- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 28,4 Кб
Сущность и функции музея
Оглавление
Введение
Глава 1 Сущность и функции музея
.1 Определение понятия «музей» и функции музея
.2 Классификация музеев0
Глава 2 Характеристика Интернет – ресурсов в сфере музейного дела
2.1 Анализ Интернет-ресурсов в сфере музейного дела
.2 Модель контента сайта
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Выход музеев в широкое информационное пространство посредством Internet или других телекоммуникаций многократно увеличивает возможности использования фондовых собраний и позволяет в большей степени реализовать научный и познавательный потенциал музеев, а также способствует популяризации столь значительной части культурного наследия, как музейные коллекции.
Для привлечения широких масс посетителей музеи вынуждены постоянно искать новые формы работы и компьютерные технологии, позволяющие сделать еще один шаг в модернизации основной деятельности учреждения.
Музеями востребованы специализированные программные продукты (имиджинговые системы), позволяющие работать с оригиналами документов в электронном виде и создавать высококачественные электронные музейные коллекции. Имеются многочисленные публикации таких авторов как: А.Б. Антапольский (1), Л.М. Морозкина (29), К.А. Наседкин (31), Л.Я. Ноль (33), И.В. Пролеткин (36) и многие другие, описывающие опыт российских и зарубежных музеев по внедрению информационных технологий, а также продукции мультимедиа в свою основную деятельность.
Появление информационного пространства поставило совершенно новые задачи и открыло широкие возможности. Можно привести перечень структур, которые возникли в разных музеях России за последнее время и взяли на себя роль современных механизмов развития:
· отделы информатизации;
· отделы информационных ресурсов;
· отделы маркетинга;
· музейные агентства;
· музейные ресурсные центры.
Современный музей обращает лицо к посетителю, стремясь с максимальной полнотой продемонстрировать все многообразие хранимых в экспозиции и в запасниках культурных ценностей, и информационные технологии могут оказать и оказывают на практике неоценимую помощь в решении этой задачи.
Сегодня музеям недостаточно собирать, изучать и профессионально показывать свои коллекции. Учреждения культуры обязаны стать неотъемлемой частью современного общества. Только в этом случае можно говорить об их будущем.
Цель курсовой работы – изучение и сравнительный анализ Интернет-ресурсов в сфере музейного дела.
Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:
1. анализ документального потока по теме;
2. изучение терминологического потока по теме;
. рассмотреть общую характеристику, классификацию сайтов;
. сделать сравнительный анализ сайтов сферы музейного дела.
Объектом является музейное дело.
Предметом являются Интернет-ресурсы в сфере музейного дела.
Методы сбора и обработки информации:
1. анализ документов, направленный на получение надежной информации, используемый как дополнительный метод уточнения при сравнении документов;
· сравнительный анализ, устанавливающий сходства или различия, использующийся при обобщении результатов, получения выводов, касающихся конкретных объектов;
· контент-анализ, направленный на выявление понятий и суждений из статей;
· группировка, объединяющая какие-либо объекты по существенным признакам;
· гипотетический метод, основанный на разработке гипотезы научного исследования;
· обобщение, устанавливающее общие свойства и признаки предметов одного класса;
· моделирование, который сводится к построению некоторой модели, на основе полученных знаний.
Гипотеза: Современное представление Интернет-ресурсов музейной сферы достаточно разнообразно.
Курсовая работа состоит из введения; двух глав, состоящих из двух параграфов; заключения; списка литературы, приложений.
В 1 главе описывается музейная деятельность, которая выступает в качестве предметной области исследуемых сайтов. Также в этой главе выделяются различные виды и функции музея, подробно описывается история его возникновения. 2 глава посвящена непосредственно исследованию web-сайтов в сфере музейной деятельности.
Список литературы представлен 50 источниками, в состав которых вошли справочные и научные издания, электронные ресурсы, статьи из специальных периодических изданий. Хронологические границы охватывают период с 2003 по 2008 г.г.
