- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 16,92 Кб
Социология религии
план
1. Социология о сущности религии
. Функции института религии
. Религия в современном российском обществе
. Практические задания
) Что означает отделение церкви от государства? Является Россия светским или религиозным государством?
) Выявите причины резкого роста религиозности в современном российском обществе.
) По вашему мнению, религиозность сегодня – это следование моде или…?
Список используемой литературы
1. Социология о сущности религии
Религия – это совокупность мировоззренческих положений, а также практических действий, совершаемых исходя из этих положений.
Религия является объектом исследования целого ряда общественных наук, каждая их которых рассматривает ее под своим углом зрения, использует специфические методы. Так, философию религия интересует как форма общественного сознания, как специфическое концептуальное видение мира, как способ его познания. История и другие исторические науки (археология, этнография) исследуют конкретные формы функционирования религии, возникавшие и сменявшие друг друга в определенных исторических условиях, на тех или иных этапах развития общества, в различных странах и регионах мира. Культурологи и искусствоведение рассматривают религию (ритуалы, утварь, иконы, тексты и др.) как важную составляющую мировой и национальной культур, духовного наследия человечества.
В то же время существует целый ряд вопросов, на которые невозможно ответить в рамках рассмотренных подходов: почему одни религиозные группы быстро распадаются и исчезают, а другие существуют тысячелетиями, превращаясь со временем в мощные, наделенные огромным авторитетом социальные институты; почему в кризисные моменты жизни общества наблюдается либо усиление интереса к религии и возникновение многочисленных новых религиозных течений и групп, либо резко негативное отношение к религиозным институтам и вере как таковой; каким образом принадлежность к религиозным группам влияет на другие аспекты жизни людей: их позиции и ценности, семейную, трудовую и другие виды жизнедеятельности. Ответ на эти и подобные им вопросы предполагает рассмотрение религии в контексте ее взаимодействия с другими социальными явлениями и процессами
Именно такой подход и был избран классиками социологии религии – Э. Дюркгеймом и М. Вебером. Дюркгейм заложил основу функционального изучения религии как одного из видов «коллективных представлений», воплощенных в системе верований и ритуалов. Главное ее назначение – интеграция и сплочение общества, установление связи между индивидом и социумом. М. Вебер рассматривал религию как определенный мотив социального действия, исследовал ее роль в процессе крупных общественных преобразований. В частности, он пытался выявить роль протестантской «хозяйственной этики» в генезисе западноевропейского капитализма, а также связь хозяйственной жизни общества и интересов различных социальных групп с религиозным сознанием.
Религия это объективно существующий в обществе институт и задачей социологии является раскрыть влияние этого института на социальные процессы.
Предметная область социологии религии включает в себя следующие феномены: религиозное сознание и поведение, религиозные отношения, религиозные организации и институты, их взаимосвязи, как между собой, так и с другими компонентами общества.
В современной социологии религии можно выделить два уровня изучения религиозных феноменов:
макроуровень: предметом исследования является религия как социальный институт, причины его возникновения и стадии развития, место и роль в обществе, социальные функции, типы религиозных организаций, внутренняя структура религии и взаимосвязь составляющих ее элементов, проблемы функционирования религии в современном обществе, механизмы ее адаптации к социальным изменениям и перспективы ее развития.
микроуровень: предметом исследования становятся религиозность отдельных личностей, различных социально-демографический групп, нормы и ценности разнообразных религиозных общностей, влияние принадлежности к той или иной конфессии на жизненные позиции и образ жизни людей, причины существования (воспроизводства) религиозности в обществе.
Несомненно, что одним из главных вопросов, который изучает социология религии, является социализация.
Религия учит, что человек принципиально отличается от всех других живых существ, что он есть существо не просто биологическое, но и духовное. Она говорит о том, что он обладает не только телом, но, и это главное, бессмертной душой, носительницей личности, ее ума, сердца, воли.
При наличии религиозного окружения, человек получает соответствующее представление о себе, и это становится основой его самовосприятия.
Такое представление формирует в нем духовный потенциал, уважение к себе (так как Бог выделил человека из всех его творений), мотивирует его устремляться к возвышенным целям. Все это оказывает существенное, если не сказать решающее влияние на социализацию личности.
C самого детства человек, живущий в религиозной среде, узнает о существовании Бога, узнает, что он является творением Бога. Однако, религия – это не только знание о существовании Бога, но и построение определенных отношений с Создателем. Сюда входят отношения поклонения, признание бога наивысшим авторитетом для себя. Кроме того, с этим признанием связано выполнение определенных действий: совершение молитвы, выполнение добрых поступков ради его довольства тобой, выплачивание милостыни.
Таким образом, религия – это не просто знание о Боге, не просто констатирование своей веры, но это и отношения с Богом.
Например, верующий воспринимает все события, происходящие с ним как предопределение Бога и он, в связи с этим проявляет терпение в случае беды и благодарит Бога в случае благой вести.
Все это говорит о мощном воздействии религии на сознание и поведение человека, на формировании его личности и оформление его индивидуальности.
Религия сплачивает членов общества. Она охватывает всех членов общества, не делая различий по национальному или иному признаку. Каждый, кто готов назвать религиозную общину своей ингруппой, т. е. группой про которую он может сказать мы, становится полноправным ее членом.
Религия устанавливает единый нравственный кодекс в обществе. Если в обществе нет единого морального и идеологического подхода, то человек может попасть в неблагоприятную среду, где произойдет нарушение его развития. Этот единый моральный и мировоззренческий подход, который осуществляет религия, позволяет сгладить нравственные противоречия в обществе. Ведь не секрет, что воспитание в каждой семье происходит по-разному и что для одного является нравственным, для другого может представляться неприемлемым и отвратительным. Отсюда конфликт морали в обществе. Религия же устанавливает единую, признаваемую и почитаемую всеми основу нравственности и при решении конфликтов все согласны обращаться именно к ней (имеется в виду, конечно, религиозное общество).
Религия объявляет всех ее последователей братьями, и этот факт влияет на сглаживание национальных и иных противоречий в обществе.
Религия формирует определенную культуру общества, внедряет определенные образцы поведения.
Таким образом, специфика социологического подхода к изучению религии заключается в том, что ее предметом является не религия сама по себе во всем многообразии её содержательных и исторических форм, а роль и место этого феномена в жизнедеятельности общества. Социологи рассматривают религию как социальное явление (социальный факт), как одну из подсистем общества, им порожденную и оказывающую влияние на его жизнь и развитие, на сознание и взаимоотношения людей на разных уровнях – от индивидуального, межличностного до глобального, в масштабах всего человечества.
. Функции института религии
религия церковь государство духовный
Для понимания природы религии, ее места и роли в общественной жизни большое значение имеет описание и анализ тех функций, которые она выполняет в качестве социального института. В этом вопросе среди социологов нет полного единодушия, но, правда, нет и глубоких разногласий.
Характерной особенностью выполняемых религией функций в обществе является их латентный характер, так как явно или скрыто религиозный институт провозглашает цели и задачи, имеющие главным образом внутрирелигиозный смысл и значение. В христианстве, например, главной целью деятельности церкви объявляется спасение человечества от грехов, проповедь покаяния и смирения ради вечной загробной жизни и др. В буддизме главной целью религиозной деятельности объявляется "просветление" и освобождение от страданий через угашение страстей. Социологический анализ функций религии в обществе базируется на объективной позиции незаинтересованного наблюдателя, и благодаря этому становится возможным зафиксировать неявные, неосознаваемые самими верующими последствия их деятельности для общества и культуры
С социологической точки зрения можно выделить четыре основные функции религии в обществе:
) интегративную;
) регулятивную;
3) психотерапевтическую;
Первые две функции непосредственно относятся к деятельности религии в качестве института культуры, поскольку они присущи ценностям и нормам, входящим в содержание культуры как системы.
1. Интегративная функция религии была достаточно полно раскрыта Э.Дюркгеймом, который, изучая первобытные религии аборигенов Австралии, обратил внимание на то, что религиозный символизм, религиозные ценности, обряды и обычаи способствуют социальной сплоченности, обеспечивают устойчивость и стабильность первобытных обществ.
Интегративная функция религии выполняет важную стабилизирующую роль так как, во-первых, будучи институционализированной, официально признаваемой государством системой идей и ценностей, она своими действиями стремится сохранить и поддержать тот социальный порядок, частью которого она сама является; во-вторых, если иметь в виду современные общества, в которых действуют признанные мировые религии, то присущая им универсальная направленность, а также громадное воздействие на моральное сознание общества, его традиции, обычаи и нравы.
2. Регулятивная функции религии заключается в том, что она поддерживает и усиливает действие принятых в обществе социальных норм поведения, осуществляет социальный контроль, как формальный – через деятельность церковных организаций, могущих поощрять или наказывать верующих, так и неформальный, осуществляемый самими верующими в качестве носителей моральных норм по отношению к окружающим людям. Религия предписывает своим приверженцам определенные стандарты поведения, обусловленные господствующими религиозными ценностями. В любой религии обязательно существует весьма значительный компонент общечеловеческих ценностей и гуманных моральных норм, которые, например, предписывают верующему-христианину "возлюбить ближнего", уметь "прощать своих врагов", любить семью и детей, честно выполнять мирские обязанности и т.п. Такого рода моральные заповеди во многом совпадают с господствующими в обществе нормативами поведения, причем последние своим происхождением зачастую обязаны именно религиозной морали.
Эффективное действие регулятивной функции религии особенно ощутимо в тех случаях, когда воспитание и первичная социализация человека осуществляется под влиянием религиозных идей и ценностей. Имеется в виду не строго религиозное воспитание и образование, а включение религиозной морали и ценностей в воспитательный процесс в качестве одной из составных его частей. В таком случае в общественном поведении человека религиозные нормы и заповеди будут органически сочетаться с требованиями общественной морали. Передаваясь из поколения в поколение как один из существенных атрибутов семейного и общественного воспитания, религиозная традиция способствует нормативной регуляции поведения людей в обществе. Регулятивная функция религии поддерживается церковной организацией, особенно, если во главе ее стоят авторитетные священнослужители, пользующиеся уважением и признанием в обществе. Моральному авторитету церкви в современном обществе в значительной степени способствует ее миротворческая, и благотворительная деятельность, моральная и финансовая поддержка различных культурно-образовательных мероприятий.
3. Психотерапевтическая функция религии. Сферой ее действия выступает, в первую очередь, само религиозное сообщество. Давно было замечено, что различные религиозные действия, связанные с отправлением культа – богослужения, молитвы, ритуалы, обряды и т.п. – оказывают успокоительное, утешительное воздействие на верующих, придают им моральную стойкость и уверенность, предохраняют от стрессов. Этим объясняется тот факт, что к религиозной вере часто тянутся люди, пережившие личные трагедии, обремененные жизненными невзгодами, болезнями и т.п. Необходимо отметить, что и сам характер проведения культовых действий – совместные молитвы и песнопения, обрядовые и магические действия священнослужителей способны породить у верующих положительные эмоции. Возьмите, к примеру, обряд похорон. Уход из жизни близкого человека всегда трагичен для родных и друзей. Религиозный обряд похорон, отпевание, затем регулярно проводимые поминальные дни имеют своей целью ослабить у людей боль утраты, способствуют, кроме того, сплочению и взаимной поддержке людей.
Исключительно важна психотерапевтическая функция религии для индивида, ибо общественная жизнь, в силу ее чрезвычайной сложности, вызывает немало отрицательных эмоций и переживаний. Индивидуальные молитвы или участие в церковном богослужении, как правила, способны уравновесить психику индивида, придать ему чувство спокойствия и уверенности. В этом одна из причин сохранения религиозной традиции в современном индустриально развитом обществе, где общественно-трудовая деятельность человека подчинена формально-рациональным правилам поведения и требует большого психического напряжения.
Поэтому утрата религией центрального места в духовной жизни человека, оттеснение ее на периферию, что свойственно современному обществу, по мнению ряда ученых, могут иметь негативные последствия для человеческого сознания и психики. На это обстоятельство обращает внимание П. Бергер, считающий, что современный человек, отказываясь от религии, вынужден страдать от чувства "бездомности", одиночества. "Бездомным сознанием" называет он духовный мир современного человека, утратившего глубинные связи с окружающей его природой, космосом, которые обеспечивала ему религия.
. Коммуникативная функция, как и предшествующие, имеет значение, в первую очередь, для самих верующих. Общение развертывается для верующих в двух планах: в плане общения их с богом и "небожителями", и в плане их общения друг с другом. "Богообщение" считается высшим видом общения и в соответствии с этим общение с "ближними" приобретает характер второстепенности.
Важнейшим средством общения выступает культовая деятельность – богослужение в храме, общественная молитва, участие в таинствах, обрядах и т.п. Языком общения служит религиозная символика, священные писания, ритуалы. Результатом общения верующих, особенно "богообщения" является возникновение сложного комплекса религиозных чувств ¾ радости, умиления, восторга, восхищения и др., которые близки к эстетическим переживаниям, создают определенную положительную установку, формируют мотивацию верующих к общению. Общение верующих в мирской жизни, внекультовая деятельность также имеют ряд особенностей, связанных с тем, что верующий человек обязан подчинять свои земные интересы, чувства и стремления более значимым для него религиозным ценностям и заповедям.
