- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 2,04 Мб
Создание творческих ярких акцентов в детской комнате, выполненных в технике батик
Министерство образования Российской Федерации
ФГОУ ВПО "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина" (Мининский университет)
Факультет Профессионально-педагогического образования
Кафедра дизайна
Курсовая работа
Создание творческих ярких акцентов в детской комнате, выполненных в технике батик
Выполнила:
студентка 2 курса группы Д-11-1
Полякова Я.С.
Руководитель: к.ф.н., доцент
Балашова Е.С.
г. Нижний Новгород
г.
Выступление
батик роспись детский интерьер
Батик – это техника росписи ткани, а также украшенная ею многоцветная ткань. Расписывая ткань с помощью воска и краски, результат зачастую абсолютно непредсказуем. Изделие получается уникальным в своем роде, и скопировать его в точности просто невозможно. Поэтому-то искусство росписи по ткани уже в течение многих веков продолжает покорять наши сердца.
Каждый человек стремится внести во внутреннее убранство своего дома элемент прекрасного, будь то картина, декоративное панно, или какой-нибудь другой оригинальный штрих. Использование батика открывает новые эстетические горизонты для создателей интерьеров офисов, частных домов и квартир. Правильно подобранный текстиль обогащает интерьер, расставляет необходимые акценты, оживляет пространство, благодаря чему складывается определенный образ и возникает гармонирующее с ним настроение.
Цель работы: создание творческих ярких акцентов в детской комнате, выполненных в технике батик.
Задачи: изучить материал по заданной технике, углубить знания о декоративно- прикладном искусстве, систематизировать знания о росписи ткани, освоить основные приемы росписи ткани, выполнить задуманные элементы декора интерьера детской комнаты.
Многие народы мира с глубокой древности развивали искусство батика – индийцы, китайцы, египтяне, перуанцы, но наивысшего расцвета – редкостного художественного совершенства и исключительной художественной изощренности- оно достигло на острове Ява.
Искусство батика очень древнее. Самые ранние упоминания об использовании красителей для ткани можно найти в китайских текстах, относящихся примерно к 2500 г. до н.э. Изобретение шелка также приписывают китайцам (хотя есть мнение, что еще в 1 тысячелетии до н.э. его вполне могли производить и в Индии). История прочно связывает это искусство с Китаем, ведь именно оттуда оно распространилось по всему миру – вместе с шелком.
Понятие "батик" впервые появляется в голландских текстах 17 столетия. Хотя на художественных изображениях из Индии и можно увидеть одежду, рисунок которой напоминает роспись в технике батика, ранних образцов таких тканей не обнаружено. Самые древние образцы найдены в Египте, они датируются 5 веком н.э.
В наши дни слово "батик" стало гораздо более многозначным, чем было в период своего рождения в Индонезии. Сейчас так называют практически все виды ручной росписи ткани: узелковый батик, холодный батик, горячий батик, свободную роспись.
Анализ художественной специфики
Здесь были рассмотрены творческий методы художников и мастеров по батику с целью выявления характерных особенностей их техники исполнения работ и дальнейшем использовании их творческого метода для разработки собственного и выполнения творческого задания.
Художественный метод Василия Ярмина
Все его работы выполнены на натуральном шелке. В основном автор работает в технике холодного батика, в его коллекции большое количество работ напоминающих акварельные пейзажи, но есть и работы на детскую тему.
Художественный метод Елены Разиной
О творчестве Елены Разиной нужно говорить мало, смотреть – много. В своих работах автор использует такие модные сейчас этнические мотивы.
Художественный метод Елены Бородиной
Дизайнер по текстилю. Она творит не только в технике батика, но любит вышивку, аппликацию, в общем, все, что можно сотворить с тканью.
О своих работах автор говорит так: "Основная цель моего творчества – это выражение внутренней радости через цвет, форму и настроение каждой вещи".
Я решила проанализировать одну из её серий "Диванные коты" подушки в форме котов. Эта серия работ выполнена в смешанной технике в основном с помощью объёмных контуров, с использованием дополнительных предметов декорирования (пайеток, бисера, декоративных кисточек и т.п.).
Художественный метод Надежды Соколовой
Ее называют непревзойденным мастером холодного батика, но не все знают, что художник использует в своей технике самый различный опыт, даже технологию иконописи. Это один из самых любимых авторов для меня! Мне кажется, сотни начинающих батицистов черпают свое вдохновение в ее работах.
Художественный метод Ларисы Моравской-Шебалковой
Ее картины (холодный батик) отличаются особой декоративностью. Нередко художница использует для этого свои собственные "приемчики" – дополнительное украшение батика бисером, стеклярусом, пайетками и даже, по-моему, вышивкой. Все вместе дает замечательный эффект.
Художественный метод Татьяны Кирсановой
Автор работает не только в технике холодного и горячего батика, но ещё и удачно комбинирует его даже с техникой вязания.
Вдохновением для создания дизайнерских объектов послужила повседневная актуальность украшения дома, а именно детской комнаты. Это, безусловно, важно и перспективно на сегодняшний день.
Работа над объектами началась с выбора темы, соответственно назначению изделия. На данном этапе особенно важна была не только конкретная информация, содержащаяся в изображаемых элементах, но и тот декоративный образ и эмоциональное настроение, которое хотелось бы передать с помощью различных художественных средств.
Изначально была выбрана тематическая детская комната. Морская тема в дизайне детской комнаты мальчика в последнее время стала популярной. Мода на такое оформление пришла к нам с Запада и достаточно хорошо прижилась.
Алгоритм действий выполнения изделий
После разработки идеи работа была начата с поисков на небольшом листе. После того как был выбран и проработан эскиз, переносим его в натуральную величину на шаблон. Одним из главных в работе является выбор масштаба рисунка соответственно размеру и назначению изделия. Шаблон рисуется одной чёткой линией на бумагу, все плоскости рисунка имеют замкнутый контур. Теперь шаблон подкладывается под предварительно натянутую на рамку ткань и наводится резервирующая линия. При её наводке нужно обратить внимание на её качество: линия должна быть ровной, без разрывов и утолщений. Резервирующая линия наносится специальным пузырёчком для резерва (с тонким носиком и железным наконечником). Для нанесения разных резервов (например: прозрачного и золотистого) нужно использовать разные пузырьки . После нанесения резерва его нужно хорошо высушить. После полного высыхания резерва начинаем работу по тону. Для этого используем акриловые краски для батика.
Смешиваем краски на палитре до получения нужного оттенка. Сначала прорабатываем фон – размещаем основные цветовые пятна. После перекрытия основного фона и его высыхания прорабатываем более мелкие элементы композиции, являющиеся основными акцентами, красками для текстиля с более плотной текстурой и объёмными контурами. После высыхания всей работы снимаем ткань с рамы, закрепляем краски с помощью термообработки, т.е. проглаживаем ткань утюгом с обратной стороны.
Вырезаем получившиеся детали в форме рыбок. Затем сшиваем детали и наполняем синтепоновым наполнителем. Рыбки готовы)
Батик и роспись по ткани – искусство интересное и увлекательное. Ведь именно в ручной работе наилучшим образом проявляется индивидуальность человека, например, когда он придумывает неповторимые узоры и украшает ими предметы интерьера. Даже одна-единственная вещь, сделанная своими руками может наполнить комнату теплом, уютом и душевным комфортом.
Содержание
Введение
1. История развития батика
1.1 История развития батика в Индонезии
1.2 История развития батика в Китае
.3 История развития батика в Японии
.4 История развития батика на Руси и в современной России
2. Технология исполнения батика
2.1 Техника холодного батика
.2 Техника горячего батика
.3 Свободная роспись
.4 Узелковый батик
.5 Анализ художественной специфики
.5.1 Художественный метод Василия Ярмина
.5.2 Художественный метод Елены Разиной
.5.3 Художественный метод Елены Бородиной
.5.4 Художественный метод Надежды Соколовой
.5.5 Художественный метод Ларисы Моравской-Шебалковой
.5.6 Художественный метод Татьяны Кирсановой
. Собственный творческий метод
.1 Алгоритм действий выполнения изделий
.2 Расчёт себестоимости выполненного изделия
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Батик-это не что иное, как техника росписи, а также украшенная ею многоцветная ткань. Расписывая ткань с помощью воска и краски, результат зачастую абсолютно непредсказуем. Изделие получается уникальным в своем роде, и скопировать его в точности просто невозможно. Поэтому-то искусство росписи по ткани уже в течение многих веков продолжает покорять наши сердца.
Каждый человек стремится внести во внутреннее убранство своего дома элемент прекрасного, будь то картина, декоративное панно, или какой-нибудь другой оригинальный штрих. Полотна, выполненные в технике батика, подходят для этого как нельзя лучше.
Использование батика открывает новые эстетические горизонты для создателей интерьеров офисов, частных домов и квартир. Эта техника позволяет привести в соответствие многие составляющие: настенные панно, сиденья стульев, обивку мебели, декоративные подушки, салфетки, скатерти, шторы, и создать единый стиль помещения. Правильно подобранный текстиль обогащает интерьер, расставляет необходимые акценты, оживляет пространство, благодаря чему складывается определенный образ и возникает гармонирующее с ним настроение.
Картины-батики превосходно вписываются в современный дизайн помещений. Ткань прекрасно гармонирует с такими естественными материалами, как камень, бамбук, дерево, что не маловажно при создании объектов дизайна.
В наши дни слово "батик" стало гораздо более многозначным, чем было в период своего рождения в Индонезии. Сейчас так называют практически все виды ручной росписи ткани: узелковый батик, холодный батик, горячий батик, свободную роспись, роспись с помощью аэрографа.
Шелковые панно эффектны, выразительны, ярки. Великолепно выглядят расписные шторы, покрывала, пологи ,панно, абажуры, подушечки в детских комнатах. Легкие, яркие тона и четкие рисунки очень нравятся детям. Изделия, выполненные в технике холодного батика, весьма выигрышно смотрятся "на просвет", когда рисунок как бы подсвечивается изнутри. Этот так называемый витражный батик используют для создании абажуров настольных ламп и торшеров, а также штор на окнах.
В современных минималистических интерьерах например, шторы, выполненные в такой технике, будут притягивать к себе взгляд, особенно в ясную погоду, когда шелк, подсвеченный солнцем, создаст ощущение праздника.
Используя разные техники обработки и полотно различной структуры, можно добиться самых разнообразных эффектов для оформления интерьера в любом стиле.
Для воплощения идеи наиболее подходит смешанная техника батика, потому что она очаровала графическими и живописными эффектами. Свободная роспись позволяет наиболее выразительно воплотить замысел.
Цель работы: создание творческих ярких акцентов в детской комнате, выполненных в технике батик.
Основные задачи: изучить материал по заданной технике, углубить знания о декоративно-прикладном искусстве, систематизировать знания о росписи ткани, освоить основные приемы росписи ткани, выполнить задуманные элементы декора интерьера детской комнаты.
Вдохновением для создания дизайнерских объектов послужила повседневная актуальность украшения дома, а именно детской комнаты. Это, безусловно, важно и перспективно для сегодняшней России, где многие люди понимают, сколь необходим изысканный и необычный интерьер не только в публичном месте, но и в собственном доме или квартире, а особенно в детской комнате, где живут самые дорогие на свете дети – "цветы жизни".
1. История развития батика
Батик – это рисунок, нанесённый особым способом. Речь идет об оригинальном способе украшения ткани путем нанесения узоров растопленным воском, с последующей окраской тех участков полотна, которые оставались незакрытыми, а в последующем украшение ткани с помощью нанесения резервирующего состава, а затем красителей.
Батик – batik — индонезийское слово и в переводе с индонезийского слово -bа – означает хлопчатобумажная ткань, а -tik – "точка" или "капля". Ambatik – рисовать, покрывать каплями, штриховать.
Многие народы мира с глубокой древности развивали искусство батика – индийцы, китайцы, египтяне, перуанцы, но наивысшего расцвета – редкостного художественного совершенства и исключительной художественной изощренности- оно достигло именно на Яве.
Об этом существует древняя легенда, в которой рассказывается о том, как Батар Гуру дарит людям искусство батика.
"В незапамятные времена, в послеполуденный час, на вершину горы Алу-Алу, что на острове Ява спустился Батар Гуру, дабы развлечься после дел праведных на небесах. И увидел он, что земля погрузилась в тишину и сумрак, ибо нет радости ее жителям без ярких небесных красок.
И решил Батар Гуру: "Поведаю-ка я людям искусство, радующее глаз и освежающее душу!" И простер он руку, и раскинулись на полях свитки изысканейших тканей – ба, и простер он другую руку, и сонмы диких пчел устремились к нему, неся покорно воск свой из глубин лесных. Растопил Батар Гуру молнией тот воск и разбрызгал по белоснежной ткани щедрыми каплями – тик, тик, тик. И ударил он в барабан, и сгустились разноцветные тучи, и пустился он в пляс по шелкам, оставляя причудливый рисунок следов своих – о делах минувших и днях грядущих.
Отверзлись небеса и хлынули краски – голубая, как небо, зеленая, как листва, рыжая, как сияющий огонь посреди океана. И взлетел на гору Батар Гуру, дабы лицезреть плоды дел своих, и остался он премного доволен красотой явившейся.И собрались люди, и дивились они ярким краскам и волшебным рисункам – летящим быстрокрылым птицам, богатым дворцам и процессиям, скрещенным кинжалам и небесным красавицам.
И когда в следующий раз Батар Гуру спустился с небес на гору, он увидел, как процветает среди людей это искусство, как распространилось оно от страны пирамид до земель Желтого Императора и от страны Восходящего солнца до краев железных машин…"
Участки ткани, покрытые воском, не впитывают краску. Воск также сочетают с рисовым клейстером и глиной. Наносят их вручную, с помощью бумажных конусообразных пакетиков, чантингом, а для повторения рисунка используют деревянные или медные штампы, трафареты из дерева или высококачественной бумаги.
Понятие "батик" впервые появляется в голландских текстах 17 столетия. Хотя на художественных изображениях из Индии и можно увидеть одежду, рисунок которой напоминает роспись в технике батика, ранних образцов таких тканей не обнаружено. Самые древние образцы найдены в Египте, они датируются 5 веком н.э.
Искусство батика очень древнее. Самые ранние упоминания об использовании красителей для ткани можно найти в китайских текстах, относящихся примерно к 2500г. до н.э. Изобретение шелка также приписывают китайцам (хотя есть мнение, что еще в 1 тысячелетии до н.э. его вполне могли производить и в Индии). Но то, что батик применяли в Китае во времена династий Суй (710-794), известно абсолютно точно. В любом случае история прочно связывает это искусство с Китаем, ведь именно оттуда оно распространилось по всему миру – вместе с шелком. Нежная, легкая материя ценилась тогда на вес золота и экспортировалась из Китая в Японию, Центральную Азию, а оттуда на Ближний Восток и в Индию. Потому – то этот торговый путь и получил название Великого шелкового пути. [10]
.1 История развития батика в Индонезии
Когда батик зародился в Индонезии – до сих пор предмет дискуссий. И хотя некоторые учёные говорят даже о первых веках н.э., наиболее достоверные источники называют другую дату 14 столетие. Временем же повсеместного распространения батика на Яве стал, по-видимому 17 век.
В Индонезии, в некоторых областях Центральной Явы и прилегающих к ней островах, сохранилась древнейшая форма резервирования, которой пользуются до сих пор при создании особой церемониальной ткани. Резервом здесь служит специально приготовленная рисовая паста, которую наносят с помощью бамбуковой палочки. Ткань берут только ручного прядения, краска приготовляется из корня растения Morinda citrifolia, окрашивание происходит в несколько стадий и длится несколько дней. После удаления пасты остаются простые, в основном геометрические, реже – фигуративные изображения. Как считает известный исследователь Индонезии Г.П. Рофайер, "…относительно невероятно происхождение сегодняшнего развитого искусства батика из простого способа резервирования рисовой пастой". Он полагает, что батик как способ был
Завезен из Индии. Так как родиной украшения тканей с помощью красителей принято считать именно Индию. В благоприятном климате этой страны в изобилии произрастает хлопок и растения, из которых готовят природные красители.