Глава 1. Сущность и функции музея
.1 Определение понятия «музей»
Музей является публичным местом хранения раритетных коллекций, их изучения и показа. Он приобретает статус общеобразовательного учреждения культуры, способствующего социализации, как личности, так и всего общества. По мере общественного развития, повышения общеобразовательного уровня общества музей становится общедоступным, влияющим на процессы образования и социализации всего общества (43, с. 10).
Современное понимание музея определяет его как неотъемлемый институт общества. В соответствии с тем или иным подходом, специалисты по-разному определяют саму суть музея. Как правило, существует целый ряд определений термина «музей»:
Музей – учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением экспонированием предметов – памятников истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью;
Музей – хранилище ценностей, исследовательский институт, культурный центр, образовательное учреждение и др. в одном лице;
Музей – место информационного обмена различных этносов, поколений, профессий, возрастов, территорий и т.д. (22, с.4).
Музей – исторически обусловленный многофункциональный институт социальной памяти, посредством которого реализуется общественная потребность в отборе, сохранении и репрезентации специфической группы культурных и природных объектов, осознаваемых обществом как ценность, подлежащая изъятию из среды бытования и передаче из поколения в поколение музейных предметов (14, с.395).
Музей – некоммерческое учреждение культуры, созданное собственником для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций (39, с.5).
Музей – постоянное некоммерческое учреждение, призванное служить обществу и способствовать его развитию, доступное широкой публике, занимающееся приобретением, исследованием, популяризацией и экспонированием материальных свидетельств о человеке и его среде обитания в целях изучения, образования, а также для удовлетворения духовных потребностей общества (35, с.25).
Музей – научно-исследовательское, научно-просветительское учреждение, которое комплектует, хранит, изучает, выставляет, популяризирует произведения искусства, предметы истории, науки, быта, промышленности и сельского хозяйства, материалы из жизни и деятельности великих людей (26, с.7).
Музей – исторически обусловленный многофункциональный институт социальной памяти, посредством которого реализуется общественная потребность в отборе, сохранении и репрезентации специфической группы культурных и природных объектов, осознаваемых обществом как ценность, подлежащая изъятию из среды бытования и передаче из поколения в поколение, – музейных предметов (38, с.395).
Причина многообразия существующих определений – развитие теоретического музееведения и различные исследовательские подходы специалистов, а также разнообразие целей и задач, ради которых создается дефиниция (35, с. 25).
Приведенные выше определения не противоречат друг другу; различия же между ними обусловлены различными целями, которые соответствуют лежащим в их основании теоретическим позициям.
Таким образом, музей является общедоступным общественно-культурным учреждением, хранящим в виде материальных и духовных раритетов память прошлого, историческую память и способствующим передаче исторической памяти и социализации, как отдельной личности, так и всего общества.
Вопрос об общественном предназначении музея имеет давнюю историю. Однако теоретическая разработка проблемы функций музея стала возможной на определенном этапе развития музееведения. В последние годы значительная часть музееведческих статей посвящалась проблеме определения социальных функций музея. В России эту проблему впервые ставили в ряде своих работ А.М. Разгон, Д.А. Равикович, Ю.П. Пищулина, А.Б. Закс, а также этот вопрос поднимает Ю.Н. Столяров в учебном пособии «Документный ресурс», в котором автор наряду с функциями библиотек и архивов раскрывает функции музеев.
Шляхтина Л.М. в пособии «Основы музейного дела» для определения функций музея использует словарное толкование такого понятия как «деятельность». Содержание понятия «деятельность» выявляет социально-культурные функции музея. При этом музей можно рассматривать как специфическое учреждение, выполняющееся определенную деятельность. Данный подход позволяет сформулировать и выделить в общем виде деятельность музея как деятельность, не свойственную другим учреждением: комплектование фондов, научные исследования, научно-фондовая, экспозиционно-выставочная и образовательно-воспитательная.
При историко-культурном анализе музея как социокультурного явления ясно проявляются те его отличительные функции по отношению к обществу, которые можно определить как:
– документирование;
– образовательно-воспитательные;
– организации свободного времени.
