- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 339,92 Кб
Сохранение и развитие самосознания малых этнических групп в Казахстане
Сохранение и развитие самосознания малых этнических групп в Казахстане
Введение
национальный казахстан этнический самосознание
Актуальность темы.
На современном этапе остро встает вопрос изучения государственного языка в Республике Казахстан. Утверждена «Государственная программа развития и функционирования языков в РК на 2011-2020 годы» «Назрела необходимость гармоничной языковой политики, обеспечивающая полномасштабное функционирование государственного языка как важнейшего фактора укрепления национального единства при сохранении языков всех этносов, живущих в Казахстане. «Мы должны приложить все усилия для дальнейшего развития казахского языка, который является главным фактором объединения всех казахстанцев. В то же время необходимо создать благоприятные условия, чтобы представители всех проживающих в стране народностей могли свободно говорить, обучаться на родном языке, развивать его. В Доктрине национального единства государственный язык определен ключевым приоритетом, главным фактором духовного и национального единства. Овладение им должно стать долгом и обязанностью каждого гражданина Казахстана, стимулом, определяющим личную конкурентоспособность и активное участие в общественной жизни. Мы считаем, что изучение государственного языка народам ,проживающим на территории Республики Казахстан необходимо начать с овладения родного языка, с развития его языкового самосознания с рождения.
Цели и задачи работы.
1. На основе комплексного изучения имеющихся источников по проблеме «Сохранения и развития самосознания малых этнических групп в Казахстане» возникла необходимость изучить удовлетворение образовательных запросов представителей отдельных этносов( башкир, латышей, поляков, азербайджанцев, армян) и разработать Региональную Программу Малой Ассамблеи Казахстана.
Поставленная нами цель предполагает решение следующих задач:
изучить и подобрать достоверные факты развития национального самосознания
исследовать этнопсихологические особенности этносов
провести сравнительный анализ сохранения национальной идентичности в СШ №12 г. Житикары, Костанайской области и Республики Казахстан.
разработать программу центра национальных культур в Житикаринском районе.
определить факторы, влияющие на развитие и сохранение национального самосознания малых этнических групп в Казахстане.
показать приоритетность развития государственного языка как важнейшего фактора укрепления национального единства ,направленное на полноценное удовлетворение духовно-культурных и языковых потребностей граждан
Методы решения поставленных задач.
Для изучения темы «Развития и сохранения национального самосознания малых этнических групп в Казахстане» применялся логический метод: исследованы материалы об особенностях национального самосознания ,особенностях национальной психологии .
С целью изучения данной темы нами были проведены сравнительный анализ и обработка статических данных. На основании этого был подготовлен наглядный материал (таблицы, диаграммы)
В ходе работы были проведены: интервьюирование родителей, социологический опрос учащихся школы, принадлежащих к малым этническим группам. Приведены статистические данные численности малых этнических групп в Казахстане, Костанайской области, в Житикаринском районе, также численность лиц данных национальностей в процентах ко всему населению по Республике Казахстан, уровню владения родным языком данных этнических, где дети занимают от одного до тридцати восьми процентов всего населения. На наш взгляд. для повышении престижа употребления государственного языка, повышения востребованности государственного языка необходимо создать условия для сохранения языкового многообразия в Казахстане.
Источниками научной работы явились «Конституция Республики Казахстан», « Государственная программа развития и функционирования языков в РК на 2011-2020 годы», «Итоги переписи населения 1999 года по Костанайской области.» Том 1. Агентство Республики Казахстан -Национальный состав, вероисповедание и владение языками в Республике Казахстан, «Итоги переписи населения Республики Казахстан 2009 года». Том 1. Агентство Республики Казахстан. «Национальный состав, вероисповедание и владение языками в Республике Казахстан» и работы авторов об особенностях национального самосознания и национальной психологии, указанные в списке использованной литературы.
Структура научной работы.
Научная работа состоит из 2 глав; Первая глава – «Национальное самосознание – единство объективного и субъективного» и двух параграфов: диалектическое развитие национального самосознания (стр. 9-13),особенности национальной психологии и этнопсихологии семейных отношений (стр. 14-17); Вторая глава – «Исследование малых этнических групп по национальному составу в разрезе Костанайской области, Житикаринского района, Житикаринской средней школы №12» (стр. 18- 21), заключения (стр. 22) и списка использованной литературы (стр. 23-24),Приложения: – Региональная Программа центра национальных культур (стр. 31-33),таблиц (стр. 34-36) , диаграмм (стр. 38-40),таблиц и диаграмм (стр. 41-45).
