- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 328,24 Кб
Технология выполнения декоративного панно вышивкой ‘простой крест’
Введение
Вышивка крестом – это способ вышивания рисунка на канве с помощью иглы и цветных нитей мулине или других нитей для вышивания, в том числе шерстяных, используется техника в полный крест или полукрест.
Вышивание крестом – один из самых распространенных видов народного искусства. История возникновения вышивки крестом уходит далеко в глубь веков, когда появился первый стежок, сделанный первобытными людьми при скреплении шкуры убитого мамонта. Материалом для вышивки крестом служили жилы животных, нити льна, хлопка, конопли, шелка, шерсти, а так же применяли натуральный волос.
Пышные орнаменты для вышивки крестом в разных странах приобрели национальные особенности. На белой льняной ткани вышивали преимущественно нитками красного цвета – цвета жизни, которому приписывалась сила, защищающая от злых духов. Рост популярности и выразительности вышивки крестом продолжается и в наши дни. Кажется,что девизом этого искусства для всех эпох стала цитата Гете: « Наследовать достоин только тот, кто может к жизни приложить наследство.»
Вышивание крестом – несложное рукоделие, которым, тем не менее, можно «заболеть» на всю жизнь. Этот вид вышивки прекрасно подходит для проработки мелких деталей с многочисленными цветовыми переходами, а издалека смотрится почти как живопись. Можно стать обладателем уникальной копии полотна знаменитого художника, овладев искусством превращения бесценного шедевра мировой живописи в вышитую крестом картину.
Вышивка крестом – это один из древнейших видов рукоделия, которым увлечено множество мужчин и женщин по всему миру. И это не удивительно, ведь, всё, что надо для вышивания – это терпение.
Эта тема, на мой взгляд, в наше время очень актуальна. Существует очень много специализированных магазинов, где можно приобрести как готовые наборы, которые включают в себя готовую схему, нитки, иглу, канву, так и все эти материалы по отдельности на свой выбор и вкус.
Цели моей работы :
Освоить технологию выполнения декоративного панно швом «простой крест».
Доказать: ручная вышивка – самодисциплинирующее занятие.
развить творческий потенциал моей личности;
научиться планировать деятельность – время, ресурсы;
оценивать результат своей деятельности;
учиться выступать перед аудиторией;
Задачи :
изучить историю появления вышивки;
научиться строго распределять рабочий день на время работы и отдыха;
убедиться, что работы, выполненные собственными руками, экономично выгодны;
Глава I. Описание
1.1 История развития вышивки крестом
Первые ткани, которые были пригодны для вышивки, делали из шерсти. Но пальму первенства заняла льняная ткань, которая отличалась белизной и подходящей структурой. Ее родиной является Древняя Индия.
Во времена Средневековья вышивка появилась в Византии. Оттуда через Италию она распространилась на Север и Запад Европы. Именно тогда стали применять и до настоящего времени используются рисунки древненемецкой вышивки по льну. Позднее этот вид рукоделия стали называть « вышивка крестом.
Особой популярности вышивка крестом достигла в Западной Европе в XVI столетии. Это был период популярности церкви, и вышивали чаще всего иконы, библейские сцены и тексты молитв. Узоры строго подчинялись «квадратному» рисунку ткани льняного переплетения.
В ХVII-м и XVIII-м веках произошло обогащение вышитых изделий растительными и цветочными деталями.
Вышивка широко использовалась и на Востоке. Там вышивали чаще всего цветы и использовали огромное количество цветных нитей. Вышивки Ирана и Индии отличались множеством растительных мотивов, изображением различных птиц. Вышивки Византии отличались красотой шелкового шитья и разнообразными узорами.
В России вышивка крестом имеет древнюю историю. Крест всегда рассматривался русичами как оберег, который способен защитить от нечистой силы, дурного глаза и прочих напастей.
Вышивкой на Руси украшали обувь, одежду, жилище, конскую сбрую, предметы быта. Мотивы, используемые вышивальщицами, были разнообразны. Чаще всего можно встретить изображение человеческой фигуры с поднятыми вверх руками, священного дерева, символических райских птиц и сказочных животных.
