- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 3,45 Мб
Создание комплекта текстильных изделий ‘В гостях у сказки’ для детской комнаты
Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
Уральский колледж бизнеса, управления и технологии красоты
Отделение дизайна и декоративно-прикладного искусства
Пояснительная записка
по специальности 070602 Дизайн (по отраслям)
«Создание комплекта текстильных изделий «В гостях у сказки» для детской комнаты»
Исполнитель: студентка гр.401Д
Мирошкина А.В.
Руководитель: преподаватель кафедры ДПИ и НП
Скобликова Н.С
Екатеринбург 2012г.
ВВЕДЕНИЕ
Детство – это самая безмятежная пора радости, веселья и счастья. Поэтому очень важно создать в детской комнате атмосферу тепла, уюта, комфорта и сказки.
Так важно, чтобы ребенок рос в уютной доброй обстановке, окруженной теплом и вниманием. Детская комната – это целый мир образов и красок, здесь можно воплотить самые милые фантазии.
Тема проекта «Создание комплекта текстильных изделий «В гостях у сказки» для детской комнаты».
В комплект входят:
. шторы для детской комнаты, состоящие из:
· жесткого ламбрекена
· двух плотных портьер
· двух декоративных штор
· легкой шторы
. четыре декоративных подушки
. кукла
Решительный шаг навстречу литературной сказке сделал основоположник этого жанра Г.Х. Андерсен, писатель утверждает, что сказки – блестящее, лучшее в мире золото, то золото, что блестит огоньком в детских глазках, звенит смехом из детских уст и уст родителей». Писатель с волшебным зрением, под взглядом которого самые прозаические вещи превращаются в сказках: оловянный солдатик, осколок бутылки, обломок штопальной иглы, воротничок, серебряная монетка, мяч, ножницы и многое многое другое. Каждый цветок, каждый уличный фонарь рассказывали сказочнику свою историю, а он передавал ее детям: о том, как гадкий утенок превратился в прекрасного лебедя, а молодая девушка стала «принцессой на горошине», о том, как король вышел на прогулку без платья и маленький мальчик громогласно заявил: « А ведь король – то голый…», о том, как Снежная королева пыталась превратить в кусок льда сердце маленького Кая, и о том, почему серенький житель лесов – соловей поет в сто крат пленительнее драгоценной искусственной птицы. Главным сказочным героем, вокруг которого завязана композиция проекта, является Оле – Лукой великий сказочник. Вечером, когда дети преспокойно сидят за столом, является Оле Лукой. Он тихо – тихо подымается по лестнице, потом осторожно притворит дверь, неслышно шагнет в комнату и слегка брызнет детям в глаза сладким молоком. Тогда веки у детей начинают слипаться, и они уже не могут разглядеть Оле, а он подкрадывается к ним сзади и начинает легонько дуть им в затылки. Подует и головки у них сейчас отяжелеют. Когда дети заснут, Оле – Лукойе присаживается к ним на постель и начинает рассказывать сказки, при этом раскрыв зонтик с картинками и тогда им всю ночь снятся чудесные сказки.
Шторы и подушки создают ощущение ночи, именно то время, когда приходит Оле – Лукойе, раскрывает свой зонтик и в комнате начинаются чудеса. Сон, подаренный Оле – Лукойе – благо, это особая жизнь полная приключений.
Цель проекта: разработка и выполнение комплекта текстильных изделий – шторы, подушки, кукла, для детской комнаты на тему « В гостях у сказки».
Задачи, поставленные для выполнения проекта:
. Изучить литературу и Интернет ресурсы.
. Рассмотреть источники вдохновения и аналоги.
. Разработать эскизы комплекта на тему « В гостях у сказки».
. Выполнить комплект изделий в материале.
Объектом исследования являются текстильные изделия.
Предметом исследования является дизайн комплекта текстильных изделий.
Актуальность темы заключается в реализации дизайнерских идей автора.
Детская комната – это целый мир образов и красок, где можно воплотить самые милые и интересные фантазии, подарить детям сказку.
Новизна решения в многофункциональном использовании составляющих комплекта с учетом возрастных особенностей ребенка.
1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
.1 Исторические аспекты составляющих комплекта
.1.1. Возникновение штор
Шторы – древнейшее изобретение человечества. Наверняка древние люди, использовавшие в качестве занавески шкуру мамонта или убитого медведя, не могли и подумать, какое значение будут иметь шторы для современного человека. Конечно, первые шторы разительно отличались от тех, что мы имеем сейчас. В те далекие времена, когда жилищем служила пещера, шторы выполняли, скорее, защитную функцию, нежели декоративную. Такая экзотическая, на наш взгляд, штора защищала домашний очаг древнего человека от ненастной погоды. Но, наконец, желание украшать себя и окружающие предметы, сделало свое дело. И вот, пройдя через тысячелетия, мы имеем те самые полюбившиеся нам шторы. Но, не будем забегать вперед и посмотрим, как же происходило это перевоплощение. Человечество развивалось, появлялись новые орудия и инструменты. И вот, наконец, люди научились делать ткани. Ткани использовались для изготовления одежды и штор и многих других предметов окружающих человека.
Начнем с Древнего Египта. Именно в эту интересную эпоху люди начали уделять огромное внимание своему жилищу. Тогда и шторы стали настоящим украшением. Ткани для штор были непростыми. Их украшали всевозможными орнаментами и элементами, имеющими не только декоративное, но и магическое значение. Кроме штор, дома древних египтян украшали балдахины, которые помещались над кроватью. Получила распространение и обивка для мебели.
Говоря о Месопотамии, существующей еще задолго до нашей эры, стоит отметить, что именно в этот период в оформлении жилья появилось понятие роскоши и помпезности. Шторы отделывали бахромой и вышивками, мебель украшали покрывалами и подушками. Вскоре, роскошный стиль распространился не только на Востоке, но и покорил Европу. Наиболее интересным периодом развития штор (впрочем, не только штор) является Древняя Греция. Именно, в период этой эпохи, со свойственным ей стремлением ко всему прекрасному, появились различные драпировки, которые мы используем по сей день.
Говоря о Византии, отметим как раз то самое влияние восточной культуры на способ оформления интерьера. Для византийских штор характерно обилие пышных драпировок, золотых вышивок и украшений. Часто материалом для штор служил ценный китайский шелк.
Но вот, постепенно, роскошь стала вытесняться практичностью и функциональностью. Долгое время в оформлении жилища господствовал аскетизм. Это было связано с политической, военной ситуацией и, как следствие, с особенностями архитектуры.
Возьмем, к примеру, эпоху Средневековья. Окна средневековых замков были чрезвычайно узки. Поэтому вполне естественно, что шторы представляли собой простые куски ткани. Ткань имела довольно грубую обработку и не представляла никакой декоративной ценности. Основное и единственное значение средневековых штор – защищать от солнечного света.
Постепенно архитектура видоизменяется, окна становятся шире. Простые средневековые занавески смотрятся уже неуместно. К тому же, в моду входят различные ткани, например, гобелен или вельвет. Как раз приблизительно к 17 веку началось «украшательство» шторами. Правда, шторами сначала занавешивали не столько окна, сколько дверные проемы и стены. Но со временем эта ситуация изменилась. Появился стиль барокко, со свойственной ему роскошью. Шторы удостоились самых дорогих тканей, драпировок, ламбрекенов. Теперь шторы можно считать действительно украшением. Как раз в период барокко появились шторы, открывающиеся вверх.