Глава I. Национальное самосознание – единство объективного и субъективного
1.1 Диалектическое развитие национального самосознания
Национальное самосознание – это не только осознание людьми своей принадлежности к определенной нации, ее интересов и отношений с другими нациями, но и разумное понимание ими своего реального национального бытия. Из совокупности национальных чувств, образующих национальное самосознание, прежде всего, необходимо выделить такие как: чувство национальной принадлежности, чувство национальной культуры, чувство национального языка, чувство национального достоинства. (табл.1стр.34;т.д №1,2 стр.40-41)
Национальное самосознание-совокупность взглядов, оценок, мнений и отношений, выражающих содержание и особенности представлений членов национальной общности о своей истории, современном состоянии и перспективах развития, а также о месте среди аналогичных общностей и характере взаимоотношений с ними.
Национальное самосознание – есть осознание людьми своей принадлежности к определенной социально-этнической общности, осознание положения своей нации в системе общественных национальных интересов, взаимоотношений с другими социально-этническими общностями, проявляющихся в идеях, чувствах, стремлениях.
Сознание этнической принадлежности, любовь к родному языку, культуре, гордость за героическое прошлое народа, забота о расцвете своего края, – эти структурные компоненты национального самосознания находятся в постоянном диалектическом развитии. Сохраняя свою сущность, они в условиях зрелого социализма наполняются высоким содержанием, большой глубиной. Развитие национального самосознания характеризуется двумя тенденциями: с одной стороны, оно формируется в ходе изучения, усвоения и сохранения всего ценного, накопленного своим народом в прошлом, а с другой стороны – в процессе обогащения вновь приобретенными ценностями.
Национальное самосознание тесно связано взаимодействует с национальными чувствами, которые непосредственно выражают особенности жизни данной нации или народности, а национальное самосознание, которое выступает опосредствованно, усиливает, делает более осознанным и национальные чувства. Их сердцевину составляет патриотизм
Формирование и рост национального самосознания – прогрессивное явление, закономерный, объективный процесс. Но при этом недопустимо чрезмерное выпячивание тех или иных аспектов национального самосознания с тем, «чтобы естественная гордость за достигнутые успехи не превращалась в национальную кичливость или зазнайство, не порождала тенденцию к обособленности, неуважительного отношения к другим нациям и народностям». Национальное чувство, имея тесную связь с национальным самосознанием легко ранимо.
В структуре выделяются следующие компоненты:
национальная самоидентификация
представление об этноконсолидирующих и этнодиффференцирующих
признаках;
самовосприятие и самоотношение
национальные чувства и настроения
национальные стереотипы
К этноинтегрирующим признакам национального самосознания относятся «этническая самоидентификация», ее уровень. Она включает следующие компоненты структуры этнического самосознания:
осознание тождественности со своим этносом;
сознание собственных этнопсихологических особенностей;
осознание себя субъектом своей этнической общности, т.е. представителем своего этноса
К этнодифференцирующим признакам относятся:
этноним (самоназвание)
происхождение и историческое прошлое своего этноса;
этническая территория;
язык;
религия и культура;
экономика
антропологические и этнопсихологические особенности (психический склад, обладающий наибольшей статичностью; он включает национальный характер, национальный темперамент), специфические особенности направленности личности (моральные убеждения, ценностные ориентации, взгляды, идеалы); способности, специфичные для этноса.
Значимый элемент национального самосознания – национальные чувства и настроения. Они составляют эмоционально-окрашенные отношения людей к своей этнической общности, к ее интересам, к другим народам и их ценностям. Этот важный элемент национального самосознания включает в себя также различные эмоциональные реагирования на то или иное внешнее явление или событие. Таким образом, в национальных чувствах отражаются ценностные отношения субъекта к объекту. Национальные чувства могут иметь позитивный и негативный оттенок. К чувствам с положительной окраской относятся: национальная гордость, патриотизм, любовь к своему народу, чувства дружбы и братства по отношению к другим народам… Негативный оттенок обретают следующие чувства: состояние отчужденности по отношению к другим народам, национальное превосходство. Кроме того, в национализме, шовинизме, в расовых предрассудках могут проявляться национальные чувства с негативной окраской.
Национальные чувства и настроения являются не только одним из элементов национального самосознания, но и пронизывает все целостное психическое образование. Здесь играет не только осознанное, но и бессознательное играет большую роль.
Национальное чувство – это сложный комплекс многосторонних, направленных не только на свой собственный, но и на другие народы специфических проявлений человеческой психики, изменяющихся в зависимости от характера общественного бытия, выражающийся в переживаниях человека.
«Национальное самосознание есть великое дело, но когда самосознание народа переходит в самодовольство, а самодовольство доходит до самообожания, тогда естественный конец для него есть самоуничтожение».
Национальное самосознание,- считает К.Л. Корнеев, – задано каждому человеку, вступающему в жизнь, который как бы просыпается в его лоне сообразно конкретно историческим условиям. ( В этой связи прав был Л.Н Гумилев, подчеркивая, что каждый человек является не только представителем социума, но и этноса). Оно, на наш взгляд, не только сугубо индивидуализировано, но существует и надличностно, как качественно особое психическое образование, представленное совокупностью прошлых современных факторов. Поэтому в нем зафиксированы и обладают действенной силой национальные традиции.
Жизнь наций, национальная жизнь – есть неразрывная связь с предками и почитание их заветов.
Каждая нация имеет свое национальное сознание, выражающееся в сложной совокупности социальных, политических, экономических, нравственных, эстетических, философских, религиозных и других взглядов и убеждений, характеризующих определенный уровень ее духовного развития. Национальное сознание является продуктом длительного исторического развития, а его центральным компонентом выступает национальное самосознание. В структуру национального сознания, помимо последнего, входят и другие элементы, например осознание нацией необходимости своего единства, целостности и сплоченности во имя реализации своих интересов, понимание важности обеспечения добрососедских отношений с другими этническими общностями, бережливое отношение нации к своим материальным и духовным ценностям и т.д.
Формами общественного сознания являются наука, философия, мораль, право, религия, культура.
Национальное самосознание, являясь ядром национального сознания, представляет собой результат осмысления людьми своей принадлежности к определенной этнической общности и положения последней в системе общественных отношений. Национальное самосознание может выражать интересы как отдельной группы этноса (западные и восточные буряты, северные и южные удмурты), так и нации в целом (русские, французы). В основе проявления национального самосознания лежит феномен этнической идентификации (этничности), т.е. формирования устойчивых представлений человека о себе как о члене конкретной этнической группы.
Национальное самосознание проявляется в идеях, взглядах, мнениях, чувствах, эмоциях, настроениях и выражает содержание, уровень и особенности представлений членов нации:
1 о своей определенной идентичности и отличиях от представителей других общностей;
2 национальных ценностях и интересах;
3 истории нации, ее нынешнем состоянии и перспективах развития;
4 месте своей социально-этнической общности во внутригосударственных, межгосударственных и межнациональных отношениях.
Интенсивность проявления национального самосознания у отдельных представителей этнической общности далеко не одинакова. Частично или полностью им не обладают дети. У взрослых членов этноса, как правило, оно ослаблено в тех случаях, когда они не имеют контактов с представителями других народов. В таком положении чаще всего оказываются сельские жители, у которых может преобладать локальное или региональное самосознание.
Национальное самосознание может играть двоякую роль. Оно, с одной стороны, может носить прогрессивный характер, если не абсолютизирует свою общность, не считает ее «сверхценностью», обеспечивает нормальное отношение к другим народам. И, наоборот, национальное самосознание регрессивно, если оно сводится к узким рамкам клановых, религиозно-националистических, идейно-политических взглядов. Вспышки последней тенденции имеют место в различных регионах и республиках бывшего СССР. Конфликты и вооруженная борьба в Нагорном Карабахе, Южной Осетии, Грузии, Таджикистане, война в Чечне – подтверждение той же тенденции.
1.2 Особенности национальной психологии, этнопсихология семейных отношений
Роль и значение этнической психологии все более возрастают на современном этапе развития нашего государства. В сегодняшних условиях развала прежних национальных отношений, разногласий между населяющими страны СНГ этническими общностями, небывалого роста национального самосознания ее народов изучение и учет закономерностей проявления и функционирования национально-психологических особенностей людей, определяющихся национально специфическими потребностями, интересами, ценностными ориентациями и кардинально влияющих на все стороны жизни и деятельности народов, их взаимодействия и сотрудничества, приобретают новый важный смысл, требуют приоритетного внимания со стороны всех категорий населения . В этих условиях этнопсихология должна развиваться не спонтанно и хаотически, а целенаправленно и закономерно, на основе устойчивых представлений о ее сущности и источниках развития, в соответствии с потребностями общества, политических, экономических и других отношений, в результате взаимных усилий и исследований представителей многих отраслей знаний.
