- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 25,04 Кб
Советские и российские синологи о керамике культуры Яншао
Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"
Факультет философии
Кафедра цивилизационного развития Востока
КУРСОВАЯ РАБОТА
На тему: " Советские и российские синологи о керамике культуры Яншао"
Студент группы – 102 В (K-5)
Веселова Анна Владимировна
Научный руководитель:
Миронов Евгений Иванович
Москва 2012
Содержание
Введение
Глава I. Зарождение керамики в Китае
Глава II. Керамика культуры Яншао
.1 История формирования культуры Яншао
.2 Технология яншаоской керамики
Глава III. Орнаментация керамики типа Яншао
.1 Виды орнамента
.2 Особенности орнаментации керамических комплексов
.3 Семантика орнаментации керамики культуры Яншао
Заключение
Использованные источники и литература
Введение
Немногие из современных государств имеют столь длительную историю, как Китай. Китай или Срединное царство – одна из древнейших мировых цивилизации. Китайская цивилизация зарождается около пяти тысяч лет назад, однако, письменные источники охватывают только 3500 лет. Поднебесная рано достигла высокого уровня развития практически во всех сферах.
Археологические исследования, которые проводились в Китае в течение последних 50 лет, привели к открытию многочисленных памятников, представляющих различные этапы развития неолита Китая. Особый интерес в связи с этим представляет неолитическая культура Яншао. Яншао представляет собой основу, на которой затем вырастает китайская цивилизация, и уже поэтому она заслуживает самого тщательного и всестороннего изучения.
Отсутствие полного и всестороннего анализа керамического производство периода Яншао значительно затрудняет решение ряда общих проблем неолита Китая. Керамика представляет собой материал исключительной ценности при решении вопросов этноса и периодизации культуры.
Именно в Древнем периоде закладывается фундамент культуры Китая, который повлиял на становления и развитие духовной жизни страны.
По мнению историков, формирование китайской цивилизации происходит под воздействием двух неолитических культур, которые складываются в среднем течении реки Хуанхэ. Наиболее ранней из них была культура Яншао, существовавшая V-III тысячелетия до н.э. Во второй половине III тысячелетия яншаоская культура претерпевает заметные изменения и на ее место приходит поздненеолитическая культура Луншань.
Данная работа посвящена непосредственно керамике культуры Яншао.
Актуальность данной темы выражается во взаимодействии взаимопроникновения культур в различные сферы общества, в том числе и культуры Яншао. Особое место керамики культуры Яншао в целом в мировом наследии человечества, ее дальнейшее влияние на культуру Китая помогает понимать историческое поле того времени, быт и нравы. Кроме того, изучение проблемы диалога культур дает возможность не только осознать единство мирового наследия, но и понять толерантность отношения к другим культур, и, одновременно, обогащает свою. В связи с этим, необходимо отметь, что в изучении данной темы является проблема диалога культур. Отсюда возникает и особый интерес в изучении культуры Китая, а в частности керамики культуры Яншао, поскольку культура Яншао – это, с одной стороны, довольно ранняя культура, а с другой – наиболее изученная.
Цель – проанализировать специфику китайской культуры в многообразии культур, проследить влияние керамики культуры Яншао на мировую культуру и на все сферы жизнедеятельности.
Задачей является определить, как эволюционировала керамика культура Яншао, в чем ее специфика и ее вклад в мировую культуру.
Объектом исследования являются непосредственные представление советских/российских синологов о технологии, функциях, символических смыслов орнаментов керамики культуры Яншао.
Предмет исследования – керамика культуры Яншао.
Глава I. Зарождение керамики в Китае
Первыми памятниками художественной культуры Китая были обнаружены в эпоху неолита и датируются V – III тысячелетиями до н.э.
Существует легенда, которая рассказывает о появлении керамики в Китае. "Утерянная книга Чжоу" сообщает, что первоначально керамика была создана крестьянином Шэнь Нун, который жил в 3 тысячелетии до н.э. Он пахал землю, а все свое свободное время посвящал созданию керамических изделий: различные кувшины и черепицу. До правителя Суй Жэнь, люди употребляли в пищу сырые продукты, которые быстро портились и плохо пахли, из-за чего люди страдали от боли в животе. Суй Жэнь обучил людей приготовлению пищи, и появилась потребность в посуде. Суй Жэнь умел сверлить кремень и добывать огонь, поэтому его прозвали Кремневым человеком. Он изобрел котел для приготовления пищи.
Правитель Хуанди или Желтый Император, который жил с 2698 по 2597 г. до н.э. издал специальное ведомство, благодаря которому он имел право управлять керамистами. Он назначил Нин Фэна чиновником по керамическим делам.
Но, как известно, любая легенда – это всего лишь миф. Этот маленький рассказ о появлении керамики передавалось из поколения в поколение, вплоть до начала XX в. Но в этой истории есть некоторые недочеты. Во-первых, "Книга Чжоу" появилась в середине первого тысячелетия до н.э., во времена Конфуция. Но после книга была утеряна и до наших дней она не дошла. Во-вторых, государство Чжоу окончательно формируется только к середине первого тысячелетия до н.э. В-третьих, в Китае письменность появляется через тысячелетие после создания керамики, поэтому возникает вопрос, как неграмотный крестьянин мог оставить хоть какие-нибудь записи о своем открытии. Таким образом, эта легенда не дает нам однозначного ответа о происхождении керамики.
Важно отметить, что самая древняя керамика была обнаружена археологом Лян Сыюном на территории Северо-восточного Китая в районе Ананси. Жившие здесь люди уже имели представления о керамики, они создавали вручную грубые глиняные изделия коричневого цвета. Важно отметить, что некоторые изделия были полированы – это так называемая лощёная керамика. Древнейшая посуда не имела ручек, но некоторая имела оттянутый носик, была грубой, и приближалось к шарообразной форме.
Многие историки имеют свою точку зрения о происхождении керамики. Они утверждают, что керамика на территории Китая, также как и в других странах, появилась в результате формирования общественной потребности в нем: в керамических сосудах хранили воду и продукты, готовили пищу.
Говоря о технологии создания первых керамических сосудах, стоит отметить, что первоначально сосуды высушивали в прохладных затемненных местах, а не под воздействием прямых солнечных лучей, поскольку в этом случае глина трескалась. В процессе изучения глины, китайцы обнаружили, что при высокой температуре глина приобретает новые свойства: она становится очень прочной, твердой, звонкой и более пригодной для хранения продуктов питания. Именно таким образом, появилась керамика.
Первые керамические изделия не имели узоров и украшений. Позже стали наносить различные узоры, например, изображение животных, воду и т.д.
Глава II. Формирование культуры Яншао
.1 История формирования культуры Яншао
Наиболее древние памятники, которые можно причислить к произведениям искусства, были обнаружены на севере Китая. Они относятся к IV – III тысячелетиям до н.э. В период неолита древнейшие племена жили небольшими поселениями в плодородных долинах крупных рек Китая. Основными видами деятельности таких племен были земледелие, скотоводство, рыболовство, ремесло. Им были уже известны каменные и деревянные орудия труда, керамические прямоугольные ножи с отверстиями для продевания веревочной или ременной петли.
В 1921 году шведский геолог И. Г. Андерсон посетил деревню Яншаоцунь, которая располагалась в бассейне среднего течения реки Хуанхэ. Территория распространения культуры Яншао значительна – она простиралась с запада на восток от провинции Цинхай до Хэбэй и с севера на юг от пояса Шаньси – Юннань до провинции Хэнань. Наиболее ранние неолитические поселения эпохи Яншао находятся в Южной Шаньси, Западной Хэнани и центрально-восточной части Шаньси, позже они появляются в Ганьсу, в центральной части Шаньси и в Северной Хэнани. Именно в этих окрестностях И. Г. Андерсон открыл богатую и обширную неолитическую стоянку. Здесь он обнаружил не только стоянку доисторического человека, но и следы древнейшей материальной культуры. На окраине села, в разрезах рассеченной оврагами лёссовой террасы он обнаружил участки темного культурного слоя необыкновенной мощности. Его составляли многометровые золисто-углистые пласты, густо насыщенные обломками керамики, костями животных и обработанными камнями. Среди разнообразных обломком сосудов оказались такие разновидности черепков, которые более всего поразили И. Г. Андерсона: на верхней поверхности их сохранились фрагменты линейно-геометрических орнаментов, нанесенных краской, было найдено много керамических сосудов из красновато-бурой и бледно-желтой обожженной глины. И. Г. Андерсон назвал эту древнейшую китайскую культуру "культурой Яншао" или "культурой расписной керамики".
Памятники яншаоской культуры весьма немногочисленны, но все же дают некоторые представления об этом древнейшем периоде китайской истории. Обточенные каменные орудия, обнаруженные при раскопках, свидетельствуют о том, что культура Яншао относится к эпохе неолита. Китайцы уже в ту далекую эпоху вели оседлый образ жизни. Это подтверждается найденными при раскопках скелетами домашней свиньи. Каменные зернотёрки позволяют предположить о существовании в то время земледелия, произведения гончарного ремесла – о применении гончарного круга, найдены также каменные веретенца и следы древнейших тканей. Все это свидетельствует о сравнительно высоком уровне культуры Китая в IV – III тысячелетиях до н.э.
Неолитический возраст стоянки с обильным и разнообразным каменным инвентарем не вызывает сомнений, т.к. при осмотре территории ее ни одного изделия из металла найти не удалось.
Расписная керамика Яншаоцунь напомнила Андерсону энеолитическую посуду из Анау, Триполья, Крита.
Главными керамическими материалами, характерные для культуры Яншао, были лессовые осадочные породы бассейна Хуанхэ.
Форма и пропорция некоторых сосудов эпохи Яншао на редкость изящны: вазы с туловым, расширяющимся выше середины с низким горлышком и очень небольшими ручками. По серой основе они расписаны цветными, чаще всего красноватыми узорами в виде сеток, плетений, спиралей, зубцов. Нижняя часть сосуда обычно без орнамента, горлышко отделяется пояском. Встречаются и другие формы, в виде древнегреческой амфоры или кувшинчика с очень низким и очень широким горлом. Чрезвычайно любопытны сосуды, заканчивавшиеся наверху схематической головой человека. На таких сосудах можно было рассмотреть лицо, обрамленное длинными волосами без усов, но с бородой, со слегка косыми глазами.
Наряду с расписной керамикой в культуре Яншао должны быть отмечены сосуды без росписи и в форме треножников с полыми ножками, являющиеся прототипом бронзовых сосудов II тысячелетия до н.э. Этот факт может служить доказательством непосредственной связи культуры Яншао с более поздней культурой Китая эпохи Шан. Другим доказательством этой связи является наличие в росписи сосудов типа Яншао изображений, аналогичных знакам луны и молнии в древнейшей китайской письменности.
