- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 20,18 Кб
Современные нетрадиционные движения в религии
Введение
В последние годы наше общество переживает один из наиболее драматических периодов в своей истории. В кризисной ситуации, которая охватила все сферы экономики, социальных отношений, культуры, многие люди видят выход в религиозных поисках. В этих условиях в Россию в большом количестве начинают проникать нетрадиционные религии из Западной Европы и США. Проникая в нашу страну, нетрадиционные секты и культы создают новую, небывалую доселе панораму религиозной жизни. Если ранее на территории СССР, а затем на территории России существовали несколько традиционных религий (православие, ислам, ламаизм и некоторые другие, в том числе и протестантские секты), а принадлежность человека к одной из них определялась культурными и духовными традициями среды его обитания, то теперь человек поставлен в ситуацию религиозного плюрализма, т. е. выбора религии для исповедания. В этих условиях возрастает и актуальность теоретического рассмотрения проблемы возникновения и развития нетрадиционных движений.
Объект исследования, предпринятого в данной работе – религии в целом. Предмет исследования – нетрадиционные движения.
Целью данной работы является выявить сущность и специфику явления нетрадиционной религиозности, выяснить ее отличие от традиционной религиозности. Реализация этой цели в работе требует решения следующих задач:
рассмотреть понятие и причины возникновения нетрадиционных движений;
попытаться дать классификацию нетрадиционных движений;
выявить признаки нетрадиционных движений;
рассмотреть некоторые современные нетрадиционные религии.
Состояние научной разработанности проблемы. Мировой опыт в изучении нетрадиционных религий впервые был накоплен англо-американскими и западно-германскими религиоведами, которые заговорили о «крахе религии», о появлении «религий без церкви». В классических работах Э. Бенца, Я. Нидлемена, Т. Роббинса и Д. Энтони, Р.С. Эллвуда впервые прослежено удивительное разнообразие современных нетрадиционных религий, получившее название «религиозного калейдоскопа». Оценки роли и значения нетрадиционных религий у религиоведов западных стран часто были весьма различными: одни, как Э. Тоффлер или Д. Белл, видели неизбежность их появления, но относились к ним сдержанно и даже настороженно; другие, как Т. Роззак, Т. Лири и многие другие встретили их восторженно. П. Бергер и Т. Лукман расценивали нетрадиционные религии как закономерный результат процесса секуляризации и видели в них свидетельство демократизации буржуазного строя и его духовного оздоровления посредством пробуждения спиритуальных чувств и потребностей и отказа от материалистического мировоззрения. Третьи, в основном сотрудники конфессиональных центров по противодействию «деструктивным культам», повели широкое пропагандистское наступление против новых религиозных объединений.
В отечественном религиоведении проблеме нетрадиционных религий уделялось много внимания на протяжении последних десятилетий, при этом исследователи опирались на общие философские и методологические подходы к изучению религии, получившие разработку в трудах В.И. Гараджи, М.П. Мчедлова, Д.М. Угриновича, И.Н. Яблокова, Ю.А. Кимелева. Обычно принято считать, что в отечественной науке интерес к нетрадиционным религиям появился спустя десятилетие после первых серьезных исследований этого феномена в США и ФРГ, начатых в 1970 г. вслед за широким распространением в западном мире на рубеже 60-70 годов новых сект и культов. В действительности отечественные историки и востоковеды обратили свое внимание на появление нетрадиционных религиозных объединений несколькими годами раньше, занявшись исследованием массового распространения новых сект в послевоенной Японии.
Значительно больший круг отечественных ученых занялся проблемами нетрадиционных религий десять-пятнадцать лет спустя. Это было вызвано двумя основными причинами. Во-первых, распространением на исходе 70-х годов религиозно-мистических и сектантских настроений в среде молодежного движения протеста западных стран, на которое до этого обстоятельства возлагались большие надежды в плане политической борьбы с «властью капитала». Об этом писали Е.Г. Балагушкин, П.С. Гуревич, А.Ю. Мельвиль, К. Мяло, Л. Тимошин. Во-вторых, интерес к нетрадиционным религиям был вызван прямо противоположным обстоятельством: их расширяющееся влияние расценивалось коммунистическими идеологами (в созвучии с голосами многих западных социологов и культурологов) как свидетельство углубления кризисных явлений в самой капиталистической системе Запада. Об этом писали И.Я. Кантеров, Б.З. Никифорова, Д.Е. Фурман.