Особый интерес всегда вызывали национальные и межнациональные аспекты духовной жизни многочисленных народов нашего государства.
Само же решение вопросов национального строительства, проблем межнациональных отношений, правильное осмысление различных форм взаимодействия и взаимного проникновения национальных культур, своеобразия поведения представителей конкретных этнических общностей всегда требовало изучения особенностей национальной психологии людей, которая опосредует все формы межнациональных отношений. От правильного ее учета зависят и укрепление связей между народами, их взаимопонимание, дружба и сотрудничество.
Каждый народ имеет «свой патриотизм», свою психологию, которые проявляются в конкретных делах его представителей.
Каждый народ представляет такое соединение людей, которые схожи между собой по степени умственного и нравственного развития. Национальный характер есть некоторая итоговая сумма проявления разных качеств представителей того или иного народа, которые не наследственны, а результат исторического развития и форм его повседневного бытия.
Особую роль в жизни любого этноса играют ее национальные интересы. В основе национальных интересов лежат ценности нации людей одной этнической принадлежности. Обеспечивают окончательную выраженность жизни нации ее культура и язык. Их действия и поступки реализуются под воздействием национальной самооценки. В последней сочетается оценка личностью своих возможностей и качеств, своей роли в этнической общности с оценкой значимости нации в целом среди других народов. При неудовлетворенности своей значимости возможен поиск самого себя и повышения своей самооценки на исторической Родине. Может поэтому так много среди представителей малых этнических групп мигрантов.(табл.№2 стр. 35)
Чувство национального достоинства – это внутреннее переживание людьми ценности, значимости и самобытности собственной нации в сообществе разных народов безотносительно к каким бы то ни было критериям оценок.
Национальная гордость – это патриотические чувства любви к своей родине и народу, осознание своей принадлежности к определенной нации, выражающееся в понимании общности интересов, национальной культуры, языка и религии.
Национальная гордость выражается:
в стремлении нации способствовать всемерному развитию своих традиций, языка, материальной и духовной культуры;
готовности давать отпор тем, кто посягает на свободу и независимость нации, неуважительно относится к ее культуре и ее представителям.
Понятие национальной гордости близко по значению понятиям патриотизма и любви к Родине. Оно проявляется в виде социальных чувств, нравственных и политических принципов. Содержанием патриотизма являются любовь к Отечеству, преданность Родине, гордость за ее прошлое и настоящее, готовность служить интересам Родины и защищать ее от врагов.
Отдельные элементы патриотизма в виде привязанности к родной земле, языку, традициям и обычаям своего народа начали формироваться еще в глубокой древности. Каждый человек имеет представление о чувствах национальной гордости и патриотизма, поскольку в любой культуре, у любого народа их формирование занимает важное место в воспитании всех поколений.
Психологическая наука в целом всегда придавала особое значение изучению важнейшей ячейки человеческого общества – семьи. Естественно, не может обойти ее вниманием и этнопсихология.
В нашем полиэтническом государстве межнациональные браки – распространенное явление, поэтому необходимо осмысливать психологические особенности людей в разноэтнической семье. И привлекательность такого рода браков, как показывают отдельные исследования, достаточно высока.
Как свидетельствуют специальные исследования и практика, в семье закладываются основы отношений личности к представителям других этнических общностей, и от того, какими будут эти отношения, зависит очень многое в жизни людей. Именно в семье уже с малого возраста человек становится носителем традиций и привычек, социальных и нравственных ценностей той нации, к которой он принадлежит. Когда мы имеем дело с семьей многонациональной, этот процесс происходит далеко не однозначно.
История знает немало примеров, когда этнические общности, находясь на трудных этапах своего развития или будучи достаточно древними, по происхождению, использовали межнациональные браки для пополнения или укрепления своего генетического потенциала, чтобы выжить или набрать новые силы для последующего развития. Можно, конечно, снисходительно и с юмором относиться к этой проблеме, однако она не такая простая, какой кажется на первый взгляд, поскольку этнические корни так или иначе сказываются, проявляются и иногда становятся источником человеческих трагедий.
