Меню
  • Главная
  • Новости
    • Cтатьи, культурология
  • Учебные материалы
    • Основные темы по культурологии
    • Студенческие работы
  • Редакция
    • Вопросы по культурологии
  • Архивы по культурологии

Софийский собор

Культурология
Подробнее о Культорологии: Скачать доклад

  • Вид работы: Доклад
  • Предмет: Культурология
  • Язык: Русский , Формат файла: MS Word 283,70 kb

Софийский собор

Софийский собор

Софийский собор

Софийский собор (1045-1050 гг.)

Софийский собор – одна из древнейших каменных построек Руси – был заложен князем Ярославом Мудрым, его сыном Владимиром и епископом Лукой как общегородской храм.

Этим объясняется его посвящение Софии – Премудрости Божией, грандиозные размеры, а также использование его южной галереи для захоронения выдающихся новгородцев – князей, епископов, посадников.

Уже в XIII столетии сложилось особое отношение к храму как к символу города: "Где святая София, там и Новгород"; оно получило дальнейшее развитие в начале XV века, когда центральный купол пятиглавия был вызолочен, а на кресте, укрепленным не нем, помещен свинцовый голубь, олицетворявший Святого Духа.

Как архитектурное сооружение Новгородский Софийский собор вполне совершенен. Византийские и киевские зодчие, возводившие его, сумели передать через эту главную и единственную в XI веке каменную постройку города сущность новгородского характера: сдержанность, граничащую с суровостью, масштабность помыслов и мощь. Новгородский собор Св. Софии отличается от своего предшественника – Киевского – большей компактностью объемов и строгостью форм, отчетливо выявленной вертикальной доминантой.

Первоначальное внутреннее убранство храма сохранилось лишь частично. В Мартирьевской паперти можно увидеть изображение Св. Константина и Елены, датируемое XI столетием и мало похожее на византийские фрески.

В XII веке Софийский собор был расписан полностью. Грандиозные, более трех метров в высоту, фигуры пророков в простенках центрального барабана, изображения святых и орнаментальные мозаики в алтарной части, выразительный полуфигурный деисус в южной галерее – это почти все, что сохранилось сегодня от былого великолепия.

В древности Софийский собор имел алтарную преграду, в которую входили сохранившиеся до сегодняшнего дня монументальные иконы, датируемые рубежом XI – XII в., – "Спас на престоле" (Музеи Московского кремля) и "Апостолы Петр и Павел" (Новгородский музей). Позднее, в XIV-XVI столетиях, в соборе был установлен высокий иконостас. Мерцание серебряных окладов, первозданная яркость красок икон из Успенского и Рождественского иконостасов притягивают взгляд и уводят его к высотам сводов и купола.

Сегодня войти в храм можно через северные двери. Но во время архиепископских служб открываются главные – западные врата. Они выполнены в немецком городе Магдебурге в XII веке.

В Новгород они попали как военный трофей из столицы Швеции Сигтуны. Это единственное в России произведение романской монументальной пластики было собрано в XV в. русским мастером Авраамом, поместившим свое изображение рядом с портретами немецких литейщиков Риквин и Вайсмут.

Звонница Софийского Собора

К юго-востоку от Софийского собора находится его звонница. Она возвышается над кремлевской стеной в виде пятипролетной арки. У подножия звонницы экспонируются пять монументальных колоколов, десять меньших по размерам были недавно возвращены в Новгород и находятся в Рождественском соборе Антониева монастыря. Они серьезно пострадали в годы Второй мировой войны.

Первые сведения о сохранившемся здании звонницы относятся к 1437 году, когда весенний разлив Волхова обрушил стену и "колокольницу". Через два года архиепископ Евфимий II на старом месте соорудил новую. Она неоднократно перестраивалась, так что только архитектурно-археологические исследования и изображения на древних иконах дают возможность представить ее первоначальный облик. Но любые перестройки не меняли сущности этого сооружения как главных звонов Новгорода.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru/

Похожие записи

Кардиналы

Культурология

Киевская школа иконописи

Культурология

Творчество Леонардо да Винчи

Культурология

Рубрики

  • Cтатьи
  • Архивы по культурологии
  • Вопросы по культурологии
  • Новости
  • Редакция
  • Социология как наука
  • Студенческие работы
  • Учебные материалы
  • Основные темы по культурологии

Последние статьи о культурологии

  • Культурная антропология
  • Теоретические подходы к пониманию природы культуры
  • Господство сократической философии
  • Георг Зиммель и Освальд Шпенглер
  • Противостояние культуры и цивилизации
  • Духовная культура
  • Культурно-исторический подход к культуре. Основные варианты культурно-исторической типологии
  • Данилевский
  • Тойнби
  • Общая концепция цивилизаций
  • Ясперс
  • Своеобразие архаической культуры (первобытно-синкретической)
  • Транзитивный контекст современной культурной политики
  • ТЕМА 2. Возникновение и становление культуры в первобытном обществе и древних цивилизациях
  • Культура Древней Греции и Дpевнегo Рима
  • Культура Западноевропейского Средневековья
  • Культура эпохи Возрождения и Нового времени до второй половины XIX века
  • ТЕМА 6. Своеобразие русской культуры в ее историческом становлении
  • ТЕМА 7. Цивилизация и культура XX века
  • Выполнение контрольной работы
  • Темы контрольных работ и рекомендуемая литература
  • Основные функции культуры
  • Понятие «Культура»
  • Основные культурологические школыКультурно-исторические типы Данилевского
  • Особенности концепции Тойнби
  • Осевое время в концепции Ясперса
  • Культура в концепции З.Фрейда
  • Понятие культуры как символ в концепции Кассирера
  • Элитарная и массовая культура



© 2011 - 2021 Copyright :: Культурология / карта сайта | культура
При копировании материалов с сайта обратная активная ссылка обязательна.