Указанные четыре функции религии как социокультурного института носят универсальный характер, проявляются в любом типе религиозной практики. Однако в условиях современного индустриального общества, когда влияние религии на общественную жизнь значительно ослабло, отмеченные функции религия все же продолжают действовать, но менее эффективно, чем в предшествующие исторические эпохи. Утрата религией своего центрального места в культуре, воспитании, образовании и других сферах приводит к тому, что на одно из первых мест выдвигается ее рекреационная функция. Это означает, что религия все в большей мере начинает функционировать как социальный институт, имеющий своей задачей устройство отдыха и развлечения для людей. От обычных досуговых учреждений религия отличается тем, что эта ее функция является подчиненной, вспомогательной по отношению к четырем основным.
Стремясь модернизировать религию, священнослужители превращают храмовые постройки в модернистские архитектурные сооружения, проводят богослужение в форме живого общения с верующими, привлекая иногда для этой цели популярные молодежные рок группы. Современная церковь наряду с другими культурными учреждениями активно участвует в духовной жизни общества, поощряет развитие отдельных видов искусства, музыки, литературы, спорта. Досуговая деятельность церкви приобретает особую ценность для пожилых людей, страдающих от недостатка внимания со стороны общества.
Забота и внимание церкви к этой категории населения (в вашей стране эта деятельность церковных организаций так же получает распространение) безусловно, способствует сохранению ее авторитета и морального влияния в современном индустриальном обществе.
Реализуя эти функции не только на уровне индивидуального, но и коллективного сознания, религия выступает одной из форм самоорганизации общества и поэтому сохраняет свою значимость и в современном обществе.
. Религия в современном российском обществе
Реформы конца XX века привели к тому, что российское общество оказалось в глубоком кризисе: произошло резкое обнищание значительной части населения, сопровождающееся кризисом системы социального обеспечения и здравоохранения. На фоне указанных явлений развивается кризис ментальности, отказ от официальной идеологии Советского государства приводит к определенному вакууму, который каждый человек стремится преодолеть самостоятельно. Одной из форм преодоления становится религия, предоставляющая возможность заполнения образовавшейся идеологической пустоты.
Многочисленные исследования динамики религиозности показали, что на просторах всего постсоветского пространства проявляется бурный рост религиозности («религиозный ренессанс») и столь же интенсивное разрушение атеизма. Наиболее рельефно это проявляется в быстром росте числа религиозных объединений. Религиозные символы и сюжеты широко эксплуатируются для создания привлекательного имиджа и придания респектабельности.
Религия все чаще рассматривается как фундамент подлинной морали, незаменимое средство морально-нравственного возрождения России, реабилитационное средство в условиях социально-экономического кризиса и нестабильности.
В сложившейся социально-психологической ситуации быстро нарастает уровень доверия к церкви, к религиозным организациям, происходит процесс переориентации значительных масс населения с атеистического мировоззрения на религиозное или эклектическое, соединяющее в себе элементы веры и безверия. Чаще всего данный процесс связан не с глубоким осознанием «новыми верующими» сущности религиозных учений (они, как правило, их не знают), а с принятием внешних, нередко показных форм религиозной атрибутики (ношение крестиков, приобретение религиозных книг, икон, венчание, крещение детей, отпевание умерших и т.п.).
Среди причин роста религиозности в России есть временные, преходящие, связанные с особенностями переходного состояния общества, но и есть и глубинные, обусловливающие устойчивое воспроизводство религиозности на довольно высоком уровне. К числу первых можно отнести эффект психологического отталкивания от всего, что навязывалось советской системой в качестве «обязательных» убеждений. Многочисленная социальная база возникла вследствие массовой депривации населения, оказавшегося в результате социально-экономических преобразований «выбитым» из своих привычных социальных ячеек и не сумевшим эффективно вписаться в новую социальную реальность.
К 2009 году кроме Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации насчитывалось более 21500 официально зарегистрированных религиозных организаций, члены которых принадлежат к 49 различным религиозным направлениям. Существуют и такие религиозные группы, которые функционируют без государственной регистрации.