Каждая этническая общность вырабатывает свои собственные представления о том, какими должны быть эти характеристики и стремится поддерживать их в национальном сознании, традициях, поступках и отношениях представителей своего народа.
Этот процесс достаточно сложен. Он осуществляется по своим собственным законам у каждой этнической общности и разбивается на ряд последовательных этапов, включающих:
) первичное знакомство с семейной жизнью, ее психологией и формирование общих представлений о ней, особенно, если вступающие в брак являются представителями разных этнических общностей;
) формирование взглядов на свою семью как многонациональную;
) реализацию собственных представлений о многонациональной семье в браке;
) накопление опыта семейной жизни в рамках многонациональной среды;
) дальнейшее совершенствование семейных отношений в процессе закрепления супружеских уз.
При этом первостепенное значение получают динамика развития супружеских отношений и их национальная специфика.
Глава 2. Исследования малых этнических групп по национальному составу в разрезе Костанайской области, учащихся Житикаринского района, средней школы №12 г. Житикары
Человек- субъект сознания и самосознания. Первое предшествует возникновению второго. Если сознание направлено на осознание всей природы и общественных явлений, то самосознание преследует цель осознавать общество и самого себя, т. е. направленно во внутрь себя. Носителями самосознания выступают не только отдельная личность. Но и классы, этнические группы, нации.
Чувство принадлежности человека к своей этнической группе – это важное значение в жизни каждого человека, поскольку, осознавая себя членом какой-либо этнической группы, человек приобретает чувство психологического равновесия. Члены своей этнической группы представляются ему близкими людьми, ему комфортно, так как он ощущает психологическую поддержку. Такое проявление этнического самосознания часто наблюдается у переселенцев, покинувших свою этническую территорию и находящихся среди представителей другого этноса. Для них чувство одиночества и неуверенности, возникающие в окружении другого этноса, компенсируется осознанием того, что они не одиноки в мире и принадлежат к определенной этнической группе (т.д..№3,4 стр.42-43)
Позитивная этническая идентичность заключается в удовлетворенности человека своим членством в этнической общности, в желании принадлежать ей, гордиться за достижения своего этноса.
Анализируемая нами проблема имеет большую перспективу, так как она востребована естественной жизнью людей, значит она вечна. В настоящее время установлено, что национальное самосознание молодого поколения деформировано, ассимилировано и неоднородно .
«Сегодня во весь голос должна прозвучать деятельность Ассамблеи Народов Казахстана, по возрождению национальных центров, национальных традиций особенно в малых городах и селах по воспитанию добрых традиций народа».
Дом Дружбы Народов в Костанае, объединил 16 национально-культурных центров области. Среди них такие центры как башкирский, белорусский, азербайджанский, молдавский, польский, армянский относятся к малым этническим группам Казахстана, так как по отношению к крупным этническим группам как казахский и русский они составляют менее 1% (схема стр.37).
Например, по данным социологического исследования из 27 учащихся башкирской национальности Житикаринского района ни один не знает родной язык. Это будущее поколение, не имеющее ни национального чувства, ни национальной гордости, не сохранившее самое ценное передающееся из поколения в поколение обычаев, традиций, языка. Поэтому по «Итогам переписи населения за 1999 год по Костанайской области» как национальность они существуют, но как этнос также как армяне, латыши, молдаване они уже не существуют, и относятся «к другим национальностям».(т.,д..№5,6 стр.44-45) Без языка нет – нации, этноса. Такой человек не сможет бережно отнестись к другой культуре, другому народу. Поэтому в этнопсихологии появились такие новые понятия как этнонигилизм (полное отрицание этничности), амбивалентная этничность (невыраженной этнической идентичностью, который чаще всего распространен в смешанной этнической среде), манкуртизм (историческое беспамятство), маргиналы (дети от смешанных браков, находящиеся в психологическом дискомфорте и стоящие между дилеммой соотнести себя культурой отца или матери). И тип «пришельца»- неофита (не имеют наследственных корней в соответствующей этнической культуре, она не составляет их внутреннего духовного достояния).
Насколько развита «этническая идентичность» т.е. «чувство принадлежности человека к своей этнической группе учащихся средней школы № 12?
