- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 14,12 Кб
Современная мифология и ее роль в жизни человека
Современная мифология и ее роль в жизни человека
Введение
Наука о мифах известна давно. Первые попытки осмыслить мифы были предприняты еще в античности. К исследованиям мифов обращались многие мыслители: древнегреческий философ Эвгемер, знаменитый австрийский психолог З. Фрейд, швейцарский психиатр К.Г. Юнг, русскйи философ и филолог А.Ф. Лосев и другие. Но да настоящего времени так и не появилось единого мнения о мифе.
Известный французский мыслитель Р. Барт (1915-1980) говорит, что миф разрабатывает вторичную «семиологическую» систему; не желая ни раскрыть, ни ликвидировать понятие, он его натурализует.
Немецкий философ Э. Кассирер (1874-1945) считает, что миф – символическая форма, посредством которой человек упорядочивает окружающий его хаос.
Американский ученый румынского происхождения М. Элиаде (1907-1986) отмечает, «одну из важнейших характеристик мифа, которая заключается в создании типичных моделей для всего общества», признавая «общую человеческую тенденцию…выставлять в качестве примера историю одной человеческой жизни и превращать исторический персонаж в архетип»
А.Ф. Лосев (1893-1988) говорит, что «миф – необходимейшая – прямо нужно сказать, трансцендентально-необходимая – категория мысли и жизни; и в нем нет ровно ничего случайного, ненужного, произвольного, выдуманного или фантастического. Это – подлинная и максимально конкретная реальность».
Конечно, в этих определениях есть некоторые точки соприкосновения.
Литературный энциклопедический словарь дает такое определение: «Мифы – создания коллективной общенародной фантазии, обобщенно отражающие действительность в виде чувственно-конкретных персонификаций и одушевленных существ, которые мыслятся реальными». В этом определении, пожалуй, и присутствуют те общие основные положения, по которым сходится большинство исследователей.
В нашей сегодняшней жизни столько же мифов, сколько было и в жизни людей, когда цивилизация еще только зарождалась. Подвиги Геракла и затонувшая Атлантида, кажутся нам сказками, но мы безоговорочно верим в научно-технический прогресс, пользу обильного завтрака и даже в инопланетян.
Это происходит потому, что миф для «носителя традиции», как называет его филолог, фольклорист и этнограф А.Л. Топорков (род. 1958) и миф для постороннего наблюдателя – две разные вещи. Современный человек, живущий в эру развития науки, информационных технологий, обладающий большим объемом знаний видит несоответствие мифов древности или средних веков реальности. Но для современных мифов он сам является «носителем традиции», он не сравнивает современные мифы с реальностью, он стремится воплотить их в ней. По словам А.Л. Топоркова – «миф для него более важен и обладает большей ценностью, чем реальность. Для носителя традиции миф является также объектом веры, и как таковой не нуждается в верификации; скорее, наоборот, миф всячески оберегается от тех явлений действительности, которые могли бы посеять в нем сомнение. Мифологический объект выше критики, выше всего, что окружает человека в повседневной жизни, и в то же время он придает ей смысл и приобщает к сакральным ценностям. Таким мифологическим объектом в архаическом обществе могут быть сверхъестественные существа, духи умерших предков, позднее – Бог с окружающими его небесными силами. В политической мифологии ХХ в. это вожди, лидеры наций, а также такие собирательные образы, как Родина, партия, народ».
Современная мифология в целом – это мифы, воспринимающиеся современным человеком как истина. Миф принимается за правду. Стать мифом может все – от истории до науки.
1. Обзор исследований в области современной мифологии
Многие мыслители и философы исследовали мифы, еще начиная с античности. В средние века философы обращали внимание на социальную роль мифов. Итальянский философ Дж. Вико (1668-1744) первым предпринял попытку историко-социологической интерпретации мифа, и связал развитие общества с особенностями эволюции мифа. В XIX веке интерес к мифологии возрастает. На эту тему пишут Ф. Ницше, Ф. Шеллинг, Я. Гримм, Э. Тайлор, Г. Спенсер, А. Кун, М. Мюллер, Дж. Фрэзер и др. Изучается классическая мифология, делаются сравнительные анализы мифов, появляется их типология. Теория и специфика классической мифологии разрабатывается С.С. Аверинцевым, В. Вундтом, Э.Я. Голосовкером, А.Г. Гулыгой, Э. Кассирером, Л. Леви-Брюлем, К. Леви-Стросом, А.Ф. Лосевым, Б. Малиновским, Е.М. Мелетинским, В.Я. Проппом, Б.Ф. Поршневым, О.М. Фрейденбергом. Теория мифа разрабатывается в трудах этнографов, историков, философов, психологов, лингвистов (М. Элиаде, Ф.Б.Я. Кейпер, Р. Жирар). Значительный вклад в изучение мифологии внесли отечественные ученые А. Веселовский, В. Пропп, И.М. Дьяконов, М. Бахтин, В.В. Иванов, С.А. Токарев, В.Н. Торопов, Ю.М. Лотман, Б.А. Успенский.
С полным основанием сегодня можно утверждать, что мифология и миф в XX веке стали одними из центральных понятий социологии и теории культуры. В начале XX века мифология перешла из разряда свидетельств прошлого, как ее рассматривали традиционно, в разряд участниц происходящего. В настоящее время в научной литературе встречается большое число работ и теоретических исследований по проблемам мифа. Тем не менее, особенности мифологии как способа бытия современного общества исследуются лишь частично в связи со смежными исследованиями или с проблемами общего характера, многие исследователи допускают наличие мифологии как современного явления лишь в некоторых областях общественного сознания и общественных отношений и понятие мифа мыслится при этом как антитеза понятию реальности, действительности, истины. Но все-таки многие исследователи указывают на большое значение современной мифологии.
Е.М. Мелетинский в своей работе «Миф и двадцатый век» обращает внимание на то, что миф – один из центральных феноменов в истории культуры. Он является способом соединения человеческой сущности и окружающей действительности. Является первичной моделью идеологии и именно из мифов зарождаются различные виды культуры – литература, искусство, и, в известной мере, даже наука и философия. Получая новые знания, мы можем развеять мифы прошлого, но не совсем, а только частично. А периодически мы, наоборот, мифологизируем все больше. Это относится и к нашему времени. В первую очередь потому, что наука не может вытеснить мифологию. По словам Е. Мелетинского: «Прежде всего, потому, что наука не разрешает такие общие метафизические проблемы, как смысл жизни, цель истории, тайна смерти и т.п., а мифология претендует на их разрешение. Миф вообще исключает неразрешимые проблемы и стремится объяснить трудно разрешимые через более разрешимое и понятное». Ведь познание вообще не является целью мифа. Цель мифа – поддержание гармонии личного, общественного, природного, поддержка и контроль социального и космического порядка.
Современный российский филолог С.Ю. Неклюдов в своей работе «Структура и функция мифа» пишет о том, что «мифологию невозможно свести к сумме исторических заблуждений человеческого разума». Роль мифа, по его мнению, не столько объяснительная, сколько регулятивная. Миф является важнейшим механизмом организации хозяйственной, социальной и культурной жизни общества. Миф организует и регламентирует жизнь человека в обществе совместно с другими формами идеологии, наукой и искусством. Миф обуславливает систему ценностных ориентаций. Миф облегчает переживание стрессов, порождаемых различными критическими состояниями природы или общества. Миф не является просто наследием прошлого. Мифологические элементы присутствуют а религиях: буддизме, христианстве, исламе, иудаизме; присутствуют в идеологиях и массовой культуре.
А.Л. Топорков в своем труде «Мифы и мифология ХХ века: традиции и современное восприятие» отмечает, что поскольку мы находимся именно внутри современной мифологии и сами являемся ее субъектами, нам трудно ее анализировать. Тем не менее, можно сделать несколько наблюдений. Современная мифология имеет свои особенности. В наше время очень много мифов, но продолжительность их «жизни» бывает краткосрочной. Они возникают, исчезают, часто конфликтуют друг с другом, трансформируются во что-то новое. Как правило, современные мифы не охватывают все общество, они существуют у отдельных групп населения. Это может быть какая-то территориальная группа, этническая, социальная и даже половозрастная. Современные мифы различны по своему происхождению: некоторые современные мифы возникают из традиционных, но большинство являются «инновациями».
политический культурный социальный мифология
2. Виды современной мифологии
1. Это мифы политической и общественной жизни, которые создаются политиками, партиями, журналистами.
