Меню
  • Главная
  • Новости
    • Cтатьи, культурология
  • Учебные материалы
    • Основные темы по культурологии
    • Студенческие работы
  • Редакция
    • Вопросы по культурологии
  • Архивы по культурологии

Статья: Три подхода к исследованию творческой активности

Культурология
Подробнее о Культорологии: Рефераты по культуре и искусству

Ковалев А.И.

В целях выявления сущности феномена «творческая активность», определения источников и механизмов его формирования рассмотрим данную проблему индуктивным путем: с позиции генетического, уровневого и системно-структурного подходов.

Генетический подход основывается на анализе источников формирования творческой активности, в качестве которых рассматриваются потребности, интересы и мотивы деятельности личности. Потребность, являясь основой образования у личности творческого интереса и мотивации на творчество, способна выступать в качестве первопричины активности, т. е. являться источником ее возбуждения и формирования (см. таблицу). Это соответствует положению современной науки о том, что «потребность – первое звено в любом цикле деятельности» [1, с. 28], «источник активности живых систем в окружающем мире» [2, с. 21].

Универсальный метод дифференциации и познания в онтогенезе различных явлений и процессов – уровневый подход.

Современная педагогическая наука утверждает, что возможно посредством специально организованных форм и методов обучения последовательно повышать уровень познавательной активности учащихся: от низшего к высшему – творческой активности. Из множества классификаций уровней активности личности мы выделяем следующую: копирующий, репродуктивный, поисковый или эвристический и творческий [3, с.6].

Системно-структурный подход к исследованию сущности творческой активности основывается на анализе компонентов, составляющих ее структуру и образующих в их совокупности единое целое – систему. В качестве составляющих творческой активности определяются: индивидуальность, как внутреннее ядро личности или форма существования ее неповторимости; самостоятельность, как способность личности действовать в профессиональной области без посторонней помощи; инициативность как надситуативная активность личности.

В онтогенезе творческой активности индивидуальность выступает основой и предпосылкой инициативных проявлений личности по генерированию оригинальных идей, а также самостоятельных действий по их реализации. Т. е. индивидуальность является главным системообразующим фактором формирования творческой активности личности.

Проведенный анализ феномена «творческая активность» позволяет нам вывести ряд важных теоретических положений, практическая реализация которых позволит в значительной степени повысить уровень профессиональной подготовки преподавателя музыкального искусства.

1. Учебный процесс в вузе должен быть сориентирован на удовлетворение имманентной потребности личности студента в творчестве.

2. Необходимо последовательно и системно (в плане коррекции учебных планов и программ) расширять объем учебного материала, отводимого студенту на самостоятельное освоение, организуя при этом эффективные формы консультативной помощи и коррекционного контроля.

3. В качестве реального механизма развития навыков самостоятельной работы студентов следует рассматривать разработку систем творческих заданий, индивидуально-ориентированных, дифференцированных по уровню сложности и адаптированных к будущей профессиональной деятельности в школе.

4. Поощрение инициативных проявлений студента, выходящих за формальные рамки учебных планов и программ, будет способствовать развитию креативности, раскрытию индивидуальной само-бытности личности каждого студента, формированию у него индивидуального творческого стиля профессиональной деятельности и поведения.

Похожие записи

Реферат: Соотношение и эффективность технических действий на соревнованиях различного уровня на примере р

Культурология

Отчет по практике: Особенности работы трансфермена на примере туристической фирмы PegasTouristik Турция

Культурология

Реферат: Товароведная характеристика и экспертиза качества карамели

Культурология

Рубрики

  • Cтатьи
  • Архивы по культурологии
  • Вопросы по культурологии
  • Новости
  • Редакция
  • Социология как наука
  • Студенческие работы
  • Учебные материалы
  • Основные темы по культурологии

Последние статьи о культурологии

  • Культурная антропология
  • Теоретические подходы к пониманию природы культуры
  • Господство сократической философии
  • Георг Зиммель и Освальд Шпенглер
  • Противостояние культуры и цивилизации
  • Духовная культура
  • Культурно-исторический подход к культуре. Основные варианты культурно-исторической типологии
  • Данилевский
  • Тойнби
  • Общая концепция цивилизаций
  • Ясперс
  • Своеобразие архаической культуры (первобытно-синкретической)
  • Транзитивный контекст современной культурной политики
  • ТЕМА 2. Возникновение и становление культуры в первобытном обществе и древних цивилизациях
  • Культура Древней Греции и Дpевнегo Рима
  • Культура Западноевропейского Средневековья
  • Культура эпохи Возрождения и Нового времени до второй половины XIX века
  • ТЕМА 6. Своеобразие русской культуры в ее историческом становлении
  • ТЕМА 7. Цивилизация и культура XX века
  • Выполнение контрольной работы
  • Темы контрольных работ и рекомендуемая литература
  • Основные функции культуры
  • Понятие «Культура»
  • Основные культурологические школыКультурно-исторические типы Данилевского
  • Особенности концепции Тойнби
  • Осевое время в концепции Ясперса
  • Культура в концепции З.Фрейда
  • Понятие культуры как символ в концепции Кассирера
  • Элитарная и массовая культура



© 2011 - 2021 Copyright :: Культурология / карта сайта | культура
При копировании материалов с сайта обратная активная ссылка обязательна.