Чем дальше, тем больше роскоши и комфорта. Это относится и к шторам эпохи рококо. Пышные ламбрекены причудливой формы, всевозможные рюши, кисточки и шнуры. Дорогие шикарные ткани, собранные в изящную складку. Все это было актуально в эпоху рококо. В этот период появляются новые причудливые фасоны штор. Последующие эпохи можно охарактеризовать появлением новых тканей, моделей, способов оформления штор. Так, для эпохи неоклассицизм свойственно изобретение деревянного ламбрекена, украшенного резьбой. Для ампира – украшение штор орнаментом и бахромой. Для модерна – появление новых форм. Но вот мы пришли к развитию научно-технического прогресса. Изящество и пышность форм снова вытесняется функциональностью и практичностью. Наличие декоративных элементов сводится к минимуму. Появляется стиль минимализм. Похоже, что история повторяется [13].
И что же мы имеем сейчас? А сейчас мы имеем в своем распоряжении многообразие форм и моделей штор, созданных во все предыдущие эпохи. И называем мы эти варианты стилями. Для пошива современных штор существует множество сочетаний тканей, элементов. Дизайн штор – это целая наука. Современное многообразие штор может удовлетворить вкус любого человека. К тому же, продолжают появляться новые варианты оформления окна, например, металлические или тканевые жалюзи, бамбуковые шторы и много другое. Дизайн современных штор ограничивается только фантазией и законами гармонии [19].
1.1.2 Возникновение подушки
Хоть мы и не можем представить себе жизни без подушки, изначально подушки использовались только обеспеченными людьми. Первые подушки найдены еще в древнеегипетских пирамидах. Подушки были изобретены ими для того, чтобы не испортить во сне замысловатую прическу. Подушка представляла собой тогда изогнутые дощечки на подставке. На подушках стали изображать богов, которые ограждали спящего от темных сил. Вплоть до 19 века деревянные подушки были распространены в Японии. Традиционно китайские подушки изготавливались из камня, фарфора или металла. Они также представляли собой твердые подставки прямоугольной формы.
В Греции появились первые мягкие подушки. Здесь больше ценился комфорт, и никакой связи с египетскими подушками греческие не имеют. Кровать была для греков культовым предметом, они проводили на ней большую часть дня. Поэтому именно в Греции и придумали мягкие матрацы и подушки. Усложнение изготовления красителей и техники шитья привело к превращению подушки в предмет искусства, богато украшенные подушки стали дорогостоящим товаром.
В 5 веке до нашей эры подушка была у каждого зажиточного грека. Размеры подушки были разными. Их наполняли шерстью животных, травой, пухом и перьями птиц. Чехол делался из кожи или ткани, он мог быть как прямоугольной, так и квадратной формы.
В Древнем Риме поначалу недоверчиво отнеслись к подушкам. Но вскоре римляне оценили подушки, особенно пуховые. Для изготовления пуховых подушек использовали пух гусей. Часто военные начальники освобождали своих подчиненных от несения военной службы и отправляли их на добычу пуха для подушек.
Тогда считалось, что подушки обладают магическим действием. Нерон, например, клал под подушку свой браслет из змеиной кожи, чтобы его сон был крепче. Октавиан Август хотел заполучить подушку одного римского патриция. Тот погряз в долгах, и все его имущество было распродано. Император август приказал приобрести подушку должникам, по его словам он хотел владеть подушкой, на которой спокойно спал человек, имеющий столько долгов.
А вот Тиберий, преемник Августа погиб от подушки в возрасте 70 лет. Есть две версии истории с печальным итогом: Тиберия отравили, но яд не оказал нужного действия. Или же его морили голодом, и он совсем обессилел. Тиберий лежал в постели без чувств, этой новости радовались все римляне. На престол должен был взойти Калигула. И немощного императора задушили его же подушкой.
Подушка являлась причиной множества смертей. Малюта Скуратов задушил подушкой метрополита, отказавшегося благословить Ивана Грозного. Подушками были задушены: сын Петра I царевич Алексей, русский император Павел I, глава Ватикана – Иоанн X и правитель Эфиопии – Хайле Селассие.
Но положительных историй, связанных с подушками намного больше. Индийские подушки помогли великому Будде восстановить здоровье. Будда ослаб от голода и самоистязания, он лежал на земле еле живой. И вдруг он уловил чудесный аромат листьев росшего рядом дерева. Будда встал с земли, набил мешок этими листьями. Так и получилась подушка, которую Будда положил под голову и уснул. После сна на чудесной подушке Будда стал чувствовать себя лучше, у него появились силы отправиться дальше в путь.
В арабских странах подушки пользовались наибольшей популярностью. Дома султанов были украшены расшитыми расписными подушками с кистями, бахромой. Богато расшитые и украшенные подушки были знаком достатка владельца.
В Средние века стали использовать специальные небольшие подушечки под ноги, которые защищали ноги от холода. В замках полы были каменные, отопление не могло прогреть большие помещения в морозный период. Поэтому подушки для ног были популярны в те времена. Как раз в то время стали использовать подушки для молитвы, их подкладывали под колени во время длительных молитв. Также были распространены подушки для езды на лошадях, они смягчали седла.
В некоторых странах Европы существовал забавный обычай. Женатые мужчины клали перед сном под подушку топор. Считалось, что если сказать ночью жене во время исполнения супружеского долга "Роди мальчика", обязательно родится мальчик.
На Рождественские праздники в подушки прятали еловые ветки, которые приносили счастье и помогали исполнению желаний. Многие гадания связаны с подушками. Например, для того, чтобы узнать имя суженого, девушки клали под подушки прутик от веника.
На Руси вышитые подушки всегда были частью приданого. Несколько позже появились декоративные подушки. Бедняки набивали подушки сеном и конским волосом, пуховые и перьевые подушки считались роскошью.
В 19 веке немецкий медик Отто Штайнер сделал громкое заявление. В своей книге "Постель" он заявил, что при даже небольшой влажности воздуха перьевые подушки начинают распространять тяжелый запах. Это связано с тем, что с перьями в подушке находятся частицы мяса и сала, а также кожа птиц, которые остаются на перьях при выдергивании, эти частицы легко разлагаются, и являются очень вредными. Ученые исследовали содержимое подушек и выяснили, что в перьевых подушках живут более десяти видов микроорганизмов-паразитов, некоторые из которых вызывают аллергическую астму. То есть, если Вы все же спите на перьевых подушках, подсушивайте их почаще на солнце и меняйте раз в год. А лучше все же поменять перьевую подушку на подушку с другим наполнителем [13].
Вы, наверное, замечали, что новая перьевая подушка легче старой. При ощипывании у птиц перьев автоматом, у основания остаются кусочки тканей, которыми клещи могут питаться не один год. Но самое страшное – пылевой клещ. На площади 1 см 2 пера их насчитывается около 200, на одном пере их уже около 2-х тысяч, а в подушке около 3-х миллионов.