Исследуя территорию деревни Яншаоцунь, были найдены различные виды погребальной керамики: сосуды, которые "пригодятся покойнику на том свете", урны, используемые для детских погребений, макеты жилищ. Из керамики были найдены небольшие печки, многие виды орудий труда: ножи, скребки, пряслица, лощила для заглаживания керамики, рыболовные крючки; украшения: кольца, шпильки; скульптуру: изображение человеческой головы, полой внутри, с круглым отверстием сверху. Также были найдены керамические игрушки: свистульки, погремушки, колокольчики, и даже музыкальные инструменты.
Все эти находки свидетельствуют о высоком уровне развития китайского народа уже в период раннего неолита. Открытие стоянки Яншаоцунь положило начало широким поискам неолитических поселений на территории Китая. Летом 1921 года Министерство Сельского хозяйство Китая послало И.Г. Андерсона совершить поездку на юго-запад Маньчжурии. Там И.Г. Андерсон открыл пещеру Шаготунь с остатками захоронений неолитической эпохи. Погребения сопровождались каменными изделиями и фрагментами расписных сосудов. Находки расписной керамики в провинции Ляонин говорили о распространении неолитических памятников типа Яншао по территории Северного Китая, в том числе за пределами лёссового плато.
Несмотря на то, что наряду с расписной керамикой попадались обломки черной и серой посуды, с оттисками плетенки, И.Г. Андерсон находил крашенную керамику культуры Яншао ведущим элементом северокитайского неолита.
Познакомившись с материалами экспедиции Пампели 1903-1904 гг. в Анау, И.Г. Андерсон обнаружил сходство по стилю росписей керамики Яншао со среднеазиатской. Исходя из этого, он сделал вывод о связях неолитических культур Запада и Северного Китая.
.2 Технология яншаоской керамики
Керамика культуры Яншао разнообразна: посуда, орудии труда, украшения, игрушки, скульптура. Особенно широко представлена посуда, которая по составу теста подразделялась на "чистую" – столовую, и "грубую" – хозяйственную и кухонную.
Поверхность столовой посуды была расписана по белому или красному ангобу (покрытие из жидкой глины) или по естественному фону черным, красным или иным узором. Стенки нерасписных сосудов подвергались тщательной полировки, в ином случае они украшались резным орнаментом, аппликацией или другими видами декоративного орнамента.
Отдельную группу составляет погребальная керамика. Бытовая посуда нередко использовалась в качестве таковой, поскольку она могла быть как тонкой, так и грубой. Погребальные урны делались только из чистого теста. Поверхность сосудов расписывала специальным "погребальным орнаментом".
Посуда керамики культуры Яншао была разнообразна. Были найдены около тридцати категорий, которые отличались формой, деталями, орнаментацией, размерами, пропорциями отдельных деталей.
Сосуды Яншао поражают строгим изяществом форм, удивительным совершенством пропорций, чрезвычайно сложными узорами, что возникает вопрос: как гончары яншаоской культуры сумели создать столь высокоразвитые изделия из глины? Для того чтобы найти ответ на поставленный вопрос следует изучить методы изготовления керамических предметов.
Технология производства яншаоской керамики включает шесть этапов: выбор глины и отмучивание, изготовление формы, обработка поверхности, роспись и обжиг.
Первый этап. Выбор глины.
Для того чтобы изготовить керамические изделия требовалось отыскать определенный вид глины. Глина должна быть либо без посторонних примесей, либо с необходимыми примесями. С появлением мануфактурного производства глину добывают при помощи экскаватора, с развитием технологий отпала потребность в ее отборе, для очистки глины используют различные физические и химические методы. Но 4 тысячи лет назад о таких методах естественно яншаоские мастера не знали, поэтому отбор глины являлся важным этапом на пути создания керамики. Глина должна была быть однородного состава, чтобы она подходила для уже отработанного режима сушки, обжига, не растекалась и не перекорёживалась.
В районе Яншао основным сырьем был лёссовый ил, содержащий множество различных примесей.
Второй этап. Отмучивание.
Исследование обломков сосудов, тесто которых лишено растительных и прочих примесей, показало, насколько старательно и кропотливо проводилась эта начальная операция производства сосудов.
Состав материала, предназначенного для изготовления сосудов, определялся в первую очередь их функциями в быту. Существовало два сорта теста: грубое, смешанное с песком, и чистое, лишенное какие бы то ни было примесей. Первое, как уже отмечалось, использовалось для изготовления кухонной утвари, второе – для столовой посуды и погребальных урн.
При сушке и обжиге изделия сильно уменьшаются в размерах, из-за этой усадки часто образуются трещины, особенно, если стенки толстые, и там где есть углы, например, где стенка соединяется с дном. Это особенно опасно для кухонной посуды, которая постоянно подвергается перепадам температуры. Чтобы избежать проблем с усадкой, в глину добавляли различные отощители. Отощители – это материалы, не знающие усадки, делающие глину не такой жирной на ощупь, толще.
В Древнем Китае в качестве отощителей использовали мелко нарезанную траву, тальк (очень мягкий камень), измельченные раковины, дробленую керамику, рыбьи кости, кварц и другие минералы. Но самым распространенным отощителем был песок.
Шведский археолог Т.И. Арнэ обнаружил в образце красно-бурой керамики 57% лёссовой глины, остальное – мелкозернистый кварцевый песок. В глине 30% оксида железа, который влияет на цвет керамики. Наружная поверхность плотная, глянцевая – её натирали углём. Внутренняя поверхность пористая, хорошо впитывает влагу. Т. И. Арнэ предполагает, что температура обжига достигала 1300-1400 °С.
