- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 7,89 Кб
Сравнительный анализ картин Н.Н. Ге ‘Христос в Гефсиманском саду’ и В.Г. Перова ‘Христос в Гефсиманском саду’
Евангельские сюжеты – одна из самых распространенных тем в живописи. Среди них особое место занимает молитва Христа в Гефсиманском саду, как самое яркое и трагическое событие земной жизни Спасителя, за которым следует арест, суд и страшная казнь… Гефсимания – это место у подножия маcличной горы, где Иерусалимцы высаживали оливы. Иисус часто ходил сюда со своими учениками. Здесь же, отходя от учеников, в смертельной скорби молился. Именно это место и этот сюжет изображены на картинах Василия Григорьевича Перова и Николая Николаевича Ге "Христос в Гефсиманском саду". И целью курсовой работы будет сравнительный анализ этих произведений, определение целей задач работ.
Николай Николаевич Ге и Василий Григорьевич Перов были ровесниками. Их жизнь и творчество пришлось на эпоху правления Николая 2, Александра 2, Александра 3го. Это было время значительных перемен в общественной жизни, непростых исторических эпизодов – Крымская война, окончившаяся военно-политическим поражение самодержавия, отмена крепостного права. Но это не помешало 19 веку стать эпохой величайшего подъема русской культуры, расцвета литературы, музыки, живописи.
Тогда же образовалось объединение художников-передвижников, к которым и относились и Перов и Ге.
Николай Николаевич Ге был одним из организаторов этого движения.
Ведущее место в работах Ге занимали морально-философские, психологические проблемы. Выражал он свои мысли часто в Евангельских образах и сюжетах. Также на его творчество сильно повлияло знакомство с Александром Андреевичем Ивановым. Именно под впечатлением его «Явления Христа народу» в 1869 году он пишет картину «Христос в Гефсиманском саду». Однако успеха у публики произведение не имеет, как и многие другие работы Ге, которым отказывали в выставках, подвергали церковной цензуре.
Для Перова были характерны картины провокационного, разоблачительного характера. Он старался обнажать подлинное лицо современной ему жизни и отличался непримиримым отношением к духовенству. Из-под его пера выходили полотна, обличающие церковь, высмеивающие её, такие как «Сельский крестный ход на Пасхе», «Чаепитие в Мытищах», «Монастырская трапеза». Но в 1878 году он создаёт серию картин религиозного содержания. Среди них – «Христос в Гефсиманском саду», написанная под явным воздействием картины Ге 1876, (которая являлась эскизом к картине 1869) но наполненная иным содержанием.
На картине Ге изображена лунная ночь в оливковой роще, где под переплетающимися ветвями олив на одном колене стоит Иисус Христос, уединившийся в саду после тайной вечери для горестной молитвы. Его фигура полностью занимает центральное пространство полотна, из-за чего картина тяготеет к портрету. Композиция картины построена так, что полотно выглядит очень динамично. Огромные деревья, изображенные с легким наклоном, вытягивают вертикальный холст ввысь, почва поката, линия горизонта наклонена. Ветви паутиной оплетаю верхнюю часть картины, придавая работе напряженность, мистицизм. Они будто опоясывают фигуру Христа, погружая его в атмосферу безысходности.
На полотне Перова также изображен залитый лунным светом оливковый сад. Но главное отличие этой картины от многих других в том, что на ней не изображен лик Христа, хотя Перов всегда уделял мимике особое внимание. На переднем плане лежит простершийся ниц Иисус. Его руки бессильно протянуты вперед, кисти напряженно согнуты, параллельно им стелются пряди волос. Это положение усиливает горизонталь формата картины. Голова Христа выделена обрамлением рук и светом. Композиция открыта. Стволы деревьев срезаны, как и на картине Ге, и устремляются ввысь уже за пределами холста, создавая атмосферу взлета и свободы, контрастирующей с прижавшейся к земле фигурой Христа. В левой части картины изображена стена, не дающая переднему плану развиться в глубину. Зато справа Перов изобразил ночной город, развивающий композицию. Город, в котором Иисуса недавно принимали как учителя, Спасителя, но в котором сейчас его ждут только крестный ход и страшные мучения, о чем напоминает изображённый над головой Иисуса терновый венок.
Цветовая палитра этих картин отчасти схожа. В ней преобладают темные холодные и бледные тона. Мрачный, гнетущий, безрадостный колорит был необходим для изображения этого сюжета.
В картине Ге цветов гораздо меньше, чем у Перова. Изображение окутано мраком, из которого то тут, то там проступают болезненно-бледного цвета блики. На лице и руках Христа эти блики символизируют жизнь, которая ещё теплится в теле, но готова его покинуть. Несмотря на монохромность картины, она наполнена невероятным множеством оттенков черного, синего, бурого цветов. Фигура Христа будто выхвачена из мрака. Эту картину очень сложно репродуцировать из-за обилия темных, иссиня-черных цветов. евангельский художник христос
У Перова полотно будто овеяно зеленоватой дымкой. Кажется, что этого цвета на изображении не много, но в действительности он является доминирующим. Эта дымка добавляет изображению призрачности, туманности. Колорит этой картины богаче, в ней присутствуют бордовые, голубые, бирюзовые, желтые тона. Но даже они не могут победить мертвенную бледность деталей, лихорадочное мерцание бликов на полотне.
Источником света в обеих картинах я является Луна. Но у Ге свет более рассеянный, резкие переходы от света к тени практически отсутствуют. Здесь больше едва заметных бликов, чем освещенных поверхностей. Лунным светом выделены лицо и рука Иисуса.
В то же время у Перова свето-теневые соотношения ярче. Они подчеркивают силуэты фигур, предметы, складки одежды, делают изображение более четким. Переходы от света к тени – резче. Источник света освещает фигуру Христа до пояса, выделяя его.
У обоих художников манера письма живописна.
У Ге можно назвать экспрессивной. Кажется, что он кладет краску небрежно, будто сухой кистью. Мазок – крупный, широкий. Это особенно бросается в глаза на фигуре Христа. Пейзаж же более сглаженный. Дымчатые линии спокойны и плавны
Перов ведет линию нежнее, делая её гладкой, изящной. Нет угловатых, шероховатых мазков. Письмо воздушное, лёгкое, гармоничное. Задний план почти прозрачен, особенно падающие тени. Только на очень светлых местах и на бликах краска лежит фактурно, отчетливо виден мазок.
Стараясь обратить внимание зрителя на важнейшие детали картины, Ге очень четко прописывает лик Христа, его спутанные волосы, одежду, делая центральными не только расположение его фигуры на холсте, но и смысловую роль. Также строго и скрупулёзно изображены ветви над головой Иисуса. Такое внимание к изображению их сложных форм необходимо для создания напряжения в картине. Дальний план: земля деревья, а также нижняя часть одежды Христа изображены более плоскостно, они будто поглощают себя собственной сетью. Это необходимо для создания глубины в картине и наполнения изображения драматизмом.
Очень точно, тонко и внимательно Перов прописывает некоторые детали. Одежда, волосы, руки, терновый венок, белесая стена, природа ближнего плана выглядят невероятно объёмными. Художник акцентирует внимание на этом предметном ряде. В то время как дальний план: город и деревья, поглощенный тьмой становится плоскостным, почти двухмерным. Массивность деревьев подчеркивает лишь слабая каёмочка лунного света. Темнота, поглотившая задний план, уже надвигается и на павшего ниц Христа, лишая четкости полы его одежды. Таким распределением акцентов художник стремиться не только выделить более важные детали, но и создать необходимую атмосферу неясности, мрачности происходящего, близкой опасности.
Данный сюжет Евангелия допускает возможности разной трактовки душевного состояния Христа. Поэтому, преследуя схожие цели (передача трагической атмосферы Гефсиманского сада, внутренних переживаний Христа), художники выражают их по-разному.
Ге старался уделить особое внимание изображению единства человека и природы, которая созвучна эмоциональному состоянию Иисуса. Мрачные, нависающие над головой Христа ветви отзываются на смятение в его душе, на неопределенность, ждущую его впереди. Художник пытался изобразить одиночество Спасителя, безысходность, которую он чувствовал, его душевные муки. Это ощущается и в композиции картины, и в тональном соотношении. Мимика Христа, его поза, которая своей статичностью и вертикальностью создаёт контраст с динамичным пейзажем, говорит о готовности к страданиям, об отчаянной и неравной борьбе с обычным человеческим страхом, а также о проявлении внутренней божественной силы. Так же для Ге Иисус был олицетворением лучших человеческих качеств. Он был идеалом человека, который художник искал в своём творчестве. Ге восхищался им и старался показать публике, насколько неоценим его подвиг. «Ге хотел сотрясти мир страданиями Христа, заставить людей рыдать, а не умиляться.» О мировоззрении Ге может многое сказать и его крепкая дружба со Львом Николаевичем Толстым. Их взгляды на мораль и религию оказались схожи, и это общение повлияло на творчество обоих. В особенности на картины Ге религиозного характера.
В заключение стоит отметить, что эти произведения родились под влиянием одной эпохи, одних деятелей искусства. Большое значение имеет то, что и сами художники влияли друг на друга. Но, невзирая на то, что они пытались выразить одну идею, идею, которая в то время занимала умы многих людей, и Перов, и Ге работали исходя из собственных переживаний, собственных впечатлений. Это и влияет на наше восприятие, этих картин.
Полотно Ге погружает зрителя в атмосферу Гефсиманского сада, заставляя почувствовать то опустошение, ту безысходность, то воздействие природы на душу человека, которое испытывает Христос
В то же время глядя на картину Перова, зритель начинает понимать то отчаяние, которым было наполнено сердце Спасителя. Увидеть его душевные мучения и заставить зрителя пропустить их через себя.
И всё же эти произведения имеют между собой прочную связь Этой связью является сила их проникновенности, сила воздействия на умы зрителя, а также общая проблематика. Алексей Александрович Федоров-Давыдов, советский искусствовед, говорил: «В «Христе в Гефсиманском саду» религия взята как личная драма человека вообще, вне времени и пространства, как выражение величайшего «томления духа». Именно эта проблема, актуальная и по сей день, и объединяет людей разных эпох и разных мировоззрений.
Использованная литература
1. О.А. Лясковская «В.Г. Перов. Особенности творческого пути художника» 1879
. А. Верещигина. «Николай Николаевич Ге» 1988