Традиционно ученые предлагают либо расширенную трактовку понимания содержания функций, либо дополняют основные функции, ссылаясь на смежные научные дисциплины и музейную практику. Например, помимо документирующей и образовательно-воспитательной выделяют ещё охранную и научно-исследовательскую функции, а также эстетическую, гносеологическую и воспитательную.
Вместе с тем существует и еще одна точка зрения на функции музея. Ученые (И.В. Иксанова, В.В. Селиванов, З. Странский) по-разному определяют их: это комплектование и наглядность; приобретение, сохранение и использование истинных ценностей, создавших гуманистический и культурный облик человека; хранение и коммуникация; хранение, публикации, формирование восприятия ценностей, освоения культуры и связей с обществом для личной и групп (46, С. 46-47).
А. М. Разгон выделил четыре основные функции: документирования, охранную, исследовательскую и образовательную. Многие исследователи дополняют эти функции рядом других, расширяя, таким образом, понимание социокультурных функций музея, выделяется аксиологическая, эстетическая, информационная, социализация личности, рекреационная.
В отечественном и зарубежном музееведении в качестве основополагающих выделяются две функции: функция документирования и функция образования и воспитания, где документирование предполагает хранение и исследование источников, а формирование ценностных установок и проведение досуга понимается как часть воспитания личности.
Таким образом, многообразие взглядов отражает не противоречивость подходов к определению функций музея, а стремление исследователей к большей детализации в ходе их описания.
.2 Классификация музеев
Классификация музеев – один из важных вопросов музееведения. В классификации музеев находит отражение тот факт, что определенные классы (разряды) музеев обладают специфическими особенностями, чертами и свойствами. Целый ряд существующих классификационных подходов определяется целями, для достижения которых предлагается та или иная группировка музеев, учитывающая их существенные признаки (35, с. 27.).
Тельчаров А.Д. в своем пособии «Основы музейного дела» дает следующую типологию музеев по признакам (44, с. 100):
1. по административно – территориальному признаку сеть состоит из республиканских и краевых, областных и районных музеев.
2. по юридической принадлежности форме собственности музеи делятся на государственные и ведомственные, общественные и частные.
. по масштабу деятельности выделяются центральные, региональные и местные музеи.
. по типологии, определяемой общественным назначением музеев, выделяются научно-исследовательские, научно-просветительные и учебные.
В Российской музейной энциклопедии, приводится классификация музеев по типам:
. научно-исследовательские музеи. Экспозиции ориентируются на специалистов, деятельность – научно-исследовательская, фонды – используются в научных целях.
. Научно-просветительские музеи. Экспозиции ориентируются на массового пользователя, деятельность – исследовательская работа, создание экспозиций, фонды – используются в культурно-образовательных целях.
. Учебные музеи. Экспозиции ориентируются на массового посетителя, деятельность – научная, учебная, просветительская, фонды – научно-вспомогательные материал (персональные коллекции ученых, материалы студенческого творчества, монографические коллекции, являющиеся базой научно-исследовательских работ) (38).
Научно-исследовательская деятельность – одно из направлений музейной деятельности, определяется профилем музея и специализацией фондов, а ее направленность – наличием или формулированием научной концепции развития музея, фондов музея и экспозиции музейной, а также профильных дисциплин.
Научно-просветительские музеи преследуют цели популяризации и распространения научных и политических знаний, литературы и искусства, развития научно-технического и художественного творчества народных масс, организации их досуга.
Учебные музеи – это одна из групп учебных заведений музеев. Создаются преимущественно в системе высшего образования в целях повышения эффективности обучения, функционирует как учебный и одновременно научно-исследовательские, вспомогательные подразделения на факультетах при кафедрах вузов. Специфика заключается в том, что состав и структура их собраний, организация деятельности, ее методика ориентированы, в первую очередь, на решение задач учебного процесса (38, с. 694 – 695).
Кроме указанной классификации музеев по типам, специалистами рассматриваются и другие классификационные подходы, в основе которых лежат определенные принципы. Чаще всего – это принцип административной и профильной классификации (44, с. 36).
