- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 17,61 Кб
Своеобразие и особенности культур народов Африканского континента
Своеобразие и особенности культур народов Африканского континента
Содержание
Введение
1. Культура Северной Африки
2. Культура стран Африки южнее Сахары
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Предполагается, что человеческая раса зародилась на африканской земле 5-8 миллионов лет назад. Множество разных языков, религий и видов экономической деятельности развивались в Африке. Другие народы с разных частей света мигрировали в Африку, например, арабы приехали в северную Африку еще в VII веке. К XIX веку они перебрались в восточную и центральную Африку. В XVII веке здесь, у мыса Доброй Надежды, обосновались европейцы. А их потомки переехали уже в ныне существующую Южную Африку. Индийцы поселились в Уганде, Кении, Танзании и Южной Африке.
В Африке много племен, этнических групп и общин. Популяция многих общин составляет миллионы, племен же насчитывается всего несколько сотен. Каждое племя тщательно соблюдает свои традиции и следует культуре.
В Африке говорят на сотнях диалектах и языках. Самые значительные из них – арабский, суахили и хауса. Нет какого-то единого языка, на котором говорят в большинстве стран Африки, поэтому в одной стране может быть несколько официальных языков. Многие африканцы говорят на малагасийском языке, английском, испанском, французском, бамана, сесото и т.д. В Африке существует 4 языковых семьи, придающих стране разнообразие и единство одновременно – афро-азиатская, нигер-кордофанская, нило-сахарская, койсанская.
Условно культуру Африки можно разделить по географическому признаку на Северную и Чёрную Африку. В работе рассматриваются культурные особенности двух групп африканских стран – Северной (Арабской) Африки (в широком смысле – всех стран этого континента, испытавших влияние ислама) и Африки южнее Сахары (Тропической или Чёрной).
1. Культура Северной Африки
Территория Северной Африки пользовалась большой популярностью у самых различных народов и культур на протяжении нескольких тысяч лет. Своеобразием отличается культура Древнего Египта, части Африки, но она относится к каноническому типу искусства, интегрированному с Крито-Микенской, Древне-Греческой, Древне-Римской и ближневосточными культурами. Всю остальную Африку к западу от Нила древние греки называли Ливией. В XIV в. до н. э. древние племена, населявшие Нубийскую пустыню на юго-восточной оконечности Африки, испытали влияние египетского искусства, в дальнейшем развивались в контактах с цивилизацией Египта. Часть Эфиопии входила в состав Верхнего Египта, а государство Аксум (от греч. axulos -«бедный лесом») – с выходом к побережью Красного моря – поддерживало контакты с греко-римским миром, в IV в. его жители приняли христианство (под влиянием александрийской школы – в монофизитской форме). В X веке до н.э.иудеи и финикийцы называли Африку страной Офир. В IX в. до н. э. северное побережье Африки было колонизовано финикийцами, ок. 815 года до н.э. они основали Карфаген. На Западе Африка граничила с Геркулесовыми столбами (Гибралтаром), считавшимися краем Земли, однако существует мнение, что древние средиземноморские мореплаватели совершали путешествия с торговыми миссиями на тысячи километров на юг, например в район устья Конго, где образовывали торговые колонии. Именно так в долину устья Конго могли попасть осколки Крито-Микенской цивилизации. В IV-VI веках уже нашего времени через Гибралтар переправилась часть союзных германских (вандалы) и североиранских (аланы) племён, которые проделали за несколько веков огромный путь из Средней Азии. Попав в Северную Африку, они растворились, ассимилировавшись с местным населением, но культура их кочевая рыцарская культура не исчезла полностью. В это же время Северо-Восточная часть континента была экзархатом Византийской империи и испытывала влияние христианской культуры. В VII в. н. э. северо-западные территории Африки захвачены арабами и стали мусульманскими.
В средние века весь север Африки и даже часть Пиренейского полуострова были завоеваны арабами. Поэтому на этих территориях, несмотря на различия, были и общие черты, характерные для исламской культуры. Особенный интерес представляет народное арабское жилище.
Для арабских стран характерно деление города на медину и европейскую часть, отделявшиеся друг от друга.
На обширной территории с различными природными условиями жилища приспосабливались к условиям гор и равнин, пустынь и морского побережья, сухого и влажного климата. Кроме того, на культуру арабов оказывали влияние традиции завоеванных народов и других народов Европы, Азии и Африки, с которыми сталкивались арабы.