Мифологизация сознания – один из самых эффективных приемов воздействия. При этом, обычно посредством средств массовой информации, в общественное сознание целенаправленно внедряются социально-политические мифы (иллюзорные модели действительности). Известный политолог С.Г. Кара-Мурза (род. 1939) следующим образом описывает принцип действия мифа в общественном сознании: «Введенный в сознание людей и глубоко там укрепившийся, миф способен длительное время (при наличии определенных предпосылок) подменять собой реальность. В результате реципиент воспринимает ее в соответствии с трактовкой мифа и действует, исходя из этого восприятия. Миф снимает с реципиента необходимость напряженно думать и осмысливать мир вокруг себя. Человеку уже не нужно познавать мир – он берет готовую заготовку, миф и о мире»
Все это мы видим сегодня невооруженным глазом. Создание образа врага, новая гонка вооружений, появление «исламского государства» – во всех случаях заинтересованные стороны проводят свою пропаганду через СМИ и социальные сети, создавая различные политические мифы, например о «русской угрозе». Все эти мифы создаются искусственно в определенных кругах, насаждаются обществу в виде политических, экономических, социальных мифов. Новейший философский словарь дает следующее определение социальной мифологии: «Социальная мифология представляет собой феномен идеологической практики, сконструированной в зрелом виде в XIX-XX вв. и представляющий собой сознательно целенаправленную деятельность по манипулированию массовым сознанием посредством специально сформулированных для этой цели социальных мифов. Социальная мифология включает в себя, таким образом, два необходимых компонента: социальное мифотворчество и адаптацию созданных идеологических мифологем в массовом сознании». Манипулирование массовым сознанием в условиях демократии является одним из самых действенных и эффективных способов влияния на массы. В условиях тоталитарных и авторитарных режимов управление предполагало другие способы воздействия, в условиях современного демократического общества – такое влияние единственно возможный эффективный способ воздействия. Как отмечает С.Г. Кара-Мурза, в условиях тоталитаризма и авторитаризма власть не распределялась частицами между гражданами, а концентрировалась у монарха, обладавшего не подвергаемым сомнению правом на господство. Как и в любом государстве, власть монарха (или, скажем, генсека) нуждалась в легитимации – приобретении авторитета в массовом сознании. Но она не нуждалась в манипуляции сознанием. Отношения господства при такой власти были основаны на «открытом, без маскировки, императивном воздействии – от насилия, подавления, господства до навязывания, внушения, приказа – с использованием грубого простого принуждения».
Манипуляция – это способ господства путем духовного воздействия на людей через программирование их поведения. Это воздействие направлено на психические структуры человека, осуществляется скрытно и ставит своей задачей изменение мнений, побуждений и целей людей в нужном власти направлении. Такое манипулирование и осуществляется путем внедрения политических и социальных мифов. Американский социолог Г. Шиллер (1919-2000) указывает на возможность идеологического подчинения масс при помощи мифотворчества: «Мифы создаются для того, чтобы держать людей в повиновении. Когда их удается незаметно внедрить в сознание масс, как это делает культурно-информационный аппарат, мифы обретают огромную силу, ибо большинство людей не подозревают о происходящей манипуляции» В этом случае «манипулятором» выступает власть, «политическая элита», при этом через СМИ органы власти стараются «навязать» обществу, массам определенные смыслы, побудить к действию, повысить свою авторитетность или, напротив, снизить политический вес своих оппонентов. Подобная схема особенно актуальна в период выборов: СМИ в угоду определенной политической силе создают такой образ, имидж кандидата, который может оказать максимально положительное воздействие на электорат. Политическая борьба выигрывается тем, кому удалось через различные каналы масс-медиа побудить большинство избирателей сделать выбор в свою пользу. Социально-политический миф может быть разработан и различными коммерческими организациями, стремящимися расширить рынки, увеличить степень своего влияния, выиграть конкурентную борьбу или максимизировать прибыль.
. Мифы, связанные с этнической и религиозной самоидентификацией
Несмотря на то, что мы проживаем в век высоких технологий, не смотря на то, что мы в большинстве своем не религиозны, а оставляем религии в нашей жизни только этически-нравственный аспект, некоторые религиозные мифы и старинные обряды и верования прочно укоренились в нашем сознании. В основном религиозные мифы современности – это мифы, объясняющие различные религиозные ритуалы. Самый известный нам пример – крашение яиц на пасху. Этот новый аспект мифа был открыт Б. Малиновским (1884-1942), британским антропологом, социологом и этнографом польского происхождения – основоположником функциональной школы в этнологии. Ритуалисты открыли и изучили обширный класс мифов культового происхождения, тесно связанных с календарными циклами. Реальность религиозного мифа восходит к событиям доисторического времени, но остается психологической реальностью благодаря воспроизведению мифов в обрядах и магическому значению последних.
К данной группе мифов можно отнести и самый известный миф современности – миф об американской мечте. (Хотя сам автор классификации А.Л. Топорков отнес его к мифам массовой культуры). Но ведь именно «американская мечта» закрепилась в общественном сознании как форма национальной самоидентификации исторически сложившейся общности людей, названной «американцами» и населяющей страну, именуемую «Соединенными Штатами Америки». Американский массовый идентификационный миф явился на свет в форме Американской мечты. Впервые это понятие, как установили исследователи, встречается на страницах книги «История Соединенных Штатов», опубликованной писателем и историком Генри Адамсом в 1884 г. Однако путевку в жизнь этому термину дал Джеймс Труслоу Адамс. Именно после появления в 1931 г. его книги «Американский эпос». «Американская мечта», это сакраментальное словосочетание прочно вошло в американскую, а затем и в мировую культуру. Многие исследователи настаивают на принципиальной неопределимости этого социокультурного феномена. И в самом деле, можно долго перечислять атрибуты Американской мечты, разбирать ее бесчисленные трактовки, а границы и смысл этого концепта так и останутся не до конца определенными и ясными. Как в общем нетрудно сформулировать основное содержание Американской мечты – свободный, успешный человек в свободном и успешном мире (с тем уточнением, что человек этот – американец, а мир – Америка). В этой структуре всегда остается что-то невыразимое, не поддающееся рациональному анализу и вместе с тем понятное и близкое американцу. А это типичные признаки мифа как феномена современного массового сознания.
Для России тоже существуют известные идентификационные решения. Например, русский философ Н.А. Бердяев (1874-1948), сформулировал евроазиатское решение: «…в России сталкиваются и приходят во взаимодействие два потока мировой истории – Восток и Запад. Русский народ есть не чисто европейский и не чисто азиатский народ. Россия есть целая часть света, огромный Востоко-Запад, она соединяет два мира». В России Европа и Азия естественным образом, не имея четких границ, перетекают друг в друга, образуя своего рода сплав. И сегодня можно увидеть как эти идеи возрождаются и развиваются.
. Мифы, связанные с внерелигиозными верованиями
Сюда можно отнести мифы технического прогресса. Среди таких современных мифов – миф о всемогуществе искусственного интеллекта. Вера в сам научно-технический прогресс. Сюда же можно отнести современные течения, которые многие исследователи считают «псевдонауками»: астрология, парапсихология, «нетрадиционная» медицина. Приверженцы таких мифов изображают их в качестве серьезных научных гипотез, изложенных с использованием наукообразных терминов («астральное тело», «биополе» и пр.). Становясь привычными, эти термины приобретают в умах людей статус понятий, отражающих реальные феномены. Доказать либо опровергнуть паранаучные мифы трудно. Но по всем признакам они мифологичны. Существуют мифы о контактах с инопланетными цивилизациями, о существовании регионов, фатально опасных для мореплавания ("бермудский треугольник") или представляющих поле взаимодействия с эзотерическими силами (Шамбала). До сих пор жив миф о снежном человеке. Большое распространение в наши дни получили мифы об экстрасенсах – целителях.
Одним из самых масштабных мифов современности, который можно отнести к данной группе, это миф об НЛО. Возникла наука (или, скорее все-таки, «псевдонаука») уфология, которая занимается исключительно изучением НЛО. В развитых странах, таких как США и Великобритания даже периодически организовываются государственные службы или программы, которые занимаются изучением свидетельств о появлении НЛО. А общественных организаций, занимающихся вопросами НЛО вообще не счесть. Миф об НЛО лег в основу книги выдающегося мыслителя К.Г. Юнга (1875-1961), философа, который одним из первых обратился к осмыслению роли мифа в жизни современного общества. В своей книге «Один современный миф. О вещах, наблюдаемых в небе» в центр внимания выдающегося швейцарского философа, психолога, культуролога, попадает феномен НЛО, возрастающий интерес к которому он связывает с обостренным переживанием социально-психологических проблем в кризисные периоды истории.
3. Роль современной мифологии в жизни современного человека
Исходя из анализа исследований в области современной мифологии и рассмотрев «современные мифы», их виды и их происхождение, можно сделать вывод, что в жизни современного человека «современные мифы» играют большую, чуть ли не определяющую роль. Через средства массовой информации создаются мифологизированные реальности, которые обладают высоким уровнем внушения на бессознательном уровне и позволяют манипулировать сознанием современного человека. И делается все это нашими же современниками, обычно с целью получения коммерческой выгоды. Конечно, это ограничивает современного человека. Ограничивает его право на самоопределение. Современный человек в мире этих мифов теряет возможность реализовывать свое уникальное.
С другой стороны, как и на заре человечества, сейчас мифы и мифология выполняют функцию социально-психологической компенсации, которая в периоды социальных кризисов начинает действовать на уровне коллективной интуиции, смягчая воздействие катастроф и ломку привычного социопсихологического уклада. Как в древности, так и сегодня мифы являются родом психотерапии: призваны успокоить, обезопасить, обнадежить. Средства массовой информации выполняют креативно-моделирующую роль, навязывая модели поведения, которые неизбежно становятся всеобщими. Реклама создает в общественном сознании идеальную и вполне мифологичную модель существования, к которой стоит стремиться. При создании мифологической модели, по мнению социологов, учитываются ценности, разделяемые большинством людей.
Заключение
Поскольку мифы связаны с самыми глубокими структурами психики, ее «картинами мира», их трудно разрушить с помощью рациональных аргументов. Освобождение от мифа, пустившего корни в сфере бессознательного, предполагает глубокие структурные изменения в психике и требует немалых усилий со стороны самого объекта воздействия, а иногда специальной психологической помощи. Нет серьезных оснований для того, чтобы считать, что со временем мифологии станет меньше или, наоборот, больше. По-видимому, и в обозримом будущем сохранится определенный баланс между рациональным знанием и мифологией. Надежды на то, что человечество поумнеет или сделает рациональные выводы из своего прошлого, чрезвычайно призрачны. Мы вошли в новый век и новое тысячелетие обремененные многими старыми мифами и слабой надеждой на лучшее будущее. Постепенно изжить миф возможно только в том обществе, где человеку доступна любая информация и у общества есть реальная возможность влияния на власть.
Список используемой литературы
1. Амблер Т. Практический маркетинг. – СПб.: Питер, 1999. – 400 с.
. Барт Р. Мифологии. – М.: ЦентрКом, 1996. – 672 с.
. Баталов Э.Я. Русская идея и американская мечта. – М.: Прогресс-Традиция, 2009. – 384с.
. Гройс Б. Русский авангард по обе стороны черного квадрата.//Вопросы философии, 1990, №11.
. Гулыга А.В. Миф как философская проблема // Античная культура и современная наука. – М.: Наука, 1985.
. Кара-Мурза С Г. Манипуляция сознанием. Серия: История России, современный взгляд. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. – 832 с
. Культурология. ХХ век. Энциклопедия: в двух томах. – СПб.: Университетская книга, 1998. – 448 с.+ 448 с.
. Литературный энциклопедический словарь. – М.: Советской энциклопедии, 1987. – 752 с.
. Лосев А. Ф. Диалектика мифа. – М.: Азбука, 2014. – 320 с.
. Малиновский Б. К. Научная теория культуры. – М.: ОГИ (Объединенное Гуманитарное Издательство), 2005. – 184 с.
. Мелетинский Е.М. Миф и двадцатый век // Избранные статьи. Воспоминания. М.: РГГУ, 2008, с. 578.
. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. – М.: Наука, 1976. – 406с.
. Михельсон О.К. «Интерпретация мифологического сознания современного человека в философии и психологии религии XX века» // #”justify”>. Неклюдов С.Ю. Структура и функция мифа. Что такое "миф" и "мифология"? // Современная российская мифология. – М.: РГГУ, 2005.
. Топорков А.Л. Мифы и мифология ХХ века: традиция и современное восприятие // Человек и общество: поиски, проблемы и решения. – М., 1999.
. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. – М.: Изд. Группа «Прогресс» – «Культура», 1995. – 155 с.
. Топоров В.Н. От космологии к истории (к характеристике раннеисторических описаний) // Тезисы докладов IV Летней школы по вторичным моделирующим системам, Тарту, 1970
. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. – М.: Наука, 1978. – 28 с.
. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. – М.: Мысль, 1980. – 324 с.
. Юнг К.Г. Один современный миф. О вещах, наблюдаемых в небе. – М.: Азбука, 1993. – 125 с.
. Юнг К.Г. О современных мифах. -М.: Практика, 1994. – 256 с.