Музеи по административному принципу:
. Государственные музеи – системы Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ
. Общественные музеи – школьные музеи, музеи предприятий, акционерных обществ, банков, а также музеи, возникающие непосредственно при местных муниципалитетах.
. Частные музеи – музеи, в основе которых лежат собрания, принадлежащие частным лицам, но доступные для изучения и осмотра.
Музеи по профильному принципу:
. Исторические музеи
общеисторические;
военно-исторические;
археологические;
истории религии;
исторические персональные;
исторические монографические;
истории отдельных предприятий и учреждений;
. Художественные музеи
изобразительных искусств;
декоративно-прикладного искусства;
народно-художественного творчества;
дворцово-декоративного и паркового искусства;
художественные персональные;
художественные монографические;
. Исторические музеи
театрального искусства;
музыкального искусства и музыкальных инструментов;
фото- и киноискусства;
искусствоведческие персональные;
искусствоведческие монографические;
. Литературные музеи
литературные (широкого профиля);
истории книги и книгопечатания;
литературные персональные;
литературные монографические;
. Архитектурные музеи
архитектурные (широкого профиля);
музеефицированные памятники архитектуры;
народного зодчества;
архитектурные персональные;
. Естественнонаучные музеи
географические;
биологические (широкого профиля);
зоологические (в т.ч. зоопарки);
ботанические (в т.ч. ботанические сады);
геологические;
. Технические музеи
политехнические (широкого профиля);
по отраслям техники (авиации, связи, транспорта, и т.д.);
технические персональные;
технические монографические;
. Отраслевые музеи
сельскохозяйственные;
педагогические;
здравоохранения;
спорта;
отраслевые персональные;
отраслевые монографические;
. Комплексные музеи
краеведческие;
историко-художественные;
литературы и искусства;
медицины и здравоохранения;
В теории и практике зарубежного (а затем и отечественного) музейного дела появилось новое понятие – экомузей.
Еще один тип – музей – храм (наибольшее распространение получил в связи с событиями истории ХХ века). К таким явлениям относятся повсеместно возникающие в первые послереволюционные годы музеи – храмы и музеи – монастыри (22, с. 6).
Являясь частью социокультурного пространства, исторически сложившиеся типы, виды и профили музеев обусловлены не только его учрежденческими особенностями, но и показывают возможности и специфику выполнения музеями определенных задач по отношению к обществу. В вариативности существования музея есть, те основные «обязанности», которые определяют его феномен, т.е. возникновение и функционирование его в социокультурной среде, отличающей музей от всех других явлений культуры. Данный феномен обладает способностью сохранять характеристики в процессе своего развития (47, с. 44).
Глава 2. Характеристика Интернет-ресурсов в сфере музейного дела
.1 Анализ Интернет-ресурсов в сфере музейного дела
музей интернет ресурс фондовый
В настоящее время глобальная сеть Интернет представляет собой огромное информационное пространство. С каждым днем всё большее количество различных предприятий начинают пользоваться услугами информационных систем в сети Интернет. Основными требованиями к информационным системам являются: простота в поиске необходимой информации, ее доступность и достаточность.
Одним из главных условий эффективного функционирования сайта в сети Интернет является доступно сформулированная информативная часть и правильно построенная организационная структура.
Интернет – огромный источник информации. Практически любой человек может опубликовать научное исследование или собственную точку зрения, преследуя различные цели: информировать, объяснить, убедить, продать что-либо и т.д. Именно поэтому важно уметь отличить качественный сайт, созданный профессионалами от посредственного. Это необходимо, для того чтобы найденная информация максимально отвечала заданным целям.
Процесс анализа сайтов можно разбить на ряд этапов:
1. Составление списка сайтов, выбранных для анализа. Сайты помещенные в данный список должны быть наиболее яркими, интересными по содержанию и посещаемыми ресурсами.
2. Выбор критериев оценки сайтов. Составляется список критериев, по которым следует проводить анализ сайтов. Критерии – это наиболее
выраженные составляющие сайта, с которыми сталкивается
посетитель, такие как навигация, дизайн, удобство нахождения
информации и т.д.
