К вопросу об определении понятия: "основы изобразительной грамоты" Василевич О.Е. Грамотно сформулировать любое понятие – значит, раскрыть его содержание и объем, заложенной в этом понятии информации, дать определение сущности основным его свойствам и отношениям к действительности и выявить количество объектов, которым наиболее присущи эти свойства и отношения. В любом виде деятельности есть свое фундаментальное определение "профессиональной грамоты" как основы обучения мастерству. В изобразительном творчестве такой базой служит изобразительная грамота. Рассматривая историю, природу и систему художественного образования, построенную на лучших реалистических традициях, часто приходиться оперировать термином "основы изобразительной грамоты5′. Это особенно проявляется в процессе непрерывного художественного образования: начиная от первоначального художественного образования, затем к элементарному и далее к совершенному художественному, профессиональному. Исторический анализ показывает, что термин "основы изобразительной грамоты" в научно-практической литературе используется очень часто, но трактуется во многом по-разному, Такое понимание дел не лишено тенденции повтора, дублирования, совмещения многих явлений в единое понятие и, как результат, мы видим стихийную, частично хаотичную подготовку учащихся по основам изобразительной грамоты. В такой подготовке, как правило, не связывается первоначальное звено обучения с последующими. Обучение изобразительному искусству не выстраивается в единую, строгую систему непрерывного художественного образования.
Например, "основы изобразительной грамоты" такие известные методисты, ученые, художники-педагоги, как Е.Е. Рожкова, Д.Н. Кардовский, Н.Н. Ростовцев, Г.В. Беда, Е.В. Шорохов и другие трак го ват и по-разному: – Рожкова ЕЕ. в этом определении видела "основы изображения" [2, 9]. – известному художнику-педагогу, твердо отстаивающему традиции академической школы, Д.Н. Кардовскому, также близка такая трактовка понятия: "Все обучающиеся искусству обязаны подчиняться способам и приемам выражения" [1, 128]. Сравним эти высказывания: – сопоставим эти определения с одним из последних, найденным нами в исследованиях H.Н. Ростовцева; "Изобразительная грамота предусматривает знание законов и правил изобразительного языка (построение изображения реальных форм предметов на плоскости) в сочетании с твердыми навыками пользования ими" [3, 229]. Такой перечень определений понятия "основы изобразительной грамоты" можно продолжить, но уже сейчас попробуем дать более обобщенное и в нашем понимании точное определение термина "основы изобразительной грамоты" в русле решаемой нами проблемы: совершенствование непрерывного художественного образования. И гак: "Основы изобразительной грамоты" – это система правил и законов реалистического изображения, а также умений и навыков грамотно передавать суть объекта или явления, его форму… цвет, свет, характер, движение, пропорции и т. д. на изобразительной плоскости. Результаты многих наших исследований, а также материалы этой статьи убеждают нас в том, что объем и характер изобразительной грамоты, методы подачи его учащимся, педагог должен продуманно отбирать для каждой ступени непрерывного художественного образования, опираясь на научные достижения в области психологии, педагогики и методики. Список литературы 1. Кардовский Д.Н. Об искусстве. Воспоминания, статьи, письма. – М., 1960. 2. Рожкова ЕЕ. Изобразительное искусство в школе. Из опыта работы. – М. Просвещение, 1976. 3. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок: Учебн. .для студентов худож.-граф. фак. пединститутов. – 3-е изд, доп. и перераб – М.: Просвещение, Владос, 1995. |