- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 11,12 Кб
Становление информационного общества – новый этап развития культуры
Реферат
Становление информационного общества – новый этап развития культуры
Содержание
1.Глобальная информатизация общества и революция культуры
.Качество жизни в информационном обществе
.Информационная культура и ее основные компоненты
.Электронная культура
Литература
.Глобальная информатизация общества и революция культуры
Итоги развития цивилизации в XXI веке свидетельствуют о том, что стратегически важным направлением этого развития является информатизация общества. Информационное развитие страны рассматривается сегодня не только как необходимое условие ее конкурентоспособности в мировом сообществе, но и как важный фактор социально-экономического развития, эффективного использования человеческого потенциала, повышения качества жизни населения и обеспечения национальной безопасности.
Поэтому на ежегодных экономических форумах, наряду с обсуждением проблем в области экономики и финансов, обязательно рассматриваются и проблемы информационного развития отдельных стран и регионов мира. Для этой цели компетентными специалистами формируются различного рода международные рейтинги, характеризующие те или иные аспекты информационного развития отдельных стран. При формировании этих рейтингов учитываются не только инструментально-технологические, но и гуманитарные аспекты информационного развития той или иной страны, в том числе – и уровень информационной грамотности ее населения.
Наши исследования показывают, что именно гуманитарные аспекты информационного развития общества в ближайшие годы будут оказывать все большее влияние на рост уровня материального обеспечения и качества жизни большинства населения планеты. Ведь уже сегодня проблема информационного неравенства рассматривается как одна из глобальных проблем развития цивилизации, которая по мере формирования глобального информационного общества будет обостряться.
Можно с уверенностью утверждать, что проблемы формирования новой информационной культуры, а также такого нового направления ее развития, как электронная культура, становятся весьма актуальными и требуют системного анализа. В данной работе сделана попытка провести такой анализ и показать, что информационная культура, основанная на использовании новых информационных технологий, а также электронная культура представляют собой новые системные феномены, означающие революционный по своему содержанию этап развития культуры.
. Качество жизни в информационном обществе
Следует признать, что проблемы повышения качества жизни населения и связанные с этим новые проблемы культуры должны рассматриваться в неразрывной связи с процессом формирования глобального информационного общества. В этих условиях информационные услуги становятся важными факторами повышения качества жизни, а для их эффективного использования необходимо развитие электронной культуры, которая должна формироваться уже на уровне общеобразовательной школы. Поэтому содержание таких новых понятий, как «информационное богатство» и «информационное качество общества», уже давно обсуждается в научной литературе.
В монографии известного американского специалиста в области изучения глобальных проблем развития цивилизации Элвина Тоффлера «Революционное богатство» показано, что в условиях развития информационного общества традиционные представления о качестве жизни существенным образом изменяются. Качество жизни современного человека все больше зависит от уровня потребления информационных продуктов и услуг, их качества и доступности. Мобильная телефония, персональные компьютеры, возможность выхода в сеть Интернет, многоканальное цифровое телевидение, автомобильные навигационные спутниковые системы
-все это уже неотъемлемые атрибуты современного человека, без которых его повседневная жизнь и профессиональная деятельность становятся неполноценными.
В последние годы средства информатики и новые информационные технологии быстро совершенствуются. Активно развивается сфера информационных услуг. Эти услуги становятся все более разнообразными и, что очень важно, доступными для широких слоев населения. Они позволяют людям экономить время, затрачиваемое на решение многих деловых и повседневных проблем, создают им новые возможности для практической реализации своих гражданских прав и свобод.
Сегодня как в развитых, так и во многих развивающихся странах все большее количество информационных услуг оказывается населению бесплатно. Затраты на их обеспечение принимают на себя муниципальные, региональные и национальные бюджеты.
Таким образом, качество жизни современного человека все больше определяется способностью общества предоставлять ему необходимые информационные продукты и услуги, т.е. информационным качеством общества. Именно поэтому в последние годы появились такие новые понятия, как информационная бедность, информационное неравенство, информационная безопасность. Эти понятия сегодня используются не только по отношению к отдельным людям, но и для характеристики уровня развития целых стран и регионов мира.
В ближайшем будущем многие потребности и желания человека будут связаны с возможностью использования информационных технологий, средств связи и телекоммуникаций. Образ жизни все более определяется информационными процессами, и эта тенденция развития цивилизации, безусловно, сохранится и в будущем.