3. Анализ рубрик, представленных на сайте. Выявление наиболее часто встречаемых рубрик.
Поиск сайтов для анализа производился при помощи поисковых систем Rambler, Yandex. Для детального анализа было отобрано 30 сайтов в сфере музейного дела (Приложение 1).
Частота обновления сайтов очень актуальна, т.к. всегда важно знать, насколько актуальна та информация, которая представлена на сайте (приложение 2). Только 18 из 30 сайтов (60 %) постоянно обновляются, на остальных сайтах частота обновления неизвестна. Кроме того, анализ сайтов показал, что дату регистрации сайта имеют 14 и 30, что составляет всего лишь 42 %, информацию о суточных посещениях определить не удалось, т.к. на всех (30) сайтах отсутствует счетчик посещения (см. Рис. 1).
Рисунок 1 – Характеристика сайтов музеев
В Приложении 3 представлена характеристика типов сайтов, на основе которой были сделаны следующие выводы:
– по целевому назначению – сайты для досуга (100 %);
– по тематике все отобранные сайты являются тематическими (100%);
– по форме организации информации – все сайты имеют структуру сайтов буклетов (100 %);
– по принадлежности сайты являются сайтами организации (100%);
– по форме собственности – 19 из 30 (57 %) являются муниципальными сайтами и 11 (43 %) государственной собственности:
– по условиям доступа все анализируемые сайты (100 %) бесплатные;
– по функциональному назначению все сайты являются навигационными (100%).
Состав функциональных характеристик сайтов представлен в приложении 4.
Наличие английской версии сайта способствует общению с иностранными пользователями, но, только 6 из 30 (18 %) музейных сайтов имеют английскую версию. Атрибут «Ссылки» присутствует 15 сайтов (50 %). «Поисковая система» присутствует у 21 сайтов (63 %), «Обратная связь» – 10 сайта (30 %). Такие атрибуты как «Копирайт», «Счетчик» и «Редакция» отсутствуют (см. Рис. 2).
Рисунок 2 – Состав функциональных характеристик сайтов
Для каждого сайта были установлены количества уровней вложений (Приложение 5). Сайты были сгруппированы в соответствии с количеством уровней вложений (Таблица).
№ | Количество уровней вложения | Номера сайтов | Количество сайтов | |
абс. | % | |||
1 | 1 | 1, 2, 5, 7, 10, 11, 15, 17, 23,24, 25, 26, 28 | 13 | 43 |
2 | 2 | 3, 6, 8, 9, 12, 13, 16, 19, 20, 21, 22, 29, 30 | 13 | 43 |
3 | 3 | 4, 14, 18, 27 | 4 | 14 |
Было выявлено, что у сайтов присутствует 3 уровня вложения. Из 30 проанализированных сайтов 1 уровень вложения у 13 сайтов, 2 уровня у 13 сайтов, у 4 сайта – 3 уровня (см. Рис.3).
Рисунок 3 – Характеристика сайтов по уровням вложения
2.2 Модель контента сайта
Результатом проведенной работы должен быть контент сайта по заданной предметной рубрики. Для достижения данной цели были проанализированы контенты сайтов. На основании данных, была установлена зависимость между рубриками (подрубриками) сайтов и уровнями вложений, на которых они расположены. Результаты представлены в приложении 6.
Так как у разных заказчиков разное представление о важности конкретной рубрики, то на сайтах одни и те же рубрики (подрубрики) могут располагаться на разных уровнях. Наиболее важные информативные находятся на 1 уровне, они включают в себя второстепенные и т.д. этим ж фактором объясняются различные наименования рубрик (подрубрик) сайтов, содержащих о смыслу одно и тоже.
В приложении 7 отраженна частота встречаемости рубрик (подрубрик) сайтов в абсолютных и относительных показателях. На приложении 8 видна ранжированная частота встречаемости конкретных рубрик. Проанализировав таблицы приложений 7 и 8, можно выделить наиболее встречаемые рубрики (см. Рис.5).
