать деньги и обеспечить семью всем необходимым. Но все они схожи в одном – в желании добиться определенного статуса. В связи с этой особенностью в массовом сознании даргинцев представлены пожелания: «Дороги тебе счастливой!», «К лучшему Аллах да приведет тебя!», «Счастья и благополучия тебе в пути!», «Куда бы не поехал, возвращайся целым и невредимым!».
Проклятия, «Чтоб ты умер на чужбине!». «Чтоб для тебя были закрыты все дороги!», «Чтоб твой гроб привезли!», «Чтоб тебя чужаки убили!», фрустрируют и лишают уверенности в себе.
Дагестанцы также реализуют свои притязания на признание через отношение к религии. Представители всех дагестанских этносов – люди верующие. Все жизненные события сопровождаются религиозными обрядами. Религия, хотя и не является этнической особенностью, служит усилению внутренних эмоциональных связей. Регулирует жизнь не только верующих, но и большей части и неверующих. Это нечто самой собой разумеющееся, данное раз и навсегда. Религиозные обряды настолько переплелись в традиционных нормах поведения, прививаемые с детства, что на уровне обыденного сознания мораль и религия тождественны, неразделимы. Если раньше верующими было старшее поколение, то теперь с изменением отношения к религии со стороны государства, молодые люди проявляют позитивное отношение к религиозным ценностям и нормам. Особенно для жителя села, где сильны традиционные устои, религия естественна, само собой разумеющееся. Это связано, прежде всего, с желанием жить в гармонии с другими людьми, боязнью общественного осуждения. Религия в настоящее время выступает как блюститель традиций, влияет на весь образ жизни верующих мусульман. В связи с этим в большинстве своем благопожелания начинаются с обращения к аллаху: «Аллах пусть даст вам жить в довольстве!», «Пусть аллах даст вам много детей!», «Аллах да простит вам ваши грехи!», «Пусть аллах будет доволен вами!» (верующими себя считают большинство опрошенных, но до 42 %, а среди горожан – 67 % не смогли объяснить, что они понимают под верой кроме просто веры в Бога/Аллаха).
Обращаясь к имени аллаха, не только благословляют, но и проклинают: «Да отнимет аллах у твоих детей язык, на котором говорит их мать!», «Я Аллах, чтоб ты треснул!».
Половая идентификация для дагестанцев традиционно ярко выражена в поведении, трудовой деятельности и распределении обязанностей.
В соответствии с определенной моделью поведения мальчики воспитываются как будущие хозяева, главы семьи. Большое значение придают физическому развитию ребят, которые с детства занимаются спортом, упражняясь в силе и мужестве. В девочке воспитывается терпеливость, указывается на ее подчиненное положение, на ее зависимость от брака. С малых лет она вместе с матерью выполняет работы, связанные с поддержкой чистоты и порядка в доме.
Существующая жесткая половая дифференциация, ценностное отношение к полу (особенно мужскому), у даргинцев мужчина – «столп дома», продолжатель рода, носитель родовых традиций – все это звучит в таких пожеланиях: «Да будет он (сын) опорой вашего рода!», «Да будет старшим братом семи братьев и одной сестры!», «Сыновья да будут невредимы!», «Чтобы одни мальчики рождались!». Проклятия – «Чтоб в вашем роду некому было носить шапку!», «Чтоб в вашем роду мальчик не родился!» лишают душевного покоя.
Ценностное отношение к мужскому полу проявляется в такой инициации как обрезание, которое вошло в сознание дагестанцев как обязательный ритуал, посвящающий мальчика в мужской союз и усиливающий мужскую сексуальную возбудимость,
Многие учение подчеркивают бесправное, приниженное положение женщин в прошлом, но «среди женщин мусульманского Востока горянка Дагестана все же была относительно свободной, она не носила чадры, паранджи, здесь не было женского затворничества». Уважение к женщине выражается в многочисленных обрядах и обычаях, например, в присутствии женщины мужчины не смели затевать ссору, сквернословить. Когда женщина проходила мимо стоящих на годекане мужчин, последние прекращали смех, чтоб она не могла подумать, что смех вызван разговором о ней. При появлении взрослой женщины, как в былые времена, так и в наши дни, принято вставать, что свидетельствует об уважении к ней. Честь женщин, особенно девочек, строго оберегалась. Нарушение этого правила служило поводом для кровной мести. Всякое мщение, наказание, а тем более убийство не могло быть в присутствии женщины. У горцев женщина с распущенными волосами и без головного убора, бросаясь в середину сражающихся, останавливала кровопролитие.
Щепетильность в вопросах чести и достоинства женщин и девушек, суровое осуждение малейшего легкомыслия с их стороны звучит в проклятиях: «Чтоб твою голову побрили!», «Чтоб твою косу обрезали!». В этих проклятиях отражен древний обычай наказания за несохранение невинности до замужества. Провинившуюся, побрив голову (отрезав косу), сажали задом наперед на осла и отправляли обратно в родительский дом. Возможно, эти проклятия связаны и с другим обычаем древности: после смерти мужа жену насильственно умерщвляли или она добровольно лишала себя жизни и супругов хоронили вместе. Об этом изустно передают мифы женщины друг другу. Согласно тем же преданиям в более поздние времена ограничивались тем, что в могилу клали косу женщины. В XIX – начале XX века у многих народов Дагестана сохранялся обычай, когда женщина в день смерти мужа в знак траура отрезала косы и обматывала ими руки и талию. Соответственно, это проклятие связано с обычаем – его произносят, когда желают смерти.
Ценимый в народе покладистый характер девушек звучит в пожелании «Невеста пусть, войдя в ваш дом, да покорится вам во всем!», «Пускай она глазами мужа на мир глядит!», «Пускай она словами мужа с другими говорит!», «Пусть она будет терпеливой такой, что если вдруг ей придется рвать крапиву – пусть не отдернет рук!».
Что касается полигамии, то у даргинцев она не имела в прошлом широкого распространения, хотя шариат позволял иметь четырех жен. В основном это было привилегией состоятельных людей. Сегодня так называемые «новые дагестанцы» чаще всего многоженцы, что подчеркивает их социальный престиж (фактически многожёнство среди даргинцев составляет не более 4 % случаев среди опрошенных, ещё 14 % опрошенных достоверно известны такие случаи среди односельчан) Отношения строятся на традиционной основе, то есть главенствующее положение мужчины и зависимое – женщины. Нужно отметить, что полигамия принимается некоторой частью молодых девушек, которые не против быть вторыми, третьими женами (их среди даргинок по результатам опроса 21 %)
Социальное пространство в современной жизни людей обусловлено многими составляющими. Это провозглашаемая или подразумеваемая идеология государства, традиционные нормативы, нравственные требования реалий, реалии межэтнических и экономических отношений людей, естественно – историческая нестабильность правовых и моральных критериев. Эта сложная система зависимостей, обязанностей и свобод, осваивается даргинской молодежью через правила взаимодействия с другими людьми, которые предопределены государственными и религиозными законами, системой традиционных взглядов и межэтническими отношениями.
Религия в жизни молодежи сегодня играет особую роль. Хотя дагестанцы верующими были всегда, но с началом перестройки замечен бурный рост религиозного самосознания. В настоящее время все сколько-нибудь важные вопросы решаются с согласования советов алимов (ученых) и джамаатов (совет старейших), особенно это характерно для сельчан. В последние годы активно восстанавливаются культовые сооружения – построены 1500 мечетей, несколько высших учебных заведений, медресе, школ. Издается религиозная литература. Сотни молодых дагестанцев учатся в духовных ВУЗах стран исламского мира.
Но ислам не единственная религия, повлиявшая на представления даргинцев о мироустройстве. Несмотря на тысячелетия традиции исповедания ислама народами Дагестана, в сознании людей сохранились следы язычества. В частности, проклятия, звучащие сегодня, «Пусть тебя унесет огонь ада!», «Чтоб в твоем очаге было темно!», «Да погаснет твой очаг!» восходят к временам язычества. Культ огня в сознании даргинцев связан с представлениями о благополучии семьи. Огонь – это символ дома, очага, и потому сохранение огня означает сохранение семьи (дома).
Религиозные законы, тесно переплетаясь с традиционными взглядами даргинцев, определяют нормы поведения, которые не терпят отступлений от установленного этикета, невыполнение приводит к разрушению доброжелательных межличностных отношений.
Развитие личности определяет выполнение таких норм поведения, которые человек должен усвоить не только потому, что предпочитает их, сколько потому, что социальная среда, в которой живет он, требует от него этого. Он должен сдерживать свои желания, должен поступать не так, как он предпочитает, а как от него требуется. Эти нормы поведения, которые требует социальная среда от индивида, усваиваются в семье. Появляясь на свет, ребенок в традиционных этносах строит свою жизнь в соответствии с родительскими ценностями и культурными символами отцовства и материнства: основным механизмом служит подражание. На базе подражания (осознанное и неосознанное копирование стереотипов поведения этнической общности, где воспитывается) и на базе принуждения (орудиями принуждения служат традиции и ценностные ориентации общества) происходит этническая самоидентификация. Нормы и правила дагестанских этносов считаются унаследованными от предков и имеют императивный характер для любого. Ссылка на закон предков – основной способ мотивации действий в данной системе поведения (в качестве важности в мотивах своих поступков его отметили 59% опрошенных).
Немаловажное влияние на развитие самосознания личности оказывают государственные школы, которые приобщают молодежь к общечеловеческим ценностям, формируют гражданские чувства и государственное мышление. Но в настоящее время отсутствие целостной идеи воспитания в современных школах в силу общего кризиса общества (его политической и экономической структуры, разрушение ценностного мира, присущего советскому типу социализации) привели к фрустрации молодежь, которая нуждается в этом возрасте в четких и привлекательных для себя идеалах. Поэтому на фоне усиления межэтнических конфликтов для молодежи этничность становится самоценностью как чувство принадлежности «кровной» групповой общности, которая может обеспечить психологическую защищенность в сложных социальных реалиях. Эта ориентированность молодежи на свою этничность актуализирует в их сознании сущностные характеристики этноса (исконная культура, ценностные ориентации). Соответственно, права и обязанности молодежи исходят от установленных традиционных нормативов поведения в данном обществе. Права человека, по сложившемуся менталитету традиционного общества, существуют в социальном пространстве как некая абстракция, в то время как обязанности заключаются в соблюдении тех норм, выполнение которых приводит к признанию в обществе.
Социальное пространство современной молодежи обусловлено как системой традиционных взглядов, так и реальными межэтническими отношениями. Особенностью восприятия друг друга молодежью традиционных этносов, проживающих в полиэтнической среде, является не столько этническая принадлежность, сколько личностные и деловые качества. Представления друг о друге даргинцев характеризуются благожелательной взаимопредставленностью.
Зафиксированные авто- и гетеростереотипы этих этносов проявляются во взаимодействии, а реальные взаимодействия представляют высокую степень признания и понимания (корреляционная связь авто- и гетеростереотипов обнаруживается на уровне 0,73). Изучение установок в межэтнических взаимодействиях через отношение к наиболее предпочтительному этносу в выборе друга, соседа, супруга, своего кунака, гостя на празднике, жителя своего села, своего начальника, депутата в Государственную Думу, говорят о высоком уровне этнотерпимости даргинской молодежи. Однако, что касается брака, они ориентированы на традиционные представления о нежелательности межэтнических браков (97,5% даргинцев предпочитают супруга своей национальности). Объяснение этому мы находим в традиционной эндогамии и этнокультурных мотивах (чужие обычаи, манера самовыражения, традиции актуализируются в семье, где благоприятная социально-психологическая обстановка зависит от общности стиля жизни и форм поведения.
Так как мы обсуждаем специфику менталитета традиционных этносов, а им, как известно, характерна замкнутость на себе, на своих ценностях, определенное недоверие, а зачастую и враждебность к представителям «чужих» этносов; любопытно узнать, как же ведет себя современная молодежь традиционных этносов в различных фрустрационных ситуациях. Для чего мы воспользовались методом «Психодиагностика развивающейся личности: проективный метод депривации структурных звеньев самосознания Общей тенденцией проявления типа реакции при депривации структурных звеньев самосознания сверстниками «своего» и «другого» этносов дагестанской молодежи является агрессивный. При депривации сверстниками «другого» этноса чаще проявляется фрустрация с агрессией, чем при депривации сверстниками «своего» этноса. Наиболее фрустрированными оказываются структурные звенья «имя», «половая идентификация», «притязания на признание», что говорит о большей субъективной значимости для них ценностных ориентаций структурирующих данные звенья самосознания.
Заключение
Основные выводы по работе:
.Специфика менталитета даргинцев обусловлена таким структурным образованием как притязание на признание, содержит выраженное соблюдение традиционных нормативов и ценностей. Молодежь притязает на признание через личностные притязание на самоценность, через семью, род, родственников, ценностное отношение к полу, статус, карьеру, деньги, религию соблюдение традиционных норм гостеприимства и уважения старших; значимым средством дифференциации является язык и притязают на признание через знание родного языка, и через такие виды как учеба, ведение своего хозяйства.
.Специфичность звена структуры самосознания в наличии жесткой половой дифференциации, определяющей и регулирующей отношения между представителями двух полов, чьи функции детерминированы традиционными представлениями о роли и месте мужчины и женщины. В частности, наряду с традиционным – защитник семейного очага, обеспечивающий семью – молодежь предпочитает образованного представителя сильного пола и женщину, почитающую мужа, но и образованную.
.Способы реагирования на ситуации депривации сверстниками «своего» и «другого» этноса дагестанской молодежи различные. Так, при депривации сверстниками «своего» этноса дагестанской молодежи свойственны игнорирующие типы реакции, а при депривации «другим» – агрессивные и игнорирующие. Эти данные позволяют подчеркнуть, что у современной молодежи традиционных этносов Дагестана при депривации ментальности, негативном или небрежном отношении к их этническим стереотипам и ценностям возникает фрустрация, выражающаяся высокой внутренней напряженностью, замкнутостью на себе. Исходя из специфики менталитета, дагестанский юноша, независимо от личностных особенностей, дает резкий отпор всякому, кто нарушают этническую консолидацию. Девушки также встают на защиту своей этнической безопасности.
Список использованной литературы
.Глиноецкий Н. Поездка в Дагестан. / Из путевых заметок на Кавказе. 1860 г. Военный сборник. Т. XXIII, 1862.
.Деркач А.А., Крысько В.Г. Этнопсихология. В 2-х т. – М., 1992.
.Лурье С. В. Этносоциология. М.: ИНФРА-М, 2010 – 320 с.
.Магомедова З.М. Прогрессивные традиции народов Дагестана как средство нравственного воспитания старших школьников. – Л., 1978.
.Мирзоев Ш.А. Народная педагогика Дагестана. Махачкала, 1992, 60 с.
.Муртузалиев С. И. Формирование этнической идентичности дагестанцев // Народы Дагестана, 2004, № 1, с. 34 – 37.
.Мусаев Ш. Ш. Воспитание межнационального общения в педагогических системах // Народы Дагестана, 2004, № 1, с. 38 – 41.
.Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1997, 432 с.
.Мухина В.С. Проблемы генезиса личности. М., 1985, 104 с.
.Мухина В.С., Хвостов К.А. Психодиагностика развивающейся личности: проективный метод депривации структурных звеньев самосознания (дети, подростки, молодежь: 9-18 лет), Архангельск, 1994, 40 с.
.Османов М.-З. О. Даргинцы //Народы Дагестана, 2000, № 1, с.38 – 42
.Цаллагова З.Б. Психолого-педагогические аспекты функционирования этнопедагогической афористики. // Воспитание и развитие личности. Материалы Международной научно-практической конференции 13-14 мая 1997 г. – М., 1977, 162 с.
.Хотинец В. Ю. О содержании и соотношении понятий «этническая самоидентификация» и «этническое самосознание» // СОЦИС, 1999, № 9, с. 67 – 74.
.Этнология / под ред. Г. Е. Маркова. М.: Наука, 1994 – 383 с.