После этого открытия в Европе стали использовать пух водоплавающего гуся. Пух очищали специальным образом, но все равно, подушки с гусиным пухом не соответствовали санитарным нормам. Тогда появились подушки с поролоном. Но эти подушки тоже были не очень хорошими. В середине 20 века химиками было синтезировано искусственное волокно. На ощупь его невозможно отличить от пуха. Подушка из искусственного волокна держит форму, не впитывает пот, ее легко стирать в стиральной машине и сушить. Микроорганизмы-паразиты в таких подушках не заводятся.
Во время Промышленной революции изготовление декоративных тканей и подушек стало массовым производством [20].
1.1.3 Кукла
Кукла – предмет в виде человека или животного, сделанный из фарфора, пластика, бумаги, дерева и других материалов. Слово «кукла» используется не только в прямом, но и в переносном смысле. В «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимир Иванович Даль приводит два примера переносных значений слова «кукла»: «Кукла: – щеголеватая, но глупая и бездушная женщина; – проговаривание поводильщика медведя: «Ворочается солдат направо, и делает кукла лесная все браво».
На русском языке все куклы назывались раньше одинаково – просто куклы. А на социальные функции, выполняемые ими в различных сферах человеческой деятельности, не обращали особого внимания. Тем не менее, в обыденной жизни они выполняют функции бытовых кукол-игрушек или сувенирных кукол.
В XIX веке куклы были очень ценными и их хранили в шкафах. Дети ими просто любовались. Позже стали делать куклы из папье-маше. Они стали доступны каждому человеку. Существуют и такие куклы, которые в полном смысле являются художественными произведениями, то есть выполняют исключительно эстетические функции. В одних случаях эстетические функции они выполняют самостоятельно (так называемые выставочные куклы), в других случаях – в составе разнообразных художественных композиций. Например, в таких композициях объемных и плоских изображений, как художественные панорамы и диорамы. Существуют также музеи на которых выставлены куклы всех времен и народов.
Кукла как детская игрушка
Кукла – игрушка обычно изображает человека или животное. Однако кукла-игрушка может не изображать, а только обозначать какое-либо настоящее или воображаемое (фантастическое) существо. Например, для ребенка, который скачет верхом на прутике (палке), этот прутик обозначает его коня.
Куклы как детские игрушки возникли (вернее превратились в кукол из изображений духов, божков и т. д. или наоборот) еще в доисторические времена. По форме они были довольно примитивными, а изображали и/или обозначали внешность людей или иных живых существ.Но довольно сложные и художественно доброкачественные куклы-игрушки появились достаточно поздно. Материалом для их изготовления служили фарфор, дерево или ценные металлы, поэтому стоили они достаточно дорого. Иногда часть куклы для удешевления делалась тряпичной. Впрочем, деревенские девочки заворачивали полено в тряпицу и убаюкивали их как обычных кукол-игрушек в виде человеческих изображений.
Даже в XIX веке купить куклу могли позволить себе только очень богатые люди. Их хранили в специальных шкафах или кукольных домах. Механическая же кукла являлась раритетом и настоящей драгоценностью. С появлением техники папье-маше стоимость кукол резко снизилась. Появились различные виды кукол: говорящие или плачущие, ходящие.
После того, как развилась химическая и полимерная промышленность, кукол стали изготовлять и из полимерных материалов, ассортимент их резко увеличился, их производство было пущено на поток. Среди современных кукол широко известны пупсы, Барби и ее свита. Существуют целые кукольные народы, например Cabbage Patch Kids (детишки с капустной грядки). Многие современные куклы, как и прочие игрушки, являются электронными устройствами.
Часто кукол изготовляют в рекламных целях или как сувенир: куклы в национальных костюмах, куклы-символы (талисманы) каких-либо мероприятий, гигантские куклы в Диснейлендах или магазинах.
Во многих странах куклы, которые продают туристам, являются серьезным источником дохода. Например, некоторые японские деревянные куклы кокэси издают забавный звук, если им поворачивать голову. В Испании, Италии и в латиноамериканских странах во время карнавалов продают кукол, точно имитирующих тело человека (иногда даже вульгарно и эпатирующе) и одетых в карнавальные костюмы.
Кукла в искусстве
Куклы являются частыми действующими лицами произведений искусства, сказок, анекдотов, мультфильмов (см. мультфильм «Босоножка и её друзья»).
Достаточно вспомнить знаменитого «Щелкунчика», который не только является героем сказки Гофмана и балета П. И. Чайковского, но повлиял на творчество многих писателей и художников.
В волшебных фольклорных сказках кукла чаще всего является такой помощницей главного героя, которая при уважительном отношении к ней помогает советом и делом . Возможно, в этом отразились древние языческие обряды, когда глиняная, металлическая, костяная или деревянная человеческая или человекоподобная фигурка выполняла роль фетиша или идола [11].
Авторская Кукла
Особым направлением современного прикладного творчества является создание т. н. авторской куклы.
Авторская кукла чаще всего выполняется в единственном экземпляре, представляет собой плод длительного кропотливого труда. Может иметь портретное сходство с определённым человеком (портретная кукла), свой набор одежды и миниатюрных аксессуаров, быть изготовленной, подобно монолитной скульптуре, цельной или иметь шарнирные суставы (Bjd): такой кукле может быть придана практически любая эмоциональная поза.
Авторская кукла предназначена скорее для созерцания. Для изготовления авторской куклы существует огромное количество специализированных материалов, разработаны технологии и популярные методики. Сообщества любителей Авторской куклы в Интернете насчитывают тысячи человек.
Авторские куклы подразделяются на множество жанров, например: характерная реалистичная кукла, фантазийная кукла, "кукла без куклы" и т.д.; техник исполнения, например: горячий и холодный пластик, фарфор, текстильные куклы и по назначению (коллекционные, интерьерные и т. д.).
1.1.5 Жанр литературного повествования – сказка
С детства в наше сознание, в наш читательский опыт входят волшебные сказки. Слово «сказка» предполагает, что о ней узнают, «что это такое». И узнают, «для чего» она, сказка, нужна. Сказка целевым назначением нужна для подсознательного или сознательного обучения ребёнка в семье правилам и цели жизни, необходимости защиты своего «ареала» и достойного отношения к другим общинам. Примечательно, что и сага, и сказка несут в себе колоссальную информационную составляющую, передаваемую из поколения в поколение, вера в которую зиждется на уважении к своим предкам. Если обратиться к толкованию этого слова, то сказка – это рассказ, выполняющий на ранних стадиях развития в доклассовом обществе производственные и религиозные функции, т. е. представляющий один из видов мифа. На поздних стадиях бытующий как жанр устной художественной литературы, имеющий содержанием необычные в бытовом смысле события (фантастические, чудесные или житейские) и отличающийся специальным композиционно-стилистическим построением. В динамике развития общественных форм и общественного сознания изменяется и понятие сказка. На ранних стадиях культуры сказка, сага и миф встречаются нерасчлененными и носили первоначально, вероятно, производственную функцию: охотник жестом и словом приманивал вспугнутого зверя. Позднее вводится пантомима со словом и пением. Следы этих элементов сохранила сказка поздних стадий развития в виде драматического исполнения, напевных элементов текста и широких пластов диалога, которого в сказках тем больше, чем она примитивнее.