Рисунок 5 – Наиболее встречаемые рубрики на сайтах музеев
Из рисунка 5 следует, что наиболее часто встречаемыми рубриками являются:
«История» (81 %),
«Выставки» (42 %),
«Посетителям» (60 %),
«Контакты» (39%),
«О музее» (54 %),
«Коллекция музея» (60 %).
В связи с тем, что для анализа были выбраны сайты отличающихся друг от друга назначением, структурой, выполняемыми функциями, частота встречаемости рубрик минимальна.
Итак, можно сделать вывод, что типовая структура музейных сайтов такова:
О музее
История музея
Новости
Контакты
Выставки
Коллекции и отдельные предметы
Постоянная экспозиция музея
Образовательные программы
Научная информация
Форум
При этом коллекции и история музея представлены повсеместно, информация для посетителей, постоянная экспозиция и выставки – заметно реже, образовательные программы и научная информация – в единичных случаях.
Количество и качество изображений в музейном сайте является существенным показателем по той причине, что при накоплении определенной информации сайт, не утрачивая свойств популярного электронного альбома, превращается и в научную публикацию. Среди его посетителей резко возрастает число специалистов.
Больше половины проанализированных сайтов имеют хорошее информационное наполнение, которое способно удовлетворить любые потребности пользователя.
Практически на всех сайтах информация хорошо структурирована, т.е. удобно находить информацию, которая не вынесена в рубрику на главной странице.
Под презентацией постоянной экспозиции музея понимается не только показ отдельных экспонатов, но и интерактивные схемы музейных зданий и виды экспозиционных залов.
Заключение
Интернет, в отличие от стандартных методов общения, позволяет любому его пользователю получить нужную ему информацию в короткие сроки, не смотря на расстояние.
Итак, в ходе исследования было рассмотрено, что музей – это исторически обусловленный многофункциональный институт социальной памяти, посредством которого реализуется общественная потребность в отборе, сохранении и репрезентации специфической группы культурных и природных объектов, осознаваемых обществом как ценность, подлежащая изъятию из среды бытования и передаче из поколения в поколение, – музейных предметов. Основные функции музея:
– документирование;
– образовательно-воспитательные;
– организации свободного времени.
В музееведение существует ряд классификационных подходов, которые в данной работе представлены такими авторами как: А.Д. Тельчаров (44), Т. Ю. Юренева (48);
Были проанализированы 10 сайтов музеев. Анализ технических характеристик сайтов показал, что далеко не все Интернет-ресурсы имеют высокие показатели. Не было выделено ни одного сайта, который бы имел наивысшие показатели по всем критериям, это снижает показатель качества анализа сайтов в сфере музейного дела.
Выдвинутая гипотеза подтвердилась. Из проведенного анализа рубрик и подрубрик сайтов можно сделать вывод, что единой модели проектирования контента сайта в данной сфере нет. Это некоторым образом затрудняло анализ сайтов потому, что в зависимости от направления деятельности, структуры организации, каждый разработчик сайта размещает на сайте ту информацию, которая ему кажется наиболее важной.
Несмотря на вышеуказанные недостатки, Интернет – технологии позволяют преодолевать физическое пространство и дает возможность связаться пользователю с любым музеем и получить дополнительную информацию.
Для успешного проектирования сайтов музеев разработчиками должны быть решены следующие задачи:
· более тщательная разработка контента сайта и его функциональные возможности;
· использование единой терминологии при составлении рубрик.
Список литературы
1. Антопольский, А.Б. Информационные ресурсы музеев [Текст]/ А.Б. Антапольский // Информационные ресурсы России: науч.-метод. пособие / А.Б. Антапольский. – М.: Либирея, 2004. – Гл. 21. – С. 378 – 391.
2. Атвеев, Д.А. Организация в музее локальной компьютерной сети [Текст] / Д. Атвеев // Учреждения культуры. – 2005. – № 8. – С. 83 – 95.
3. Бакулев, А.В. Музейные информационные системы [Текст] / А.В. Бакулев // Учреждения культуры. – 2004. – № 4. – С. 77 – 86.