Батик завоевал особую популярность на о. Ява, где специалисты в этом деле достигли небывалых высот мастерства. Одежду из тканей с узорами, выполненными в технике батика, поначалу носили лишь аристократы. Свое свободное время они посвящали росписи тканей. Постепенно к этой тонкой и очень трудоемкой работе стали подключать и слуг.
На о. Ява традиционные узоры и техника их нанесения передавалась из поколения в поколение, причем в каждой семье они назывались по-разному. Например, чеплокан (с повторяющимися узорами) или кавунг (с круговыми элементами).
Русский этнограф Игорь Каммадзе, изучающий материальную и духовную культуру Явы, обращает пристальное внимание на искусство батикования: "…С давних пор батик стал неотъемлемой частью ритуала поколения богам, раджам и т.д., и каждый узор полон символики и наделен волшебной силой. Одним из значительных символов индонезийской культуры является "крис" – древнейшее оружие яванцев – он же один из любимейших мотивов, изображаемых в батике. В отличие от криса, изготовление батика является исключительно женским ремеслом".
Символическое значение батика проявляется в его традиционной сине-коричневой цветовой гамме, в изображении древних орнаментальных мотивов и, особенно в том, что ни один обряд жизненного цикла не обходится без криса и без батика. "Крис, завернутый в ткань, воплощает единство космоса во всей его полноте, отдельно же крис и батик – воплощение мужского и женского аспектов мировоззрения". Философско-символическая соотнесенность предметов материальной культуры и духовной жизни народа имеет очень древние корни. Мир и миф есть единое целое.
Можно говорить не о прямом заимствовании из Индии, а скорее о совершенствовании давно знакомой индонезийцам техники. Через множество товарно-хозяйственных записей известно, что индийские набивные ткани были предметом активного экспорта на Суматру и Яву в Средние века. Из стремления воспроизвести понравившиеся узоры в собственной технике возник типично яванский прибор – тьянтинг (джаньтинг) – маленький медный сосуд, который наполняется расплавленным воском и может быть разогрет на огне, если воск начинает застывать. Сосуд снабжен тонкой загнутой трубочкой, из которой вытекает тонкая струйка воска, и именно это приспособление позволяет нанести тонкие штрихи, линии и точки, составляющие сложный узор – характерную особенность индонезийского батика. А рисование от руки превращает простое окрашивание ткани, столь необходимое в повседневной жизни, в высокоразвитое искусство.
Следующей предпосылкой для развития узорного украшения ткани послужили особенно тонкий гладкий хлопок, привозимый опять же из Индии. Этот дорогой материал могли себе позволить только женщины богатых городов побережья и жители кротонов – княжеских домов патриархальной Явы.
Из тысячи различных орнаментов, передававшихся из поколения в поколение, многие были в конце 18 века запрещены к употреблению для простолюдинов, и носить их дозволялось только членам княжеской семьи и лицам, особо приближенным к султану. Это были прежде всего традиционные ритуальные, символические орнаменты. К таким орнаментам относились, например, изображения мифической птицы с раскрытым перепончатым хвостом, схематичное изображение старинного меча, спиральная полоса, язычок пламени, дополняющий спираль, штрихи, напоминающие дождик, мотив изображения священной горы на белом фоне. Эти запреты и предписания строго соблюдались в 18 веке, и даже сегодня появятся в картоне Джакарты в запретном узоре считается неприличным для местных жителей. Символическое значение узоров возвышало и магически защищало их носителей.
Настоящий художник по ткани глубоко укоренен в собственной культурной традиции. Кроме того, занятие батиком требовало много времени, совершенствования мастерства, создания особой атмосферы духовной гармонии и концентрации. Все это вело к расцвету искусства батика.
Когда англичане в 1811 году оккупировали Яву, они решили распространить английские хлопчатобумажные ситцы во всем юго-азиатском регионе, но натолкнулись на непреодолимое препятствие, которым было качество окраски местного батика. Оно было гораздо выше европейского, растительные красители не линяли при стирке, как это происходило с ситцами, окрашенными анилином. Так местная традиция укрепила свои позиции, и, возможно, именно этот фактор повлиял на дальнейший ход событий.
Мелкие торговцы поставляли желающим работать привозную ткань для батика и доставали красители, приготовленные по традиционной технологии. Одновременно разрушается переход "монополия"женщин в батике. Совершается переход к технике tjap-батика, т.е. нанесения узора медным штампом, и мужчины, работающие по найму в мастерских, берут на себя изготовление штампов. Это было достаточно дорогим и даже рискованным делом. Новый индийский или европейский узор не всегда сразу находил своего потребителя, и затраты на изготовление целой партии одинаковых батиков могли привести как к неожиданному богатству, так и к полному разорению. Поэтому мастерские никогда не переходили целиком к производству tjap – батика, продолжая разрисовывать ткань вручную. Это обеспечивало сохранение художественных навыков исполнителей, богатство вариаций в орнаментации, неповторимость и высокое качество изделий. [15]
.2 История развития батика в Китае
Китай называют не только страной фарфора, но и страной шелка. Начало производства шелка – одного из замечательных культурных достижений китайского народа, ставшего достоянием всего человечества,- относят ко 2 тысячелетию до н.э. Шелковые ткани долгое время были одним из основных предметов китайского экспорта. "Великий шелковый путь"- так называли торговую дорогу, связывавшую в древности Китай с западными странами.
Искусство украшения китайских тканей очень самобытно, обнаруживает тонкий художественный вкус мастеров. Узор на тканях может быть не только тканым и вышитым, но и набивным, нанесенным при помощи трафарета. Набивными бывают обычно хлопчатобумажные ткани, производство которых – древнейшая в Китае отрасль хозяйства.
Самым простым и наиболее распространенным украшением набивных тканей являются изображения цветов и птиц – любимейшие мотивы китайских мастеров искусства. Богатые декоративные мотивы для набивных тканей подсказаны окружающей природой. Вон тканей делается гладким, однотонным, либо покрывается мелкими точками (главным образом в изделиях провинции Чжэцзян). Очень красивы набивные синие покрывала, которые обычно дарят молодоженам.
Мастера- набойщики работают совместно с художниками в области гравюры на дереве, лубка, но особенно плодотворно их содружество с мастерами вырезок из бумаги. Последний вид искусства служит неисчерпаемым источником тем для украшения набивных тканей.
Искусство набивных тканей широко распространено по всей стране. Особенно оно развито в Шанхае, а также в Сучжоу, в провинциях Чжэцзян и Цзянсу. Изделия провинции Хунань отличаются динамичностью орнамента, а ткани провинции Чжэцзян-изяществом рисунка.
Набивные ткани изготовляются двумя способами. Первый способ – при помощи трафарета из прессованной бумаги, пропитанной тунговым маслом. Покрыв рисунок по трафарету клеевой смесью, состоящей из извести и бобовой муки, мастер несколько раз опускает ткань а чан с краской. Когда окрашенная ткань высыхает, клейстер с узора счищается и на ткани остается четкий белый узор.
Второй способ набивки, или батикования ткани – при помощи воска. Этот способ распространен главным образом среди национальных меньшинств Китая. Особенно славится искусством батицования народность мяо в провинции Гуйчжоу, где оно передает в семьях из поколения в поколение.
Ткани с рисунком, сделаны при помощи воска, называют "лажань". Изготавливают их следующим образом: ткань натягивают горизонтально и покрывают слоем воска, растопленного в сосуде с горячей золой. Воск разравнивают на ткани специальной ложечкой из круглой медной пластинки. Когда воск застывает, в нем нагретым ножом выскабливают узоры, а затем всю поверхность покрывают горячей водой.
Орнаментальные композиции на тканях мяо очень разнообразны и включают изображения цветов, деревьев, птиц, бабочек, рыб, животных, зверей, геометрические фигуры. Очень древним является орнамент в виде спиралей, волн, облаков, меандра, восьмиконечных звезд, крестов, стилизованных цветов и деревьев.
