- Вид работы: Контрольная работа
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 539,42 Кб
Современная культура буддизма в нынешнем Китае
Контрольная работа
На тему
Современная культура буддизма в нынешнем Китае
Содержание
буддизм культура китайская
Введение
Глава 1. Буддизм: понятие и история зарождения его в Китае
1.1.Понятие буддизма
1.2.История развития буддизма в Китае
1.3.Распространение буддизма
Глава 2.Современная культура буддизма в нынешнем Китае
2.1.Место буддизма в китайской культуре
2.2. Современное состояние буддизма в Китае
Заключение
Список литературы
ПРИЛОЖЕНИЯ Введение
Актуальность темы исследования.
Буддизм, проникнув в Китай в первые века нашей эры, столкнулся с богатой, уходящей вглубь веков культурой, которая включала в себя развитую письменность, самобытный фольклор, мифологию и собственные религиозные верования, что не могло не сказаться на сложном характере его взаимоотношений с китайской традицией. В результате этого взаимодействия сложилось весьма уникальное явление – китайский буддизм, который включал в себя два уровня: элитарный и популярный. Популярный буддизм сыграл огромную роль во у всех сферах общественного сознания китайского общества. Он оказал большое влияние на развитие духовной культуры Китая. Его божества стали излюбленными персонажами произведений китайской литературы, архитектуры и изобразительного искусства. Многие буддийские сюжеты легли в основу танских новелл. Вместе с конфуцианством и даосизмом он составил синкретический комплекс «трех религий» (сань цзяо), где каждая составная комплекса дополняла две другие.
Вместе с тем, история популярного вероучения буддизма в Китае, в особенности его ранняя история, связанная с его становлением, до сих пор мало изучена. Без понимания этой проблемы мы не сможем сказать, что имеем достаточно полное представление об истории буддизма в Китае. Становление популярного вероучения буддизма в Китае происходило на уровне взаимодействия буддизма с традиционными религиозными верованиями китайцев. Этот аспект истории буддизма также мало изучен в научной литературе и его исследование внесет существенный вклад в понимание закономерностей развития буддизма в Китае.
Цель нашего исследования изучение современной культуры буддизма в нынешнем Китае. Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
. Осветить современную культуру буддизма в Китае.
Объектом исследования являются современная культура буддизма в нынешнем Китае.
Предметом исследования является становление популярного вероучения буддизма в Китае в контексте его взаимодействия с традиционными религиозными верованиями.
Степень изученности. Существует достаточно богатая литература, посвященная исследованию добуддийских традиционных народных верований китайцев, с которыми столкнулся буддизм в период своего распространения в Китае. Среди зарубежных исследователей, которые рассматривали эту тему, необходимо выделить такие имена, как Э. Вернер,
М. Гране, Я.Я.М. де Гроот, Б. Карлгрен, Э. Эркес, Э. Шаванн, Б. Лауфер, К. Хентце, Д. Бодде. Их труды позволяют нам ознакомиться с мифологией, легендами, демонологией, культами земли и плодородия, тотемическими верованиями, магией и обрядовыми действами древнего Китая.
Традиционные китайские народные верования освещены в работах китайских ученых. Монография Юань Кэ «Мифы древнего Китая»1, обобщает ранее опубликованные исследования китайских авторов по мифологии Китая. Культ Неба, учение о Небесном мандате освещает Ян Юн-го в своей работе «Чжунго гудай сысян ши» («История идеологии древнего Китая»). В работе Цзинь Цзэ «Чжунго миньцзянь синьян»2 («Китайские народные верования») проанализированы народные верования и описана их история с древнейших времен до наших дней. В работе Хэ Цзяньань «Чжунго миньцзянь у» («Китайские народные танцы») рассматриваются древние ритуальные танцы. Вопросы, касающиеся ранних верований, получили освещение в трудах Фэн Юланя «Чжунго чжэсюэ ши»4 («История китайской философии»).
Теоретическая и методологическая основы исследования данной работы обусловлены спецификой изучаемого материала и задачами курсовой работы. Были использованы общенаучные и исторические методы исследования. В исследовании использовались общенаучные принципы познания – принципы историчности, преемственности, целостности и системности. Глава 1. Буддизм: понятие и история зарождения его в Китае .1 Понятие буддизма
Буддизм, в широком понимании, – это практика счастливой жизни и вершина человеческого познания вселенной. Буддизм многогранен, как сама жизнь, и охватывает все сферы бытия.
