- Вид работы: Доклад
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 31,85 kb
Спасский собор Андроникова монастыря
Спасский собор Андроникова монастыря
Дата создания: 1425 г. – 1427 г.
Материал, техника: белый камень
Спасский собор Андроникова монастыря – наиболее древний белокаменный храм, сохранившийся без существенных изменений до наших дней.
Стены собора сложены из правильных прямоугольных блоков желтовато-белого известняка, гладко отшлифованных с лицевой стороны. В монастыре жил и работал величайший художник древней Руси – Андрей Рублев, который не только расписывал собор, но и участвовал в его строительстве.
Собор – самое яркое и значительное произведение раннемосковской школы зодчества.
Художественный образ этого сооружения полон необычайного напряжения. Зодчие преднамеренно понизили угловые части и энергично приподняли средние деления его основного объема. Выше, на постаменте из четырех трехлопастных арок, разместился легкий барабан главы, поставленный как бы на пружинящие кокошники. В целом эта устремленная вверх композиция очень напоминает композицию Пятницкой церкви в Чернигове. Можно подумать даже, что создавшие ее мастера вообще были знакомы с творением Петра Милонега. Подхватив и развив далее примененные им архитектурные формы, они не только создали храм, в котором традиционная крестово-купольная схема претерпела еще большее изменение; одновременно была подготовлена почва для новых творческих поисков и смелых дерзаний русских зодчих XVI века.
В настоящее время в монастыре располагается Музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева.
Спасский собор Андроникова монастыря в Москве – наиболее совершенное произведение раннемосковского зодчества. Ступенчатая “корона” закомвр и кокошников также получила в последующем широкое развитие в зодчестве XVI-XVII вв.; четкое отделение пилястр с базой и капителью от профиля вышележащей закомары можно считать зарождением “ордерного” строя.
Собор Андроникова монастыря, как и другие примеры раннемосковского зодчества, свидетельствует о глубоком своеобразии зодчества Москвы и вместе с тем – о широких связях с архитектурой сопредельных земель. В нем получили развитие традиции не только владимирских храмов, но и произведений западной и юго-западной Руси (Пятницкая церковь в Чернигове, конец XII-начало XIII в.). Можно отметить известную близость и к храмам южных славян – Сербии и Македонии, с которыми Москва поддерживала оживленные связи. Наконец, отдельные архитектурные элементы раннемосковских храмов (приподнятые подпружные арки, половинки арок и закомар, трехлопастные завершения и др ) говорят о связях Москвы с Новгородом и Псковом.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru/