- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 12,6 Кб
Стиль ‘Русское узорочье’ в древнерусской церковной архитектуре
Стиль "Русское узорочье" в древнерусской церковной архитектуре
Русское узорочье (московское узорочье) – архитектурный стиль, сформировавшийся в XVII веке на территории Московской Руси, характеризовавшийся затейливыми формами, обилием декора, сложностью композиции и живописностью силуэта. Русское узорочье – это экстатика в противовес аскетике, максимальное использование декоративных возможностей материалов, самые изощрённые и причудливые элементы, а также яркость красок (как внутри, так и снаружи) – во всём этом воплотилась вся широта, щедрость и красота русской души. Все сооружения, выполненные в этом стиле, являются настоящими шедеврами Русской архитектуры.
Однозначного мнения насчёт происхождения стиля не существует. Противоположны точки зрения на временную связь церковной и гражданской форм. Одни исследователи находят в русском узорочье черты «обмирщения» и указывают на заимствования из гражданского зодчества (сомкнутые своды, карнизы, наличники, филированные пояски). Другие придерживаются мнения о первичности для данного стиля его церковной формы.
Распространено мнение о связи русского узорочья с европейским поздним ренессансом и маньеризмом.
Указывается также на возможные глубокие языческие корни получивших широкое распространение шатров.
В развитии стиля выделяют два этапа – ранний (стиль Алексея Михайловича) и поздний (стиль Фёдора Алексеевича).
Начиная с середины XVII века, русское узорочье эволюционно вытесняется русским барокко, иногда эти понятия смешиваются или ошибочно взаимозаменяются.
В XIX веке русское узорочье – источник цитат и объект имитаций для архитектуры эклектики и историзма.
В начале XX века – один из основных источников вдохновения для архитектуры модерна.
На протяжении всего периода своего существования русское узорочье претерпевает значительную эволюцию. Для первой половины XVII века типична сложная пространственная композиция. Типичные каменные строения этого периода – бесстолпные храмы с сомкнутым сводом, на высокой подклети, с трапезной, приделами и колокольней. Они обычно имеют пять глав, главки над приделами, шатры над крыльцами и колокольней, ярусы кокошников поверх сводов. Композиция утрачивает монументальную ясность.
Наос в плане имеет поперечную ориентацию, таким образом увеличивается степень индивидуального в молении и литургии.
Для второй половины XVII века больше характерны ясные и уравновешенные, нередко симметричные, композиции. При этом декор фасадов становится также более уравновешенным, его размещение на фасадах подчинено ордеру.
Характерные черты стиля
Кровли:
Шатровые завершения храмов, колоколен и покрытие крылец. Два или три шатра у таких храмов как правило не имели конструктивного значения, а являлись декоративным элементом. Сходными по архитектурному решению памятниками являются церковь Введения Спасо-Преображенского Воротынского монастыря, Успенская церковь Благовещенского монастыря в Нижнем Новгороде и другие.
Барабаны пятиглавия обычно были глухими, также как и шатры, являясь декоративным элементом (в отличие от световых барабанов). Бочкообразные кровли.
Крыльцо:
Шатровое покрытие. Ползучее крыльцо. Гирьки.
Декор:
Резные наличники окон (в том числе в виде кокошников), многоярусные кокошники по сводам, карнизы в виде «петушиных гребешков», витые столбики, полуколонки. Интерьер: богатый цветной растительный орнамент стен и сводов.
Церковь Константина и Елены в городе Вологда
Церковь Константина и Елены принадлежит к ряду церквей, возникших в Вологде во второй половине XVII века под влиянием московской архитектуры русского узорочья – это двух- и четырёхстолпные, на подклети, пятиглавые храмы с колокольнями, с тёплой церковью на первом этаже и двухсветным холодным храмом на втором. В конце XVII века в архитектуру Вологды ещё не вошло русское барокко, а дух узорочья ещё не угас. Церковь Константина и Елены – единственный сохранившийся представитель этой эпохи в Вологде. Остальные наиболее типичные памятники (Вознесенская церковь, Спасо-Всеградский собор) уничтожены в конце 1920-х годов. Общая композиция храма, расписной перспективный портал верхней церкви, крыльцо с колоннами-бочками, гирьками и ползучей аркой, также как и детали внешнего декора – кокошники, полуколонки (простые и строенные), слуховые окна шатра колокольни – типичные для узорочья чертами архитектуры. Ампирный купол над крыльцом – позднейшая перестройка. По композиции фасадов церковь не имеет прямых аналогий среди вологодских храмов, что позволяет предполагать, что она построена приезжими мастерами, тогда как большая часть остальных, по-видимому, возведена местными. Шатровая колокольня, примыкающая к паперти с северо-западной стороны, современна основному зданию храма. Состоит из трёх ярусов в виде равных по диаметру восьмериков. Колокольню завершает лёгкий шатёр с окнами-слухами и маленькой главкой.
Церковь воскресения на Дебре в городе Кострома.
Храм Воскресения на Дебре − единственный сохранившийся в Костроме посадский храм XVII века. Он был построен в середине XVII века, не позднее 1652 года. По преданию, первая церковь «на нижней дебре», то есть в густых зарослях у реки, была поставлена младшим сыном великого князя Ярослава Всеволодовича, Василием (1248-1276). Предание также гласит, что здешние места были излюбленными охотничьими угодьями молодого костромского князя.
В XV веке здесь стали селиться люди, разросся в эту сторону посад, и к XVII веку здешняя часть города славилась своими искусными кожевниками. Разумеется, район был богатым. В начале XVII века здесь, на Нижней Дебре, значится шатровая деревянная церковь Воскресения с приделом Екатерины и с теплой церковью Козьмы и Дамиана. С возведением нынешнего храма, одного из лучших украшений Костромы, также связана интересная легенда. В середине XVII века костромской купец из Гостиной сотни, Кирилл Григорьев сын Исаков, ведший крупную торговлю кожами, среди бочонков краски, поставленных ему из Англии, обнаружил один не с краской, а с золотом. Богобоязненный купец решил, что такой подарок можно использовать только на постройку церкви.
Новый каменный храм получился поистине великолепным. Но в отличие от грандиозного величественного Троицкого собора Ипатьевского монастыря, на который он отчасти похож, храм Воскресения на Дебре более оживлен декором и от этого смотрится более ярко, нарядно и жизнерадостно. Это высокое пятиглавое здание с крупными главами на мощных световых барабанах, стены разделены парными изящными полуколонками, а наличники окон украшены кокошниками. Замечательны апсиды храма, расписанные «бриллиантовым рустом» (т.е., имитирующими объем четырехугольными шашечками) − такой прием неоднократно применялся в храмах XVII века, например, в Троице-Сергиевой Лавре или в кремле Ростова Великого. Кроме того, храм украшен поливными изразцами и каменной резьбой с изображением растений, мифических зверей и птиц.
В храме было устроено два придела, возможно, по именам святых покровителей родителей Исакова, которых звали Григорием и Екатериной. Южный придел в дьяконнике был освящен в честь Екатерины (в старой деревянной церкви также значится Екатерининский придел, и сохранили его не случайно), а большой северо-восточный придел − в честь Трех Святителей − Иоанна Златоуста, Григория Богослова и Василия Великого.
Церковь окружена одноэтажной галереей с арками (ныне они заложены, первоначально же были открытыми и придавали храму еще бóльшую легкость и объемность). На галерею ведут крыльца на ползучих арках (т.е. арках на разной высоте); северное и южное крыльцо увенчаны широкими гранеными шатрами, добавляющими к облику церкви бóльшую сложность и нарядность. Шатры на крыльцах окружены двойными рядами кокошников, в лучших традициях русского узорочья. Третье крыльцо, западное − особенно интересное. Первоначально оно также было самостоятельным и выводило в сторону красивых трехшатровых Святых ворот − ровесников храма. Позднее западное крыльцо было соединено с воротами переходом. Ворота – сами по себе выдающийся памятник русского зодчества, они увенчаны тремя гранеными маленькими шатрами, украшены каменной резьбой и изразцами. Храм был окружен оградой, которую сначала перестроили в 1802 году, заменив на кованую, а в советское время разобрали.