Красновато-серый образец керамики содержал всего 16% оксида железа, поэтому он светлее. Его температура обжига, по мнению Т.И. Арнэ 1100-1200 °С.
Третий этап. Изготовление формы.
Яншаосцы делали сосуды в ручную. При этом они знали несколько способов их изготовления: формовка, лепка, кольцевой и спирально-ленточный метод.
На раннем этапе возникновения керамики использовался метод штамповки.
Самый древний способ производства керамики яншао заключался в том, что в качестве шаблона использовали плетеные изделия, которые покрывались с внутренней стороны слоем глины и сушились. Когда не было керамики, т.е. не было обжига, глиной обмазывали, чтобы не просыпалось зерно, или даже не проливалась вода – засохшая глина может определенное время удерживать воду. Позже стали обжигать вместе с плетёнкой.
Вот почему на внешней поверхности большинства сосудов оставались следы оттисков плетеных изделий, расположенных в вертикальном направлении. Этот способ изготовления керамики использовался в Китае вплоть до династии Чжоу.
Другой своеобразный способ формования – с помощью верёвки: чтобы стены не деформировались по мере формовки, их обматывали верёвкой. На территории поселения Яншао часто встречались высокие сосуды, поверхность которых сплошь покрыта параллельными оттисками верёвки, расположенными горизонтально. Гончары использовали верёвку, связанную в несколько рядов, чтобы получалась широкая полоса. Стенку лепили послойно, снизу вверх, кольцо глины клали на кольцо, или наматывали спирально полосками на дно. После того как стенка достигала высоты примерно 5 см, она обвивалась веревками, связанных в 2-3 ряда, для того чтобы поддерживать основание стенки и продолжать построение следующей части сосуда. Потом эту многослойную конструкцию поджимали сверху, чтобы плотнее соединить слои. На остром дне бутылки веревка обвязывалась несколько раз для сохранения правильной формы основания, здесь часто отмечаются пересечения линий. Поверхность заглаживали, но следы от швов и верёвок иногда было видно.
Интересно отметить, что метод веревочного шаблона использовался в Северном Китае и позднее.
Кроме формовки в керамическом производстве Яншао использовалась лепка сосудов. Сосуды разных форм лепились руками из целого куска глины. Их поверхность обычно сохраняла ясные отпечатки пальцев. Сосуды, вылепленные из глины, отличались маленькими размерами. Более крупные предметы зачастую изготовлялись из двух частей: нижняя и верхняя часть сосуда, а затем соединялась.
Важное место в процессе формовки занимало изготовление дна. У небольших сосудов дно и тулово лепились вместе, у крупных дно чаще всего лепилось отдельно. Известно несколько способов изготовления дна плоскодонных сосудов. При наиболее распространенном приеме дно слепилось вместе с сосудом. Такой способ в основном характерен для всей чистой керамики. В других случаях дно делалось отдельно. Основания сосудов обычно лепилось из целого куска глины на специально приготовленной холстине или циновке, которая применялась для более прочного соединения дна и стенок сосуда.
Яншаосцы хотя еще не знали гончарного круга, но им был известен его предшественник – поворотный круг: он не крутился вместе с изделием, пока не остановится, а только поворачивается рукой мастера на нужный угол.
Четвертый этап. Обработка поверхности.
Следующая операция обработки поверхности тесно связана со способом его изготовления. Сосуды со следами отпечатков верёвки, циновки или пленной корзинки, использовавшихся в процессе формовки, подвергались обработки лишь с внутренней стороны, а внешняя оставалась нетронутой. Особый интерес с этой точки зрения представляет кухонная утварь. Внешняя поверхность изделий сплошь испещрена оттисками циновки или плетенки, причем верхняя часть сосуда носит полустёртые следы, а на нижней части тулова заметны отчетливые глубокие отпечатки веревки. Верхняя часть, менее подвергавшаяся действию огня, обрабатывалась не так тщательно, зато особое внимание уделялось обработке основания. Стенки сосудов, изготовленных ленточным способом, полировались вручную с помощью специальных приспособлений – бамбуковыми гребнями, костяными, деревянными и керамическими лощилами. Сосуды полировались до характерного блеска. Особенно тщательной обработке подвергалась, естественно, внешняя поверхность, хотя чашки и пиалы с широким устьем не менее усердно полировались изнутри. Поверхность сосудов из грубой керамики чаще всего подвергалась только чистке.
После заглаживания некоторые сосуды погружали в жидкую суспензию той же, но хорошо отмученной глины. Стенки сосуда покрывались тонким слоем жидкости, после чего становились еще более гладкими и блестящими. Важно при этом подчеркнуть, что полученный покров при желании можно было удалить. После погружения сосуда в раствор, на поверхности образовывался тонкий слой из мелких частиц, таким образом, понижая пористость поверхности. Если бы взяли другой состав, более низкоплавкий, или добавили в этот же состав что-нибудь, снижающее температуру плавления, то при обжиге такой тонкий слой расплавился бы, образуя глазурь – стекловидный слой, не пропускающий воду совсем. Яншаосцы ещё этого не знали, обжигая неглазурованную керамику.
Для кухонной утвари покрытие глинистым раствором являлась последней стадией перед обжигом. Поверхность таких сосудов не расписывалась, обычно она имеет большой налет копоти и сажи.
Пятый этап. Роспись.
Что касается расписных керамических изделий, то после того как глинистый раствор подсыхал, на их внешнюю, а иногда и внутреннюю часть наносился орнамент. После этого сосуд ставили в гончарную печь и обжигали.