Характерной чертой арабского жилища была его замкнутость, неизбежная в условиях средневекового Востока. Дворик с фонтаном и водоемом, отделенный довольно высокими стенами от знойных и пыльных улиц, создавал обитателям приятный микроклимат и прохладный оазис среди городских антисанитарных условий летней жары. Улицы имели минимальную ширину, необходимую для пешеходов.
Женщины жили затворницами, проводя время, в основном, в доме. Глухие стены оберегали хозяев от посторонних и отгораживали женщин от внешнего мира. Женщины смотрели на улицу с висячих, закрытых решетками балконов, оставаясь невидимыми. В жилище выделялась женская половина – харам или гарем. Мужская половина – гостиная – называлась селамлик или диванхане.
В жилищах арабских стран и на Среднем Востоке нет мебели, за исключением небольших низких столиков. Едят, сидя на полу, на коврах и циновках; на полу выполняют и домашнюю работу – готовят еду, прядут, шьют. Поэтому окна расположены низко или даже доходят до пола.
Улицы в населенных пунктах арабских стран северной Африки в основном не мощеные, окружены с двух сторон глухими стенами нижних этажей; верхние этажи, чтобы получить дополнительную площадь, часто выдвигались над улицей в виде эркера или совсем ее перекрывали.
Существовало много типов жилищ, но основных было два – укрепленное башенное и дворовое. В городах и селах преобладало жилище дворового типа. Жилые и хозяйственные постройки стояли по периметру двора, занимая только одну, две или даже все четыре стороны. Комнаты длинной стороной располагались по границе участка. Каждая комната имела свой выход во двор или на галерею, окружающую верхний этаж.
Башенный дом встречается и в городе, и в селе. Дома представляют собой компактный объем в виде куба, параллелепипеда или усеченной пирамиды. Больше всего башенных домов на Аравийском полуострове. Причина появления жилищ башенного типа объясняется племенной и родовой рознью, набегами разбойничьих банд.
Население завоеванных стран исламизировалось, часто принимало арабский язык и обычаи, но часть сохраняла культурную автономию и свою религию. Евреи и христиане жили в отдельных кварталах внутри арабской медины.
Когда в наше время арабские страны встали на путь экономического и культурного прогресса, города стали реконструироваться, благоустраиваться, озеленяться. Трущобы уничтожались, прокладывались широкие асфальтированные улицы. Строились кварталы современных многоэтажных домов. Но и сейчас существуют обширные старые районы. Новые индивидуальные дома часто строятся по старым образцам. Даже в многоэтажных домах иногда используются старые традиции.
Делались попытки выделять в квартирах поэтажно женскую и мужскую половины, обслуживаемые отдельными лифтами. Как и в традиционных домах, используются целесообразные средства защиты от жары, дешевые местные строительные материалы, например, сырец.
Северная Африка всегда была страной кочевников. Римляне увидели там овальные переносные жилища мапалия из жердей и травы. При переезде их складывали на повозки. Затем их вытеснили шатры, покрытые шерстяной тканью.
Несмотря на усилия правительств арабских стран и достигнутые успехи, особенно в Тунисе и Марокко, в переводе кочевников на оседлое хозяйство, значительное количество населения до сих пор ведет кочевой или полукочевой образ жизни.Переносные жилища представлены в основном шатрами. Их конструктивный скелет образован шестами и кольями, которые могут быть поставлены по-разному. Для покрытия чаще всего применяют ткань из козьей шерсти, защищающей от дождя и ветра. Более дешевое покрытие делается из растительных заменителей – травы альфа и асфоделия. Туареги в Сахаре иногда применяют покрытие из кожи.
Шатер хорошо укрывает от ветра, дождя и холода. Примитивное временное жилище, хижина-гурби, дешевле, но менее удобно. Шатер четко делится на две половины – женскую и мужскую. В шатрах живут бедуины Иордании, Аравии, берберское и арабское население севера Африки. В Ливии арабские племена еще в 30-е годы 20-го века не знали ни домов, ни сел, живя в шатрах.