Храм был расписан вскоре после постройки, в 1650-1652 годах. Предположительно, росписи сделаны мастерами артели Василия Запокровского. В процессе многочисленных ремонтов фрески были закрашены, и их раскрыли заново только в 1960-х годах. Все фрески восстановить не удалось, но частично старинная роспись снова видна. Наиболее интересны росписи Трехсвятительского придела. Они сделаны на 18 лет позже, чем в основном объеме храма, и их автором является известный мастер Гурий Никитин, расписывавший многие храмы в Ярославле и собор Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале. Придел Трех Святителей замечателен еще и тем, что в нем сохранился старинный пятиярусный резной иконостас с тончайшей деревянной резьбой и древними иконами. В главном храме иконостас более новый − 1852 года, но с включенными в него древними образами из прежнего иконостаса.
Первоначально при храме была колокольня. Но при перестройке соседнего «теплого» Знаменского храма, составлявшего с Воскресенской церковью единый комплекс, колокольня была разобрана, а на ее месте возведена новая, примыкающая к Знаменской церкви.
Церковь Воскресения на Дебре известна тем, что в 1913 году, во время празднования 300-летия Дома Романовых, ее посещал император Николай II с дочерьми Ольгой, Татьяной, Марией и Анастасией. Утверждается даже, что они поднимались на колокольню Знаменской церкви, чтобы полюбоваться оттуда видами Волги.
В советское время храм оставался действующим до 1930-х годов. Тогда он был закрыт, и в его стенах устроили зернохранилище. Более десяти лет уникальное здание служило складом для зерна, но в 1946 году храм вновь был открыт. Колокольня «теплой» Знаменской церкви была разрушена, а само здание находилось в тяжелом состоянии. Немногим лучше было состояние и церкви Воскресения − по воспоминаниям современников, в храме не было полов, были выломаны иконы из иконостасов, выбиты окна… Постепенно прихожане привели храм в порядок и начали богослужения. В течение всех послевоенных лет церковь Воскресения на Дебре постоянно пытались закрыть, но прихожане и церковные власти сопротивлялись настолько сильно, что в конце концов храм сделали кафедральным, взамен разрушенного Успенского собора в центре города − видимо, решили, что церковь на отдаленном конце улицы не будет слишком мозолить глаза властям. Здесь долгое время сохранялась одна из самых почитаемых костромских святынь – икона Федоровской Божией Матери из разрушенного Успенского собора. В 1991 году икона была перенесена в отреставрированный собор Богоявленско-Анастасииного монастыря.
При церкви Воскресения на Дебре в 1993 году был учрежден Знаменский женский монастырь, в ведение которого была передана полуразрушенная Знаменская церковь. Сейчас она восстанавливается, полностью отстроена заново пятиярусная колокольня. Церковь Воскресения на Дебре снова обнесена фигурной оградой, хотя теперь она отделена от Знаменской церкви, с которой некогда составляла единый комплекс. Внутри церкви не прекращаются реставрационные и исследовательские работы, так как этот памятник костромской архитектуры для научных работ практически неисчерпаем. Но это не мешает проводить здесь и службы, так что церковь остается действующей, и к тому же − одним из лучших украшений набережной Костромы.