Это и религия, так как при распространении Буддизма среди людей, он адаптировался под нужды и чаяния простых обывателей. Это и философия, как один из видов практики ума. Причём, эта философия настолько глубокая и практичная, что, в конечном счёте, выводит человека на путь трансцендентального познания. Это и психология, как наука о человеческом разуме и пути избавления от любого вида неудовлетворённости.
В нём есть и черты науки, так как это учение целиком основано на личном опыте человека и, как и научные знания, его можно, а иногда и нужно, проверить на себе. Правда, буддизм намного более тонок и глубок, а наука лишь подтверждает некоторые аспекты буддийского мировоззрения. Ну и конечно самое важное в буддизме – это практика, т. е. непосредственные действия, ведущие к умиротворению, счастью и постижению сути всех вещей.
Суть буддизма заключается в Четырёх Благородных Истинах, данных Буддой сразу после достижения просветления:
. Благородная истина о страдании.
. Благородная истина о происхождении страдания.
. Благородная истина о прекращении страдания.
. Благородная истина о пути, ведущем к прекращению страдания.
Все буддийские практики и методы, течения и теории – есть раскрытие, адоптация, упрощение и реализация этих истин. Ниже описано, как я понимаю четыре благородные истины. Важно помнить, что словами невозможно передать смысл данных истин, и описание их служит импульсом для начала поиска. Благородная истина о страдании Мир полон дукхи. Любое наше действие: физическое, умственное, чувственное и т. п., связанное с некоторой неудовлетворённостью, так как если бы мы были абсолютно и полностью удовлетворены, то пребывали бы в спокойной безмятежности и в состоянии Нирваны. Благородная истина о происхождении страдания. Причина неудовлетворённости – это жажда. Будда говорил о трёх видах жажды. Чувственная жажда – желание наслаждаться пятью органами чувств. Жажда существования – желание вечной жизни, вера в абсолютную и вечную самосущность, продолжающую существовать независимо от тела. Жажда самоуничтожения – вера «Я», которое полностью уничтожается при смерти, и не имеет ни какой причинно-следственной связи со временем до или после смерти. Из-за жажды происходит различение на приятное и неприятное, на хорошее и плохое. Рождается привязанность к феноменальному миру. А феноменальный мир есть результат стечения бесчисленного множества обстоятельств (карма). Он рождается-умирает, постоянно меняется. Отсюда появляется неудовлетворённость. Благородная истина о прекращении страдания. Эта истина особенно трансцендентальна и не доступна для ума. Так как здесь речь идёт о вещах, находящихся вне мира рождений и смертей (колеса сансары). Жажда может исчезнуть. При полном угасании и прекращении жажды прекращается и привязанность, а через прекращения привязанности, прекращается кармический процесс «рождения-смерти» и исчезает неудовлетворённость. Достигается состояние Нирваны. Благородная истина о пути, ведущем к прекращению страдания. Есть путь, ведущий к прекращению неудовлетворённости – это Восьмеричный путь. 1.2 История развития буддизма в Китае
Время проникновения буддизма в Китай трудно установить. Несомненно лишь, что во II в. буддизм там уже занимал прочные позиции; его принесли монахи-проповедники из Индии и из Центральной Азии. Разнородность источников китайского буддизма обусловливала и двойственность его вероисповедного характера: вначале были и хинаянистская и махаянистская его разновидности. В дальнейшем различие между этими направлениями здесь стерлось, как в силу того, что первое, теряя своеобразие, все больше приближалось ко второму, так и в силу процесса, который советский исследователь Л.С. Васильев назвал китаизацией буддизма.
Вначале проповедниками новой религии в Китае были иноземцы. С середины III в. началось регулярное посвящение в монахи самих китайцев. К этому времени уже существовали монастыри, на китайский язык были переведены десятки сутр и другие сочинения буддийской литературы. В течение ближайших столетий буддизм завоевывал все большее количество приверженцев. В конце V в. в Южном Китае было уже около 2 тыс. монастырей, где «спасалось» 32 тыс. монахов и послушников, в VI в. монастырей было уже 2846, а их обитателей – 82 700 человек. На севере страны к VII в. насчитывалось 30 тыс. монастырей и около 2 млн монахов и послушников. Наряду с мужскими монастырями появились и женские.