Новизной данной работы является анализ подходов к изучению нетрадиционных религий.
Методы, используемые в работе – анализ, дедукция, метод обобщения.
Работа состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе рассматриваются понятие нетрадиционных движений, причины их возникновения, признаки и классификации. Во второй главе рассмотрены два нетрадиционных современных движения – «Церковь объединения» Муна и «Церковь единой веры» Виссариона.
1. Понятие и причины возникновения нетрадиционных религий
Мировые религии, наряду с национально-государственными, охватывают своим влиянием большинство верующего населения земного шара. Однако процесс формирования религиозных систем продолжается и в наше время. Религиоведами установлена определенная взаимосвязь между характером той или иной эпохи и зарождающимися в данную эпоху религиями. Каждая эпоха в соответствии со своими специфическими особенностями порождает и свои разновидности религии. На этой идее базируется классификация религий, созданная крупнейшим американским социологом Р. Белла. По мнению Р. Белла в XX в. начинается новый этап в эволюции религии. Этот этап характеризуется ослаблением влияния и авторитета традиционных форм религии и появлением значительного числа новых религиозных движений, организаций, культов.
Дмитрий Розет в работе «Определения и признаки культа» предлогает четыре подхода к определению культа:
·Популярный подход: это подход журналистов и политиков. Не будучи специалистами в данном вопросе и преследуя популистские цели, приверженцы подобного подхода действуют по принципу: «Культ – это все, с кем я не согласен».
·Психологический подход: в основе психологического подхода к проблеме лежит убеждение, что культы насильственно изменяют мышление человека, и что любой человек, при определенных условиях, может стать жертвой такого влияния.
Чаще всего в рамках психологического подхода используются два термина: деструктивный культ и тоталитарная секта.
Тоталитарная секта – это группа с жестким авторитарным управлением, сознательно отрывающая человека от общества и ограничивающая его свободу выбора и самостоятельность мышления.
Деструктивный культ – группа, учение и действия которой наносят вред физическому или психическому здоровью человека, негативно сказываются на его общественной, семейной и личной жизни.
·Социологический подход: культ в данной типологии – это тоже молодая энергичная группа, только в отличие от секты не имеющая исторических связей с какими-либо из ранее существовавших в данном обществе церквей. Культ – это религиозное нововведение, либо импортированное из какой-то другой культуры, либо самостоятельно развившееся внутри данной культуры.
·Богословский подход к определению культа основан на понятии христианской ортодоксии или исторического христианства.
Согласно определению д-ра Майкла Лангоуни культом следует называть группу, которая проявляет чрезмерную привязанность к некоему человеку, идее или вещи; использует программу изменения мышления для того, чтобы убедить, контролировать и социализировать своих членов (т.е. ввести их в круг характерных для группы внутренних взаимоотношений, убеждений, ценностей и обычаев); систематически порождает в членах состояние психологической зависимости; эксплуатирует членов с целью достижения поставленных руководством задач; наносит вред членам, их семьям и обществу.
Исследователь Л.Н. Митрохин предложил назвать возникшие в нашем веке религиозные вероисповедания религиями «Нового века». Иногда их называют «внеконфессиональные неканонические верования», «альтернативные культы», «молодежные религии». В широком смысле слова нетрадиционные религии обозначают «все религиозные движения, возникающие в новое время, примерно с середины XIX века» (Р. Флаше). М.Ю. Смирнов говорит о нетрадиционных движениях как о религиях, не имеющих длительного существования в историческом прошлом какого-либо народа и исповедуемые ограниченными группами населения на основной территории проживания этого народа. В своей работе «Религиозная толерантность в свете традиционных и нетрадиционных религий» он пишет: «Понятие нетрадиционной религии не имеет однозначного применения. Вне научного дискурса оно чаще всего употребляется в порицательном смысле, как указание на опасное присутствие чуждых религиозных влияний или квази-религий, подрыв традиционных духовных основ общества. Нормативность такого звучания придает негативное значение всем характеристикам нетрадиционной религии. Любое проявление нетрадиционной религии рассматривается как враждебное «истинной религиозной вере».