. Богомазова, Т.Г. Технология проектирования и управления музейным Интернет – сайтом [Текст] / Т.Г. Богомазова // Материальная база сферы культуры: науч. – информ. сб. / РГБ. – 2003. – № 1. – С. 3 – 21.
. Волков, О.Ю. Музейный сайт [Текст] / О.Ю. Волков // Справочник руководителя Учреждения Культуры. – 2004. – № 1. – С. 69 – 77.
. Волков, О.Ю. Музейный сайт: Технология оформления музейного представительства в Интернете [Текст] / О.Ю. Волков // Справочник руководителя Учреждения Культуры. – 2003. – № 12. – С. 70 – 78.
7. Воройский, Ф.С. Систематизированный толковый словарь по информатике: Вводный курс по информатике и вычислительной технике в терминах [текст] / Ф.С. Воройский. – М.: Либере, 2004. – С. 72 – 75.
8. Гончаров, М.В. Введение в Интернет [Текст]: в 9 ч. Ч.2. Создание собственных WWW страниц / М.В. Гончаров, Я.Л. Шрайберг. – М.: Либерия, 2003. – С. 62.
. Ерофеев, А.Е. Инновационная деятельность музея [Текст] / А.Е. Ерофеев // Учреждения культуры. – 2005. – № 7. – С. 73 – 77.
. Загоскин, Д.В. Перспективы музейного ресурса [Текст] / Д.В. Загоскин // Справочник руководителя Учреждения Культуры. – 2004. – № 11. – С. 89 – 100.
11. Закрян, И. Что такое Internet, WWW, HTML: первое знакомство [Текст]/ И. Закрян. – М., 2004. – 211 с.
. Зверева, М.Ф. Создание электронных ресурсов в музее – путь к сохранению, изучению и популяризации культурного наследия [Текст] / М.Ф. Зверева, Ю.Р. Кофтан // Калуга в шести веках: мат. краевед. конф. – Калуга: ЦГБ, 2003. – С. 137 – 141.
13. Знаменский, А.В. Модернизация музейной деятельности /А.В. Знаменский //Учреждения культуры. – 2003. – № 10. – С. 70 – 75.
14. Интернет [Текст]: энциклопедия. – СПб, 2007. – 560с.
. Интернет для работников музеев [Текст] / сост. Л.К. Редько. – Владивосток: Примор. ГПБ, 2003. – 19 с.
16. Информационно-справочная система "Ника-Музей" – шаг номер два! [Текст] // Мир музея. – 2004. – № 11. – С. 20 – 21.
. Информационные технологии [Текст] // Учреждения культуры. – 2004. – № 11 – С. 82.
. Калинина, Л.Л. Интернет-кафе в музее: новый способ привлечения посетителей [Текст] /Л.Л. Калинина, И.В. Пролеткин, М.Е. Шпак // Учреждения культуры. – 2004. – № 10. – С. 84 – 87.
. Калинина, Л.Л. Новостной сайт музея. Основные этапы создания и развития [Текст] / Л.Л. Калинина // Справочник руководителя Учреждения Культуры. – 2003. – № 10. – С. 75 – 84.
. Каулен, М.Е. Музей [Текст] / М.Е. Каулен, Е.В. Мавлеев // Российская музейная энциклопедия. – М, 2004.
21. Классификация сайтов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: <http://www.akir.ru/siteclass.html>.
22. Константинова, С.С. Экзамен по музееведению [Текст]: учеб. пособие для вузов / С.С. Константинов. – М.: Приор-издат, 2005. – С. 4.
. Косарева, В.П. Компьютерные системы и сети [Текст] / В.П. Косарева, Л.В. Еремина. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 544 с.
. Лебедев, А.В. Музейные представительства в Интернет [Текст] / А.В. Лебедев // Справочник руководителя Учреждения Культуры. – 2003. – № 9. – С. 85 – 92.
. Леонтьев, В. Новейшая энциклопедия Интернет [Текст] / В. Леонтьев. – М., 2003. – 520 с.
