- Вид работы: Контрольная работа
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 2,61 Мб
Сравнительный анализ картины ‘Даная’ Рембрандта и ‘Даная’ Тициана
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Композиция
Колорит
Светотень
Заключение
Библиография
Иллюстрации
Введение
Темой курсовой работы является анализ двух картин, созданные в разное время двумя великими мастерами: Тицианом Веччелио и Рембрандтом ван Рейнем.
Художники выбрали одну и ту же тему для своих произведений – изображение древнегреческого мифа о Данае, матери Персея.
По легенде царь Аргоса, узнал от оракула, что его ждет смерть от руки сына собственной дочери Данаи. Чтобы избежать этого он приказал заключить Данаю в медную темницу. Бог Зевс, увидев Данаю, пленился её красотой и проник к ней в виде золотого дождя через отверстие в крыше. От него Даная родила сына Персея, которого по приказу царя заточили вместе с матерью в ящик и бросили в море.
Подход к художественно-пластическому и композиционному решению картины у каждого мастера разный. Это происходит исходя из эпохи и художественной школы, к которой принадлежал каждый мастер. Тициан являлся одним из ярчайших представителей венецианской школы позднего Ренессанса, в то время как творчество Рембрандта относится к тому времени, когда Голландия, родина художника, успешно завершив первую в истории буржуазную революцию, выдвинулась на одно из ведущих мест в экономическом и культурном отношениях. Но, также стоит отметить, что талант Тициана был признан современниками и он стал одним из основоположников Высокого Возрождения. А стиль и манера Рембранта не были до конца поняты и поддержаны людьми его времени. Он был ярчайшим представителем направления, принятого называть «внестилевой линией» и являющейся одной из трех основополагающих художественных концепций 17 века (вместе с барокко и классицизмом).
Мифический образ Данаи привлекал многих художников, начиная с эпохи Возрождения. А сам миф в искусстве выступал как форма художественной типизации жизненного материала человечества.
Целью данной работы является сравнительный анализ этих произведений.
Композиция
В полотне Тициана использована теория зрительной пирамиды (Фигура Данаи, кормилицы, Зевса, испускающего золотой дождь) Так же ее называют простроенной по принципу театральной сцены с кулисами и пространственными планами. У Рембранта в основе композиции лежит пересечение двух диагоналей. В левом верхнем углу: кормилица, рука Данаи, локоть, на который она опирается, и столик, накрытый красным бархатом. И с правого верхнего угла: Амур, голова, тело и ноги.
Также в композиции Тициана важную роль играет контраст, но не только цветовой, но и контраст характеров: так светлой фигуре Данаи в левой части картины противопоставляется темная фигура кормилицы в правой части. Даная – молодая, прекрасная девушка, благородного происхождения, её лицо спокойно, взгляд устремлен в небо, она понимает и принимает знак божественной любви. Она спокойно откинулась на подушки, её поза естественна и расслаблена, рука, которую она положила на подушку, без напряжения, кисть свободно свисает вниз и одна нога поджата для более удобной позы. Здесь в Изображении мифической героини важную роль сыграла эпоха, в которой жил и творил Тициан. Он был представителем Венецианского Возрождения, которое питалось любовью не к античности, а к своему городу. Тициан написал Данаю как пленительную, пышущую здоровьем венецианку, в интерьере богатых венецианских домов. Кормилица же изображена совсем иначе. Веччелио показал её темнокожей старухой, в грязной, бедной одежде. Она пытается поймать в фартук монеты. Кормилица не видит в золотом дожде знака богов, в её лице прослеживается сильное волнение, фигура напряжена, будто она боится обронить монеты на пол. У Рембранта в композиции не присутствует контраста, который так явно наблюдается у Тициана. Кормилица показана не рядом с Данаей, а только выглядывающей из-за шторы в глубине картины. Мы видим её в простой одежде голландской женщины со связкой ключей на поясе.
Следует отметить, прямоугольный формат картины Тициана, вытянутый по горизонтали, создает некую динамику и напряжение. У Рембранта, в отличие от Тициана, формат очень близок к квадрату ( разница между длиной и шириной равна 18 см). Благодаря этому создается, статичность, закрытость пространства. Мы стоим перед роскошным альковом – высокой нишей, убранной тяжелыми драпировками зеленовато-коричневых тонов, создающих впечатление удушливой тесноты, столь характерной для внутренних помещений бюргерских домов.
Фигура Данаи у Тициана расположена слева направо, она откинулась на спину и находится на переднем плане картины. У голландского художника Даная написана справа налево и принимает иную позу, чем у Тициана. Она лежит на боку, оперев вес тела на левую руку, одна грудь подмята, голова приподнята и смотрит перед собой, как бы в ожидании неизвестности, левая рука устремилась к свету, ноги стыдливо поджаты.
Колорит
В «Данае» (1554 г.). Тициан использует новую живописную технику – технику, которой Тициан будет пользоваться до самой смерти. С 1530-х гг. в каждой картине он находил неповторимо индивидуальное цветовое решение. Колорит складывался из тончайших тональных оттенков, причём тщательно дифференцировались ведущие и подчинённые краски, слагающиеся из еле уловимых нюансов. Колористический строй произведения художник выбирал с таким расчётом, чтобы эмоциональное звучание цвета отвечало главным чертам характера человека.
При написании Данаи Тициан использовал густую магму из сгустков красочного пигмента, как бы пронизанного светом (белила, камедь, ярко -желтый, карминно – красный цвет) образует поверхность картины, создавая эффект освещения, исходящего изнутри. Колорит холодный, использованы чистые локальные цвета.
Про Рембранта, необходимо сказать, что он переделывал свою картину. В первоначальном варианте господствовали холодные тона, типичные для середины 1630-х годов. Заменив золотой дождь первого варианта золотым светом, как бы предвещающим появление влюбленного бога, Рембрандт выполняет теперь центральную часть картины в теплом тоне с золотистой охрой и красной киноварью в качестве доминант. В дошедшем до нас варианте, колорит теплый, пронизан золотым светом, мягкими золотыми, бежевыми и зеленоватыми цветами. В этой картине нет контрастов, всё подчинено одной идее света, который в данной картине заменяет золотые монеты Тициана.
У итальянского мастера великолепно передана фигура Данаи, с помощью кисти и краски Тициан оживляет её, создает идеал красоты и очень точно моделирует изгибы тела. Совершенно другое цветовое решение используется Рембрантом. Пронизанное золотистыми и розоватыми тонами тело Данаи, далекое от академической чистоты его границ, написано поразительно жизненно. Мягкие округлости её форм переданы с величайшей правдивостью, с каким-то особым чувством интимности. Эта женщина – не идеал, но художник и не нуждается в идеализации. В этот момент она по-настоящему прекрасна. В лучах золотого света Даная выглядит грациозно мягкой и миниатюрной на фоне смятых белых простыней и окаймляющих альков коричнево-зеленых драпировок. У Рембранта Даная выглядит боле живой и реальной, более осязаемой, чем у Тициана. Это достигается благодаря тончайшему переходу тона, валеру, которого нет у художника Возрождения. Даная итальянца выглядит чуть более жесткой и как бы рубленной крупными мазками. Каждая частица тела у Рембранта полна нежной и трепетной ласки, выражая всепоглощающую силу чувства. «Перевитые драгоценностями, но неприбранные волосы женщины, розовые и красные тона украшающих ее запястья браслетов, белизна простынь и примятая локтем левой руки подушка, прозрачные, просвечивающие кончики пальцев правой руки, попавшие в самый центр изображения – все это придает образу Данаи такую задушевность, какую не то чтобы выразить, но и представить не могли величайшие певцы женской красоты в изобразительном искусстве.»