Рисунок не всегда наносился на естественный фон сосуда, получившийся после погружения его в глинистый раствор. Иногда росписи предшествовал еще один дополнительный этап обработки – ангобирование.
Иногда на те места, где ляжет роспись, или на все изделие наносилась специальная цветная масса, слой глины другого цвета, чаще всего красновато-коричневая или белая – ангоб. Для этого либо окунали в глинистый раствор, или наносили его обливанием. Тонкий слой ангоба маскировал структуру черепка, передавая ему высокие художественно-декоративные качества. Ангоб также служил хорошим фоном для полихромной росписи. Пористый слой ангоба равномерно впитывал краску и создавал прекрасную гладкую поверхность.
Существовало несколько способов нанесения ангоба на поверхность сосуда. В одних случаях сосуд погружали в раствор ангоба, в других им обливали сосуд, предварительно хорошо просушенный, чтобы ангоб быстрее впитывался. Для обработки поверхности белым ангобом применяли жидкий глинистый раствор, содержащий известняк и доломит. Красный ангоб, судя по всему, содержал в своем составе высокий процент окиси железа. Часто ангобом покрывали не весь сосуд, а только ту часть, предназначенную для росписи. Такой способ обработки сосудов характерен для керамики, найденной на поселениях Центральной равнины. В северо-западных районах ангоб использовался крайне редко.
Раскрашивание сосудов проводилось непосредственно перед обжигом. Узор наносили красного или черного цвета, реже – лилового, белого или коричневого. Это и есть первая роспись, давшая название керамике и всей культуре. Следует обратить внимание, что яншаоская керамика – очень грубая и тонкие изделия названы так только относительно, цвета узоров далеко не чистые, а серовато-грязные, неопределенных тонов, иногда бывало трудно определить цвет.
Краски, используемые для росписи, минеральные, т.е. это естественные материалы. Трудно сказать какие минералы использовались для изготовления разнообразных по цветовым гаммам красок, отличающихся удивительной способностью так долго сохранять яркость и стойкость. До сих пор был открыт только секрет изготовления красной краски. При раскопках поселения Сииньцунь провинции Шаньси вместе с обломками сосудов найдены россыпи "кровавика". Это камень, который происходит от греческого слова haimatos (кровь). Гематит имеет цвет запекшейся крова. Темно-красный оттенок придают минералу оксиды железа.
Плавность линий орнаментального рисунка показывает, что его наносили на поверхность сосуда кистью, причем иногда довольно легко выяснить, каким "инструментом" работал древний художник – новым острым или старым с тупым концом. Так, в результате анализа особенностей линий рисунка удалось установить, что сосуд одного из поселений расписывался с помощью двух кистей. Высокая технология рисунка на яншаоских сосудах позволяет предположить использование трафарета. Например, для нанесения зубчатого узора могла быть использована в качестве трафарета полоска кожи с зубчиками по краю. Роспись большинства сосудов осуществлялась на поворотном круге, так как рисунок наносился чаще всего только сверху, нижняя часть сосуда была неудобной для раскраски и поэтом оставалась нетронутой.
В позднее время яншаоские мастера наносили узор в соответствии с назначением изделия. В качестве примера можно привести сосуд "гуань", который разрисовывали в косую монохромную клетку, пиалы украшали монохромными витыми облаками или тремя параллельными линиями, чаши "бо" украшались полихромным рисунком, иногда по белому ангобу наносили три параллельные линии и рисовали три прямоугольника по бокам. Встречались и другие, более сложные рисунки, но то было крайне редко. В основном использовали рисунки "типичных" видов.
Помимо росписи изделия декорировали узорами с помощью гравировки, т.е. резьбы, методом штамповки получали оттиски. В качестве "штампа" использовали хлебные злаки, косточки плодов и специальные приспособления.
Погребальные сосуды всегда декорировали. Человек на них изображался сидящим, иногда у него отсутствовала голова. Самыми массовыми были геометрические узоры, а также изображения деревьев, тыкв-горлянок и прочего.
Шестой этап. Обжиг.
После того как раскраска изделия завершалась, наступал завершающий этап изготовления керамических сосудов – обжиг в специальных гончарных печах. Исследование стоянки Баньпо помогает представить особенности устройства подобных печей. В Баньпо сохранилось шесть печей для обжига, которые можно подразделить на два типа. Первый представляет собой вертикальную с мешкообразным дном камеру. Между топкой и дном печи, куда помещались сосуды, располагалось несколько отверстий – газоход, длиной 30 см и диаметром 15 см, сквозь которые проникал огонь и теплый воздух. Высота такой печи составляла 1,3 м., диаметр ее основания – 1,9 м. Наверху вместо трубы сделано 6 прямоугольных отверстий для выхода дыма и газов, что позволяет получить равномерную температуру в камере обжига.
Другие горны были горизонтального, цилиндрического, пещерного типа, напоминающие трубу. Камера обжига у них расположена не прямо над топкой, а несколько сбоку. Огонь в ней направлялся не вверх, а по горизонтали, вдоль ее оси. Топка печи второго типа соединялась с камерой обжига сосудов тремя дымоходами. Пламя из топки проходит наклонный газоход длиною 2,1 м. и, наконец, через прямоугольные отверстия размером 10х5 см, которых более десятка, попадает в камеру обжига. Диаметр основания камеры, где ставились сосуды, достигал 2 м. Печи второго типа больше первых. Несмотря на столь сложную конструкцию как тех, так и других, горны достаточно совершенны. Подобная конструкция позволяет поддерживать равномерную температуру в печи, а, следовательно, и равномерный обжиг. Разница температур в камере обжига не должна превышать 30-50 °С, и древние мастера хорошо это знали исходя из опыта. Безусловно, высокое качество керамики культуры яншао не подлежит сомнению. Сосуды обжигались при не ниже 1000 °С, в среднем при 1300-1400 °С, такая температура достигалась при сжигании дерева за счет сильной тяги.
В горнах найдена древесная зола – это доказывает, что их топили дровами. О существовании угля, а тем более нефти и газа в те времена не знали. Стоит заметить, что китайские традиционные печи и по сей день топят дровами.
Стоит отметить, многие археологи утверждают, что поздняя расписная керамика Яншао хуже и грубее ранней и встречается она реже, а узоры становились проще. Возможно потому, что на смену ей пришла другая культура.
Глава III. Орнаментация керамики типа Яншао
.1 Виды орнамента
Изучение способов и видов украшений сосудов культуры Яншао – важное звено в исследовании керамического производства эпохи неолита в Китае. Детальный анализ узоров на керамических изделиях позволяет выявить наиболее характерные особенности орнаментации, проследить эволюцию росписи на протяжении этого времени развития культуры.
Орнамент обычно тесно связан с формой изделия. В разнообразных по виду узорах запечатлено эстетическое осмысление древним художником окружающего мира. Разного рода узоры и стилизованные изображения скрывают сюжеты религиозного или колдовского содержания, в них зашифрованы древние обряды и магия первобытных людей, их загадочный духовный мир. В бассейне Хуанхэ в эпоху неолита сложились устойчивые принципы и формы орнаментации, которые во многом раскрывают художественные традиции всей культуры в целом. Поэтому исследование мотивов и стиля росписей на керамике Яншао позволяет определить истоки и этапы развития декоративно-прикладного искусства Древнего Китая.
Орнаментальные мотивы керамики культуры Яншао отличаются своеобразием и оригинальностью.
Как уже было отмечено в предыдущей главе, в зависимости от характера обработки поверхности керамика культуры Яншао подразделяется на две большие группы: в первую входят сосуды с гладкой, иногда тщательно отполированной поверхностью. Вторая группа, более многочисленная, состоит из сосудов, поверхность которых орнаментирована. Далее на основе классификационной схемы приемов и видов орнаментации проводится анализ многообразных узоров керамики Яншао. Известны четыре способа ее орнаментации:
1)Резной;
2)Штампованный или "вдавленный";
)Налепной
)Роспись
Каждый способ включает определенное количество видов орнамента.
Резной орнамент наносился обычно на верхнюю часть сосудов. Этот орнамент представлен тонкой или широкой горизонтальной линией. Резные тонкие или широкие линии украшали тарелки минь и горшки гуань.
Штампованный узор подразделялся на четыре разновидности: оттиски, веревки, плетеные изделия и "ногтевой" узор.
Налепной орнамент характеризуется наличием выпуклых налепов, полос и зооморфных изображений, а также растительных и геометрических мотивов.
Каждый вид орнамента подразделяется на своеобразные группы узоров, характерные для определенных сосудов.
Геометрический орнамент – наиболее широко распространенный вид росписи. Большое многообразие геометрических узоров заставило разработать более детальное их подразделение. Среди вариации узоров удалось выделить 15 простейших элементов: точечный, узор из полос, комбинации простейших геометрических фигур, зигзаги, спиралевидные, кресты и сложные узоры.
Разнообразные сочетания их образуют большое число сложных узоров геометрического орнамента. Они, в свою очередь, объединены по группам в зависимости от главного элемента, составляющего узора. Всего в бытовой керамике выделено 16 групп узоров геометрического орнамента.
Наиболее популярным мотивом был рисунок плетенки, который на разных этапах развития культуры обогащался новыми деталями и претерпевал изменения. Керамические изделия, предназначенные для еды, украшали снаружи и внутри узорами в виде брызг, кругов, клеток, волнистых линий. Зооморфные изображения, отличающиеся необычайным совершенством и реалистичностью, представлены фигурами лягушек, оленей и рыб. Изредка художник рисовал человеческие лица: такие рисунки обычно украшали горловину или крышки сосудов.
.2 Особенности орнаментации керамических комплексов
Типологический анализ керамики Яншао, а также стратиграфические данные позволили выделить четыре больших комплекса, которые представляют четыре последовательных этапа эволюции керамики Яншао – Баньпо, Мяодигоу, Мацзяяо и Мачан.
На поселениях Баньпо из всех приемов орнаментации самыми излюбленными стали резные и штампованные узоры. Для крашенной керамики Баньпо особенно характерны антропоморфные и зооморфные изображения, а также геометрические вариации орнамента. Наиболее популярно изображение на сосудах человеческого лица в сочетании с рисунком рыбы. Детально разбор зооморфного орнамента позволил уловить несколько основных моментов постепенного его преобразования в геометрический. Антропоморфные и зооморфные изображения в росписях отличаются подчеркнутым реализмом, а в геометрическом орнаменте преобладают простые и незамысловатые мотивы.
Что касается орнаментации Мяодигоу, то она отличается заметным усложнением узоров. Особенно широкое распространение получили налепной орнамент и роспись. Налепной орнамент стал значительно разнообразнее. Кроме выпуклых налепов и полос появляются зооморфные изображения. Роспись на изделиях из Мяодигоу отличается более сложным характером и представляет собой всевозможные сочетания геометрических фигур, растительных узоров и зооморфных изображений. Наряду со старыми, заимствованными из предшествующего этапа, мотивами возникают новые, которые широко используются в последующие периоды развития культуры Яншао. Главная отличительная особенность орнаментики второго комплекса – появление и широкое распространение изображений птиц и цветов, что не характерно для Баньпо.
