- Вид работы: Сочинение
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 7,76 Кб
Священное Писание и Священное Предание в беседе с сектантами
Сочинение по предмету
Христианские деноминации
На тему:
«Священное Писание и Священное Предание в беседе с сектантами»
Киев 2013
Сколько развелось сейчас всяких самозванных учителей, действительно льстящих слуху, сколько всевозможных сект самых разнообразных толков и направлений! Можно буквально голову потерять тем, у кого нет твердых устоев в истинно-христианском мировоззрении. Поэтому каждому православному человеку нужно знать учение Церкви, дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения, по выражению св. Апостола (Ефес. 4:14)!
Из Священного Писания мы узнаем, что «будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. И многие последуют и разврату, и через них путь истины будет в поношении» (2Пет. 2, 1-2). Поэтому православным христианам важно уметь отстоять веру истинную от этих волков в овечей шкуре.
Важным или вернее основным в такой апологетике есть Священное Писание и Предание. Принципиальное отличие Православной Веры от различных сект заключается в том, что Православие опирается не только на Священное Писание, но и на Священное Предание. Священное Предание – это писание Святых, это каноны древней Христовой Церкви. Сама по себе Библия не только недостаточна, она сама по себе может быть даже опасной для неподготовленного человека. Апостол Павел говорил: "Невежды и неутвержденные к собственной своей погибели извращают Писание". Само слово Божие устами Апостолов Петра и Павла учит нас о том, что ежели мы не находимся в утверждении истинной Веры, то тексты Священных книг Библии могут служить собственной погибели. О том, что кроме Священного Писания, совершенно необходимо иметь и Священное Предание, говорит и сама Библия. Апостол Павел в послании к коринфянам 11 глава, 2 стих: "Хвалю Вас, братья, что все мое помните и держите Предание так, как я передал его вам."
Мы знаем, что Христос не писал, сущность дела Его не учение, не написание книги, например, полного курса христианской вероучения. Нет, Его дело – не книжное Он пришел спасти мир. Это вполне противоречит науке мира, где чтобы сделаться последователем какой-нибудь определенной философской школы, нужно усвоить философские труды родоначальника этой школы. А достаточно ли знать Новый Завет, чтобы сделаться христианином? Достаточно ли этого знания для спасения? Конечно, нет. Можно знать наизусть весь Новый Завет, можно в совершенстве знать всю новозаветную науку и, однако, быть очень и очень далеким от спасения. Для спасения необходимо приложиться к Церкви, как и в книге деяний апостольских сказано, что спасающиеся прилагались к Церкви (Деян. 2, 47; 5, 13-14)..
"Книги Священного Писания – это одно из средств, через которое в Церкви действует на людей благодатная сила Божия. Дух Божий оживляет только Тело Церкви, а потому и Священное Писание может иметь смысл и значение только в Церкви", – писал епископ Илларион (Троицкий).
Вынесенная из Церкви, Библия превращается просто в набор исторических документов. Только в Церкви библейские книги обретают статус Священного Писания. Смысл библейских книг может быть постигнут только в Церкви, в свете хранимого ею Священного Предания.
В полемике с сектантами важно именно доказать неотъемлемость Священного Писания от Церковной Традиции – Священного Предания в свете которого только и можно верно толковать Библейские тексты. Здесь важно вспомнить, что само слово Божие говорит нам о необходимости Предания и предупреждает, что сама по себе Библия, если нет утверждения от Предания, может привести человека к погибели.
Наряду с доказательствами священного Писания хорошо бы не забывать о том, что даже логически понятно, что мерилом истолкования Божественного Писания не может стать человеческий разум. Ограниченный, он не в состоянии верно объяснить безграничные Божии истины; относительный, он не способен достойно понять абсолютные истины Откровения; помраченный грехом – не может проникнуть в вечный смысл Христовых истин. Руководство разума в этом деле ввергает человека в хаос и анархию и, в конце концов, приводит к тому, что "священных писаний" становится столько же, сколько людей на свете. Как раз это и имеет место у сегодняшних сект: они в конечном счете пришли к тому, что "священных писаний" у них стало столько же, сколько их самих. И суемудрие еретиков, – говорится в "Послании Патриархов Восточно-Кафолической Церкви о православной вере", – принимает Божественное Писание, только превратно изъясняет его, пользуясь иносказательными и подобнозначущими выражениями и ухищрениями мудрости человеческой, сливая то, чего нельзя сливать, и играя младенчески такими предметами, кои не подлежат шуткам. Иначе, если бы всякий ежедневно стал изъяснять Писание по-своему, то Кафолическая Церковь не пребыла бы, по благодати Христовой, доныне такой Церковью, которая, будучи единомысленна в вере, верует всегда одинаково и непоколебимо, а вместе с тем перестала бы быть Церковью Святою, столпом и утверждением истины, но соделалась бы церковью лукавнующих (еретиков)".
Итак, Священное Писание – одно из проявлений общей благодатной жизни Церкви. Оно – имущество церковное, драгоценное и бесценное, но имущество именно церковное. Священное Писание нельзя отрывать от общей жизни церковной. Только Церковь дает смысл существованию Писания. По мнению Тертуллиана, рассуждать должно о том, кому принадлежат Писания. Кому они не принадлежат, того к ним и допускать не следует. Писания принадлежат Церкви; еретики же не христиане и не имеют никакого права на христианские Писания. Еретиков Церковь может спросить: кто вы такие? Вы не мои, что же у меня делаете? Это мое владение. Я владею издавна. Я имею основание от самих авторов, которым принадлежит Писание. Я наследница апостолов. Вас, конечно, навсегда они лишили наследства и отвергли, как чужих, как врагов.
