- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 6,41 Мб
Создание фантазийного образа в фольклорном стиле
ВВЕДЕНИЕ
Мир стиля очень красочен и разнообразен, и, зная, как смешивать эти краски, можно найти тот идеальный индивидуальный цвет или сочетание, которое внесёт особенное настроение в задуманный образ.
Фольклорный стиль – это не национальная одежда, а одежда с элементами народных мотивов. Колорит стиля фолк невозможно преувеличить. В нём есть какая-то очень важная живая нить, связывающая прошлое с настоящим, и даже будущим.
Неподдельный интерес всегда вызывают особенности национального костюма. Это не случайно. Силуэты народного костюма, его орнамент и краски очень близки человеческой душе. В национальном костюме чувствуется какая-то мощь и долговечность, сила и гармония. Человеку чрезвычайно важно осознавать себя частью своего народа, как и ребёнку важно ощущать себя частью семьи. Это дарит спокойствие и чувство защищенности.
Элементы национального костюма в одежде фольклорного стилевого направления – это крой, отделка и детали. Стиль фолк – это не точная копия народного костюма, а именно стилизация, использование некоторых основных черт народного наряда.
Распространению фольклорного стиля во многом поспособствовало молодежное движение хиппи, появившееся в 60-х годах прошлого столетия. «Официально» названный стиль был признан с легкой руки Ив Сен-Лорана, выпустившего в 1968 г. коллекцию «Saharienne». Сейчас фолк – это одежда, стилизованная под национальные костюмы разных народов мира. Это могут быть и скандинавские платья, и русские сарафаны и индейские костюмы.
Фольклорный стиль сейчас находится на пике популярности, особенно за границей. Модные дизайнеры смело используют его в своих коллекциях.
Так, с особым успехом была презентована сказочная коллекция от RED Valentino сезона осень-зима 2013-2014. Ещё не началась неделя моды в Нью-Йорке, а дизайнеры молодежной линии Valentino Мария Грация Кьюри и Пьерпаоло Пиччоли представили новую коллекцию женской одежды. Вдохновением для будущего сезона осень-зима стала сказка "Гензель и Греттель", где фольклорные нотки и романтичный стиль Valentino гармонично сплелись воедино (рис.1-3).
Бренды соответствующие фольклорному стилю: Yves Saint Laurent, Kenzo, Jean Paul Gaultier, Etro, Valentino, Anna Sui. Но актуальность образов в стиле фолк набирает обороты не только в области высокой моды, все чаще можно встретить молодых людей и людей старшего поколения, использующих в своем образе элементы фольклорного стиля. Использовать фольклорный стиль в повседневной жизни лучше всего для отдыха. Образ в народном стиле воспринимается как художественное произведение. Как правило, фольклорный стиль постоянно возвращается в моду в самых разных своих вариациях, он как бы вне времени, вне обстоятельств.
Целью выполнения курсового проекта является разработка и создание фантазийного образа в фольклорном стиле.
Главными задачами курсового проекта являются:
Художественно композиционная характеристика источника творчества;
Формирование концепции композиционного строения моделей коллекции;
Анализ моделей аналогов;
Графическая разработка моделей авторской коллекции;
Технический проект
При работе над курсовым проектом планируется более полно изучить материалы по выбранной теме, систематизировать и соединить полученные знания, применить их на практике, опробовав свои силы при создания образа, научится держаться на публике и раскрыть творческий потенциал, а так же приобрести уверенность в себе и достижении поставленной цели.
1. ХУДОЖЕСТВЕННО КОМПОЗИЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОЧНИКА ТВОРЧЕСТВА
.1 История возникновения фольклорного стиля
Фольклорный стиль является одним из звеньев, которые связывают прошлое и настоящее нашего народа. Из века в век он сохраняет привычные для нас краски и силуэты. Он подчеркивает такие ценные качества как изысканность, элегантность, достоинство. Фольклорный стиль одежды содержит элементы этнических костюмов практически со всего мира, собирая их в нечто особенное, новое. И это неслучайно: ведь каждый народ, который населяет или когда-либо населял нашу планету, непременно оставлял след и в истории цивилизации. У каждого народа есть свои правила и особенности в манере одеваться, украшать себя и т.п. поэтому стиль фолк, без преувеличения, один из самых богатых и разнообразных стилей из всех существующих.
Фольклорный стиль дизайна одежды, возможно, самый древний в истории человечества. История его зарождения уходит корнями в прошлое. По сути, основателями стиля стали первые путешественники и торговцы. Сегодня стилем фолк в моделировании костюма (а в понятие «костюм» входят одежда, головной убор, аксессуары, обувь) принято считать использование в дизайне азиатских, африканских, индийских, славянских, скандинавских, южноамериканских мотивов и еще множество других.
Полностью рассмотреть постепенное начало развития фольклорного стиля практически невозможно, ведь длинный исторический путь который стиль фолк проделал вместе с человеком, частью стерся «из краткой памяти людской». Но самые яркие события развития фольклорного стиля все же можно отследить на страницах истории.
Крестьяне на Руси с давних времен носили одежду, которая отвечала требованиям и пользы, и красоты. И уже в XVIII и XIX веках стилистику национального костюма русских крестьянок использовали богатые помещицы в своей одежде: кокошники с натуральным жемчугом и изумрудами, вышитые золотыми и серебряными нитями сарафаны и душегреи (рис. 1.1.1-1.1.2-1.1.3). В 19-м в. стало развиваться машинное производство, крестьяне потянулись в города, где не носили народную одежду, но при этом новые городские жители использовали в своей одежде элементы народного костюма.
В 19-м веке английские колонизаторы привезли из Индии первые полосатые и клетчатые шелковые ткани. Лорд Байрон в эпоху романтизма носил шарфы из этих материалов в виде чалмы. А.С. Пушкин позирует О. Кипренскому на знаменитом портрете в таком же шарфе (рис. 1.1.4).
Бесспорно, всплеском для распространения фольклорного стиля в Европе послужили знаменитые «Дягелевские сезоны», в 1909 году в Париже и в 1911 году в Лондоне во время балетных представлений европейцы увидели русский народный костюм и костюмы с восточным колоритом в интерпретации известных художников России Бакста и Бенуа: балет «Петрушка» (рис. 1.1.5), балет «Половецкие пляски» (рис.1.1.6), балет «Жар-птица» (рис.1.1.7).
В 1910-х гг. французский модельер Поль Пуаре (Paul Poiret) вдохновленный постановкой балета «Шехерезада» С.П. Дягилева. создает женскую коллекцию в восточном стиле (рис.1.1.8-1.1.10). Он подготовил костюмированный вечер «Тысяча вторая ночь, или Торжество по-персидски», на котором предстал в образе султана: в атласном халате, надетом поверх туники, и в тюрбане в качестве головного убора. Гости были одеты в шелковые штаны-шаровары, богато декорированные бархатные жилеты и длинные юбки широкого кроя.
В молодой Советской России иконой фольклорного стиля стала Надежда Ламанова. Когда в 1925 году на Всемирной выставке ее модели увидел Париж, в павильоне СССР было не протолкнуться. Еще в 1925 году в Париже на Всемирной выставке советская художница завоевала Гран-при. Ее коллекция платьев рубашечного кроя, сшитых из домотканых материалов в русском стиле с традиционным народным орнаментом и ручной вышивкой затмила творения парижских кутюрье (рис.1.1.11).
В середине 1910-х гг. Поль Пуаре, вдохновленной русской культурой и традициями, создал женскую коллекцию «Казань» со славянскими мотивами. В нее вошли сарафаны, рубахи, кокошники, расшитые платки, красные сафьяновые сапоги. В качестве отделки модельер использовал мех, бахрому, вышивку бисером и пр.