На более поздней стадии скотоводческой экономики, дородовой и раннеродовой социальной организации и анимистического мировоззрения сказка получает часто функцию магического обряда для воздействия уже не на зверя, а на души и духов. Сказки обязаны привлекать или развлекать лесных и всяких других духов у турок, бурят, сойатов, урянхайцев, орочон, алтайцев, шорцев, сагайцев, жителей о. Фиджи, Самоа, австралийцев. Или они употребляются как заклинания (в Новой Гвинее, у алтайцев, чукчей), или сказка прямо входит в религиозные обряды (у малайцев, гиляков, иранских таджиков). Напр. знаменитый мотив магического бегства разыгрывается чукчами в их похоронном обряде. Даже русская сказка входила в свадебный обряд. Благодаря этому культовому значению сказка у многих народов существует регламентация сказывания сказок: их нельзя говорить днем или летом, а только ночью после захода солнца и зимой (белуджи, бечуаны, готентоты, уитото, эскимосы). Разумеется, что такие сказки полигенетичны, и лишь на более поздней стадии общественного развития из них выделяется собственно сказка как охарактеризованный выше жанр фольклора.
Сказка делится на фольклорную и литературную.
Сказка фольклорная – эпический жанр устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов. Вид повествовательного, в основном прозаического фольклора (сказочная проза), включающий в себя разножанровые произведения, тексты которых опираются на вымысел. Сказочный фольклор противостоит «достоверному» фольклорному повествованию (несказочная проза).
Сказка литературная – эпический жанр: ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов. Литературная сказка либо подражает фольклорной (литературная сказка, написанная в народнопоэтическом стиле), либо создаёт дидактическое произведение на основе нефольклорных сюжетов. Фольклорная сказка исторически предшествует литературной [16].
.1.6. Роль сказки в развитии ребенка
Давным-давно люди начали рассказывать истории у костра. И практически во всех этих историях были говорящие животные, феи, эльфы и другие очаровательные персонажи. Шло время и постепенно эти рассказы начали записывать и так возникли сказки. А потом родители начали спрашивать: а что такое сказки? Разве они не слишком страшные и жестокие для маленьких детей? Разве Спящая Красавица, Белоснежка, Золушка – хорошие примеры для подражания? Вне зависимости от того, сколько в сказке отрицательных персонажей: злых мачех, старых плохих ведьм и разных других неположительных героев, все они играют важную роль.
И это хорошо, говорят психологи: «Посредством таких персонажей, ребенок получает общие представления о добре и зле, о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо» Сказки играют важную роль в развитии детей, ведь всегда положительные герои побеждают. Роль сказок состоит в том, чтобы развивать у детей фантазию и творческий потенциал. Посредством сказки у ребенка формируется представления о поведении и общении»
И действительно, какими бы страшными не были события в сказке, многие ученые рассматривают их как помощь ребенку во вхождении во взрослый мир, сказки развивают способность у ребенка справиться с трудностями и тревогами, которые он пока еще не может выразить. Зачастую, дети ставят себя на место главных персонажей и таким образом демонстрируют свою смелость и способность к преодолению трудностей мире сказочных гигантов и жестоких взрослых
А может сказочный мир слишком страшен для ребенка? Почти во всех сказках присутствуют «плохие» персонажи, которые только и делают, что вредят всем. Очень важно донести до ребенка, что зло непременно будет уничтожено и что добро всегда победит.
Не недооценивайте роль сказки в развитии ребенка, она очень сильно влияет на эмоциональное состояние и посредством сказки можно улучшить поведение ребенка. Основная задача сказки – развитие у детей эмоций, чувств, фантазии. Если вы будете спрашивать ребенка о его любимых персонажах, то вы вовремя можете скорректировать возможные психологические проблемы, если ему нравятся отрицательные герои. Обязательно читайте детям сказки – это способствует формированию у ребенка уверенности в собственных силах и его всестороннему развитию.
1.1.7 Литературная сказка в творчестве Г. Х. Андерсена
Литературная сказка – целое направление в художественной литературе. За долгие годы своего становления и развития этот жанр стал универсальным жанром, охватывающим все явления окружающей жизни и природы, достижения науки и техники.
Подобно тому, как народная сказка, постоянно изменяясь, впитывала в себя черты новой реальности, литературная сказка всегда была и есть неразрывно связанной с социально-историческими событиями и литературно-эстетическими направлениями. Литературная сказка выросла не на пустом месте. Фундаментом ей послужила сказка народная, ставшая известной благодаря записям ученых-фольклористов.
Раннее было написано, что решительный шаг навстречу литературной сказке сделал основоположник этого жанра Г.Х. Андерсен.
Сказки датского писателя переполняет целая гамма человеческих чувств и настроений: доброты, милосердия, восхищения, жалости, иронии, сострадания. И самое главное – любви. В каждой сказке Андерсена сливаются две действительности. Одна – подлинная жизнь цветка, мухи, дерева, чашки или кофейника; другая , не менее подлинная, судьба человека. История человеческой жизни: детства, юности, зрелости, старости, смерти.
В произведениях Андерсена сочетается сказочное, волшебное, реальное, обыденное. Они одинаково интересны и детям, и взрослым. Дети воспринимают внешнюю, конкретную форму сказочного события, поддаются очарованию вымысла, их завораживает победа добра над злом, быстрая смена событий, взрослые понимают стоящие за сказочной схемой сложные человеческие отношения, находят в этих сказках глубокую философию, примеры подлинной жизни с ее радостями и разочарованиями, любовью и смертью, правдой и ложью.
Литературная сказка, по мысли Андерсена, явление универсальное: «Сказочная поэзия – обширнейшее царство, которое простирается от сочащихся кровью могил древности до наивного детского альбома. Она охватывает и народное творчество, и литературные произведения, она является представителем поэзии всех видов, и мастер, овладевший этим жанром поэзии, должен уметь вложить в него трагическое, комическое, наивное, ироническое и юмористическое».
Таким путем и «пошла» литературная сказка в лучших своих образцах. Благодаря Андерсену она обрела свои характерологические черты. Она включает описания человеческих чувств, природы, быта, что придает ей национальный колорит. Живописует исторические события, явления природы, растительный и животный мир, научно-технические достижения, что придает ей познавательный характер.
Лучше всего оценил взнос Андерсена в мировую литературу его младший соратник по перу, тоже талантливый творец сказок Д. Родари: «Андерсен, подобно братьям Гримм, шел от сказок своей страны. При этом Гримм, будучи настоящими немцами, стремились, записывая тексты народных рассказчиков, создать в Германии, которая стонала под игом Наполеона, живой памятник немецкому языку (сам прусский министр образования отдал братьям Гримм надлежащее за их подвиг на благо отчизны). Андерсен же обратился к народным сказкам не для того, чтобы зазвучал публично голос его народа, а для того, чтобы восстановить в памяти и оживить собственное детство. «Я и сказка» – «фантастический бином» Андерсена, который был путеводной звездой во всем его творчестве. Потом он отошел от сказки традиционного типа, чтобы создать новую, населенную романтическими образами и одновременно бытовыми реалиями. Опыт народных сказок, согретый солнцем романтизма, понадобился Андерсену для полного освобождения фантазии, кроме того, он стремился сделать такой язык, которым можно было бы «разговаривать с детьми не сюсюкая».
