- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 4,14 Кб
Сравнительный анализ двух картин. Трактовка фигур в интерьере в живописи голландского барокко и французского неоклассицизма
МОСКОВСКИЙ АРХИТЕКТУРНЫЙ ИНСТИТУТ
(ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ)
Кафедра истории архитектуры и градостроительства
Самостоятельная аналитическая работа на тему
"Сравнительный анализ двух картин. Трактовка фигур в интерьере в живописи голландского барокко и французского неоклассицизма"
Выполнила: студентка I курса
Группа № 3
Мазанко Елена Анатольевна
Руководитель: Броновицкая Анна Юлиановна
Москва 2014
В разное время задачу изображения фигур в интерьере художники решали по-разному, согласно идеалам своей эпохи. В этой работе мы постараемся определить некоторые особенности создания человеческого образа в работах эпохи барокко и неоклассицизма. Для анализа возьмем картину Рембрандта "Артаксеркс, Аман и Эсфирь" и Никола Монсио "Сократ у Аспазии".
Обе работы имеют станковый размер, написаны маслом по холсту и имеют прямоугольную форму, вытянутую по горизонтали. Также картины схожи своей композицией: в обеих центром является сидящая справа женщина.
Картина "Сократ у Аспазии" выполнена мелким мазком, благодаря чему хорошо воспринимается с любого расстояния. Работу Рембрандта напротив лучше рассматривать с далекой дистанции из-за более крупных, очень фактурных и экспрессивно рассредоточенных по полотну мазков.
На первый взгляд, картины схожи своим сюжетом. Оба художника написали 3 фигуры в интерьере – две мужских и одну женскую справа. У Рембрандта люди почти полностью статичны, только Артаксеркс сжимает нож, и Эсфирь протягивает руку. Между героями чувствуется напряжение, также подчеркнутое цветовой гаммой и насыщенными тенями. Девушка смотрит на руку мужчины, держащую кинжал, когда тот обращен к сидящему напротив Аману. У всех трех фигур опущены головы, их позы очень естественны. Рембрандт решает выразительную задачу – изображение довольно условно, тяготеет к экспрессивному искажению. Несмотря на условность, художник отлично передал фактуру ткани и украшений у героев. В картине Никола Монсио две фигуры, Сократ и Аспазия, сидят, а мужчина за спиной Сократа стоит, оба они обращены к женщине, которая активно жестикулирует. Их позы изящны и несколько неестественны, что говорит нам о том, что художник идеализировал изображение, в отличие от своего предшественника, Рембрандта.
Сравним изобразительные особенности каждой картины. Оба художника использовали разные приемы для передачи глубины пространства и перспективы. В картине " Артаксеркс, Аман и Эсфирь " многоплановость создаётся, с помощью сильного светотеневого контраста. Именно благодаря направленному на неё свету, ярким пятном выделяется Эсфирь, когда передний и задний план уходят в тень. В картине же Никола Монсио пространство передано и светотеневой и линейной перспективой. Здесь, в отличие от картины Рембрандта, интерьер проработан детально – рельефы на стене на заднем плане, статуя за Аспазией на среднем, и на первом плане очень натуралистично изображена бронзовая ножка стола и предметы на нём. Источник света определяется благодаря падающим теням от предметов. В отличие от Рембрандта Никола Монсио активно использует рефлексы и падающие тени, создавая объём.
Обратимся к колориту обоих произведений. Рембрандт на своём полотне почти не использовал ярких цветовых пятен, только яркое алое платье выделяет героиню. В основном в картине преобладают теплые цвета. Никола Монсио использовал довольно широкий спектр цветов, выделяя конкретные цветовые пятна. Ярким белым одеянием со светло-голубой накидкой художник подчеркивает главенство женщины в композиции картины. Чем дальше от неё находится пространство, тем цвета становятся насыщенней и задний план уходит в тень. Сообщается с цветом накидки Аспазии и более насыщенный голубой плаща спутника Сократа. В интерьере преобладают теплые цвета, особенно удачно выделяются желтые блики света на бронзовых предметах.
Подведем итог. В картине "Артаксеркс, Аман и Эсфирь" фигуры явно преобладают над интерьером, который художник почти полностью уводит в тень, оставляя некоторые предметы быта. Такой прием усиливает атмосферу картины. Рембрандт явно преследовал выразительную задачу, что ему удалось, благодаря условности и экспрессивности изображения – он передал напряженность, ожидание между своими героями. В совсем другой технике работал Никола Монсио – другие цвета, объем, перспектива. В его произведении фигуры более идеализированы, как и интерьер, частью которого являются символизирующие образованность предметы – арфа, розы и сверток бумаги на столе Аспазии. В обоих картинах фигуры взаимодействуют с интерьером, они соответствуют друг другу, отображая дух времени.
рембрандт барокко монсио неоклассицизм
Список используемой литературы
1.Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства, М., 1985