- Вид работы: Сочинение
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 16,87 Кб
Священное Предание и Священное Писание как способ распространения Божественного Откровения
СОЧИНЕНИЕ
По Катихизису
На тему: «Священное Предание и Священное Писание как способ распространения Божественного Откровения»
ВВЕДЕНИЕ
Человек создан для Бога – чтобы познавать и любить Его. Но сам человек не может познавать Бога, ибо Божественное естество превосходит человеческое. Естественное богопознание недостаточно для человека, чтобы он мог жить с Богом и в Боге, любить Его. Бог для человеческого разума непостижим и непознаваем. Познавать Бога человек может только из Божественного Откровения, т.е. из того, что Сам Бог открывает человеку. «Божественное Откровение распространяется между людьми и сохраняется в истинной Церкви двумя способами – посредством Священного Предания и Священного Писания». Православная Церковь черпает свое учение из этих двух Богом данных источников Богом данного учения веры и нравственности. Поэтому для православного христианина, чтобы быть сознательным членом своей Матери-Церкви и вести сознательную духовную жизнь (а без этого невозможно не только достигнуть христианского совершенства, но и не уклониться от пути спасения), необходимо иметь ясное понятие о Предании и Писании. Это особенно необходимо в наше время, когда протестанты Предание, хранимое Церковью, называют преданиями человеческими, т.е. отрицают их Божественное происхождение и необходимость для спасения. Много христиан оказалось вне Церкви только потому, что, поверив протестантам, они отвергли Божественное Предание. Это еще одна причина, которая делает этот вопрос актуальным, ибо как сказал апостол: «…Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1Пет.3:15). Понимание смысла и значения Предания теперь стало частью исповедания нашей истинной православной веры перед лицом инославных конфессий. А это, в свою очередь, накладывает на христианина обязанность изучить и прояснить учение Церкви по этому вопросу, что и является целью данного сочинения. Для этого необходимо решить следующие задачи: раскрыть, что такое Предание и Писание, как они относятся между собой, как они свидетельствуют о себе, как Писание свидетельствует о Предании, а Предание о Писании. Сделать это необходимо, по возможности, на основании Священного Писания, потому что этот вопрос приходится раскрывать в основном перед лицом протестантских конфессий, которые отвергают Предание и опираются только на Писание. Также в этом вопросе необходимо опираться на основную символическую книгу Православной Церкви – Пространный Христианский Катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви, составленный свт. Филаретом (Дроздовым), а также на другие книги, наиболее ясно и просто раскрывающие этот пункт церковного вероучения.
Далее необходимо кратко показать необходимость отличать Св. Предание от предания человеческого, чтобы избегать тех искажений Предания, которые допустили католики, чем навлекли на себя справедливые обвинения со стороны протестантов. Как недопонимание значения, как Предания, так и Писания, их искажение приводят к искажению духовной жизни, к заблуждениям и к потере самого главного – спасения.
Глава 1. СВЯЩЕННОЕ ПРЕДАНИЕ
1.1 Понятие о Предании
Предание – это то, что передают. Божественное учение называется Священным Преданием прежде всего потому, что Господь передал его верующим от Отца, ибо Он сказал в Своей Первосвященнической молитве: «Ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня» (Иоан.17:8). Затем это учение называется Преданием потому, что оно передано апостолами Церкви, а в Церкви передается из поколение в поколение. Оно хранится в Церкви через передачу. Церковь хранит его тем, что передает его. Живая передача, а не просто хранение в исторических памятниках есть одна из необходимых сторон Предания, которая ниже будет рассмотрена подробнее. Христос показал нам пример во всем, а также и в этом, в передаче Божественного учения. Он передал истину от Бога Отца, хотя Он Сам есть истина: «Я есмь путь и истина и жизнь…» (Иоан.14:6). Итак, Священное Предание – это не просто хранимое, а передаваемое Божественное Откровение.
1.2 Первичность и значение Предания в Ветхом Завете
Священное Предание было и в Ветхом Завете. Авель и Каин знали, как приносить жертвы, Авраам знал, как обрезывать, Ной знал, как отбирать чистых животных от нечистых и т.д. Причем, как в Ветхом Завете, так и в Новом Божественное Откровение распространялось сначала устно, то есть Священное Предание было древнейшим и первоначальным способом его распространения. Древние патриархи жили долго (более 900 лет). Это было нужно для скорейшего заселения земли, а также для распространения полезных знаний. «Патриарх каждого поколения мог передавать свои знания в течение целых столетий родоначальникам других поколений, имевших в свою очередь передавать их далее в течение новых столетий». Авраам, родоначальник избранного народа, передавал свои откровения устно, т.е. вера еврейского народа была основана, прежде всего, на устном предании, а уж потом, впоследствии – на писаном законе. До Синайского законодательства Бог заключал завет с отдельными праведниками, и подаваемые им откровения распространялись в устной форме. Предание в этот период ветхозаветной истории было основным и единственным способом распространения Откровения, потому что хранителями откровений были святые люди – Авраам, Исаак, Иаков. У горы Синая Господь вступил в завет со всем народом, склонным к заблуждениям и грехопадениям. Поэтому для того, чтобы предотвратить возможность его искажения, основной формой хранения и распространения Откровения стало Священное Писание, как более надежный способ для всего народа. При даровании Синайского законодательства сначала Сам Иегова вслух возвестил всему стоящему у горы народу 10 заповедей, а затем дал их на скрижалях, на которых были написаны «перстом Божиим» (Исх. 31:18) заповеди. Но и после Синайского закона Предание, как живая передача слова Божия, сохранилось в избранном народе. Ибо Моисей, когда принял от Господа «различные законы, относившиеся к церковному и гражданскому благоустройству народа Божия» сначала «передал все, сказанное Господом, народу», а затем записал все это в книгу. Пророки сначала устно передавали свои откровения, а затем они записывались. Известно так же о пророках, не оставивших после себя писаний, которых Бог посылал с устной проповедью для обличения конкретных лиц и для призыва их к покаянию. Таким образом, в Ветхом Завете до дарования Синайского закона Предание было единственным способом хранения и распространения Божественного Откровения, а после Синайского законодательства основной формой хранения Откровения стало Писание, но Предание все же осталось его первичной формой. В Священном Писании Ветхого Завета нет повелений руководствоваться Преданием, хотя какие-то предания в иудейском народе существовали. О них упоминает апостол Павел: «преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий» (Гал. 1:14). Причем он отрицательно говорит не о самих преданиях, называя их «отеческими», а о своей неумеренной ревности к ним. Но Господь говорит об иудейских преданиях только в отрицательном смысле, обличая фарисеев, что они своими человеческими преданиями заменяли заповеди Божии. Священное Писание Нового Завета свидетельствует, что несанкционированное Священным Писанием усиление предания в иудейском народе привело к искажению Божественного Откровения, к подмене Священного Предания преданием человеческим.
1.3 Первичность и значение Предания в Новом Завете
Господь Иисус Христос, Законодатель Нового Завета, в отличие от Моисея не оставил после Себя писаного закона, Он «не принес новых скрижалей закона, не дал формально нового нравственного кодекса взамен ветхозаветного нравоучения». «Сам Господь наш Иисус Христос Божественное учение Свое и установления передал ученикам Своим словом и примером, а не книгой». «У Церкви нет скрижалей, на которых были бы начертаны письмена Божественным пестом».