В ещё более позднее время Африканская культура испытала влияние европейских культур: Франция, Голландия, Англия, Португалия. В Южной Африке сформировалась совершенно неподражаемая культура голландских поселенцев – буров, которые в свою очередь(в конце XIX века)оказали обратное влияние на европейскую (в частности – английскую культуру). Именно благодаря бурам европейцы получили представление о «африканском европейце» и более близко восприняли африканскую культуру (кстати, за форму цвета хаки тоже нужно благодарить буров, она была изобретена во время англо-бурской войны).
Следует разделить понятие «африканского стиля» на африканские мотивы, используемые в европейской цивилизации, метод отображения действительности, свойственный африканским народам и собственно африканские аутентичные стили искусства.
«Африканским стилем» в современном интерьере можно назвать мотив африканской орнаменталистики и примитивно-экзотических образов в одежде и предметах интерьера.
Вообще же использование аутентичных и стилизованных предметов африканского искусства следует отнести к колониальному стилю. Всё это этно-культурное движение относится к северным и окраинным территориям Африканского континента.
.Культура стран Африки южнее Сахары
В силу географических и исторических условий творчество африканских племён на большей части континента (Чёрная Африка) длительное время оставалось архаичным и не подвергалось воздействию извне. Исключение составляют лишь прибрежные территории южно-атлантического побережья, которые вступали в контакт с европейскими купцами и путешественниками.
Культура народов Западной и Центральной Африки уходит в глубину веков. Сохранившаяся наскальная живопись относится к Х-VIII вв. до н. э. Бронзовое литье, деревянная скульптура, изделия из керамики свидетельствуют о древней и богатой культуре народов, населяющих эти земли. До наших дней сохранились храмы и дворцы правителей средневековых государств Бенин, Ифе, Дагомея, Гана.
В недавнем прошлом страны Западной и Центральной Африки (за исключением Либерии, которая получила независимость в 1847 г.) были колониями Франции, Великобритании, Португалии, Бельгии, Испании. В период работорговли побережье Гвинейского залива получило печально известное название Невольничьего берега.
В центральных районах Чёрной Африки, в бассейнах рек Нигер и Конго, этническая культура развивалась изолированно и создала оригинальный художественный стиль. Наиболее распространены были ритуальные маски и скульптура, но они не мыслились как самостоятельное художественное произведение, а являлись частью магического обряда.
Традиционные культуры негритянских народов Африки (или Чёрной Африки) обладают своей спецификой, которая состоит в их ориентации на прошлое. Это значит, что традиционное африканское мышление выделяет только настоящее и прошлое, понимаемое, однако, иначе, чем в современной европейской культуре. Эти два измерения кенийский ученый Дж. Ибити назвал следующими терминами, взятыми из языка суахили: саса – теперь и залгапи – давно. Саса – это осознание человеком своего собственного существования, время, в котором он сам участвует или участвовал. Чем старше человек, тем длиннее период саса, оно содержит в себе прежде всего динамическое настоящее, ограниченное будущим и уже прожитым прошлым. Будущее имеет только краткую ценность, нет будущего «самого по себе», мышление о будущем является весьма короткой проекцией саса на текущие потребности. И если саса – это автономное микровремя, то залгани – макровремя, все, что было до текущего момента, «кладбище времени», по выражению Дж. Мбити. Однако данное эффектное определение не следует понимать буквально, в духе современной европейской культуры – ведь «кладбище времени» является живым, оно постоянно присутствует в африканском настоящем.
Только Нигерию населяют свыше 250 народностей и этнических групп. Большая часть населения живет на юго-западе страны и на побережье океана. Почти треть жителей страны живет в городах. На юге страны для сельской местности характерны большие деревни, занимающие обширные площади. Жилища окружены хозяйственными постройками и далеко отстоят друг от друга. От каждого дома ведет тропинка к центральной площади, которая служит в деревне и рынком, и местом собраний. Типы жилищ различны, чаще всего это глинобитные хижины, прямоугольные или круглые, с конусообразной крышей.
Республика Гана – обитель англо-эксе. В Гане живет шесть основных этнических племен: акан (включая ашанти и фанти), эве, га и адангбе, гуан, груси и гурма. Племена танцуют ритуальные танцы под барабаны и даже имеют три военных части с целью защиты племенной африканской культуры. Народ западной Африки ашанти верит в духов и сверхъестественные силы. Мужчины – полигамны, что считается проявлением благородства. Здесь говорят на таких языках, как чви, фанте, га, хауса, дагбани, эве, нзема. Официальным же языком в Гане считается английский.