Фигура кормилицы у Тициана показана в холодных темных тонах. Её кожа коричневато – оливкового цвета, в одежде присутствуют серо – голубой и холодный красный цвет. Художник весьма точно дает понять, что эта женщина долго ходит в этой простой одежде. На поясе у кормилицы висят ключи от темницы, на них присутствуют небольшие белые блики. Чёрные, вьющиеся волосы служанки собраны под платок, соответствующий по цвету платью женщины. У Рембранта кормилица находится на заднем плане, за постелью, видная нам по пояс, слегка согнувшись, повернув голову в профиль и сжимая в правой руке связку ключей и пустой кошелек, другой рукой распахивает перед невидимым нам гостем тяжелую портьеру. Благодаря ее движению слева образуется проем из зеленовато коричневых драпировок, напоминающий по форме арку.
Более экспрессивно и резко Тициан показывает Зевса – громовержца, который сыплет на девушку золотыми монетами из-за туч. Здесь мастер использует смелые, энергичные мазки, как будто рассекая своей рукой полотно. При этом цветовая гамма неба весьма интересна. Художник использует различные оттенки темно-синего цвета, накладывая их в разные участки. Так, самый темный цвет ложится прямо над головой Кормилицы. Возможно, тем самым Зевс хотел напугать женщину, показавшись ей более грозным, чтобы она не смогла противостоять олимпийцу, исполняющему свой каприз. Нежно желтый цвет, из-за которого будто пробивается солнце, показывает, что за грозными тучами скрывается фигура Бога. Совершенно другие по настроению цвета находятся в части неба, над фигурой Данаи. Мы видим разнообразный набор цветов: голубой, желтый, охристый, сероватые оттенки, и яркие, заметные резкие полосы белого цвета. Здесь Тициан придает больше динамики, показывая зрителю, что Бог устремляется к Данае. Золотые монеты написаны блекло, некоторые падают в фартук кормилицы, некоторые мы можем заметить на фоне светлых облаков, и горсть монет плохо заметна на темно – красной портьере на заднем фоне картины. Что интересно, у голландского живописца фигуры Зевса нет. Вся смысловая нагрузка данного мифического сюжета ложится на золотой дождь, который и предвещает появления Бога и осеняет девушку волшебным небесным светом.
Границы фигур в Данае Тициана размыты, он намеренно их растушевывает, чтобы достичь более мягкого эффекта в картине. К более позднему периоду своего творчества он уже выработал индивидуальный стиль, опираясь на работы Рафаэля и Микеланджело, но манера эпохи так или иначе четко видна в его творении, особенно в цветовом и техническом решениях. Великолепно нарисованы драпировки с использованием плавиев, что было особенно характерно для эпохи Возрождения. Тонко передана вышивка на перинах, выполненная красной ниткой, ткань, с золотой каймой по краям, которую очень детально выполнил художник.
Очень интересно изображен окружающий интерьер у Рембранта. Этот интерьер диктован временем и местом, в которых жил и творил живописей. Во всем чувствуются веяния популярного в то время барокко, которое набрало популярность во время экономического подъема Голландии. Характерные черты этого стиля: пышность, парадность, помпезность, золотая отделка, декоративные украшения. Всё это Рембрант изобразил в интерьере комнаты заточенной девушки. Однако, в этой картине пространство неразделимо с фигурой Данаи, выполнено в близких к тонах, и очень богато декорировано. Мы видим позолоченный каркас кровати, яркая алая, вышитая золотыми нитками скатерть на столике в правой части картины. Мягкие белоснежные простыни и подушки, на которых лежит девушка, также были наделены художником некоторыми деталями: вышивкой и кисточкой на подушке, бахромой на покрывале, свисающем почти до пола её спальни. В сочетании с красными коврами и рассыпанными в пространстве золотыми блестками эти коричнево-зеленые краски чудесно сопутствуют теплым оттенкам прекрасного тела.