Церковь Рождества Богородицы в Путинках, что на старом Посольском дворе, была заложена в 1649 г. и закончена в 1652 г. Строить новое каменное здание храма начали после пожара, уничтожившего предыдущую деревянную церковь Рождества Богородицы. Деревянный трехшатровый храм был построен в Путинках в 1625 г. Слобода получила свое название от расходящихся отсюда, от Тверских ворот Москвы старинных путей на Тверь и Дмитров. Еще есть предположение, что слово «Путинки» образовалось от «Паутинки» – тесного и причудливого переплетения узеньких переулков у Тверских ворот. За храмом располагался путевой Посольский двор, а вокруг – дворы выходцев из Дмитровской слободы (нынешней Большой Дмитровской улицы), от которой получила название быстро разросшаяся Малая Дмитровская слобода.
После пожара деревянной церкви здесь был выстроен великолепный трехшатровый каменный храм Рождества Пресвятой Богородицы, на который из государевой казны была выделена очень большая по тем временам сумма в 800 рублей и прислан кирпич для строительства. Средства выделялись постепенно: сначала по просьбе прихожан и ходатайству Иерусалимского Патриарха Паисия из казны выдали 300 рублей, потом, когда денег не хватило, добавили еще бóльшую сумму – 400 рублей, и напоследок, под конец работ, были отпущены еще 100 рублей. Остальные средства собирались прихожанами.
Строительство новой церкви велось, как это было со многими древнерусскими храмами, не по инженерным чертежам, а по рисункам, отчего композиция здания получилась очень динамичной и живописной. Самая заметная черта – маленькие декоративные шатры, венчающие и основной объем, и придел храма, и его колокольню. Первоначально был построен только основной объем с тремя шатрами – небольшое прямоугольное в плане здание с маленькой трапезной, северным приделом Иконы Божией Матери «Неопалимая купина» (также увенчанным шатром) и шатровой колокольней. Необычно в композиции храма то, что здание рассчитано на обзор со всех четырех сторон; даже апсиды практически скрыты в прямоугольнике и почти не выдаются наружу. Необычайно красиво декоративное убранство всех частей храма – от шатров до нижних окон. Самая заметная часть – шатры – непохожи один на другой, строители проявили в их декоре богатейшую фантазию и изобретательность. Маленькие шатры поставлены на стройные изукрашенные барабаны и увенчаны луковичными главками на барабанах меньшего размера. Основания всех шатров и барабанов, на которые они опираются, окружены рядами кокошников, перекликающихся по форме между собой. Сами барабаны основного объема опоясаны аркатурой с остроконечными завершениями. Маленькие барабанчики под главками также опоясаны кокошниками. По краю основной объем украшен рядом ложных закомар с килевидными завершениями, а под закомарами проведен широкий резной фриз. Еще более замечателен декор шатра на приделе. Его световой барабан ýже, чем сам шатер, основание которого как бы вынесено за пределы барабана, прорезанного к тому же узкими высокими оконцами, а под барабаном высится «огненная» горка кокошников в три яруса.
Красивая восьмигранная колокольня с резными проемами яруса звона кажется еще более легкой и ажурной благодаря ряду отверстий – «слухов» в шатре. На колокольне в числе колоколов находился один работы знаменитого мастера Ивана Моторина 1715 года.
На всех фасадах храма практически невозможно отыскать ровной поверхности – так он изукрашен разнообразной резьбой и каменным кружевом.
После завершения строительства храма, в 1653 г., патриарх Никон издал запрет на строительство шатровых храмов на Руси. Таким образом, церковь Рождества Богородицы в Путинках оказалась последим шатровым каменным храмом в Москве.
Пристроенная в конце XVII века широкая трапезная с приделом Феодора Тирона украшена уже более скромно, в стиле барокко, а не узорочья. Тогда же была сооружена сторожка с ходом на колокольню. В 1864 г. выстроили новое западное крыльцо с шатром на узком барабане, близкое по виду к остальным шатрам. Это крыльцо было разобрано в ходе реставрации 1957 г. и заменено новым, стилизованным под XVII век. Внутри храма сохранились фрагменты старинных росписей XVII века.