По данным статистики оказалось из принадлежащих к малым этническим группам: башкир- 3, белорусов-9, азербайджанцев-2, молдаван-2, поляков -1, армян-2, латышей – 1. (диагр.№1,2 стр. 38-39)
Им были заданы такие вопросы: (табл. №3 стр.36)
№ | вопросы | да | нет | равнодушен |
1 | Считаете ли вы себя представителем своей нации | 100% | ||
2 | Знаете ли вы какие-либо исторические события, национальных героев своего народа | 100% | ||
3 | Соблюдаются ли в вашей семье национальные традиции | 10% | 90% | |
4 | Знаете ли, свой родной язык | 100% | ||
5 | Имеете ли желание изучать свой родной язык | 96% | 2% | 2% |
У данных учеников остались только этнопсихологические особенности. Такие. как: психический склад ума, который включает и национальный характер, и национальный темперамент. Остались специфические особенности направленности личности, такие как моральные убеждения, ценностные ориентации, взгляды, способности, специфичные для этноса. Но как этнос будущее его поколение уже через 10 лет перестанет существовать. С целью сохранения языковой культуры у родителей данных учащихся было проведено интервью: Хотите ли Вы, чтобы Ваш ребенок знал родной язык? .Ответ: 100% -Да.
Поэтому, на мой взгляд, каждый национальный центр должен не только вести информационную деятельность по изучению обычаев и традиций, но и обучению родному языку, так как доминантой для существования этноса, национального самосознания является язык. А с возрождения этноса начинается духовность, нравственность каждого человека.
Мы предлагаем в каждой школе открыть центр национальных культур, где каждый ученик может познакомиться с культурой окружающих его людей. Наша Программа направлена на развитие поликультурной, духовно-нравственной личности, которая указывает на основное направление на организацию активной деятельности учащихся по изучению фольклора разных культур, изучению прогрессивных традиций каждого народа, формированию национального менталитета, мировоззрения, воспитания патриотизма к малой родине и Родине – Республике Казахстан
Заключение
Богатством нашей Родины являются межнациональное согласие, этническое, конфессиональное, культурное, языковое многообразие всех народов , проживающих на территории Республики Казахстан.
Научная работа Фрицлер Надежды ученицы 10б СШ №12 г.Житикары носит исследовательский характер. Актуальна и имеет большую практическую значимость для инновационных школ, вносит свой вклад для усиления патриотического воспитания молодежи и толерантного отношения друг к другу. Это исследование помогает государству в активизации работы малых Ассамблей, действующих на региональном уровне. Поднимает проблему языкового образования национальных меньшинств нашей национальной страны.
Данная работа помогает преодолеть важнейшие личностно – значимые проблемы каждого этноса, проживающего на территории Республики Казахстан.
Сохранение и развитие самобытности, национального сознания является целью Ассамблеи народов Казахстана. Поэтому необходимо рассмотреть ресурсы и возможности деятельного участия в разработке и осуществлении национальных меньшинств. Этим ресурсом является наша Программа Региональной Ассамблеи, которая должна представлять интерес для национально – культурных центров и педагогов в духовно – нравственном воспитании поликультурной личности.
.Программа Региональной Малой Ассамблеи
. Таблицы
.«Социологический опрос учащихся СШ №12».
2. "Численность лиц данной национальности в % ко всему населению по Республике Казахстан».
. «Национальный состав (прирост, уменьшение) по Республике Казахстан».
ПРОГРАММА
Региональной Малой Ассамблеи
Цель: 1. Удовлетворение образовательных запросов всех этносов.
.Подготовка молодого поколения всех этносов к жизни в полиэтническом социуме.
Задачи:
глубокое овладение культурой своего народа.
формирование представления о многообразии культур в Республике
Казахстан.
воспитание позитивного отношения к культурным различиям, способствующим самореализации отдельной личности.
создание условий для интеграции молодежи в культуры других народов.
развитие умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями различных культур.
воспитание в духе мира, этнотолерантности,
воспитание к истории и культуре других народов.
формирование осознанных позитивных ценностных ориентаций личности по отношению к культурному наследию Казахстана.
Принципы:
. Этнокультурная направленность образования.
. Этнопедагогизация образовательного процесса.
. Диалог культур.