По словам профессора Айлин Баркера нетрадиционным движением называется «религиозная, этническая или духовная группа, не получившая (или еще не получившая) общественное признание в качестве деноминации или церкви, – в особенности, если она имеет нетрадиционное вероучение и не является сектой».
Нетрадиционные религии получают распространение в США и Европе с конца 1950-х, в странах СНГ – с конца 1980-х. Причины появления нетрадиционных религий многие исследователи видят в кризисе постиндустриальной культуры (материалистической по своей сути): масштабные ценностные трансформации после Второй мировой войны; секуляризация дает обратную реакцию в виде массовой сакрализации при замещении традиционной религиозности квазирелигиозным сознанием; усугубление чувства трагичности от бесперспективности разрешения нарастающих проблем (экологический кризис, политический экстремизм, ядерная угроза и т. п.); феномен социальной робинзонады личности: рост чувства одиночества человека, отчужденности, бессилия. В. Франкл обобщил эти причины как экзистенциальный вакуум, т. е. утрата людьми смыслообразующих ценностей жизни, потеря нравственной и социальной ориентации личности. Согласно концепции Тоффлера, массовое появление новых религий, сект и культов – следствие крупнейшего цивилизационного сдвига, означающего вступление западных стран в постиндустриальную фазу общественного развития.
Итак, термин нетрадиционные движения охватывает собой широкий круг движений, начиная с тех, которые основаны на новых подходах к религии и духовности и предоставляющие своим последователям свободное членство, и заканчивая общинными организациями, которые требуют от своих последователей значительного соответствия другим членам группы и социальной индивидуальности, что отделяет их от остальной части общества.
Причиной возникновения нетрадиционных религий считается экзистенциальный вакуум, в котором оказались многие западные общества в 1940-1950-е гг., их духовный кризис и утрата ими высоких стандартов ценностных жизненных смыслов, потеря нравственной и социальной ориентации личности. Их истоки лежат в упадке постиндустриальной материалистической по своей сути культуры – масштабных трансформациях ценностей после Второй мировой войны; обратной реакции на секуляризацию в виде массовой сакрализации несакральных объектов и замещении традиционной религиозности квазирелигиозным сознанием; усугублении чувства трагичности от нарастания глобальных угроз (экологический и др. вызовы, политический экстремизм, ядерная опасность и т.п.); росте чувства одиночества, отчужденности и бессилия человека перед валом обрушившихся на него проблем.
1.1 Классификация нетрадиционных религий
Классификация нетрадиционных движений – одна из самых сложных тем. Коснемся различных подходов к этой, по всей видимости, до конца не разрешимой проблеме. К сожалению, ни один из них нельзя назвать ни полностью исчерпывающим, ни полностью адекватным.
Специалисты-религиоведы из всего многообразия культов условно выделяют пять разновидностей нетрадиционных религий.
. Неохристианские объединения. К ним можно отнести распространенные в СНГ следующие религиозные секты: «Международная церковь унификации», «Дети Бога», «Церковь тела Христа», «Богородничное братство», «Белое братство» и др. Для них характерно стремление объединить христианские вероучения с элементами восточных религий.
. Сайентологическое направление. Название произошло от английского слова sience – наука. Направление объединяет различные «космические религии» (типичный представитель – «Церковь сайентологии» Рона Хаббарда), которые наукообразно и мистически трактуют различные неисследованные явления психики человека и окружающей природы, например связь Земли и высших космических сил, контакты с неопознанными летающими объектами.
. Неоориенталистские культы. К ним относятся «Общество сознания Кришны», «Тихоокеанский дзен-буддийский центр», «Миссия Божественного света», «Махарай Джи», и др. Это вероучения восточного происхождения, представляющие собой западное воплощение индуистских и буддийских культур. Характерной их особенностью является антирационалистическая направленность, а также способы психофизического воздействия на человека.