В Мацзяяо происходит дальнейшее совершенствование орнаментации керамических изделий. Резные, штампованные и налепные узоры применяются здесь значительно реже. Самый распространенный прием орнаментации в Мацзяяо – роспись. Крашенная керамика представлена в третьем комплексе очень широко. Росписи подвергается значительно большее количество изделий, нежели в предшествующих по времени комплексах. Антропоморфные и зооморфные изображения претерпели дальнейшую стилизацию рисунка. Черная краска, применявшаяся для росписи керамики, отличается более высоким качеством, чем в Баньпо и Мяодигоу, в то же время красная краска более не применяется. Для росписи Мацзяяо характерны более сложные и плавные спиралевидные рисунки. В отличие от первых двух комплексов, в Мацзяяо чаще всего росписью покрывали всю поверхность сосуда.
Характер орнаментов из Мачан свидетельствует о дальнейшей эволюции керамики Яншао. Большинство изделий, найденных на стоянках последнего комплекса, украшено сложнейшими геометрическими узорами. Роспись, наиболее распространенный прием орнаментации, отличается многоцветными и более сложными узорами, чем в начале развития культуры. Жертвенные сосуды обычно расписывались специальным орнаментом, имеющим в качестве обязательных элементов красную и черную полосы. Кроме того, для погребальных урн особенно характерен спиралевидный узор, достигший в эпоху Мачан своего наивысшего расцвета. Расписные сосуды мачанского комплекса отличаются тем, что впервые при обработке стенок начал широко применяться ангоб плотного красного цвета с темным оттенком. Росписью покрывались теперь не только тулова сосуда, но и ручки. Антропоморфные изображения, украшавшие изделия этого комплекса, претерпели значительные изменения и подверглись дальнейшей стилизации.
3.3 Семантика орнаментации керамики культуры Яншао
В искусстве неолитической расписной керамики ярче, чем в каком-либо другом материале, отражен интеллектуальный мир обитателей Китая новокаменного века. Являясь отражением предметов и явлений реального мира, орнаментика сосудов имеет совершенно определенный смысл, выражает ряд чрезвычайно сложных идей и понятий. Это не просто украшения, это некие знаки, которые скрывают важные детали жизни древних людей, их взгляды на природу и человека. Эти знаки представляют сложную систему взаимоотношений людей в первобытном обществе.
Росписи на неолитической керамике Китая несут определенную и значительную смысловую нагрузку, представляют собой символы различных общих представлений человека того времени об окружающем его мире. Важно отметить, что все росписи определенным образом связаны с ритуальными обрядами, культом предков и космологией.
Расшифровка элементов орнамента на яншаоской керамики раскрыла суть религиозных представлений людей каменного века Китая. Эта суть заключается в анимистических верованиях, раскрывающиеся в обрядах и ритуалах в честь земли, неба и солнца. Неолитические обитатели бассейна Хуанхэ обладали тотемистическими воззрениями. Наиболее ярко тотемизм яншаосцев проявляется в их желании украсить сосуды изображениями человека-рыбы. Эти узоры, связанные с верой в превращение человека в его тотем и обратно, говорят о том, что яншаосцы считали рыбу своим предком – тотемом. Как отмечает А. П. Окладников, аналогичное явление наблюдается в неолите Сибири. Недаром излюбленной темой неолитических скульпторов, а также постоянным героем многочисленных мифов и неотъемлемой часть шаманского культа у многих племен Сибири долгое время оставался налим.
В системе религиозных верований яншаосцев важное место занимал культ предков. На это указывает, в частности, специальный узор, выполненный черной и красной краской, который наносился на погребальные сосуды. Использование красной краски в росписи жертвенных урн имело ритуально-символическое значение, отражавшее веру древних жителей Китая в возможность воскрешения из мертвых. Одну из самых главных основ религиозных идей яншаосцев представлял культ женщины-матери и матери-земли. Для земледельцев эпохи неолита проблема плодородия имела чрезвычайно важное значение и поэтому тесно связывалась ими с культом женского начала. Это раскрывают изображения раковины каури, часто повторяющийся элемент на сосудах Яншао. Раковины каури, как известно, издавна считались символом женской плодовитости.
Если говорить о символике росписи древней керамики, то она, несомненно, была связана с космографией, орбитами небесных тел и с календарем.
Важно запомнить, что анализ узоров на бронзовой утвари и других предметах искусства эпохи Шан и Чжоу служит своеобразным ключом к раскрытию смысла ряда орнаментальных мотивов Яншао.
Круг – один из наиболее распространенных элементов геометрического орнамента культуры Яншао. В поздние период диски и круги широко применялись для украшения могильных памятников, стен домов, ворот и других сооружений. Они либо свисали с верхних балок, либо прикреплялись между двумя горизонтальными бревнами. Исходя из этого, можно утверждать, что круги и диски геометрического орнамента неолитических сосудов представляют собой более или менее близкое к оригиналу изображение действительных предметов.
Ханьские круги, или диски "би", украшавшие стены и колонны, в эпоху позднего Чжоу были символами культа неба и солнца. "Би" использовались в ритуальных целях, при погребальных обрядах, а также как эмблемы отличий. Существует особый тип "би", который разделяется на три части надрезами на внешней стороне диска. Такой "би" обозначает звезды Большой Медведицы. Следует заметить, что этот диск не что иное, как изображение орбиты созвездия. Он никогда не означал небо, солнце или луну.