В мировую моду фольклорный стиль прочно вошел в 60-е годы 20-го века благодаря движению хиппи, философия существования которых выбивалась за рамки общепринятых норм и правил. Именно в эти годы новаторское поколение молодых людей в поисках альтернативных ценностей обратилась к многовековой истории древних цивилизаций Востока, Африки, Центральной Америки. Заимствуя из культурных слоев прошлого несвойственный европейской цивилизации подход к жизни, хиппи внесли новые краски во многие сферы человеческой деятельности, в том числе, в моду.
Будучи антиобщественными личностями, высшей ценностью которых являлись свобода, индивидуальность и самобытность человека, хиппи противостояли общепринятым ценностям и массовым шаблонам. Альтернативой мини у хиппи стали длинные юбки и джинсы, а взамен правильных геометрических форм одежды и выдержанности цветовой палитры неформальная молодежь предлагала плавные струящиеся очертания с фольклорными мотивами (рис.1.1.12 -13-14).
Подражая в первую очередь народам Древнего Востока, хиппи начали носить свободную не сковывающую движения одежду: полупрозрачные платья и блузки, "воздушные" туники и шарфы, желто-красные одеяния тибетских монахов и индийские сари (рис.1.2.15). Необычайно яркой была цветовая палитра восточной одежды. Характерной особенностью одежды хиппи было то, что при ее изготовлении использовались исключительно природные материалы и, в идеале, она должна была делаться вручную.
Восточная экзотика была не единственным направлением, которое прижилось в субкультуре хиппи. Являясь основными идеологами фолка, дети цветов также обращались за вдохновением к культуре марокканцев, индейцев, цыган. Марокканские туники, мексиканские пончо, цыганские юбки, индейские мокасины, плетенные из бисера фенечки и многие другие вещи обязаны своим вторым рождением именно хиппи.
-е годы были необычным десятилетие в мире моды. И необычно оно, прежде всего, тем, что новые идеи и тенденции рождались "на улице", но надо отдать должное и высокой моде, представители которой мгновенно подхватывали новшества, развивали их, придавали им новые оттенки.
Одним из первых Кутюрье, который уловил необычные приметы фольклорной одежды и виртуозно перенес их в высокую моду, был гениальный Ив Сен-Лоран. Его коллекция с восточными мотивами, на которую его вдохновили хиппи, получила достойную оценку.
Если одежда хиппи того времени у многих вызывала какие-то брезгливые чувства (многие воспринимали ее просто как обветшалые и неопрятные вещи), то в руках Ив Сен-Лорана она приобрела облагороженный салонный вид. "Стиль барахолки", столь любимый хиппи, с его лоскутной одеждой и смешением разных узоров у YSL вылился в романтические одеяния из шелка и органди, предназначенные для хиппи-аристократов. Из рук мастера выходили необычные фольклорные костюмы с элементами ретро. Мотивы древнего Китая, Марокко, Перу, Африки были любимыми мотивами в коллекциях Кутюрье.
Африканские коллекции изобиловали яркими цветами и необычно дешевыми для высокой моды материалами: солома, лен, деревянные и стеклянные аксессуары (рис 1.1.16). Китайская коллекция блистала театральной роскошью и сочетанием "рискованными" в то время лилового с желтым и оранжевого с розовым.
Но самой красивой коллекцией в фольклорном стиле, по словам модельера, была его русская коллекция, на которую Кутюрье вдохновили проходящие в Европе "Русские сезоны" (рис.1.1.17). "Крестьянские" наряды Сен-Лорана в русском стиле вызывали восхищение и породили в Европе моду на все русское, которая существует и по сей день (рис.1.1.18-19).
Другим модельером, повлиявшим значительным образом на развитие фольклорного стиля, был выдающийся японский Кутюрье – Кензо. Его нетрадиционный фольклорный стиль, отличавшийся радостной пестротой, мгновенно покорил представителей модного мира. Кензо принес со своей родины простой и скромный покрой кимоно, но скомбинировал его с южноамериканскими, восточными и скандинавскими элементами (рис 1.2.20). В своих коллекциях он отваживался на абсолютно новые сочетания цвета и форм. Различные ткани в цветочек уживались вместе с жизнерадостной клеткой, а китайская жакетка со стойкой – с оборками в стиле "кантри" из белого хлопка (рис. 1.2.21). В этнических коллекциях японского модельера можно было увидеть индийские "пайджама", индейскую бахрому, бедуинские аба, испанские болеро, русские косоворотки и меховые шапки (рис.1.2.22).
Элементы фолка всегда находили место и в творчестве выдающегося Жан-Поля Готье. Впервые появившись в дебютной коллекции 76-го года они до сих пор сопровождают автора в его путешествии во времени и пространстве. Конек Готье – это смешение стилей и элементов национальных костюмов разных народов, а идеи для новых коллекций модельер черпает вокруг себя. Так, в начале 90-х увидев на улицах Нью-Йорка хасидских раввинов, дизайнер решился на создание коллекции одежды "Рабби-шик" с жилетами, рубашками навыпуск, шапочками "кипа" и длиннополыми темными одеждами (рис.1.2.23). А коллекция "Тату", созданная под впечатлением мотивов культуры Юго-Восточной Азии и Африки, стала определяющей в молодежной моде целого десятилетия, основными чертами которого с подачи французского дизайнера становятся пирсинг, имитация татуировок, использование граффити. В творчестве Готье этнические темы доминировали и в других коллекциях: "Монголы", "Большое путешествие", "Африканская сага" (рис.1.2.24). В дальнейшем Готье очень часто использовал мотивы фолка в своих последующих работах (рис.1.2.25-1.2.26).
“Стиль фолк должен стать некой свежей кровью, которая даст новую жизнь всем новым модным направлениям”,- так говорил сам французский модельер, и был прав. Ведь на сегодня практически у каждого именитого модельера есть хотя бы одна коллекция, в которой непременно присутствует данный стиль.
1.2 Основные направления фольклорного стиля, их особенности и отличия
Все направления фольклорного стиля невозможно охватить в одной работе, поскольку их бесчисленное множество, т.е. столько, сколько существует народных национальных костюмов. Поэтому стоит рассмотреть наиболее популярные.
Индийское направление.
Благодаря этой стране, в современную моду вошло большое разнообразие стильной одежды. Это легкие туники, облегающие фигуру, свободные, белые блузы в традиционном стиле, изящные сари и разноцветные многоярусные юбки в пол.
Отличительной особенностью одежды в индийском стиле являются асимметрия, многослойность и драпировки различными способами. Благодаря необычному дизайну и крою, такие вещи привлекают внимание и ярко выделяют из однообразной толпы. Основными оттенками являются оранжевый, баклажановый, бирюзовый, синий, розовый, фиолетовый, красный, малиновый, золотистый, зеленый, оливковый (рис.1.2.1).
В качестве принта выступают геометрические орнаменты и рисунок пейсли (декоративный восточный орнамент).
Большое количество украшений – браслеты, длинные серьги, бусы, ожерелья, перстни, диадемы, шарфы, а также пирсинг на лице. Материалами для изделий преимущественно служат металлы, бисер, яркие драгоценные и полудрагоценные камни. Женщины могут покрывать голову платками, мужчины – носить тюрбаны. В женском гардеробе присутствуют босоножки и сандалии, в мужском – сандалии и закрытая обувь.
В макияже основной акцент – это ярко выделенные глаза и брови, темные тени, румяна, красная помада, темный тональный крем (рис. 1.2.2).
В прическах характерны распущенные волосы, уложенные локонами, либо гладкий пучок.
Египетское направление.
