- Вид работы: Контрольная работа
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 8,22 Кб
Священные Писание и Предание о Таинстве покаяния
Священные Писание и Предание о Таинстве Покаяния
Оглавление
Введение
Глава 1. Что такое Покаяние?
Глава 2. Исповедь и Покаяние
Глава 3. Откуда мы можем почерпнуть знания о Таинстве Покаяния?
Глава 4. Покаяние в книгах Священного Писания
.1 О Покаянии в книгах Ветхого завета
.2 О Покаянии в книгах Нового завета
Глава 5. История чинопоследования тайной исповеди
Заключение
Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного
(Иак. 5,16)
Введение
Таинство Покаяния весьма важна тема, ведь говорить о покаянии это касаться потаённых уголков человеческой души, её отношений к самой себе, к другим людям, с миром в котором она живёт и наконец с самим Богом. И конечно же разговор о покаянии не может не затронуть тему греха и борьбы с ним, а ведь именно в покаяние человек познаёт также и что такое любовь Божия. И так прежде чем перейти к разбору самого таинства важно понять так что же такое грех? Как определяет апостол Иоанн Богослов: «Грех есть беззаконие» (1Ин. 3:4), т.е. нарушение воли Божией и важно правильно понимать, что это значит, ведь ослушаться Господа – это не пойти против воли начальника. Воля Божия – это не приказ, или законодательный акт, это желание и действие Бога благодаря которому не «рассыпается» всё наше бытие. Если мы всем свои естеством соответствуем воли Бога и творим её, то тем самым мы приобщаемся благу, добру, совершенству и пребываем тем самым в Боге, шествуя к божественной жизни. Если же мы нарушаем волю Божию, то есть нарушаем заповеди Божии, которые открывает нам Священное Писание, то мы идём против установленного Богом порядка мироустройства, то есть разрушаем, портим и извращаем себя самих и мир, который находится вокруг нас. И для того что бы восстановить общение с Богом, чтобы изгладить этот грех из самого бытия, именно для этого и было дано нам Богом таинство Покаяния.
Глава 1. Что такое Покаяние?
Покаяние если рассматривать его как процесс: глубокое раскаяние, сокрушение о грехах <https://azbyka.ru/grex>, характеризуемое печалью и скорбью, вызванной уязвлением совести, но главное, живым ощущением разлучения с Богом; сопровождаемое твердым желанием очищения, преображения жизни; упованием и надеждой на Господа. В широком смысле под покаянием подразумевается фундаментальная перемена в жизни: от произвольно-греховной, самолюбивой и самодостаточной – к жизни по заповедям <https://azbyka.ru/zapovedi-bozhii> Божиим, в любви и стремлении к Богу.
Если же рассматривать Таинство Покаяния, то как нам свидетельствует катехизис:
Покаяние есть Таинство, в котором исповедующий грехи свои, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самими Иисусом Христом. В нашем повседневном употреблении это Таинство называется Исповедью. И понятие исповеди очень часто встречается как в Ветхом, так и в Новом Завете, то есть в Священном Писании.
Глава 2. Исповедь и Покаяние
Глава 3. Откуда мы можем почерпнуть знания о Таинстве Покаяния?
Из Священного Писания мы можем почерпнуть знания именно о самом таинстве, о его сути, о том для чего оно нужно, ведь именно Священное Писание и есть тот фундамент, на который опирается Церковь. И как мы уже убедились, между таинствами и Священным Писанием существует неразрывная связь. Но понять Священное Писание на прямую человеку очень тяжело, оно крайне сложно, духовно, раскрывается человеку не сразу, а постепенно, в длительном процессе – процессе его христианской жизни. Следовательно, для правильного понимания Священного Писания требуется духовный опыт Церкви. Несмотря на то, что Священное Писание несомненно обладает абсолютным авторитетом в церкви, наряду с ним существует и ещё один авторитетный источник церковного бытия – Священное Предание также раскрывает смысл таинств и определяет формы их совершения. Священное Предание как бы «объясняет» нам Священное Писание, выводит литургический и канонический строй церкви, без него Таинства не могут быть нами приняты и усвоены как должно, ибо Священное Предание и есть духовный опыт Церкви.
покаяние исповедь грех
Глава 4. Покаяние в книгах Священного Писания
В различных книгах Ветхого и Нового завета учение о покаянии показано в различных аспектах, в зависимости от конкретных событий и ситуаций в которых оказывались авторы Священного Писания. Поэтому изложить учение Священного писания о покаянии исходя из конкретных текстов Священного Писания очень проблематично, и что бы сделать это требуется долгий богословский синтез.
.1 О Покаянии в книгах Ветхого завета
И так где же мы можем найти упоминания о исповедовании грехов? Изначально некие зачатки его мы можем увидеть в Ветхом завете, конечно надо осознавать, что как такового таинства в то время ещё не было, по крайней мере в нашем сегодняшнем, Новозаветном понимании. Так в Пятикнижии акт исповеди предшествовал обряду повинного жертвоприношения. Библия предписывает: «Мужчина или женщина, совершившие какой-либо грех…пусть, исповедаются во грехе своем» (Чис. 5:6-7), нотакже нужно заметить, что в Ветхом Завете не предписывается каких-то определённых форм исповеди, а сама её формулировка обычно краткая и лаконичная: исповедь Моисея за грехи его и народа Израилева (Исх. 32:31), покаяние Ахана (Нав. 7: 20-21) где мы видим раскаяние Ахана за то, что утаил он часть добычи, спрятав её под шатром своим. Это всё примеры покаяния в Ветхом завете.
.2 О Покаянии в книгах Нового завета
А вот конкретно само таинство покаяние устанавливается в Новом Завете. И берёт начало своё, как бы прообраз от Иоанна Крестителя, который проповедовал крещение покаяния в отпущение грехов, и приходившие к нему исповедовали грехи свои.А в дальнейшем уже в первых словах воплотившегося Господа, во время его первой проповеди мы видим призыв к Покаянию: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие» (Мф. 4:17). И это учение о покаянии как у Иоанна Предтечи, так и у Иисуса Христа, в отличие от ветхозаветного, призывая к покаянию, призывает к метанойи, то есть к изменению ума финалом которого будет являться обращение человека к Богу. Метанойя – это греческое слово и его точный перевод означает изменение ума. Но ум здесь нужно понимать очень аккуратно, ибо в православной литературе существует разное представление о градациях человеческого ума. Говорят, например, о духовном интеллекте, о разуме или рассудке (дианойя на греческом). Можно говорить о духе и о других его аспектах, но важно то, что изменение ума, изменение духа соответствует не этическому, а экзистенциальному изменению, изменению жизни человека.
Так и в своей первой проповеди Господь, согласно евангелисту Марку, объясняет, что покаяние необходимо для того, чтобы уверовать в Евангелие. Подобно Иоанну Крестителю Господь избирает в качестве внешней формы обращения к Богу погружение в воду – крещение. Но онтологически крещение, даруемое Христом, отличается от крещения Иоанна, ведь оно дарует верующему очищение от грехов и благодать Святого Духа. Поэтому крещение Иоанна святой апостол Павел назвал «крещением покаяния» (Деян. 19, 4); Христово крещение требует покаяния лишь в качестве приготовительного этапа, само же по себе является вхождением в Царство Небесное и соединением с Богом во Христе.И так, по воскресении своем Господь дарует ученикам власть прощать грехи силой Духа Святаго, «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас». Сказав это, дунул и говорит им: примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20:21-23; ср. Мф. 16, 19). И именно в этот момент мы осознаём, что апостолам дарована власть не только совершать крещение, но и отпускать грехи. Здесь благодать и власть оставлять и прощать грехи названа Духом Святым, и через это мы понимаем, что разрешение или удержание грехов является делом Божиим. В этом и состоит таинство. Именно этот момент и является зарождением в церковной жизни таинства Покаяния. И именно эти слова Господа и являются ответом на столь частый вопрос: для чего нам идти к священнику и говорить о грехах своих. Мы же можем покаяться внутри себя, перед Богом, разве этого недостаточно? Нет, потому что Господь даёт власть прощать грехи не каждому человеку с его мысленным само исповеданием, а именно конкретным людям, апостолам и их преемникам, и для того что бы они узнали те грехи, которые они от имени Господа имеют власть отпускать им нужно их рассказать, то есть исповедоваться, засвидетельствовать перед священником своё раскаяние, то есть вне Церкви даже если человек истинно сожалеет и раскаивается в своих грехах – разрешения от них ему взять неоткуда.
Упоминания о таинстве Покаяния у христиан апостольского века мы можем найти в книгах Священного Писания (Деян. 19:18 ; Иак. 5:16). Уже в то время исповедь была или тайной, или же общественной, прилюдной. Прилюдная исповедь требовалась от тех членов общины, которые своими грехами производили соблазн в Церкви. Также процесс покаяния соединялся с некоторыми духовными наказаниями, которые были трёх видов и зависели от тяжести совершённого греха:
.На определённое время христианина лишали права делать приношения в Церковь и участвовать в Таинстве Евхаристии.
.Запрет на присутствие на собраниях верующих, агапах, литургии.
.Изгнание из общины. Но такое происходило только в случае тяжких грехов, таких как прелюбодеяние или убийство, например, притом, что этот грех был также соединён с нераскаянностью. И только если человек изъявлял истинное желание к раскаянию, то по ходатайству диаконов епископ допускал его к собраниям верующих вместе с оглашенными, и лишь затем тот попадал в число кающихся.
Глава 5. История чинопоследования тайной исповеди
Существующий же в настоящее время в Русской Православной Церкви чин тайной исповеди берёт начало от греческих чинов, которые были выработаны в 6-7 веке. На последние же большое влияние оказало древнее чинопоследование тайной исповеди под названием Номоканон Иоанна Постника, авторство которого приписывается патриарху Иоанну Константинопольскому жившему в 6 веке. Чин исповеди в Русской Православной Церкви был весьма разнообразным до конца 17 века, когда после некоторых дополнений и добавления разрешительной молитвы из Требника Петра Могилы остаётся неизменным до нашего Времени.
Заключение
В Рождество Христово волхвы принесли Господу золото, ладан и смирну. Как пишет архиепископ Иоанн: «Не могущие ничего принести Богу, могут всегда принести Богу золото своей покаянности, ладан молитвы, смирну своей нищеты (духовной). Покаяние же есть освобождение своего настоящего, прошедшего и будущего от всего небожественного – оттеснение себя к блаженной вечности
Список использованной литературы:
1.Библия. Российское библейское общество. М. 2013
.Амвросий епископ Медиоланский. Две книги о Покаянии. М.: Синодальная Типография. 1884
.Метанойя как изменение духовного опыта – URL: https://azbyka.ru/metanojya-kak-izmenenie-duxovnogo-opyta(дата обращения: 05.03.2017).
5.Покаяние в библии. Целостность в многообразии – URL: <http://www.pravoslavie.ru/36471.html> (дата обращения: 05.03.2017)
.Покаяние. – URL: <https://azbyka.ru/pokayanie> (дата обращения 05.03.17)