Информационное качество общества и информационная культура. Понятие «информационное качество общества», по-видимому, впервые было предложено в работе. Оно является новым и поэтому широкого распространения в научной литературе еще не получило. Тем не менее, использование этого понятия в науке и в социальной практике полезно, так как оно ориентирует общество на необходимость стимулирования определенных направлений своего информационного развития. При этом в первую очередь следует развивать те направления, которые могут дать наибольший социально-экономический эффект.
Этот подход практически используется в ряде стран, в том числе – и в России. Так, например, в 2010 году Правительством РФ утверждена Государственная программа развития информационного общества на 20112020 годы. Ее особенность состоит в том, что мероприятия Программы сгруппированы по принципу достижения конкретных результатов для определенных групп пользователей. С этой целью выделены шесть основных подпрограмм:
1.Повышение качества жизни граждан и улучшение условий развития бизнеса;
2.Электронное государство и повышение эффективности государственного управления;
3.Развитие российского рынка ИКТ и российских технологий. Обеспечение перехода к цифровой экономике;
4.Преодоление цифрового неравенства и создание базовой инфраструктуры информационного общества;
5.Обеспечение безопасности в информационном обществе;
6.Развитие цифрового контента и сохранение культурного наследия. Исследования показывают, что развитие информационного общества является сегодня не столько технологической, сколько культурнопсихологической проблемой, поскольку для ее решения необходимо существенным образом изменить общественное сознание.
В первую очередь нужно изменить ментальность чиновников, которые должны понять, что формированию информационного общества нет альтернативы и что это – магистральное направление развития цивилизации в XXI веке, по которому идут все развитые и многие развивающиеся страны. При этом следует иметь в виду, что благодаря приоритетному развитию информационной сферы, в последние годы добились впечатляющих экономических успехов такие страны Европы, как Финляндия, Норвегия, Швеция. Эти страны по величине ВВП на душу населения вошли в первую десятку стран мира. Это хороший пример для других стран, включая Россию.
В соответствии со Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденной Президентом России 7 февраля 2008 г., основными целями формирования и развития информационного общества в России являются повышение качества жизни граждан, обеспечение конкурентоспособности России, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сферы общества, совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий.
Таким образом, создание информационного общества рассматривается как платформа для решения задач более высокого уровня: модернизации экономики и общественных отношений, обеспечения конституционных прав граждан и высвобождения ресурсов для личностного развития.
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года также определяет в качестве целей государственной политики в области развития информационных технологий создание и развитие информационного общества, повышение качества жизни граждан, развитие экономической, социально-политической и культурной сфер, совершенствование системы государственного управления, обеспечение конкурентоспособности продукции и услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий.
Отсюда следует, что цели государственной политики определяют необходимость решения задач не только в сфере информационных технологий, но и в других отраслях экономики – в науке и технике, в социальной сфере, государственном управлении, а также в сфере культуры.
Необходимо отметить, что информационное общество характеризуется не только высоким уровнем развития информационных технологий, но и их активным использованием гражданами, бизнесом и органами государственной власти. Иначе говоря, для создания информационного общества высокий уровень развития информационных технологий является необходимым, но не достаточным условием. Поэтому для решения проблемы формирования информационного общества необходимо обеспечить возможность широкого внедрения новых информационных технологий с тем, чтобы создать привычку их использования в повседневной жизни, сделать их атрибутами культуры общества.
В принятой в России Государственной программе «Информационное общество (2011-2020 годы)» подчеркивается, что поскольку информационное общество по своей природе не может быть локальным, то для всех граждан Российской Федерации, независимо от места их проживания и социального статуса, должны соблюдаться минимальные стандарты доступности информационных технологий.
Следовательно, эта проблема стоит, главным образом, в культурологической плоскости.
Для того чтобы новые возможности, которые создает информационное общество, были эффективно использованы, в стране должна быть сформирована адекватная этим возможностям новая информационная культура. Именно она будет определять новые формы информационного взаимодействия людей – как в их деловой активности, так и в повседневной жизни, что изменит традиционные стереотипы их поведения.
.Информационная культура и ее основные компоненты
информатизация общество культура электронный
В работе сделана попытка сформулировать достаточно общее определение содержания понятия «информационная культура», которое используется в данной монографии. При этом использован вариант системного подхода, который применял петербургский философ М.С. Каган в своих работах по теории культуры. Рассматривая культуру как подсистему в составе более общей системы – бытия (природы, общества и человека), он предложил рассматривать ее как новую – четвертую – форму бытия, порождаемую деятельностью человека. При этом культура, с точки зрения данного автора, включает следующие главные компоненты:
1.«Сверхприродные» качества человека, формируемые у него в течение жизни;
2.Многообразие предметов культуры (материальных, духовных, художественных);
3.Способы деятельности, с помощью которых люди «опредмечивают» и «распредмечивают» содержание, заложенное в продуктах их деятельности;
4.Общение как способ реализации потребности людей друг в друге.
Если принять этот подход за основу нашей методологии, то информационную культуру следует рассматривать как подсистему культуры, ее составную часть. Тогда и определение этой подсистемы следует формулировать в соответствии с тем или иным определением понятия культуры, которых в настоящее время существует очень много, в зависимости от используемого подхода. Ведь и сама культура представляет собой исключительно сложный, многоаспектный и внутренне противоречивый феномен, определение которого сегодня еще не имеет единого цельного и общепризнанного понимания.
И тем не менее, несмотря на сложность решения поставленной задачи, в нашей работе с опорой на методологию системного подхода было предложено следующее определение понятия «информационная культура»:
ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА представляет собой подсистему культуры, которая формируется под воздействием процесса информатизации общества и включает в себя все многообразие результатов деятельности человека в информационной сфере общества, а также средства, виды и технологии этой деятельности.
Согласно этому определению, основными компонентами информационной культуры являются:
1.Информационные качества человека, формируемые у него в течение жизни и профессиональной деятельности. К ним относятся информационная культура личности, информационная и компьютерная компетентность и грамотность, информационное миропонимание и информационное мировоззрение;
2.Многообразие предметов новой информационной культуры – материальных, духовных и художественных. Это могут быть электронные книги, электронные библиотеки, музеи и картинные галереи, произведения экранной культуры и т.п.;
3.Способы деятельности человека в информационной сфере. К ним относятся информационные технологии, которые создаются и используются в сфере культуры, как специалистами, так и обычными пользователями (поиск информации, мультимедиа, виртуальная реальность и др.);
4.Новые виды и формы информационных коммуникаций, которые предоставляют пользователю все более широкие возможности для общения в глобальных информационных сетях.
Несмотря на явную рационалистическую направленность, обусловленную связью с процессом информатизации, приведенное определение позволяет достаточно полно рассмотреть основные проблемы и направления развития информационной культуры, дать адекватные этим проблемам определения объекта и предмета информационной культурологии и провести структуризацию предметной области новой научной дисциплины.
. Электронная культура
Термин «электронная культура» появился в научной литературе сравнительно недавно и пока не имеет однозначного толкования. Этого термина еще нет в специализированных словарях, энциклопедических и философских изданиях. Его распространение связано с расширением практики представления информации о различных объектах культурного наследия: музейных коллекциях, произведениях живописи, памятниках архитектуры и других произведениях искусства – на электронных носителях.
Подчеркнем, что представление информации о социально значимых объектах культуры и искусства в электронной форме первоначально рассматривалось лишь в качестве одного из способов сохранения культурного наследия общества для будущих поколений.
Однако по мере развития процесса информатизации общества становилась все более понятной и другая существенная возможность социального использования электронных копий объектов культуры. Она заключается в их более легкой доступности, когда достаточно просто может быть обеспечен к ним массовый доступ удаленных пользователей, использующих современные средства телекоммуникации.
Таким образом, с развитием процесса глобальной информатизации общества формируется принципиально новый этап развития культуры. Теперь для самых широких слоев населения становятся доступными не только те объекты культуры и искусства, которые представлены в выставочных залах музеев и картинных галерей различных стран мира, но также и те, которые находятся в запасниках и по разным причинам для общего обозрения не выставляются.
Тем не менее, содержание понятия «электронная культура» сегодня должно получить новое, существенно более широкое толкование. Эта необходимость обусловлена растущим распространением электронных средств информатики, которые используются практически во всех сферах социальной практики, становясь неотъемлемой частью современной культуры. Использование этих средств существенно изменяет традиционные стереотипы поведения миллионов людей, их представления о пространстве и времени, качестве жизни, о структуре личного, корпоративного и национального богатства.
КУЛЬТУРА (от лат. Cultura – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) – система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой жизнедеятельности (деятельности, поведения, общения), обеспечивающих воспроизводство и изменение социальной жизни во всех ее проявлениях.
Это определение охватывает практически все наиболее важные аспекты жизнедеятельности человека и общества и поэтому является наиболее широким из тех, которые приводятся в других работах. На основе этого подхода в нашей работе было предложено следующее определение содержания понятия электронной культуры:
ЭЛЕКТРОННАЯ КУЛЬТУРА – новая область развития современной культуры общества, которая формируется на основе использования электронных средств информатики и связанных с ними информационных и коммуникационных технологий во всех сферах человеческой жизнедеятельности. Электронная культура является подсистемой информационной культуры и включает в себя новые информационные качества, средства, способы и результаты деятельности человека в данной сфере.
Из этого определения следует, что электронная культура, по мере развития информационного общества и электронных средств информатики, будет пронизывать всю сферу культуры, а не только сферу информационной культуры. Заметим, что это положение является принципиально важным.
О соотношении понятий «информационная культура» и «электронная культура». Как же соотносятся понятия информационной и электронной культуры в свете предложенных выше определений? Нам представляется, что эти понятия очень близки по своему содержанию, но не являются тождественными, хотя их очень часто путают, даже в достаточно ответственных правительственных и международных документах. Причина такой путаницы заключается в том, что система терминов в этой области еще не установилась.
Различие в рассматриваемых понятиях заключается в том, что с термином «электронная культура» должны быть связаны лишь те аспекты информационной культуры, которые имеют непосредственное отношение к применению электронных средств в информационной сфере или же – к созданию, изучению и развитию этих средств в интересах культуры. В то же время, как было показано выше, к информационной культуре относятся также такие компоненты, которые не связаны с использованием электронных средств информатики.
Таким образом, понятие «информационная культура» обозначает более широкую область культуры по сравнению с понятием «электронная культура». В определенном смысле электронная культура является, хотя и весьма важной, но лишь одной из подсистем информационной культуры, которая быстро развивается и поэтому заслуживает самого внимательного анализа и изучения, как в системе науки, так и в системе образования.
Отметим также, что некоторые уже достаточно распространенные термины, например, «электронное правительство», относятся к проблемной области не электронной, а информационной культуры. Этим термином сегодня обозначается совокупность информационных ресурсов и технологий, а также организационно-правовых норм, которые обеспечивают доступ населения к информации органов государственного управления. Именно этот аспект, а не его электронное представление, является наиболее существенным при решении данной важной и социально значимой проблемы.
Поэтому такие термины, как «электронное правительство», «электронное государство», «электронная торговля» и некоторые другие следует понимать не буквально, а фигурально, в их расширительном толковании, связанном с принадлежностью к предметной сфере информационной культуры.
Это замечание представляется весьма существенным, так как изложение последующих материалов в значительной мере опирается на использование этих и близких к ним терминов.
Литература
Национально-региональные основы архитектуры Татарстана в трудах С.С. Айдарова, Краснобаев И.В., Айдарова-Волкова Г.Н., 2014
Акулич Т.В. История и культурология – Учебное пособие для студентов ВУЗов – Шишова Н.В., Акулич Т.В., Бойко М.И. – 2000
Алексеев А.И. Культурология – История культуры России – Алексеев А.И., Измозик В.С.
Андреева О. Мировая художественная культура, Андреева О., 2008 Мировая художественная культура, Андреева, 2008
Аникин Д.А. Этика. Конспект лекций. Аникин Д.А., Зубанова С.Г. 2007
Апресян Р.Г. Культурология. Эренгросс Б.А., Апресян Р.Г., Ботвинник Е.А. 2007
Арнольдов А.И. Введение в культурологию – Учебное пособие – Арнольдов А.И. – 1993
Артур Кольбе. Основы этики – Учебное пособие – Макс Клопфер, Артур Кольбе.
Ахутин А.В. Теоретическая культурология – Ахутин А.В., Визгин В.П., Воронин А.А.
Багновская Н.М. Культурология, Багновская Н.М., 2011
Основы культурологии, Багновская Н.М., 2014