- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 33,25 kb
Средневековые города Южного Казахстана
Содержание
Введение
. Локализация городов Южного Казахстана
. Количество городов, типология и типография
. Структура городов
. Функции городов
. Города Южного Казахстана
Заключение
Список литературы
Введение
Города Казахстана. Понятие "город" в разное время и в разных обществах имело различное содержание. Нередко "городом" называли населенный пункт, жители которого в отличие от деревни занимались ремеслом и торговлей. Города часто получали свои названия по имени племени или представителей знати. По письменным источникам, к числу городов, которые отождествляются с развалинами крупных городищ, относятся Испиджаб, Отрар, Тараз, Кулан и другие. Испиджаб (современное село Сайрам) был одним из главных городов и торговых центров на юге Казахстана, к его области причисляли и города Жетысу. Наиболее подробную характеристику Испиджаба дал арабский историк ал-Макдиси. "Испиджаб,- писал он, большой, крупный город. Есть крытые рынки, рынок полотна и соборная мечеть. Говорят, что в нем 1700 рабатов. Это славная пограничная крепость. Город чистый, жизнь приятная".
Для своего времени города отличались высоким уровнем благоустройства. Дома имели канализационную и отопительную системы. Обычным для быта крупных городов были водопроводы. Сооружали подземные сводчатые тоннели, уложенные керамическими трубами. В каждом городе имелась общественная баня. Археологи отмечают высокую культуру горожан в строительстве бани. Строились они из жженого кирпича, полы были выложены кирпичными плитами. Для обогрева применялась система жаропроводящих каналов, которые располагались под полом. Стены украшались орнаментом растительного содержания. Средневековый город состоял из нескольких частей. В центре обычно была цитадель или замок, где располагалась резиденция правительства. Цитадель окружал Шахристан – район, заселенный городской знатью, богатыми торговцами и земледельцами, служителями культа, военными. Вокруг Шахристана размещались торгово-ремесленные предместья, рабады, где жило основное население города. Кроме города в округе находились небольшие поселения. Архитектура городов Казахстана тесно связана с зодчеством предшествующего времени. Материалом для постройки домов главным образом служили сырцовый кирпич, песок и дерево. Наружные стены крупных зданий и замков зачастую облицовывались фигурными терракотовыми плитками.
1. Локализация городов Южного Казахстана
В предгорном районе Южного Казахстана крупнейшим городским центром был Испиджаб. Впервые он упоминается в маршрутнике Сюань Цзяня 629 г. как «город на Белой реке». Позднее Махмуд Кашгарский сообщает: «Сайрам название белого города (Ал-Мединат ал-Байда), который называется Испиджаб. Про него говорят также Сайрам».
Этимология топонима Испиджаб в значении «белая вода» на основе согдийского языка предложена В.К. Шуховцовым. Город под названием Сайрам дожил до настоящего времени, и нет сомнения в том, что городище на его территории соответствует средневековому Испиджабу.
Вблизи Испиджаба находились города Газгирд, Джумишлагу, Хурлуг, Манкент. Отождествление последнего города не вызывает трудностей: Манкенту соответствует городище Булак-Ковал, расположенное рядом с современным поселком Манкент.
О локализации Газгирда, расположенного на караванном пути из Шаша в Испиджаб, можно судить по направлению средневекового пути, который не совпадал с современной трассой из Ташкента в Чимкент, а проходил восточнее, через перевал Турбат и шел на Сайрам. На территории села Шарапхана обнаружено существовавшее в VII-X вв. городище, которое может быть отождествлено с Газгирдом. Древний топоним Газгирд, на наш взгляд, сохранился в современном названии Казы-Курт. Так называется горная гряда между Ташкентом и Чимкентом, у подножия которой находятся развалины городища.
Город Джумишлагу, названный ал-Макдиси «большим и обширным», должен соответствовать крупному городищу с материалами X в. Обнаруженное в 20 км севернее Санрама в долине р. Кумуш (Кумиш) городище Актобе, вероятно, и соответствует Джут мишлагу, тем более что наблюдается известное фонетическое сходствб названий города и реки.
Пока не удается локализовать Хурлуг. У городища, которое ему соответствует, должна быть необычная топография. Ал-Макдиси писал про Хурлуг: «…нет вокруг него стен, и нет у него ни цитадели, ни рустака…». Городище со столь специфическими признаками пока не обнаружено. Возможно, оно находилось на месте Чимкента. На территории Чимкента, как известно, найдены керамика и металлические изделия (бронзовые ступки и пестик), относящиеся к IX-XII вв.
Восточнее Испиджаба на Шелковом пути находились города и населенные пункты Шараб, Будухкет, Тамтадж, Абарджадж и Джувикат, причем источники указывают расстояние между ними. Два первых города соответствуют городищам, расстояние между которыми в километрах от Сайрама и между собой соответствует указанному в источниках расстоянию в фарсахах. Шарабу соответствует городище Тортколь Балыкчи, а Будухкету-городище Казатлык. Уточненные на основе шурфовок датировки городищ соответствуют времени сообщений средневековых авторов.
Тамтадж и Абарджадж, видимо, служили караван-сараями. Тамтадж мы вслед за Е.И. Агеевой и Г.И. Пацевичем склонны отождествить с городищем Кырк-Крюз-тортколь. Абарджадж довольно точно привязывается к местности: так назывался «большой холм, вокруг которого тысяча источников». Название Мынбулак (тысяча ключей) сохранилось до сих пор. Здесь есть лишь один памятник – городище в районе села Бурно-Октябрьское. Оно датируется VI-ХII вв. и может быть идентифицировано с Абарджаджем.
В двух дневных переходах севернее Испиджаба находился округ Кенджида, центром которого был город Усбаникет (Саннкес, Субаникст, Арсубаникет). Название Арсубаникет бесспорно связано с р. Арысь (Арсу соответствует Арысь).
В письменных источниках послемонгольского времени название Усбаникет не упоминается, но название округа Кенджида встречается на монетах чекана джагатаидов. В.В. Бартольд локализовал округ Кенджида в среднем течении Арыси. Е.И. Агеева и Г.И. Пацевич отождествляли столицу округа Усбаникет с городищем Джуван-тобе. Новые раскопки на Джуван-тобе, однако, показали, что это городище прекратило свое существование в VIII в., т.е. за два столетия до упоминания Арсубаникета в письменных источниках, и поэтому никак не может быть сопоставлено со столицей области. Усбаникет, на наш взгляд, следует отождествить с городищем Шортобе (Караспан II), расположенным между селами Тамерлановка и Мамаевка. Это самое крупное городище в среднем течении Арыси, датируемое VI-XIV вв.
В низовьях Арыси находился округ Фараб (Отрар) с центром в городе Отраре. В письменных источниках название Отрар появляется в VIII в. Одновременно стало известно и другое название города – Фараб. Источники позволяют проследить его историю с VIII по XIX в. Идентичность Отрара с городищем Отрар-тобе не вызывает сомнений.
Однако до сих пор не все ясно в локализации находившегося здесь города Тарбанд (Тарбан), упоминавшегося в древнетюркских надписях и арабских исторических сочинениях. С.Г. Кляшторный отождествляет Тарбанд (Тарбан) с городищем Отрар-тобе, опираясь на сведения из географического сочинения Якута (XIII в.): «Турарбанд, город за Сейхуном, из самых отдаленных городов Шаша, примыкающих к Мавераннахру. Народ этой страны по-разному произносит это имя, и они говорят Турар и Отрар». Раскопки Отрара по уровню слоев VI-VIII вв. и памятников оазиса этого же периода дали нумизматический материал, который также подтверждает тождество Тарбанд – Отрар. Было бы крайне интересно выяснить этимологию всех трех названий. Пока бесспорно лишь, что Фараб можно объяснить как согдийское название «заречного», «берегового» места.
Этимологию топонима Отрар предложил в свое время Н.С. Лыкошин. По его мнению, ее можно объяснить исходя из тюркского «ут» в значении «огонь», «пепелище». Возможны и другие толкования. Так, в языке огузов существовали понятия, связанные с длительными остановками, стоянками. Среди них «тураси йер», напоминающее по значению Турар и Отрар.
В X в. главным городом округа Фараб становится Кедер. Причем источники подчеркивали, что Кедер был новым городом, и устройство в нем соборной мечети вызвало междоусобные войны. На основании близкого сходства керамики X-XII вв. из Отрара и городища Куйрук-тобе высказано мнение, что Кедер был новым городом по отношению к старому – Отрару и что переселение ремесленников из старого центра в новый могло вызвать столь близкое сходство материалов. Сейчас получены новые доказательства в пользу тождества Кедер – Куйрук-тобе. Раскопки на городище открыли пока единственную в Южном Казахстане соборную мечеть X-XII вв., из-за которой, видимо, и произошла междоусобица в округе.
Название Кедер исчезает со страниц арабо-персидской литературы в XI в. Как свидетельствуют археологические данные, именно к этому времени относится упадок Куйрук-тобе. В начале XII в. столица вновь перемещается в Отрар. Об этом говорят легенды монет с именем Мухаммеда б. Текеша, найденных при раскопках Отрара. Они были выпущены в 1216-1218 гг. в Отраре.
В округе Отрар – Фараб находились еще два города. На левом берегу Сырдарьи в двух фарсахах ниже Кедера стоял город Весидж. Его локализация на месте городища Оксус наиболее вероятна, ибо другого крупного городища со слоями IX-XI вв. здесь нет.
По нашему мнению, к Фарабу – Отрару следует причислить город Бурух. Согласно ал-Макдиси, «Бурух – старый (большой) город, соборная мечеть на рынке». В 30 км северо-восточнее Отрара находится городище Бузук. Оно возникло в первые века н. э. и существовало до XV в. Думается, что аргументом в пользу их идентичности может служить и сходство названий Бурух – Бузук.
Ниже Отрара по Сырдарье находился округ Шавгар с одноименным центром. В. В. Бартольд помещал Шавгар в районе Туркестана. Город Шавгар был отождествлен в свое время с городищем Чуйтобе, расположенным в 8 км юго-восточнее Туркестана. В переводе с согдийского Шавгар означает «Черная гора». Расположение городища в предгорьях Каратау (Черных гор) может служить дополнительным аргументом в пользу тождества Чуйтобе – Шавгар.
В XII в. центром Шавгара становится город Ясы. Данные источников подтверждаются находками монет, чеканенных от имени хорезмшаха Мухаммеда б. Текеша и городе Ясы. Ясы локализуется на месте городища, расположенного на территории современного Туркестана.
В округе Туркестана находились города Шагильджан, Карнак, Карачук. Название Шагильджан до сих пор сохранилось в названии современного села Шага, расположенного в 20 км северо-восточнее Туркестана. Городище, которое находится здесь, датируется IX- XVIII вв.
Карнак впервые назван Махмудом Кашгарским в списке городов огузов. Он прославился как город, связанный с выплавкой цветных металлов. В свое время его отождествляли с городищем Садык (Сейдак) -Ататобе у села Чорнак. Городище дожило лишь до VIII в. и, следовательно, никак не могло соответствовать Карнаку. Город, бесспорно, локализовался на месте городища Ишкан в селе Атабай, которое до недавнего времени сохраняло свое древнее название Карнак.
Карачук тоже впервые назван Махмудом Кашгарским: «Карачук- название Фараба, а это название города гузов». Позднее город упоминается в разных источниках. Локализовать город позволяет сохранившееся до сих пор название речки Карачик, на берегу которой расположено два крупных городища – Тортколь I и Тортколь II. Первое из которых датируется VI-XII вв., второе – XIII-XIX вв. В 35 км северо-западнее Туркестана находится городище, которое сохранило название Сауран, т.е. одного из наиболее известных городов средневекового Казахстана. Город Сауран появляется в источниках X в. Судьба города в период монгольского нашествия неизвестна, но уже в середине XIII в. о нем пишет Гетум I. До середины XVIII в. Сауран играет важную роль в истории Туркестана.
Сохранившееся древнее название городища как будто бы не вызывает сомнения, что Сауран был именно на этом месте. Но более детальное обследование памятника свидетельствует о том, что он не имеет слоев раньше XIII в. Значит, домонгольский Сауран следует искать в другом месте. Город, как ни один другой, судя по описаниям ал-Макдиси, имел сложную систему фортификации: «Сауран – большой (город), окруженный семью стенами, одна за другой…». В топографии же городища Сауран отмечена лишь одна стена.
Наиболее подходящим пунктом для локализации Саурана является городище Мейрам-тобе. Городище находится точно напротив Саурана, в 15 км к западу. Топография его отлична от других сырдарьинских городищ. Центральная часть – четырехугольное в плане укрепление размером 200×210 м с башнями по углам и периметру. Она как бы вписана в следующие один за другим на расстоянии 200, 400 и 500 м четырехугольники из валов с башнями. Вокруг каждого четырехугольника прослеживаются глубокие рвы. Сложная система укрепления, состоящая из четырех стен и такого же числа рвов, иллюстрирует описание Саурана как «пограничной крепости против гузов и кимаков». Датируется городище первыми веками н. э. – XIII-XV вв. Таким образом, представляется возможным локализовать Сауран домонгольского времени на левом берегу Сырдарьи и идентифицировать его с городищем Мейрам-тобе, тогда как Сауран XIII-XVIII вв. соответствует одноименному памятнику.
В низовьях Сырдарьи источники помещают группу городов, в большинстве своем легко отождествляемых с конкретными памятниками. Это Сыгнак, которому соответствует городище Сунак-Ата, Узгент – Кыр-Узгент, Дженд – Джан-кала, Аснас – Асанас, Янгикент – Джанкент.
До сих пор нет точности лишь в идентификации городов Джувары (Хоры) и Барчынлыгкента (Барчкента). Нашими исследованиями выявлено сильно разрушенное городище вблизи станции Хоркут-Ата с материалами IX-XV вв., которое, видимо, и является остатками Хоры.
Барчкент мы вслед за А.X. Маргуланом склонны отождествить с городищем Кыз-Кала, которое полностью уничтожено. Название города в народном эпосе связывается с именем девы Барчин- героини сказания «Алпамыс». Вполне вероятно изменение названия города «девы Барчин» в Кыз-Кала (девичий город).
На северных склонах Каратау средневековые источники помещают большую группу городов, из которых наиболее ранние Баладж и Берукет. Оба названы в реестре ал-Макдиси. Большинство исследователей располагает их на северных склонах Каратау без конкретной привязки к памятникам.
Городище Сузак сохранило название средневекового города до наших дней, городище Кумкент, датируемое VI-XV вв., отождествляется с Койканом – Кумкентом, Саудакент – с Сулханом (Сугулханом).
