- Вид работы: Доклад
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 6,95 kb
Сущность и социальное назначение свободного времени
Сущность и социальное назначение свободного времени
Свободное время – часть внерабочего времени, за вычетом необходимого для сна и др. нужд, использующаяся человеком по собственному усмотрению. В современном обществе одним из способов проведения свободного времени является самообразование, культурное (духовное) потребление (чтение СМИ и книг, посещение музеев, библиотек, кинотеатров), а также любительские занятия – личные хобби и занятия в различных объединениях.
Закон РФ о культуре 1992 года:
Права и свободы человека в области культуры
Ст.8. В Российской Федерации культурная деятельность является неотъемлемым правом каждого гражданина независимо от национального и социального происхождения, языка, пола, политических, религиозных и иных убеждений, места жительства, имущественного положения, образования, профессии или других обстоятельств.
Ст. 10. Каждый человек имеет право на все виды творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями.
Право человека заниматься творческой деятельностью может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной (любительской) основе.
Профессиональный и непрофессиональный творческий работник равноправны в области авторского права и смежных прав, права на интеллектуальную собственность, охрану секретов мастерства, свободу распоряжения результатами своего труда, поддержку государства.
Ст. 11. Каждый человек имеет право на свободный выбор нравственных, эстетических и других ценностей, на защиту государством своей культурной самобытности.
Ст. 12. Каждый человек имеет право на приобщение к культурным ценностям, на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам, иным собраниям во всех областях культурной деятельности.
Ст. 15. Граждане имеют право создавать организации, учреждения и предприятия (именуемые в дальнейшем организациями) по производству, тиражированию и распространению культурных ценностей, благ, посредничеству в области культурной деятельности.
Ст. 16. Граждане имеют право создавать ассоциации, творческие союзы, гильдии или иные культурные объединения в порядке, определяемом законодательством об общественных объединениях.
Ст. 20. Народы и иные этнические общности в Российской Федерации имеют право на сохранение и развитие своей культурно – национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение исконной культурно – исторической среды обитания.
Политика в области сохранения, создания и распространения культурных ценностей коренных национальностей, давших наименования национально – государственным образованиям, не должна наносить ущерб культурам других народов и иных этнических общностей, проживающих на данных территориях.
Ст. 21. Российская Федерация гарантирует право всем этническим общностям, компактно проживающим вне своих национально – государственных образований или не имеющим своей государственности, на культурно – национальную автономию. (Это право этнических общностей на свободную реализацию своей культурной самобытности посредством создания национальных культурных центров, национальных обществ и землячеств.)
Национальные культурные центры, общества и землячества вправе:
а). Разрабатывать предложения о сохранении и развитии национальной культуры;
б). Проводить фестивали, выставки.
в). Содействовать организации национального краеведения, охране национальных исторических и культурных памятников, созданию этнографических и иных музеев;
г). Создавать национальные клубы, студии и коллективы.
д). Организовывать библиотеки, кружки и студии по изучению национального языка.
Говоря о свободном времени, следует различать три основных его типа: рекреационный ( отдых и восстановление сил после работы), рационально-потребительский (с материальной и духовной точки зрения) и деятельный ( совмещение времяпрепровождения с каким-либо видом деятельности). Работники культуры должны знать причины и обстоятельства, которыми вызвано посещение людьми учреждения культуры.
У каждого человека индивидуальные потребности для посещения КДУ, которые различаются по содержательному принципу: Общественно-политические признаки
Нравственные признаки
Эстетические признаки
Познавательные и ценностно-ориентированные признаки
Творческие признаки
Задача КДУ – организовать свою работу так, чтобы у человека было желание посещать добровольно выбранное им объединение, участвовать в творческой работе учреждения культуры. Потенциальной аудиторией каждого КДУ чаще всего становятся жители того района, где оно находится. Реальной аудиторией становятся организованные группы, приходящие в КДУ с целью создать свое объединение.
В наше время повысился интерес населения к занятиям, связанным с культурой. При этом все больше людей связывают свободное времяпрепровождение не только с посещением кружков, но и с обучением различным народным ремеслам, музыке, хореографии и т.д. На сценах не только провинциальных, но и больших городов нередко выступают наравне с профессиональными коллективы художественной самодеятельности и любительские коллективы. Они также принимают участие в различных смотрах-конкурсах и фестивалях, что дает этим коллективам дополнительный стимул для повышения исполнительского мастерства. В наши дни появилась тенденция все большего привлечения в такие коллективы молодежи, ведь не всем по душе и по карману игорные заведения и ночные клубы. Среди повсеместной бездуховности, многие представители молодого поколения предпочитают играть в КВН, петь, танцевать, заниматься театральной и прочими творческими видами деятельности в свое свободное время.
При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru