- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 17,67 Кб
Сокровища алмазного фонда России
Министерство образования и науки Украины
Таврический национальный университет имени В.И. Вернадского
Реферат
На тему: «Сокровища алмазного фонда России»
Работу выполнила:
студентка 1 курса
географического факультета
Климова Анастасия
преподаватель:
Кузнецов А.Г.
Симферополь – 2012 год
Алмазный Фонд Российской Федерации
Алмазный Фонд Российской Федерации (АФ) – одно из самых значительных в мире собраний уникальных драгоценных камней и ювелирных изделий, имеющих огромную историческую, художественную и материальную ценность.
Наиболее ценные экспонаты
Среди наиболее ценных экспонатов Фонда: корона Российской империи, выполненная в 1762 ювелиром И. Позье для коронации императрицы Екатерины II. Ее украшают 5 тыс. бриллиантов и 75 жемчужин, это самая дорогая в мире корона. Самородки золота: 36-килограммовый «Большой треугольник», 14-киллограммовая «Голова лошади», самый маленький 20-граммовый «Мефистофель»; платины: 7,8-киллограмовый «Уральский великан».
Драгоценные камни известные как «Семь исторических камней»: один из самых старых индийских алмазов «Шах» (88,7 карат), алмаз «Орлов» (189,62 карат), плоский портретный алмаз (площадь 7,5 квадратных сантиметров), колумбийский изумруд (136,25 карат), гигантские шпинель (398,72 карат) и граненый сапфир (258,8 карат). Императорские регалии, дореволюционные и иностранные ордена, лучшие образцы ювелирных изделий 18-19 вв., коллекция цветных драгоценных камней, полудрагоценных и поделочных камней так же входят в состав АФ. (Подробнее о них будет рассказано позже)
История Алмазного Фонда и его коллекции
В пышных убранствах царских дворов веками накапливались крупнейшие богатства самоцветов и золота. Повелители стран старались превзойти друг друга пышностью и блеском своих чертогов и одежды, украшая их сверкающими алмазами и пестрыми самоцветами.
Ни одно мировое собрание драгоценностей, кроме АФ русских царей, не было описано учеными. Еще в начале XX в. в прекрасных шкафах и витринах лондонского Тауэра хранились неисследованные и даже точно не описанные уники английской короны, составляющие колоссальное богатство. Лишь некоторые драгоценные камни английских королей были доступны отдельным исследователям.
Например, знаменитый алмаз "Куллинан" еще до огранки подвергался обстоятельному научному обследованию. Сколько здесь природных и художественных перлов большой красоты, не известных ни науке, ни народу!
Не менее таинственными и не менее сказочными были сокровища бывшего русского двора. В преклонении перед пышностью и блеском, в стремлении подчеркнуть свое могущество и власть над подданными русские цари не жалели средств для собирания сокровищ; драгоценные камни в убранстве царей и в их регалиях занимали видное место.
Властная рука Петра I временно положила предел этим накоплениям. Его государственный ум видел могущество страны не столько в накопленных в сундуках самоцветах, сколько в ее новой хозяйственной и военной организации. И он круто повернул государственный корабль, борясь против роскоши и внешнего блеска.
Но при преемниках Петра I волна тщеславия и роскоши, несмотря на все официальные запреты, вновь увлекла русский двор и русскую знать, не знавших предела своим тратам. Ведь это был период первой половины XVIII в., когда только что были открыты копи Бразилии, когда на военных судах из заморских стран в Европу привозили ценнейшие алмазы, когда из одного изумруда делали цельные настольные часы, а на платье какой-либо принцессы тратились налоги с целых провинций. В миллионы гиней, ливров, золотых рублей оценивались камни, украшавшие веселившихся придворных, и русский двор не отставал от общей вакханалии.
Начиная с 40-х годов XVIII в. кладется основание будущему АФ. Изящество, художественный стиль, красота исполнения и замысла характеризуют первые ювелирные изделия той далекой эпохи. Яркие краски, пестрый рисунок, разноцветная фольга под искристым алмазом – ничто не останавливало ювелира-художника в создании его произведения.
Ювелирное дело было творчеством, искусством и чуждалось механических однообразных черт ремесла. Тонкая неподражаемая красота, прекрасная в своей непосредственности, изумительная по линиям и по краскам, проходит через все ювелирные изделия и второй половины XVIII в. Но упрощались линии, извилины стилей рокайль и барокко сменялись постепенно более спокойным строгим рисунком стиля ампир; краски самоцветов уступали место сверкающему алмазу – не маленькому камешку старой Индии, не искристому камню Бразилии, а целому каскаду бриллиантов, роз, солитерам редчайшей красоты и большой величины. Дешевое, но прекрасное изделие середины столетия, "умевшее" в недорогом камне воплотить творческую мысль художника-ювелира, сменилось потоком сверкающих камней, фонтаном искр и переливов.
Как ясны эти картины былого русского ювелирного дела, когда смотришь на изделия XVIII в. из АФ, когда, перелистывая таблицы их изображения, уходишь вглубь веков, проникаешь в тайны прошлого.
Огромные богатства драгоценностей были накоплены при Екатерине II. Целая группа художников-ювелиров, начиная со знаменитых Иеремия Позье и Людовика-Давида Дюваля, обслуживала двор, создавая исторические произведения и запечатлевая свое имя на сокровищах Алмазного фонда.
Вместе с тем в тщеславном желании украсить себя и чертоги отечественным камнем Екатерина II, а за ней и вся знать стремились к овладению русским камнем. Специальные экспедиции снаряжались на Урал и Сибирь за самоцветами и цветными камнями, щедро сыпались миллионы рублей на украшение дворцов русским мрамором и яшмами…
Начался XIX в. Падали старые традиции. Правда, былой блеск и пышность екатерининского двора поначалу не позволяли отказываться от сверкающего самоцвета, золота и серебра. Но затем начинается упадок. Покровительство художникам ювелирного дела стало сменяться мелочным коммерческим расчетом. Ювелирное искусство не поощрялось. Камней покупалось меньше, а если они и покупались, то по каким-либо коммерческим, благотворительным или даже политическим соображениям. Старые вещи дарились и обесценивались. При Александре II этот упадок красоты и стиля достиг своего апогея. И через весь XIX в. проходит это постепенное падение и самого ювелирного дела, и сокровищ Алмазного фонда. При последних Романовых гибнут в переделках старинные прекрасные вещи XVIII в., по прихотям цариц для одного бала или маскарада спешно ломаются старые изделия, вынимаются камни из шатонов и наскоро на серебряную нитку нанизываются исторические камни и части некогда прекрасных творений.
Безжалостными руками погублены многие былые драгоценности, а то, что создавалось, являло колорит тяжелого немецкого безвкусия, упадок стиля и художественного чутья. АФ не пополнялся и не улучшался, но растрачивался и неудержимо шел к упадку вместе с упадком всего царского режима.
Но тем интереснее и ценнее для истории этот единственный в мире подбор ювелирных изделий, характеризующих почти 200 лет не только ювелирного дела, но и целого уклада жизни, прежнего быта. Грубые, тяжелые вещи эпохи Александра II наравне с грациозными вещицами середины XVIII в. приобретают сейчас историческую, художественную и материальную ценность, как показатель разложения самодержавного строя.
Но есть еще одна сторона, которую нужно отметить в истории АФ, – это почти полное отсутствие в нем русского камня. Архивы открывают нам причину этого: русский камень не умели ценить, от безумного безвкусия (особенно последних цариц) "погибли" эти исторические камни, пошли на слом или сбыты с аукциона. Только в 1906 г. было продано из Камеральной части камней больше чем на 1 млн. золотых рублей, в том числе уники – прекрасные русские изумруды, старинные аметисты Екатерины II и много других сокровищ, историческую, научную и материальную ценность которых не знал, а может быть, умышленно не хотел знать "Кабинет его величества". Так рисуются нам судьбы АФ в их двухсотлетней истории. Они отражают черты самой русской истории.
Коронные бриллианты и драгоценности из таинственных чертогов царя, из легендарной "бриллиантовой комнаты" ныне стали достоянием народа, и открылись новые страницы в истории этого единственного в мире драгоценного собрания.
Первые сведения о хранении царских регалий относятся к 1719 г., когда Петр I не только принял решение о необходимости особого хранения "подлежащих государству вещей", но и выработал специальный для этого регламент. Постепенно мысль Петра I об охране была распространена и на другие ценности, и в Камеральной части организовали особый отдел, в который входили как государственные регалии, так и драгоценности из имущества царей. Потом на этот отдел было возложено не только хранение драгоценностей и регалий, но и их изготовление, покупка золота, бриллиантов и драгоценных вещей, рассылка жалуемых по назначению ценных подарков. Таким образом, функции отдела постепенно расширялись, но уже в царствование Николая I главная деятельность отдела сводилась к изготовлению подарков. Эти подарки жаловали иностранным принцам и посланникам с целью установления хороших отношений с теми или иными государствами, назначали разным лицам, русским и иностранным.
Стоимость подарков достигала иногда нескольких миллионов рублей в год.
После пожара Зимнего дворца в 1737 г. коронные бриллианты и прочие драгоценности были вывезены в специально созданную кладовую бриллиантовых вещей. По постановлению 1884 г. присмотр за драгоценностями был взят под государственный контроль. С этого момента драгоценности стали считаться собственностью государства и за них отчитывались как за все государственное имущество.
"Бриллиантовая кладовая", или "бриллиантовая комната", до самой эвакуации в 1914 г. в Москву охранялась гвардейцами, а печати от шкафов, в которых лежали бриллианты, были переданы одному из членов кабинета и одновременно одной из камер фрейлин царицы. Таким образом, потребовалось два столетия для осуществления мысли Петра I, что "подлежащие государству вещи должны храниться в государственном казначействе".
В 1914 г. золото и драгоценности из "бриллиантовой комнаты" спешно были уложены в восемь сундуков и без каких-либо описей или актов в запечатанном виде вывезены специальным поездом в Москву и сданы в Оружейную палату. Заваленные многочисленными ящиками, они только в апреле 1922 г. были вскрыты членами особой комиссии, и с этого момента началось их детальное научное и художественное изучение. АФ объединил государственные ценности царской России и все сокровища бриллиантовых вещей, цветных камней и жемчугов, императорские регалии и короны.
Лучшие камни АФ
Алмазы
В целом во всех богатствах АФ насчитывается несколько тысяч карат алмазов – от мельчайших роз, сотни которых приходятся на один карат, до гигантов кристаллов почти в 200 каратов (т. е. весом в 40 г)! Камни всех цветов и тонов от холодно-белого, то синеватого, то зеленоватого, до темных тонов сверкающего чистого самоцвета; желтые – светло-лимонных тонов, переходящие в оранжевые оттенки цвета огня; розовые – от легчайшего розового надцвета до ярко-розового цвета распускающейся розы; голубые, то светлого цвета чистой прозрачной воды или куска льда, как у знаменитого "Орлова", то васильково-синие лучистые, сверкающие еще более, чем цейлонский сапфир.
Все виды огранки налицо: природные камни, сохранившие свои грани, кристаллы, слабо подшлифованные, плоские октаэдры, сделанные еще руками древнейших индийских мастеров, сложнофацетированные камни восточной работы, тонкие портретные камни, чистые и плоские, как лучший хрусталь; наконец, дивные индийские бриолеты разных форм и огранки.
Все месторождения алмазов представлены в Алмазном фонде. Здесь – и Бразилия с ее цветными камнями изделий середины XVIII в., и Южная Африка с холодными камнями изделий конца XIX в. Но, конечно, лучше всего представлена Индия с несравненной чистотой своих камней и удивительной прозрачностью, не повторяемой ни в одном камне мира.
Только в одной большой короне свыше 2858 каратов этого камня. Мы должны отметить, что самыми замечательными алмазами собрания являются: "Орлов" весом в 189,62 карата, "Шах" весом 88,7 карата – камень индийского происхождения. Далее следует восьмиугольный алмаз в большой короне Екатерины II весом около 57 каратов, поднесенный Елизавете Петровне в 1754 г., высокая роза индийской огранки с голубоватым надцветом в 46,92 карата и т. д.
Интересно, что в литературе неоднократно отмечался розовый бриллиант в 10 каратов алого цвета. Это довольно плоский алмаз, вставленный в диадему, но очень светлый, слабо-розоватой воды, причем окраска получается только благодаря подложенной фольге.
Прекрасен нежно-фиолетовый бриллиант, аналогов которому мы не знаем ни в одном собрании и который находится в большом елизаветинском букете.
Изумруды
С алмазами в прекрасной гармонии сочетается изумруд, по словам древних греков, ласкающий взор человека. Римский писатель Плиний говорил, что этот камень природы превыше всех благ земных, что его краса прекраснее благоухания весеннего цветка и что не должно быть дозволено прикоснуться к девственным чертам резцу художника.
Его сочный, зеленый цвет ценится как выражение жизни, молодости, чистоты; с ним связывала народная молва таинственные силы исцеления и дары счастья.
В АФ представлен самый прекрасный, лучший камень собрания – это первоклассный исторический образец, огромная квадратная таблица, обрамленная изящными осыпанными бриллиантами листочками в 136,25 карата, изумруд, чистейшей, глубокой и прекрасной воды, лишь в уголке заметны маленькие трещины, результат неосторожного удара бывшего владельца. Кто владел этим камнем и какова его история? В тумане прошлого нам неясны ее страницы, но несомненно, что это один из тех камней, которые еще в XVI в. были похищены из капищ Южной Америки, а потом под именем индийского камня в индийской огранке несколько столетий сверкали во дворцах Великих Моголов или у раджей Афганистана. В Алмазном фонде находится и уральский изумруд весом в 250 каратов, неправильной формы и неправильно фацетированный, но приятного темно-зеленого цвета.
Другие камни
Третий камень в нашем море огня и света – сапфир, то темно-синий камень предгорий Гималаев, Кашмира или Таиланда, то прекрасный васильковый самоцвет острова Цейлона. Но среди них самым замечательным является глубокий кабошон, покрытый мелкой шестигранью, подобной сотам. Это знаменитый цейлонский камень в 258, 18 карата.
Несомненно, в Алмазном фонде выдающееся место занимают шпинели, это тот яркий и красивый розовый самоцвет, который на старой Руси назывался лалом, а во Франции – балас-шпинелью. Позднее мы опишем замечательную красную шпинель большой императорской короны. Отметим только, что среди розовых турмалинов наиболее известным является знаменитый камень, обычно именуемый в литературе рубином, преподнесенный Екатерине II шведским королем Густавом в 1777 г.
Вот замечательные хризолиты – эти оливково-зеленые камни, которых почти не знает современный рынок. Вот в виде жемчужины обработанный перламутр, прекрасные изделия из богемских гранатов кровавых оттенков.
Какое сверкание, переливание великого множества огней, и все это сливается в единую картину прекрасных, как цветы, произведений Земли.
Ювелирные изделия АФ
Замечательной чертой великолепных ювелирных изделий середины XVIII в. является то, что для них использовались далеко не все высококачественные камни. Наоборот, в целом ряде выдающихся изделий применялись камни низкой ценности, но они так умело распределялись, сливались друг с другом, так тонко оформлялись в общем художественном рисунке, что все недостатки камня делались его достоинствами и мастер-ювелир претворял их в дивное художественное произведение. Из созерцания этих вещей мы постигаем, что само ювелирное изделие не есть просто оформление какого-то ценного материала, оно – самостоятельный вид труднейшего искусства, в котором сочетаются металл и камень как равноценные материалы для осуществления творческих замыслов.
Вот знаменитый большой букет с изумрудными листьями и бриллиантовыми цветами. Он сделан французским ювелиром школы Дюваля примерно не позднее 1760 г. Букет состоит из небольших изумрудов Колумбии, довольно грубой неправильной ступенчатой огранки, его бриллианты не индийские, а бразильские. Камни поставлены, однако, на цветной фольге или на туше. Только один бриллиант, в виде обрезка, поражает своим качеством. Это плоский камень нежно-фиолетового оттенка, единственный самоцвет из всего букета, вставленный в ажур. Все остальные камни сравнительно малоценные, стального оттенка, нередко с надцветом или просто желтоватые дешевые бриллианты, а между тем по своей совокупности этот букет представляет одно из замечательных в мире ювелирных изделий XVIII в. Не только среди русских ювелирных богатств, но и мировых сокровищ он занимает первое место по сочетанию красок, легкости и вместе с тем условности рисунка, дивной ювелирной работы и богатству тонов камня. Тонкие листья и стебли из золота выстланы таблицами изумруда, образующими сплошные зеленые нити. Сами цветы сделаны из бриллиантов, закрепленных на фольге в чистом серебре. Все части букета подвижны, они качаются и сверкают при малейшем движении, играя пестрыми тонами дивных оттенков.
Наравне с ним известна большая пряжка-аграф елизаветинской эпохи. Бриллианты ее необычайно различны по качеству, наряду с прекрасными индийскими камнями много малоценных, желтых или с пятнами камней Бразилии. Но общее впечатление создают не отдельные камни, а их сочетание с массивным серебром, причем композиция рисунка складывается из переплетения золотых ветвей, с которыми гармонически связаны белые и желтые бриллианты. Рисунок ветвей своей фантастичностью напоминает экзотические растения Индии или Китая, но в целом вы не можете оторваться от сверкающих витиеватых линий этого прекрасного произведения ювелирного мастерства. К сожалению, нет данных о его историческом прошлом; одно очевидно, что работа пряжки относится к самым первым годам XVIII в. и, может быть, принадлежит знаменитому ювелиру Позье.
Особенной красотой отличается бриллиантовый эгрет в виде фонтана с крупными сапфирами – блестящее по композиции ювелирное изделие елизаветинского времени, хотя и сделано оно в 60-х годах XVIII в. Огранка рисунка в совокупности с бриллиантовыми струями воды заканчивается большими синими сапфирами, свободно качающимися при малейшем движении. Крупные синие пятна больших сапфиров, декоративная маленькая колонка около нее, условно изображающая ветвистое дерево, – все это, как уголок парка с фонтанами и украшениями, чарует глаз.
Рядом с этими прекрасными изделиями лежат булавки с цветными бриллиантами. Среди них булавка с бразильским розовым камнем, самым розовым из когда-либо добытых в мире. Алмаз относится к старым находкам расцвета индийской Голконды. Оправа же новая, конца XVIII в., сами камни – изумительной чистоты и мягкости тона, а чистота розового цвета напоминает огненные тона бразильского топаза. Вот вторая булавка с бриллиантом интенсивно голубого цвета, напоминающим цейлонские сапфиры. Это почти совершенно чистый камень неправильной формы, но дивной красоты.
Но может быть, одним из самых замечательных изделий середины XVIII в. является знаменитый букет из нарциссов. По технике исполнения, красоте компоновки, по исключительной простоте замысла и выполнения – это уникальная ювелирная вещь всего собрания. Стебельки крупного букета сделаны из массивного золота, оно покрыто тонкой зеленой эмалью, сверкающей золотым отблеском. Сами цветы на трясульках подвижны и гибки, они как бы живые, с лепестками, осыпанными белыми бриллиантами, и серединками из ярко-желтых бриллиантов в золоте.
Таковы отдельные примеры замечательных изделий ювелирного искусства XVIII и XIX вв.
Царские регалии
В России венчание на княжество впервые произошло в феврале 1498 г. Начиная с XVI в. венчание на царство вошло в России в обычай и требовало не только внешне торжественной обстановки, утверждавшей божественность самого венчания, но и тех атрибутов, которыми должна владеть эта божественная власть. Таковыми и были регалии – корона, скипетр, держава и мантия.
Еще в старинных описаниях коронации рассказывалось об исключительных камнях, которые украшали эти регалии. Большая императорская корона, например, "сочинена была вся из алмазов, бриллиантов, между которыми было великое число удивительной величины. Диадемы были, кроме того, украшены ориентальными перлами, рядом поставленными, все ровной воды и чрезвычайной величины. У всей оной короны виден был только один цветной камень, сиречь прямой, ориентальный рубин, или яхонт, весьма чистый, величиной больше голубиного яйца и потому знатно наидрагоценнейший из рубинов, о которых доныне известно".
Екатерина II не желала идти по стопам своих предшественников и заказала новую, чрезвычайно богатую корону, которую сделал придворный ювелир Иеремий Позье. Он так описывает ее в своих воспоминаниях: "Я выбрал между вещами все то, что могло годиться на эту работу, и так как императрица сказала мне, что желает, чтобы эта корона осталась в том же виде после коронации, то я отобрал все самые большие камни, не годящиеся на модную отделку, отчасти бриллиантовые, отчасти цветные, что составило богатейшую вещь, какая только имеется в Европе".
Несмотря на стремление Позье сделать корону возможно легкой, она весила 2 кг. Большая императорская корона сделана Позье в 1762 г. Это одно из самых замечательных ювелирных изделий XVIII в. с превосходными индийскими камнями (очень мало бразильских) в оправе из серебра в "ажур"; всего по старым описям в короне числится 2858 каратов алмазов, в 4936 камнях. Вес самого крупного алмаза – почти 56 каратов (подарок российского купечества императрице Елизавете Петровне).
Очень хорош треугольный высокий алмаз индийской грани с розово-бурым оттенком в 17 каратов. Помимо алмазов в короне имеется 75 жемчужин, несколько поблекших, и шпинель (лал) – весом около 400 каратов.
Держава была гладкая, золотая, с пояском и полуобручем из бриллиантов. Так случилось, что в процессе работы о ней совершенно забыли, и Позье пришлось наскоро делать шар державы из оказавшегося у него под рукой материала.
Не менее красочно описывалась и мантия, которая употреблялась при коронации; она была сделана из золотого шелка, подбита горностаем и вышита двуглавыми орлами. Самым замечательным в ней была застежка из бриллиантов.
Что касается скипетра, то при коронации Екатерина II пользовалась старым скипетром XVII в.
Семь исторических камней Алмазного фонда
Лучшим изумрудом Алмазного фонда является квадратная таблица чистейшей воды и глубокого темно-зеленого фона с синеватым надцветом. Она весит 136,25 карата. С ее редкой чистотой не может соперничать ни один камень мира.
Рядом с изумрудом лежит уникальный голубовато-синий цейлонский сапфир. Около 260 каратов весит этот замечательный, исключительной чистоты и яркости тона камень. Он был найден когда-то в песках Цейлона, и гранильщик сингалезец без каких-либо точных приборов и измерений, надеясь на свой острый и точный глаз, покрыл его поверхность узором из свыше ста мельчайших шестисторонних граней.
Хризолит. Оливково-зеленый камень бутылочного цвета, чистый и прозрачный, как стекло, несведущий человек может даже подумать, что это осколок бутылочного стекла. А между тем это настоящий хризолит, один из тех камней, которые с какой-то таинственностью хранились в Кельнском соборе. Он напоминает нам о тех временах, когда из крестовых походов возвращались рыцари с самоцветами Востока и по тогдашнему обычаю приносили их к алтарю храмов. Они привозили с берегов Красного моря зеленые камни изумрудов и хризолитов, добывавшиеся на маленьких вулканических островах Зебергет и поступавшие сложными путями в Аравию и Палестину через паломников и воинов. Такова, очевидно, судьба и нашего камня, вес которого составляет 192,6 карата, благодаря чему он становится на одно место с кельнскими хризолитами, которым приписывают вес в 200-300 каратов.
В верхней части большой короны, сделанной для Екатерины II в 1762 г., сверкает замечательный алый камень, обычно называемый рубином. Это красивая шпинель, весящая, по старым записям, 389 каратов (по новым – 398,72 карата). Это редчайший темно-красный камень исключительной чистоты и прозрачности, своеобразной восточной огранки, который только немного подшлифован из-за неровностей поверхности и желания сохранить ее неправильные внешние очертания. Об исключительной величине этого камня можно судить и по тому, что самые замечательные шпинели, по имеющимся данным, не превышают 250 каратов.
Но самыми замечательными сокровищами Алмазного фонда являются алмазы. Среди них выделяются три камня, имеющие особое, не только ювелирное, но и минералогическое, значение: алмазная таблица, алмаз "Орлов" и алмаз "Шах".
Алмазная таблица – удивительный солитер, поставленный в виде зеркальца в золотой эмалевый браслет готического стиля работы 20-х годов XIX в. Это настоящий, так называемый портретный камень, площадь которого (с боковыми фацетами) больше 7,5 квадратных сантиметров, а вес – около 25 каратов. Камень редкой красоты и чистоты, прекрасно выделан, в старой индийской огранке, с двумя выбоинками, покрытыми мягким золотом. Этот камень – осколок неведомого огромного кристалла алмаза, найденного в песках и наносах Голконды в Индии. Полированная плоскость, сверкающая, как лучшее зеркало, отвечает грани октаэдра алмаза.