А это и является признаком настоящей сильной любви к детям.
1.1.8 Характеристика литературного персонажа Оле-Лукойе
Самая поучительная и загадочная сказка Андерсена – "Оле-Лукойе", опубликованная в декабре 1841 года в последнем из шести сборников "Сказок, рассказанных детям". Благодаря этой сказке многие дети познакомились с удивительным существом, которое носит обычное датское имя – Оле. А вот вторая часть его имени означает "закрой глазки". Оле-Лукойе был известен в датском фольклоре задолго до того, как Андерсен написал свою сказку, но теперь о том, фольклорном, Оле просто забыли: его место занял андерсеновский персонаж с его волшебным зонтиком, насылающим сны.
Оле-Лукойе – герой сказки Х.К.Андерсена «Оле-Лукойе» (1849). В основе образа – предания о божестве, усыпляющем малышей. У Андерсена этот образ распадается на два, и обоих зовут Оле-Лукойе. В интерпретации Андерсена Оле-Лукойе (в обоих своих воплощениях) – великий сказочник. Подобно древнегреческим Танатосу и Гипносу, богам смерти и сна, герои родственны и отличны друг от друга. Миф переплетается здесь с индивидуальной авторской поэтикой: Оле-Лукойе, особенно первый, даритель снов, больше похож на забавного маленького человечка, чем на божество. У них разные функции. Первый брызжет в глаза детям, которым пора спать, сладким молоком, а потом тихонько дует им в затылок – и дети засыпают. На нем кафтан, переливающийся разными цветами, а под мышками – зонтики: один с картинками, который он раскрывает над хорошими детьми, а другой, для плохих детей, совсем гладкий, простой. Поэтому одни дети видят чудесные сны, а другие спят без сновидений. Сон, подаренный Оле-Лукойе, – благо, это особая жизнь, полная приключений, она – для избранных. Таким избранником для Оле-Лукойе становится, например, хороший мальчик Яль-мар. Первый Оле-Лукойе – даритель чудесного, он – для жизни. В финале сновидческого путешествия, в котором счастливца ожидает множество замечательных встреч, возникает образ другого Оле-Лукойе, брата первого, который не является ни к кому больше одного раза в жизни. Этот второй Оле-Лукойе – посланник смерти. На нем кафтан, вышитый серебром, за плечами развевается черный плащ. Он сажает человека вместе с собой на коня и рассказывает только две сказки: одна так хороша, что никто и представить себе не может, зато другая ужасна. Этот Оле-Лукойе тоже дифференцирует своих пассажиров. Тех, у кого «хорошие отметки», он сажает впереди и рассказывает чудесные сказки, все прочие усаживаются сзади и трясутся от страха. Так маленький смешной человечек оказывается проводником не только по царству сновидений, но и в царство смерти, в котором смутно угадываются образы Рая и Ада [14].
1.2 Аналоги, источники вдохновения
Выбрав тему проекта, Автор приступил к рассмотрению и изучению аналогов: иллюстраций в книгах, объектов текстильных изделий по журналам и в Интернете, авторских кукол. Это позволило выстроить собственное композиционное решение, где главным является любимый детский персонаж Оле-Лукойе.
Рассматривая иллюстрации, на которых изображен Оле-Лукойе, понимаешь, что нет единого представления о нем. Везде он разный. Кто-то видит его маленьким гномиком с большой книгой сказок. Для кого-то он представляется дедушкой: седой волос, мудрый взгляд, приспущенные очки на переносице. А кто-то видит его в образе маленького мальчика. Так же он представлен молодым мужчиной, спускающимся с воздуха на зонтике, полном добрых сказок. Нет единого представления и о его кафтане. Чаще всего зеленый и красный, но также есть синий и фиолетовый.
На основе изученного материала возникает образ Оле-Лукойе: молодой, энергичный, улыбающийся, просто жизнерадостный, дарящий только благо детям человечек. Кафтан у него переливается различными яркими цветами, так нравящимися детскому глазу (красный, синий, желтый, зеленый, фиолетовый).
Немаловажную роль в интерьере детской играют шторы. Рассмотрев объекты текстильных изделий по журналам и Интернет ресурсам, сделала вывод, что детские шторы – это сцена, завлекающая ребенка в увлекательное представление. Сейчас используются различными аксессуарами для штор – оригинальные ламбрекены, держатели, подхваты со сказочными героями и др. К примеру, небесного цвета штора отлично смотрится вместе с аксессуарами в виде мотыльков или птичек. В эту композиции отлично впишется и ламбрекен в форме облака. Ребенку безумно понравится тюль с маленьким солнышком, которое будет закрывать штора с мягкими звездами и луной.
Возникает собственное композиционное решение. Следуя теме проекта («В гостях у сказки»), возникает представление театрального занавеса, так как ночь, спектакли закончились, занавес закрыт, но чудеса все равно продолжаются.
Не лишним будет подобрать в тон к шторам подушки. Декоративные детские подушки еще больше погружают в мир чудес, так как на них, обычно, выполняется один из элементов композиции. Детские подушки бывают разные объемные, плоские, но все они должны быть яркими, запоминающими, так как зрительные впечатления очень важны для развития ребенка.
1.3 Оформление детской комнаты
В детском возрасте очень важно создать благоприятную атмосферу, в которой ребенок будет расти в уютных, комфортных условиях. Создавая интерьер детской комнаты, следует очень ответственно подойти к этому процессу, учитывая все самые, казалось бы, незначительные на первый взгляд детали. Не стоит забывать, что отличительными чертами любой детской комнаты являются красочность и образность. Так важно, чтобы ребенок рос в уютной доброй обстановке, окруженный теплом и вниманием. Для этого и существует так называемый детский интерьер. Детская комната, это целый мир образов и красок [4].
При оформлении детской комнаты нет никаких рамок, ограничивающих полет фантазии, в данном случае, наоборот, лучше всего применять самые нестандартные и, казалось бы, невыполнимые, дизайнерские решения.
При оформлении детской комнаты выбираются яркие, красочные цвета, вызывающие у ребенка разные ассоциации. Например, оранжевый цвет – это цвет радости, веселья, солнца, зеленый – травы и спокойствия, красный – агрессии и в то же время любви и страсти, розовый и голубой цвета – нежности и умиротворенности. Кроме того, цветовая гамма зависит от пола ребенка и его интересов. Например, нередко детскую комнату для девочки оформляют в нежно-розовых цветах, а для мальчиков – в нежно-голубых (Приложение 1).
Нередко детские комнаты декорируют великолепными обоями с превосходными изображениями героев любимых детских мультфильмов.
Кроме того, все предметы интерьера должны быть удобны в эксплуатации, а также безопасно. Иными словами, в детской комнате приветствуется обилие мягких аксессуаров, а именно: подушек, покрывал, мягких игрушек и многого-многого другого.