Как уже отмечалось, круг – символ не только неба, но и солнца. Подтверждением этому служит древняя идеограмма для солнца, представляющая круг с точкой или тире в центре.
Круг со знаком свастики внутри – узор, известный с древнейших времен во всем мире. Его значение связано с символикой солнца. Кроме то, его можно толковать как знак смерча или вихря. Основываясь на подобных предположениях, можно отнести этот знак к группе космических символов, отражающих движение небесных тел. В Китае этот знак использовался на космологических картах, применяемых в гаданиях, а также на космических зеркалах.
Не исключено также, что свастикоподобные знаки символизируют движение. Четыре ответвления на концах ассоциируются с вращением колеса. Сама по себе форма свастики дает основание предполагать, что существует связь между этим знаком и движением – круговым вращением.
Узор, состоящий из креста с точками между перекладинами или без них, вызвал некую дискуссию о своем назначении. А. Баллинг считает, что этот знак означает вращение, а Х.Рид связывает его с культом плодородия.
С кругами тесно связаны по символики спирали. Спираль, как и круг, является "вторичным" узором, вероятнее всего, передается движение каких-либо вращательных предметов. Разнообразное количество спиралей в узоре, могло указывать на число прядей, которые использовались в процессе прядения или плетения. Б.Л. Богаевский считает, что спираль является носителем идеи погребального культа, так как она встречается в погребальном орнаменте на керамики Баньшань.
И.Г. Андерсон связывал узор двойных спиралей с изображением дракона с извивающимся телом. Но чаще всего дракон связывался с небом. Каждая из девяти областей неба, согласно древней китайской космологии, управляется драконом.
Треугольники и шевроны – еще один тип орнамента в культуре Яншао. А.Баллинга полагал, что узор треугольника символизирует горы.
Итак, исследования геометрического орнамента на неолитической керамике культуры Яншао показало, что все росписи так или иначе связаны с ритуальными обрядами, культом предков и космологией. Различные мотивы геометрического орнамента на крашеной керамике имели для людей той эпохи определенное значение, были неотъемлемой частью их существования.
Заключение
В целом культура крашеной керамики по степени художественной выразительности орнаментальных мотивов подразделяется на два этапа. К первому относится керамика, украшенная широкой лентой черных узоров, состоящих из простых, но разнообразных мотивов, нанесенных на верхнюю половину изделия. Памятники с подобной керамикой распространены на территории Китайской низменности, включая Западную Хэнань и ее окрестности. Керамика второго, более позднего этапа, встречающаяся на памятниках, открытых в провинциях Ганьсу и Цинхай, отличается сложными, повторяющимися сочетаниями тонких линий на венчике и плечиках сосуда и узорами на внутренних поверхностях изделий.
Внутри каждого из этих этапов исследователи выделяют самостоятельные подразделения. Синолог Т. И. Кашина разделяет взгляды Чжан Гуан-ци, который подразделяет неолит района Китайской низменности на три периода: Шэньси, Баньпо и Мяодигоу.
За почти полувековой период поисков и раскопок памятников культуры Яншао получен огромный и разнообразный материал, всесторонне характеризующий ее особенности. Одним из главных элементом, выделяющий Яншао в особую культурно-этническую область, является расписная керамика: способы изготовления посуды, мотивах орнамента, типах гончарных изделий и их назначение.
Археологические исследования, которые проводились в Китае в течение последних 50 лет, привели к открытию многочисленных памятников, представляющих различные этапы развития неолита Китая. Особый интерес в связи с этим представляет неолитическая культура Яншао. Яншао представляет собой основу, на которой затем вырастает китайская цивилизация, и уже поэтому она заслуживает самого тщательного и всестороннего изучения.
Отсутствие полного и всестороннего анализа керамического производство периода Яншао значительно затрудняет решение ряда общих проблем неолита Китая. Керамика представляет собой материал исключительной ценности при решении вопросов этноса и периодизации культуры.
яншао культура керамика орнаментальный
Использованные источники и литература
1.Арапова Т.Б., "Фарфор и керамика Китая", М., 2007
2.Белецкий П., "Китайское искусство. Очерки", Киев, 1957
3.Богачихин М.Н., "Керамика Китая. История, легенды, секреты", М., 1996
4.Голыгина К.И., "Символический орнамент на керамике Древнего Китая", М., 2007
5.Глухарева О., Б. Денике, "Краткая история искусств Китая", М.-Л., 1948
6.Евсюков В.В., "Сюжет с рыбами в орнаменте керамики культуры Яншао"// Известия Сибирского отделения АНСССР. Серия общественных наук. – Б.м., 1980. №11. Вып.3.
7.Кашина Т.И., "Керамика культуры Яншао", М., 1977
8.Кашина Т.И., "Семантика геометрической орнаментации керамики культуры Яншао"// Известия Сибирского отделения АНСССР. Серия общественных наук. – Б.м.,1971. № 6. Вып. 2.
9.Кочетова С.М., "Фарфор и бумага в искусстве Китая", М., 1956
10.Кравцова М.Е., "История искусства Китая", М., 2004
11.Крюков М.В., "У истоков древних культур Восточной Азии", №6, М., 1964
12.Кучера С., "Китайская археология", М., 1977
13.Чжан Яцин, "Крашеная керамика неолитической культуры Восточного Китая и проблема взаимоотношений их с Яншао"// История и культура Востока Азии. – Новосибирск, 1972