В одежде оно характеризуется простым кроем с прямыми линиями, геометричностью узоров (окружность, трапеция, треугольник, прямоугольник). Платья в этническом стиле имеют колоннообразную форму, могут иметь драпировки. В цветах преобладает золото (желтый), белый, бирюзовый. Типичная обувь – сандалии (рис.1.2.3).
Материалы: лен, шелк, бархат, велюр, кожа, мех, шерсть, а также сочетания тканей, например, шелка и замши, льна и бархата. В качестве отделки применяются металлические пластины.
В качестве аксессуаров выступают широкие пояса на талию, браслеты-змеи, браслеты на шарнирах, перстни и золотые ожерелья, объемные бусы, диадемы. Головные уборы представлены яркими платками, завязанными различными способами с изящной драпировкой. Образ в египетском стиле помогают создать густо подведенные глаза и брови, темный тональный крем.
Характерным для причесок египетского фолка является украшение волос подручными материалами, ленты, живые цветы, обручи. Традиционная стрижка египетского стиля является форма « трапеции» – каре (рис. 1.2.4).
Греческое направление.
Характерной особенностью одежды в греческом стиле является асимметрия, которая проявляется в крое подола платья или наряда, обнажающего одно плечо. Мужская одежда с греческими мотивами включает штаны свободного кроя, туники (в древности хитоны), дополненные поясом и прямоугольной полоской ткани, задрапированной на одно плечо. В женском гардеробе присутствуют платья средней длины либо в пол – с завышенной талией и акцентом на груди, струящиеся юбки до щиколоток, наряды с V-образным вырезом (рис.1.2.5). Цвета присущие греческому стилю – белый, золотой, синий, пастельные тона. Растительные узоры, в частности, напоминающие ветви деревьев. Материалы – легкие полупрозрачные струящиеся ткани, такие как шифон, шелк, тонкий трикотаж.
Обувь: сандалии, украшенные многочисленными ремешками и плетениями. В женском гардеробе также допускается открытая обувь на шпильке (рис.1.2.5). Естественный и неброский макияж, персиковые или нежно-розовые румяна, блеск или помада пастельных тонов. Основой для любой греческой прически являются длинные локоны. Однако мягкие, ниспадающие локоны никогда не должны оставаться полностью свободными. Законы жанра требуют, чтобы они были частично или полностью собраны: заплетены в косы, закручены в высокие валики или не слишком тугие пучки, зафиксированы двойным или тройным обручем. Это не только придает прическе особый шарм, но и делает ее удобной и практичной (рис. 1.2.6).
Американское кантри.
Этническая одежда американских жителей вобрала в себя сочетание традиционного гардероба южных штатов с элементами индейской культуры. В результате получилось весьма оригинальное смешение, ставшее культовым: ковбойские шляпы и сапоги, короткие ситцевые шортики, отороченные задорными белыми кружевами, нежные полупрозрачные романтические платья, замшевые сумки с бахромой, кожаные мокасины, расшитые бисером и яркие пояса, украшенные орнаментом в традиционном индейском стиле (рис.1.2.6).
Характерной особенностью такой одежды является обязательное присутствие бахромы или нашивок (топы с бахромой, короткие жилеты украшенные бахромой) шорты и брюки, из кожи, свободные платья, юбки, туники и кардиганы, а также яркие принты.
Основными оттенками являются – песочный, бежевый, коричневый, терракотовый и бордовый. Можно добавить в небольших количествах белого, серого, черного, синего, желтого и зеленого цветов (рис.1.2.8).
В качестве принта используются схематичные изображения индейской атрибутики (черепов бизонов, перьев, вигвамов…), индейцев, стилизованные образы птиц и животных, а также сверхъестественных существ.
Используют натуральные материалы – трикотаж, хлопок, деним, кожа, шерсть. В качестве отделки часто применяются металлизированные элементы, мех, вышивка, бахрома, перья (рис.1.2.9).
Серьги с индейской символикой, из бисера и перьев, широкие пояса на бедрах, огромное количество бус и браслетов, плетеные повязки на голову.
Обувь в основном мокасины низкие с бахромой и нашивками, плетеные босоножки, может присутствовать обувь на деревянной платформе и различными плетениями (рис.1.2.10).
Японское направление.
Прообразом японского стиля является кимоно. Акцент ставится на точность оттенка символ цвета. Основными цветами выступают черный, белый, красный, розовый, оранжевый, желтый, золотой, индиго, зеленый.
Характерной особенностью одежды в японском стиле является многослойность, соблюдение силуэтов в виде трапеции, треугольника или прямоугольника. Гардероб с японскими мотивами включает в себя кимоно, туники и рубашки с короткими или длинными объемными рукавами; возможны высокие воротники, закрывающие шею, брюки свободного кроя, жакеты (рис.1.2.11).
Женщины также носят узкие длинные платья и юбки, накидки из плотных тканей. Каждый предмет одежды украшен цветочными (наиболее распространенные – сакура, хризантема), растительными, анималистическими или геометрическими орнаментами.
Главным аксессуаром является широкий пояс – оби. Стоит заметить, что подвязывание пояса было присуще многим восточным культурам и символизировало концентрацию и собранность, а вот в "распоясанном" виде жители восточных стран могли ходить только во время отдыха.
Типичной обувью являются гэта – традиционные японские сандалии на деревянной подошве.
В макияже используют очень светлый тональный крем, подведенные глаза и брови, нежно-розовые румяна, помада алого цвета (рис.1.2.12).
Основными украшениями для волос в японском стиле являются канзаши – заколки в виде цветов, сделанных из ткани, а также гребни и шпильки. Характерной чертой прически является ассиметричность.
Прически в японском стиле отличаются своей угловатостью, а также различной толщиной и длинной локонов (рис. 1.2.13).
Африканское направление.
Это одно из самых популярных этнических направлений, отличается страстным темпераментом и ярким колоритом. Благодаря яркой выразительности африканских мотивов, многие известные дизайнеры используют их в своих работах: необычные принты с племенными орнаментами, насыщенный колер натуральных тканей, крупные, броские аксессуары нестандартных форм.
Характерной особенностью африканского стиля является использование многочисленных принтов, отсутствие однотонных вещей. В гардеробе присутствуют шорты, брюки, сарафаны, платья и юбки различной длины, туники, блузки, распашные кардиганы, короткие топы (рис.1.2.16). Возможны различные драпировки. Одежда украшается камнями, бахромой, различными плетениями, металлизированными или деревянными элементами. Броские, иногда размытые или схематичные орнаменты, геометрические, цветочные, анималистические и растительные узоры (рис. 1.2.15).
В качестве отделки используются бахрома, меха, камни, дерево; клыки и когти животных, перья и когти птиц.
Основными оттенками являются песочный, хаки, синий, красный, терракотовый, кофейный, белый и их сочетания.
Обувь носят плетеную, возможны босоножки и обувь на танкетке.
В макияже используют насыщенные глубокие цвета, возможно украшение лица и тела различными рисунками, абстрактными узорами контрастными цветами (рис.1.2.17).
Наиболее распространенной причесок в африканском стиле являются косички, плотно заплетенные по голове или же тонкие хаотично сплетенные и подвязанные платками, создающие ощущение небрежности (рис.1.2.14).
Скандинавское направление.
Одним из оригинальных и необычных направлений в фольклорном стиле считается скандинавское. Кроме возможности выразить свою индивидуальность и выделиться, этот стиль как нельзя лучше подходит для климата нашей страны. Преобладает самый простой покрой одежды, прямые линии и особая сдержанность в холодной цветовой гаммы. Одежда, выполненная в скандинавском стиле, совсем лишена гламурности. Этот стиль очень демократичный, комфортный, неброский, но в то же время необъяснимо притягательный. Он согревает душу и тело – стиль на каждый день. Национальные особенности – это широко известный скандинавский народный орнамент геометричные снежинки, олени, треугольники, ромбы, полоски, а также повсеместно используется известный рисунок: клетка или полоска. Одежда в основном шьется из натуральных материалов: шерсть, хлопок, лен (рис.1.2.18).
