- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 30,41 Кб
Технологии в поп-культуре на примере медиавирусов
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное заведение высшего
профессионального образования
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
СЕРВИСА И ЭКОНОМИКИ
Кафедра “Социально-культурный сервис и туризм”
Курсовая работа
по дисциплине «Медиакультура»
на тему:
«Технологии в поп-культуре на примере медивирусов»
Выполнила:
студентка 3 курса 2305 группы
специальности 100103.65
Дзебоева Марина
Санкт – Петербург
Содержание
Введение
Глава 1
.1 Понятие поп-культуры
.2 Историчесий аспект
Глава 2
.1 Медиавирус
.2 Инфосфера
.3 Механизм действия медиавирусов
Глава 3
.1 Медиавирусы в России
.2 Интернет-Мемы
.3 Контейнер с вирусами в вашем кармане
Глава 4
. MTV Революция
Заключение
Список использованной литературы
Введение
У массовой культуры есть множество научных определений. Все они сходятся в одном: они понимают под этим явлением широко распространенные в каком-либо обществе культурные элементы. Поп-культура ныне включает в себя музыку, кинематограф и мультипликацию, литературу, средства массовой информации (включая комиксы и Интернет), моду, кулинарию, рекламу, спорт, туризм, дизайн и множество других элементов. Фольклор (сказки, легенды, былины и пр.) и наука (в ее "облегченной" версии) также считаются составной частью иили одним из источников массовой культуры.
Культура приобретает приставку "поп" в случае, если она превращается в нечто большее, чем просто игру разума или творческое рефлексирование – некое произведение должно стать широко популярным в обществе. "Звездами" мировой поп-культуры с равным успехом становились бесчисленные музыканты, актеры, журналисты, политики и спортсмены, художники
В своей работе я хотела рассмотреть один из способов создания и продвижения поп-продукта. Инструментарий работы, постановка цели, эволюция и совершенствование технических возможностей, и прогресс человека в принципе. Медиавирусы- это то, что поглотило меня и вдохновило на написание этой работы.
Конец XX века ознаменовался появлением нового оружия. Речь идет о так называемом информационном оружии. В далеком прошлом люди умели влиять друг на друга только в процессе непосредственного общения, оказывая воздействие на своих собеседников посредством слов, интонации, жестов, мимики. Сегодня способы воздействия на человеческое сознание стали намного более разнообразными, действенными и изощренными благодаря накопленному за тысячелетия практическому опыту, а также за счет создания специальных технологий общения, взаимодействия и управления людьми. Медиавирусы – это явные и скрытые целенаправленные информационные воздействия систем друг на друга с целью получения определенного выигрыша в материальной сфере. Применение медиавирусов означает, прежде всего, работу с общественным мнением, с идеологией противника. Идя этим путем, всегда можно активизировать или сгенерировать для последующей активизации алгоритмы самоуничтожения.
Необходимо осознать природу и технологии информационной власти над людьми, бесконтрольность которых может привести не только к массовому истреблению отдельных народов, но и к гибели современной цивилизации в целом. А для отпора информационной агрессии необходимо, прежде всего, понимание сути происходящих событий. В настоящее время осуществляется глобальная информационно-культурная и информационно-идеологическая экспансия Запада, осуществляемая по мировым телекоммуникационным сетям (например, Internet) и через средства массовой информации. Многие страны вынуждены принимать специальные меры для защиты своих сограждан, своей культуры, традиций и духовных ценностей от чуждого информационного влияния. Возникает необходимость защиты национальных информационных ресурсов и сохранения конфиденциальности информационного обмена по мировым открытым сетям, так как на этой почве могут возникать политическая и экономическая конфронтация государств, новые кризисы в международных отношениях. Поэтому информационная безопасность, информационная война и информационное оружие в настоящее время оказались в центре всеобщего внимания.