Наиболее интенсивно растет количество приверженцев нетрадиционных для России религиозных объединений и организаций: неохристианства, ориентализма (восточные религии), сциентизма и др. Наиболее активный интерес к нетрадиционным религиям проявляет молодежь в возрасте до 25 лет, главным образом учащиеся, студенты, а также научно-техническая, художественная интеллигенция, т.е. наиболее продвинутые группы общества, которые быстрее и тоньше других улавливают происходящие социальные перемены. Суть этих изменений состоит в переходе от индустриального к постиндустриальному информационному обществу, связанному с существенной индивидуализацией бытия человека. Требования же к верующим, предъявляемые традиционной церковью, не вполне согласуются с новой социальной и технологической реальностью. Поэтому сознанию современного образованного верующего наиболее адекватными оказываются индивидуализированные формы религий, которые предлагаются нетрадиционными вероучениями.
К сожалению, наряду с формами, апеллирующими к индивидуальному сознанию и опыту верующих, все большее распространение получают религиозные секты тоталитарного типа, чьи вероучения и особенно культовая (обрядовая) деятельность направлены на подавление в человеке индивидуального начала, растворение его сознания в коллективном сознании секты и в конечном итоге – полное подчинение личности верующего руководителям и вождям секты. Очевидно, рост численности такого рода организаций можно объяснить тем обстоятельством, что в современном обществе, наряду с процессом индивидуализации бытия человека, действует и тенденция массовизации социальной жизни, которая может превращаться в крайние формы коммунальности, позволяющие пренебречь человеком как индивидуальностью. Социальную базу подобных религиозных организаций составляют представители маргинальных групп, не сумевшие найти своего места в новой социальной реальности. Секрет успешности тоталитарных сект усматривают в умелом манипулировании основными потребностями человека: потребностью в общности, структурированности и значимости для окружающих. На развитие какого их этих двух начал – индивидуального или коммунального – в большей степени ориентирован конкретный индивид, зависит, в конечном счете, от множества факторов: национальных традиций, социальной микросреды, условий первичной социализации, влияния религии и т.п.
Н. Смелзера считает, что сегодня в развитых странах с христианской традицией наблюдается одно и то же явление: отчетливо возрастающий интерес к христианству и его конфессиональным разновидностям; как правило, он проявляется на уровне увлечения религиозной символикой и церковной атрибутикой, т.е. увлечение формой. В то же время на уровне содержания, т.е. вероучения, особенностей догматики такой интерес не является характерным. Наоборот, здесь пальма первенства у нетрадиционных форм религиозных организаций.
Говоря о качестве религиозности, отметим, во-первых, что под воздействием ситуации появляется категория примкнувших, «зачисливших» себя в религию под влиянием моды, которые поступили так потому, что это сейчас принято. В результате того, что слово «верующий» становится все более респектабельным, а слово «атеист» – неприличным, мы можем наблюдать, как атеизм очищается от тех, кто считал себя атеистом скорее из конформистских соображений, а вера замутняется, ибо к ней примыкают не только в связи с изменившимся мировоззрением, но и следуя новой моде.
Наметился разрыв между личной верой в Бога как состоянием сознания и культовым поведением как выражением этой веры. По результатам социологических исследований за 2008 год свою приверженность религии декларировали 40% россиян, при этом регулярно посещали богослужения не более 8%. Эти процессы отдаления верующих от религиозных институтов не в последнюю очередь связаны с многочисленными скандалами и чересчур активным участием церкви в мирских делах.
Опираясь на перечисленные выше тенденции и процессы, некоторые ученые и представители духовенства делают выводы о кризисе религии как социального института. Нам представляется, что правильнее говорить о модернизации религии под воздействием тех радикальных изменений, которые произошли при переходе от традиционного к постиндустриальному и информационному типу общества. Религия претерпевает значительные изменения под влиянием трансформаций, происходящих в других сферах российского социума. Одной из главных особенностей времени становится плюрализм, проникающий, в том числе, и в религиозное сознание. Духовный поиск общества определяет интерес не только к традиционным для России религиям, но и к совершенно новым религиозным движениям, частично пришедшим к нам из других стран, а частью возникшим на основе собственных религиозных организаций.
Практические задания
В Библии говорится, что все христиане – служители Бога и никто не выше и не ниже.
В НОВОМ ЗАВЕТЕ и раннехристианских писаниях нет упоминаниях о делении на прихожан и клир», – пишет профессор богословия Клетус Вессель. В одной энциклопедии говорится: «Постепенно возникло разделение между духовными лицами и паствой… На «рядовых» прихожан впредь смотрели как на людей темных и несведущих». Такое разделение закрепилось в III веке н.э. – спустя более 200 лет после Христа.