Государственные власти относились сначала выжидательно и пассивно к распространению буддизма, но уже в конце IV в. император Сяо Ди объявил себя буддистом и построил лично для себя дворцовый храм. Таким образом, буддизм стал государственной религией, правда, без того монопольного права, которым в других случаях пользуется государственная религия. В дальнейшем отношение государства к буддизму в Китае колебалось от наибольшего благоприятствования в одни эпохи до запрещения и преследований в другие. Период V-VIII вв. считается «золотым веком» китайского буддизма. Тем не менее на отдельных этапах его последователи подвергались ограничениям и даже преследованиям. Это происходило тогда, когда возраставшие экономическая мощь и идеологическое влияние буддийской религии (чавили под угрозу силу светской власти в Китае, а богатство монастырей и храмов разжигало аппетиты императоров. В таких случаях большое количество монастырей и храмов закрывалось, их имущество, и прежде всего земли, подвергалось секуляризации, монахи лишались податных и прочих привилегий. Подобные меры были приняты в 446 г. императором У Цзуном.
Сильный удар был нанесен буддизму императорскими указами, датируемыми 842-845 гг. Ими предписывалось обращение в светское состояние огромного количества монахов, не удовлетворявших сформулированным в указах требованиям; в общем число «расстриженных» представителей духовенства (после возвращения к светской жизни им предоставлялась возможность растить волосы) достигало 260 тыс. Монахи, сохранявшие свое положение, обязаны были личное имущество сдавать в казну. Количество рабов, которое оставлялось при сохранившихся монастырях, строго ограничивалось и резко сокращалось: при каждом монахе оставался один раб, при монахине – две рабыни. Бронзовые статуи будд и других богов переплавлялись в монету, из железных изготовлялись сельскохозяйственные орудия, драгоценные металлы поступали в казну. 1.3 Распространение буддизма
Массовое распространение буддизма в начале новой эры связывают с растущей популярностью даосизма <#”583230.files/image001.gif”>
Рис.1. богиня Гуаньинь
Часто ее изображали в виде женщины с множеством рук: многочисленные руки, головы и глаза божества символизировали множество способов помочь страждущему.
В VII веке буддийское учение стало проникать в Тибет, где со временем сформировалось новое направление буддизма – тибетский буддизм, который принято называть ламаизмом. Тибетский буддизм представляет собой комплекс учений и духовных практик, впитавших в себя традиции тантрического буддизма, махаяны и хинаяны, а также элементы существовавшей до этого в Тибете религии бон, замешанной на шаманизме и мистических обрядах.
Ученые считают, что в то время как китайский буддизм был сильно трансформирован под воздействием китайской культуры, тибетские буддисты с необычайной тщательностью сохранили и воспроизвели позднеиндийскую буддистскую традицию. В целом, тибетцы верят в строго определенную судьбу мира, изменчивость всего сущего, воздаяние за грехи, переселение душ. Самые почетные монахи получают титул лама. Глава 2.Современная культура буддизма в нынешнем Китае .1 Место буддизма в китайской культуре
Буддизм просуществовал в Китае почти два тысячелетия. За это время он сильно изменился в процессе приспособления к китайской цивилизации. Однако он оказал огромное воздействие на традиционную китайскую культуру, что наиболее наглядно проявилось в искусстве, литературе и особенно в архитектуре Китая. Многочисленные буддийские храмы и монастыри, величественные пещерные и скальные комплексы, изящные, порой ажурные и всегда великолепные по своей художественной цельности пагоды придали китайской архитектуре совершенно новый, иной облик, фактически преобразили ее. Многие пагоды, многоярусные сооружения, символизирующие буддийские небеса, а также пещерные комплексы, которые были созданы еще в III-VIвв., и сейчас остаются ценнейшими памятниками китайской культуры, национальной гордостью Китая. В комплексах Лунмыня, Юньга-на и Дуньхуана органической частью архитектуры являются фрески, барельефы и особенно круглая скульптура. Золотым веком Буддизма в Китае была династия Тан – именно это время характеризуется появлением множества непревзойденных духовных мастеров. Их наследие принадлежит к числу ценнейших сокровищ Китая.