Впоследствии, по Вознесении Иисуса Христа и по сошествии на апостолов Святого Духа, некоторые из них оставили писания, написанные ими в разные времена, по требованию различных нужд и потребностей первых христиан. Однако во всей полноте Откровение Божие, принятое апостолами от Самого Спасителя, преподаваемо было главным образом в устных наставлениях. «Многое имею писать вам, но не хочу на бумаге, чернилами, а надеюсь придти к вам и говорить устами к устам, чтобы радость ваша была полна» (2 Ин. 1:2), – пишет Ап. Иоанн Богослов. Устная проповедь, т.е. Предание было основным способом распространения Божественного Откровения с самого начала жизни новозаветной Церкви. И хотя сопутствовали ей письменные послания, но «они не имели своей задачей представить в систематически полном виде всех установлений христианских», т.к. написаны были апостолами по поводу различных случайных обстоятельств. Евангелия были написаны по просьбам разных церквей, желающих иметь у себя письменные памятники того, что благовествовали им апостолы. Поводом к написанию посланий послужили превратные толкования учения о вере и разногласия среди самих верующих. В большинстве своем послания имели своею целью разрешить недоумения относительно какого-либо вопроса и предотвратить беспорядки в той или иной церковной общине.
Ап. Павел в своих посланиях ссылается на устные наставления, призывает вспоминать их и руководствоваться ими: «…стойте и держите предания которым вы научены или словом или посланием нашим» (2 Фес. 2:15). Сначала апостол говорит о слове, а затем о послании. Это является ясным указанием на первичность устного апостольского наставления по отношению к письменному. Также и в других местах апостол Павел указывает на устное Предание: «хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам» (1Кор.11:2); «завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас» (2Фесс.3:6). Священное Писание Нового Завета свидетельствует о Священном Предании. Из слов апостола Павла следует, что от ныне устное Предание будет важной стороной жизни Церкви, более важной, чем это было в Ветхом Завете.
Причиной изменения роли Предания является то, что Божественное учение может неповрежденно передаваться только при действии благодати Святого Духа. Верующие ветхозаветной Церкви только лишь подготавливались к Его принятию. В Новом Завете Бог сошел на землю, сначала Сын Божий, а затем Святой Дух. «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4:24). После установления Нового Завета и сошествия Святого Духа духовная жизнь состоит в живом общении и единении с Богом в Духе Святом, в живом послушании Ему, а не букве. «…Служение Нового Завета есть служение Духа, "написанное не чернилами, но Духом Бога живого, не на скрижалях каменных, но на плотянных скрижалях сердца" (2Кор. 3:3-6)». «Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит» (2Кор.3:6). О сошествии Духа Святого и о Его действии в верующих было возвещено еще в Ветхом Завете: «И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения» (Иоиль 2:28). Со дня Пятидесятницы целью религиозной жизни стало стяжание Духа Святого, научиться слушать и слышать Его, и повиноваться Ему. Жизнь христианская есть жизнь в Духе Святом, Который есть «Дух Истины» (Ин. 15:26). Именно действием Духа Святого в Церкви и объяснятся значение Предания в Новом Завете, которое и является по сути Его действием. Как сказал Спаситель: «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину» (Ин.16:13).
«Евангельский закон есть закон не столько внешних исправных действий, сколько внутреннего отношения и душевной перемены, внутренней чистоты и искренних, сердечных расположений … Новозаветный закон определяет собой не те или иные частные только поступки внешнего поведения человека, но, главным образом, внутренний строй его жизни». Поэтому христианская новозаветная жизнь не регламентирована так, как жизнь ветхозаветного иудея. У Церкви нет догматического богословского определения, формулы, что такое Священное Предание. Православная Церковь очень свободна. «Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода» (2Кор.3:17), – говорит апостол Павел. Церковь всегда осознавала себя хранительницей этой свободы о Христе и предостерегала своих чад: «да не утратим помалу, неприметно, той свободы, которую даровал нам Кровию Своею Господь наш Иисус Христос, Освободитель всех человеков» (8-е правило III Вселенского Собора). В отличие, например, от церкви католической, где все точно сформулировано и схоластически записано в катехизисы, составляющие 10 больших томов, в Православной Церкви точно зафиксированы лишь очень немногие важнейшие вещи – только основы нашей религии, и очень много оставлено на свободу, на сам опыт жизни Церкви. В этом – глубочайшее уважение к человеку, к свободе человека. Но подразумевается под этим не свобода грешить и своевольничать, а истинная свобода, которая обретается верующими в Церкви через приобщение к Святому Духу.