Все чаще общественность обращает внимание на проблему информационной войны, потому как ее объектом является сознание людей, ее целью – управление и манипулирование общественным сознание. Причем информационно-психологическое воздействие чаще всего происходит неосознанно для тех, кто ему подвержен. Информационное оружие является источником непосредственной опасности для человечества, ведь оно способно изменить сознание людей, заставить их неадекватно воспринимать реальность и совершать гибельные для себя поступки.
Подробно говорить о приемах и методах медиавирусов сегодня необходимо потому, что, во-первых, осмысление того или иного приема позволяет перевести его из разряда скрытых угроз в явные, с которыми уже можно бороться, и, во-вторых, факт наличия медиавирусов должен предостеречь потенциальную жертву от идеалистически наивного восприятия как внешнего, так и собственного внутреннего мира.
Глава 1
.1 Понятие поп-культуры
Массовая культура или поп-культура, масскультура, культура большинства – культура <#”662725.files/image001.gif”> В последнее время, как правило, средой распространения интернет-мемов являются блогосфера и форумы, однако мемы могут также распространяться с помощью веб-пейджеров, электронной почты и выходить за пределы Интернета, например, попадая в СМИ.
Один из ярчайших мемов в рунете – мем «Превед», получивший большой общественный резонанс. Происхождение «Преведа» связано с акварельным рисунком американского художника-примитивиста Джона Лурье (John Lurie, род. 1952г.) «Bear Surprise» (Медвежий сюрприз). По сюжету рисунка, медведь застает на поляне парочку, занимающуюся сексом, и говорить им «Surrise!» ((англ. «Сюрприз!»), поднимая лапы вверх с желанием напугать. В русской версии слово «Surrise!» было заменено на «Превед!» – нарочито искаженную форму русского приветствия. В феврале 2006 г. ссылка на странную картинку была опубликована в «Живом Журнале». С этого момента каждый день в Интернете начали появляться сотни коллажей на тему медведей, «преведа» и совокупляющихся парочек
По аналогии с «преведом» появились такие искаженные слова как «медвед», «кросавчег», начальнег», «участнег» и т.д. Явление вышло далеко за пределы русскоязычного Интернета. Слово «Превед» появилось на обложке книги Сергея Минаева «ДУХLESS», фигурировало в фильме «Хоттабыч», используется в мультфильмах.
В ходе интернет-конференции президента РФ Путина 6 июля 2006 года, в рамках которой все желающие пользователи Рунета задавали ему вопросы через портал «Яндекс», наибольшее количество голосов (28424) набрал вопрос «ПРЕВЕД, Владимир Владимирович! Как вы относитесь к МЕДВЕДУ?». Он не был в итоге задан Путину, так как организаторы посчитали этот вопрос флешмобом (заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей (мобберы) внезапно появляется в общественном месте. Люди с серьёзным видом выполняют заранее оговорённые действия абсурдного содержания (сценарий) и затем одновременно быстро расходятся в разные стороны)
В настоящее время уже известны переводы слова «превед» на иные языки, например, на французский: «solud».
2) Вирусное видео – частный случай вирусного контента, распространяемого пользователями через Интернет (Владимир Николаев <#”662725.files/image001.gif”>Пример яркоокрашенного эмоциями первого по настоящему вирусного видео – Flash-мульт Масяня, изначально мульты которого, Олег Куваев (дизайнер, мультипликатор) сделал просто, чтобы рассмешить друзей. Мультфильмы с участием 25-летней большеголовой Масяни первоначально расходились по электронной почте. В 2001 г. открылся сайт mult.ru, где выложили продолжение первых мультфильмов. Каждый день на сайте регистрировалось около 30.000 оригинальных посетителей. Известность мульта лавиной распространялась в рунете, сделав Масяню культовым персонажем.
На сегодняшний день видеосюжет обычно хранится на одном из сайтов видеообмена, а пользователи сети обмениваются ссылкой для его просмотра. Прямо на наших глазах чуть больше, чем за два года, появилось более 300 видео-сервисов. Сайт видеообмена YouTube сегодня – второй по популярности сайт в мире.
Вирусный маркетинг – маркетинговая техника, использующая существующие социальные сети для рекламы. Суть вирусного маркетинга в том, что пользователи распространяют рекламное сообщение добровольно – за счёт того, что оно им интересно.
Продвижение при помощи вирусного контента может принимать самые различные формы :
· видео,
· фото,
· флеш-игры,
· даже просто текст (например, анекдоты)
Наиболее любимый носитель вируса для рекламистов – видео. Очевидно, что отсутствие расходов на вещание и огромное количество просмотров вирусного видеосюжета привлекает. На сегодняшний момент в Москве существуют около 20 основных рекламных агентств, которые предоставляют услугу по производству вирусного видео. Подобную маркетинговую стратегию используют многие мировые компании. Ключевой фактор успешности ролика – его идея. Чек на креатив по рынку на сегодняшний день варьируется: от $20 тыс. до $50 тыс (Роман Мандрик «Рзвитие рынка вирусной рекламы»)
Рассмотрев историю развития медиавируса в России, мы можем сделать вывод, что спустя десятилетие глубокое понятие Дугласа Рашкофа, как медиапродукта, изменяющего сознание человека, ушло на второй план.
Определяющим, на мой взгляд, в современном значении медиавируса стала его транспортная функция. Статистика показывает, что каждый четвёртый – пятый человек, получивший сообщение, которое показалось ему интересным, отсылает или даёт ссылку на него своему знакомому.
Медиавирус в понимании большинства рассматривается в большей степени как медиапродукт – способный распространяться от человека к человеку без специально проплаченной активной пиар – компании. Хотя в России вирусная индустрия делает только свои первые шаги, но, на мой взгляд, в скором времени займет достойную нишу.
3.3 Контейнер с вирусами в вашем кармане
культура медиавирус информационный общество
Возможность заполнения мобильных телефоном файлами, превратили это средство связи в хранилище и переносчик инфекций, а телефоны поздних поколений превратили телефон и в средство производства медиавирусов: фотографии, видео, звук могут быть записаны, и с помощью инфракрасного порта, технологии bluetoth, или в теле MMS сообщения распространены по другим телефонам. Множество низкокачественных видеороликов бьют рекорды популярности на сайтах типа youtube. com, новые возможности желающих поэксперементировать с «домашним» порно, и ловушка для них-же. Частная «клубничка» легко может просочится за пределы узкого круга. В России заводятся уголовные дела по следам разошедшихся медиафайлов. Школьники развлекается записью избиений, или секса с напичканными до потери сознания подругами. Людей привлекают темы секса и насилия, но незаконные действия, которые в обычных условиях могли бы избежать правосудия, из-за использования медиа устройств становятся роковыми для их инициаторов. Записи с устройств слежения служат материалами уголовных дел, с момента их изобретения, поэтому стоит задуматься перед включением камеры на новом гаджете, – а не может ли записываемая вами информация быть использована против вас?
Примером просачивания Интернет медиа-вирусов в консервативные СМИ, и обретением ими реальной физической оболочки может служить «Crazy Frog» – анимационный Интернет персонаж, легко проскочивший из сети в мобильные телефоны, СМИ, а затем и в обычную жизнь, став основой линии коммерческих продуктов.
Во времена монохромных мобильных телефонов, таких широких мультимедийных возможностей не было, однако медиа вирусы могли распространятся в EMS сообщениях. Чёрнобелая картинка не более сотни пикселей, или короткая монофоническая мелодия, – предел возможностей EMS сообщений, однако и этого достаточно для распространения вирусных концепций. Меньшинство телефонов была оборудована редакторами wbmp картинок, но любой желающий мог сделать их и на компьютере, и распространить через свой телефон.