Постольку Священное Предание – это устное Священное Писание. Происхождение того и другого – Божественное, ибо то и другое – это Откровение одного и Того же Троичного Божества. К тому же Священное Предание старше Священного Писания. Как в Ветхом, так и в Новом Завете Священное Предание предшествует Священным Книгам. Более двадцати лет у Церкви не было записанного Нового Завета, одно только Священное Предание было мерилом веры и всего в целости домостроительства спасения. "Божественные люди, жившие до закона, – пишет блаженный Феофилакт в предисловии к Толкованию на Евангелие от Матфея, – учились не из писаний и книг, но, имея чистый ум, просвещались озарением Пресвятого Духа, познавая тем самым волю Божию из беседы с ними Самого Бога лицом к лицу. Таковыми были Ной, Авраам, Исаак, Иаков, Иов, Моисей. Но когда люди, развратившись, сделались недостойными просвещения и научения от Святого Духа, тогда человеколюбивый Бог дал Писание, чтобы хоть при его содействии помнили они волю Божию. Так и Христос поначалу Сам лично беседовал с апостолами и послал им учителем благодать Святого Духа. Но так как Господь предвидел, что впоследствии возникнут ереси и наши нравы испортятся, то благоволил быть написанным Евангелиям, дабы мы, научаясь из них истине". Как Священное Писание, так и Священное Предание во всех отношениях равно необходимы, равно важны, равно незаменимы. Эту их тождественность подчеркивает апостол Павел в Послании к Солунянам: «Братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или» (2 Фес. 2, 15;). Богомудрое свидетельство назодим у святого Иринея, который пишет: "Что было бы, если бы нам апостолы не оставили своих писаний (Священного Писания)? Разве не должно было бы следовать порядку Предания, которое они оставили тем, кому и Церкви поручили? Этому порядку следуют многие племена варварские, которые, уверовав во Христа, имеют спасение, написанное в душах их Духом, без бумаги и чернил, бережно храня древнее Предание… ".
"Истину не нужно искать у других, – наставляет святой Ириней, – ей нужно поучаться у Церкви, в которую апостолы, как в богатую сокровищницу, сложили всё, что может быть истинным. Из нее всякий желающий пусть почерпает для себя животворящее питие, она есть дверь жизни; все же прочие суть воры и разбойники, и потому нужно убегать от них, лобызая то, что приходит от Церкви, и принимая от нее Предание истины… Где сложены дары Господни, там и нужно учиться истине, то есть у тех, кто содержит преемство Церкви от апостолов и у кого пребывает здравое, безукоризненное поучение и неискаженное, неповрежденное слово. Они хранят нашу веру… и без опасности (от заблуждений) излагают нам Писания". Святой Епифаний советует: "Надобно держаться и Предания, ибо невозможно найти всё в Священном Писании. Святые апостолы одно оставили в Священном Писании, а другое в Священном Предании, что сам Павел подтверждает :якоже предах вам (1 Кор. 11, 2)".
Важно знать, что сектанты превратно понимают Библию и поэтому на основании слов Спасителя все Предание считают «бабьими баснями», но это лишь подтверждаем их фрагментарное знание, так как уже самое Свящ. Писание говорит: О, Тимофей! Храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания, которому предавшись, некоторые уклонились от веры (1Тим. 6:20-21). Здесь показываются два типа предания: апостольское и то, которому предавшись, некоторые уклонились от веры. Ведь сектанты, отвергнув апостольское предание, уклонились в то самое негодное пустословие и прекословия лжеименного знания, которое называется сиктанским.
Теперь ясно, что секты строят свое истолкование Библии на исключительно субъективном видении каждой сектой Правды Божией. В каждой секте: баптистов, адвентистов, пятидесятников, новых сектах – везде Библия будет истолковываться по-своему. И лишь Церковь – единственная верная истолковательница Священного Писания. Сектанты знают только те фрагменты из Библии, только те строки, выхваченные из контекста, которые им в данный момент выгодны. Если бы сектанты действительно знали Библию, они были бы Православными! Именно глубокое изучение Библии возвращает время от времени сектантов в лоно Православной Церкви. И наша сила в полемике с ними заключается, как раз в полноте знания основанного на Церковном понимании в контексте Свящ. Предании и тогда мы покажем, что составляя единую и неделимую Божественную истину, Священное Писание и Священное Предание друг друга дополняют, обусловливают, изъясняют и сохраняют, что для правильного разумения Священного Писания необходимо руководство Священного Предания.
Использованная литература
секта священный писание церковь
Алексий Касатиков, иерей. О Священном Писании и Предании. <http://www.orthodox-book.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=58:2011-08-30-20-29-07&catid=3:2011-08-26-17-37-20&Itemid=5>
Иустин (Попович), прп. Догматика Православной Церкви. Введение перевод с сербского Сергея Фонова <http://www.golden-ship.ru/knigi/8/iustin_popovich_DPTs.htm>
Иларион (Троицкий), архим. Священное Писание и Церковь. http://www.pravoslavie.ru/sretmon/illarion/pisaniecerkov.htm
Как бороться с сектантами? http://www.hram-st.obninsk.ru/arxiv/2007/gaz403.html
Олег Стеняев, свящ. Как бороться с сектантами? //Чёрная Сотня № 59-60 <http://www.sotnia.ru/ch_sotnia/t1998/t5904.htm>
Православный катехизис. http://panteleimon.info/txt/kat.html