2. Количество городов, типология и типография
Согласно письменным источникам, на юге Казахстана в период раннего средневековья было шесть городов. Это «город на Белой реке» – Испиджаб (Сайрам) и еще три города на Шелковом пути – Газгирд, Шараб и Будухкет. Города Отрар и Шавгар являлись центрами отдельных оазисов.
Однако городищ, которые имеют слои VI – первой половины IX в., гораздо больше, чем названо источниками и отождествлено с конкретными памятниками. Е.И. Агеева и Г.И. Пацевич насчитывали 22 городища, существовавших до VII в., и 61, существовавший с VII по IX в. Это число было преувеличено из-за нечетких датировок и занесения в разряд городов всех памятников, независимо от их размера и структуры.
Бесспорно, к числу городов следует отнести городища, которые идентифицируются с городами письменных источников, т.е. с той моделью города, которая сложилась в представлении современников. Однако этот путь приемлем только для тех районов, где имеются достаточно подробные списки городов. В основном отличить город от сельского поселения бывает трудно, поскольку понятия города и деревни часто сливались. Зачастую разница между ними определялась не уровнем развития ремесла и торговли, а только наличием административной власти, как это было в мусульманском мире VIII – начала XIII в. и относительно недавно в Средней Азии и Казахстане.
В археологической литературе было традиционным определять типологию городищ на основании следующих данных: топографических признаков, в частности форм и размеров, сведений письменных источников; хронологических сведений; географического положения памятника и взаимодействия с окружающей территорией; особенностей архитектуры, использования тех или иных строительных материалов, планировочных приемов.
В среднеазиатской археологии были выработаны особые приемы изучения городищ с целью максимального использования содержащейся в них информации для исторических реконструкций. Определился подход к изучению микрорельефа, отражающий особенности скрытых под ним элементов городского организма.
Особое значение приобретает использование количественных методов при рассмотрении развития среднеазиатского города от начала его появления до средневековья. Например, изучение динамики городских поселений Ферганы за весь период существования показывает, что типы поселений изменялись медленно, городское население было стабильным. По мнению Ю.А. Заднепровского, важную роль в типологических построениях играет соотношение цитадели и всей площади городища. В сельских поселениях цитадель, как правило, занимает больше 25% всей территории. На материалах Согда установлено, что в селе на цитадель приходится большая часть площади. Этот признак был использован при типологии городищ Шаша.
Большую роль играет типологизация поселений и рассмотрение групп поселений или древних оазисов как своего рода макросистем с иерархической внутренней структурой. Так, кушанские поселения площадью более 5 га В.М. Массон относит к городам. Четкий геометрический план городищ, по его мнению, указывает на возможность какого-то централизующего начала.
Э.В. Ртвеладзе при выделении поселений городского типа пользовался такими признаками, как размер, форма, трехчастное деление, наличие фортификационных сооружений. Трехчастность городища и, по мнению других исследователей является важным признаком его отнесения к городу. Аналогичные принципы использовались при классификации оседлых памятников эпохи Сасанидов в Южном Туркменистане.
По мнению исследователей, значительные размеры памятника сами по себе уже отражают сложность выполнявшихся им функций. Если тип поселения рассматривать как устойчивое сочетание определенных признаков, связанных в первую очередь с выполняемыми этими поселениями функциями, то функции находят отражение и в размерах памятника, его внутренней структуре, и в составе находок.
Типологическое изучение конкретных памятников будет способствовать более углубленному пониманию закономерностей исторического процесса. «Типология – очень плодотворный метод, позволяющий определить наряду с известными и какие-то новые существенные стороны конкретного, т.е. единичного, а затем и общего. Типологический метод предлагает доведение в историческом познании сравнительного метода до его полного и наиболее результативного выражения».
При определении типологии раннесредневековых городищ Южного Казахстана использовалась совокупность следующих признаков: хронология; структура городища, размеры городища и соотношение его частей (цитадель и вся площадь или цитадель и шахристан); фортификация; толщина культурного слоя: археологический комплекс, если он получен; керамика и материалы из шурфов и сборов. Но большинство городищ можно классифицировать по таким признакам, как общая площадь и соотношение площадей отдельных его частей, площадь сельскохозяйственной округи, длина стен. Таким образом, в низовьях Сырдарьи выявлена группа раннесредневековых городов, в том числе Сунак-Ата и Куюк-Кескен.
На северных склонах Каратау зафиксированы два городища – Кумкент и Баба-Ата, которые соответствовали городам. На Средней Сырдарье обнаружено пять городищ. Всего на юге Казахстана в эго время насчитывалось 30 городов, из которых только 6 названы в письменных источниках.
Классификация городищ Южного Казахстана по размерам будет необоснованной, ибо площади их в VI-VIII вв., за редким исключением, неизвестны.
На юге Казахстана городища аналогичны среднеазиатским и состоят из трех частей – цитадели, шахристана и рабада, окруженного стеной либо нет. В большинстве своем (62%) они округлые в плане, остальные прямоугольные. Последние преобладают в предгорной полосе и низовьях Сырдарьи. Топография памятников, расположенных в предгорной зоне Таласского Алатау, близка топографии юго-западного Семиречья. В долине Сырдарьи города располагаются группами. В предгорной зоне они располагались у горных речек на расстоянии 15-20 км друг от друга.
3. Структура городов
Цитадели являются обязательным элементом города. Это была наиболее укрепленная его часть. Так, цитадель Куйрук-тобе в VII-VIII вв. представляла собой постройку замкового типа, поднятую на пахсовую платформу высотой 10 м. Планировка цитадели ввиду сильной разрушенности и последующих перепланировок до конца не выявлена. В центре находился зал, вытянутый длинной стороной по линии СЗ – ЮВ на 15 м, короткая его сторона равна 10,5 м, общая площадь составляет 157,5 кв. м. Стены построек сложены из пахсовых блоков и длинномерного сырцового кирпича. Хорошо сохранившееся помещение имело размеры 5,2X5,5 м. В центре его – круглая тумба диаметром 2 м и высотой 0,4 м, предназначенная, видимо, для стационарного светильника. Такие тумбы характерны для дворцовых построек Средней Азии периода раннего средневековья.
С северо-западной стороны зала находилась группа помещений, от которых сохранились лишь наружные стены.
С северо-восточной, северо-западной и юго-западной сторон парадного зала и группировавшихся вокруг него помещений проходил обводной коридор шириной 2,8 м. Из него вел вход в парадный зал и группу помещений, расположенных северо-восточнее. Западный участок галереи при помощи длинного коридора тоже соединялся с залом. В этом коридоре, перекрытом коробовым сводом, находилась лестница, которая вела на крышу дворца.
Позднее комплекс был расширен с восточной стороны за счет пространства между северной и восточной башнями. К платформе была сделана приставка шириной 5 м и длиной 12,5 м и на ней выстроены два дополнительных помещения.
Комплекс построек датируется второй половиной VII – первой половиной IX в.
Наличие парадного зала, находки резного дерева подчеркивают репрезентативный характер постройки, бывшей местом пребывания правителя города.
Раскопками на цитадели городища Баба-Ата установлено, что здесь в VI-VIII вв. находилась двухэтажная постройка площадью 240 кв. м. На первом, цокольном, этаже располагался парадный зал диаметром 5,8 м, перекрытый куполом. Второй этаж был занят шестью помещениями с Коробовыми перекрытиями. Фасадом постройка была обращена на западную сторону. Отсюда внутрь вел коридорообразный вход, который соединял парадный зал с лестницей, ведущей на второй этаж. Из шести помещений на втором этаже три находились на одной оси вдоль северной стены здания. Центральное помещение имеет размеры 3,2X3,2 м, крайние – 3,7X3,7 м. Перекрыты помещения куполами, которые опирались на арочно-ступенчатые тромпы.
Раскопки на цитадели Лугового частично выявили и здесь остатки постройки замкового типа VII-VIII вв.
Городской квартал и его формирование. Членение городов на кварталы было закономерным для феодального общества. Оно обусловлено свойственным этому обществу замыканием людей, связанных родственными узами, общей профессией, религией, в группах. Уже у Нершахи в «Истории Бухары» были встречены термины «ку» и «махалла (махаллат)», обозначавшие кварталы Бухары. Широко оперируют понятием «квартал» исследователи средневековых городищ. Однако, несмотря на широкое использование в археологической литературе термина «квартал», до сих пор единого толкования этого понятия не существует. Как правило, под кварталом подразумевается городская застройка в ее современном понимании, восходящая к античной традиции, когда прямоугольная сетка улиц сочетается с регулярно распланированными жилыми массивами.
По мнению А.М. Беленицкого, кварталы Пенджикента представляли собой жилые массивы, ограниченные улицами, сеть которых в городе была регулярной и прямоугольной. В.Л. Воронина кварталом считает группу домов, объединенных внутриквартальной, отходящей от общегородской, улочкой. Со всех сторон квартал замкнут, границы его проходят по задним стенам домовладений. Аналогичное определение квартала дают другие исследователи.
Раскопки казахстанских городов позволили выделить отдельные кварталы, их границы и предложить такое определение: квартал – это массив городской застройки, состоящий из нескольких домовладений, объединенных внутриквартальной улочкой или же отрезком магистральной улицы. Фасад квартала глухой, границы с соседними кварталами проходят по задним стенам всех домов и боковым стенам крайних домов.
Кварталы VI – первой половины VII в. выявлены при раскопках городища Кок-Мардан. Кварталами можно считать три группы домовладений. Каждый из таких кварталов объединен тупиком, отходящим от магистральной «северной» улицы и упиравшимся в крепостную стену. Длина тупиков 15, 12 и 10 м, площади кварталов 370, 350 и 300 кв. м.
Внутриквартальная улочка закрывалась калиткой, в месте соединения ее с магистральной улицей сохранились остатки пазов от порогов. Западной стороной квартал примыкал к городской стене, южная стена отделяла его от городской застройки, восточная часть квартала разрушена.
По своей планировке и характеру застройки квартал не отличается от более ранних кварталов VI-VII вв. на Кок-Мардане.
Архаический уклад быта жилых кварталов XIX – начала XX в., по мнению ряда исследователей, не отличался существенно от быта горожан начальных стадий феодализма. Середина I тысячелетия у народов Средней Азии и Казахстана была переломным моментом в переходе от патриархальных семейных общин к малой семье. Для него характерно сложение своего рода переходной формы семьи. Она состояла уже не из трех или более поколений, а из двух. Старшее поколение представлено отцом и матерью, с которыми жили все женатые сыновья.
У полуоседлых и оседлых каракалпаков семейно-родственные группы именовались «коше». Во главе каждой группы стоял старшина – «коше бий» или «коткуда» из числа наиболее богатых или влиятельных стариков. Обычно кош составлял аул, иногда несколько кошей объединялись в более крупные селения, выделяясь в них компактными группами. Семьи совместно пасли скот, вместе отмечали семейные события, сообща выполняли обряды.
Отчетливо прослеживаются семейно-родственные группы у оседлого населения. У таджиков они назывались «кавн» или «каун». Как правило, каждая такая группа проживала в одном квартале. Каждая семья группы владела индивидуальным приусадебным и пахотным участком земли, но все семьи объединялись для пастьбы скота, оказывали друг другу помощь в уборке урожая, в строительстве, вместе справлял и общие и семейные праздники, имели общую мечеть и общее кладбище.
У кочевников и полукочевников наряду с малой семьей появилось и более широкое объединение с признаками экономического и территориального единства. Группы состояли из семей, находившихся в родстве и связанных сознанием общего происхождения. Количество семей в группе колебалось от 2-5 до 10-15. Они кочевали одним аулом, на зимовках селились рядом, скот выпасали совместно, по очереди, практиковали трудовую взаимопомощь, устраивали совместные праздники, совместно готовили ритуальную пищу. Однако каждая семья имела свое тавро для скота.
Население кварталов Кок-Мардана, видимо, составляли семейно-родственные группы. В квартале насчитывается от 4 до 6 домовладений, принадлежащих отдельным родственным семьям.
Обычно семейно-родственные группы имели свои места религиозных культов, кладбища. В Кок-Мардане в квартале «А» отмечена такая культовая постройка.
В городах Южного Казахстана находились храмы и святилища. Значимость их в жизни горожан была различной: некоторые принадлежали жителям квартала, другие – крупным религиозным общинам города.
На Кок-Мардане было раскопано квартальное святилище. Это квадратная в плане однокомнатная постройка размером 4X4 м. Напротив входа в центре стены на высоте 0,5 м от пола находилась прямоугольная ниша, обрамленная налепом в виде рогов барана. Под ней находился подиум с толстым слоем золы. Г-образная суфа шириной 1 м расположена у юго-западной и северо-восточной стен.
4. Функции городов
Ремесла. Развитие городов как торгово-ремесленных центров было связано с процессом отделения ремесла от сельского хозяйства и значительным расширением ремесленного производства, обслуживающего, главным образом, господствующий класс. На обусловленность процесса урбанизации от роста ремесла и торговли указывал К. Маркс: «…как только городская промышленность как таковая отделяется от земледелия, ее продукты с самого начала становятся товарами и, следовательно, для их продажи требуется посредничество торговли. Связь торговли с развитием городов и, с другой стороны, обусловленность последнего торговлей понятны, таким образом, сами собой».
Пока не раскопано ни одной мастерской, по которой можно было бы судить об уровне ремесленного производства.
Хуже всего обстоит дело с представлением о таких ремеслах, как ткачество, производство изделий из кожи, шерсти, войлока. О продуктах этих ремесел, производимых в городах Южного Казахстана, есть упоминания в письменных источниках, но они относятся к несколько более позднему времени.
О производстве тканей можно судить по находкам пряслиц, число которых на Кок-Мардане приближается к 340, об изготовлении кожаной посуды – по глиняным краснолощеным сосудам с рельефным орнаментом, подражающим тиснению на коже.
Производство керамики благодаря массовым находкам изучено достаточно хорошо. Пока известна только одна печь VIII-IX вв., раскопанная на территории северного рабада Отрара. Она имеет грушевидную форму, длину 2,7 м, ширину 2,5 м. Огневая камера имеет меньшие размеры, чем обжиговая. Удалось установить, что под печи опирался на «столб», состоящий из перевернутого хума без дна, обложенного сырцовым кирпичом. Венчиком он стоял на трех «рогатых» подставках. Через него жар поступал внутрь обжиговой камеры.
При раскопках Кок-Мардана, в слоях Куйрук-тобе и Отрара VII-VIII вв. собраны чоты, ножи, серпы. Обнаружены железные крицы, свидетельствующие о выплавке железа на месте.
Искусство ювелиров известно по находкам ажурных бронзовых блях с позолотой, на которых изображены мужчина и женщина в коронах и парадных одеждах с фигурками верблюдов на поднятых ладонях, а также по находкам браслетов.
Найдены поделки из кости – накладки на лук, просверленные амулеты из косточек животных, заготовки из рога маралов со спилами.
Из камня делались жернова, терочники.
Высокого уровня в городе достигли архитектура, строительство, ремесло художественной резьбы по дереву. Сходство в архитектуре, строительных приемах, в оформлении интерьеров дворцов, буддийских храмов Южного Казахстана, можно объяснить и тем, что в строительстве их наряду с местными принимали участие и приглашенные мастера, что способствовало быстрому распространению достижений в строительстве, нивелированию вкусов и запросов горожан, разных историко-культурных областей Южного Казахстана.
Торговля была одним из важнейших факторов развития города. Город не только производил, но и торговал, причем вторая его функция в глазах современников была едва ли не важнейшей. В городе сходились три основные направления товарообмена: между странами, между городом и его округой, между городом и кочевой степью.
Шелковый путь проходил через юг Казахстана и Семиречье. Известно описание его участка, который шел через города Суяб, Тараз и Испиджаб. В Испиджабе от него отходило ответвление на северо-запад в Фараб, Шавгар и дальше в низовья Сырдарьи.
Часть предметов роскоши из Византии, Согда, Китая и других стран оседала в ставках тюркской знати, в домах горожан. Среди археологических находок – серебряные кувшины с подражаниями византийским клеймам, золотые византийские монеты, китайские зеркала.
Обменная торговля с кочевниками осуществлялась на ярмарках, которые собирались в больших пограничных городах – Испиджабе, Отраре.
О наличии денежной торговли говорят находки монет VII-VIII вв. в Отраре, Куйрук-тобе.
Сельское хозяйство играло немаловажную роль в жизни средневекового горожанина.
При раскопках Кок-Мардана, раннесредневековых слоев Отрара, Куйрук-тобе обнаружены косточки урюка, винограда, арбузные и дынные семечки, зерна пшеницы, проса, риса. О широком распространении виноградарства свидетельствуют остатки винодельни VII-VIII вв. в Луговом Б. Луговская винодельня находилась в одном из помещений жилого комплекса усадьбы и состояла из нескольких соединенных трубами давильных площадок, откуда виноградный сок стекал в колодец. Там он отстаивался, очищался и затем разливался по емкостям. Здесь же из сока варился бекмес (патока из виноградного сока). Размеры винодельни, большая емкость колодца свидетельствуют о развитии виноградарства в городе Кулане, отождествляемом с городищем Луговое, и, бесспорно, в других городах и поселениях. Таким образом, раскопки виноделен, находки зерна, семян садовых и бахчевых культур свидетельствуют о подсобных занятиях горожан полеводством, садоводством, бахчеводством.
5. Города Южного Казахстана
Испиджаб (Сайрам)
Испиджаб – крупнейший, центральный город на Великом Шелковом Пути. Впервые он упоминается в маршрутнике Сюань Цзяня 629 г. как "город на Белой реке". Позднее Махмуд Кашгарский сообщает: "Сайрам – название белого города (Ал-Мединат ал-Байда), который называется Испиджаб. Про него говорят также Сайрам". Этимология топонима Испиджаб в значении "белая вода" предложена исследователями на основе согдийского языка. Город под названием Сайрам дожил до настоящего времени, и нет сомнения в том, что городище на его территории соответствует средневековому Испиджабу. Городище Сайрам датируется I – XIX вв. н.э. В Сайраме огромное изобилие мазар (святых могил). Следующие мазары существуют до сих пор: родители выдающегося поэта и религиозного мистика X.А. Яссави Карашаш ана (XVIII в.), Ибрагим ата (XIII-XIX вв.), Абдел Азиз Баба (XV-XIX вв.), Ходжа Талиг (XIII-XIX в.в.), Мирали Баба (конец ХГХ-ХХ вв.), Средневековый минарет Хызр (XIII-XIX вв.)
Испиджаб был одним из ключевых торговых пунктов Шелкового Пути на территории Южного Казахстана. По свидетельству арабского летописца, в городе располагались рынки, на которых торговали тканями, крытые торговые ряды, мечети.
Местоположение Сайрама ученые связывают с древним городом Исфиджабом. Зарождение и становление Исфиджаба было вызвано не только удобным экономическо-географическим положением. Находившийся на перекрестье караванных дорог, город стал ремесленно-торговым центром и опорной базой ислама, откуда новая мусульманская религия распространялась в степные районы. В книге путешествий Сюан-Цзяна (629 г.) он назван как город у реки Сайрам-Ак. Как Исфиджаб он известен по более поздним сообщениям Махмуда Кашгари, относящимся к XI веку. Вокруг Исфиджаба было сконцентрировано множество городов и более мелких поселений, об этом писал в X веке аль-Истархи. Его сооружения были возведены из глины, базары полны фруктов, на них много ремесленной продукции и других полезных вещей. В окрестностях много городов и селений. В их числе Манкент, Джумишлагуд, Газгерт, Харлуг. Вместе с близлежащими городами и поселениями Исфиджаб-Сайрам был самым густонаселенным районом региона. Он пополнялся и рос за счет кочевых тюркских народов, переходивших к оседлому образу жизни.
В городах успешно развивается прикладное искусство. В IX-X вв. в Исфиджабе и других населенных пунктах, расположенных на территории сегодняшнего Южного Казахстана, городские умельцы научились делать поливную керамику. Бурное развитие получило искусство изготовления прикладных вещей из железа и меди, совершенствовалось мастерство ювелиров. Исфиджаб становится центром крупного земледельческого района. Горожане выращивают хлеб, овощи и фрукты. Держат крупный рогатый скот, занимаются овцеводством. Вплоть до XIII в., когда началось монгольское нашествие, Исфиджаб процветал.
Для своего времени Сайрам был хорошо укреплен. Основная часть города окружена очень высокими стенами.
Крепость располагалась с восточной стороны. Являясь на протяжении долгого времени крепостным форпостом, Сайрам сумел сохранить до наших дней средневековую планировку восточных городов. В древнем городе с четырех сторон находились ворота, расположенные друг против друга и соединенные между собой широкими, прямыми улицами. В X веке они назывались: Нуджакетские ворота, ворота Фар ханы, ворота Саианрасы и Бухарские. В начале XX столетия северные ворота Сайрама звались Бельдарбаза, с внешней стороны их защищали глинобитные минареты. Южные ворота называли Базарными, восточные – Карамуртинскими, западные – Шымкентскими. Население Сайрама было разнородным. Среди жителей города встречались потомки древних тюрков и ирано-язычных народов. К XVII веку городская культура на территории современного Южного Казахстана постепенно пришла в упадок. В результат борьбы за сырдарьинские города и из-за междоусобных войн, которые вели в XV-XVI вв. враждующие феодальные правители Мавераннахра и Дешт-и-Кипчака, запустение коснулось и Сайрама.
В конце XIX столетия, в результате роста, город вышел за пределы крепостных стен. Хозяйственные постройки и помещения вблизи жилья, которые занимали довольно обширное место, были глинобитными либо строились из сырцовою кирпича. Для возведения же домов использовался обожженный кирпич и необработанный камень. Главные улицы города, пересекаясь в центре, соединялись у здания Пятничной мечети. Среди других городских сооружений мечеть особо выделялась изяществом своей архитектуры. Она была построена в конце XIX века и просуществовала до 1928 года. В контурах и облике Шахарстана – исторического центра Сайрама и сердца прежнего города – ясно угадываются следы схематично сохранившихся древних направлений главных городских улиц. Исторический центр Сайрама представляет собой памятник культуры городского строительства IХ-ХIХ столетий.
Средневековье, когда ислам достиг наивысшего расцвета, явило огромное число прославленных правителей и вождей народа, духовных деятелей и просветителей. Одним из них был правитель Сайрама Султан Мансур (IX-X вв. Он построил множество мечетей, минаретов и подземных дорог. На протяжении тридцати лет сделал много полезного. Когда участились набеги захватчиков на живущий в достатке народ, Султан Мансур отправил исламскому шейху Раисиддину сообщение о том, что враг близко. Собрав общее войско, они дали врагу достойный отпор. По навету завистников его арестовали в Самарканде. Безвинно заточенный в зиндан, шейх Мансур проводил дни в служении Аллаху. Выяснив, что правитель Сайрама невиновен, Исмаил Самани освободил его из заточения и принял с большим почетом. После возвращения на родину Султан Мансур отказался от правления и занялся земледелием. Он думал о народе, о том, как помочь вдовам и сиротам. В степи поставили четыре сотни походных юрт, вырыли новые арыки, подготовили пощади под новые посевы и сады, а когда созрел урожай, поделили его между нуждающимися.
По своему происхождению Султан Мансур принадлежал к материнской линии пророка Мухаммеда. Мавзолей этого человека, который благодаря знаниям, честности и верности избранному им духовному пути достиг необыкновенной святости, расположен в окрестностях селения Яргарлык.
Отрар
Отрар расположен в долине Сырдарьи, при слиянии рек Арыси и Сырдарьи. В науке этот район называется Отрарский оазис, древние названия которого Тарбанд, Турарбанд, Турар, Фараб. Фараб является родиной выдающегося учёного, мыслителя, философа, продолжателя Аристотеля – Абу Наср ал-Фараби.
В 1219-1220 годах город штурмовали монгольские отряды Чингис-хана, в 1405 г. здесь умер великий завоеватель Тимур. Географическое положение оазиса совпадает с территорией современного Отрарского района Южно-Казахстанской области. С запада оазис ограничен Кызылкумами, занимающими пространство между двух великих среднеазиатских рек – Сырдарьи и Амударьи. Часть правобережья Сырдарьи, входящая в оазис, – плоская или слегка холмистая степь с бедной однообразной флорой. Она заканчивается у горного хребта Каратау, из ущелий которого вытекают Бугунь, Боролдай, Чаян, Арыстанды и другие речки. Отрарский оазис всегда занимал в Южном Казахстане удобное стратегическое положение. Через Отрар проходил Великий Шелковый путь.
Тысячелетия, наполненные завоевательными войнами, сделали свое дело: сейчас на месте цветущего города остались заросшие травой руины. Высохшие поля пересекают глубокие магистральные каналы, растрескавшиеся от жары, русла которых вот уже сотни лет не получали ни капли воды. Археологические исследования и раскопки в Отрарском оазисе ведутся археологами Казахстана с 1969 г. Раскапывались городища Отрар, Куйруктобе, Кок-Мардан, Алтынтобе, Мардан-Куик. На Отраре вскрывались городские кварталы XVI-XVIII вв., XIV-XV и XI-XII вв.; квартал гончаров XIII-XIV вв.; баня XIII-XV вв.; кирпичеобжигательная мастерская XIII-XIV вв.; мечеть и дворец конца XIV-XV вв.
Интереснейшим сооружением Отрара конца XIV – начала XV вв. является соборная мечеть. Ее постройка связана с именем Тимура, по приказу которого были воздвигнуты на территории Казахстана мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави в Туркестане и мавзолей Арыстан-баба в Отрарском оазисе.
На Отраре в 2001-2004 гг. осуществлялся международный проект ЮНЕСКО – Казахстан – Япония по "Консервации и сохранению древнего города Отрар". Консервируется мечеть, баня, комплекс гончарных мастерских, стен. С 2004 г. действует государственная программа "Возрождение древнего Отрара". По замыслу археологов и специалистов-реставраторов Отрар будет превращен в средневековый город-музей и должен стать своеобразными казахстанскими Помпеями.
Городище датируется периодом от первых веков нашей эры до XVIII века.
План городища характерен для большинства средневековых памятников Казахстана и Средней Азии. Цитадель и шахристан представляют собой пятиугольный в плане бугор высотой 18 м. Площадь бугра 20 га, размеры сторон: южной – 380 м, юго-западной – 145 м, западной – 400 м, восточной – 350 м. По периметру бугор окружен стеной, которая и сейчас сохранила крутизну 70-80 градусов
На стене имелись башни. За стеной виден ров в виде лощины шириной 10-15 м. В город вели три въезда. Топография Отрара сложилась в основных чертах в период позднего средневековья (XV-XVIII вв.). Цитадель находится в центре бугра и имеет треугольную форму со сторонами 220х220х230. К холму, занятому цитаделью и шахристаном, примыкает территория укрепленного рабада, площадью 150 га. Стены вокруг рабада сохранились лишь на отдельных участках.
Раскопки слоев Отрара VII-VIII вв. свидетельствуют о том, что это был уже сложившийся город. Обнаружены остатки строительных конструкций из сырцового кирпича, собрана коллекция посуды, для которой характерны узкогорлые кувшины со сливами, светильники на столбообразных ножках, монеты местного чекана.
Период IX-XII вв. был временем подъема городской жизни на юге Казахстана. Возникают новые города, развиваются старые. Отрар в это время занимал территорию в 200 га. Территория города была тесно застроена домами, группировавшимися в кварталы-блоки. В IX-XII вв. в городской застройке появляются бани. В Отраре исследованы две бани на территории рабада.
Собрана коллекция керамики IX-XII вв. Интересны материалы гончарных печей, также найденных на рабаде. Собраны богатые коллекции стеклянных изделий – обломков графинов, чаш, бокалов, флаконов. Много ювелирных изделий. Это бусы из граната, сердолика, стекла, перстни, браслеты из бронзы. Расцвет города был прерван монгольским нашествием. К середине XIII в. Отрар вновь превращается в крупный торговый центр. Отрар известен как центр чеканки монет, имеющих хождение в Центральной Азии.
Представление о городской застройке, характере городского квартала, общественных сооружений, о формировании новых типов жилища известно по широким раскопкам Отрара. Один из кварталов XIII-XIV вв. был раскопан на площади в 2300 кв. м. Он объединял 12 отдельных домовладений площадью от 30-40 до 250 кв. м. Планировка XIII-XIV вв. мало напоминала планировку XI-XII вв., зато квартал XV в. фактически повторял планировку XIII-XIV вв.
Гончарная слобода Отрара занимала площадь около 2 га.
Керамика XIII-XIV вв. претерпевает значительные изменения. Вся керамика изготовлена на гончарном круге из плотного серого, желтого, красноватого в изломе теста, снаружи покрыта светлым ангобом.
О жизни города XVI-XVIII вв. дают представление два строительных горизонта. Нижний датируется XVI – началом XVII вв., верхний – концом XVII-XVIII вв. Городская планировка, направление улиц, границы кварталов на протяжении трех столетий не менялись. Планировка жилищ также традиционна. Изучение кварталов Отрара позволило определить численность городского населения. Было установлено, что в Отраре в XVI-XVII вв. проживало 5-7 тыс. человек.
Шавгар (Туркестан)
Сначала главным городом был Шавгар, затем Ясы (так назывался г. Туркестан до XVI в.). До VIII века Шавгар был подвластен Тюркскому и Западно-Тюркскому каганатам (552-702 гг.). В начале VIII в. область Шавгар вошла в западные границы Тюргешского каганата (702-756 гг.), владения которого доходили до среднего течения р. Сырдарьи. В этот период началось арабское завоевание Средней Азии и Южного Казахстана. Овладев Мавераннахром, арабы стали продвигаться в районы Сырдарьи и Таласа. Во второй половине VIII в. восточной частью Сырдарьинской области и Таласской долиной овладели карлуки. Карлукский джабгу должен был платить дань, но часто нарушал обязательства и арабам приходилось совершать карательные походы на подвластные территории. В период политического господства в Средней Азии государства Саманидов (820-999 гг.) Шавгар вошел в его северо-восточные пределы. В IX веке близлежащие к Шавгару области подчинялись карлукам, а сначала X в. огузам. Огузское государство образовалось в конце IX – начале X веков в бассейне нижнего и среднего течения р. Сырдарьи и примыкавших к ней степях Западного Казахстана и просуществовало до середины XI в., быстро увеличивая свои владения. IX- X века были временем наивысшего расцвета г. Шавгара.
Он располагался в зоне соприкосновения земледельческой и кочевнической культур, что способствовало его быстрому росту и превращению в крупный ремесленный и торговый центр. После падения государства саманидов их владения были поделены между караханидами и газневидами с границей по р. Амударье. В караханидское государство (942-1212 гг.) вошли земли, расположенные в бассейне Сырдарьи, области Шавгар, Отрар, Испиджаб, Семиречье, Восточный Туркестан. В конце X – начале XI вв. Шавгар, вероятно входил в состав одного и караханидских уделов. В начале второй четверти XII в. Южный Казахстан и Средняя Азия подвергались нашествию каракитаев (киданей). После разгрома войск караханидов (1137г.) и сельджуков (1141 г.) каракитаи овладели землями Караханидского государства. Караханиды оказались в вассальной зависимости от каракитаев.
Название Ясы в письменных источниках впервые появляется в середине XIII в. в связи с поездкой в 1255 г. армянского царя Гетума в ставки монгольских ханов Батыя и Мунке.
Ясы становится центром области Шавгар. Название Ясы не упоминается в источниках, описывающих завоевания Чингисхана. Предполагается, что город сдался монголам без сопротивления. После раздела монгольского государства на уделы, Ясы вместе с территорией Южного и Юго-Восточного Казахстана вошли в улус Чагатая. С начала XIV в. на них стали претендовать правители Ак-Орды. Пользуясь сложностью внутреннего положения Чагатаидского государства, Ак-Ординские ханы захватили низовья и среднее течение Сырдарьи и с городами Ясы, Сауран, Янгикент, Отрар и другие.
Туркестан в XVI – XVIII вв. Туркестан был столицей Казахского ханства. Казахские ханы осознавали геополитическую и духовную значимость этого города для сплочения кочевых племен, входивших состав молодого государственного образования. Туркестан и его величественный памятник связывается с идеей казахской государственности.
Внутри комплекса были погребены такие известные в истории люди, как Абулхайр, Рабига Султан-бегим, Жолбарыс-хан, Есим-хан, Ондан-султан (сын Шыгай-хана), Аблай-хан, Каз дауысты Казбек-би и многие другие.
После вхождения в состав Казахского ханства всей территории Средней Сырдарьи резиденцией казахских ханов становится г. Яссы – Туркестан, который стал к этому времени крупнейшим торговым и ремесленным центром.
Для Есим-хана был выстроен особый мавзолей перед главным порталом комплекса Ходжа Ахмеда Яссави. На этом же кладбище находился не сохранившийся до наших дней мавзолей другого сына Шигая-хана Ондан султана, упомянутый Кадырали-беком в "Джами ат-таварих". Однако пока самым ранним надгробным памятником, связанным с правящим родом казахов в Туркестане, остается надмогильный камень Аманбике. Судя по эпитафии, она дочь основателя Казахского ханства – Джанибека, скончалась в 925 г. по хиджре (1519 г.).
В Туркестан, к казахским ханам направлялись посольства из соседних государств. Наиболее полно сохранилась запись русского посольства к Тауке хану, прибывшему в Туркестан 22 июля 1694 г. Туркестан был не только резиденцией казахских правителей. Здесь проводились собрания высшей казахской знати по решению важнейших государственных вопросов. Проведение в Туркестане собраний высшей знати в более поздние времена зафиксированы документально. В Туркестане проходили торжественные церемонии возведения на престол казахских ханов. Так, в 1737 г. ханом был избран султан Абулмамбет. Согласно сообщению батыра Джанибека, Абулмамбет "сын бывшего Пулат-хана и будучи-де он в прошлом году в Туркестане от знатнейших киргиз-кайсацких родов яко Аргинского, Актайского, Увактирейского и от других удостоен в ханы…". Туркестан был выбран политическим центром Казахского ханства. Город располагался на стыке кочевой и оседлой культур, на пересечении торговых путей, имел мощные крепостные стены.
Сауран
Одним из наиболее известных средневековых городов Средней Сырдарьи является Сауран. Его остатки, сохранившие прежнее название, находятся в 35 км северо-восточнее от современного г. Туркестана. Первые упоминания о городе относятся к X в. Макдиси характеризовал его так: «Сауран (Савран, Сабран) – большой город, окруженный семью стенами одна за другой, а в нем есть рабад, соборная мечеть находится во внутреннем городе. Он – пограничная крепость против огузов и кипчаков».
В середине XIII в. Сауран под названием «Савран» указан в маршрутнике армянского посла Гетума – в одном ряду вместе с Сыгнаком (Сгнахом), Харчуком (Карачуком) и Асоном (Яссы).
При Джучидах, в первой половине XIV в., Сауран был даже столичным центром Кок-Орды. В городе похоронен умерший в 1320 г. правитель Кок-Орды Сасы-Бука. Его сын Эрзен строил в Сауране и других городах медресе, ханаки, мечети. Роль столичного центра Сауран сохранял и в последующее время. В 80-е гг. XV в. городом управлял Иренче-султан, сын одного из первых казахских ханов – Джанибека. Ценные сведения о городе содержатся в мемуарах поэта и писателя Васифи, жившего здесь в 1514-1515 гг.
Жизнь в Сауране продолжалась вплоть до середины XVIII в., в это время город превратился в «мелкое местечко около Туркестана».
Археологическое изучение городища проведено в конце 40-х гг. XX в. Южно-Казахстанской археологической экспедицией.
Одним из дискуссионных вопросов истории города стала его локализация. Если местонахождение Саурана XIII-XVIII вв. не вызывает сомнений и ему соответствует городище Сауран, то локализация домонгольского города точно не устанавливалась. Дело в том, что на городище Сауран нет слоев с материалами ранее XIII в., то есть это городище возникло в XIII в. и существовало до XVIII в. Е.И. Агеева и Г.И. Пацевич предлагали искать его на левом берегу Сырдарьи.
Рядом с Саураном, в 3 км восточнее, находится Каратобе. Исследования позволили сделать вывод, что Сауран VI-XII вв. располагался на месте названного городища Каратобе, а Сауран XIII-XVIII вв. был перенесен на новое место и ему соответствует одноименный памятник.
Городище Сауран представляет собой овальную в плане площадку, окруженную стеной, оплывшие участки которой сохранились на высоту от 3 до 6 м. Вытянуто оно с северо-востока на юго-запад на 800 м и с северо-запада на юго-восток на 550 м. Площадь городища возвышена над окружающей местностью на 2-2,5 м. Стена его возведена на стилобате высотой 2-3 м. Его наружная часть представляет собой берму (уступ на откосе). Стена сооружена из сырцового кирпича и пахсы, в ней прослеживаются четыре круглые двухэтажные башни, выступающие за линию стены. Верхний этаж перекрывается куполом, опирающимся на тромпы, остатки которых сохранились до сих пор. В стенах башен прорезаны узкие щели бойниц.
Внутрь городища вели двое ворот. Главные ворота находятся в северо-восточной части стены и представляют собой мощное фортификационное сооружение, фланкированное двумя выступающими наружу двухэтажными башнями. Вход представляет собой двадцатиметровый коридорообразный проход, образованный выступающими отрезками стены. Вторые ворота устроены в юго-восточном отрезке стены городища. В восточной части в башне имелся еще один, видимо, потайной, вход в город в виде проема шириной 1,2 м, высотой 1,7 м.
У стены снаружи был выкопан ров глубиной до 3 м, шириной до 20 м. Магистральная улица делит территорию городища на две почти равные части по линии северо-восток – юго-запад.
Кроме двух магистральных улиц в топографии городища про-слеживается множество мелких улочек и тупичков, составляющих сложную разветвленную уличную сеть. На расстоянии 210 м от северо-восточного въезда, слева от магистральной улицы, находятся остатки монументального сооружения – медресе.
Вокруг центральных развалин, в радиусе 1400-1600 м, находятся остатки отдельных усадеб, образующих застройку различной плотности. Каждая усадьба состоит из дома и участка, окруженного стеной. Участки были заняты бахчевыми культурами, садами, виноградниками и посевами зерновых. Площадь средней усадьбы приближается к 1 га, мелких – 0,5 га.
Преобладают средние усадьбы. По подсчетам, сделанным на основании дешифровки аэрофотоснимков сельскохозяйственной округи Саурана, зафиксировано около 350 усадеб.
Подъемный материал (керамика, монеты) позволяет определить время существования усадеб в окрестностях Саурана XIII-XIV и XV-XVIII вв.
Водоснабжение города и орошение пригородных садов осуществлялось при помощи кяризов. Остатки кяризов вначале были замечены при визуальном осмотре городища с самолета, а затем отмечены на аэрофотоснимках.
На территории Средней Азии и Казахстана кяризное орошение получило наибольшее развитие в Туркменистане, а также Иране и Азербайджане. Наличие кяризной системы в Сауране свидетельствует о значимости его для развития жизни города.
Городище Сауран с его высокими, до сих пор (частично) уцелевшими стенами, развалинами жилых кварталов и общественных построек, с его уникальными кяризами, остатками пригородной застройки и древними полями представляет один из наиболее ценных археологических и архитектурных памятников периода Золотой Орды.
Сыгнак
Городище Сунак-Ата соответствует средневековому Сыгнаку. Его остатки расположены в 20 км северо-западнее железнодорожной станции Тюмень-арык, в 1,5 км справа от современной автотрассы Туркестан – Кзыл-Орда (Казахстан).
Название города хорошо известно по письменным источникам и чеканившимся здесь в XIV в. монетам.
Город Сыгнак впервые упомянут в источниках X в., а в XI в. он назван Махмудом Кашгарским в числе городов огузов. В XII в. Сыгнак становится столицей кыпчакского государственного объединения.
У историка XIII в. Джувейни имеется описание разгрома города монголами в 1220 г. в отместку за оказанное сопротивление. Он пишет, что отряд Джучи двигался вниз по Сырдарье, брал один город за другим. Джучи сопровождали два местных купца – Хасан-ходжа и Али-ходжа. Хасан-ходжа был послан в Сыгнак уговаривать жителей сдаться, но жители убили предателя и оказали сопротивление. Лишь после семидневного штурма Сыгнак был взят, население целиком вырезано.
Несмотря на разрушения, город был быстро восстановлен, а в середине XIII в. Сыгнак постепенно превратился в политический и экономический центр на Сырдарье. В XIV в. Сыгнак становится столицей Кок-Орды; в нем ведется строительство мечетей, ханака (хонако) и других общественных сооружений, особенно при хане Эрзене и Урус-хане. Некоторое время в 20-х гг. XV в. город принадлежал Улугбеку, а в 1446 г. его захватил Абулхаир хан. В 80-е гг. XV в. Сыгнаком завладел Мухам-мед-Шейбани, а затем казахский хан Бурундук. Затем город переходил из рук в руки: им владели в 50-60-е гг. XVI в. узбекские ханы, а позже, в конце XV в., он стал владением казахских ханств. Окончательное запустение города относится к XVIII в.
Городище Сунак-Ата (развалины Сыгнака) ныне имеет в плане форму неправильного пятиугольника. В топографии его выделяется шахристан с цитаделью, расположенный в юго-восточной части. Размеры сторон шахристана: северная – 250 м, западная – 360 м, южная – 250 м, юго-восточная – 450 м, северо-восточная – 350 м. Общая площадь городища – около 20 га. Площадь цитадели – 7,2 га, это наиболее укрепленная часть городища. Высота вала, в которую превратилась крепостная стена, достигает 7 м. По пяти углам функционировало по три круглые выступающие наружу башни. Въездов на территорию городища было два – в центрах западной и северной сторон. Въезд в цитадель, усиленный двумя выступающими на 20 м отрезками стен, устроен и в восточной стене ближе к северо-восточному углу.
Вокруг Сыгнака находились возделанные сельскохозяйственные угодья, орошаемые каналами, выведенными из Сырдарьи, Тюмень-арыком и Бузгил-Узаком, а также речками, стекающими с Каратау – Мынбулаком, Чулаком, Арсланди, Кизилталом, Кельте-Чагиз, русла которых до сих пор сохранились в районе городища.
Заключение
город история сайрам туркестан
Южный Казахстан в средние века был одним из регионов с развитой городской цивилизацией, высокой культурой жизни, развивающейся под влиянием Согда с одной стороны, и культуры кочевников – с другой.
В заключение, можно выделить несколько основных моментов, особенностей городов средневековья Казахстана:
во-первых, Казахстанские города были неразрывно связаны с мгевым миром и не могли существовать без последнего;
во-вторых, часть населения города занималась отгонно-пастбищным скотоводством, проводя лето вне городского округа, в летних кочевьях:
в-третьих, города возникли, прежде всего, как административно-торговые центры, а не торгово-ремесленные, как в Европе. Величина и значение города определялись не только удобным местоположением, но и административной ролью.
Так, Баласагун сохранял свое значение благодаря тому, что здесь последовательно располагались столицы Западно-Тюркского, Карлукского государств, а Сыгнак стал крупным центром после того, как превратился в ставку восточно-кыпчакских ханов.
Таким образом, роль городов играла большое значение в развитии ремёсел, торговли, культуры.
Список литературы
1.А. Абдакимов История Казахстана (с древнейших времен до наших дней). Алматы, 1994.
2.Агеева Е.И., Пацевич, Г.И. Из истории оседлых поселений и городов Южного Казахстана. ТИИАЭ. Т. 5. Археология, 1984.
.Байпаков К.М. Средневековая городская культура Южного Казахстана (VI -начало XIII в.) /Академия наук Казахской ССР.- Алма-Ата Издательство "Наука" Казахский ССР, 1986.
.Байпаков К.М. Средневековые города Казахстана на Великом шелковом пути. Алматы, 1998.
.Беленицкий А.М., Бентович И.Б., Большаков О.Г. Средневековый город Средней Азии. Л.: Наука, 1973.
.#”justify”>.<http://www.gumer.info>