Национальные центры | Мероприятия в течение года | Срок |
Русский Казахский Украинский Белорусский Узбекский Башкирский Азербайджанский Татарский Корейский Немецкий Армянский Цыганский Латвийский Таджикский Грузинский | 1. Сбор информации по определенному культурному центру (Графическое положение, исторические данные). 2.Открытие Регионального Интернет – сайта национально – культурных центров. 3. Кружок «Родной язык» (каждый национально-культурный центр ведет обучение родному языку) 4. Кружок «Национальные узоры». (Под руководством родителей). 5. Создание клуба интернациональной дружбы. Переписка с учащимися, проживающими на исторической родине. Приобретение новых друзей (Региональный интернет – клуб). 6. Культурное наследие всех национальностей. «Мое отношение к сохранению памятников». (Поиск информации об исторических памятниках. Оформление стенда). 7. Подготовка к инсценированию национального праздника. 8. «Праздник символов Отечества» игра – путешествие по странам центров культур. 9. .Путешествие по малой Родине (заповедные места, национальное достояние центров). Создание видеоальбома (фотоальбома) 10. Жизнь замечательных людей. (Национальные герои, выдающиеся личности центра. Выставка художественных /фотоальбомов. 11. Фестиваль всех центров. 12. .Выставка работ кружка «Национальные узоры» (Совместная деятельность родителей , детей, членов нац-х центров). 13. Всех на джайлау приглашает казахский центр (Совместный отдых родителей, детей, членов нац-х центров). | сентябрь октябрь в теч.года в теч.года в теч. .года ноябрь декабрь январь февраль март апрель май |
Ожидаемый результат:
Учащиеся улучшат знания в формировании культурно-межличностных отношений, которая представляет собой совокупность мировоззренческих, нравственных, эстетических ценностей нашего общества, взаимообогащающихся и творчески развивающихся в процессе общения представителей различных наций. Окажет влияние на духовную жизнь социальных групп, ее психологическое содержание, положительное влияние на межнациональные отношения.
Таблица 1 Численность лиц данной национальности в % ко всему населению по Республике Казахстан.
№ | национальности | 1970 | 1979 | 1989 | 1999 | 2009 |
1 | Азербайджанцы | 0,3 | 0,3 | 0,4 | 0,5 | 0,5 |
2 | Армяне | 0,1 | 0,1 | 0,2 | 0,1 | 0,1 |
3 | Башкиры | 0,2 | 0,2 | 0,3 | 0,2 | 0,1 |
4 | Белорусы | 1,5 | 1,3 | 1,2 | 0,8 | 0,4 |
5 | Латыши | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
6 | Молдаване | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 0,1 | 0,1 |
7 | Поляки | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,2 |
Данные «Итоги переписи населения Республики Казахстан 2009» (национальный, вероисповедание и владение языками в Республике Казахстан – www.Yandex.kz)
Таблица №2. Национальный состав (прирост, уменьшение) по Республике Казахстан.
№ | национальности | 1970 | 1979 | 1989 | 1999 |
1 | Азербайджанцы | 27685 | 12052 | -3595 | 6967 |
2 | Армяне | 962 | -246 | -4682 | -986 |
3 | Башкиры | -4237 | -15314 | -23797 | -5984 |
4 | Белорусы | -131954 | -115345 | -111849 | -45448 |
5 | Латыши | -3159 | -3195 | -2158 | -693 |
6 | Молдаване | -11745 | -15997 | -18107 | -5217 |
7 | Поляки | -27328 | -27049 | -25264 | -13245 |
Данные «Итоги переписи населения Республики Казахстан 1999» (национальный, вероисповедание и владение языками в Республике Казахстан – том 1 Алматы 2001,за 2009 данных нет)
Таблица №3. Социологический опрос учащихся СШ №12
№ | вопросы | да | нет | равнодушен |
1 | Считаете ли вы себя представителем своей нации | 100% | ||
2 | Знаете ли вы какие-либо исторические события, национальных героев своего народа | 100% | ||
3 | Соблюдаются ли в вашей семье национальные традиции | 10% | 90% | |
4 | Знаете ли свой родной язык | 100% | ||
5 | Имеете ли желание изучать свой родной язык | 96% | 2% | 2% |
Количество респондентов, относящихся к малым этническим группам- 21 схема
Диаграмма № 1
Диаграмма №2
Таблица, диаграмма №1. Национальный состав по Республике Казахстан, принадлежащих к алым этническим группам.