26. Лысикова, О.В. Музеи мира [Текст]: учеб. пособие / О.В. Лысикова. – М.: Флинта: Наука, 2004. – С. 7.
27. Микели, М. В музей – через компьютер [Текст] // Карьера.- 2006.- № 5.- С. 96 – 97.
28. Морозкина, Л. Электронные коллекции [Текст] / Л. Морозкина // Мир музея. – 2003. – № 6. – С. 40 – 42.
. Морозкина, Л.В. Электронные информационные ресурсы музея / Л.В. Морозкина, О.В. Докучаева, И.Ю. Хургина // Учреждения культуры. – 2004. – № 11. – С. 82 – 89.
. Музейные термины [Текст] // Терминологические проблемы музееведения. – М.: Рос. энциклопедия, 2006.
. Наседкин, К.А. Конструирование музейных сайтов от "А" до "Я" / К.А. Наседкин, Д.В. Ольшанский // Музей. – 2005. – № 2. – С. 42 – 46.
. Ноль, Л.Я. Доступ к культурному наследию [Текст] / Л.Я. Ноль // Учреждения культуры. – 2003. – № 2. – С. 56 – 64.
. Ноль, Л.Я. Информационные технологии в деятельности музеев [Текст] / Л.Я. Ноль // Справочник руководителя Учреждения Культуры. – 2004. – № 12. – С. 74 – 90.
. Орлов, Л. Sennheiser GuidePort в музее Regenwaldhaus [Текст] / Л. Орлов // Install PRO. – 2003. – № 2. – С. 46 – 48.
. Основы музееведения [Текст] / отв. ред. Э.А. Шулепова.- М.: Едиториал УРРС, 2005.- С. 25.
. Пролеткин, И.В. Технология создания Интернет – сайта. Опыт Саратовского государственного художественного музея им. А.Н. Радищева [Текст] / И.В. Пролеткин // Справочник руководителя Учреждений Культуры. – 2004. – № 7. – С. 77 – 80.
37. Прохоров, А. Интернет как новая глобальная индустрия: анализ, тенденции, прогнозы [Текст] / А. Прохоров // КомпьютерПресс. – 2003. – № 3. – С. 34 – 38.
38. Российская музейная энциклопедия [Текст] / Российский ин-т культурологии МК РФ и РАН; Д. В. Сарабьянов. – М.: Прогресс; РИПОЛ КЛАССИК, 2005. – С. 395.
. Российская музейная энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.museum.ru/RME/rme.htm
. Сакс, Т. Дизайн и архитектура современного web-сайта [Текст] / Т. Сакс. – М., 2003. – 304 с.
. Современные музейные технологии [Текст] // Учреждения культуры. -2003. – № 4. – С. 52 – 53.
43. Сотникова, С.И. Музеология [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 021000 "Музеология" и 052800 "Музейное дело и охрана памятников".- М.,2004.- 190 с.- (Высшее образование).
. Структура музееведения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.museum.ru/RME/sci_struct.asp
. Тельчаров, А.Д. Основы музейного дела. Введение в специальность [Текст]: курс лекций / А. Д. Тельчаров. – М.: Омега-Л, 2005. – С. 100.
. Тимашева И. Музейные библиотеки будущего [Текст] / И. Тимашева // Мир музея. – 2004. – № 4(200). – С. 44 – 47.
. Федянина, Н.Н. Информационная служба в музее [Текст] / Федянина // Учреждения культуры. – 2004. – № 3. – С. 36 – 42.
. Шляхтина, Л.М. Основы музейного дела: теория и практика [Текст]: учеб. пособие / Л.М. Шляхтина. – М.: Высшая школа, 2005. – С. 46.
. Юренева, Т.Ю. Музееведение [Текст]: учебник / Т.Ю. Юренева. – М.: Академический Проект, 2003. – 560 с.
. Юренева, Т.Ю. Музей в мировой культуре [Текст] / Т.Ю. Юренева. – М.: «Русское слово-PG», 2003. – 536 с.: ил.