Народ баконго населяет территорию от Конго до Анголы вдоль атлантического побережья. Баконго производят какао, пальмовое масло, кофе, юрену и бананы. Скопление множества маленьких деревень образуют огромное племенное сообщество, члены которого являются непоколебимыми последователями культа духов и предков. Племя бамбара – основное племя Мали – в основном, фермеры, занимающиеся земледелием и скотоводством. Племя догон – тоже фермеры, известные своим искусным дизайном, резьбой по дереву и замысловатыми масками. Для своих танцев они надевают 80 различных масок, выбор которых зависит от праздника. Есть еще племя фулани, или племя мали, известные так же, как фульфульде или пеул, фуланис – самое многочисленное кочевое племя в мире.
Путешествуя по северо-восточной Замбии, можно встретить народ Бемба с очень тонкими религиозными убеждениями, основанными на поклонении верховному богу Леза. Люди бемба верят в его магические силы, а также в то, что он награждает плодородием. Берберы – одно из старейших племен Африки. Берберы живут во многих африканских странах, их большая часть населяет Алжир и Марокко. Берберы исповедуют ислам. Народ аке живет на юге республики Кот-дИвуар, который верит в одного верховного Бога, у которого свое имя в каждой религии. На так называемом Берегу Слоновой Кости так же проживают и другие племена – дан, акан, ани, аовин, бауле и сенуфо.
Страну Малави называют «теплым сердцем Африки» за теплый климат и дружелюбный народ. Этнические группы Малави: самая многочисленная группа чева, ньянджа, яо, тумбука, ломвэ, сена, тонга, нгони, нгонде, а также азиаты и европейцы.
Африканская культура смешалась в бесчисленном множестве племен и этнических групп. Арабская и европейская культура тоже привносит черты уникальности в общую культуру Африки. Самым важным аспектом культуры в Африке является семья.
Согласно одному африканскому обычаю народа лабола, жених перед свадьбой должен заплатить отцу невесты, дабы возместить потерю дочери. По традиции оплата производится в виде скота, но в сегодняшние дни отцам невест возмещают ущерб деньгами. Эта традиция имеет очень древние корни, считается, что она помогает сплотить две семьи, в результате возникает взаимное уважение между семьями, более того отец невесты убеждается в том, что жених способен содержать и во всем обеспечивать его дочь.
Согласно многим традициям свадьбы играют в ночь на полную луну. Если луна светит неярко – это плохой знак. Родители невесты не празднуют свадьбу долгую неделю, так как для них это печальное событие. Полигамия присутствует во многих африканских культурах. Как только мужчина становится способным содержать всех своих женщин, ему можно жениться. Жены делят между собой домашние обязанности, воспитание детей, приготовление пищи и т.д. Считается, что полигамия сплачивает многие семьи и помогает заботиться о благосостоянии других. Семья – самая важная ценность африканской культуры. Члены большой семьи заботятся друг о друге, помогают друг другу в трудную минуту, охотятся вместе и воспитывают детей.
С самого раннего возраста детям уже рассказывают о важнейших ценностях племени и воспитывают в них осознание важности семьи. Каждый член семьи занимается своим делом, обязанности распределяются согласно возрасту. Все работают на благо племени и вносят свой вклад согласно назначенным обязанностям и святым традициям и культуре Африки.
Современные формы искусства в странах Тропической Африки – в процессе становления. Современная африканская культура – это культура распадающегося традиционного родоплеменного общества – формирующегося индустриально-урбанистического. Приблизиться к уяснению того, что представляет собой современный художественный процесс в странах Тропической Африки, можно только в широком контексте проблем современного культурного строительства и тесно связанных с ними проблем аккультурации и модернизации личности.
В странах третьего мира, особенно там, где сохраняются родоплеменные уклады, общий кризис индустриализации, государственного и национального строительства усугубляется специфическими сложностями: большой этнической разнородностью, обособленностью отдельных этнических групп, отсутствием общего языка, религии, мировоззрения и других факторов консолидации.
В развивающихся странах Африки, как и повсюду в современном мире, сложность социальной стратификации порождает соответствующую дифференциацию в сфере культуры.