Мастера набивных тканей создают новые узоры на основе традиционного орнаментального искусства. [10]
.3 История развития батика в Японии
Безусловно, в Японии, как и во всех странах мира, период господства ручного ткачества и окрашивания тканей вручную миновал навсегда. Однако кустарный труд японских текстильщиков сохраняется и, видимо, сохранится в будущем, так как только он может в полной мере удовлетворить спрос на уникальные ткани того высокого качества, которое недостижимо в стандартном машинном производстве.
Ткани, изготовленные на ручном станке и окрашенные растительными красителями, создают во многих частях страны. И волокно, и краски народных тканей в различных местностях различны. Зависят они и от назначения одежды. Наиболее традиционны льняное полотно (в жаркую погоду), хлопчатобумажные ткани (для повседневной одежды), шелк (для торжественных случаев), ткани из бананового волокна (преимущественно на острове Окинава).
Нежные оттенки расцветки, которые могут быть достигнуты лишь при использовании естественных красителей, составляют прелесть национальных одежд с их разнообразными узорами – от простых полосок и клеток до изысканных животных орнаментов, заимствованных у придворных мастеров древности.
Наряду с ткаными цветными узорами большое распространение в Японии имеют различные методы окрашивания. В одних случаях либо рисунок, либо фон закрывают, накладывая рисовый клей или мягкий воск и окрашивая оставшуюся свободной поверхность. В других случаях окрашивание производится при помощи бумажного трафарета. Эти методы известны с 8 века. Придворные мастера окрашивали таким способами узорчатый шелк. Раскраска по трафарету распространяется и на изделия, выполненные из бумаги (фонари, веера-опахала).
В Японии в 8 веке батик был широко распространен. Всем известно, что эта страна всегда славилась своими великолепно отделанными кимоно. Кроме того, в этой стране, как, впрочем, и повсюду на Востоке, не было принято демонстрировать свою фигуру. Но социальный статус необходимо было как-то обозначить, поэтому украшение одежды стало обычным делом для японцев.
Роспись по ткани с применением воска в Японии часто сочетали с другими техниками окраски – например, с узелковой техникой, позволяющей создавать очень сложные узоры. (На ткани в определенном порядке завязывают узелки. Затем опускают в красильный раствор и, вытащив, развязывают узелки. Получается узор из концентрических кругов).
.4 История развития батика на Руси и в современной России
Русь познакомилась с шелковыми изделиями уже к X веку, их привозили купцы из Византии. Шелковые ткани именовались тогда паволокой. Пурпур, парча, порфир, камка, багра – все это названия паволоки разного цвета и качества. Своя шелковая промышленность в России появилась после указа Петра I и основания в 1714 году Алексеем Милютиным первой шелкоткацкой фабрики в Москве.
Помимо Москвы, указами Петра I "шелковые заводы" были основаны в Киеве, Харькове и нынешнем Кизляре. С этого периода началось бурное развитие не только производства различных шелковых тканей, но и собственного российского шелководства, которое распространялось в губерниях южной и средней России: Астраханской, Симбирской, Царицынской. В начале XIX века особое внимание уделялось шелководству на Кавказе и в закавказских и среднеазиатских губерниях. Казенным крестьянам раздавались земли, предоставлялись субсидии частным предпринимателям, основывались общества и школы шелководства. Как результат, коконы из закавказских губерний вывозились даже на фабрики Марселя, Милана и Лиона. Предпринимались попытки развивать шелководство в Томской, Орловской, Тульской губерниях, в Москве и даже Петербурге, правда, они не имели успеха.
К концу XIX века в России существовали уже около трехсот шелкоткацких фабрик, использовавших преимущественно российское сырье. Причем отмечалось, что в техническом отношении это были самые передовые производства. На фабриках выпускались шелка и бархат высочайшего качества наряду с дешевыми и доступными изделиями. Более того, в шелковом производстве Россия имела и свою специализацию: нигде не ткали такую совершенную парчу, как здесь.
При создании тканей – шелковых и шерстяных, хлопчатобумажных и льняных – на Руси широко использовалась набойка. Состав из смеси воска с глиной наносился кистью на ткань в виде тонкого графического узора. Затем ткань погружали в чан кубической формы, заполненный краской, и она окрашивалась в тех местах, где не был нанесен состав. В результате на ткани оставался неокрашенный узор. Мотивы рисунков для набоек подражали мотивам рисунков восточных тканей: розетки, стилизованные тюльпаны, "огурцы", позднее появились стилизации ромашек и васильков. Орнаменты деревянной резьбы и узоры финифти также нашли отражение в искусстве русской набойки.
С конца XVII века все отчетливее наблюдается влияние западных тенденций: вместо плоскостных рисунков в набойках появились объемные формы цветов. В рисунках XVIII века продолжают существовать привычные ромашки и васильки, но уже заметно и французское влияние: изображение райских птиц, пейзажей, бытовых сцен.
В первой четверти XIX века русская ручная набойка сдает свои позиции – ее сменяют первые цилиндрические печатные машины. С их появлением изменился характер рисунка для тканей: он стал тонким, изящным, с четкой прорисовкой деталей. Излюбленный традиционный рисунок в виде геометрических форм, "огурцов", тюльпанов, роз, васильков, ромашек и других мотивов также перешел в орнаменты механической печати. К печатным шелковым тканям того времени следует отнести головные платки, нанесение рисунка на которые производилось с помощью деревянных цветок, или манер,- так назывались печатные доски. Тогда же появились и заварные печатные краски. Широко известными центрами производства платков были Москва и Павловский Посад Московской губернии, выпускавшие дорогие шали и платки из шелковых и шерстяных тканей и доступные всем ситцевые платки, украшенные набойкой.
С началом XX века пришла мода на большие шали, палантины и шарфы из шелка. Длина шарфов могла достигать нескольких метров, они декорировались рисунками в модном стиле модерн, подразумевавшем изысканность текучих линий и нежные цветовые сочетания. Любимыми орнаментами того времени были стилизованные изображения лилий и ирисов. Тогда возник интерес к тканям, расписанным вручную. Используя достижения химии, русские художники создали клеевую смесь па основе натурального каучука, которая применялась в качестве резервирующего состава, не требующего нагревания.
В основном батик развивался в больших городах, как Москва, Ленинград, Иваново, Киев, Одесса, Тбилиси. Русские художники восприняли европейскую технику и стилистику, но не знали истоков и, естественно, не опирались на какую-либо традицию. Отсутствие технологически развитых и отработанных приемов, недостаток опыта и неправильно понята функциональность, обусловили значительные колебания художественного уровня изделий.
В 20-е годы техника холодного батика завоевала популярность среди художников. Отголоски европейской моды, доходившие до советской России, диктовали моду в замысловатые восточные орнаменты, асимметричный декор шелковых платьев. Художники, объединенные в артели, работали над созданием расписных шалей, палантинов, платков, а также сценических занавесов и декоративных текстильных изделий для обновленных общественных интерьеров. Вслед за политической изменялась и эпоха художественная.
В 30-х годах занятие батиком было замечено и поддержано на правительственном уровне: издано несколько пособий по технологии, организовано несколько артелей, в дальнейшем превратившихся в фабрики. "Всекохудожник", Московское товарищество художников, Ленинградское товарищество художников и другие воспитали целое поколение художников – батицистов. Но исторические и экономические условия, всеобщая "уравниловка" не способствовали развитию высокохудожественного батика, свойственного ему индивидуального вкуса. Именно в это время сформировался современный батик с классическими принципами композиции и современными техническими приемами.
И только 50-е годы, после выхода партийного постановления "О всеобщем повышении качества и художественного уровня изделии текстильной и легкой промышленности" ситуация в корне изменилась. Возник девиз – лозунг: "Каждой советской женщине – по красивому платку". Была организована мастерская при НИИХП, несколько галантерейных фабрик в Москве и Ленинграде, куда приглашали на работу уже известных художников и набирали учеников – расписников.
