Меню
  • Главная
  • Новости
    • Cтатьи, культурология
  • Учебные материалы
    • Основные темы по культурологии
    • Студенческие работы
  • Редакция
    • Вопросы по культурологии
  • Архивы по культурологии

Статья: К вопросу об определении понятия: “основы изобразительной грамоты”

Культурология
Подробнее о Культорологии: Рефераты по культуре и искусству

К вопросу об определении понятия: "основы изобразительной грамоты"

Василевич О.Е.

Грамотно сформулировать любое понятие – значит, раскрыть его содержание и объем, заложенной в этом понятии информации, дать определение сущности основным его свойствам и отношениям к действительности и выявить количество объектов, которым наиболее присущи эти свойства и отношения.

В любом виде деятельности есть свое фундаментальное определение "профессиональной грамоты" как основы обучения мастерству. В изобразительном творчестве такой базой служит изобразительная грамота. Рассматривая историю, природу и систему художественного образования, построенную на лучших реалистических традициях, часто приходиться оперировать термином "основы изобразительной грамоты5′. Это особенно проявляется в процессе непрерывного художественного образования: начиная от первоначального художественного образования, затем к элементарному и далее к совершенному художественному, профессиональному.

Исторический анализ показывает, что термин "основы изобразительной грамоты" в научно-практической литературе используется очень часто, но трактуется во многом по-разному, Такое понимание дел не лишено тенденции повтора, дублирования, совмещения многих явлений в единое понятие и, как результат, мы видим стихийную, частично хаотичную подготовку учащихся по основам изобразительной грамоты. В такой подготовке, как правило, не связывается первоначальное звено обучения с последующими. Обучение изобразительному искусству не выстраивается в единую, строгую систему непрерывного художественного образования.

Например, "основы изобразительной грамоты" такие известные методисты, ученые, художники-педагоги, как Е.Е. Рожкова, Д.Н. Кардовский, Н.Н. Ростовцев, Г.В. Беда, Е.В. Шорохов и другие трак го ват и по-разному:

– Рожкова ЕЕ. в этом определении видела "основы изображения" [2, 9].

– известному художнику-педагогу, твердо отстаивающему традиции академической школы, Д.Н. Кардовскому, также близка такая трактовка понятия: "Все обучающиеся искусству обязаны подчиняться способам и приемам выражения" [1, 128]. Сравним эти высказывания:

– сопоставим эти определения с одним из последних, найденным нами в исследованиях H.Н. Ростовцева; "Изобразительная грамота предусматривает знание законов и правил изобразительного языка (построение изображения реальных форм предметов на плоскости) в сочетании с твердыми навыками пользования ими" [3, 229].

Такой перечень определений понятия "основы изобразительной грамоты" можно продолжить, но уже сейчас попробуем дать более обобщенное и в нашем понимании точное определение термина "основы изобразительной грамоты" в русле решаемой нами проблемы: совершенствование непрерывного художественного образования.

И гак: "Основы изобразительной грамоты" – это система правил и законов реалистического изображения, а также умений и навыков грамотно передавать суть объекта или явления, его форму… цвет, свет, характер, движение, пропорции и т. д. на изобразительной плоскости.

Результаты многих наших исследований, а также материалы этой статьи убеждают нас в том, что объем и характер изобразительной грамоты, методы подачи его учащимся, педагог должен продуманно отбирать для каждой ступени непрерывного художественного образования, опираясь на научные достижения в области психологии, педагогики и методики.

Список литературы

1. Кардовский Д.Н. Об искусстве. Воспоминания, статьи, письма. – М., 1960.

2. Рожкова ЕЕ. Изобразительное искусство в школе. Из опыта работы. – М. Просвещение, 1976.

3. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок: Учебн. .для студентов худож.-граф. фак. пединститутов. – 3-е изд, доп. и перераб – М.: Просвещение, Владос, 1995.

Похожие записи

Доклад: Зимние виды спорта. Сноубординг

Культурология

Книга: Возрождение украинской культуры в 1917 1920 – х гг.

Культурология

Реферат: Русские народные праздники 2

Культурология

Рубрики

  • Cтатьи
  • Архивы по культурологии
  • Вопросы по культурологии
  • Новости
  • Редакция
  • Социология как наука
  • Студенческие работы
  • Учебные материалы
  • Основные темы по культурологии

Последние статьи о культурологии

  • Культурная антропология
  • Теоретические подходы к пониманию природы культуры
  • Господство сократической философии
  • Георг Зиммель и Освальд Шпенглер
  • Противостояние культуры и цивилизации
  • Духовная культура
  • Культурно-исторический подход к культуре. Основные варианты культурно-исторической типологии
  • Данилевский
  • Тойнби
  • Общая концепция цивилизаций
  • Ясперс
  • Своеобразие архаической культуры (первобытно-синкретической)
  • Транзитивный контекст современной культурной политики
  • ТЕМА 2. Возникновение и становление культуры в первобытном обществе и древних цивилизациях
  • Культура Древней Греции и Дpевнегo Рима
  • Культура Западноевропейского Средневековья
  • Культура эпохи Возрождения и Нового времени до второй половины XIX века
  • ТЕМА 6. Своеобразие русской культуры в ее историческом становлении
  • ТЕМА 7. Цивилизация и культура XX века
  • Выполнение контрольной работы
  • Темы контрольных работ и рекомендуемая литература
  • Основные функции культуры
  • Понятие «Культура»
  • Основные культурологические школыКультурно-исторические типы Данилевского
  • Особенности концепции Тойнби
  • Осевое время в концепции Ясперса
  • Культура в концепции З.Фрейда
  • Понятие культуры как символ в концепции Кассирера
  • Элитарная и массовая культура



© 2011 - 2021 Copyright :: Культурология / карта сайта | культура
При копировании материалов с сайта обратная активная ссылка обязательна.