- Вид работы: Контрольная работа
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 5,57 Кб
Тактический закон риторики
Содержание
.Тактический закон риторики. Логическая схема речи. Основные законы логики в речи
.Тест
Список использованных источников
1. Тактический закон риторики. Логическая схема речи. Основные законы логики в речи
Риторика – филологическая дисциплина, изучающая отношение мысли к слову. Главная особенность риторики в том, что она абстрагируется от системы конкретного языка (который выбирается ритором) и сосредоточивается на структуре языковой личности отправителя и получателя речи – ритора, на речевой технике аргументации и на методе построения целесообразного высказывания. Поэтому риторику вполне можно назвать персоналистической теорией речи.
Традиционная особенность риторики как учебного предмета в том, что она излагается догматически – в виде положений и правил. Догматический метод изложения иногда вводит в заблуждение относительно природы положений и правил риторики. Правила риторики не являются обязательными предписаниями и запретами, они лишь обобщают опыт великих мастеров слова, указывая на трудности и опасности, подстерегающие всякого говорящего или пишущего публично.
В русской традиции риторика подразделяется на частную и общую. Частная риторика изучает конкретные виды речи. Общая риторика изучает принципы построения целесообразной речи. Риторика обобщает опыт общественно-языковой практики и имеет дело с высказываниями и нормами аргументации, отложившимися в культуре конкретного общества. Существуют русская, французская, американская риторика, каждая из которых изучает специфический только для данной культурно-языковой общности тип языковой личности и характер речевых отношений. Поэтому возможны общая и частная русская риторика, но невозможна универсальная риторика.
Поскольку русское общество с его идеалами, нравственными нормами, техникой мышления, приемами организации и управления сложилось и развивалось в традиции православной культуры, строй и система понятий русской риторики приспособлены к культурной традиции и задачам такой идеологической организации общества, при которой техника аргументации подчинена более высоким мировоззренческим принципам. Поэтому русская риторика избегает психологической трактовки личности, использования общественного мнения как критерия правильности аргументации, релятивистского понимания ценностей и не является суммой рецептов для достижения личного успеха или манипуляций общественным мнением.
Тактический закон предусматривает на основе выработанной стратегии в процессе общения использовать те или иные тактические приемы для того, чтобы заинтересовать, вызвать на размышление и обсуждение предмета речи собеседника.
При этом предполагается следующая последовательность действий:
. заинтересовать аудиторию;
. вызвать слушателей на размышление;
. вывести их на уровень обсуждения предмета речи.
Логическая схема речи: тезис, аргумент, способ доказательства(прямой/косвенный). Силлогизм – умозаключение, состоящее из двух суждений (посылок), из которых следует третье суждение (вывод). Энтимема – сокращенный силлогизм – такой, в котором пропущена одна из предпосылок или заключение. Энтимемы используются в реальной жизни и в риторике гораздо чаще, чем полные силлогизмы, для доказательства (аргументации) и рассуждения. Сетка понятий (смысловые модели, или система «общих мест»).
Основные законы логики в речи:
.Закон тождества. Всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественна сама собой. Этот закон требует, чтобы в выступлении данная мысль о каком-либо предмете, событии должна иметь определенное устойчивое содержание.
.Закон непротиворечия. Два несовместимых друг с другом суждения не могут быть одновременно истинным: по крайней мере, одно из них необходимо ложно. Это означает, что закон не позволяет отвечать на поставленный вопрос в одно и тоже время и в одном и том же смысле одновременно «да» и «нет».
.Закон исключенного третьего. Утверждение и его отрицание не могут быть одновременно ни истинным, ни ложным, одно из них необходимо истинно, а другое необходимо ложное. Если в выступлении сформировано какое-то положение в виде высказывания, а затем его отрицание, то одно из высказываний будет истинным, а другое – ложным.
.Закон достаточного основания. Всякая мысль признается истиной, если она имеет достаточное обоснование.
2. Тест
ДАНЕТ1. Коммуникативная позиция говорящего – это место его расположения относительно собеседника в процессе общения.-2. Эффективное общение – это такое, при котором сохраняется коммуникативное равновесие.+3. Снижая себя в глазах собеседника, мы укрупняем собеседника.+4. Неконгруэнтность – это несоответствие смысла выступления оратора реальной действительности.+5. Языковой паспорт человека обнаруживается на слух и в письменной речи.+6. Речь на траурном митинге – это протокольно-этикетное выступление.+7. Точности выражения легче достичь в письменной речи.-8. Использование оратором простых, общеупотребительных слов снижает доверие к нему, создает впечатление о его некомпетентности.+9. Эффективнее заменять существительные на глаголы.+10. Надо иметь при себе записи, но пользоваться ими во время публичного выступления следует как можно реже.+11. Важную информацию надо располагать в конце фразы.+12. Нельзя, чтобы за спиной во время выступления были движущиеся предметы или люди.+13. Позиция советчика – лучшая ораторская позиция в любой аудитории.-14. Оптимальная длительность выступления – 45 мин.+15. Концовка-кульминация всегда хорошо запоминается слушателями.16. Аргументы – это публичные утверждения оратора.+17. В современном выступлении эмоция должна преобладать над логикой.-18. Информационное выступление должно обязательно содержать новую для слушателей информацию.+19. Свободный рассказ человека о себе имеет целью создать о себе благоприятное впечатление.-20. При рассказе о лично пережитых событиях надо описывать свои эмоции в разные моменты событий.+21. Протокольно-этикетное выступление должно произноситься без конспекта.+22. Похвальное слово всегда произносится в адрес лица.-23. Развлекательные выступления не предполагают вопросов. -24. Доказывать и аргументировать – это одно и то же.+25. В собственно убеждающих выступлениях содержится аргументация «за» и «против».+26. Соблюдение регламента при обсуждении вопросов не составляет труда для русского человека.-27. Для представителей точных и естественных наук эффективна индуктивная подача материала.-28. Для молодежной аудитории неинтересны личные оценки оратора.+
Список использованных источников
.Риторика: учебник / под ред. Н.А. Ипполитовой. М.: Проспект, 2008.
.Стернин И. А. Практическая риторика. 5-е изд., М.: Академия, 2008.
3.Аннушкин В.И. Риторика. Вводный курс : учеб. пособие. 3-е изд. М.: Флинта: Наука, 2008.
4.Волков А.А. Основы риторики. М., 1993.
.Стернин И.А. Практическая риторика. М., 2003.
.Михальская А.К. Основы риторики: Мысль и слово. М., 1996.
7.<http://dvopages.by/ru/libr/cotciolo/volod/n2.html>
.<http://kogni.narod.ru/baranchikov.htm>
.<http://nature.web.ru/db/msg.html?mid=1151342&uri=chapt1b.htm>
.<http://www.klikovo.ru/db/book/msg/2815>