- Вид работы: Контрольная работа
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 11,84 Кб
Современный минимализм в дизайне интерьера предприятий общественного питания
Введение
минимализм интерьер дизайнер архитектор
Дизайн современных ресторанов, баров и кафе разнообразен. С целью привлечения клиентов заведения делают огромный акцент не только на меню, но и оформлении интерьера. Многообразие стилей и направлений позволяет внести изюминку, выделиться среди конкурентов. Именно поэтому решение выбора стиля актуально как никогда
Цель: выявить стилистические особенности современного минимализма в интерьере предприятий общественного питания
Задачи:
изучить литературные и другие источники по теме иследования;
определить особенности стиля «минимализм» в историческом контексте:
изучить развитие концепции минимализма в творчестве современных зарубежных дизайнеров и архитекторов;
рассмотреть особенности современного минимализма;
изучить требования к проектированию предприятий общественного питания (кафе и ресторанов);
выполнить анализ интерьеров аналогов отечественных и зарубежных ресторанов;
выработать рекомендации по дизайн проектированию рестораны в стиле современного минимализма.
Объект исследования: дизайн предприятий общественного питания.
Предмет исследования: стилистические и концептуальные особенности ресторанов в стиле современного минимализма
1. Особенности современного минимализма в интерьере
.1История минимализма в интерьере
Минималистское направление в искусстве зародилось в 1950-х и продолжало активно развиваться в шестидесятые и семидесятые годы прошлого века. Основная идея минимализма – простота формы и содержания, нивелирующая персональное самовыражение художника. Художник-минималист стремится дать зрителю возможность острее прочувствовать композиционное решение произведения, лишив композицию контекста и отвлекающих внимание деталей.
Первые зачатки минимализма обнаруживаются уже в XVIII веке: в 1777 году Иоганн Вольфганг Гете, величайший немецкий поэт, философ и художник, воздвиг в саду своего летнего дома в Веймаре своеобразную (для XVIII века!) скульптуру. Скульптура представляет собой «сферу – эмблему мобильности, поддерживаемую кубом – эмблемой стабильности».
В двадцатые годы XX века начало концептуальной разработке теории (и практики) минимализма как взгляда на искусство было положено такими художниками как Казимир Малевич и Марсель Дюшан.
Бум минимализма начался в середине 1960-х. Минималистский дизайн 60-х годов стал реакцией на пресыщение преобладающей в 50-х годах эклектикой и помпезной роскошью элитарных интерьеров. На смену плюшевым занавескам, фикусам, абажурам и обилию безделушек пришли гладкие плоскости стен, стекло и пластик. Если в послевоенный период общество испытывало потребность в домашнем уюте как в компенсации за лишения и голод военного времени, то позже отказ от излишнего декора, стремление к простоте форм и цвета стали проявлением оригинальности. К характерным чертам минималистского искусства можно отнести использование прямоугольных и кубических форм, промышленных материалов, нейтральных поверхностей, равенство частей, повторение элементов.
1.2 Минимализма в творчестве современных зарубежных дизайнеров и архитекторов
В профессиональной практике первое использование термина «минимализм» принадлежит Р. Уолхейму, во второй половине 60-х гг. применившего его к анализу творчества дадаиста М. Дюшана и деятелей искусства «поп-арта», сводящих к минимуму вмешательство художника в окружающую среду.
Непосредственным предшественником минимализма является американский художник Ф. Стелла, представивший в 1959-1960 гг. серию «Черных картин», где превалировали упорядоченные прямые линии.
«Less is more» («меньше – значит больше») – так сформулировал основную идею минимализма американский архитектор Людвиг Мис ван дер Роэ. Истоки минимализма лежат, главным образом, в конструктивизме 1920-х годов, а также супрематизме, абстракционизме, американской живописи конца 50-х гг. ХХ в., «поп-арте», а духовные начала – в японском традиционализме, «дзенских» интерьерах Японии.
Как отмечает П. Овери [Overy P. De Stijl: Art, Architecture, Design / P. Overy. – N.Y., Publisher: Thames & Hudson Ltd, 1991. – 216 р.], концептуальные истоки минимализма берут начало в неопластицизме, живописи голландского художника П. Мондриана (рисунок 14)
Среди современных дизайнеров-минималистов необходимо выделить наиболее известных, в частности, А. Астори (Antonia Astori). Мебель, созданная А. Астори, отличается особой простотой и геометризмом. А. Квинц (Arne Quinze) – бельгийский дизайнер-минималист, скульптор и художник. В основе формообразования серии геометрической мягкой уличной мебели, скамеек, диванов, табуретов и стульев использовал геометрические структуры, такие как прямоугольник и квадрат (рисунок 1). Итальянский дизайнер Б. Фатторини (Bruno Fattorini) является арт-директором миланской фирмы «MDF Italia», которая производит минималистскую мебель и аксессуары (рисунок 2).
Карим Рашид (Karim Rashid) – один из известных современных дизайнеров-минималистов США, профессор Университета Искусств в Филадельфии. Его работы оказывают влияние на развитие мирового дизайна. Стиль творчества Карима Рашида характеризуют как поп-люкс, но сам мастер говорит, что работает в чувственном минимализме
Простые органические формы, обтекаемые линии, многофункциональность, новые материалы и суперсовременные технологии (рисунок 5). «Я думаю, что сейчас искусственное становится естественным, поэтому нам не нужно больше разделять природные материалы и искусственные. Также нам не следует отделять технологическое от человеческого» (…). https://roomble.com/publication/karim-rashid-chelovek-mira-i-osnovatel-chuvstvennogo-minimalizma/. – Статья. Елена Эллер. Карим Рашид: человек мира и основатель чувственного минимализма.
Стул «Scoop». Светильник.
Работы еще одного представителя минимализма Маартена ван Северена (Maarten Van Severen) отражают поиски совершенствования в форме, деталях и изготовлении. М. Северен также часто упоминался как декоратор и проектировщик мебели для частных проектов (рисунок 6).
Большое влияние на формообразование многих объектов промышленного дизайна М. Вандерса (Marcel Wanders), несомненно, оказал минимализм. Строгость и «чистота формы» – основные формообразующие качества, влияющие на формирование проектной концепции, что можно проследить в его работах (рисунок 9).
Маурисио Перегалли (Maurizio Peregalli) – современный дизайнер-минималист, чьи работы отличаются исключительной простотой и лаконичность формы, отсутствием декора. Ряд работ наглядно отображает эстетику минимализма. Отличительной особенностью мебели, спроектированной этим дизайнером, является отполированные до идеальной чистоты поверхности, что порождает иллюзию «растворения» объекта в среде (рисунок 10).
Одним из известнейших японских дизайнеров-минималистов является Наото Фукасава (Naoto Fukasawa). Можно выделить ряд знаковых объектов его творчества (рисунок 11).
Наото Фукасава. Дизайн ванной комнаты и лампы
Пит Мондриан. Композиция с красным, желтым, синим и черным (1921 г.)
Стиль минимализм в дизайне ресторанов, кафе, баров
Минимализм символизирует свободу. Увидеть его в чистом виде можно в заведениях, которые придерживаются японской тематики: совсем немного мебели, обилие пространства и графичность. Здесь удачно обыграно сочетание света и теней.
Японская культура подарила западной простоту форм, открытость пространств и функциональность. Несмотря на свою молодость, стиль минимализм успешно конкурирует с уже устоявшимися направлениями лофт и хай-тек, становясь все более популярным, особенно в молодежных кругах.
Кажущаяся простота обманчива. Минимализм всегда стремится к совершенству, поэтому выбирая его для оформления дизайна интерьера ресторанов и кафе, стоит позаботиться о следующем:
Зонирование пространства – чтобы отделить барную зону от обеденной, нужно использовать многоуровневое освещение, стеклянные или тканевые перегородки;
Цветовая палитра – преимущественно светлые оттенки, но лучше использовать полутона, графично подчеркнув их серым или черным. Отличным дополнением станут необработанные материалы: металл, стекло, дерево, кирпич;
Геометризм (квадрат, круг, прямоугольник, прямая линия) – в оформлении нет сильных изгибов, завитков и спиралей. Мебелькафе осуществляет продажу столов для бара с аккуратными квадратными, прямоугольными, круглыми столешницами.
Изучение требований к проектированию предприятий общественного питания (в частности кафе и ресторанов)
Классификация предприятий общественного питания
Согласно стандарта [8] предприятия общественного питания классифицируют по следующим типам: ресторан, бар, кафе, столовая, закусочная, предприятие быстрого обслуживания, буфет, кафетерий, кофейня, магазин кулинарии.
При определении типа предприятия общественного питания учитывают ряд факторов, таких, как ассортимент реализуемой продукции, техническую оснащенность, методы и формы обслуживания, время обслуживания потребителей (время ожидания, предоставления и потребления услуги), профессиональную подготовку и уровень квалификации персонала, условия обслуживания (комфортность зала, мебели, этику персонала, эстетику оформления, интерьер и т.д.) [8].