Благодаря изысканиям С. Темерина в 50-х годах в области батика остались известны имена таких художников, как А. Алексеева, Т. Алексахина, Н. Вахмистров, К. Малиновская, С. Марголина, И. Иноземцева и др. Именно они стояли у истоков развития батика в нашей стране. Они, работая в НИИХП, создали первые композиции в батике, которые были основаны на строго классическом понимании геометрического и растительного орнамента и служили моделями для производства платков; первые сюжетные панно на темы "Москва", "Труд", "Весна". Поначалу деятельность художников, в основном, была подчинена платочному производству.
В 80-90 годы батик широко начал применяться в оформлении интерьеров. В этой технике делают не только панно, но и декоративные ткани, шторы, занавеси, ширмы, платки, ткани, галстуки, шарфы, подушки и многое другое.
Итак, именно в России возникла техника ручной росписи ткани, получившая название холодного батика. Холодный батик отличается простотой и доступностью исполнения, это сделало его очень популярным как среди профессиональных художников, так и среди просто увлеченных людей.
Сегодня занятие батиком как хобби очень распространено во многих странах мира. Однако на этом в древнем искусстве украшения тканей не поставлена точка – создание новых видов красок и вспомогательных материалов для росписи позволяет упростить работу, открывает дополнительные изобразительные возможности. Из этого можно сделать вывод, что искусство батика может совершенствоваться и развиваться нескончаемо долго.
2. Технология исполнения батика
.1 Техника холодного батика
Работа в технике холодного батика дает возможность расписать не всю вещь, а один небольшой фрагмент. Такая роспись может не только украсить ссссссссссссизделие, но и без помощи аппликаций скрыть дефект ткани или пятно. Наличие контура придает произведениям, выполненных в этой технике, дополнительную декоративность и графичность и декоративность. Линии контура ограничивают часть рисунка, замыкая его. Замкнутость контура является обязательным условием.
Контур делают с помощью специального резервирующего состава: парафин-12г., резиновый клей-50-60 г., бензин-80-90 г.
Красители разводят до нужной насыщенности цвета. Резерв, которым пользуетесь, обязательно нужно опробовать на не рабочих полях ткани.
При работе в технике холодного батика резерв наносят на поверхность ткани в виде замкнутого контура. Наносят рисунок на ткань при помощи стеклянной трубочки или специальных баллончиков. Необходимо заметить, что и трубочки, и баллончики следует вести по ткани равномерно, поскольку там, где движение замедляется, заканчивается или начинается, могут образоваться, капли. Отрывая трубочку от ткани, ее следует сразу же осторожно перевернуть кончиком вверх. Расписывают изделие в этом случае в пределах контура в соответствии с эскизом. При этом количество цветов, которые можно использовать в данной технике, практически не ограничено.
После выполнения контура ткани дают просохнуть. Резерв должен стать совершенно сухим. С другой стороны, передерживать ткань с нанесенным на нее резервирующим составом также нельзя. Дело в том, что при слишком длительном выдержке резервирующий состав выделяет жир, вследствие чего краска не подступает к контору вплотную.
Обязательной чертой работы, выполненной в технике холодного батика, является наличие четкого цветного контура. Вследствие этого для холодного батика характерен очень четкий геометризм и четкость рисунка и орнамента.
Наносят краску кистями, ватными тампонами или трубочкой. В процессе нанесения одной и той же краски следят, чтобы фрагменты разного размера пропитывались краской в одинаковой степени, так как в обратном случае после высыхания они будут обладать разными оттенками.
.2 Техника горячего батика
Особенности современного горячего батика не только в его меньшей трудоемкости по сравнению с классической техникой росписи, но и в соблюдении строгой последовательности в работе. Уже при создании эскиза продумываются все этапы работы. Ткань натягивают на раму, переводят рисунок. Если элементы композиции должны быть обведены черным контуром рисуют обе границы этой линии. Впоследствии, когда на ткань наносится самый темный цвет, краситель заполняет эти линии между ранее нанесенными плоскостями резерва и превращают в контур. Восковой массой надо покрыть те части рисунка, которые остаются светлыми или белыми. Затем ткань окрашивают в самый светлый из цветов композиции. Если ткань будет, хотя бы слегка влажной, восковая масса не пройдет через волокна ткани, будет моментально застывать, ломаться. После окрашивания в самый светлый цвет работу надо высушить. Далее воском с помощью кисти покрываем пространство, которое должно быть более темным. Затем еще более темным цветом снова покрывают ткань и высушивают.
При работе техникой горячего батика резерв не только наносят в виде контура, но и покрывают им те части ткани, которые не должны быть окрашены. Поскольку контурные линии не являются для горячего батика обязательными, эта техника дает возможность выполнения росписей с плавными переходами от одного тона или цвета к другому.
Горячий батик предполагает две формы росписи. Во-первых, это так называемый простой батик. На ткань резервирующим составом наносят контур, а затем все изделие покрывается краской. В этом случае получается одноцветный рисунок или орнамент, который пересекают неокрашенные линии. После росписи резервирующий состав удаляют.
Начинают обработку ткани с нанесения на ее поверхность цветных пятен, которые выполняют в соответствии с эскизом или замыслом. Впрочем, замысел можно разрабатывать и уточнять в процессе работы. Затем на эти цветные пятна наносят резервирующий состав и после его высыхания снова покрывают все изделие краской, на этот раз более темного тона, который смог бы перекрыть предыдущие. Эту операцию можно повторять не более трех раз. Понятно, что при таком варианте росписи фон может быть только темным.
Близким к описанному способу является прием крекле. Он заключается в следующем. После росписи ткани ее высушивают, натягивают на раму и сплошным слоем покрывают резервом. Когда он высохнет, ткань снимают и слегка встряхивают, чтобы резерв растекался.
.3 Свободная роспись
Техника свободной росписи получила распространение и признание художников, так как она выявляет своеобразие почерка каждого мастера и придает произведениям неповторимую индивидуальность, свойственную ручному труду. Основное отличие свободной росписи от классических батиков в том, что в свободной росписи нет резервирующих составов (горячего и холодного). Оформление тканей способом свободной росписи от классических и художественных приемов. Свободную роспись тканей из натурального шелка и синтетических волокон выполняют анилиновыми красителями с различными загустками и без них, широко используя способность жидких анилинов свободно растекаться по ткани.
Особенно интересные результаты получаются от сочетания свободной росписи с контурной наводкой и отделкой резервирующим составом и одноцветной печатью – как контурной, так и с покрытием определенных участков рисунка или фона.
Наносят краску начиная с нижнего края или одного из нижних углов ровными движениями кисти. Перед окрашиванием всю поверхность смачивают водой. Между проводимыми полосами не должно образовываться просветов. Если же они все-таки появились, по ним необходимо пройтись кистью еще раз, разравнивая краску и размазывая ее по всей поверхности.
Может случится, что цвет окажется слишком интенсивным. В этом случае шелк вторично смачивают, а затем промакивают крепом, удаляя таким образом излишки краски.
При росписи несколькими цветами сначала лучше наносить более светлые тона, так как более темные краски лучше ложатся и включаются в общую композицию при их нанесении в конце работы.
После нанесения одного пятна на шелк можно сразу наносить другое пятно или же подождать, когда первое высохнет. В зависимости от этого возникают разные эффекты. Так, при нанесении краски с контактом с другой, еще не высохшей, краской, два цвета плавно переходят друг в друга. Если же первое пятно уже высохло, то вторая краска размоет частички контура, в результате чего также образуется особый эффект – броские зубцы.
Очень красивый эффект дает обыкновенная поваренная соль, которую насыпают на расписанную поверхность, когда она еще не высохла. Он основана на том, что соль впитывает пигменты красок и представляет собой затемнение вокруг того места, где лежала крупинка соли. После обработки соль убирают, сметая ее при помощи маленькой щеточки.
Существует еще один способ использования соли при росписи тканей. То есть с применением солевого раствора. Для этого либо солевым раствором пропитывают ткань, либо его добавляют в краску. При пропитывании ткани солевым раствором ее перед росписью надо высушить.