Действующий Храм Благовещения Пресвятой Богородицы в селе Тайнинском, которое расположено в настоящее время в черте города Мытищи, изначально представлял собой деревянную церковь. Церковь, а ныне Храм Благовещения Пресвятой Богородицы, расположен на берегу знаменитой реки Яузы. Он относится к одним из самых древних церквей и храмов, которые сохранились до сегодняшнего дня и до настоящего времени остаются действующими, где проводятся богослужения. Такие старинные здания являются самыми уникальными историческими памятниками, которые становятся наглядным примером того, что через века до нас доходит культура, и быт народа того времени. Деревянная церковь была построена при государевом путевом дворце и первые сведения об этой церкви были получены в 1628 году. Эта церковь построена по дороге к Троице-Сергиеву монастырю.
Основателем Храма, который можно увидеть на сегодняшний день, можно считать царя Алексея Михайловича. По причине того, что церковь входила в общий комплекс путевого дворца, в 1675 году было решено провести реконструкцию церкви, и возвести на ее месте каменный храм. Таким образом, в 1675 году началось строительство храма, которое было завершено в 1677 году. Вместо скромной деревянной постройки выросло каменное здание Храма Благовещения Пресвятой Богородицы, и в этом виде оно дошло до нашего времени.
На протяжении всего времени существования Храму пришлось перенести множество событий, после которых он все-таки вновь приобрел свое первоначальное значение. Во время войны в 1812 году Храм подвергся разграблению, виновниками которого стали солдаты французской армии. Уже позднее в 1929 году храма как такого не стало, его закрыли, для того чтобы разместить в его помещении клуб, продуктовый магазин. Тут же находилось общежитие, мясной цех и склад. Церковь села Тайнинское использовалась в любом назначении, но только не в том, в каком его следует использовать.
Такое продолжалось достаточно долгое время, и только совсем недавно Храм вновь вернул свои права. В 1989 году храм подвергся реконструкции, для того чтобы его снова стали посещать прихожане. Церковь Благовещения в селе Тайнинском, или просто Тайнинская церковь – как называют ее местные жители, в 1989 году была возвращена церкви, и вновь его двери открыли для богослужений. Несмотря на то, что за время существования храм достаточно много раз переоборудовали, он все-таки сохранил свою уникальную атмосферу.
Заключение
В шестнадцатом веке зодчие мастера обратились к разработке форм, выработанных ранее в деревянном зодчестве – в каменную архитектуру были привнесены «деревянные мотивы». Пример этого – шатровые храмы того периода.
Таким образом, в 16-м веке была выработана форма модели Русского православного храма, которая позднее в 17-м веке получила богатейшее убранство, которое прозвали «Русским узорочьем».
Причудливые живописные формы храмов, а также искуснейшее оформление как внутри, так и снаружи – всё это сделало церкви и храмы того периода одними из жемчужин всей Русской архитектуры. Храмы и по сей день поражают своей уникальностью, непохожестью ни на какие сооружения иностранной архитектуры того времени. Они праздничны и всегда нарядны, возвышенны и одухотворены. В них воплотился русский дух.
И хотя они все имеют общие черты, каждый из них поистине уникален – в этом мы убедились, рассмотрев выше 4 примера таких храмов и церквей.
В заключении хотелось бы сказать, что, как бы ни был интересен этот мир, какие бы красоты не ждали бы нас заграницей, мы, прежде всего, должны лучше узнать страну, в которой родились и живём – нашу Родину Россию. И не надо бы нам думать о том, что где-то есть что-то красивее или получше – на чужом газоне трава всегда зеленее – нам бы научиться ценить то, что есть у нас и беречь это, ведь, как ни крути, ничто не вечно…
Список источников
1.Panotyours.ru
2.Tayninskoye.ru
.Kostroma.ru
.Kostromag.ru
.A-a-ah.ru
.Suriutour.ru
.Cirota.ru
.Wikipedia.org
.Hramy.ru
.Sobory.ru
.Mykostroma.ru
.Vparke.ru
.Livejournal.com
.Pravoslavie.ru
узорочье декор церковь архитектурный