Алмаз "Орлов". Этому алмазу посвящен ряд специальных исследований. Он был изучен с помощью гониометра и лупы, что позволило воссоздать историю этого камня. Важно то, что он сохранил форму старинной индийской огранки, которую имел еще во времена Великих Моголов в Индии. Много легенд и сказок сплеталось вокруг этого знаменитого камня, венчающего царский скипетр, но истинная картина его прошлого нам представляется в следующем виде.
Камень был найден в начале XVII в. в Голконде в копях Коллура и огранен в виде высокой розы. Его первоначальный вес должен был быть около 300 каратов, причем этот камень являлся одним из двух природных осколков большого камня Великих Моголов. Шах Джехан остался недоволен огранкой и приказал перегранить камень, после чего алмаз принял форму современного "Орлова" с его примерным весом в 200 каратов. В 1772 г. в Амстердаме граф Орлов купил этот камень для Екатерины II. "Орлов" был вставлен в царский скипетр в серебре, в затертой оправе, окруженный с внутренней стороны кольцом бриллиантов. С тех пор это самый большой известный индийский алмаз.
"Орлов" – это большая роза белого, немного голубоватого и зеленого тона. Она представляет осколок большого октаэдра, причем направление граней и кристаллическая форма легко определяются по входящему углу, который изображен на всех рисунках этого алмаза.
Интересна история алмаза "Шах". Она написана на самом камне. Вот хронология наиболее ярких ее событий:
г. – находка камня;
г. – первая гравированная дата, камнем владеет Бур-хан-Низам-шах II, в Ахмад Нагаре;
г. – переход камня во владение Великих Моголов;
г. – вторая гравированная дата, камнем владеет Великий Могол шах Джехан;
г. – вероятный переход камня Великому Моголу Ау-рен-зебу, после войны с отцом и захвата престола;
г. – Тавернье осмотрел камни во дворце Ауренг-зеба;
г. – камнем завладел шах Надир, алмаз переправлен в Персию;
г. – третья гравированная дата, камнем владеет персидский государь Фатх али-шах;
г. – передача камня русскому двору персидским принцем Хосрев-Мирзой после убийства в Тегеране А. С. Грибоедова;
г. – перевоз камня из "Бриллиантовой кладовой" Петрограда в Москву;
г. – включение "Шаха" в Алмазный фонд.
Вывод
алмазный фонд изумруд ювелирный
АФ является богатейшим и редчайшим собранием драгоценных камней и металлов всего мира. Его ценность трактуется десятками тысяч карат, десятками килограммов ценных металлов. В его основу легла Камер-коллегия для сохранения ценных вещей, созданная по указу Петра I. Первоначально в коллекцию входили символы государственной власти: держава, скипетр и корона. Постепенно она пополнялась государственными регалиями, орденскими знаками, ювелирными украшениями. Однако не обошлось и без расхищения ценностей АФ, когда благодаря халатности людей безвозвратно пропала огромная масса драгоценностей. В их числе оказалась большая часть «русских» драгоценных камней (найденных на территории России). Таким образом, камни АФ преимущественно являются «зарубежными», т. е. прибывшими к нам из других стран, в частности Индии и Бразилии. Но вместе с тем АФ смог воплотить в себе двухсотлетнюю историю мастерства былых искусников-ювелиров, отразить черты самой русской истории, сохранить её и преподнести нам в том виде, в каком мы видим её сейчас.
В данных момент АФ является составной частью Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации и находится в Кремле. Его открытие произошло 2 ноября 1967 года к 50-летию Советской власти. Поначалу планировалось оставить выставку на год, но в связи с её популярностью, она была преобразована в действующую постоянно, работающую и по сей день.
Список использованной литературы
1. Ферсман А.Е. «Рассказы о самоцветах», Москва 1974, 254с.
. Под общей редакцией Б. А. Рыбакова «Сокровища Алмазного Фонда СССР», Москва 1967, 164с.
. Н. Баулин, В. Уваров, В. Долгов, В. Смирнов «Алмазный Фонд СССР», Москва 1988, 163с.