Делают это для того, чтобы ограничить степень растекания краски по ткани. Вследствие этого свободную роспись можно выполнять широкими мазками, не боясь, что краски будет нанесено слишком много и что она расплывется большим пятном.
В конце работы при помощи тонкой кисти иногда подправляют и подчеркивают самые красивые места. При этом степень такой правки может быть разной: использование тонкой кисти может быть ограничено единичным и незначительными изменениями или, наоборот, вносить в рисунок очень много нового.
.4 Узелковый батик
Возможно, что узелковый батик – один из первых, весьма примитивных способов создания узора на ткани. Строго говоря, это даже не техника росписи, а способ окрашивания ткани, при котором узор возникает за счет связывания отдельных участков ткани узлами. Своеобразный узор на ткани возникает вследствие того, что краска не проникает в те участки ткани, которые связаны в узел или обмотаны шнуром. Перед окрашиванием ткань складывается определенным способом, в соответствии с задуманным узором, перевязывается прочными нитками или шнурами по определенной схеме. Далее ткань погружается в емкость с красителем. После окрашивания и промывания в проточной воде узелки развязываются.
Существует множество способов складывания, скручивания, связывания ткани перед окрашиванием для получения различных узоров. При окрашивании одного лоскута ткани для создания сложного орнамента можно одновременно использовать разные приемы связывания.
В результате на ткани получается узор одного цвета, но с переходами от светлых оттенков к более насыщенным, поскольку краска по-разному проникает в ткань на перевязанных и не перевязанных участках. В наименьшей степени окрашиваются те участки ткани, которые были перевязаны шнурами или связаны узлами, – они сохраняют первоначальный цвет. Фрагменты ткани, свободные от какого-либо перевязывания, окрашиваются с максимальной насыщенностью.
Остальные части ткани прокрашиваются в разной степени, в результате чего и получаются своеобразные цветовые переходы, образующие неповторимые узоры.
Для получения многоцветного рисунка операция с перевязыванием ткани повторяется, и ткань окрашивается в растворе с другой краской. Это делается следующим образом: после первичного окрашивания перевязанной ткани и ее промывания в проточной воде к имеющимся узлам и перевязкам добавляются новые, захватывая уже окрашенные участки.
Далее окрашивание в емкости с краской и полоскание в воде повторяется. Можно повторить операцию и дополнительно перевязать участки ткани, окрашенные во втором красильном растворе, а затем окрасить ткань в третий раз.
Надо помнить, что каждый последующий цвет должен быть темнее предыдущего (например, желтый – красный – черный), и, кроме того, учитывать законы смешивания цветов. Однако, как уже говорилось ранее, использовать более трех цветов нежелательно.
Окрасив ткань в последний цвет, ее промывают, осторожно удаляют все шнуры, развязывают узлы, затем повторно промывают ткань в расправленном виде, подсушивают и отглаживают во влажном состоянии.
В результате такого окрашивания на ткани всегда получается оригинальный, неповторимый узор, так как невозможно дважды сложить или связать ткань абсолютно одинаково.
Достоинство узелкового батика и состоит в том, что можно создать уникальную ткань, затратив минимум средств.
2.5 Анализ художественной специфики
Здесь мы рассмотрим творческий метод художников и мастеров по батику с целью выявления характерных особенностей их техники исполнения работ, дальнейшем использовании их творческого метода для разработки собственного и выполнения творческого задания.
.5.1 Художественный метод Василия Ярмина
Родился в Пятигорске,в 1961 году. Учился на факультете художественной графики в Кубанском государственном университете. Василий работает в технике акварели, батика, графики и флористической живописи. С 1995 года является членом союза Дизайнеров России. Часто участвует в различных выставках, его работы выставлены в крупных салонах. В 2009 году признан лучшим художником по батику Юга России.
Все его работы выполнены на натуральном шелке. В основном автор работает в технике холодного батика, в его коллекции большое количество работ напоминающих акварельные пейзажи, но есть и работы на детскую тему. Они не отличаются необычностью или особой сложностью техники, но это не умоляет их оригинальности и самобытности.
Рисунок 2.1. "Семья" Холодная техника
Рисунок 2.2. "Клоуны" Холодная техника
.5.2 Художественный метод Елены Разиной
О творчестве Елены Разиной нужно говорить мало, смотреть – много. Это чрезвычайно плодовитый художник, причем, профессиональный. Елена Разина поступила в Абрамцевское художественно-промышленное училище им. Васнецова. После этого она закончила художественно-графический факультет Московского открытого педагогического университета. Вот уже несколько лет основное направление ее художественной деятельности – батик, холодный и горячий, а в основном смешанная техника. В своих работах автор использует такие модные сейчас этнические мотивы. Смотря на них так и хочется окунуться в знойную Африку, но не забывает и о детских, сказочных персонажах и, конечно же, о весёлых котах, которые как нельзя кстати сочетаются в том числе и с этническими темами. Получаются такие милые, добрые зверушки.
Рисунок 2.3. "Ящерка-тотем" Свободная роспись
Рисунок 2.4. "Чайный кролик" Свободная роспись
Рисунок 2.5. "КОТ" Свободная роспись
Рисунок 2.6. "День рождения" Свободная роспись
.5.3 Художественный метод Елены Бородиной
Дизайнер по текстилю. Она творит не только в технике батика, но любит вышивку, аппликацию, в общем, все, что можно сотворить с тканью.
О своих работах автор говорит так: " Основная цель моего творчества – это выражение внутренней радости через цвет, форму и настроение каждой вещи".
От количества её работ разбегаются глаза, поэтому я решила представить ее волшебную серию "Диванные коты" (Рисунки 2.7, 2.8, 2.9, 2.10) – подушки в форме котов. Эта серия работ выполнена в смешанной технике в основном с помощью объёмных контуров, с использованием дополнительных предметов декорирования (пайеток, бисера, декоративные кисточки и т.п.). Что же касается мотивов рисунка, то это почти во всех случаях шуточные ассоциативные образы, соответствующие кошачьему образу жизни или форме питания.
Рисунок 2.7
Рисунок 2.8
Рисунок 2.9
Рисунок 2.10
.5.4 Художественный метод Надежды Соколовой
Ее называют непревзойденным мастером холодного батика, но не все знают, что художник использует в своей технике самый различный опыт, даже технологию иконописи.
Надежда Соколова родилась в Германии (г. Дрезден) в 1973 году. Но постигать аспекты художественного мастерства ей пришлось уже у нас, в России. В 1986-90 годы она посещала Новгородскую художественную школу. Училище культуры, расположенное там же, в Новгороде. закончила с отличием в 95-м. Потом было обучение на факультете Искусств и Технологий НовГУ им. Ярослава Мудрого.
С 96-го года Надежда стала участвовать в выставках. Она любит живопись, батик, графику, делает лаковую миниатюру, а в последнее время увлеклась еще и авторской куклой. Ей отводят роль родоначальника оригинального стиля в миниатюре. Сама автор уверяет, что это просто не могло не отразиться на ее увлечении росписью ткани.
О своих работах автор говорит так: "Был и "чистый холодный батик" и творческие поиски в горячем батике, но это в итоге привело меня к смешанной технике. Это и опыт живописи и конечно миниатюра. Художники занимающиеся росписью икон, и вообще прикладники меня поймут. Я начинала с азов Новгородской школы иконописи, а вы знаете это сильнейшая школа и серьёзный старт…"
И делится секретами своего творчества: "…А почему я это называю батиком, только потому, что использую приёмы холодного батика (другой материал к такому эффекту не дал результатов) и художественные материалы, которые используются только для батика – это краски акриловые для батика – Гамма, Decola, Dye-Na-Flow, Javana, Lefranc & Bourgeois, цветные контуры тех же фирм, и ткань, в данном случае открыла для себя искусственный шёлк.
