- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 18,46 Кб
Специфика мифических образов героя и антигероя: Гильгамеша и Хумбабы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПРЕДЫСТОРИЯ ЭПОСА О ГИЛЬГАМЕШЕ
.1 Спорные главы и переводы
.2 Мифологизм в эпосе о Гильгамеше
ГЛАВА 2. ГЕРОЙ И АНТИГЕРОЙ В ЭПИЧЕСКОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ
.1 Специфика образа положительного героя
.2 Специфика образа отрицательного героя
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Данная работа является анализом древне-шумерского произведения – «Эпос о Гильгамеше. О всё видавшем». Прежде всего, нас интересуют герой и антигерой эпоса, а именно Гильгамеш и Хумбаба. Актуальность данной темы определяется проблемами, затронутыми в произведении. Во-первых, это вопрос противостояния добра и зла. Это крайне популярная тема, всегда интересовала людей. С древнейших времен и до наших дней, противоборство этих двух сторон является одним из самых часто используемых сюжетов в мировой литературе и современном кинематографе. Во-вторых, это дружба – дружба, помогающая бороться со злом, как внешним, так и внутренним – злом в душе, которое есть в каждом из нас. Эпос о Гильгамеше – это гимн дружбе, которая не просто способствует преодолению внешних препятствий, но преображает, облагораживает. Поэтому, именно тема «Герой и антигерой в Эпосе о Гильгамеше» была выбрана для исследования.
«Эпос о Гильгамеше» крайне интересный и важный памятник древнейшей литературы и довольно часто он является объектом исследований. Но в основном, эти исследования связаны с историей о Всемирном Потопе, упоминаемой в таблице 11 эпоса. Эта история никак не связана с сюжетом поэмы и может, как относиться к циклу объединенных в поэме различных легенд о Гильгамеше, так и быть самостоятельной историей, приписанной Гильгамешу ассирийцами. Что же касается самих героев эпоса, специфика их характеров и отношений остаётся практически не тронутой исследованиями. В свое время «Эпос о Гильгамеше» исследовали многие ученые, наиболее известный из них – В.К.Шилейко – эксперт в области клинописи, переводчик древних текстов. Им было написано несколько трудов и докладов на эту тему, например "Значение муки в поэме о Гильгамеше". Он же подготовил целый том "Ассиро-вавилонский эпос", где так же имеется исследование и анализ «Эпоса о Гильгамеше». И. М. Дьяконов, был переводчиком и исследователем, автором работы «Образ Гильгамеша». Ещё одна, довольна содержательная работа это «Гильгамеш и Хумбаба», написанная О.Ю. Вертей, эта статья, одна из немногих посвящена именно взаимодействию характеров в эпосе. Так же «Эпос о Гильгамеше» упоминается в обобщенных работах по мифологии, например – Элиаде М. – «Аспекты мифа», Мария-Луиза фон Франц – «Психология сказки: Толкование волшебных сказок. Психологический смысл искупления в волшебной сказке». Вместе с тем – тема героя и антигероя не достаточно разработана.
По поводу актуальности, можно сказать, что хоть эта тема и интересна, и не достаточно освещена, но, тем не менее, она весьма специфична и интересна не всем, а лишь определенной категории людей. Не каждого обывателя заинтересует проблема взаимодействия характеров героя и антигероя древне-шумерского эпоса.
Объект исследования – «Эпос о Гильгамеше».
Предметом исследования является – герой и антигерой в рассматриваемом эпосе.
Цель исследования – выявить специфику мифических образов героя и антигероя, а именно – Гильгамеша и Хумбабы.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
проанализировать понятие «эпос»;
раскрыть мифологическую основу эпоса о Гильгамеше;
Основным источником для исследования является, в первую очередь, текст эпоса в переводе Дьяконова.
В ходе исследования, были использованы в основном общенаучные методы – описательный (дескриптивный) и аналитический.
1. ПРЕДЫСТОРИЯ ЭПОСА О ГИЛЬГАМЕШЕ
.1 Спорные главы и переводы
«Эпос о Гильгамеше» представляет большой теоретический интерес: во-первых, это древнейшая из известных нам крупных поэм (написание ее относится ко времени около 2300-2100 гг. до н. э., то есть она старше гомеровских поэм более чем на тысячу лет), а во-вторых, это один из немногих эпосов, жизнь которого на протяжении столетий мы можем до известной степени проследить не только путем анализа текста, но и по разновременным записям. Мы располагаем следующими письменными источниками для изучения эпоса о Гильгамеше:
. Пять отдельных коротких шумерских эпических песен о Гильгамеше (3 тысячелетие до н. э. в копиях 19-18 вв. до н. э):
а) песня об освобождении Гильгамешем города Урука из-под власти Аки, правителя города Каша;
б) песня о походе Гильгамеша против чудовища Хувавы;
в) песня об убиении Гильгамешем небесного быка;
г) песня об изгнании Гильгамешем злых духов из священного дерева богини Инаны и о нисхождении Энкиду, слуги Гильгамеша, в преисподнюю;
д) песня о смерти Гильгамеша.
. Большая эпическая поэма о Гильгамеше на аккадском
З. Хеттский перевод 14 в. до н.э. (фрагмент)
. Еще не вполне понятная поэма «О Гильгамеше и Хуваве» на хурритском языке (фрагмент). [5. c.7]
Прежде чем приступить к основной части исследования – специфике характеров героя и антигероя в эпическом произведении, следует уточнить некоторые вопросы:
история древне-шумерских племен, их язык и письменность
разнообразие трактовок и переводов «Эпоса о Гильгамеше»
упоминание в эпосе о Всемирном потопе
«эпос» и «миф», сходство и различие этих понятий
Невозможно изучать и анализировать эпическое произведение, являющиеся, по своей сути, народным творчеством, не зная историю создавшего его народа, особенностей языка и письменности. Шумеры – цивилизация <file:///D:wiki%D0%A6%D0%B8%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F>, существовавшая на юго-востоке Междуречья <file:///D:wiki%D0%9C%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D1%83%D1%80%D0%B5%D1%87%D1%8C%D0%B5> в IV <file:///D:wiki4_%D1%82%D1%8B%D1%81%D1%8F%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%B8%D0%B5_%D0%B4%D0%BE_%D0%BD._%D1%8D.>-III тысячелетиях до н. э. <file:///D:wiki3_%D1%82%D1%8B%D1%81%D1%8F%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%B8%D0%B5_%D0%B4%D0%BE_%D0%BD._%D1%8D.>, считается одной из первых цивилизаций на Земле, оставивших подлежащие историческому рассмотрению материальные следы. Шумерский язык <file:///D:wiki%D0%A8%D1%83%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA>, с его причудливой грамматикой, не родственен ни одному из сохранившихся до наших дней языков. Шумерская письменность является древнейшей известной письменной системой, в дальнейшем развившаяся в клинопись <file:///D:wiki%D0%9A%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C> – систему письма, при которой знаки выдавливаются тростниковой палочкой (стиллом) на табличке из сырой глины. Клинопись распространилась на все Междуречье и стала основной письменностью древних государств Ближнего Востока вплоть до I века н. э. [4. c.31]
.1 Специфика образа положительного героя
В этой главе речь пойдет непосредственно о герое и антигерое «Эпоса о Гильгамеше». Начнем с главного героя – Гильгамеша, царя великого города – Урука. Как говорилось выше, Гильгамеш – вполне реальный исторический персонаж. В эпосе не рассказывается ни о чудесном рождении Гильгамеша, ни о его детстве, хотя эти эпизоды обычно вставляются в эпические произведения о героях. Когда начинается рассказ, Гильгамеш уже вырос и превзошел всех других людей силой, красотой и непомерными желаниями, являющимися следствием его полубожественного происхождения (предок Гильгамеша, за свои заслуги перед богами был удостоен бессмертия и причислен к рангу богов). Бешеная энергия Гильгамеша утомляет его подданных, которые взывают к богам за помощью. В первой таблице описывается, как боги дали герою соперника, ставшего потом его другом [1.c.60.]. Это был Энкиду, "естественный человек", выросший с дикими животными, затем был соблазнен городской блудницей, посланной Гильгамешем, и с потерей невинности он был отвергнут животными и принят людьми. Энкиду начинает носить одежду, есть человеческую пищу, пасти овец, охотиться на львов и волков и наконец Энкиду в великий город Урук. Большая дружбу между Гильгамешем и Энкиду, начавшаяся битвой, является звеном, связывающим все эпизоды эпоса. После встречи с Гильгамешем Энкиду становится его "младшим братом", "дорогим другом" [1.c.69.].