Искусство круглой скульптуры было известно в Китае задолго до буддизма. Однако именно махаянистская скульптура, генетически восходящая к эллинистическо-кушанскому прототипу, с характерными для будд, бодисатв и буддийских святых канонами изображений, поз и жестов завоевала популярность и получила наибольшее распространение в Китае. В каждом китайском храме можно встретить скульптурные изображения, техника изготовления и оформления которых так или иначе восходит к индийскому буддизму. Вместе с буддизмом пришла в Китай и практика скульптурного изображения льва – животного, которое в Китае до того не было известно.
Буддизм познакомил Китай с зачатками художественной прозы – жанра, до того почти не известного там. Новеллы, восходящие к буддийским прототипам, к жанру бяньвэнь и некоторым другим (в конечном счете – к буддийским джатакам), со временем стали излюбленным видом художественной прозы и в свою очередь сыграли определенную роль в становлении более крупных жанров, в том числе классического китайского романа.
Буддизм, особенно чань-буддизм, сыграл немалую роль в расцвете классической китайской живописи, в том числе эпохи Сун (X-XIIIвв.). Тезис чань-буддизма о том, что Истина и Будда везде и во всем – в молчании гор, в журчании ручья, сиянии солнца или щебетании, и что главное, в природе – это Великая Бескрайняя Пустота, оказал большое влияние на художников сунской школы. Для них, например, не существовало линейной перспективы, а горы, в обилии присутствующие на их свитках, воспринимались как символ, иллюстрировавший Великую Пустоту природы.
Буддийские монастыри долгими веками были одним из главных центров китайской культуры. Здесь проводили свое время, искали вдохновения и творили поколения поэтов, художников, ученых и философов. В архивах и библиотеках монастырей накоплены бесценные сокровища письменной культуры, регулярно копировавшиеся и умножавшиеся усилиями многих поколений трудолюбивых монахов – переводчиков, компиляторов, переписчиков. Как известно, многие из сочинений буддийской Трипитаки сохранились и дожили до наших дней именно благодаря их труду. Очень важно и еще одно: именно китайские буддийские монахи изобрели искусство ксилографии, т.е. книгопечатания, размножения текста с помощью матриц – досок с вырезанными на них зеркальными иероглифами.
Немалое влияние оказали на китайский народ и его культуру буддийская и брахманистская и буддийская философия и мифология. Многое из этой философии и мифологии, начиная от практики гимнастики йогов и кончая представлениями об аде и рае, было воспринято в Китае, причем рассказы и легенды из жизни будд и святых причудливо переплетались в рационалистическом китайском сознании с реальными историческими событиями, героями и деятелями прошлого (та же Гуань-инь, например, получила в Китае новую биографию, сделавшую ее в прошлом почтительной дочерью одного из малопочтенных чжоуских князей). Буддийская метафизическая философия сыграла свою роль в становлении средневековой китайской натурфилософии. Еще большее воздействие на философскую мысль Китая оказали идеи чань-буддизма об интуитивном толчке, внезапном озарении и т.п. Влияние этих идей отчетливо заметно в философии неоконфуцианства, в работах Чжу Си.
С буддизмом связано в истории Китая очень многое, в том числе и, казалось бы, специфически китайское. Вот, например, легенда о возникновении чая и чаепития. Чань-буддисты в состоянии медитации должны были уметь бодрствовать, оставаясь неподвижными в течение долгих часов. При этом уснуть в таком состоянии прострации считалось недопустимым, постыдным. Но однажды знаменитый патриарх Бодхидхарма во время медитации уснул. Проснувшись, он в гневе отрезал свои ресницы. Упавшие на землю ресницы дали ростки чайного куста, из листьев которого и стали затем готовить бодрящий напиток. Конечно, это лишь легенда. Однако фактом остается то, что искусство чаепития действительно впервые возникло в буддийских монастырях, где чай использовался как бодрящее средство, а затем чаепитие стало национальным обычаем китайцев.