Для панно он прочный, не тянется (как натуральный шёлк) и у него очень хорошая впитываемость. Натуральный шёлк хорош для утилитарных вещей, и плотный акрил в его росписи я не использую, он "убивает" шёлк. И ещё маленький секрет: я использую фен для тех участков, которые надо контролировать от дальнейшего "растекания" (например лицо, руки и т.п.)…"
Работы Соколовой отличаются потрясающей нежностью, тонкостью, изяществом. Можно долго рассматривать мелкие детали, удивляясь, как не дрогнула рука художника, какими чистыми вышли огромные открытые участки – например, лица и тела людей…
Любовь, ангелы, коты, природа – излюбленные темы в творчестве Надежды Соколовой. Это один из самых любимых авторов для меня! Мне кажется, сотни начинающих батицистов черпают свое вдохновение в ее работах.
Рисунок 2.11 "Кукольный дом" Холодная техника
Рисунок 2.12 "Волшебный кот" Свободная роспись
.5.5 Художественный метод Ларисы Моравской-Шебалковой
Ее картины (холодный батик) отличаются особой декоративностью. Нередко художница использует для этого свои собственные "приемчики" – дополнительное украшение батика бисером, стеклярусом, пайетками и даже, по-моему, вышивкой. Все вместе дает замечательный эффект.
Лариса появилась на свет 4 мая 1948 года, ее отец был художником на Волыни. Так что способностям Моравской-Шебалковой было где развиться. Прикладное искусство она полюбила с детских лет, но больше всего обожала рисование. В 1967 году будущий батицист поступает во Львовский государственный институт декоративно-прикладного искусства. Училась Лариса на отделении художественной керамики. Еще со студенческих лет автор стала участвовать в областных и международных выставках. "Красный" диплом был получен в 1972 году. Кстати, тема дипломной работы мастера – "Русские народные сказки" – декоративные пласты, роспись.
Места работы Моравской-Шебалковой: в Киевском фонде, в Черниговском доме народного творчества, во Львовских межобластных реставрационных мастерских (там реставрировала классический витраж).
А в 1975 году вернулась в родные пенаты – во Львовский государственный институт декоративно-прикладного искусства. Преподает теперь на кафедре керамики, а с 1976 года в научно-исследовательском секторе при институте на должности старшего научного работника. Лариса – постоянная участница областных, республиканских, международных выставок (Япония, Польша, Финляндия). Любит работать над миниатюрными картинами. Холодный батик стал основным направлением в творчестве только в последние годы. Автор очень любит тему Индии. А еще у нее много ангельского, нежного, сказочного.
Рисунок 2.13 "Радужный мир" Холодная техника
Рисунок 2.14 "Эльф" Свободная роспись с использованием дополнительных элементов декорирования
.5.6 Художественный метод Татьяны Кирсановой
Татьяна Кирсанова по образованию медик, кандидат медицинских наук. Но творческое начало вырвалось наружу в этом талантливом человеке. С 2006 года Татьяна начала заниматься росписью по шелку, а тремя годами позднее – профессиональной фотографией.
Ее работы немного наивны, добры, яркие краски здесь переплетаются с нежными тонами, рождая ощущение доброй сказки. Автор работает не только в технике холодного и горячего батика, но ещё и удачно комбинирует его даже с техникой вязания.
Рисунок 2.15 "Котята" Холодная техника
Рисунок 2.16 "Тёплый Кот" Свободная роспись, тканевая апликация, вязание
Рисунок 2.17 "Лето" Свободная роспись
3. Собственный творческий метод
Работа над произведением началась с выбора темы, соответственно назначению изделия. На данном этапе особенно важна была не только конкретная информация, содержащаяся в изображаемых элементах, но и тот декоративный образ и эмоциональное настроение, которое хотелось бы передать с помощью различных художественных средств.
Изначально была выбрана тематическая детская комната. Морская тема в дизайне детской комнаты для мальчика в последнее время стала популярной. Мода на такое оформление пришла к нам с Запада и достаточно хорошо прижилась. В чём же секрет привлекательности морских сюжетов и какие аксессуары надо использовать для создания нужной атмосферы?
Любой дизайн начинается с цвета. Логично, что морская тематика "оперирует" бирюзовым, синим и голубым. Что психологи говорят про эти цвета?
Бирюзовый – уменьшает подверженность стрессам и помогает с ними бороться, позволяет человеку оставаться бодрым и работоспособным.
Синий – вносит ясность в мысли.
Голубой – помогает обрести уверенность в себе.
Для детской комнатой предпочтительно оформление в светлых тонах с различными яркими акцентами в разных местах. Морская тематика удовлетворяет и этим требованиям.
С "водными" цветами будут хорошо сочетаться цвета "корабельные" – бежевый, коричневый всех оттенков.
Когда мы думаем про морскую тематику, то для оформления детской выявляются два основных направления:
) Корабли, пираты, яхты. То есть "надводный" мир, полный авантюризма, приключений и свободы.
) Подводный мир. Коралловые рифы с миллионами обитателей, яркие и шустрые рыбки и т.п.
) Если определиться сложно, то можно выбрать и смешанный стиль.
В каждом проекте сначала рождается образ или идея пространства, которая впоследтвие реализуется в конкретные формы и цвета.
Тема морских приключений, подводных миров – благодатная почва для фантазии. Конечно, для морской тематики идеальным цветовым решением является сочетание синего цвета, цвета морской волны с различными оттенками зелёного. Пусть детская комната станет каютой маленького капитана. На пол можно положить покрытие, которое будет напоминать либо палубу корабля или мягкий песок береговой линии. Стены комнаты можно оформить "иллюминаторами" – это могут быть, например, круглые рамочки для фотографий или рисунков ребёнка. Текстиль в комнате – это паруса, развевающиеся на ветру. Добавим небольшие акценты – разноцветные подушечки в форме рыбок. Всё зависит от индивидуального желания заказчика.
Прежде всего нужно попытаться увидеть комнату взглядом самого ребёнка.: удобна ли ему высота мебели, может ли он достать то что ему нужно с полок или из шкафа. Нравится ли ему цветовая гамма, не раздражает ли? В конце концов детская комната будет его личным пространством несколько лет, поэтому нужно постараться учесть, насколько это возможно, пожелания ребёнка.
Важен и возраст владельца комнаты: интерьер нужно проектировать с учётом того, в каком возрасте ребёнок сейчас, но и с расчётом "на вырост". Главное, чтобы в детской ребёнок чувствовал себя комфортно и удобно.
В детской комнате не должно быть острых углов и других опасностей. Ведь в совей комнате ребёнок будет играть, а значит – опасность нужно свести к минимуму. Не должно быть острых и бьющихся предметов, а также мелких элементов декора. Все материалы, из которых сделана мебель и предметы быта в детской, должны быть натуральными и экологически чистыми. Все формы объектов, находящихся в комнате должны быть эргономичны.
Цель создания подушек заключается не только в создании красивых и ярких аксессуаров для детской, но и выполнять функцию игрушек, также они могут формировать эстетический вкус ребёнка.
.1 Алгоритм действий выполнения изделий
Рассмотрим алгоритм выполнения на примере одного изделия, т.к. остальные изготавливаются аналогично.
После разработки идеи работа была начата с поисков на небольшом листе. После того как был выбран и проработан эскиз, переносим его в натуральную величину на шаблон (Рисунок 3.1.1).
Рисунок 3.1.1
Рисунок 3.1.2
Одним из главных в работе является выбор масштаба рисунка соответственно размеру и назначению изделия. При большом увеличении рисунок становится огрублённым, не текстильным. Огромное значение приобретает хорошо найденный силуэт, точная прорисовка элементов. Ведь ручная работа тем и должна отличаться от механического, что в каждом новом произведении сохраняется прелесть индивидуального творчества. Шаблон рисуется одной чёткой линией на бумагу, все плоскости рисунка имеют замкнутый контур.
Теперь шаблон подкладывается под предварительно натянутую на рамку ткань (Рисунок 3.1.2) и наводится резервирующая линия. При её наводке нужно обратить внимание на её качество: линия должна быть ровной, без разрывов и утолщений. Резервирующая линия наносится специальным пузырёчком для резерва (с тонким носиком и железным наконечником). Для нанесения разных резервов (например: прозрачного и золотистого) нужно использовать разные пузырьки (Рисунок 3.1.3). После нанесения резерва его нужно хорошо высушить.