Возвратившись в Урук после победы над свирепым Хумбабой, Гильгамеш облачается в царские одежды и становится прекрасен, как бог. Его видит Иштар, богиня любви, и предлагает герою жениться на ней. Но Гильгамеш припоминает ей всех ее любовников (которых она превратила в животных) и решает, что ему не нужна жена, у которой до него было так много мужчин. Отвергнутая и разгневанная богиня начинает мстить Гильгамешу, за причиненную ей обиду и оскорбление. Очевидно, что отвергая предложение Иштар, Гильгамеш предполагал, какие будут последствия, но, тем не менее, он поступил так, как хотел. Его не заботил высокий статус отвергнутой им женщины, он не думал ни о вежливости, ни о том, что будет дальше. И как результат своих действий он получил множество преград и неприятностей на своем пути, которые устроила разгневанная богиня любви Иштар при помощи своего отца и других богов.
Гильгамеш вавилонский предстает перед нами в развитии. В начале поэмы он буйствующий богатырь, наделенный силой, которую ему некуда девать. Так же на этом этапе он наделен властью над целым городом, ему благоволят Боги [6.c.97.].
Второй этап становления образа (первый скачек духовного роста героя) – его решение уничтожить все зло на свете прославиться, как герой – освободитель. На эту идею Гильгамеша сподвигла дружба с Энкиду, облагородившая их обоих, и результат этого – поход на свирепого монстра, державшего в страхе жителей Урука, – Хумбабу.
Следующий и последний этап (и еще один скачек духовного роста) – отчаяние при виде смерти друга, раздумье о смысле жизни, отрицание «гедонизма» Сидури, попытка добыть цветок вечной молодости, закончившаяся неудачной случайностью, приведшей к потере заветного цветка и, наконец, высшее проявление мужества – признание собственного поражения, собственного бессилия перед лицом Смерти. Проблема жизни и смерти, как это ясно из погребальных обрядов самых отдаленных времен, всегда волновала человечество. Но впервые в мировой истории ее постановка и решение даются на уровне трагического понимания мыслящим человеком несправедливости разлуки с миром и близкими людьми, непринятия им непреложного закона уничтожения всего живого [11].
Итак, что же мы можем сказать о Гильгамеше, – какой он, главный герой эпического произведения? Первое качество, которое нельзя не заметить, это своенравность и нетерпимость к компромиссам, Гильгамеш всегда идет до конца и никогда не отступает. Он ничего не боится – ни свирепого монстра Хумбабу, ни гнева могущественной Иштар, ни Небесного Быка. Герой может справиться со всем и выйти победителем из любой ситуации. Единственное перед чем бессилен Гильгамеш это Смерть, но понимание этого приходит не сразу. Даже в этом случае он испробовал все варианты, дойдя до Царства Мертвых [10]. Как мы видим, настоящий эпический герой никогда отступает и не сдается. Вместе с этим у Гильгамеша есть ряд других, более «человеческих» качеств – они проявляются в его отношениях с другом – Энкиду. Наиболее яркое проявление привязанности к другу мы видим, когда Энкиду погибает – печали и скорби Гильгамеша нет предела, и лишь мысль о возможном обретении бессмертия, помогает ему выйти из этого состояния и идти дальше. Вот такой он, главный герой древне-шумерского «Эпоса о Гильгамеше», правитель города Урука – своенравный, сильный, всегда идущий до конца; но в то же время ему не чуждо чувство привязанности, дружбы и любви.
эпос миф гильгамеш герой
2.2 Специфика образа антигероя
Перейдем к антигерою эпоса. Чтобы исследовать и проанализировать образ Хумбабы, нужно проследить как он появляется в структуре повествования. Итак: Гильгамеш, подружился с Энкиду, и вместе они решают «…Все, что есть злого, изгоним из мира!…» [3.табл.2]. Начинают они свои подвиги с похода в кедровый лес, который охраняет злой великан – Хумбаба. "… Энкиду взмахнул свои топором и срубил один из кедров. Раздался гневный голос: "Кто вошел в мой лес и срубил одно из моих деревьев?" [3.табл.5]. И тут они увидели самого Хумбабу, приближавшегося к ним: были у него львиные лапы и покрытое розовой чешуей тело, когти на лапах ястребиные, а на голове рога дикого быка; хвост его и мужской орган заканчивались каждый змеиной головой…" – вот так описан Хумбаба в тексте эпоса.
А кем был Хумбаба и какой лес он охранял? В тексте говорится, что это был девственный лес с растущими в нем гигантскими кедрами, которые, собственно, и охранял злой монстр – Хумбаба. Но так повествует текст эпоса, а что же на самом деле? – ведь как уже говорилось – эпическое произведение это милогизированная история народа. Скорее всего лес – это действительно лес, находящийся либо в северной Сирии, либо в Эламе, на юго-западе Персии. В историческом плане города Междуречья нуждались в древесине и именно это могло быть целью всего путешествия. Гильгамеш, молодой царь Урука, желает показать свою могущественность строительством великих храмов и стен в Уруке. Но в горах, богатых лесами, жили чужие племена, которые противились всякой попытке унести кедровую древесину силой. Вероятно, с исторической точки зрения, такими были мотивы этого похода.
Но прежде чем добраться до драгоценного товара, надо было сражаться. На стороне местных племен были их боги, поэтому необходимо было заручиться поддержкой своих, месопотамских, богов. Шамаш соглашается встать на сторону Гильгамеша, так как последний обещает построить ему храм. Одним из ужасов в горах были землетрясения и извержения вулканов. Геологическая трещина идет через Анатолию и Армению, и вулканы должны были еще действовать в 3 тыс. до н.э., когда происходит действие эпоса. Именно извержение вулкана точно описывается в одном из снов, который Гильгамеш видит на Кедровой горе. Этот поход имел также другую цель: приключения. Два молодых героя отправляются на поиски славы: горы и кедры, охраняемые чудовищем, вполне подходящая для этого цель. Герои идут без сопровождения и вдвоем борются с гигантом Хумбабой, который является то ли северо-сирийским, то ли анатолийским богом (смотря куда точно отправились герои). Хумбаба защищает свой лес колдовством: то он посылает Гильгамешу странный сон, то ставит перед Энкиду зачарованные ворота… Только с помощью Шамаша и восьми ветров удается победить его. Ветры – очень важные союзники, так как именно с их помощью бог Мардук смирил первоначальные воды хаоса в битве в начале мира, как это рассказано в "Энума Элише". Хумбаба является протеже Энлиля, бога земли, и его смерть навлекает на двух героев гнев Энлиля, от которого они пострадают позже. Лес – это "страна жизни" или просто "страна", лежащая где-то на границах мифа и действительности [2.c.41.]. В центре стоит гора, являющаяся одновременно и жилищем богов и царством мертвых, посланником снов. Лес – это также "сад Солнца", в который Гильгамеш войдет позже и встретит великого солнечного бога уже не во сне, а лично, страна принадлежала Шамашу. Войдя в лес, Гильгамеш и Энкиду видят кедр перед горой, прогалину, зеленую от зарослей и широкую дорогу. Почти такое же описание встречается в одном уэлльском рыцарском романе 12 века (из Мабиногеона): рыцарь Кинон видит перед собой "прекраснейшую долину в мире; в ней нет дерев одинаковой величины…в центре долины стоит великое дерево, а под деревом фонтан… там течет река, а вдоль нее – дорога" [2.c.51.]. Сторож леса, Хумбаба, также имеет власть над животными, пасущимися на полянах леса. То есть он – тот же Страшный Пастух, с которым встречаются герои во многих литературных произведениях, особенно в средневековой литературе.
Как мы видим, эпизод с походом героев против Хумбабы достаточно точно можно объяснить с научной точки зрения. Как и во многих других эпических произведениях трудности народа мифологизируются в образе преград на пути героя. Прообразом Хумбабы явились соседние племена, охранявшие свое богатство – древесину, произрастающую в их лесах. А историческими причинами похода Гильгамеша были достаточно меркантильные цели – завоевание ценного природного ресурса (древесины) и приобретение могущества в глазах своего народа. Но в эпосе все гораздо более поэтично, а точнее – мифологично, как и сознание людей того времени.
Так каким же предстает перед нами эпический антигерой, каковы особенности его образа, его характера? «…Хумбаба – ураган его голос,
Уста его – пламя, смерть – дыханье!..». Как можно заметить из описания, Хумбаба, наделен не слишком оригинальными качествами, для антигероя – огненное дыхание, несущие смерть и так далее. Этот факт в очередной раз подтверждает мнение о том, что в мифологиях всех народов есть сходные элементы. Еще одна особенность Хумбабы это то, что он может повелевать страхами людей. Его прототип – это целое племя, следовательно, можно представить себе ту силу, которой он наделен (согласно тексту эпоса, это сделал один из Богов – Энлиль).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, подводя итоги проделанной работы, можно сделать несколько важных выводов. Первое – шумеры, народ написавший «Эпос о Гильгамеше», были первой цивилизацией обладающей высокоразвитой письменностью – клинописью. Что же касается самого эпоса, то он является одним из древнейших письменных памятников эпической литературы и изложен в нескольких вариантах и на нескольких языках.
При анализе понятий «эпос» и «миф» было выяснено, какая между ними разница. Миф – это сакральная история, повествующая о каком-либо первосюжете, а эпос – это героическое повествование, рассказывающее нам историю какого-либо народа. Так же, в ходе исследования, было выявлено еще несколько существенных различий между этими двумя древнелитературными жанрами.
Что касается специфики взаимоотношений героя и антигероя, то в ходе исследования, было выяснено, что как и во множестве других произведений, происходит борьба, в ходе которой побеждает добро.
Следуя тому факту, что эпическое произведение повествует о реальной истории нарда, был найден прототип главного героя – Гильгамеша, это царь реально существовавшего города – Урука. Помимо этого, в работе был выдвинут возможный исторический, а не героический вариант «Эпоса о Гильгамеше». Все это было сделано на основе документальных данных о правителях Урука, а так же других исторических данных.
В ходе исследования основной темы работы, были изучены и проанализированы характеры героя и антигероя эпоса – Гильгамеша и Хумбабы. Как вывод можно сказать, что герой – Гильгамеш, предстает перед нами в развитии – от самоуверенного богатыря, до человека, задумывающегося о неизбежности смерти, о ценности дружбы. Другими словами, на протяжении всего повествования Гильгамеш развивается духовно, благодаря своему другу – Энкиду. Вместе с тем, Гильгамеш, особенно в первой половине эпоса, обладает рядом таких качеств, как – дерзость, самоуверенность, бесстрашие. В общем, делая вывод о специфике характера главного героя, можно сказать, что в нем соединены воедино духовное и физическое развитие.
Образ антигероя в «Эпосе о Гильгамеше» представлен злым монстром – Хумбабой. Его характер менее разносторонний и противоречивый, чем у Гильгамеша. Хумбаба – это классический эпический антигерой, с огненным дыханием, несколькими головами и прочими атрибутами отрицательного персонажа.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Афанасьева В.К. Гильгамеш и Энкиду: Эпические образы в искусстве. М. 1979г.
.Дьяконов И.М. Образ Гильгамеша (К вопросу о соотношении мифа и эпической поэзии). Труды Гос.Эрмитажа, Т. 2 1958 г.
.Дьяконов И.М. Эпос о Гильгамеше. Перевод с аккадского статья и комментарии Дьяконова М. Изд. Академия наук СССР 1961 г.
.Емельянов В.В. Древний Шумер: Очерки культуры. СПб., 2001 г.
.Кикнадзе З. Эпос о Гильгамеше (Трансляция, перевод, комментарии, исследование) Автореферат на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Тбилиси 1965г.
.Крамер С. "Мифология Шумера и Аккада", – М.: Просвещение, 1977г.
.Токарев С.А. Религии в истории народов мира. – М.: Изд-во полит. лит., 1986 г.
.Фингарет С. "Мифы и легенды Древнего Востока", – М., 2002 г.
.Элиаде М. Аспекты мифа – М.: Академический Проект. 2000. С. 111 – 133.
10.<http://www.hrono.info/text/ru/nech_irak.html>
.<http://www.russianplanet.ru/filolog/index.htm>
.<http://www.opentextnn.ru/history/myth/theory/?id=724>