Особую роль в создании скандинавского образа играют серебряные украшения, это характерные крупные изделия из серебра, изображающие геометрические фигуры, обязательно с острыми краями, которые в странах Скандинавии традиционно подчеркивают социальное положение и в то же время являются особым оберегом, помогающим отгонять темные силы (рис.1.2.19).
Невероятной популярность пользуется одежда под старину, когда вещи выглядят так, будто их вытащили из бабушкиного сундука. Некоторые модельеры предложили на своих показах и более оригинальные вещи: боди и шорты, полностью покрытые скандинавским народным орнаментом (рис. 1.2.20).
Особо изысканное сочетания «теплого» верха и легкого низа: вязаные свитера и топы можно носить с летящими шелковыми и шифоновыми юбками, которые также украшены скандинавскими принтами (рис. 1.2.22).
Русское направление
Русский стиль – это яркое сочетание контрастных цветов и бесконечное множество вариантов декора, и поражающие воображения орнаменты и узоры.
Особенностей русского стиля в одежде очень много. Раньше каждая область нашей необъятной Родины имела свой особенный колорит. К нему очень подходят эпитеты «удалой», «залихватский». Замысловатые узоры, очень яркие цвета, контрастные сочетания (к примеру, красное на белом) лучше всего характеризуют этот стиль.
Характерной особенностью одежды с русскими мотивами является использование вышивки, красочных набивных орнаментов, пуговиц (рис.1.2.24). В женском гардеробе присутствуют сарафаны, юбки-колокол, длинные платья свободного кроя с богато украшенным подолом, телогреи, жакеты и жилеты с меховой опушкой на пуговицах либо нараспашку, сорочки.
Наиболее часто используемые материалы – это лен, шерсть, хлопок, шелк, сатин, бархат, сукно, кружево. В качестве отделки применяются мех, бахрома, камни, вышивка бисером.
Распространенные аксессуары – жемчужные нити, перстни, подвески, сумки с вышивкой и бисером, расшитые текстильные узкие или широкие пояса, рукавицы (рис.1.2.23). Головными уборами выступают шапки-Боярки, ермолки, кабардинки, картузы, шапки-ушанки и пр. Женщины могут покрывать голову косынками и платками, носить шапки из меха или с меховой опушкой (рис.1.2.26).
Разнообразные варианты обуви – расписные валенки, красные сафьяновые сапожки, также присутствуют плетеные босоножки, ботильоны с меховой опушкой (рис.1.2.25).
В макияже только подчеркивается натуральная красота – подрумяненные щеки, алые губы, длинные черные ресницы и густые брови. Оформление прически – всевозможные разновидности классической косы с вплетенными в нее лентами или цветами (рис.1.2.27).
1.3 Коллекции знаменитых дизайнеров и известных брендов выполненные в фольклорном стиле
Фольклорный стиль имеет уникальную возможность быть разным. У каждого народа своя культура, а значит, столько же может быть различных направлений, позволяющих создать непревзойденный, ошеломляющий образ.
В качестве примера можно рассмотреть коллекции мировых дизайнеров. Фолк на подиуме имеет множество направлений.
Ярко выраженные фольклорные мотивы можно наблюдать в коллекции Dolce&Gabbana. Вдохновение для своих работ дизайнеры Доменико Дольче и Стефано Габбана черпали из любимых мест – острова Сицилии (регион Италии). Фольклорные принты и рисунки, точно такие как на сицилийской керамике. В нарядах коллекции можно даже проследить историю развития и становления Сицилии – от древнейших племен и римской империи до современных времен (рис. 1.3.1).
На неделе высокой моды Джон Гальяно представлял коллекцию «Christian Dior», вдохновленную египетскими традициями. В нее вошли платья-футляры и платья с узким лифом, дополненные объемными подолами. Дизайнер также использовал различные способы драпировок. Джон Гальяно предложил носить наряды с палантинами и объемными накидками. Коллекция геометрического кроя была выполнена в золотом, серебряном, бирюзовом, оливковом, белом, песочном, черном тонах и включала в себя вкрапления зеленого, оранжевого и фиолетового цветов. В качестве узоров дизайнер использовал геометрические принты, а также изображения фараонов. Модели вышли на подиум с ярко подведенными глазами, в многочисленных браслетах и серьгах, в головных уборах, имитирующих головы египетских богов и в уборах в стиле «Клеопатра» (рис 1.3.2).
В 2010 году на Неделе моды в Милане бренд Roberto Cavalli представил женскую коллекцию весна-лето 2011 в этническом стиле, вдохновленную культурой коренных жителей Америки. Роберто Кавалли создал длинные платья и юбки, жакеты, топы и брюки с бахромой, украшенные животными принтами и шнуровкой. Цветовой палитрой стали белый, серый, бежевый, серебряный, пастельные оттенки с вкраплениями зеленого и черного. Каждый наряд был дополнен плетеными сандалиями, сумкой с бахромой, браслетами и ожерельями (рис. 1.3.3).
В 2011 году на Неделе моды в Париже Джон Гальяно представил мужскую коллекцию John Galliano осень-зима 2011/2012. На ее создание модельера вдохновили драматические образы русских скитальцев. Показ проходил в здании бывшего францисканского монастыря на берегу Сены и напоминал театральное действо. На подиум вышли модели в колоритных образах грубоватых ямщиков, есаулов, разбойников, скитальцев и подвыпивших крестьян (рис.1.3.4).
Картина Михаила Врубеля "Царевна-лебедь" (рис. 1.3.5) вдохновила Джона Гальяно на создание коллекции a-la Rus, вся коллекция буквально «дышит» волшебством фольклорных русских сказок и кажется, что его модели плывут по подиуму, как героини этих сказок (рис. 1.3.6-1.3.7-1.3.8).
В 2011 году на страницах апрельского Vogue Espana была опубликована фотосессия Алекси Любомирски с участием Тони Гаррн, представшей в образе индейской женщины. На модели были наряды и аксессуары, выполненные в фольклорном стиле – жилеты с нашивками и бахромой, кожаные шорты, головные уборы из перьев и пр. Для создания образа стилист Белен Антолин (Belen Antolin) использовала одежду от Roberto Cavalli и Emilio Pucci (рис 1.3.9).
В 2012 году на Неделе моды в Милане бренд Etro представил мужскую коллекцию весна-лето 2013, вдохновленную индийскими мотивами. В нее вошли сюртуки до колен на пуговицах, надетые поверх удлиненных рубашек или туник, в сочетании с брюками свободного кроя. Образы были дополнены тюрбанами, платками и объемными сумками. Основными оттенками коллекции стали фиолетовый, оранжевый, белый, синий, красный, болотный, хаки, серый, голубой, терракотовый и их сочетания. В качестве принтов были использованы узоры пейсли и полоска (рис.1.3.10).
В 2012 году на Неделе моды в Милане бренд Versace представил мужскую коллекцию весна-лето 2013 с элементами римского стиля. В нее вошли шелковые полупрозрачные туники и жилеты, шорты, штаны свободного кроя и нижнее белье с геометрическими принтами. Образы были дополнены сандалиями-гладиаторами, широкими кожаными поясами, браслетами и кулонами. Коллекция была выполнена в белом, сером, золотистом, черном цветах и их сочетаниях (рис. 1.3.11).
В 2013 году на Неделе моды в Милане бренд Dolce & Gabbana представил женскую коллекцию осень-зима 2013/2014 с византийскими мотивами. В нее вошли топы, сарафаны, юбки, платья, туники и рубашки различной длины с широкими и узкими рукавами. Образы были дополнены кулонами в виде крестов, крупными серьгами, византийскими коронами, расшитыми сумками, обувью на платформе и на каблуке.