Нельзя не заметить некоторые существенные детали в картинах обоих великих художников. У ног тициановской Данаи лежит маленькая собачка с богато украшенным ошейником. Собака, лежащая у ног девушки на ложе, означало супружескую верность. Но тогда возникает вопрос, почему Тициан изобразил её, ведь, как мы знаем, Даная не была замужем и должна была по приказу отца на всю жизнь остаться одинокой, не знавшей любви. Это можно истолковать так: Даная была верна приказу отца и оставалась в своем заточении, но Зевс проник к ней в обитель без её воли. В «Данае» Рембранта над головой девушки мы видим плачущего амура, со связанными руками, как показал рентгеновский анализ, художник переписал и его, после безвременной кончины Саскии, его обожаемой жены и модели для многих его картин, в том числе и для этой.
Светотень
Тициан добивается большого успеха в изображении световоздушного пространства. Благодаря его новой технике картина будто сама излучает свет. Как и большинство художников эпохи Возрождения, Тициан преследует здесь идею идеального человека, гармонично развитого физически и духовно. Тициан стремиться расширить пространство, создать монументальное по ширине и глубине полотно. Этого он добивается путем контраста холодного, белого света с более темными участками. Фигура Данаи, являющаяся центром композиции, освещена и источником света, исходящим со стороны зрителя и божественным светом из неба. Мы видим, как художник наложил тень на кровать девушки и на её лицо, играя светотенью и моделируя все складки и изгибы мягких подушек.
У Рембранта свет и тени, всегда имеющие весьма важное эмоциональное значение, в данном случае несут, как уже сказано, смысловую функцию. Словно предвещающий появление Зевса поток Здесь Рембрандт довел свободу творчества до такого виртуозного могущества, что мы уже не видим и не понимаем, как это было им сделано. Он создал тело, которое живет и дышит. Он смог это сделать, потому что полностью овладел не только линейной и воздушной перспективой, но и тончайшими изменениями цвета.
Заключение
В заключение стоит отметить основную причину, по которой эти работы, написанные по одному сюжету так различаются. Тициан писал Данаю под заказ. Он рисовал её отвлеченно, изображая идеал женской красоты, которая трогает его, как художника, но не затрагивает лично.
Рембрант рисовал картину для себя. Она висела в его доме. И моделью для неё – стала Саския, его жена, которую он безмерно любил. Именно поэтому его Даная полна такой жизненности, именно поэтому он намеренно не приукрашивает её, тело супруги для него идеально. Живопись Тициана, конечно, во многом определяется эпохой и местом, где он творил. Влияние Ренессанса отчетливо видно во всех его работах, в том числе и в Данае. Он пишет более возвышенно, более классически, восхваляя в своей работе идеи красоты, гармонии и любви. Его Даная идеализирована.
На Рембранта оказывало влияние царившего в то время в Голландии барокко, хотя он в какой – то мере стоял особняком от его художников – современников. В его картине изображение интерьера определяется веянием эпохи барокко, как было отмечено выше (позолота, амур, драпировки), но та чувственность, нежность, интимность и непревзойденное мастерство света и тени не находит ничего подобного у его современников.
Библиография
1. Э. Верхарн. «Творческий путь Рембрандта». В кн.: Искусство. часть 2. Искусство Западной Европы XVII – XX веков. Москва «Просвещение», 1988 г.
. Мир шедевров. Тициан. Издательство «Классика». Москва 2000.
. Натаниэл Харрис. Творчество Ренессанс. Издательство «Лабиринт-К». Москва 2000.
. Анатолий Вержбицкий. «Творчество Рембрандта»6. Г.
В. Вельфлин. Основные понятия истории искусств. Проблема эволюции стиля в новом искусстве. Издательство В. Шевчук. 2013 год.
Иллюстрации
. Тициан Веччелио. «Даная» 1554 г. Музей Прадо, Мадрид.
. Рембрант ванн Рейн. «Даная» 1636-1647 г. Эрмитаж, Санкт Петербург.