Господь Иисус Христос, принеся на землю Божественное живое предание, сильно обличал предания фарисеев, что они своими вымышленными преданиями, якобы идущими от Моисея, под видом ревности к угождению Богу на самом деле отменяли заповеди Божии и разрушали нравственность: «…Вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого…. Устраняя слово Божие преданием вашим, которое вы установили…» (Мк. 7:8,13). Апостол Павел предостерегает против человеческих преданий, разрушающих веру: «Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу» (Кол.2:8). Это показывает, насколько опасны внесение человеческих идей в Церковь и подмена ими Божественного учения. Слова Христа, обращенные к фарисеям, должны предостерегать и нас от соблазна свести заповеди к исполнению лишь внешних правил и обрядов Церкви. Католическая церковь, приняв в свое веро- и нравоучение человеческие предания, почти полностью исказила Божественное Откровение и перестала быть Церковью Христовой, руководимой Духом истины. Утратив Дух Господень и богодарованную свободу во Христе, они свели внутреннюю евангельскую жизнь к внешним предписаниям, к человеческим преданиям, заменив ими учение и заповеди Божии.
1.4 Состав Священного Предания
Под Священным Преданием, прежде всего, понимают учение Церкви, не зафиксированное в книгах Священного Писания или передаваемое устно. Обычно под термином «Священное Предание» подразумевается именно то, что дошло до нас в письменном виде, а именно: «1. Древние символы первых веков христианства. 2. Правила святых Апостолов, Вселенских и Поместных Соборов. 3. Древние литургии и акты, написанные в судах, о страданиях древнейших святых мучеников за Христа. 4. Древние церковные истории. 5. Творения святых отцов и учителей Церкви. 6. Вся древняя церковная практика: праздники, посты, устройство храма, священнодействия и обряды». Однако все это является лишь одной из сторон Предания, как бы неким внешним его проявлением в жизни Церкви. В сущности же Предание – это благодать и истина, о которых говорит ап. Иоанн Богослов в первой главе своего Евангелия, что они «произошли чрез Иисуса Христа» (Ин. 1:17). Для хранения истины, т.е. учения, необходимо благодать Святого Духа, Который есть и Дух истины, ибо только Божественная благодать «открывает путь к разумению Божественной истины». Благодать Святого Духа подается верующим в таинствах Церкви, а так же через личные добродетели (подвиги и молитву). Поэтому «Священное Предание – это не только видимая и словесная передача учений, правил, постановлений соборов, обрядов, но также и невидимое и действенное сообщение благодати и освящения». Преданием является и передача духовного опыта необходимого, чтобы хранить эту благодать и возрастать в ней, опыта постижения вероучительных и нравственных истин. Таким образом, Священным Преданием является и передача учения Церкви, и непрерывающееся действие в ней Духа Святого, и накопление личного духовного опыта, в силу которого Предание продолжается и осуществляется в каждом христианине, если, конечно, он идет правильным путем духовной жизни. Предание «как вечное и неизменное пребывание Духа Святого в Церкви, – есть наиболее глубокая основа Ее бытия, и потому объемлет собою всю жизнь Церкви …».