В качестве принтов для каждого предмета были использованы узоры мозаичного типа, отсылающие к убранству раннехристианских базилик: изображения крестов, икон, символов церквей. При пошиве коллекции Доменико Дольче и Стефано Габбана использовали бархат, кружево и хлопок. В качестве отделки дизайнеры применили стразы, бисер, камни, стекло, вышивку, металлизированные элементы. Модели одежды «древнерусской» части коллекции были представлены оттенками матового золота, охры, белым, голубым, бордовым, бледно-зеленым, светло-коричневым и синим (рис. 1.3.1).
Создавая образы в фольклорном стиле, дизайнеры стремятся к гармоничному сочетанию одежды, аксессуаров, прически и макияжа, чтобы образ модели выглядел поистине неповторимо и модно.
В данном разделе курсового проекта была проведена художественно – композиционная характеристика источника творчества, изучена история возникновения фольклорного стиля, выделены основные направления фольклорного стиля, их особенности и отличия, представлены коллекции знаменитых дизайнеров и известных брендов выполненные в данном стиле.
В следующем разделе курсового проекта, необходимо сформировать концепцию композиционного строения моделей коллекции, для создания фантазийных образов в русском фольклорном стиле.
2. ФОРМИРОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ КОМПОЗИЦИОННОГО СТРОЕНИЯ МОДЕЛЕЙ КОЛЛЕКЦИИ
.1 Композиционное строение современных костюмов выполненных в фольклорном стиле
В основу формирования концепции композиционного строения моделей коллекции заложен русский фольклорный стиль. Большое количество модельеров и дизайнеров используют элементы русского стиля в своих фольклорных коллекциях. Благодаря чему народные мотивы стали одним из актуальных трендов. Женская одежда, аксессуары и обувь в русском стиле присутствует в коллекциях русских и зарубежных модных брендов.
Сегодня многие дизайнеры обращаются к национальному стилю вообще и к павловопосадским узорам в частности. Разнообразие расцветок, рисунков, фактур и материалов, из которых изготовлены современные павловопосадские платки, предоставляют модельерам широкий простор для творчества. Они становятся основой для платьев, юбок, сарафанов и костюмов. Еще чаще орнаменты павловопосадских платков используются как единичный или частичный элемент отделки той или иной детали моделей одежды «от кутюр».
При создании своих коллекций знаменитый кутюрье непременно использует правила композиции, так например, обратившись к тематике павлопасадских платков для создания роскошной коллекции «Истоки», он пользуется правилом симметрии, визуально разделив образ модели и уравновешивая яркий принт павловопасада на многослойной юбке эффектным меховым воротником, при этом виртуозно играя контрастами цветового сочетания, вследствие чего особенно насыщенный фольклорным колоритом образ модели не выглядит перегруженным (рис 2.1.1).
Но еще намного раньше, сходный, хотя и более сдержанный образ представлял сам Ив Сен-Лоран в своей коллекции по мотивам русского фолка, в его варианте также присутствует многослойность и четкое деление силуэта, но за счет оригинально выполненного рукава, в виде свисающего с плеча платка, исчезает вся строгость симметрии и остается легкая небрежность фолка (рис 2.1.2).
И вот, продуманный образы Ив Сен-Лорана снова появляется на подиуме спустя много лет в исполнении Matthew Williamson Loewe еще более скромный, чем у самого метра, но несомненно основанный теми же правилами композиции, он пронизан тонким отзвуком русского фолка, без намека на яркую самобытность, непривычно строг и лаконичен. Простой силуэт, подчеркнуто классическая линия талии, минимум декора, композиционные центры – меховая шапка и отделанный мехом подол пальто, уравновешивают образ, вызывают ощущение цельности, ясности, естественности (рис.2.1.3).
Всмотревшись в потрясающе модели Сюзанны Бисовски (Susanne Bisovsky) – талантливого австрийского модельера, неожиданно открываешь, что почти всегда в них присутствуют павловопосадские платки. Она делает народные элементы частью высокой моды, с 1989 года создает одежду с использованием фольклорных мотивов.
Ее стремления подхватывают и молодые австрийские дизайнеры: в сезоне осень-зима-2013-2014 юная Лена Хошек – дизайнер из Вены представила яркую коллекцию с использованием мотивов в стиле а-ля рюсс. И сквозь призму времени в работах обоих мастеров определенно просматриваются сходные черты. Непременное условие – это присутствие узора павлопосадского платка в костюме или непосредственно самого платка, подчеркнуто женственные приталенные силуэты, центр композиции в образах рассредоточен в акцентах на подоле платьев, а также прическе и украшающем голову платке. Так же несомненно схожи предпочтения дизайнеров и в выборе обуви – для гармоничности образа используются высокие кожаные сапоги с фольклорным узором (рис 2.1.4 – 2.1.5).
Совершенно по новому, в отличие от коллекции «Истоки», были представлены мотивы русского фолка в последней коллекции Вячеслава Зайцева, совсем не так ярко и насыщенно цветом и декором, очень изысканные, нежные и женственные образы.
Эта тематика в современной моде плавно перетекла в создание кукольных, сказочных, хрупких, нереальных, фантазийных образов, ее разрабатывают дизайнеры молодежной линии Valentino Мария Грация Кьюри и Пьерпаоло в коллекции сезона осень-зима 2013-2014. Сказочный фольклор, равно как мистика или природа, – неисчерпаемый источник вдохновения для работников модной индустрии.
В моделях Вячеслава Зайцева центр композиции расположен ниже пояса, акцент сделан на роскошно вышитых, фольклорным орнаментом юбках, для гармоничности образов верхняя часть уравновешена элегантными нежно-кремовыми пальто с цветочными орнаментами на рукавах и воротнике, а получившиеся образы особенно чувственны, женственны и эстетичны (рис.2.1.6). Модельеры RED Valentino, вдохновившись приключениями сказочных персонажей братьев Гримм, воплотили эстетику Дома Valentino в более игривых и девичьих образах. Пьерпаоло и Мария композиционным центром коллекции сделали короткие платья с цветочной вышивкой, дополнив образы аккуратными воротниками и элегантными кейпами, пальто и изящные туфли с цветным декором. В качестве аксессуаров дизайнеры использовали миниатюрные узорчатые сумки, ленточки для волос и чулки, а совершенно инфантильное выражение лица модели только ярче подчеркивает кукольность созданных образов (рис. 2.1.7).
В этом подпункте было проведено сравнение композиционного строения исторических и современных костюмов, выполненных в фольклорном стиле. Написание этого пункта поможет в грамотном построении авторской коллекции образов.
2.2 Композиционное строение современных моделей причесок, выполненных в фольклорном стиле
Прическа, в любом из направлений фольклорного стиля, чаще всего не должна выглядеть слишком помпезной и сложной в исполнении, она скорее должна показывать красоту и здоровье волос ее обладательницы. Все народы трепетно относились к красоте волос и с детства отращивали длинные косы, а прически в русском фолк стиль – это непременно всевозможные разновидности косы. И они не теряют популярности со временем, а лишь видоизмянются, подстраиваясь под требования современной моды.