В отечественной медиа-иммунологии небыли зафиксированы случаи вирусных EMS эпидемий. Большинство картинок представляли собой приколы, пошлые шутки, логотипы торговых марок, названия групп, футбольных команд. Огромными партиями они изготавливались мобильными операторами, и различными предпринимателями, и продавались через рекламу в журналах. У подобной системы небыло обратной связи. Вложить в черно-белую картинку послание, и получить широкое распространение – почти невозможно. Так же барьером к распространению служить различие в форматах картинок под различные марки телефонов, предприниматели преодолевали эту преграду, выпуская изображения в версиях под все модели телефонов.
Так же текстовые медиа вирусы, и письма счастья распространялись еще ранее, в эпоху SMS переписки.
Медвед покидает интернет
Вирус «Медвед» популярен, но популярен он в основном среди Интернет аудитории: у молодых чатеров, популярен и у взрослых офисных работников, развлекающимися передачами ссылок в рабочее время. На остальных людей вирус не имеет никакого влияния, они не могут быть инфицированы. У подростка из Курской области нет доступа в Интернет, но есть мобильный телефон, есть друзья в Техникуме, и в его населённом пункте даже есть современный аппарат для приёма денег. Интернет аудитория стала тесной для распространения симбиотического вируса «Медведев. Медвед», и правительство решило создать новые очаги заражения. Изворотливость ума медиа-полит-технологов заслуживает похвалы, решить такую сложную задачу, таким простым способом, – это талант.
Здесь воплотился следующий сценарий: связи с широкой распространению мобильных технологий, у людей появилась потребность в пополнению своих счетов, а с ней и множество терминалов для платежей. В терминалах системы платежей «ОСМП», при нажатии на букву «М» пункта меню «ИНФОРМАЦИЯ» выпрыгивает Медвед. Этот медиа вирус обладает некой таинственностью, информация передаётся от очевидцев, и люди смущаясь пробуют недокументированные возможности аппарата по приёму денег.
Но программистами в процессе выполнения заказа государственной важности было встроено своеобразное противоядие: Медвед появляется при наборе телефонного номера, в том случае, если набрать в качестве первых цифр номера «666», тем самым разработчики предупреждают о дьявольской сущности вируса.
Медведеву предложили запись песен и крылатых выражений для мобильных телефонов, но в силу своей зажатости он не решился это сделать. Отважился сделать это его конкурент во преемственности – Вячеслав Сурков (о вирусной природе его личности говорит тот факт, что он работает под псевдонимом, настоящее имя Асланбек Дудаев). Сурков записал с популярной группой Агата Кристи альбом «Полуострова».
Теперь вирус, изначально распространявшийся в Интернете разошёлся по реальному миру, не ругайте тыкающих в монитор платёжного терминала детей, – они заражены, и им нужна помощь.
Глава 4
«Спасибо вам всем, что теперь у меня есть три спортивных машины, дом за пять миллионов и подруга-фотомодель. Да здравствует MTV!» – эти слова произнес британский исполнитель Робби Уильямс на очередной премии MTV. Зрительный зал разразился овациями. Кому? Уильямсу или великим медиа-менеджерам MTV?..
Как это было…
В 1981 году Роберт Питтман принимает решение о запуске нового телеканала. Поспешное действие уже в первый год принесло потери в 50 млн. долларов, что было многим больше того, что планировал создатель. Но американской мечте суждено было сбыться. Канал запускает по всей стране лозунги «Даешь мое MTV!», а следом и отклики тысяч людей с ответным «дать им MTV» прозвучали в адрес владельцев кабельного телевидения. MTV закручивает свои гайки и отправляется в плавание.
По иронии судьбы канал вышел в эфир с песней «Видео убило звезду радио». Уже вскоре журналисты по всему миру приписывали создателям MTV пророческий дар. А ведь не нужно быть пророком, чтобы понять, что канал, который рассчитан на молодежь, говорит с ними на их языке, крутит круглосуточно музыкальные клипы, обречен на успех.не взрослеет вместе с аудиторией. Да, подростки растут, но их место занимают уже другие, но с теми же проблемами. Что вам дает MTV? Возможность смотреть свои любимые клипы своих любимых исполнителей? MTV дает вам установку смотреть ИХ клипы, которые вскоре станут вашими любимыми.
Телегипноз. И речь вовсе не о Кашпироском, речь о более глобальном медиавирусе. Вам известно, что минимальное время кадра раньше было около трех секунд, MTV сократило это время до десятых долей секунды. Зачем? Чтобы усилить влияние образов на ваше сознание. Цель подобного MTV-ишного качественно продуманного пиарщиками клипа – утвердить в сознании набор символов, зашифровать своеобразный код, который нужно продать.
«MTV-революция»
Цель этой революции была в том, чтобы разорвать всякую связь с историей, стереть промежутки времени. Не даром MTV вещает 24 часа в сутки, а следовательно, весь день, каждый день. «С MTV вы можете жить вечно!». Как бы не так! Включите MTV на секунду. Вы видите, что происходит: образ из прошлого внезапно превращается в новую форму и несет за собой определенные ассоциации. Вот Мадонна появляется в белом платье, которое поднимается на манер Мэрлин Монро. Это не просто изменение имиджа, это приобщение уже завоеванной культурной территории.
Зритель понимает язык MTV и следует подсознательным указаниям. Сколько раз в течение клипа вам бросалась в глаза скрытая реклама? Не часто, однако в вашем сознании уже давно закреплено, что лучший мотоцикл – это «Харлей», а лучшее шампанское – «Кристалл». И дело даже не в том, каковы они на самом деле. Тут простое объяснение: ведь на мотоцикле иной марки и с шампанским иного происхождения на MTV вы уже не встретите практически ни одного исполнителя.
И снова обращаясь к книге «Медиавирус…” ,отмечу, что Рашкофф много места отводит анализу творчества Майкла Джексона и Мадонны, называя их не иначе, как «медиапродукт». А мы этот продукт потребляем. «Когда Папа Римский решает, что контроль над рождаемостью противоречит духу католицизма, Мадонна выпускает сексуальные видеоклипы, использующие католическую образность. Когда газетные заголовки кричат об абортах и подростковой беременности, она исполняет песню о девушке-тинейджере, «вынашивающей ребенка». Мадонна любит «нажимать на кнопки, управляющие людьми», где бы эти кнопки ни находились» – цитата из книги.
Действие происходит мгновенно с сию секундной отдачей. Клипы пользуются популярностью, альбомы раскупают, артист богатеет. А старшее поколение продолжает обвинять MTV в том, что оно развращает молодежь. Однако создатели канала, понимая все, что происходит с их детищем и все, что оно за собой несет, создали своего рода «энциклопедию потребителя» для зрителя MTV. И это был скандальный сериал «Бивис и Баттхед».
Скандалисты на манер MTV
Бивис и Баттхед – пародия на глуповатых отпрысков американской глубинки, слушающих рок и смотрящих MTV круглые сутки. Структура проста: это мы с вами, смотрящие MTV и комментирующие клипы. Как утверждает уже упомянутый мною выше Дуглас Рашкофф, «то, что Бивис и Баттхед настолько популярны, свидетельствует о понимании зрителями этого сорта комедии. То, что Бивис и Баттхед подвергались цензуре и были, в конце концов, изгнаны из дневного эфира (теперь их можно увидеть только поздно ночью), свидетельствует об угрозе, которую эти персонажи представляют в качестве проводников вирусов».
Бивис и Баттхед смотрят MTV с подобающим скептицизмом, таким, с которым каждый из нас должен его смотреть. Колкие шуточки обоих в сторону увиденных клипов и исполнителей заставляют смеяться над ними, а в глубине души и над самими собой: мы же потребляем все это. Однако и сами персонажи в какие-то определенные минуты подвержены медиаманипуляции. Когда на экране гитарист появляется с сигаретой, герой также тянется за пачкой и зажигалкой.
Эти ребята, обруганные половиной взрослого населения Америки, понимают, как избавить себя и свою голову от «засорения» MTV. Они просто берут и переключают канал на неустроившем их моменте клипа. Это своего рода подсказка MTV о том, что вы должны сделать, если не можете справиться с «вирусной атакой».
Язык MTV не доступен многим взрослым. Стиль MTV также им не понятен. Выросшее поколение уже не зрители MTV, их зрители – мы. Однако самое ужасное, что может произойти с нашими головами, – это «засорение» и зомбирование. И самое главное, что мы можем сделать, – выбирать и отбирать, сортировать то, что дает нам MTV. А если не получится – следуйте примеру Бивиса и Баттхеда…
Заключение
Попкультура может представяться нам в самых раных своих проявлениях. Но то, как она проникает в нашу жизнь, что для этого делают и насколько тонко подходят к этому вопросу…На это все я нашла ответ в хаде написания своей работы.
Сознание человека- бездонная кладезь сокровищ. То, как быстро, в невообразимо скорых темпах развилась культура масс в постиндустриальном обществе, поражает воображение. Любое проявление человеческой активности невольно направленно на его успешность, человек неосознанно вступает в армию медиа. Становится сам себе агентом.
Телевидение, крупные компании, политические деятели, все пользуются интрументами «заражения», а значит, медиавирусами.
Чтобы оценить не гипнотический, а облегчающий жизнь потенциал медиа, мы должны научиться декодировать информацию, поступающую в наши дома по основным, коммерческим каналам. Мы, телезрители, уже поднаторели в теории медиа. Мы должны извлечь уроки из полученного нами опыта, если мы надеемся хоть когда-нибудь обрести власть над языком, с помощью которого на нас оказывают влияние.
«Послания» наших медиа преподносятся нам в упаковке, подобной троянскому коню. Они проникают в наш дом под некой личиной, но, оказавшись внутри, начинают вести себя совершенно не так, как мы ожидали. Это не то чтобы «заговор», направленный против телезрителей, а скорее метод превратить коммерческие медиа в невольных промоутеров контркультурных концепций, которые могут сделать более могущественными тех, на кого эти концепции воздействуют. Люди, заведующие сетевым телевидением или, например, популярными журналами, испытывают понятное нежелание пускать в эфир или печать сюжеты или картинки, открыто критикующие принципы функционирования общества, в неизменности которого заинтересованы рекламодатели. Умным молодым медиастратегам с новыми идеями, как правило, угрожающими статус-кво, приходится изобретать новые, безобидные формы выражения, способные надежно скрывать эти опасные концепции до тех пор, пока они с успехом не будут скормлены американской публике как одна из составляющих нашей ежедневной коммерческой медиадиеты.
Плохо это или хорошо, вопрос, который я не ставила во главу угла в своей работе. Здесь играет роль сам факт существования «эфира».
И в том «эфире» все играют роль.
Список использованной литературы
1. Владимир Николаев «Как запустить вирусное видео в Интернет» <http://blog.vladnikolaev.com/2007/09/26/virusnoe-video> Владимир Николаев «Ликбез о вирусном видео – рынкование» <http://blog.vladnikolaev.com/2009/02/14/likbez-o-virusnom-video/>
. Дугласс Рашкофф «Медиавирус! Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание»
. Кастельс М. Галактика Интернет. Екатеринбург, 2004
. Костин Н.А. Общие основы теории информационной борьбы
. Луман Н. Реальность массмедиа. М., 2005
. «Пятниццо. Антология фольклора рунета»
. Роман Мандрик для TelNews «Вирусное видео в России» <http://www.ksan.ru/speech_news/224/2008>
. <http://offtop.org.ua/> – Newsland