Глава 2. СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ
.1 Понятие о Священном Писании
Другим важнейшей способом, хранения и распространения Божественного Откровения является Священное Писание. Священное Писание Ветхого Завета началось создаваться с заключения еврейским народом завета с Богом при Синае. Оно стало неотъемлемой частью Завета с Богом, его печатью подобно тому как печать на бумаге содержащей в себе договор между двумя или несколькими людьми подтверждает действительность этого договора. Первые слова Священного Писания написал Сам Бог на каменных скрижалях. Эти слова, 10 заповедей, Бог сначала произнес вслух всего народа, а потом записал. Этим было показано, что «Священное Писание дано для того, чтобы Откровение Божие сохранилось более точно и неизменно». И последующие откровения тоже давал Бог, но они излагались уже избранными для этого особыми людьми, ставшие посредниками Божественного Откровения. Священное Писание Ветхого Завета составлялось почти в течение 800 лет, от Моисея до Ездры, ибо «в ветхозаветные времена Бог постепенно открывал людям знание о Себе, приспособляясь к способности восприятия дохристианского человечества». Ветхозаветные книги содержат в себе пророчества о Христе и историю развития избранного народа, как он возводился со временем на все более высокий нравственный уровень. Они были собраны при жизни Ездры, Неемии и пророка Малахии (400 лет до Рождества Христова). В Новом Завете Сын Божий воплотился и в полноте … и совершенстве принес на землю Откровение Божие и распространил его по вселенной через Своих учеников и апостолов». Поэтому Священное Писание Нового Завета было составлено апостолами, непосредственными избранными учениками Христовыми, в I. в. по Р.Х. В новозаветных писаниях говорится об исполнении этих пророчеств, о жизни Христа, Его учении, делах, Его проповеди, о пути спасения и о последних судьбах мира. Новозаветные книги, хотя были написаны в I в., но собраны и составлены в один канон в IV веке. Книги Ветхого и Нового Заветов объединены в одну книгу «Библия», потому что они являются частями одного Божественного Откровения. Число книг Ветхого Завета 39, а Нового – 27.
«Наименование Священное или Божественное Писание взято из самого Священного Писания. Ап. Павел писал своему ученику Тимофею: ты из детства знаешь священные писания (1 Тим. 3, 15)». Слово «Божественное» указывает на то, что Библия является словом Божиим, явленное людям по воле Бога. Слово «священное», в отличие от слова «святое», – это не прилагательное, обозначающее свойство предмета, а причастие и соединяет в себе и свойство (святость) и действие (освящать). В этом можно видеть указание на то, что Священное Писание есть живое слово живого Бога. «Св. Писание есть особое действие Божие, направленное на то, чтобы открыть человеку истины о Боге и спасении».
2.2 Богодухновенность и необходимость Священного Писания
Основным свойством Священного Писания и его отличия от других святых книг является его богодухновенность. Она состоит в том, что его автором является Сам Бог. «Священным Писанием называются книги, написанные Духом Божиим через освященных от Бога людей, называемых пророками и апостолами». Именно Бог определял его догматическое и нравственное содержание, пророки и апостолы только творчески излагали его (кроме Десяти заповедей, которые были записаны на скрижалях Самим Богом). Священное Писание – это слово Божие, а не человеческое: «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2Пет. 1:21). Все книги составляющие Библию являются богодухновенными, т.к. написаны по внушению Духа Святого богопросвещенными святыми мужами и потому имеют высший вероучительный и нравственно-учительный авторитет. Церкви, как содержащие в себе подлинное Слово Божие. «Священное Писание – вот область Ума, Слова и Духа – Бога Троицы: в нем Он проявляется ясно: глаголы яже аз глаголах вам, дух суть и живот (Ин. 6:63), сказал Господь; писания святых отцев – вот опять выражение Мысли, Слова и Духа ипостасных, с большим уже участием самого человеческого духа». Как во Христе соединены неслитно и нераздельно две природы, Божественная и человеческая, как Церковь имеет две стороны – внутреннюю, Божественную, и внешнюю, человеческую – так и Священное Писание имеет эти две стороны: Божественную и человеческую. Как непостижимо соединение двух природ во Христе, действие благодати в Церкви, так и невозможно полностью точно дать определение действия Божественной воли и человеческой в составлении Священного Писания. Ясно одно, что оно было составлено особыми людьми, находящимися в непосредственном общении с Богом. Как для воплощения Сына Божия была необходимость в Пречистой Деве, так и для написания Св. Писания, необходимы были святые пророки и апостолы, которые и являются гарантами сохранения Божественной стороны Св. Писания в виду их исключительной святости и приближенности к Богу. Нельзя умалять ни Божественную сторону слова Божьего, ни отрицать человеческую. Первое ведет к разрушению веры в Бога, а второе – к ее искажению.