. Сатанинские группы. Среди них можно назвать «Церковь Сатаны», культы дьявола и другие разновидности зловещих объединений. Они возвеличивают значение зла и насилия, проповедуют общение с мистическими источниками зла – демонами, Сатаной. Деятельность их отличается особой жестокостью и таинственностью ритуалов посвящения и отправления культов.
. Религиозно-мистические культы. Речь идет о распространении оккультных учений, новой магии, спиритизма, астрологии, колдовства, целительства и других явлений. Как отмечают ученые-социологи, за последние годы в России подобные организации уверенно лидируют и получают довольно широкую популярность среди населения.
Нетрадиционные религии формируются как разновидность харизматических культов. Обобщенную характеристику основных особенностей новых религиозных вероисповеданий дает Л. Н. Митрохин в своей работе «Религиозные культы в США», М., 1984.
. Во главе стоит харизматический лидер, уверяющий, что он обладает новым уникальным «откровением» относительно Бога и реальности.
2.Лидер создает особую «семью» или коммуну, в которой его называют «отцом».
3.Лидер устанавливает обязательные для всех абсолютные правила поведения, но вовсе не обязательно следует им сам.
.Группа придерживается катастрофическо-апокалиптического взгляда на мир. Члены организации часто отказываются от всего имущества, меняют место жительства.
.Используется определенная техника контроля за поведением обращенных, обычно предполагающая изоляцию от внешнего мира.
.Культ в этих новых организациях предпочтительно коллективный, используется «техника» психологического манипулирования, психотерапия, особое внимание уделяется новообращенным, их адаптированию к группе.
Дворкин А.Л. В работе «Сектоведение. Тоталитарные секты» пишет о том, что все новые религиозные движения делятся на «христианские» (например, ЦХ, «виссарионовцы», мормоны, «Семья», муниты и т. д.), «восточные» (например, кришнаиты, «Аум Синрикё», «Трансцендентальная медитация», «Ананда Марга» и др.), «психологическо-терапевтические» (например, сайентология, «Лайф Спринг», «ЭСТ» и др.) и движение «Нью эйдж» («Новой эры»). Слабость этой классификации в том, что только очень немногие секты можно уместить в одну из этих категорий. Например, такая обычно относимая к христианским секта, как мормоны, на самом деле в основе своей является гностико-языческой системой, а другая секта из этой же группы – мунизм – это чисто восточная смесь шаманизма, синтоизма, конфуцианства и спиритизма в обрамлении нескольких христианских терминов.
Маргарет Тэлер Сингер предлагает следующую классификацию:
1.Неохристианские религиозные группы
2.Индуистские и восточные религиозные группы
.Оккультные, колдовские и сатанистские группы
.Спиритические группы
.Дзен и прочие группы с китайско-японской философско-мистической ориентацией
.Расовые группы
.Группы, возникшие вокруг НЛО и прочих внеземных феноменов
.Психологические или психотерапевтические группы
.Политические группы
10. Системы самоусовершенствования, самореализации или саморазвития
Классификация нетрадиционных религий по Рональду Энроту:
1.Восточные мистические группы
2.Псевдохристианские группы
.Духовно-психологические группы и группы самоусовершенствования
.Эклектичные и синкретические группы
.Парапсихологические, оккультные и астральные группы
Классификация по Майклу Лангоуну:
1.Восточная медитация
2.Движения, основанные на Библии и христианстве
.Оккультизм, сатанизм, колдовство, чёрная магия
.Политический терроризм
.Психотерапия / самореализация
.Группы по избавлению от наркотической зависимости
Е.Г. Балагушкин за основу типологии нетрадиционных религий берёт их отношение к социальной реальности, в соответствии с чем все религии можно определить как принадлежащие к одному из следующих типов: обновленческие, оппозиционные, альтернативные и адаптированные.
Б. Фаликов указывает, что существует четыре типа нетрадиционных религий. К ним исследователь относит религиозные объединения, импортированные из других культурных ареалов; нетрадиционные религии, возникшие в результате традиции; движения, имеющие своей основой оккультную традицию; синкретические нетрадиционные религии.
О.А. Богданова в основу классификации нетрадиционных религий кладёт их отношение к традиционному христианству, исходя из этого исследователь выделяет псевдохристианские, нехристианские и антихристианские религии.