Прически, изображенные на (рис.2.2.1-2.2.2) имеют схожее композиционное строение, формы причесок простые и подчеркнуто лаконичные, композиционным центром причесок являются непосредственно косы, но наличие декоративных украшений – расшитая повязка, охватывающая голову (рис.2.2.1), красная атласная лента, вплетенная в косу (рис. 2.2.2) оттеняют простоту исполнения. По признаку объемно-пространственного строения прически можно отнести к третьей группе, в них сочетаются элементы первой группы – простота организации, обтекаемость структуры; и элементы второй группы – переплетения косы представляют сочетание материала формы и воздуха. Силуэты причесок прилегающие – заплетенные косы повторяют форму головы. Современный вариант прически столь же нежен и мягок, как и исторический, но за счет нарочитой небрежности исполнения и выпущенных локонов у лица она выглядит более динамично нежели классическая коса русской красавицы в исторической прическе. Обе прически в целом выглядят красиво из-за того что в них отражена главная особенность материала – красота волос.
Совершенно по-новому звездные стилисты взглянули на прическу в русском фольклорном стиле – «коса вокруг головы» или же, как ее теперь модно называть «корона из кос», она прическа вносит в образ славянское очарование. Для сравнения исторической и современной причесок «коса вокруг головы» были выбраны два образ из коллекции Oscarа de la Renta с народными мотивами, по настоянию кутюрье некоторые образы сознательно выполнялись со старинными прическами, а другие в противоположность им, представляли собой микс фольклорных элементов и современных тенденций.
Историческая (рис.2.2.3) и современная (рис 2.2.4) прически имеют полуприлегающий силуэт, отчасти повторяя форму головы, но не является чисто скульптурным. В обеих вариантах, композиционным центром прически является коса, кольцом охватывающая голову.
Прически отличаются статичностью форм и в них вполне правомерно использованы чистые, натуральные цвета, но в историческом варианте средне русый цвет волос предопределяет характер поверхности прически как гладкой и блестящей, форма кажется более тяжеловесной. В современной же прическе, за счет цвета волос блонд, тупированная и несколько растрепанная поверхность не вызывает ощущения неряшливости, а даже наоборот придает легкость и воздушность форме.
Своеобразно решено оформление прически у лица в историческом варианте, волосы как бы обтекают форму лица, спускаясь ниже линии скул и закрывая ушные раковины, что создает впечатление стремления прически вниз, некоторого давления на лицо. В современном варианте все волосы зачесаны вверх, полностью открывают лицо, пышным венцом окружают голову, несколько вытягивая форму лица. В исторической прическе присутствует ярко выраженная конструктивно-декоративная линия – это центрально вертикальный пробор, несущая двойную нагрузку – выступает в роли оси симметрии и участвует в эстетическом решении модели.
Эмоциональные линии исторической прически соединили в себе строгость, сдержанность и статичность, а современной – энергичность, легкость и движение. В прическах отсутствуют декоративные элементы и украшения, что обычно не свойственно фольклорному стилю, но в этих образ все внимание приковано к красоте волос.
Ярким примером фантазийной прическа в фольклорном стиле является прическа, выполненная для коллекции Вячеслава Зайцева «Истоки» (рис.2.2.5). Прообразом для этой модели послужили старинные русские прически из заплетенных в косы волос и скрученных плотными спиралями «улитками» над ушами. Эту же тему возрождает признанный мэтр парикмахерского искусства Александр Тодчук в одной из моделей своей коллекции фантазийных образов «Славянка» (рис.2.3.6).
Прически имеют ярко выраженную фантазийную направленность, и предназначены для телевизионных шоу, выходов на подиум или фотосесий в модных журналах. Форма причесок целесообразно построены и отвечает непосредственному их назначению.
Оба варианта причесок имеют сложную фантазийную форму, в современном варианте просматривается четкая геометрия линий, в исторической прическе, форма несколько размыта, линии сглаженные. Форма исторической прически имеет большую направленность в ширину, создает объем на висках, форма современной прически практически одинаково расширена в стороны от лица и вверх над головой. Оба варианта причесок являются полностью симметричными и уравновешенными, массивными элементами, эмоциональные линии создают ощущение статичности.
Силуэты причесок декоративные, так как они значительно отступают от естественных очертаний головы, зрительно преобразуют форму головы, а так же изменяют пропорции головы относительно фигуры моделей. В прическах хорошо выражена архитектоника, то есть взаимообусловленность конструкции и формы.
Композиционным центром причесок является сама форма, которая придает гармоничную завершенность. Фактура волос в исторической прическе более рыхлая и сыпучая, а в современной прическе блестящей гладкой фактуре волос задана ритмика, с помощью повторяющихся элементов переплетения кос. Модели прически хорошо продуманы, представляют собой законченное композиционное целое и не нуждаются ни в каких дополнительных украшениях.
В этом подпункте было проведено сравнение композиционного строения исторических и современных моделей причесок, выполненных в фольклорном стиле. Написание этого пункта поможет при построении авторской коллекции образов.
2.3 Современный макияж, выполненный в фольклорном стиле
Макияж в русском фольклорном стиле призван подчеркнуть природную женскую красоту. Это не должен быть излишне яркий макияж – все очень просто и максимально естественно. Слегка подрумяненные щеки, красные губы, длинные черные ресницы и густые ухоженные брови (рис. 2.3.1).
Сегодня для макияжа в русском фолк стиле понадобятся оттенки красного в румянах и помаде. А вот для глаз подойдут тени холодных цветов или нейтральных. Если сделать веки темными, то получится уже испанский макияж. Начинают с подготовки лица. Его надо очистить от омертвевшей кожи и пыли тоником. Затем положить тональную основу. Русские девушки отличались светлой кожей, поэтому и крем используют соответствующий. Но если лицо само по себе смуглое, то искусственно выбеливать его не следует. Для маскировки темных кругов пользуются корректором. А вот хайлайтер лучше не применять, мерцающая кожа в таком макияже ни к чему.
О красоте и здоровье девушки судили по ее румянцу. Если он присутствовал на щеках, то болезней у девицы не было (рис 2.3.2). Создать такой эффект помогут румяна красного оттенка, но наносить их нужно с осторожностью и тщательно растушевывать, чтобы не стать похожей на героиню сказки «Морозко» (рис 2.3.3).
После получения здорового румянца можно перейти к прорисовке бровей, необязательно их выделять, достаточно закрепить волоски в правильном положении гелем, но если брови редкие, то можно заполнить пустоты карандашом (рис.2.3.4).
Для оформления глаз используют бежевые, серебристые или серо-голубые тени, максимально спокойных оттенков. Внешние уголки не затемняют, а вот подводка и тушь используются, у девушки в русском фолк стиле густые и пушистые ресницы. В завершении макияжа оформляют губы. Для этого используют красную помаду, чтобы она аккуратно легла, контур губ очерчивают карандашом (рис. 2.3.5). Макияж в пуском фольклорном стиле готов.
В этом подпункте был исследован макияж, выполненный в фольклорном стиле. Написание этого пункта помогло разобраться в особенностях макияжа в русском фолк стиле, и в будущем поспособствует в грамотном подборе макияжа для образов авторской коллекции.
2.4 Современная обувь и аксессуары, выполненные в фольклорном стиле
Любой полноценный образ выглядит незаконченным без правильно подобранной обуви и со вкусом выбранного аксессуара. Фирменная обувь, разработанная в том же стиле, что и весь образ, помогает поддержать основное направление созданной модели. А гармонично подобранные аксессуары лаконично завершают задумку творца.
Именитые кутюрье, прочувствовав стильную волну фольклорного российского наследия, обращаются к этой теме в своих показах, создавая восхитительные аксессуары для дополнения образов, а порой на одной такой вещи строится и весь образ.
Итальянские дизайнеры с русскими корнями из Judari предлагают новый свежий взгляд на обувь в фольклорном стиле: сконструированные ими сапожки в стиле RUSSI valenki полностью сделаны из павлопосадских платков. Выпущена целая коллекция этих оригинальных new valenki (рис.2.4.1-2.4.2).