Буддизм был единственной мировой религией, получившей широкое распространение в Китае (ни христианство, ни ислам никогда не были там популярны, оставаясь достоянием лишь незначительного меньшинства). Однако специфические условия Китая и характерные черты самого буддизма с его структурной рыхлостью не позволили этой религии, как и религиозному даосизму, приобрести преобладающее идейное влияние в стране. Как и религиозный даосизм, китайский буддизм занял свое место в гигантской системе религиозного синкретизма, которая сложилась в средневековом Китае во главе с конфуцианством. 2.2 Современное состояние буддизма в Китае
В Китае насчитывается около 100 миллионов буддистов, что свидетельствует об активном возрождении этой религии в стране. Как отмечают исследователи, среди китайских буддистов становится все больше молодых людей, которые считают, что материальное благополучие и успех – это не самое главное в жизни.
Как показало исследование, проведенный недавно Естественнонаучным Университетом восточного Китая (East China Normal University), 31,4% молодежи старше 16 лет практикуют ту или иную религию. А это значит, что всего в Китае религиозными являются 300 миллионов человек, что втрое превышает официальные данные. При этом, по словам директора центра религиозных исследований Пекинского университета Жан Фенлея, на долю буддистов относится 100 миллионов верующих. Среди последователей буддизма – представители всех возрастов и слоев общества, причем в последнее время среди них появляется все больше успешных молодых людей с хорошими воспитанием и образованием.
Традиционно буддизм в Китае исповедовали бедные и неграмотные жители сельской местности. Однако сегодня, многое изменилось важную роль в возрождении буддизма сыграли СМИ. Все больше знаменитостей, разочаровавшихся в славе, светской жизни и своем социальном положении, оставляют семью и карьеру и уходят в буддистские монастыри.
Так, Чень Сяосю, известная и богатая звезда телесериалов 1980-х, постриглась в монахини в буддистском храме Чанчунь на севере Китая. «Я хочу усовершенствовать свою душу, – говорит она. – Я приняла самое важное и правильное решение в своей жизни».
В настоящее время верующие фокусируются главным образом на физическом восстановлении буддизма – реконструкции храмов, пагод, статуй и тому подобном, а это требует затрат времени и усилий на привлечение денежных средств и строительство. В некоторых случаях китайское правительство помогает с финансированием работ по реконструкции монастырей и храмов. В результате этого многие буддийские храмы открылись сейчас как музеи или туристические достопримечательности. Монахи выступают там скорее в роли билетных контролеров и обслуживающего персонала. Это создает видимость «свободы вероисповедания» – того элемента имиджа, который сейчас крайне необходим пекинским властям. Большинство восстановительных работ, однако, финансируется местными жителями, иногда зарубежными спонсорами, а очень часто и самими монахами. Некоторые традиционные практики культа предков, проводившиеся в храмах до коммунистических преследований, сейчас возобновились. Тем не менее в некоторых регионах Внутреннего Китая все же существует небольшое число действующих китайских монастырей, обладающих высоким уровнем буддийского образования и духовной практики Заключение
Итак, в процессе написания нашей работы мы выяснили, что:
Буддизм – это религия, которая говорит с верующими на языке китайской культуры и национальных представлений о самых важных ценностях жизни.
И именно с этими культами пришлось столкнуться и вступить во взаимоотношения буддизму. Он вступил во взаимоотношения не только с культами, которые получили развитие непосредственно перед его проникновением в Китай, но и с древнейшими верованиями: тотемизмом, анимизмом, представлениями о душе и загробной жизни. До проникновения в Китай, он не имел опыта взаимодействия с подобными верованиями. У него на родине, в Индии, религиозные верования получили несколько другое направление развития. В отличие от Китая в Индии тотемические верования не получили сильного развития, анимистические представления развивались в другом русле. Сильное развитие получили представления о загробной жизни, а представления о душе были несколько иными от китайских верований. Боги Индии носили ярко выраженный антропоморфный характер. Поэтому в Китае буддизму пришлось столкнуться с явлениями, которыми он на своей родине соприкасался в очень малой степени или же не соприкасался вообще. И это, по нашему мнению, как ни парадоксально, в немалой степени способствовало успешному проникновению и адаптации буддизма на новой территории, т.е. в Китае.