Я думаю, что церковь как бы стала отдельным государством в государстве. Церковь живет по законам Библии, государство – по Конституции, составленной чиновниками, хотя основой Конституции являются основные 10 заповедей Христа. Отделение класса духовенства предполагает, что служителем Бога может быть не всякий, а лишь тот, у кого есть особое призвание. Отделяясь от мирян, духовенство превозносит себя над нами. Об этом можно судить по громким религиозным титулам: «Ваше преподобие», «Ваше святейшество», «Владыко», «Ваше высокопреосвященство», «Равви»… Также отделение церкви от государства предполагает, что верующие перекладывают все, что связано с религией, на священников, довольствуясь лишь случайными посещениями в Храм. Однако все христиане должны осознавать «свои духовные потребности» и быть усердными исследователями Библии.
По моим ощущения, когда заходишь в Храм, то, как бы отделяешься от мира социума. Ты находишься наедине с Богом, а священник выступает в роли посредника. Поскольку духовенство финансирует себя за счет прихожан и материально зависит от них, у священников появляется искушение угодить людям своими проповедями, сглаживая библейское учение. При этом если плохо знаешь Библию, то можно легко войти в заблуждение проповеди, которое говорит священнослужитель, и даже быть использованным в корыстных целях. Раньше священники специально сжигали Библии, чтобы простой народ не знал слово Бога.
Сейчас, конечно, нет такого, но превосходство церкви над прихожанами присутствует, хотя и не так ярко.
И все таки, я считаю, что Россия является религиозным государством. На протяжении многих веков, когда была Русь православная, люди верили в Бога, без креста за порог не выходили. И хотя, на протяжении властвования Советской Власти запрещалось ходить в церковь, читать Библию, праздновать православные праздники, люди более старшего возраста сохраняли обычаи христианства, приучали детей и внуков жить по законам Библии. Конечно, взрослый человек сам выбирал, следовать ему по тому пути или другому, но социум побеждал, идеи общества были превыше всего.
Сейчас Россия возвращается к своим истокам, но поколений уже достаточно много выросло на идее коммунизма, допущено много ошибок, которые осознались и осознаются до сих пор.
Люди приходят в Храм, чтобы услышать слово Бога, услышать себя, и в этом им помогают именно священнослужители. Возвращаются те обычаи и праздники, которые были забыты на протяжении многих лет, люди стали слушать и слышат друг друга, проявлять заботу к ближним, со многим смиряться и прощать. Думаю, что люди стали бороться со своими желаниями, ведь столько всего случилось без Божьего слова, что народ просто устал от разных несчастий. Стали появляться ценности не материальные, а духовные. Но это только начало.
Я не думаю, что религиозность – следование моде. Когда человек реально начинает осознавать, что причинами его несчастий становиться незнание законов Библии и жизнь его становиться пустой и однообразной, то начинает задумываться, для чего и для кого он все это делал. Почему окружающие реагируют на него не так, как он бы хотел этого? Почему многое не получается? Именно на эти вопросы жизни дает ответы Библия. С помощью нее можно изменить себя, отношение к окружающим, быть более терпеливым к близким, принимать человека, какой он есть. Ведь как написано в Библии – мы все равны. Придерживаться законов Библии не является модным, ведь Библия развивает в человеке его духовные качества: любовь, искренность, здравомыслие, благоразумие, гостеприимство и многое другое. Интуитивно человек это понимает и направляется к этому, а знание законов делает его мудрым.
Список используемой литературы
1.Гараджа В.И. Социология религии. – М.: Аспект-Пресс, 1996.
2.Кравченко А.И. Социология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – Екатеринбург: Деловая книга, 1998.
.Митрохин Л.Н. Религиозная ситуация в современной России // Социс. – 2008. – № 11.
.Мчедлов М.П. О религиозности российской молодежи // Социс. – 2009. – № 6.
.Новикова Л.Г. Основные характеристики динамики религиозности населения // Социс. – 2008. – № 9.
.Осипова Е.В. Социология Эмиля Дюркгейма. – М.: Наука, 1997.
.Смелзер Н. Социология / Пер. с англ. Воскобойниковой С.В. – М.: Сфера, 2006.
.Яблоков И.Н. Социология религии / Под общ. ред. Гапочки М.П. и Гараджи В.И. – М.: ИНИОН РАН, 2007.