По своему, оригинально, фольклорные мотивы и орнаменты павлопосадских платков применяет известный белорусский модельер Юлия Латушкина, в ее коллекции обуви знакомые цветочные узоры органично сочетаются с классическими фасонами обуви. Эта коллекция имела большой успех на неделе высокой моды в Москве и была полностью распродана практически с подиума (рис.2.4.3-2.4.4).
Исключительной популярностью в фольклорном стиле пользуются валенки, эта исконно русская обувь стремительно завоевала внимание модных дизайнеров и покорила сердца почитателей фолка. Кроме того, валенки – это не только красиво, но и очень тепло. Быть в тренде в этом зимнем сезоне – это значит обзавестись парой стильных валенок, от таких дизайнеров, как Вячеслав Зайцев (рис. 2.4.5), Игорь Чапурин (рис.2.4.6), Валентин Юдашкин(рис.2.4.7) и Виктория Андреянова(рис.2.4.8).
Нельзя не отметить дизайнерские валенки от модного дома "Важур". Валенки расписаны дизайнерами просто рукой, при этом они декорированы мехом и стразами. Эти валенки можно назвать произведением искусства, которое не только согревает, но и поражает красотой (рис.2.4.9 – 2.4.10).
Знаменитый кутюрье Карл Лагерфельд представил коллекцию Chanel, посвященную России и народным промыслам. Образ русских барышень дополнили потрясающие аксессуары в русском народном стиле.
К разработке русской коллекции модельер подошел очень серьезно и постарался в каждой детали передать фольклорный русский дух, но, разумеется, на французский манер.
Одной из самых «русских» моделей в коллекции стал миниатюрный клатч в форме матрешки (рис. 2.4.11). Лагерфельд представил новый образ этого русского сувенира, пропущенный через элегантность стиля Chanel.
Эта маленькая сумочка выдержана в строгом сочетании черного и серебристого тонов, никаких расписных узоров и ярких цветов. «Русскую красавицу» украсил маленький белый цветок и белая брошь, которую можно встретить на платьях в коллекциях Chanel прет-а-порте (рис. 2.4.12).
С этой русской диковинкой от Chanel была замечена английская певица Lily Allen (рис. 2.4.13).
В качестве зимнего головного убора в фольклорном стиле дизайнеры предлагают выбирать исконно русские шапки ушанки. Шапки ушанки для женщин в качестве модного аксессуара не слишком смело стали появляться на холодных улицах. Сначала их образ несильно отличался от классической мужской шапки, разве что материалы начали использоваться более благородные. Но затем эти модели заметно преобразились, стали яркими как по дизайну, так и по расцветке.
В прошлом году в дефиле осень-зима Michael Kors появились суперобъемные ушанки с ярким фольклорным орнаментом, после чего стало ясно, что этой модели позволено все (рис. 2.4.14). Тему ярких пушистых меховых ушанок поддержали такие дизайнеры как Chris Benz (рис. 2.4.15), Anna Sui(рис. 2.4.16) и сам Jean-Paul Gaultier(рис. 2.4.17).
В новом сезоне осень-зима русская шапка ушанка – один из несомненных фаворитов среди аксессуаров. Дизайнеры присвоили ей роль, как согревающего атрибута зимы, так и стильного дополнения гардероба, которое выступает в качестве заметного декора, венчая образ своим фольклорным колоритом, немного переработанным в угоду современной моде.
Главным фаворитом среди всех аксессуаров русского фольклорного стиля, несомненно, является сам павлопосадский платок! Уникальность павловопосадского платка – в его непроходящей актуальности, не знающей ни временных, ни возрастных границ.
Сегодня павловопосадский платок – это остромодный аксессуар, который может придать облику его обладательницы особую привлекательность, выразительность и неповторимость. Его узоры напоминают о многоцветье лета, о золотом осеннем лесе, о красоте природы. Павловопосадские платки можно рассматривать как живописные полотна, восхищаясь таинственными переплетениями узоров, а забыть женщину в таком платке почти невозможно!
Правда, сегодня манера ношения павловопосадских платков заметно изменилась – помимо традиционного использования, девушки охотно носят павлопосадские шелковые платки, повязывая их на манер банданы, небрежно накидывая на одно плечо, завязывая вокруг талии в качестве шарфа (рис. 2.4.18).
Повальное увлечение платками началось с усиления фольклорной тематики в моде. Широкая популярность настигла этот аксессуар после того, как it-girls планеты стали щеголять в них на неделях моды в Париже и Нью-Йорке. Звезды мировой величины Гвен Стефани, Мила Йовович и Ева Мендес с преогромным удовольствием примеряют узорные платки из России (рис.2.4.19).
Не отстают от голливудских знаменитостей и наши звезды. Вопреки распространенному мнению, что павлопосадский платок – это прерогатива женского пола, Тимати, Дима Билан и другие мужчины используют его в своих луках (рис.2.4.20).
Данные примеры красноречиво свидетельствуют, что павлопосадские платки являются благотворной почвой для создания творчества неординарных дизайнеров высокой моды. Сегодня они даже более актуальны, чем несколько веков назад.
В данном разделе курсового проекта была сформирована концепция композиционного строения моделей коллекции – произведено сравнение композиционного строения современных костюмов, причесок, выполненных в фольклорном стиле, с историческими, исследован современный макияж и рассмотрены варианты современной обуви и аксессуаров, выполненных в фольклорном стиле.
В следующем разделе курсового проекта, необходимо провести анализ образов авторской коллекции, для того что бы выбрать лучший фантазийных образов в русском фольклорном стиле.
3. АНАЛИЗ ОБРАЗОВ АВТОРСКОЙ КОЛЛЕКЦИИ
При разработке и создании фантазийного образа в русском фольклорном стиле, учитывается его назначение и основной замысел автора, что и определяет выбор компонентов и композиционных средств.
Прежде чем создать полноценный образ были разработаны три эскиза:
Модель 1 (рис. 3.1) – фантазийная интерпретация русского фольклорного стиля. Данный образ не предназначен для повседневного использования, он воспринимается как художественное произведение и скорее предназначен для стилизованной встречи или тематической вечеринки. Образ строится, на контрастном сочетании яркого орнамента павлопосадского платка и классической белоснежной блузки. Костюм визуально поделен горизонтальными линиями белой кружевной оторочки, верхняя часть – безрукавная жилетка, нижняя – юбка-колокол. Центром композиции является яркий принт павловопасада на подоле юбки. Силуэт костюма трапециевидный. Композиция уравновешена объемными башмачками красного цвета, имеющими определенно фантазийную направленность. Фольклорную тематику поддерживает традиционная для русского фолка прическа – коса, переплетенная атласной лентой. Образ гармонично дополнен декоративными металлическими цветами в фольклорном стиле, имитирующими ростовскую финифть.
Модель 2 (рис. 3.2) – классическая вариация фольклорного стиля. Такой образ подходит для выступления или шоу показа. Композиционным центром в образе является костюм. Насыщенно – красного цвета с ритмично повторяющимся фольклорным узором контрастного, черного цвета. Образ несколько ассиметричен за счет каскада роскошных, ниспадающих на одно плечо волос. В декоре костюма использована имитация, характерного для русского фолка материала, жемчуга. Витиеватый узор повторяется и в орнаменте обуви. Силуэт костюма, приталенный в верхней части – жилет, и сильно отступающий в нижней – юбка колокол. Использование массивной обуви темного цвета придает образу основательность и фундаментальность. Цветовая гамма интерьерной композиции поддерживает общую направленность фольклорного стиля.