№ | национальности | 1970 | 1979 | 1989 | 1999 | 2009 | ||||||
1 | Азербайджанцы | 57607 | 73240 | 88887 | 78325 | 85292 | ||||||
2 | Армяне | 12814 | 14022 | 18458 | 14762 | 13776 | ||||||
3 | Башкиры | 21500 | 32577 | 41060 | 23427 | 17263 | ||||||
4 | Белорусы | 198430 | 181821 | 178325 | 111924 | 66476 | ||||||
5 | Латыши | 4282 | 4318 | 3281 | 1816 | 1123 | ||||||
6 | Молдаване | 15990 | 30242 | 32352 | 19462 | 14245 | Поляки | 61385 | 61106 | 59321 | 47302 | 34057 |
всего | 372008 | 400026 | 421684 | 297018 | 232232 |
Таблица, диаграмма №2. Национальный состав по возрасту от 0-19 лет по Республике Казахстан.
№ | национальности | 1999 | 2009 | Разница в % |
1 | Азербайджанцы | 34888 | 31200 | 0,8 |
2 | Армяне | 7532 | 3826 | 51 |
3 | Башкиры | 6383 | 3572 | 56 |
4 | Белорусы | 22067 | 10141 | 46 |
5 | Латыши | 409 | 190 | 46 |
6 | Молдаване | 5280 | 2947 | 56 |
7 | Поляки | 12902 | 7178 | 56 |
Данные переписи только за 1999, 2009 годы
Таблица, диаграмма №3 Национальный состав населения Костанайской области.
№ | Национальности/годы | 1970 | 1979 | 1989 | 1999 |
1 | Азербайджанцы | 668 | 1457 | 4570 | 3619 |
2 | Армяне | 722 | 1017 | 1765 | 1938 |
3 | Башкиры | 3367 | 7418 | 10478 | 5435 |
4 | Белорусы | 38141 | 35514 | 35404 | 25018 |
5 | Латыши | 306 | 340 | 296 | 205 |
6 | Молдаване | 3234 | 4427 | 4807 | 3302 |
7 | Поляки | 2842 | 2786 | 2853 | 2357 |
Итоги национальной переписи за 2009г – данных по Костанайской области нет.
Таблица, диаграмма №4 Национальный состав населения по Житикаринскому району Костанайской области.
№ | Национальности/1999 | Всего населения | В % к общей численности населения | Из них дети в возрасте от 0-19лет |
1 | Азербайджанцы | 98 | 0,17 | – |
2 | Армяне | 65 | 0,12 | – |
3 | Башкиры | 422 | 0,75 | 127 |
4 | Белорусы | 1542 | 2,73 | 330 |
5 | Латыши | 20 | 0,09 | – |
6 | Молдаване | 232 | 0,53 | 50 |
7 | Поляки | 131 | 0,22 | 18 |
Таблица, диаграмма №5. Население по национальности и владению родным языком по Республике Казахстан
№ | национальности | Всего за 2009 | Язык своей национальности | % | Язык другой национальности | % |
1 | Азербайджанцы | 85292 | 62645 | 73,7 | 22647 | 26% |
2 | Армяне | 13776 | – | – | – | – |
3 | Башкиры | 17263 | – | – | – | – |
4 | Белорусы | 66476 | 8657 | 13 | 57819 | 87% |
5 | Латыши | 1123 | – | – | – | – |
6 | Молдаване | 14245 | – | – | – | – |
7 | Поляки | 34057 | 3160 | 9,3 | 30897 | 90,7% |
Другие национальности | 157215 | 61221 | 38 | 95994 | 61% |
Армяне, башкиры, латыши, молдаване относятся к «другим национальностям».
Таблица, диаграмма №6. Население Костанайской области по национальностям и владению родным языком (малые этнические группы).
№ | национальности | Всего население на 1999г | Владение родным языком | Уровень владения родным языком в % | Из них дети в возрасте 0-19лет | % составляет от общего количества населения |
1 | Азербайджанцы | 3619 | 1997 | 55 | 1734 | 48 |
2 | Армяне | 1938 | 1016 | 52 | 734 | 38 |
3 | Башкиры | 5435 | 1765 | 32 | 1647 | 30 |
4 | Белорусы | 25018 | 2917 | 11,6 | 5377 | 21 |
5 | Латыши | 205 | 27 | 13 | 57 | 28 |
6 | Молдаване | 3302 | 711 | 30,1 | 964 | 29 |
7 | Поляки | 2357 | 179 | 55 | 24 | 1 |