Меню
  • Главная
  • Новости
    • Cтатьи, культурология
  • Учебные материалы
    • Основные темы по культурологии
    • Студенческие работы
  • Редакция
    • Вопросы по культурологии
  • Архивы по культурологии

Театр Островского

Культурология
Подробнее о Культорологии: Скачать доклад

  • Вид работы:
    Доклад
  • Предмет:
    Культурология
  • Язык:
    Русский , Формат файла: MS Word 5,64 kb

Театр Островского

А.
И. ЖУРАВЛЕВА

ТЕАТР ОСТРОВСКОГО

Эта работа двух русских исследователей
написана об Островском- драматурге, Островском-комедиографе, Островском-поэте…
работа об Островском, который так много сделал для развития русского театра,
что его по справедливости называют основоположником, отцом русского театра.

Александру Николаевичу Островскому
обязан своим рождением русский национальный театр. Со своим неповторимым лицом,
колоритом, жанровыми предпочтениями. И самое главное – со своим репертуаром. То
есть с обширным набором пьес, которые можно ставить в течение сезона, постоянно
разыгрывать на сцене, меняя афишу в зависимости от настроений публики.
Островский сознательно стремился насытить российский театральный репертуар
множеством «долгоиграющих» образцовых сочинений. И потому вся жизнь его
превратилась в неустанный, без отдыха и пауз, литературный труд. Зато и
результат превзошёл все ожидания. До Островского гениальные творения Фонвизина,
Крылова, Гоголя сияли как яркие, но редкие звёзды на ровном театральном небосклоне.
Основу репертуара русских театров XIX века составляли переводные пьесы и
водевили-однодневки. Островский же сумел совершить в области драматургии такой
же прорыв, какой Пушкин, Гоголь, Лермонтов совершили в области поэзии и прозы.
Не случайно между понятиями «театр Островского» и «русский театр» стоит знак
равенства.

В то время, как литература искала «обратную связь» с
обществом, для Островского эта проблема была решена. Он был способен передавать
свой текст живым голосом актера, его сценическим самочувствием в роли, реакцией
зала и проч. Текст островского обладает каким-то почти физическим качеством
заразительности, запоминаемости. Он как бы был рассчитан на то, чтобы публика,
расходясь из театра, уносила эти фразы с собой, перебрасывалась ими. Это
означает быть у всех на устах. Не только актеры-современники драматурга, но и
актеры нашей эпохи не раз говорили о том, как сразу «ложится» текст реплик,
почти не требуя запоминания.

Литературное творчество Островского существовало для
театра, жило в нем. Такое отличительное качество драматурга связано с тем, что
он как бы концентрирует в своей художественной системе многое из того живого и
насущного, что происходило в мире. Художественный мир Островского органично
входил в новую русскую литературу, при этом сочетая в себе вне- и
долитературные пласты культуры, допетровские и допушкинские пласты сознания.

Владимир Высоцкий

Важно, что и сам Островский всегда сознавал себя именно
театральным деятелем, отчетливо понимая свою роль создателя национального
театра. Читая деловую и личную переписку драматурга, его дневники и «записки»,
с которыми он обращался в различные официальные инстанции, стремясь повлиять на
постановку театрального дела в России, постоянно встречаешь подтверждения
этому. Неустанное практическое участие в строительстве русского театра
диктовало драматургические формы Островскому-писателю: он не просто сочинял
пьесы, а создавал национальный репертуар. Такой репертуар не может состоять из
одних трагедий, или драм, или комедий, а должен быть разнообразен.

Художественные принципы драматургии Островского во многом
определяются ее адресатом. Сам автор читал, что наибольшее воспитательное
значения для зрителей, которых не коснулось просвещение, имеет бытовая и
историческая драматургия. Создавая бытовой репертуар, он стремился к тому,
чтобы зрители увидели себя со стороны, узнали на сцене себя и свои слабости и
пороки, свои смешные стороны. Вместе с тем пьесы построены так, чтобы зритель
поверил в возможность исправиться, измениться. Островский не отказывается от
мысли о высоком общественном назначении литературы – чисто просветительского
намерения с помощью искусства «исправлять народ». Он считает, что средством
такого исправления должно быть не сатирическое обличение, а «соединение
высокого с комическим», как некое противопоставление чистой сатире.

Вообще, характерной чертой поэтики Островского является
поиск чисто житейских мотивов в поведении и судьбах своих персонажей. Его
интересует преломление идей и теорий в сознании и повседневном быту
обыкновенных людей. Целью Островского остается «исправление нравов». Для этого,
как думает драматург, следует показать в народе не только дурное, но и хорошее.

Закончить исследование данной работы можно
такими строками, принадлежащими самому Островскому: «Моя задача – служить
русскому драматическому искусству. Я – все: и академия, и меценат, и защита».

Похожие записи

История носового платка

Культурология

Федерико Феллини. Героизм выбора

Культурология

Соборность иконообраза

Культурология

Рубрики

  • Cтатьи
  • Архивы по культурологии
  • Вопросы по культурологии
  • Новости
  • Редакция
  • Социология как наука
  • Студенческие работы
  • Учебные материалы
  • Основные темы по культурологии

Последние статьи о культурологии

  • Культурная антропология
  • Теоретические подходы к пониманию природы культуры
  • Господство сократической философии
  • Георг Зиммель и Освальд Шпенглер
  • Противостояние культуры и цивилизации
  • Духовная культура
  • Культурно-исторический подход к культуре. Основные варианты культурно-исторической типологии
  • Данилевский
  • Тойнби
  • Общая концепция цивилизаций
  • Ясперс
  • Своеобразие архаической культуры (первобытно-синкретической)
  • Транзитивный контекст современной культурной политики
  • ТЕМА 2. Возникновение и становление культуры в первобытном обществе и древних цивилизациях
  • Культура Древней Греции и Дpевнегo Рима
  • Культура Западноевропейского Средневековья
  • Культура эпохи Возрождения и Нового времени до второй половины XIX века
  • ТЕМА 6. Своеобразие русской культуры в ее историческом становлении
  • ТЕМА 7. Цивилизация и культура XX века
  • Выполнение контрольной работы
  • Темы контрольных работ и рекомендуемая литература
  • Основные функции культуры
  • Понятие «Культура»
  • Основные культурологические школыКультурно-исторические типы Данилевского
  • Особенности концепции Тойнби
  • Осевое время в концепции Ясперса
  • Культура в концепции З.Фрейда
  • Понятие культуры как символ в концепции Кассирера
  • Элитарная и массовая культура



© 2011 - 2021 Copyright :: Культурология / карта сайта | культура
При копировании материалов с сайта обратная активная ссылка обязательна.