Модель 3 (рис. 3.3) – современная версия фольклорного стиля. Данный образ не предназначен для использования в повседневной жизни в городской среде, больше подходит для отдыха на природе, неформальных встреч или встреч по интересам. Композиционным центром образа является ярко малиновая юбка в пол с контрастным цветочным узором. Чисто-белый, спокойный, верх костюма – классическая женская блуза не кажется слишком скучным и простым, так как шея и грудь модели задрапированы модным элементом фольклорного стиля – павлопосадским платком. Ассиметричность в образ вносит прическа – волна длинных блестящих волос, переброшенных на одно плечо. Особое очарование фолка создает скромный ободок из цветов нежно-сиреневого цвета.
Проанализировав образы коллекции, автор остановил свой выбор на модели 1. как на наиболее выигрышном образе, воплощающем в себе весь колорит русского фолка и несущем яркую фантазийную направленность. Именно этот образ будет выполнен в техническом проекте на кукле класс «TRENDY DOLLS».
В данном разделе курсового проекта был проведен анализ образов авторской коллекции и выбран лучший фантазийный образ в русском фольклорном стиле.
В следующем разделе курсового проекта, будет представлена графическая разработка моделей авторской коллекции.
4. ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
.1 Обоснование выбора материалов, инструментов и приспособлений, необходимых для создания образа в фольклорном стиле, выполненном на кукле класс «TRENDY DOLLS»
Для создания образа в фольклорном стиле, выполненном на кукле класса «TRENDY DOLLS», потребуются некоторые материалы, инструменты и приспособления:
Инструменты и приспособления:
иголка для ручного шитья, английские булавки, мелок, ножницы;
швейная машинка;
тресбанк, для изготовления волос, для куклы;
клеевой пистолет;
деревянная китайская палочка, для набивки куклы.
Материалы:
Для куклы:
кашемир, синтепон, нитки капроновые.
волосы искусственные «Пони» Hairshop Collection;
На костюм для куклы:
платок павлопосадский;
сатин, кружевная тесьма;
кожзаменитель красного и черного цвета;
узкая атласная лента красного цвета;
крючки и кнопки одежные, декоративные металлические цветы;
Подготовив все инструменты, материалы и приспособления можно приступать к выполению.
В этом подпункте представлены все материалы, инструменты и приспособления, необходимые для создания образа в фольклорном стиле, выполненном на кукле класс «TRENDY DOLLS».
4.2 Технологические этапы создания образа в фольклорном стиле, выполненном на кукле класс «TRENDY DOLLS»
Образ в фольклорном стиле, на кукле класс «TRENDY DOLLS» выполняется в три этапа:
Изготовление всех деталей для куклы и сборка;
Изготовление костюма для куклы;
Сборка полного образа.
Изготовление деталей куклы:
выкройки для куклы класс «TRENDY DOLLS» обрисовывают на ткани, после ткань складывают вдвое и прострачивают на машинке, оставляя прорези для набивки;
аккуратно вырезают полученные детали и выворачивают на лицо с помощью деревянной китайской палочки;
вывернутые детали набивают синтепоном;
на набитых деталях, зашивают прорези и готовые руки и ноги, пришивают к туловищу потайным стежком.
голову для куклы сшивают отдельно и, набив синтепоном, надевают её на шею, пришивают по кругу;
основа куклы готова;
волосы для куклы изготавливают, из искусственного материала «Пони» фирмы Hairshop Collection – плетут необходимое количество тресов, по схеме «трес в два оборота – три нити»;
готовые тресы нашивают на голову, от предполагаемой краевой линии роста волос по спирали к макушке, не плотно – расстояние между витками не меньше 1 см, вышивают глаза.
Изготовление костюма для куклы:
Юбку солнце-клеш шьют из павлопосадского платка, по выкройке, по кромке подола юбку обшивают кружевной тесьмой, в качестве застежки используют швейные крючки, фото готовой юбки;
Безрукавную жилетку, также шьют из павлопосадского платка, по выкройке, всю кромку жилетки, полностью обшивают кружевной тесьмой, фото готовой жилетки;
Классическую женскую блузку с рукавами шьют из сатина, по выкройке, рукава блузки обшивают кружевной тесьмой, в качестве застежки используют кнопочное крепление со спины, фото готовой блузки.
Элемент нижнего белья – панталоны шьют из сатина, по выкройке, окантовку панталон, декоративной резинкой, выполняют непосредственно на кукле, фото готовых панталон;
Обувь для куклы изготавливают из кожзаменителя красного и черного цвета, по выкройке, башмачки пришивают прямо к ногам куклы и декорируют маленьким кожаным бантом.
Сборка полного образа:
На готовую куклу последовательно одевают весь созданный для нее костюм;
Блузку и подъюбник;
Юбку и декоративное украшение;
Жилетку;
Выполняют основу прически – закалывая часть волос, от лица;
Украшают голову атласной лентой;
Декорируют ленту металлическими цветами;
Выполняют прическу – переплетая волосы атласной лентой, это последний технологический этап создания фантазийного образа в фольклорном стиле. В этом подпункте были представлены технологические этапы создания фантазийного образа в фольклорном стиле, выполненном на кукле класс «Trendy Dolls» фото готовой работы в разных ракурсах. В этом разделе было произведено обоснование выбора материалов, инструментов и приспособлений, необходимых для создания образа в фольклорном стиле, выполненном на кукле класс «TRENDY DOLLS» и разработан технический проект.
ВЫВОДЫ
фольклорный стиль костюм прическа
В процессе выполнения данного курсового проекта была достигнута поставленная цель, разработан и создан фантазийный образ в фольклорном стиле.
Для достижения поставленной цели была проведена художественно – композиционная характеристика источника творчества, изучена история возникновения фольклорного стиля, выделены основные направления фольклорного стиля, их особенности и отличия, представлены коллекции знаменитых дизайнеров и известных брендов выполненные в данном стиле.
Так же была сформирована концепция композиционного строения моделей, коллекции – произведено сравнение композиционного строения современных костюмов, причесок, выполненных в фольклорном стиле, с историческими; исследован современный макияж и рассмотрены варианты современной обуви и аксессуаров, выполненных в фольклорном стиле. Проведен анализ образов авторской коллекции, представлена их графическая разработка, выбран лучший фантазийный образ в русском фольклорном стиле, который и был воплощен в техническом проекте.
Тема, выбранная для изучения и разработки в курсовом проекте, заслуживает пристального внимания и глубокого анализа, так как стиль фолк был, остается и непременно будет актуален независимо от времени и обстоятельств.
Стиль фолк имеет уникальную возможность быть разным. У каждого народа своя культура, а значит, столько же может быть различных направлений, позволяющих создать неповторимый, доселе невиданный образ.
При работе над курсовым проектом были более полно изучены материалы по выбранной теме, полученные знания систематизированы, соединены и применены на практике. Опробованы силы при создании образа, раскрыт творческий потенциал и приобретена уверенность в себе и достижении поставленной цели.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Черниченко Т.А. «Моделирование причесок и декоративная косметика».- М.: Издательский центр «Академия», 2010.
2. Сыромятникова И.С. «История прически».- М.: РИПОЛ классик, 2010.
. Кулешкова О.Н. «Технология и оборудование парикмахерских работ».-М.: Издательский центр «Академия», 2011.
. Ветрова А.В. «Парикмахер – стилист».- Ростов н /Д: Феникс, 20012.
. Алексеева Э. Школа красоты: Учебное пособие для будущих парикмахеров, стилистов, косметологов и визажистов. – М: К – П, 2013.
. Михайловская Л.А «История Костюма» Москва.: «ИРПО» 2011.
. Сыромятникова И.С. «Искусство грима и прически». – М.: Высш. Шк.,2012.
. М.И. Килошенко Психология моды: Учебное пособие для вузов. – М.: Издательство Оникс, 2010.
. Фелдон Ли «Основы стиля. Имидж, настроение, фигура». – М: Изд-во Эксмо, 2013.