Рестораны, кроме выше перчисленных факторов, также различают
по местонахождению (в жилых и общественных зданиях, в том числе в отдельно стоящих зданиях, зданиях гостиниц, вокзалов, в культурно-развлекательных и спортивных объектах, в зонах отдыха, на транспорте (вагон-ресторан и пр.);
по интересам потребителей (клубный ресторан, спорт-ресторан, ресторан – ночной клуб, ресторан-салон);
по методам и формам обслуживания; по составу и назначению помещений – стационарные и передвижные (рестораны на морских и речных судах, в поездах).
Бар – предприятие общественного питания, оборудованное барной стойкой и реализующее в зависимости от специализации алкогольные и (или) безалкогольные напитки, горячие и прохладительные напитки, коктейли, холодные и горячие закуски и блюда в ограниченном ассортименте, покупные товары.
Рестораны и бары по уровню обслуживания и номенклатуре предоставляемых услуг подразделяют на три класса – «люкс», «высший» и «первый», которые должны соответствовать определенным требованиям, указанным в государственносм стандарте («УСЛУГИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ. ГОСТ Р 50762-2007» (утв. Приказом Ростехрегулирования от 27.12.2007 №475-ст).
Прочие предприятия общественного питания на классы не подразделяют.
Кафе – предприятие общественного питания по организации питания и (или без) отдыха потребителей с предоставлением ограниченного по сравнению с рестораном ассортимента продукции общественного питания, реализующее фирменные, заказные блюда, изделия и алкогольные и безалкогольные напитки.
Столовая – предприятие общественного питания, общедоступное или обслуживающее определенный контингент потребителей, производящее и реализующее блюда и кулинарные изделия в соответствии с меню, различающимся по дням недели.
Закусочная – предприятие общественного питания с ограниченным ассортиментом блюд и изделий несложного изготовления и предназначенное для быстрого обслуживания потребителей.
Предприятие быстрого обслуживания – это предприятие общественного питания, реализующее узкий ассортимент блюд, изделий, напитков несложного изготовления, размещающиеся в местах интенсивного движения и массового скопления потребителей: в торговых комплексах и центрах (зоны ресторанных двориков), кинотеатрах, на центральных улицах и площадях, в зонах отдыха и др.
Предприятия общественного питания различных типов (кроме ресторанов) с вместимостью зала не более 16 мест при определении типа могут прибавлять к своему наименованию приставку «мини»: мини-кафе, мини-бар, мини-закусочная и т.д.
Магазин кулинарии имеет собственное кулинарное производство и реализуюет потребителям кулинарные изделия, полуфабрикаты, мучные булочные и кондитерские изделия и покупные продовольственные товары. Допускается организация кафетерия в торговом зале магазина кулинарии.
На протяжении всей истории архитектуры периодически проявлялась тенденция к упрощению и минимизации форм, (геометризации). Это было обусловлено функциональной и конструктивной необходимостью при строительстве зданий. Потребность в упрощении формы всегда присутствовала в проектном решении любой архитектурной формы. В развитии научно-технического прогресса функциональный и конструктивный факторы в архитектурном проектировании постепенно отходили на второй план. Появление новых технологий и материалов расширило архитектурные возможности и эстетически обогатило вид строений. Наряду с этим эстетика минимизации (минимализма) формы отнюдь не исчезла, а напротив, сформировалась и твердо укрепилась в архитектуре. Данная тенденция в архитектуре приобрела эстетические качества, которые стали влиять на дальнейшее развитие современного архитектурного формообразования [#”justify”>Минимализм» – стиль отсутствие декора, как такового. Поиск идеальных пропорций и цветовых соотношений в основных формах. Его девиз: «отказ от нужного в пользу самого необходимого». Он всякий раз становится модным на рубеже эпох, когда отметается старое в ожидании радикальных перемен (советский вариант) или как пресыщение роскошью традиционных интерьеров для высшего и среднего класса (вариант западный). В наше время минимализм также имеет мировоззренческий контекст в дизайне гостинец, ресторанов и является контрреакцией на диктат ценностей «общества потребления». Осознание возможности глобальной экологической катастрофы породило тенденцию сознательного отказа от излишеств, возврат к традиционным экологически чистым материалам – дереву, стеклу, металлу.
Современный интерьер в стиле минимализма можно охарактеризовать как моделирование пространства и света с использованием только необходимых предметов. Самым важным при создании таких интерьеров является грамотно спланированное пространство, в котором много рассеянного, спокойного света, когда кажется, что светятся сами стены и потолок, много воздуха. Чтобы создавалось ощущение широты и простора, помещение по возможности освобождается от внутренних перегородок. Большие окна, насыщая пространство светом, соединяют с окружающим миром, делая его частью интерьера.
Цветовая палитра в минималистических интерьерах, как правило, светлая, основанная на игре полутонов, много белого цвета, графично подчеркнутого черным или серым. Черно-белое сочетание является основой, которая выгодно оттеняет любой цвет. Палитру могут дополнять естественные тона дерева, кирпича, металла, блеск стекла. В отделке применяются простые материалы, зачастую необработанные, с грубой фактурой: кирпич, бетон, дерево или штукатурка. Простые формы и линии, практически нет декора на окнах и стенах.
Сочетание света, мебели и металла в интерьере ресторанов и гостиниц.
Зонирование пространства производится с помощью цвета пола, полупрозрачной ткани или стекла, раздвижных перегородок, с помощью подсветки в стенах, полу или потолке. Светильников, как правило, не видно
Стеклянные полки стеллажей, стеклянные столешницы и двери шкафов как бы растворяются в воздухе, не занимая пространства. Никаких безделушек, аксессуаров очень мало. На окнах – простые по форме жалюзи из прозрачной ткани или металла. Они почти незаметны. Светлые матовые стены могут быть украшены небольшим количеством живописи соответствующего стиля, картины имеют тонкие простые рамы.
Формы мебели тоже просты: острые углы, нет пластичных линий. Диваны с прямоугольными подушками и жесткими подлокотниками, такие же кресла и стулья прямоугольной, почти кубической формы.
Обивка светлая, однотонная с редкими контрастными «пятнами», например, подушками.
Использование металла в интерьере придает ему современность: металлические столешницы на кухне, ножки стульев, стойки стеллажей. А солнечный свет, отраженный от стекла и гладкого металла создает атмосферу радости и легкости.
В интерьере гостиниц минимализм напоминает графику – жанр лаконичный, требующий умения обходится скупыми средствами черно-белой гаммы. Точнее, черного цвета и фона, который не обязательно должен быть белым, но обязательно светлым, контрастным, чтобы выгодно перевести внимание на каждую линию, проведенную художником. В таких интерьерах все сделано функционально, прочно и современно. Дизайн построен на тонкой игре нюансов. Минимализм плохо «смешивается» с другими стилями, все помещения лучше выдерживать в одном стиле, но делая их при этом ярко индивидуальными.
3. Особенности разработки дизайна интерьера ресторана
.1 Пространственная организация интерьера ресторана
Архитектурная композиция ресторана, кафе может быть подсказана местом размещения: на руинах старых крепостных стен, в рыбацкой хижине, старой мельнице и т.п. Приемы экзотических решений могут быть использованы не только в интерьере, но и в архитектурном решении самих сооружений. Открытые дворики, где размещены мангалы для шашлыков, террасы, крылечки, – все создает обстановку, способствующую отдыху.
Различают три типа композиционно-планировочных решений интерьера залов предприятий общественного питания:
Столики летних кафе в Москве – объектом наблюдения является окружающий пейзаж (так называемые панорамные рестораны и кафе в зонах отдыха, летние предприятия общественного питания);
объектом наблюдения может выступать как интерьер, так и внешняя среда, т.е. композиция строится на последовательном раскрытии внутреннего и наружного пространства. Этот прием типичен для кафе, ресторанов, интерьер которых «раскрыт» в город, парк, а также для закусочных, кафе быстрого обслуживания, которые являются как бы частью улицы или фуд-корта;
объектом наблюдения служит какая-либо часть интерьера. Роль такого элемента, привлекающего к себе основное внимание посетителей, может играть эстрада, танцевальная площадка, фонтан, панно, барная стойка и т.п. Этот прием чаще всего используется в ресторанах, кафе, предназначенных для вечернего отдыха, с камерным, интимным характером интерьера.
В композиционно-планировочных решениях крупных ресторанов могут быть использованы композиции, построенные на ряде «зон» со своими центрами.
Лестница ресторана Стёпа ЛиходеевВ этом случае ощущение единства большого пространства совмещается с уютной, камерной обстановкой отдыха, создаваемой за счет зонирования мебелью, барной стойкой, танцевальной площадкой, эстрадой.
Принцип последовательного раскрытия пространств подчеркивает праздничный, торжественный характер интерьера. К средствам членения пространства относятся съемные и раздвижные перегородки, отдельно стоящие панели – экраны (глухие и прозрачные), стены с декоративной пластикой или живописью, скульптура, водоемы, декоративные растения.