Основные качества, которыми должна обладать любая спальная комната, а в особенности детская заключаются в звукоизоляции и регулировки света. Поэтому очень важно, чтобы в детской комнате была глухая дверь, которую при желании можно декорировать мягкими кармашками, окошками и другими интересными элементами. Кроме того, окна должны быть декорированы шторами, отражающими стилистику комнаты. Шторы для детской комнаты – это ещё одна возможность проявить заботу о ваших детях. Окно это основной источник света в комнате ребенка, и он будет изучать и стремится к нему. Шторы наиболее часто выполняются в ярких, красочных цветах ,натуральным тканям без рисунка. Если в комнате отсутствуют жалюзи, шторы не должны быть прозрачными, так как защищают спящее создание от яркого солнечного света. Не нужны и плотные тяжелые портьеры, которые слабо пропускают свет и собирают пыль. Существует большое количество декоративных карнизов для детских комнат, различных цветов с множеством декоративных элементов.
В детской комнате очень важно создать атмосферу уюта и комфорта, но, кроме того, все должно быть удобно и подчинено логике. Очень важно разделить детскую комнату на несколько функциональных, а именно: игровую, спальную и рабочую зоны.
Итак, оформляя детскую комнату, следует учитывать вкусы и пожелания своего ребенка, стараясь создать для своего малыша мир сказки, уюта и комфорта. Не стоит ограничивать свою фантазию, так как именно фантазия определяет детство [18].
1.3.1 Цвет в детской комнате и его влияние на ребенка
Многие родители при выборе цвета для детской комнаты даже не задумываются над тем, что определенные цвета играют огромную роль в жизни детей. На ребенка влияет не только цвет стен детской комнаты, но цвет мебели, даже цвет игрушек, на которые он постоянно смотрит. От того, какие цвета будут преобладать в детской комнате, зависит развитие ребенка.
Детская комната в красном цвете
Красный цвет – активность. Ребенок, комната которого имеет красные элементы в оформлении, становится более активным. Добавление красных элементов в дизайн детской комнаты идеально для малоактивных детей и нежелательно для гиперактивных детей. Но, важно учитывать, что красного цвета не должно быть слишком много, потому что красный цвет может развить в ребенке жестокость. При выборе цвета стен учитывайте, что ребенок плохо спит в ярко-красной спальне.
Детская комната в желтом цвете
Желтый цвет благоприятно влияет на умственные способности ребенка. Если вы хотите вырастить умного, умеющего сосредоточиться ребенка, то вам необходимо оформить детскую комнату в желтом цвете. Этот цвет стимулирует у детей желание учиться и усваивать информацию. Кроме того, желтый цвет способствует уверенности в себе и развитию интуиции.
Детская комната в оранжевом цвете
Оранжевый цвет – цвет взаимопонимания и радости. Если вам нужно, чтобы в отношениях с ребенком была полная гармония, то для детской выбирайте оранжевый цвет. Также оранжевый цвет уменьшает чувство одиночества, когда ребенок остается один в детской комнате. Этот цвет возбуждает аппетит, что очень хорошо для детей, которые плохо кушают.
Детская комната в синем цвете
Синий цвет успокаивает, снижает активность. Добавление синего в детскую комнату сделает ребенка более спокойным. Этот цвет развивает у ребенка воображение и стремление к познанию нового. Однако синий цвет необходимо использовать в небольших количествах, иначе он может вызвать серьезную депрессию.
Детская комната в голубом цвете
Голубой – цвет мечтаний и беспечности. Он, как и синий, успокаивает, но, глядя на голубой цвет, невозможно сосредоточиться. Голубой цвет не способствует развитию воображения. Слишком голубая детская комната замедляет рост и развитие ребенка.
Фиолетовый цвет – цвет магии, волшебства и чувственности. Если голубой олицетворяет собой всего лишь мечты, то фиолетовый – это полный уход от реальности.
Интересно, что женщины в период беременности часто начинают отдавать предпочтение фиолетовому цвету. Происходит это из-за серьезных изменений в их жизни. Уход от реальности, погружение в мечты, ожидание чудес – все это нормально для беременных женщин. Но будьте осторожны, фиолетовый цвет не рекомендуется для оформления детской комнаты. Он не дает реализоваться способностям не только ребенка, но даже взрослого человека.
Кроме того, как показали исследования, преобладание фиолетового в детской комнате может вызвать у ребенка интерес к однополым связям в более зрелом возрасте.
Детская комната в зеленом цвете
Зеленый цвет помогает рассеивать негативные эмоции ребенка. В зеленой детской комнате дети хорошо спят. Этот цвет оказывает благоприятное воздействие на детей, страдающих клаустрофобией. Однако, преобладание зеленого цвета в детской комнате может развить у ребенка эгоизм. Находясь постоянно в слишком зеленом интерьере ребенок будет чувствовать себя больным без видимых причин, – это относится к классическому зеленому цвету (с голубоватым оттенком).
Выбирая зеленый в качестве цвета стен для детской комнаты, остановите свой выбор на радостном желто-зеленом оттенке, который вызывает у ребенка желание учиться и исследовать неизведанное.
Детская комната в розовом цвете
Розовый цвет (нежный оттенок красного) развивает чувствительность у детей, снижает агрессивность. Он успокаивает, улучшает настроение, вызывает чувство уюта и комфорта. Ребенок, живущий в розовой детской комнате, обычно дружелюбен, чувствителен, спокоен, редко капризничает, не приемлет насилия и жестокости. Чем нежнее оттенок, тем благотворнее розовый цвет влияет на ребенка. В интерьере детской комнаты розовый хорошо сочетать с белым.Слишком много розового в интерьере детской комнаты развивает в ребенке легкомыслие, желание нравиться несмотря ни на что. Такой ребенок часто переоценивает свои силы и не может выполнить все, что обещает.
Голубой – для мальчиков, розовый – для девочек
Некоторые родители считают идеальным голубой цвет для мальчиков, розовый для девочек. Однако нельзя категорично разделять эти цвета по половой принадлежности. И тот и другой цвет имеют много оттенков. Голубой цвет успешно можно применять в детской комнате для девочки, так же как и розовый – для детской комнаты мальчика. Кстати, если мальчик растет слишком активным и агрессивным, то розовый цвет быстрее повлияет на него, чем любые уговоры родителей. Но этого цвета не должно быть слишком много, потому что любой цвет в чрезмерном количестве оказывает негативное влияние на развитие ребенка.
Какой же цвет выбрать для детской комнаты?
При оформлении детской комнаты лучше всего сочетать различные цвета. Использовать разные оттенки основного цвета: чем ярче и насыщеннее цвет, тем сильнее его воздействие на ребенка. Для стен выбирайте легкие оттенки, для мебели и игрушек – сочные и яркие. При выборе учитывайте, как долго ребенку придется смотреть на этот цвет. Идеальным вариантом является разграничивание детской комнаты на зоны с определенными цветами. Тогда можно быть уверенными в том, что ребенок вырастет здоровым и в физическом и в эмоциональном плане.
Итак, для детской комнаты нужно создать атмосферу сказочности, волшебства и в то же время уюта. Текстильный комплект, включающий шторы, подушки и куклу, помогает ребенку погрузиться в мир сказки. Предметы комплекта многофункциональны. Являются объектами интерьера и в то же время участвуют в развитии ребенка.
2. ВЫПОЛНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ЧАСТИ РАБОТЫ
2.1 Обоснование темы
Детская сказка – необходимый элемент воспитания ребенка, она доступным языком рассказывает ему о жизни, учит, освещает проблемы добра и зла, показывает выход из сложных ситуаций. Сказка – это язык детей, для них он наиболее информативен, нежели стиснутая пресная взрослая речь.
Тема проекта «В гостях у сказки».
Вот и вечер наступает, садится солнце и начинает постепенно темнеть. Зажигаются фонари, в домах мерцает свет и восходит луна, сверкая своим серпом. Ночь зажигает звезды и, взявшись за кисти, рисует серебристые лучики лунного света мягко струящегося в каждое окошко.
Синие портьеры, жесткий ламбрекен и декоративная шторка олицетворяют наступление ночи, а органза (тюль и декоративная шторка) желтого цвета дает ощущения лунного света.
Главным сказочным героем, вокруг которого завязана композиция проекта, является Оле – Лукой – великий сказочник. Добрый дух, усыпляющий детей, насылающий им сновидения и рассказывающий сказки.
Вечером, когда дети преспокойно сидят за столом или на своих скамеечках, является Оле-Лукойе. Он неслышно шагнёт в комнату и слегка прыснет детям в глаза сладким молоком. В руках у него маленькая спринцовка, и молоко брызжет из неё тоненькой-тоненькой струйкой. Тогда веки у детей начинают слипаться, и они уж не могут разглядеть Оле, а он подкрадывается к ним сзади и начинает легонько дуть им в затылки. Подует – и головки у них сейчас отяжелеют. Оле-Лукойе хочет только, чтобы дети угомонились, а для этого их непременно надо уложить в постель! Ну вот он и уложит их, а потом уж начинает рассказывать сказки.
Оле-Лукоей был выбран не зря. Он приходит вечером, перед сном, а это лучшее время для прочтения сказки. Перед сном есть время поразмыслить и поговорить, а при засыпании полученный опыт лучше закладывается в подсознание.
Когда дети засыпают, Оле-Лукойе присаживается к ним на постель. Одет он чудесно: на нём шёлковый кафтан, только нельзя сказать, какого цвета – он отливает то голубым, то зелёным, то красным, смотря по тому, в какую сторону повернётся Оле. Под мышками у него по зонтику. Один с картинками, который он раскрывает над хорошими детьми и тогда им всю ночь снятся чудеснейшие сказки, а другой совсем простой, гладкий, который он развёртывает над нехорошими детьми: ну, они и спят всю ночь как чурбаны, и поутру оказывается, что они ровно ничего не видали во сне!
В проекте изображен только один зонтик – яркий, красочный, с картинками, так как каждый родитель желает своему ребенку только хорошее, чтобы ребенок хорошо спал ночью, чтобы ему снились ночью чудеснейшие сны, которые дети потом с удовольствием рассказывают родителям.
2.2 Обоснование художественного образа и композиционного решения в интерьере
Выбрав тему проекта и ознакомившись с историческими аспектами проблемы, приступили к изучению аналогов: иллюстраций в книгах, объектов текстильных изделий по журналам и в Интернете, авторских кукол
Это позволило выстроить собственное композиционное решение, где главным является любимый детский персонаж Оле-Лукойе.
Тема проекта «В гостях у сказки», а сказки, как это принято, рассказывают вечером, перед сном. Вечер, садится солнце, и восходит луна, освящая крыши домов. Продолжив этот ассоциативный ряд, возникает представление ночи, когда зажигаются фонари, в домах мерцает свет, зажигаются звезды и серебристые лучики лунного света мягко струятся в каждое окошко. Также возникает ассоциация со сказочником Оле – Лукойе, который приходил к детям вечером, укладывал их спать, раскрывал зонтик и начинал рассказывать сказку, чтобы ребенку приснился чудеснейший сон. Сразу возник вопрос: «А какой он, Оле-Лукойе?». И перед глазами возник образ гномика, сидящего с большой книгой сказок. Изучив подробнее характеристику героя, понимаешь, что это улыбающийся, просто жизнерадостный, дарящий только благо детям человечек. Кафтан у него переливается различными яркими цветами, так нравящимися детскому глазу. Образ главного героя решён.
Комплект текстильных изделий, по нашей задумке, представляет:
. шторы для детской комнаты, состоящие из:
· жесткого ламбрекена
· двух портьер
· двух декоративных штор
· легкой шторы
. четыре декоративных подушки.
. мягкая кукла.
Определив составляющие комплекта, выходим на образное решение целой композиции.
Композиция объёмная: композиционным центром является кукла, она и погружает в мир сказки.
Подушки – отдельные объекты: луна, зажженный фонарь, спящие домики и волшебный зонтик.
Комплект штор одновременно является неким занавесом для театрального действия и в тоже время несёт свою прямую функциональность. Так как тема «В гостях у сказки», то общее цветовое решение должно настраивать на всё то, что происходит ночью: во сне являются герои сказок, зажигаются звёзды, светит фонарь, выплывает месяц и спят домики. А с волшебным зонтиком мы отправляемся в это сказочное путешествие.
Цвет – это яркая сторона детства. Дети любят цвет, реагируют на него, играют и увлекаются им. Цвет – это одна из первых характеристик, которую различают дети. Маленьких детей неодолимо тянет к ярким цветам.
Обычно дизайнеры стремятся использовать три основных цвета спектра при выборе оформления детских товаров. Это все оттенки желтого, синего и красного. Их дети воспринимают лучше других, в первую очередь, обращая внимание на предметы подобных цветов. Считается, что, оформляя помещение для детей (спальню или игровую комнату), лучше обращаться именно к этим трем основным цветам.
Детская комната – это своеобразный мир детства ребенка. Комплект текстильных изделий предназначен для детской комнаты, в которой будет жить малыш дошкольного или младшего школьного возраста, любящий сказки и верящий в волшебство сказки.
Поэтому к оформлению детской комнаты нужно подойти ответственно и постараться создать для малыша наиболее функциональное, практичное и при этом эстетически прекрасное место для отдыха, игр и развлечений.
Исходя из цветового восприятия детей, была выбрана трехцветная гармония в комбинации цветовых сочетаний для интерьера детской комнаты.
Такое цветовое решение создает сильный, динамичный интерьер.
В детской комнате в текстильном комплекте будет использоваться три основных цвета спектра. Это все оттенки желтого, синего и красного.
Итак, синий цвет – цвет глубины и чистоты. Оттенки синего в силах даже у самого пассивного ребенка пробудить воображение и вызвать интерес к «мирам далёким».
Голубой цвет – это всегда свежесть, невесомость и легкость. Голубые оттенки оказывают расслабляющее влияние на детский организм в целом, они успокаивают. Голубые оттенки помогают ребенку снять напряжение в конце дня.
Оранжевый цвет поможет ребенку стать более общительным. Этот цвет укрепляет сообщество людей, собирающихся вместе в данном помещении. Ребенку будет проще научиться общаться с окружающими людьми. Детская психология такова, что оранжевый цвет помогает им лучше переносить время пребывания в одиночестве.
Красный цвет для ребенка – сильный раздражитель. Он обычно вызывает даже у самых спокойных детей чрезмерную активность. Красный цвет дарит радость детям и взрослым. Но его в детской спальне не должно быть много, потому что это будет мешать спокойному детскому сну.
И, наконец, желтый считается цветом гармонии, он способен вызывать у ребёнка радостные ощущения, а также стимулировать его к сосредоточенности и послушанию. Особенно благоприятно желтый цвет влияет на возбуждённого, нервного и склонного к истерикам ребенка.
Сочетание синего и голубого, золотисто-желтого, оранжевого и красного цветов, не только ассоциируются с глубокой ночью, когда снятся волшебные и сказочные сны, зажигаются фонарики, засыпают домики, но и играют важную роль в развитии ребенка. (Приложение 4).
Зная влияние цвета на ребенка, можно не только красиво, но и полезно оформить детскую комнату.
Следующий этап заключался в разработке композиций отдельно взятых предметов комплекта.
Четыре подушки: две круглые, одна из которых «Месяц в колпачке», другая «Фонарь на облаке», третья – прямоугольная – «Спящие домики», последняя в форме квадрата – «Волшебный зонтик».
Шторы, ещё раз повторим, целая театральная сцена. Верхнюю часть представляет жёсткий ламбрекен с отверстиями для декорирования штор, в композиции которого снова присутствуют «спящие» домики» и «месяц в колпачке».
Две подвижные плотные портьеры (на крючках) по низу декорированные на одной – домиками, на другой – зонтиком.
Дополняют композицию две декоративные шторы, которые крепятся с помощью прихватов «звёздочек» и легкая штора из органзы.
При желании шторы можно декорировать и другими персонажами сказок Г.Х.Андерсена: оловянный солдатик, балерина, гадкий утёнок, ставший прекрасным лебедем и т.д.
Кукла Оле-Лукойе – это развивающая мягкая игрушка. Эту куклу можно переодевать, застёгивать пуговки на одежде, что позволяет развивать у ребенка мелкую моторику, а так как кукла мягкая будут развиваться тактильные ощущения. Новые зрительные впечатления, новые тактильные ощущения – очень важны в развитии любого ребенка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате изучения темы были рассмотрены теоретические вопросы, касающиеся текстильных изделий в интерьере детской комнаты (шторы, подушки, кукла).
Рассмотрена развивающая роль текстильных объектов в жизни ребенка. Текстильные изделия – это персонажи, с которыми можно разговаривать, делиться с ними своими радостными и горестными мыслями, заботиться, ухаживать за ними. Немаловажную роль играют тактильные ощущения, приобретаемые при соприкосновении с ними. Игрушка или подушка, мягкая и легкая на ощупь может напоминать того, кого хочется любить. Она может служить в качестве дидактического материала (в том числе для развития мелкой моторики). Подушка может быть с секретом: прошнуровывая или застёгивая молнию можно спрятать милые штучки. В изделиях используются ткани различных фактур и цветов, разнообразие застёжек и интересных элементов. Изделия рассчитаны на большой возрастной диапазон, потенциал их огромен.
Изучен жанр «сказки», и ее роль в развитии у детей фантазии и творческого потенциала и формировании представления о поведении и общении. И действительно, какими бы страшными не были события в сказке, многие ученые рассматривают их как помощь ребенку во вхождении во взрослый мир, сказки развивают способность у ребенка справиться с трудностями и тревогами, которые он пока еще не может выразить. Зачастую, дети ставят себя на место главных персонажей и таким образом демонстрируют свою смелость и способность к преодолению трудностей мира сказочных гигантов и жестоких взрослых
Созданные по законам красоты и умело используемые в интерьере детской комнаты текстильные изделия создают атмосферу уюта, тепла, сказочности.
Рассказывая и читая сказки в таком интерьере, мы воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, даем знания о законах жизни и способах проявления творческой смекалки. Дети, которым читали сказки с раннего детства, быстрее начинают говорить не просто набором слов, а выражаясь на хорошем литературном языке.
Автор данного проекта представляет комплект текстильных изделий, которые дают возможность погрузиться ребенку в особый мир – в мир сказки. Композиционным центром комплекта является кукла Оле -Лукойе – сказочный персонаж по произведению Г. Х. Андерсена. Он и является проводником в мир сказки.
А сказка формирует у ребенка на всю жизнь основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним. Слушая сказки, дети накапливают в подсознании механизмы решения жизненных ситуаций, которые при необходимости активизируются.
Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение и сочувствие маленького человека к событиям и людям.
При проектировании был изучен материал по цветоведению, так как выбор цветовой гармонии объектов текстильного дизайна в интерьере важен в развитии ребенка. При выполнение вариантов различных цветовых решений, был найден нужный вариант.
детский игрушка цвет комната
ЛИТЕРАТУРА
1. Аронов В. Р. Художник и предметное творчество. – М.: Ростов н/Д: Феникс, 1987 – 200с.
2. Буймистру Т.А. Колористика: цвет – ключ к красоте и гармонии. – М.: Издательство «Ниола – Пресс», 2008 – 236с.
. Бэкер В. Портьеры: дизайн и ткани / Пер. с анг. – М.: Издательский дом «Ниола 21 – й век», 2006. – 176с.
. Гармония цвета. Цвет в интерьере. – М.: Харвест, 2006. – 320с.
. Гизела Ватерман Дизайн вашей квартиры. – М.: Издательский дом «Кристина», 2000. – 125с.
. Голубева О.Л. Основы композиции. / О.Л. Голубева. – М.: Изд-во «Сварог и К», 2008 – 144с.
. Грожан Д.В. Практикум начинающего дизайнера. Интерьерные подробности» /Д. В. Грожан.- Изд. 3-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 348с.
. Ерзенкова И.В. Свой дом украшу я сама.- М.: Оформл. ТОО «Лейла», 1996.-480с.
. Куклы мира / Вед.ред. Е. Ананьева. – М.: Аванта плюс, 2009 – 184 с.
. Малова Р.З. Дизайн квартиры и ваш психотип. / Малова Р.З. – Ростов н/Д: Феникс , 2005. – 128 с.
. Петухова В.И., Ширшикова Е.Н. Мягкая игрушка. /В.И. Петухова, Е.Н. Ширшикова. – М.: Народное творчество, 2007. – 184 с.
. Сысоева И. Декоративные ткани в интерьере. – М.: Гос. изд-во. Местной промышленности и художественных промыслов РСФСР, 1963 – 28с.
. Шьем шторы и подушки /авт. Сост. Дарья Костина. – Ш98 М: АСТ; К.: НКП, 2008. – 286с.
Приложение 1
Цвет в интерьере детской комнаты
Приложение 2
Изучение аналогов: иллюстрации в книгах, объекты текстильных изделий по журналам и в Интернете, авторские куклы
Текстильные изделия в интерьере детской комнаты
Декоративные подушки
Приложение 3
Разработка эскизов композиции «В гостях у сказки»
Составляющие комплекта
Приложение 4
Цветовое решение