Вера в богодухновенность должна быть живой и определять благоговейное отношение к Священному Писанию. Бог Своим словом сотворил мир, и это творческое слово находится в Священном Писании. Им Он воссоздает человека и созидает новый мир – Царство Небесное. Священное Писание – это всемогущее слово Божие, воскрешающее души, просвещающее и очищающее от грехов. Вера в это – условие для восприятия его силы и спасения. Верующие должны любить слово Божие, читать и исследовать его: «исследуйте Писания» (Ин.5:39), «возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение» (2Пет. 2:2), «ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр.4:12). Св. Писание – сила Божия, просвещающая и укрепляющая человека: «…я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему…» (Рим.1:16); «слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия» (1Кор.1:18). Как сказал свт. Тихон Задонский: «Слово Божие есть орудие, через которое Дух Святый действует в сердцах». В виде этого Священное Писание является необходимым, Богом данным средством для спасения. «Итак, Священное Писание – одно из проявлений общей благодатной жизни Церкви». Сам Господь, явивший нам пример во всем, дал Господь дал пример и отношения к слову Божию, когда отвергал искушения диавола в пустыне словами из Св. Писания.
2.3 Отношение Священного Писания к Священному Преданию
Священное Писание как Ветхого Завета было составлено ветхозаветной Церковью ок. 400 г. до Р.Х. Священное Писание Нового Завета было написано в I в. по Р.Х., но составлено во II в., а окончательно утверждено на Поместных Соборах в IV веке: Иппонском Соборе 393 г. и Карфагенском Соборе 397 г. То есть автором-составителем Священного Писания является Церковь. Через пророков и апостолов Бог написал отдельные книги Священного Писания, а через Свою Церковь составил его канон. Поэтому несмотря на свое исключительное достоинство как слова Божия оно может пребывать только в Церкви. Слово Божие является частью жизни Церкви, и вне Церкви не имеет своей спасительной силы. Это одна из сторон непостижимого соединения воли Божией и человеческой в Церкви и действия Бога через Церковь. Сама история Церкви свидетельствует об этом. Ибо в первые века по Р.Х. существовало множество других книг, претендовавших на место в новозаветном каноне. Поэтому если протестанты ссылаются на Священное Писание, то путь скажут, где в Священном Писании сказано, что Евангелие от Матфея написал апостол Матфей, где сказано, чтобы апостольские послания были включены в канон и т.д. Более того, само Священное Писание свидетельствует о том, что верующие могут неправильно понимать и от этого погибать духовно, т.е. еще больше удаляться от Бога. Апостол Петр говорит: «И долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания» (2Пет. 3:15-16). Таким образом, Священное Писание Нового Завета ясно свидетельствует как о Священном Предании, о своем Божественном достоинстве, так и о своей неотделимости от Священного Предания. «Книги Священного Писания – это одно из средств, через которое в Церкви действует на людей благодатная сила Божия. Дух Божий оживляет только Тело Церкви, а потому и Священное Писание может иметь смысл и значение только в Церкви», – писал сщмч. Иларион (Троицкий).
Католическая церковь считает Писание и Предание двумя взаимодополняющими один другой источниками вероучения. Протестанты на основании этого учения отбросили Предание как ненужное, ибо они ошибочно посчитали Писание столпом истины. Православное богословие в середине XX в. пришло к выводу, что Священное Писание – это не самостоятельный, независимый источник вероучения и даже не как часть Предания, а как одна из его форм. «Предание объемлет собою всю жизнь Церкви настолько, что и самое Священное Писание является лишь одною из форм его… Священное Писание не глубже и не важнее Священного Предания, как сказано выше, но одна из его форм …».