Рисунок 3.1.3
Рисунок 3.1.4
После полного высыхания резерва начинаем работу по тону. Для этого используем акриловые краски для батика. Смешиваем краски на палитре до получения нужного оттенка. Сначала прорабатываем фон – размещаем основные цветовые пятна (Рисунок 3.1.4).
После перекрытия основного фона и его высыхания прорабатываем более мелкие элементы композиции, являющиеся основными акцентами, красками для текстиля с более плотной текстурой и объёмными контурами (Рисунок 3.1.5).
Рисунок 3.1.5
Рисунок 3.1.6
После высыхания всей работы снимаем ткань с рамы, закрепляем краски с помощью термообработки, т.е. проглаживаем ткань утюгом с обратной стороны (Рисунок 3.1.6). Вырезаем получившиеся детали в форме рыбок (Рисунок 3.1.7). Затем сшиваем детали и наполняем синтепоновым наполнителем (Рисунок 3.1.8).
Рисунок 3.1.7
Рисунок 3.1.8
.2 Расчёт себестоимости выполненного изделия
Подушки выполнялись при дневном освещении, поэтому нет затрат на электроэнергию.
Для выполнения изделий были использованы следующие приспособления: рама для батика, кисти, иголки, утюг.
Расчёт себестоимости изделий был произведён из расчета на 3 изделия.
Таблица 1. Расчёт себестоимости изделий
Наименование | Единицы измерения | Ёмкость упаковки | Цена за упаковку (руб.) | Цена за единицу измерения (руб.) | Расход по норме | Стоимость препарата (руб.) |
Синтепоновый наполнитель | гр | 1000 | 360 | 0,36 | 200 | 72 |
Нитки | см | 5000 | З0 | 0,006 | 1000 | 6 |
Ткань | ||||||
Атлас (белый) | см | 100 | 100 | 1 | 80 | 80 |
Бязь (белая) | см | 100 | 60 | 0,6 | 50 | 30 |
Резервирующий состав | ||||||
Бесцветный | мл | 70 | 60 | 0,857 | 50 | 42,85 |
Золотистый | мл | 70 | 60 | 0,857 | 30 | 25,71 |
Краски для батика "АкрилХобби" | ||||||
Синяя | мл | 70 | 50 | 0,714 | 20 | |
Зелёная | мл | 70 | 50 | 0,714 | 20 | 14,28 |
Изумрудная | мл | 70 | 50 | 0,714 | 20 | 14,28 |
Жёлтая | мл | 70 | 50 | 0,714 | 15 | 10,71 |
Красная | мл | 70 | 50 | 0,714 | 10 | 7,14 |
Розовая | мл | 70 | 50 | 0,714 | 10 | 7,14 |
Сиреневая | мл | 70 | 50 | 0,714 | 10 | 7,14 |
Чёрная | мл | 70 | 50 | 0,714 | 5 | 3,57 |
Акриловые краски по ткани для декоративно-прикладного творчества DECOLA | ||||||
Розовая | мл | 50 | 50 | 1 | 15 | 15 |
Фиолетовая | мл | 50 | 50 | 1 | 10 | 10 |
Зелёная средняя | мл | 50 | 50 | 1 | 15 | 15 |
Жёлтая тёмная | мл | 50 | 50 | 1 | 15 | 15 |
Белая | мл | 50 | 50 | 1 | 15 | 15 |
Чёрная | мл | 50 | 50 | 1 | 5 | 5 |
Синяя тёмная | мл | 50 | 50 | 1 | 10 | 10 |
Коричневая | мл | 50 | 50 | 1 | 15 | 15 |
Красная | мл | 50 | 50 | 1 | 15 | 15 |
Объёмный контур по ткани DECOLA | ||||||
Бронзовый | мл | 20 | 65 | 3,25 | 10 | 32,50 |
Белый перламутр | мл | 20 | 60 | 3 | 5 | 15 |
Серый перламутр | мл | 20 | 65 | 3,25 | 5 | 16,25 |
ИТОГО: | 473,85 |
Заключение
Батик – это обобщенное название разнообразных способов ручной росписи ткани.
Современные техники росписи ткани очень разнообразны. Батик вобрал в себя особенности и художественные приемы многих изобразительных искусств – акварели, пастели, графики, витража, мозаики. Значительное упрощение приемов росписи по сравнению с традиционными техниками и многообразие специальных средств позволяет расписывать различные детали одежды, предметы интерьера, картины на шелке даже тем, кто никогда раньше не занимался оформлением ткани.
Огромное количество людей занимаются росписью ткани, они делятся между собой опытом на страницах интернета, создавая целые группы единомышленников. Это показывает что батик как искусство совсем не устарел и до сих пор пользуется популярностью. С его помощью до сих пор украшают интерьер, одежду, создают аксессуары и многое другое. Батик и роспись по ткани – искусство интересное и увлекательное. Однако может возникнуть вопрос: стоит ли заниматься ручной росписью в наш индустриально-компьютерный век, когда на прилавках магазинов такое изобилие материалов на любой вкус, самой разнообразной фактуры и расцветки? Но ведь именно в ручной работе наилучшим образом проявляется индивидуальность человека, например, когда он придумывает неповторимые узоры и украшает ими предметы интерьера. Даже одна-единственная вещь, сделанная своими руками может наполнить комнату теплом, уютом и душевным комфортом.
Изготовление декоративных подушек в форме рыб было разделено на несколько этапов: поиск, эскизирование, нанесение резервирующего состава, роспись ткани, закрепление красителей, изготовление деталей, наполнение синтепоном и заключительный этап – сшивание. После чего работа была завершена и подушки помещены в интерьер. Используя смешанную технику можно создать совершенно уникальный дизайн, яркую и жизнерадостную наполненную светом и теплом детскую, найти множество интересных решений – всё будет зависеть лишь от мастерства и вкуса дизайнера, а также от желаний и кошелька заказчика. Ручная работа испокон веков до наших дней очень ценна. Это не только модно, но и очень красиво.
Список литературы
1. Алексеев Ю.В. История архитектуры, градостроительства и дизайна / Ю.В. Алексеев, В.П. Казачинский, В.В. Бондарь. – М.: Издательство АСВ, 2000.
2. Балашова Е.С. Методические рекомендации для студентов по выполнению курсового проекта / Е.С. Балашова. – Н. Новгород, ВГИПУ, 2010.
. Гуревич П.С. Эстетика / П.С. Гуревич. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
. Давыдов С.А. Батик. Техника, приемы, изделия: энциклопедия / С.А. Давыдов.- М.: АСТ / Астрель, 2008. – 118 с.
. Дворкина И.Н. Батик. Все о картинах на ткани: практическое руководство / И.Н. Дволркина. – М.: Академия развития, 2006. – 144 с.
. Жолобчук А.В. Подарки из батика: практическое руководство / А.В. Жолобчук. – М.: АСТ / Астрель, 2003. – 80 с.
. Зайцева О.В. Батик: практическое руководство / О.В. Зайцева. – М.: АСТ / Астрель, 2008. – 92 с.
. Ковешникова Н.А. Дизайн: история и теория / Н.А. Ковешникова. – М.: Омега-Л, 2005.
. Моргадес К. Роспись по шелку: для начинающих: практическое руководство / К. Моргадес. – М.: АРТ-Родник, 2000. – 175 с.
. Махмутова Х. Предметы интерьера в технике батик и аппликация. Делаем сами: практическое руководство / Х. Махмутова. – М.: Стрекоза, 2006. – 64 с.
. Перелешина И.А. Батик. От основ к импровизации. Законы композиции и цвета. Холодный батик. Горячий батик и др.: практическое руководство / И.А. Перелешина. – Санкт-Петербург: Паритет, 2008. – 208 с.
. Синеглазова М.О. Батик: практическое руководство / М.О. Синеглазова. – М.: МСП, 2002. – 96 с.
. Терешина Г.В. Батик своими руками: ручная работа / Г.В. Терешина. – М.: Аст-Пресс, 2009. – 88 с.
Сетевые источники
. www.dic.academic.ru
2. #”813304.files/image026.jpg”>