В традиционном искусстве различаются чистые, архаические формы, а также – маргинальные, переходные, которые в силу их местного происхождения, тесной связи с местной художественной спецификой можно назвать специфическими.
Там, где до наших дней сохраняются архаические пласты традиционной культуры, бытует синкретическое единство изобразительных, музыкальных, танцевальных, словесных художественных форм. Секретный язык мифологических текстов, архаический рисунок танца, полисемантичность изобразительных символов, специфический характер ритмов и самих музыкальных инструментов выражают сакральное начало, поддерживают строгую атмосферу ритуала.
Появление в религиозных церемониях развлекательных элементов – один из первых шагов на пути десакрализации традиционных обрядов. Следующий этап – все большая профессионализация художественной деятельности, постепенное превращение ее в городские ремесла.
Формы художественной деятельности, которые не принадлежат ни собственно родоплеменной культуре, ни индустриально-урбанистической цивилизации, то есть являются маргинальными, возникают на базе отдельных видов традиционного и современного профессионального искусства, трансформируя их применительно к новым условиям.
Сегодня в различных местах можно наблюдать все стадии этого процесса одновременно: художественная жизнь в странах Тропической Африки представляет единовременно сложный спектр соединительных, порождающих друг друга форм. Самодеятельные формы художественной культуры образуют своеобразный каскад, заполняющий лакуну между сакральным традиционным и профессиональным урбанистическим искусством, функционируя как своеобразный мост между традиционной культурой и индустриально-урбанистической цивилизацией. Маргинальные формы оказываются наиболее динамичными и жизнестойкими в условиях ломки традиционных стереотипов, нарастания и спада различных религиозных, идеологических, политических течений. В неоформленной стихии в большей степени, нежели в традиционном или урбанистическом искусстве, возрастает возможность появления адекватных форм современной африканской художественной культуры.
В Африке, после распада колониальной системы, вновь возникшие африканские государства столкнулись с проблемой создания и развития национальных языков и культур, а также сохранения этнокультурной идентичности своих народов в условиях доминирования языков бывших колониальных держав. Общее количество живых африканских языков, по данным 16-го издания каталога языков мира «Этнолог», составляет 2 110, что ставит её по этому показателю на второе место в мире после Азии, число языков которой – 2 322. Однако языковое разнообразие Африки намного выше, так как при почти таком же числе языков её население (по данным на 2009 г.) в четыре раза меньше, чем в Азии. Большинство африканских языков не имеют письменности и никогда не использовались в государственном управлении и образовании. В этих условиях языки бывших метрополий, в особенности английский, французский и португальский, продолжают оставаться государственными языками, в то время как большинство африканских языков, кроме самых распространённых, используются лишь на уровне местных общин. По данным Атласа языков мира, которым угрожает исчезновение, не менее 250 местных языков Африки находятся под угрозой исчезновения, а около 600 уже вымирают.
Политическая карта Африки и официальные языки большинства её государств отражают недавнее колониальное прошлое этого многоязычного континента. Хотя португальская колонизация Африки началась ещё в XV в., к 1880 г., времени колониального раздела Африки, колониальные державы контролировали только 10% её территории. Европейский экспансионизм в Африке в период с 1880 г. до начала Первой мировой войны в 1914 г. принял форму жёсткой конкурентной борьбы между соперничающими странами-захватчиками и протекал настолько поспешно, что вошёл в историю как «Гонка за Африку» (Scramble for Africa, или Wettlauf um Afrika). К началу Первой мировой войны раздел Африки был закончен, и на всём громадном континенте оставались независимыми только Либерия (под патронажем США) и Эфиопия. Движения за независимость после Второй мировой войны привели к распаду колониальной системы, завершившемуся в 60-х – 70-х гг. ХХ столетия. В настоящее время число независимых и суверенных государств в Африке составляет 53. Несмотря на то, что многие из них поменяли свои названия, большинство остались в пределах тех же границ, которые разделяли колониальные владения. Послеколониальное развитие африканских стран характеризуется крайней политической и экономической нестабильностью и межэтническими конфликтами. Условность границ, навязанных европейскими колонизаторами, приводит также к постоянным территориальным спорам, доходящим до военных конфликтов.
