- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 10,53 Кб
Театрализованные представления
Театрализованные представления
Вахтангов и тенденции народности, зрелищности, характерные для массового театра
Творческое наследие Станиславского, Мейерхольда, Вахтангова стало народным достоянием и требует от каждого режиссера серьезного изучения и освоения, т.к. в глубине лежат основы профессии.
Их объединяло:
Принципы народности, идейности и реализма в искусстве. Но каждый по-разному решал задачи театрального искусства
Е.Б. ВАХТАНГОВ
Творческий путь сравнительно непродолжителен, но необычайно объемен, своеобразен и ярок.
Направления: актерское, режиссерское, педагогическое.
Одно из неординарных явлений – Вахтанговские кружки. Он установил принцип студийного воспитания: «Студия должна не обучать, а должна воспитывать». Учил не растворяться в образе, властвовать над ним, искать «говорящую» форму, которая выражала бы суть образа и делала бы ее очевидной для зрителя. В работах Е. Б. ВАХТАНГОВ использовал принципы контраста и гротеска, потрясения, стремясь создавать спектакли, героические по звучанию, народные по духу, проникнутые боевой тенденциозностью (рассчитанные на эффект). Если для старшего поколения вопрос о «принятии» или «неприятии» революции состоял по-преимуществу в возможности отстоять и сохранить свой театральный опыт, свое мастерство, то для более молодых, каким был Вахтангов, все обстояло сложнее. «Революция была их молодостью, началом начал, частью жизни». Вахтангов, среди других, активно участвовал в дискуссиях о театре той поры, воспринимая в революции некий пафос – пафос прорыва в иной мир, фантастический, мир красоты, выводящий к вечным проблемам. Традиционные формы искусства, сложившиеся в профессиональном и народном театре, стремительно эволюционировали и вбирали в себя новое содержание. Сливая в одно целое драму, музыку, поэзию, добиваясь единого ритмо- пластического и пространственного решения спектакля.
Е.Б. ВАХТАНГОВ искал возможности полнее охватить духовный мир современного человека, придав вместе с тем зрелищу массовый, яркий, остро целенаправленный в идейном и эмоциональном отношениях характер. Е. Б. Вахтангов утверждал, что мера условности в каждом спектакле определяется целью: создать целостный образ спектакля, который с наибольшей полнотой и силой донес бы содержание пьесы до зрителя. Важнейшие факторы, под воздействием которых складывается режиссерский замысел и определяет нужные средства его воплощения, помимо самой пьесы, являются: современность (т. е. тот общественно-исторический момент, когда пьеса ставится) и творческий коллектив (с его взглядами, традициями, возрастом, профессиональными навыками и степенью мастерства), который ставит эту пьесу.
Вахтангов следовал своим принципам:
.Жизненной правды (актуальность);
.Гротеска;
. Ритмического рисунка (спектакля должен меняться);
. Оправдания (на сцене может быть, что угодно, но оправдано);
.Зрелищности;
. Многослойности:
- Драматургия интересная
- Режиссура качественная
- Создавая эти принципы, Вахтангов гарантировал универсальное воздействие спектакля на зрителя.
- План системы (по Вахтангову) (дневниковая запись).
- А. Общая часть
- 1).Современный театр.
- Понятие о театре вообще.
- Три типа театров (от способа подхода к ролям):
- Театр представления.
- Театр переживания.
- Театр ремесла.
- Об актерских штампах.
- 2).Основы учения К.С.
- 1.Свойства бессознания (творческие).
- 2. Сознательный путь к обогащению бессознания.
- 3. Воспитание актера (внешняя и внутренняя техника актера).
- 3).О способностях, которыми должен обладать актер (и которые воспитываются системой).
- 4).Учение К.С. как система воспитания актера.
- Б. Часть методологическая.
- 1.Осознание приемом (мысль).
- 2.Органическое внимание (органы чувств).
- 3.Артистичность (воля).
- 4.Творческий момент (дух).
- 5. Способ работы над собой и ролью (метод).
- 6. Аффективность (душа).
- В.Часть практическая.
- Работа над собой.
- 1.Упражнения внимания.
- Свойства внимания.
- а) Мышцы.
- б) Сосредоточенность (объект).
- в) Вера и наивность.
- г) Круг внимания.
- д) Физическое действие.
- 2. Упражнения способности общения.
- Свойства души.
- а) Живой дух партнера (объект).
- б) Внутреннее действие.
- в) Задача (три элемента ее: действие, хотение, приспособление).
- г) повышенная и пониженная энергия (темперамент выполнения задачи).
- д) Оправдание – оценка факта.
- е) Создание прошлого.
- ж) Сегодняшний день.
- з) Я есмь.
- 3. Упражнения артистичности.
- Г. Аффективное чувство.
- а) Учение о чувстве.
- б) Чувства сложные и простые.
- в) Корни чувств.
- г) Аффективность чувства.
- д) Душа актера, как материал для образа.
- Д.Часть творческая.
- Работа над ролью.
- Перевоплощение (создание образа).
- Духовное:
- а) Гамма чувств.
- б) Внутренний образ.
- 2. Физическое:
- Понятие о внешней характерности.
- 3.Зерно образа.
- Метод работы над пьесами и ролями.
- 1.Анализ пьесы:
- Первое чтение, литературный разбор, исторический разбор, художественный разбор, театральный разбор.
- Деление на куски.
- Сквозное действие.
- Вскрывание текста.
- 2.Анализ роли:
- Характеристика.
- Деление на куски.
- Отыскивание задач.
- Отыскивание задач.
- Отыскивание сквозного действия.
- Создание прошлого.
3.Этюды.
.Репетиции (комплекс случайностей).
.Спектакли.
б) Пользование внутренней техникой.
в) «Игра ролью».
г) Совершенствование.
д) Рост пьесы.
. «Заканчивание» пьесы.
Массовое действо всегда тяготеет к театрализации. Театрализация реального праздничного действа выступает как его организация по законам театра. Это синтез художественного вымысла и действительности, рождающий новое документально-художественное действие. Режиссер массового праздника – это всегда психолог, решающий в первую очередь проблему активизации его участников, организации не спектакля, а имение массового действа, в котором художественная образность выступает в качестве эффективного, побудительного стимула.
Еще одним методом является игра, с помощью которой можно выстроить театрализованное массовое действо. Театрализованное игровое действо может быть чрезвычайно важной, активной частью любого массового праздника и во многом способствовать его успеху, т.е. драматургическая обработка жизненного материала, театрализация реального действия и игра являются наиболее важными методами организации массовых мероприятиях.
В.Э. Мейкрхольд. Применение его теории к массовым праздникам
В годы, непосредственно предшествовавшие Октябрьской ревоґлюции, Мейерхольд утверждает концепцию театра "l’echo du temps passe" ("эхо прошедшего времени"). Основная задача этого театра, говорит Мейерхольд, постоянное возрождение старины, но не ее археологическая реставрация и не стилизация под старину, он изучает старинную театральную культуру России, Италии, Испании, стран Востока. Мейерхольд выступает за условность. Его Условный театр был призван возродить утраченный античный театр, всеобщий театр действия и празднества. После Октября он сразу же приходит к театру политически актуальному, злободневному, к революционному, митинговому, агитационному театру. Праздничная манифестация, массовое собрание-митинг, сходка-все это дело рук В.Э. Мейерхольда. Мейерхольд хотел, чтобы создаваемый им новый театр был театром открытым, тенденциозным. Но практическое осуществление этого страстного устремления было делом далеко не простым и не легким. Эта программа была направлена на создание театра массового, агитационного, в котором зритель становился участником спектакля, стремился к выходу за пределы «коробки сцены» на площадь, к возрождению балаганного фарса, буффонады, к превращению театрального искусства в массовое действо, в «открытое» зрелище, которое органично включало бы новые компоненты в привычную синтетичность, синтезировало бы зрелищность других видов искусств. Биомеханика Мейерхольда: Биомеханика Мейерхольда ставит во главу тело как биологический организм, используемый на подмостках в качестве одного из элементов театрального зрелища. Движение тела должно быть выразительным, а выразительность достигается правильным использованием физических возможностей организма. В послереволюционные годы такое тело становится еще и образцом: человека или персонажа им прокладывается путь к социальной общности действия. материалистическая «политизация искусства», предполагающая бытие нового человека. Можно сказать, что политизация театра, превращение театра в массовое зрелище таким образом меняет соотношение театра и жизни, что граница, проходящая между ними стирается, для него уже нет обусловленных пространств, подобно тому как для идеального актера сверхмарионетки уже нет никаких внутренних переживаний. Этот театр Мейерхольда вступает в конкуренцию с экспансией кино, захватывающего своими образами массы людей, и, в каком-то смысле, уже готов отождествиться с кинематографом. Не случайно, что Сергей Эйзенштейн, ученик Мейерхольда, развивая идеи своего учителя, находит именно в кинематографе воплощение синтеза искусств, возможность реализации.Здесь воедино соединяются искусство и политика. Театр гротеска для Мейерхольда – это театр, вбирающий в себя традиции народного площадного искусства с его откровенной зрелищностью, стремительностью, энергией, шутками. Порой в постановках Мейерхольда тех лет на первый план выдвигались экспериментальные задачи. Так было, например, в спектакле "Великодушный рогоносец" В этом спектакле сценическое действие, развертывавшееся в стремительном ритме на оголенной строенной конструкции, было подчинено главным образом демонстрации внешнего актерского мастерства. Щедро использовались гимнастические приемы, акробатические трюки, цирковая эксцентрика. С их помощью утверждалась система так называемой "биомеханики".
театрализованное представление вахтангов мейерхольд
Виды и жанры театрализованных представлений
В практике театрализованных представлений последних десятилетий можно четко выделить следующие виды театрализованных представлений: агитационно-художественное представление, литературно-музыкальная композиция, тематический вечер, массовое театрализованное празднество.
Внутри каждого из этих видов театрализованных представлений определились и продолжают определяться разновидности с более конкретными особенностями.
Театрализация может означать лишь органическое сочетание нетеатрального, жизненного, непосредственно связанного с производственной практикой и бытом людей материала и материала художественного, образного; это сочетание, этот сплав документального и художественного создается с целью определенного воздействия на публику.
Виды театрализованных представлений: агитационно-художественное представление, литературно-музыкальная композиция, тематический вечер, массовое театрализованное празднество.
Агитационно-художественное представление как вид театрализованного представления имеет свою видовую специфику: это, прежде всего, агитация и пропаганда театрально-художественными средствами. Идейно-политическая, идеологическая работа может быть разделена на теоретическую деятельность, пропаганду и агитацию. Пропаганда и агитация – слова латинского происхождения. В буквальном переводе пропагандировать – значит распространять знания, идеи, воззрения, теории, а агитировать – значит пробуждать определенное стремление, побуждать людей к действию. Под агитацией мы понимаем непосредственный призыв, умение направлять энергию и волю людей на претворение идей в практические дела. Средствами воздействия на массы, которыми располагают пропаганда и агитация, являются: радио, телевидение, печать, устные выступления, технические средства, наглядная пропаганда и агитация (плакаты, панорамы, панно, стенды, выставки), использование искусства во всех его видах. Выразительные средства агитационно-художественного представления: слово, движение, музыка, хоровое пение и живопись, звук и свет, фарс, лирика и сатира, дружеский шарж и пародия, конферанс, пантомима, кукольный театр, звукоподражание, сюжетный танец, клоунада, акробатика – все это может найти применение в агитационно-художественном представлении
Литературно-музыкальная композиция – это один из видов театрализованного представления, где органически сочетаются главным образом литературно-художественные и музыкальные элементы, с тем, чтобы целенаправленно и наиболее продуктивно воздействовать на ум и чувства зрителя, а именно их сочетанием (монтажем).
Тематический вечер – это сценическая композиция с предельно конкретизированным, документальным сюжетом, с реальными, а не вымышленными героями, что включает в себя и театрализованное массовое представление.
Массовое театрализованное празднество отражает важные события в жизни большой общности людей, а иногда и в масштабах государства и в глобальных измерениях. Это могут быть, праздничные дни или посвящаемые важнейшим событиям в жизни коллектива, села, города, страны и.т.п.
Под жанром подразумевается конкретная разновидность того или иного вида искусства.
Конфликтность в сценарной драматургии является общим признаком, а форма проявления конфликта определяет его жанр. Из всех категорий наибольшей определенности в науке обладает жанр. Ученые считают, что в каждом виде искусства понятие жанра специфическое.
Жанр – это род произведений в области какого-либо искусства, характеризующийся теми или иными сюжетными и стилистическими признаками.
Жанр в литературе – это определенный вид литературных произведений, принадлежащих одному и тому же роду.
Три рода литературы.
Эпос – это произведение объективно – повествовательного характера.
Лирика – включает в себя произведения, которые находят воплощение переживания автора как личности по отношению к себе, обществу и миру в целом.
Драма – это род произведений, написанных в форме диалога без авторской речи и предназначена для исполнения на сцене.
Агитка – обращение к злободневной общественно-политической теме, в которой все изобразительные средства направлены к одной цели – максимально агитационному воздействию человека.
Балаган – шутовское изображение действительности.
Баллада – лирико-эпический сюжетный рассказ исторического или бытового характера.
Басня – нравоучительная сатира, в которой аллегорически изображаются человеческие поступки и социальные отношения.
Бурлеск – снижение высокого и возвышение низкого.
Буфф – наличие смешных положений, характерное возникновение комических ситуаций.
Водевиль – незатейливая комедия с куплетами.
Гимн – возвышенная похвала кому или чему-либо, могущая быть и сатирической и иронической при сохранении возвышенной стилистики.
Гротеск – смещение норм действительности и совмещение контрастов: реальности и фантастики, трагедии и комедии, сарказма и безобидного юмора.
Идиллия – полная безмятежность, покой, блаженство.
Коляда – рождественское приветствие, народное по форме, светское либо духовное по содержанию.
Мистерия – библейская драма, система культовых обрядов.
Памфлет – высмеивание кого-либо общественно-политического явления или изобличение кого-либо с высоким политическим положением в художественно-политической форме.
Плач – оплакивание смерти человека, и т.д.
Притча – поучение или сатира нравственно-назидательного толка.
Раек – сатирическое либо юмористическое обыгрывание злободневной темы, изобилующее народными идеалами
Сказ – повествование, выдержанное в форме русского фольклора и стилизованное под бытовой народный говор.
Сказка – нравоучение или развлечение в форме фантастического повествования.
Трагифарс – облечение трагического в комическую форму.
Фарс – легкая комедия дивертисментного характера, где дивертисмент – ряд отдельных номеров в контексте театрализованного действа.
Частушка – отображение самых разнообразных сторон жизни в форме народной поэтической миниатюры.
Эксцентрика – необычный, из ряда вон выходящие приемы и контрасты в изображении действительности.
Элегия – смешенное чувство радости и печали, раздумья и размышление с оттенком авторской интимности.