Бондаренко Т.В. Искусство советских годов во многом было определено высшим руководством, которое решало, какие произведения считались талантливыми, заслуживающими внимание. Это были полотна, на которых изображались в духе «героического соцреализма» грандиозные стройки современности, герои труда, победные события недавнего прошлого и настоящего |2, с.24-25]. Если на выставках появлялись картины-раздумья, с героями, размышляющими о мире и о своем месте в этом мире, а тем более картины, отмеченные обращением к сложной иконографии и символике христианского и восточно¬мусульманского или буддийского искусства, то их авторов тут же причисляли к «чуждым неформалам». Эти художники осмеливались думать иначе, чем «полагалось», за что попадали в число «запрещенных». Наиболее показательной является судьба белорусского живописца А.А. Исачева. Впервые о нем заговорили в сер. 70-х гг., когда в советской живописи робко пытаюсь утвердиться представление о красоте мыслящего человека, в жизни которого главное место занимают духовные общечеловеческие ценности. Родился художник в селе Озаричи Калинковичского района, на Гомельщине, а спустя некоторое время семья переезжает в Речицу. Художественный талант у Исачева проявился в детстве, уже в 12 лет его рисунок отмечен на международном конкурсе в Италии. Огромную роль в жизни будущего художника сыграли два события: приезд в 1973г. в Ленинград (где Александр попадает в среду неформальной творческой молодежи) и знакомство с коллекционером Георгием Михайловым.
Работы А. Исачева интересны своей необычностью, точнее, непривычностью как искушенному, так и неподготовленному зрителю. Еще к первой выставке на психологическом факультете ЛГУ, художник подготовил серию графических работ в сюрреалистической манере. В 70-е гг. он сознательно обращается к библейским мотивам. Причем в Священном писании его в первую очередь интересуют сюжеты, связанные с конфликтными, переломными моментами в жизни человека («Моление о чаше», «Искушение», «Распятие», « Христос в терновом венце»). Обращаясь к персонажам Ветхого и Нового Завета, художник выбирает среди них людей сильных, побеждающих собственные слабости во имя тех, кто им доверился. Таковы «Моисей», «Иаков», «Апостол Пророк Петр». На этих картинах изображены уверенные в себе люди, прямо смотрящие на зрителя. А. Исачев очень реалистично выписывает черты лица каждого героя, не приукрашивая их и не скрывая недостатков Ею пророки— умудренные жизненным опытом люди, которые не раз сталкивались с трудностями, но справлялись с ними, и все их переживания отпечатались на лице. Обычно фигура изображена на сюрреалистическом фоне, пустынном либо заполненном какой-либо природной стихией. Интересно, что спиритуальное обаяние изображаемых святых художник почти прямо сопоставляет с красотой внешнего облика. В сознании А, Исачева, как у древних греков, внешний и внутренний облики гармонично слиты в единую сущность [1, с.2]. Нередко на его картинах встречаются мотивы, связанные с индийской или буддийской культурой: храмовая скульптура, девушки в соответствующей одежде, египетские фараоны. Обнаженные девушки, предметы антропоморфной формы и др.— все это указывает на связь с сюрреализмом. В творчестве А. Исачева женщина вообще занимает особое место (серии Мария», «Изгнание из рая», «Пьетта», «Персефона», «Лилит»). Она – носитель добра и мудрости, олицетворение непостижимой тайны, органично соединенной с Великой тайной Бытия. В изображении прекрасной обнаженной фигуры сливаются идеал и действительность. В техническом плане Исачев создает на холсте иллюзию материализации плоскостей и объемов. Для него характерно гладкое, лессировочнос письмо, скрупулезная, почти фотографическая точность в проработке деталей, тонкий зстетизированный рисунок [1, с.З]. Таким образом, А.А. Исачев создает некий свой мир, лучше реального, мир, в котором есть место красоте, совершенству и идеалу. Этот мир населен героями из религиозных сюжетов, мифологическими и древневосточными образами, обнаженными девушками. Мир художника полон красоты и гармонии. К чему бы он не обращался, все проникнуто вдумчивым созерцанием и любованием красотой жизненных форм. Правда, не всегда удавалось избежать надуманности поз, несколько салонной мелодраматичности. Иногда его натюрморты носили заведомый отпечаток стилизации под старинные антикварные коллекции. Но и в этих случаях художник стремился передать зрителю диалог о месте, роли человека, о его взаимодействии с окружающей средой. При этом подобные проблемы автор сначала пропускает через свое собственное «я», вследствие чего полотна приобретают обостренное личностное начало («Автопортрет», «Молитва»). Список литературы 1. Alexander Isachev. Painting. M. 2. T.B. Котович. Энциклопедия русского авангарда.- Мн., 2003г. |