При общем числе африканских народов и этнических общностей, превышающем 2 000, большинство из них насчитывают по несколько тысяч и даже сотен человек и населяют несколько деревень. Языки и культуры таких народов особенно уязвимы и находятся на грани исчезновения. В то же время некоторые крупные и крупнейшие народы Африки насчитывают от одного до десяти и более миллионов человек каждый, и их языки могут широко использоваться во всех сферах жизни, кроме государственного управления и высшего образования.
Особенно отрицательно на языковом и культурном разнообразии на африканском континенте, большинство стран которого освободились от колониальной зависимости лишь во второй половине XX в., сказались процессы языковой и культурной глобализации. Преобладание языков бывших колониальных держав во всех сторонах общественной жизни африканских стран южнее Сахары ставит под угрозу языки и культуры как основные компоненты этнокультурной идентичности африканских народов. Исследователь вопросов этнокультурной идентичности И.В. Малыгина отмечает в качестве обратной стороны интеграционных и коммуникативных глобализационных процессов «снижение значимости национальных оснований идентичности личности, ослабление чувства принадлежности индивида к определённому государству, обществу и культуре».
Сохранение языков бывших колониальных держав и предоставление им статуса официальных языков de jure или de facto даёт африканским странам ряд преимуществ. Все эти страны поддерживают тесные экономические связи как с бывшими метрополиями, так и с другими странами Африки и всего мира, с которыми они разделяют общий язык. Их официальные языки являются также официальными языками всех крупных международных наднациональных организаций, включая ООН и ЮНЕСКО. Все африканские страны являются членами сообществ, объединённых общим языком и общностью исторического развития, как бывших колоний одной из европейских держав. Самым крупным сообществом такого типа является Содружество наций (Commonwealth of Nations), представляющее собой межправительственную организацию из 53 независимых стран-членов, большинство из которых были частью Британской империи. Глава Содружества – английская королева, которая также является королевой шести стран – членов Содружества. Формально Содружество наций было учреждено ещё в 1931 г. Вестминстерским статутом (Statute of Westminster). После того, как бывшие колонии и доминионы стали независимыми государствами, сотрудничество между членами Содружества развивалось на основе равноправия и взаимной помощи в сферах культуры, спорта, экономики и образования. С этой целью в рамках Содружества действуют межправительственные организации, специализирующиеся в сотрудничестве и взаимной помощи в определённой сфере.
Заключение
Культура Африки так же разнообразна, как и сам континент.
У любой страны есть свои традиции, своя культура. Культура Африки выделяется среди культур всех остальных стран мира. Она настолько богата и разнообразна, что через весь континент меняется от страны к стране. Африка – единственный единый континент, который сочетает в себе разные культуры и традиции. Вот почему Африка очаровывает и привлекает туристов со всего мира. Культура Африки основана на африканских этнических группах и их семейных традициях. Все африканское искусство, музыка, литература отражают религиозные и социальные особенности африканской культуры.
Общим является быстрый рост национального самосознания и правосознания, нередко подогреваемый демагогией, и опережающий рост обыкновенной грамотности и реальных экономических возможностей, что в конечном счете ведет ко все более распространенным явлениям декультурации – пессимистическому отношению к своей национальной культуре.
Несмотря на языковое и культурное разнообразие Африки, особенно южнее Сахары, и политическую независимость от бывших колониальных держав, сохранению этнокультурной идентичности африканских народов угрожают глобализационные процессы, усиливающие не только экономическую, но и языковую и культурную зависимость африканских государств. Трудности осуществления языковой политики по поддержанию коренных африканских языков и культур и расширению их сферы применения объясняются не только преимуществами использования европейских языков, глубоко укоренившихся в экономике, межэтническом общении и международных экономических и культурных связей африканских стран, но и отрицательным опытом языковой деколонизации в недавнем прошлом.
Список использованной литературы
культура африканский традиционный
Белков П.Л. Африка: общества, культуры, языки (проблемы теории и методологии). М., 2006. – 400 с.
Кочакова Н.Б.Африка: культура и общество. Традиции и современность. М., 2004. – 280 с.
Львова Э.С. Культуры народов Тропической Африки вчера и сегодня: взаимодействие культур и тенденции развития. М., 2006. – 279 с.
Малыгина И.В. Этнокультурная идентичность (онтология, морфология, динамика): Дис. … д-ра филос. наук. М., 2005. – 305 с.
Хорос В.Г. Традиции и политическая жизнь в странах Африки М., 2003. -224 с.