Итак, сложность любой классификации в том, что, по существу, все современные тоталитарные секты суть ветви единого оккультного древа. При такой их текучести и эклектизме в принципе невозможно создать однозначную классификацию.
1.2 Признаки нетрадиционных религий
Каждая нетрадиционная религия претендует на универсальность и исключительность своего учения. Каждый из лидеров доказывает, что его религия самая справедливая и лучшая, а сам он является живым земным богом или пророком Всевышнего, которого должны уважать верующие. Именно культ земного бога является одной из характерных признаков нетрадиционных религий.
Основные признаки нетрадиционных религий по Порублеву Н.:
. Возглавляет религиозную общину харизматический лидер, который считает, что он как будто получил от сверхъестественной силы, Бога, новое уникальное «объявление» и призванный исполнять роль нового мессии. Каждый, кто не разделяет его взглядов глубоко ошибается и является последователем сатаны.
. Лидер создает собственную религиозную общину, которую называет семьей, коммуной, миссией, колонией или центром. В этой религиозной общине лидера называют отцом или учителем. Он имеет неограниченную власть.
. Лидер, как главный руководитель религиозной общины, устанавливает обязательные правила и нормы поведения членов общины, которые провозглашаются священными. Сам лидер не обязательно должен придерживаться установленным правил и живет в значительно лучших условиях, чем его последователи.
. Религиозная община придерживается, как правило, аппокалиптичных взглядов на мир. Ее члены отказываются от собственного имущества в пользу религиозной группы, меняют место проживания, и собственные имена.
5.Члены религиозной общины в основном изолируются от внешнего мира с помощью всякой техники контроля за поведением верующих. Это достигается максимально насыщенной программой разных групповых мероприятий, которые проводятся на протяжении суток. Участие в этих мероприятиях рассматриваются верующими и их наставниками как пример высокой религиозной дисциплины. В научной литературе это стало называться промыванием мозгов.
Отечественный сектовед А.Л.Дворкин в работе «Сектоведение» пишет: «У организаций кадрового типа имеется много характерных признаков: единый язык (сектантский жаргон), отрыв от всего внешнего мира, черно-белое восприятие мира, изменение системы ценностей, когда признаются только ценности внутригрупповые».
Ерышев А.А. выделяет три типа специфических признаков нетрадиционных религий: первый тип – организационные особенности, второй – кадровые, третий – вероучительные.
К организационным можно отнести: поклонение живому божеству (обожествление лидера); жесточайшая централизация управления и суровая дисциплина; активное миссионерство; активное материальное жертвование или полный отказ верующего от собственности в пользу своей общины (т. е. в пользу лидера).
Кадровые особенности нетрадиционной религии: общая направленность на быстрое и радикальное изменение сознания новообращенного; агрессивные методы привлечения и удержания своих сторонников, основанные на психологической обработке индивидуума; требование безоговорочного принятия вероучения и исполнения культовых предписаний; полное разрушение социальных связей личности и включенность только в структуру группы единоверцев; унификация личности верующего до типа «фанатик» или «зомби».
Вероучительные особенности: отсутствие догматической и обрядовой традиции (вероучение и культ находятся в стадии формирования, уточнения); ярко выраженное антихристианство и неоязычество (вплоть до идолопоклонства); синтетичность и эклектичность вероучения, в котором можно обнаружить и христианские, и восточные, и теософские, и научные понятия, символы и мотивы; такая компилятивность вероучения позволяет ему претендовать на обладание абсолютной истиной как результату «всеобщего синтеза» духовной традиции человечества; учение и обряд носят ярко выраженный мистический характер, коренящийся в системе эзотерических идей и установок.
К особенностям нетрадиционных религий можно отнести и методы вербовки сторонников, методы обработки неофита: «бомбардировка любовью» (Вы – центр внимания, восхищения, любви); информационная комфортность (Вы получаете ответы на все вопросы); изоляция (общение только с единоверцами); строгий режим (ограничение сна и пищи, изнурительные духовные практики, тяжелый физический труд). Эти методы присущи, прежде всего, тоталитарным (деструктивным) сектам, ставящим под полный контроль сознание и поведение адепта, разрушающих его личность.