Как мы уже отмечали, китайские верования в религиозном плане были не сильно развиты. Именно поэтому область религиозных верований привлекла внимание буддизма и, именно на эту область он делал основную ставку для своего успешного становления в Китае. От характера взаимоотношения буддизм с религиозными верованиями китайцев зависела его дальнейшая судьба в Китае. Отношение буддизма к религиозным культам Китая было неоднозначным: с одними он вступил в резкое противоречие, а другие оказали благоприятное воздействие. Однако, благодаря приспособлению через преподношение своего учения как не противоречащего китайскому мировоззрению, буддизму удалось преодолеть трудности и достичь успехов в распространении своего учения. При этом элементы буддизма, которые он привнес с собой в Китай, а именно – новое для китайцев явление – институт монашества – буддийская сангха, собственный пантеон божеств, подверглись китаизации, т.е. приобрели китайские признаки, а традиционные китайские верования наполнились содержанием буддийской религии. Все это способствовало успешному становлению популярного буддизма в Китае.
Сегодня в Китае насчитывается около 100 миллионов буддистов, что свидетельствует об активном возрождении этой религии в стране. Как отмечают исследователи, среди китайских буддистов становится все больше молодых людей, которые считают, что материальное благополучие и успех – это не самое главное в жизни.
Покидая свое тело в возрасте восьмидесяти лет, Будда сказал: «Я могу умереть счастливо. Ни одного поучения я не спрятал от вас в кулаке. Все, что может принести вам пользу, я передал. Будьте сами себе путеводным светом». Такие утверждения свидетельствуют о том, что поучения Будды ориентированы на человеческую зрелость и осмысленную жизнь. Когда его спрашивали, почему и чему он учит, Будда отвечал с той же прямотой: «Я учу потому, что вы, как и все существа, хотите быть счастливыми и избегать страданий. Я учу тому, каким все является на самом деле». Список литературы
1.Александр Берзин. Избранные труды по буддизму и тибетологии. В 24 частях. Часть 3: Александр Берзин – Санкт-Петербург, Открытый Мир, 2008 г.- 240 с.
.Будда. От страдания к счастью: Э. Васильев – Москва, Амрита-Русь, 2009 г.- 208 с.
.Буддизм Тибета: Далай-лама XIV – Санкт-Петербург, Эксмо, 2009 г.- 192 с.
.Буддизм в российской философской культуре. "Чужое" и "свое": Т. В. Бернюкевич – Санкт-Петербург, Либроком, 2009 г.- 160 с.
.Буддизм. Иллюстрированная энциклопедия: – Санкт-Петербург, Эксмо, 2010 г.- 624 с.
.Буддизм: – Санкт-Петербург, Книжный дом, 2009 г.- 384 с.
.Драконы в мифологии Китая и Японии: М.В. Фиссер – Санкт-Петербург, Профит Стайл, 2008 г.- 272 с.
.Жить со смыслом. Как обретать помогая и получать отдавая: Владимир Шаров, Азиз Ниязи, Адин Штейнзальц, Константин Куксин – Москва, Эксмо, 2010 г.- 352 с.
.Китай и окрестности. Мифология, фольклор, литература: – Санкт-Петербург, РГГУ, 2010 г.- 640 с.
.Китайские сюжеты. Чем доволен и недоволен Китай: Ю.М. Галенович – Москва, Восточная книга, 2010 г.- 480 с.
.Китайский язык в диалогах. Транспорт (аудиокурс МР3): – Москва, КАРО, 2008 г.- 302 с.
.Классический буддизм: Т.В. Ермакова, Е.П. Островская – Санкт-Петербург, Азбука-классика, Петербургское Востоковедение, 2009 г.- 256 с.
.Лучшее. Архитектура. 500 знаковых сооружений: – Москва, АСТ, Астрель, 2010 г.- 512 с.
.Миссия Будды – миру. Буддизм как завершение индуизма. О Будде. Миссия Христа. Душа, Бог и религия: Свами Вивекананда – Санкт-Петербург, РОССАЗИЯ, 2008 г.- 52 с.
.О чем думают в Китае?: Марк Леонард – Санкт-Петербург, АСТ, АСТ Москва, 2009 г.- 224 с.
.Религии мира: Дуглас Хардинг – Москва, Открытый Мир, Ганга, 2008 г.- 176 с.