предание священный ветхий завет
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Священное Предание – это хранимая и передаваемая в Церкви Духом Святым Божественная истина, непрерывающееся действие в ней Третьего Лица Пресвятой Троицы. Божественная истина содержится и в Священном Писании и является ее Божественной стороной. Священное Писание – это слово Божие и сила Божия, но вне Церкви оно становится буквой. Спасительность Писания состоит не в самом Писании, а в действии Духа Святого (как и спасение состоит не в накоплении духовных знаний, хотя и это нужно). Писание – это слово Божие, сказанное Богом через пророков и апостолов, но составленное в канон через Церковь. Отдельные книги Писания не существуют вне всего канона Священного Писания, а сам канон составлен Церковью. Священное Писание имеет две Божественные стороны: Божественное содержание как слово Божие, «слово Христово» (Кол.3:16), и Божественное действие – как действие Духа Святого, пребывающего и действующего в Церкви. Это определяет, с одной стороны, и второстепенное значение Писания по отношению к Преданию, ибо столпом и утверждением истины по определению апостола Павла является Церковь, а не Писание (1Тим.3:15), а с другой стороны, это говорит об исключительной значимости Писания для верующих. Одного Божественного содержания для спасительности Св. Писания недостаточно, необходимо еще и постоянное живое Божественное действие Духа Святого. Верующие, но живущие вне Церкви, вне благодатного действия Святого Духа, Духа истины, наставляющего на всякую истину, уклоняются то в одну, то в другую крайность в определении этих способов хранения и распространения Божественного Откровения. Католики преувеличили значение Предания, извратили его, подменили человеческим преданием, противоречащим не только Священному Преданию, но и Писанию.
Протестанты же вообще отвергли Предание, а вместе с ним отвергли и Церковь и еще дальше отошли от нее и от Бога.
Любое внесение человеческих идей в Божественное учение искажает и подменяет его. Правильное же понимание сущности Предания и Писания и основанное на этом благоговейное отношение к ним служит основой и условием правильной духовной жизни и спасения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
I. Источники:
. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета / В русском переводе с параллельными местами. М., Российское Библейское Общество, 1995.
. Жития святых святителя Димитрия Ростовского. Сентябрь. М.: «Лествица, «Ставрос», Скорбященский Богородичный монастырь, 2004. – 680 с.
. Илларион (Троицкий), сщмч. архиеп. Без Церкви нет спасения. М., СПб.: Сретенский монастырь, изд-во «Знамение».- 637 с.
. Каноны или Книга Правил святых Апостол, святых Соборов Всленских и Поместных и святых отец с алфавитным указателем. Издание второе, полное. Издание Братства преп. Иова Почаевского в Монреале, Канада, Русской Православной Зарубежной Церкви. 1974. – 367 с.
. Пространный христианский Катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви. Составлен митрополитом Филаретом (Дроздовым). Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1995. – 104 с.
II. Литература:
. Давыденко Олег, иерей. Катихизис. М.2000. – 232 с.
. Дорофей, архиеп. Пражский. Путеводитель по Библии. М., 2001. -114 с.
. Иоанн (Маслов), схиарх. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского, М.: САМШИТ-ИЗДАТ, 2003. – 1199 с.
. Лопухин А.П. Библейская история Ветхого Завета. Монреаль. 1986 402 с.
. Меч духовный. Основы православной веры в толкованиях Нового Завета. М. 2003. – 640 с.
. Петр (Мещеринов), игумен. Беседы о вере и Церкви. М., Даниловский благовестник, 2004. – 278 с.
. Софроний (Сахаров), архим. Преподобный Силуан Афонский. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2002. – 464 с.
. Фома Хопко, прот. Основы Православия. М.: 1998. – 335 с.
. Шиманский Г.И. Нравственное богословие. Общество любителей православной литературы. Издательство имени святителя Льва, папы Римского, Киев, 2005. – 679 с.