- Вид работы: Статья
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 13,66 Кб
Специфика преподавания современного танца в ВУЗе
Специфика преподавания современного танца в ВУЗе
С чего начать и как мотивировать. Выстраивание тела. Работа с моторными полями.
Эта статья не каноническая схема работы с исполнителем и будущим хореографом, а итог моей 8-ми летней работы со студентами, наблюдения за развитием мышления, за изменением телесным и интеллектуальным. Я хочу поделиться своими открытиями, навыками и возможно, эта работа станет хорошим подспорьем педагогам ,исследующим современный танец.
Снятие движенческих стереотипов (паттернов) и основы анатомического выстраивания тела.
Начиная работать с группой студентов 1-го курса следует четко понять их мотивацию в выборе профессии и степень заинтересованности современным танцем. Это легко узнать из простого разговора в зале, необходимо задать правильные вопросы, кусающие первого творческого опыта (не обязательно танцевального), как так получилось , что вы захотели заниматься танцем вообще, почему современный танец актуален для Вас, чего Вы хотите получить в процессе учебы и прочее. Зачастую такие вопросы ставят в тупик студентов – они не задумываются над этими вещами, просто потому что их никто никогда не задавал, а ведь мотивация -необходимый двигатель сознательного танца. Беседы и анализ проделанной работы в зале дают отличный результат, потому что студентам необходимо иметь Свой собственный опыт в познании своего тела, эмоций и ощущений -опыт личности . Педагогам необходимо ,в первую очередь заинтересовать студентов в исследовании движения, грамотно направить их ,не обязательно рассказывать все секреты, нюансы, вашего собственного исполнительского или педагогического опыта – тогда ваши рекомендации будут восприняты , как должное и незыблемое правило – что для современного танца неприемлемо. Самый простой способ исследования – это просьба проанализировать работу центра тела, периферии, изменить акценты, и посмотреть что измениться и прочее. Наблюдение-это важный для исполнителя и хореографа стимул к анализу и последующему осознанному движению.
Выстраивание тела.
Эрик Франклин в своей книге «Динамическое выстраивание через ощущение» доказывает, что наше воображение непосредственно связано с физической работой и зачастую мы применяем слишком много сил для того чтобы добиться устойчивости, еще больше для того чтобы двигаться.
Устойчивость-первое что следует понять, прежде чем начать ходить и двигаться. Она определяется вестибулярным аппаратом, сигнализирующим об малейших изменениях в положении тела, в кору головного мозга, а также относительной, пассивной работой мышц, при грамотном выстраивании скелета.
Усложненные движения современного танца, порожденные музыкой, эмоциями хореографа, его экспрессией требуют более высокого КПД, который определяется максимальной устойчивостью тела при минимальном напряжении, если устойчивость достигается за счет напряжения-то она сковывает и ограничивает движения тела и чувства танцовщика, а такой танец лишен полета и свободы, он не передает никакого эмоциональной, энергетической информации.
Чтобы снять это излишнее напряжение необходимо понять архитектуру и принципы работы нашего скелета, суставов ,мышц и фасций. Поэтому на начальном этапе обучения современным техникам стоит досконально исследовать анатомию и биомеханику человека – параллельно с практическими занятиями. Наш организм – это инструмент, с безграничными возможностями и бесчисленным количеством вариантов движения. Знание об уникальности тела – у каждого человека, танцора свои особенности (строение грудной клетки, разного размера лопатки, гиперподвижные суставы или особенно выстроенные и прочее) дает понятие об уникальности Человека, не только в привычном нам психологическом и интеллектуальном плане ,но и во вполне осязаемом, физическом теле. Такой вывод на ранних этапах знакомства с техниками современного танца, дает правильное глубокое представление о «космосе» движения вообще, раскрывает границы мышления через углубление, познание самого себя.
В работе над выстраиванием тела я опираюсь на исследования Эрика Франклина, Томаса Майерса, использую технику Александера, Моше Фельденкрайза, Джон Ролланд, принципы Идеокинезиса и соматических практик. Идеокинезис – это термин, который сейчас используют для обозначения процесса, в котором образы работают в качестве стимулов для развития кинестетической осознанности и приводят к телесным изменениям.
Как ни странно, но подходить к вертикальному положению тела следует также постепенно, используя жизненный опыт – как ребенок не сразу становится на ноги, он должен провести достаточно времени в горизонтальном положение, которое является более устойчивым. Именно в работе с полом мы получаем более точное представление о своем весе, о центре тела и расслабляем, растягиваем свой позвоночник. Работа в парах помогает лучше почувствовать вес своих конечностей, также и партнер может убедиться в том ,что руки имеют вес – отличный от веса черепа и прочие наблюдения
Один из главных кинестетических образов, чувство или «адаптация» к чьему-то весу. Дорис Хамфри, цитирует книгу французского художника Озенфанта Foundationof ModernArt, отмечала что, «любая форма, это отголосок в нас ощущения тяжести и невольного участия в падении и восстановление всех движущихся объектов, основа универсального языка чувств. Физики говорят, что земля отталкивается от нас с силой равной весу нашего тела, важной силой, про которую мы обычно забываем.
Также, зная о 14 звеньях нашего тела, мы можем более детально и подробно осмыслить центры тяжести некоторых звеньев тела ( черепа, торса, таза ). Это исследование поможет сочетать различные телесные состояния (напряжение, расслабление, растяжение) во время движения и научится во время переключать их, создавая «живой, говорящий танец». Идея о разном весе различных частей тела – не нова, многие педагоги и хореографы прошлого века, использовали ее в своих работах (Марта Грем , Рудольф Лабан, Дорис Хамфри, Стив Пакстон, Анатолий Сапогов, Игорь Моисеев и другие) и до сих пор, этот вопрос выстраивания всех звеньев тела в Общий центр тяжести (ОЦТ) остается самым актуальным и сложным, для современного танцовщика. Порой ,на протяжении всей жизни (не только профессиональной) подвергается изменениям, ввиду не только физических ,но в основном психологических и психо-соматических реакций. Будущему педагогу или хореографу важно наблюдать это изменение в теле и научится корректировать ОЦТ в движении, а начать проще с базовых повседневных циклических движений, таких как Бег, Ходьба, Прыжок, Приседание и проч. Самые простые движения, которые мы используем повседневно и не задумываясь на сцене выполняем совершенно по-другому, придавая анатомическому движению искусственность, наративность – то, что в современном танце не допустимо. Анализ простого Шага показывает всю сложность переноса веса с ноги на ноги ,при этом ОЦТ также подстраивается под весь процесс, разделение циклического движения на фазы: передний шаг, вертикаль , задний шаг (то же с маховой конечностью)-дает возможность лучше осознать и прочувствовать траекторию ОЦТ и звеньев тела. Также мы начинаем понимать, что любое движение, где бы оно нее начиналось, вовлекает постепенно все части тела, так при ходьбе, мы можем пронаблюдать как работают наши плечи, позвоночник, шея, голова – как опора и гравитация воздействуют на тело целиком. Таким образом, мы выстраиваем связи центр-периферия, на анализе простого повседневного движения – Шаг.
Импровизация.
Этот метод необходим на начальном этапе работы со студентами профильных ВУЗов, т.к. позволяет развивать чувствующее, думающеетело и учит видеть, осознавать и рефлексировать материал, из которого создается реальность. Поэтому, в свою практическую работу я обычно включаю много импровизационных техник, техник релаксации и осознания тела, более тонкого чувствования внутренних сигналов, импульсов движения, чувствование партнера, пространства времени как элементов, рождающих взаимодействие. Танцевальная и образная импровизация раскрывает не только физические возможности танцора, но и показывает его личностные качества, позволяет «удивлять себя и других» (Охад Нахарин). Следует создать необходимые доверительные и комфортные психологические условия в классе, для того чтобы импровизация была честной и перспективной. После каждого задания следует обсуждение ( обязательно в круге, включая педагога и на одном уровне),при этом педагог только направляет студентов к исследованию, позволяет высказывать самые необычные ассоциации, чувства, события из личной жизни, которые возможно всплыли из сознания.
Обсуждения необходимы для психо-соматического осознавания – пока мы вербально не преобразовали наши ощущения, мы не осознаем их – т.к. не услышали физически эту информацию». ( JohnRolland « Motioninside»).
Импровизационныйпроцесссроднитворческомупроцессусозданияхореографическогопроизведения-онсовпадает ,позволяетпрактическираскрытьвнутренниймирЛичности,черезфизическиепреобразования.
Работа с моторнымиполями.
Концепция моторных полей разработана Девидем Боаделла -основоположником биосинтеза в 1993, она позволяет выстраивать программы развития Человека, двигаясь от ограничений к свободе, от ригидности к разнообразию и возможности импровизировать, учитывая качество отношений и категорию пространства. Также я использую концепцию эмбрио-динамических полей немецкого эмбриолога Эрика Блекшмидта и аффекто-моторные схемы Георга Даунинга.
поле Флексии
поле Экстензии
поле Тракции
поле Оппозиции
поле Ротации
поле Канализации
поле Активации
поле Абсорбции
поле Пульсации
Каждое поле свойственно разному психотипу личности и умение работать с ними, корректировать, преобразовывать позволяет снять излишнее напряжение в теле, сознании, раскрыть и раскрепостить воображение и мышление – что так важно для хореографа.
Полефлексии (сжатия) всего тела часто встречается у людей склонных к депрессии, сильному страху или тревоге. Как правило, таким людям сложно начать движение от макушки головы и собраться в центр. Движение начинается от плеч и колени – как и голова не доходят до центра. В таком случае я использую работу с полом – в горизонтальном положении (X- pose) тело распределяется равномерно и способствует раскрытию грудной клетки, диафрагмальное дыхание в таком положении помогает гармонизировать состояние расслабления и напряжения в теле.
Действие этого поля подтверждает и ТомасМайерс в своей книге Анатомические поезда (JBMT 1997г). С точки зрения анатомии и миофасциального воздействия на скелет в целом- этому типу свойственно стягивание ПФЛ (Поверхостной Фронтальной Линии) спереди и вниз. в тоже время ПЗЛ (Поверхностная Задняя Линия)-поднимается вверх по спине и она расслаблена. Это создает перекос между соответствующими структурами передней и задней части тела. А это закладывает целый ряд будущих проблем с шеей, руками, дыханием и нижней частью спины.
Поле Экстензии.
Это поле расширения – тело движется противоположным сжатию образом. Спина прогибается, ноги удлиняются, руки разводятся в стороны от тела и голова поднимается и отводится от груди. Первым значительным расширением после 9 месяцев Боаделла считает процесс рождения сам по себе. Существует 3 вида расширения в моторных полях рук:
Растяжение. Это значительное расширение в пространстве с одновременным осознанием чувства свободы и силы. Зевание является хорошим примером поля Экстензии, при котором тело переживает рефлекс растяжения и позволяет углубить дыхание.
Контакт с другими людьми. Человек протягивает руки, чтобы быть поддержанным или принятым. Эмоциональные чувства, связанные с принятием и отдаванием, абсолютно отличны от чувств, связанных с растяжением.
Раскрытие. Это деликатное и сенситивное исследование расширения пространства сердечной области, при котором человек приходит в контакт с потоками энергии в руках, пальцах и осознает энергетическое поле ,выходящее за физическое тело.
Во время импровизации студенты чаще аппелируют к первой и третьей форме. Растяжение позволяет активно включить тело в жизнь, а раскрытие является хорошим моментом осознания собственных паттернов взаимодействия с окружающим миром. А именно, насколько я могу быть открыт миру (для контакта),или же я закрываю свое пространство.
Формирование осознанного паттерна раскрытия, а также формирования навыка слушания себя и окружающего мира, позволяют изменить привычные действия, снять паттерны, сложившиеся в процессе творческого пути.
Поле Тракции
Это поле очень хорошо проявляется в контакте с партнером или объектом. Я замечала пассивное и активное поле тракции. Пассивное, когда человек захватывает руками то, что тащит на себя другой. Активное ,когда человек тянет к себе другого против его воли.
Поле Оппозиции
Противоположно полю Тракции, выражается в отталкивании. Когда движения расширения в ногах ребенка встречает сопротивление с поверхностью земли, он ,чтобы стоять, отталкивается от нее против силы тяжести. Поле оппозиции связано с правом говорить НЕТ и созданием границ. Это предполагает право защищать свое личное пространство. Как правило, люди с развитым полем Оппозиции плохо контактируют телесно, видя в прикосновении вторжение, они боятся манипуляции и интуитивно пытаются оттолкнуть партнера. С такими студентами полезно практиковать развитие других моторных полей и понемногу учить контролировать свою Оппозицию.
В противоположность Оппозиционерам, существуют Личности, которые привыкли без протеста сдавать свои границы (осознанно или нет), а затем переживать те, которых легко переполняет тревога или кто, задыхался в детстве от сверх опекающих матерей. Таким студентам необходимо развивать поле Оппозиции. Активно работать в контакте с полом -это создает паттерн о надежности и незыблемости опоры. Также хорошо координировать работу с дыханием, что способствует успокоению, снимает напряжение. Лишь после таких практик следует переходить на работу с партнером….
Поле Ротации.
В теории об анатомических поездах соответствует Спиральной Линии (СЛ по Т. Майерсу). Вдоль всей длины позвоночника расположены очень мелкие мышцы, так называемые вращатели-они помогают ребенку при рождении. Ходьба с раскачиванием вправо и влево является видом вращательной пульсации.
Для вращения внутрь и наружу наши конечности снабжены соответственными мышцами. Вращательные движения помогают исследовать пространства, расположенные с разных сторон от основной оси тела. Ротацию можно использовать для исследования неизвестных тропинок, периферических основному пути.
Из опыта работы, могу сказать, что развитие данного поля способствует развитию креативного мышления, когда тело выстроено и передвижение в пространстве происходит при свободной работе суставов. Кроме того, данное поле позволяет использовать сферическое пространство (360 градусов),исследовать спиральные, округлые линии тела, трехмерные траектории в пространстве, которые тесно связаны с физическими задачами поднятия веса и падения с минимальными усилиями.
В природе нет прямых линий, они созданы человеком искусственно, в процессе технологической эволюции. Даже линия горизонта (которую мне привели в пример студенты)-это всего лишь обман зрения, на самом деле линия горизонта изогнута (это хорошо наблюдается при полете на самолете). Поэтому использование кривой, изогнутой траектории движения более эргономичен – например, подъем по дуге требует меньше мышечных затрат, падение по дуге смягчает и уменьшает удар. Бег по кругу, с правильно выстроенным скелетом дает большую скорость и маневренность и воспитывает навык использовать центробежную силу , силу тяжести, силу реакции опоры себе во благо, а не идти против.
Это поле также коррелирует с темами эмоциональной устойчивости во время стрессовых ситуаций и возможность выхода из них:
как я могу подняться после падения;
как суметь упасть, по возможности без травм;
как использовать инерцию.
Поле Канализации
Это поле противоположно полю Ротации, которое разворачивает тело в стороны от его центральной линии-оно прямолинейно и сфокусировано. Действия вытекают из ЦТ. Ребенок учится смотреть прямо и указывать на желаемый предмет т.е. придавать направление своим действиям. Поле Канализации напрямую связано с Целью, его эмоциональные качества решительность, серьезность, обязательность, ответственность, ориентация на цель.
Для целеустремленных людей это предпочитаемое поле, образующее характер. Как правило, это отличные педагоги и репетиторы, имеющие определенный рациональный четкий алгоритм своей практики. Для того, чтобы развить креативное мышление – присущее хореографу – следует больше работать с полем Ротации.
Но для людей с низким уровнем фокусирования, недостаточно обязательных, разбрасывающихся, тех, кому трудно направить свое внимание, совершить действие или принять решение-работа с полем Канализации будет безусловно полезна. Часто творческие студенты придумывают много движенческого материала и не могут выбрать-отбросить ненужное сконцентрировать свою работу на одной идее, а собирают все ,что наработали и пытаются реализовать множество идей – отчего наблюдается хаос, основная мысль погребена под слоем контекста.
Поле Активации
Активация подготавливает человека к передвижению куда -либо с относительной быстротой, это активные движения рук и ног при ходьбе, прыжки, бег.
Основным содержание Поля Активации является наполнение движения жизнью и энергией (витализация), а не направлением его в какую-либо определенную. Некоторые люди живут сверхактивно и интенсивно, отдых для них пытка. У таких людей Поле Активации в характере – они всегда в пути и не знают, когда остановиться.
Это поле лучше всего известно пассивным, зависимым людям. Отдых для них -это вбирание в себя информации, это второй стиль жизни, заменяющий активность и инициативность. Младенцы приспособлены к получению впечатлений, умеряют внешнюю активность и максимизируют внутреннее состояние.
Для гиперактивных людей Поле Абсорбции необходимо, чтобы замедлится, отдохнуть, впитать, осознать. Это поле наименее драматичное из всех полей. Оно предлагает человеку просто ничего не делать, позволить себе, принять вовнутрь, ощутить себя как источник бытия, а не Центр Делания.
Войдя в контакт с внутренней жизнью, обычно незаметной за внешней активностью, человек получает возможность осознать стиль своего поведения.
Поле Пульсации.
В теле существует множество пульсаций. Основная пульсация, связанная с эмоциональностью – это дыхание и его ритм. Она начинается сразу после рождения.
Вдох приносит питание, заряжает энергией. Выдох обеспечивает экспрессию, высвобождение, отпускание и разрядку. Люди у которых более выражен вдох, склонны удерживать, контейнировать, сохранять информацию. Люди с более выраженным выдохом расположены к экспрессии, высвобождению и разрядке. Существует связь между пульсацией дыхания и описанными выше парами моторных полей. При чередовании движений флексии и экстензии, открывающих и закрывающих суставы тела, синхронизации этих движений с ритмом дыхания, происходит процесс координации (движений и дыхания, движений и чувств. Эта координация живет в микродвижениях позвоночника при расслабленном дыхании и может прерваться, когда человек напряжен или инертен.
На начальном этапе работы со студентами я практикую работу с полом. Поощряя ритм открытия и закрытия (периферия-центр),синхронизируя его с ритмом дыхания, это воспитывает координацию и гармонию спокойствия внутри, что позволяет, в дальнейшем выполнять даже сложные эмоциональные задачи.
Ритм дыхания и умение владеть и чувствовать его позволяет окрашивать движения в разные состояния. Я практикую такое задание: опускание в пол на выдохе (оно придает легкость, воздушность, то же на вдохе создает внешнее ощущение тяжелого тела, падение в пол на резком выдохе – DROP, это скоростное падение, на удлиненном выдохе тягучее, создает впечатление существования тела в пространстве, прерывистое дыхание создает мультипликацию в движении неосознанно создает паузы и т.д. Это задание наглядно показывает, что дыхание непосредственно, влияет на телесное состояние также сильно как и на эмоциональное.
Вывод
моторный танцевальный шаг хореографический
Моторные поля хорошо формируют основу для дальнейшего развития личности, предлагая четкую структуру действий, позволяют учится и развиваться в непосредственном движении. Являясь важной составляющей нашей невербальной коммуникации, помогают осознать, каковы особенности и какова специфика нашего взаимодействия с партнерами и миром в целом. Какова степень усилий, прикладываемых для совершения взаимодействия, насколько четко мы осознаем направление, выбранное для действия. Как воспринимаем информацию извне, и слышат ли нас другие люди. Навык соединения движения с дыханием и чувством рождает новый образ тела, новое качество жизни.
Важно сформировать, прежде всего, у студентов первого курса, интерес и любопытство к творческой работе, способность замечать новое и удивляться, практикуя импровизацию. Понимать и осознавать тот факт, что все мы уникальны и свободны в творческом выборе. Я стремлюсь процесс работы в зале сделать таким же интересным и ценным как результат, хотя часто в современных техниках сам процесс и становится важным результатом. Знание моторных полей, использование соматических и танцевально-двигательных практик, позволяет подойти к каждому студенту индивидуально и достичь хорошего погружения в реальность и осознания безграничности возможностей, когда мы пребываем в осознанном состоянии без усилий. Творческое начало – есть гармония духа и материи, есть незримое существо, порожденное импульсами музыки и хореографии, которое, очищая наши души ,спасает нас от нас самих себя, ведет нас в мир творчества- в мир истины. (А.А.Сапогов).
Изучая особенности хореографического искусства, важно научиться чувствовать и понимать свой организм, только при этом условии мы сможем в танце управлять своими эмоциями, распределять энергию и создавать особый мир – мир впечатлений, стремлений, желаний, ассоциаций и чувств.
Список литературы
1. Боаделла Д. Моторные поля как основные паттерны потоков движения/ Д.Боаделла//Энергия и характер.2002.-вып.2 -С. 3-12
. Майерс Т. Анатомические поезда /Т. Майерс//1997. С. 87-90, 96-100.
. Ролланд Дж. Движение внутри /Дж. Ролланд//1984. Нейромышечные паттерны. Идеокинезис: процесс от образа к действию С.6-9
. Сапогов А.А. Гармония духа материи / А.А.Сапогов//2003.С. 162-172
. Faust.F The Axis Syllabus/Frey Faust//2011. P .86-88