Итак, новые религиозные движения могут напоминать классические: как правило, они разрабатывают собственное вероучение на основе признаваемого священным текста, существует определенная система поклонения и ритуальная практика (чаще всего упрощенная), создаются культовые сооружения (залы царств, дома молитв) и т. п. Непременно формируются система ценностей и правила поведения, обязательные для последователей.
Нетрадиционность проявляется в специфике их учения, идей, нравственных установок, а также в отсутствии связи с культурной и духовной жизнью конкретного общества. Еще одним признаком нетрадиционных религий является то, что они противопоставляют себя традиционным вероучениям. Прибывшие из-за рубежа миссионеры заявляют о том, что имеющие давнюю историю конфессии не могут удовлетворить духовные потребности человека. Некоторые новые религии полностью отвергают старые священные тексты, другие же предлагают их новую трактовку. В крайних формах нетрадиционные движения могут полностью отвергать общечеловеческие гуманистические ценности и требования морали.
2. Нетрадиционные современные движения
.1 «Церковь объединения» Муна
«Церковь объединения» также известна как «Ассоциация Святого Духа за объединение мирового христианства». Организация зародилась в 1954 г. в Южной Корее преподобным Сан Мен Муном. Он утверждает, что ему в шестнадцатилетнем возрасте явился Христос, призвавший его к служению. По различным обвинениям Мун трижды сидел в тюрьме. Сам он считает, что подвергался гонениям за веру, однако в действительности был наказан за сексуальные извращения и двоеженство. С 1972 г. Мун проживает в США, где ему удалось широко развернуть миссионерскую и коммерческую деятельность. Руководящий центр мунитов находится в Нью-Йорке.
Человеческая история, согласно Муну, делится на три эпохи: век Ветхого завета, век Нового завета, век Завершенного завета. Истина, предназначенная для первой и второй эпох, содержится в Библии. Однако к ХХ в. Библия уже устарела и перестала быть путем к спасению. Поэтому Мун объявил себя мессией третьей эпохи – эпохи Завершенного завета, который изложен в его собственных книгах.
Учение Муна представляет собой противоречивую и сильно отличающуюся от традиционной версию христианства в сочетании с положениями, заимствованными из восточных религий.
«Церковь унификации» функционирует во всем мире как «семья». Себя и свою жену Мун объявил истинными родителями всех людей. «Ваши физические родители лишь инструмент, чтобы вас создать», – говорит он. При этом муниты, вступающие в новую «семью», обязаны оставить свои настоящие семьи. Мун учит тому, что главное – это составляющие церковь люди, заботящиеся друг о друге. Члены церкви жертвуют религиозной общине деньги и имущество. Каждый последователь стремится обрести «новое рождение» и принять активное участие в строительстве царства Божия. Мун призывает создать всемирное «истинное государство» путем объединения всего человечества под его началом.
Жизнь в общинах мунитов состоит из бесконечных семинаров, песнопений, изнурительного бесплатного труда. Распорядок дня строго контролируется: адепты обязаны в отведенное время посещать занятия, работать, участвовать в спортивных играх или танцах, при этом время на сон ограничено. Жесткая дисциплина дополняется системой тотального контроля друг за другом.
Согласно учению «Церкви унификации», человек может достичь жизненной гармонии только в правильном браке. Поэтому Мун лично участвует в формировании семейных пар из числа потенциальных женихов и невест. На основе фотографий и анкет формируются будущие семьи, а процедура бракосочетания проходит одновременно для множества молодоженов.
Последователи Муна отказываются от своей земли и собственности в пользу секты, они обязаны заниматься активной миссионерской деятельностью, бесплатно трудиться на благо церкви, собирать пожертвования и беспрекословно подчиняться своим наставникам. Благодаря использованию бесплатного труда верующих Мун получает многомиллиардные доходы, а его церковь превратилась в гигантскую корпорацию, включающую сотни предприятий по всему миру.
Благодаря активному проповедничеству, муниты создали свои общины в 160 странах, включая Казахстан. Для вербовки адептов они создали ряд организаций с благовидными названиями, среди которых «Всемирная ассоциация семей за мир во всем мире», «Федерация студентов за мир во всем мире», «Федерация женщин за мир во всем мире», «Международная межрелигиозная федерация за мир во всем мире» и т.д. Такого рода организации ведут активную работу с различными категориями населения, включая студентов и школьников, проводят конференции.
Между тем во многих странах Муна и его последователей обвиняют в нарушении закона. В США Мун был обвинен в уклонении от уплаты налогов. Ему запрещен въезд в Великобританию и Германию. Судебные процессы по делам, связанным с деятельностью мунитов, проходили в десятках государств.
2.2 «Церковь Единой веры» Виссариона.
нетрадиционный движение церковь мун
Другие названия: «Церковь Последнего Завета», «Община единой веры».
Это псевдохристианский тоталитарный культ, возглавляемый "новым мессией" – Виссарионом.
Основатель, глава церкви последнего завета и ее высшее духовное лицо – Сергей Анатольевич Тороп 1961 года рождения, бывший сотрудник милиции г. Минусинска Красноярского края, больше известен под культовым именем Виссарион. С. Тороп утверждает, что в январе 1991 г. принял крещение от небесного Отца, получив новое имя – Виссарион, и "благословение" на создание единой объединяющей веры, представляющей собой воплощение всех существующих религий.
Ориентировочно в августе 1991г. он организовал секту. Уверовав в его учение, несколько тысяч людей продали свои квартиры в Москве, Санкт-Петербурге и других городах, передали значительные суммы в кассу организации и переселились в Красноярский край. В июне 1994 г. они объединились в "Общину единой веры", а в 1995 г. перерегистрировались в "Церковь Последнего Завета".
Во второй половине 1994 г. инициативная группа последователей Виссариона выступила с предложением создать в Курагинском районе Красноярского края "экспериментальное экологическое поселение". Для построения поселения администрация района выделило из лесного фонда 250 га земли. Проектируемое в настоящее время поселение рассчитано на 120 семей.
По утверждениям сектантов, в их общине придерживаются, исходя из "этических и мировоззренческих принципов", строгого вегетарианства, а рацион питания составляют исключительно продукты растительного происхождения. В реальности практикуется "агрессивная" диета, при которой беременные женщины и дети лишены необходимых питательных веществ, а кормящим матерям даже запрещается кормить детей грудным молоком. По показаниям врачей, имеется несколько случаев истощения фанатичных последователей Виссариона. Практикуются роды в воде (в обыкновенной бочке), не разрешается делать детям прививки, прибегать к медикаментам в случае болезни. Основатель секты С. Тороп подтвердил факты самоубийств среди своих последователей, что, впрочем, с его точки зрения, вполне приемлемый способ ухода из жизни. По мнению специалистов, в связи с несостоятельностью проекта Виссариона построить город избранных и невозможностью возвращения членов секты к прежним местам жительства, могут произойти массовые самоубийства последователей культа. Предпосылки к такой развязке создают и некоторые "заповеди" Виссариона ("не осуждай уходящего"), оправдывающие самоубийство.
Одним из важнейших направлений деятельности в культе считается издание и распространение видео- и аудиокассет с проповедями Виссариона, культовой литературы, посредством чего происходит обращение новых адептов.
По данным руководства "церкви", у нее около 50 тыс. последователей в 83 населенных пунктах РФ и зарубежья. Реальное количество адептов около 10 тыс. человек, половина из которых проживает в Красноярском крае, а другая занимается прозелитизмом во многих городах России.
Виссарион составил свой "Последний завет" с человечеством, чтобы совершить "Великое Священное Воссоединение" всех существующих религий. Реально учение Виссариона – смесь космологии, христианства и йоги. Христианству он отводит центральную роль, при этом фактически извращая его.
Виссарион выдвигает пять основных постулатов. Творец вселенной (Абсолют) материален, в нем нет ни добра, ни зла. Творец человеческой души – Отец Небесный – создатель добра, источник Духа Жизни, который, слившись с энергией Сердца Земли-Матушки, породил Сына Божия. Существует и ад, и рай. Из индуизма взято учение о переселении души. Души, выполнившие свое предназначение, развившиеся духовно, пребывают в раю. Неспособные к духовному росту оказываются в аду. Человек воплощается на земле до десяти раз и каждый раз получает возможность для духовного роста. Есть вирус зла, который обитает только на Земле и только среди людей. Он и есть дьявол. Дьявола породили люди, точнее, их греховные помыслы. Мысль человека материальна, она никуда не пропадает, и злые мысли породили злых духов.
Итак, я считаю, что масса рядовых верующих стала жертвой не столько Виссариона, Мунна и других, сколько всей драматической переломной ситуации в стране. Не захотев тихо вымирать поодиночке, люди бросили вызов обществу.
Заключение
Нетрадиционные религии, ставшие самым заметным явлением общественной жизни России с последнего десятилетия XX в., представляют собой противоречивый культурно-исторический феномен, различные формы проявления которого можно обнаружить на всем протяжении истории, особенно в периоды глубоких и острых изменений в общественной жизни. Современный всплеск интереса к ним во многом вызван всем ходом развития современной цивилизации, так как в своих доктринах нетрадиционные религии в мистифицированном виде отражают наиболее актуальные, острые проблемы, вызванные научно-технической революцией, ее последствиями и издержками.
Сегодняшний этап в понимании нетрадиционных религий как культурно исторического общественного феномена характеризуется, прежде всего, наработкой и накоплением исходного исторического материала и созданием гипотез цельной системной концепции. Сделан значительный шаг в создании типологии нетрадиционных религий, достигнуты определенные результаты в выявлении причин ее возникновения, распространения и воспроизводства.
Распространение нетрадиционных религий – в большей степени результат резких и глубоких социокультурных изменений конца 80-х – начала 90-х годов. В результате «перестройки», за очень короткий промежуток времени Россия, великая мировая держава, переместилась из одного исторического периода в другой. Эти социокультурные изменения породили чувство пессимизма, бесперспективности жизни, психологическое ощущение хрупкости окружающего мира, невозможности достичь гармонии в обществе, осуществить в нем гуманистические идеалы. Общими для определенной части населения стали кризис гуманизма, разрушительный для существования человека и культуры.
В условиях российского кризиса, неотступно сопровождающего наше общество на всем протяжении переходного периода, трудно ставить вопрос о гражданской религии так, как это характерно для высокоразвитых стран мира, где на протяжении многих десятилетий накоплен положительный опыт установления социально-политического консенсуса с новыми религиями и их ассимиляции с господствующей культурно-исторической традицией.
Итак, идеальная религиозная ситуация в стране, к которой целесообразно стремиться российскому обществу в своем развитии, определяется единством трех компонентов: секулярного государства (гарантирующего свободу совести своим гражданам), религиозного плюрализма и гражданской религии, направленной на позитивное, заинтересованное и активно-созидательное отношение к социальной действительности. Эти три условия явятся залогом веротерпимости между людьми, будут способствовать изживанию раскола общества по религиозным убеждениям и его внутреннему сплочению благодаря ориентациям на демократические, гуманистические и патриотические приоритеты.
Список используемой литературы
1.Балагушкин Е.Г. Нетрадиционные религии в капиталистических странах Запада и их влияние на молодежь. М., 1980.
2.Балагушкин Е.Г. Нетрадиционные религии в современной России. – М., 1999.
.Кузнецова Т.Н. Мунизм: вероучение, религиозная практика и образ жизни последователей Сан Мён Муна. М., 1999.
.Гараджа В.И. Религиоведение. М., 1994.
.Угринович Д.М. Введение в религиоведение. М., 1985.
.Яблоков H.H. Основы теоретического религиоведения. М., 1994.
.Дворкин А.Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Н.-Новгород. 2003.
8.Порублёв Н. Культы и мировые религии. М., 1994.
9.Уолтер Мартин. Царство культов. СПб. 1992.
10.Ерышев А. А. Религиоведение: Учеб. пособие. – 3-е изд., стереотип. – К.: МАУП, 2003. – 280 с.
11.Розет Д. Определения и признаки культа http://www.apologetika.ru/win/index.php3?razd=1&id1=41