Лучше всего сохранились изделия XIX века. В те времена вышивка крестом подразделялась на крестьянскую (народную) и городскую. Народная вышивка была связана с обычаями русского крестьянства, а городская вышивка крестом испытывала на себе влияние западной моды и не имела прочных традиций.
К 13-15 годам крестьянские девочки должны были подготовить себе приданое. Это были вышитые скатерти, полотенца, головные уборы. Перед свадьбой устраивали публичный показ приданого как свидетельство мастерства невесты.
На территории России археологами обнаружены фрагменты одежды, вышитой золотыми нитями. Эти находки относятся к IX-XII векам. Значит, вышивка крестом существовала и развивалась в эпоху Древней Руси. С языческих времен вышивальщицы создавали в своих вышивках крестом сцены бытовой жизни. Вышивкой украшали простыни, свадебные и праздничные рубахи, полотенца, занавеси, холщевые сарафаны, платки. Позднее, в христианские времена, на Руси появился обычай украшать вышитыми полотенцами иконы зеркала и окна.
1.2 Виды крестов
· Простой крест начинают вышивать справа сверху по диагонали налево вниз, а заканчивают справа снизу по диагонали налево вверх. Все верхние стежки должны лежать в одном направлении.
· Полукрест – первый стежок шитья обыкновенного крестика.
· Удлинённый крест – техника вышивания этого крестика аналогична простому крестику, только крестик заполняет не одну клетку канвы, а две или три клетки, расположенные вертикально.
· Удлинённый крест со строчкой – удлиненный по высоте крест с небольшим горизонтальным стежком в центре.
· Славянский крест – перекрещивающиеся с наклоном удлинённые крестики.
· Прямой крест – состоит из вертикальной и горизонтальной линий.
· Чередующиеся крестики – эта вышивка состоит из обыкновенных крестиков и других прямых. Начинают вышивать слева направо; проводят нитку через четыре вертикальные нитки и между четырьмя горизонтальными сверху вниз.
· Двойной крест – чередование простых крестиков и между ними маленьких прямых.
· Крест «Звёздочка» – еще один вид перекрещивания, состоящий из прямого крестика, на который накладывается четыре наклонных диагональных стежка такого же или меньшего размера.
· Рисовый шов – сначала заполняют весь фон большими крестами через четыре и четыре нитки, а затем только приступают к рисовым стежкам.Это стежки, проходящие через концы четырех разветвлений большого крестика так, что они сходятся в пространстве между крестиками, образуя, в свою очередь, новый крестик. Для первых крестиков берут довольно толстую нитку, а для вторых – более тонкую нитку другого цвета.
Глава II. Технология выполнения
.1 Разновидности выполнения
Вышивать крестом не сложно. Главное – абсолютно точное расположение крючков, только тогда вышивка будет красивой. Лучше всего вышивать на кольцах. Чтобы изделие имело аккуратный вид, верхние стежки всех крестиков должны быть выполнены в одном направлении. Поэтому, с самого начала надо привыкнуть всегда, выполнять нижний стежок из правого верхнего в левый нижний угол. В зависимости от направления работы, сложилась определенная последовательность выполнения стежков. Если ряды вышиваются снизу вверх, то 1-й ряд нижних стежков выполняют справа налево. Если, затем, ряд верхних стежков выполнялся слева на право и ряд уже закончен, то после последнего стежка можно просто вывести иглу в верхнем правом углу следующего ряда для выполнения его нижних стежков. Если вы хотите вышивать сверху вниз, ряд стежков начинайте всегда с левого нижнего угла. Закончив ряд верхних стежков, выводите иглу ниже в предлагаемом месте начала нового ряда нижних стежков. Если необходимо выполнить сверху вниз отдельный ряд, то каждый крестик вышивается сразу полностью. В этом случае нижний стежок также выполняется из левого нижнего в правый верхний угол, верхний стежок ложится на нижний крест – накрест, и игла выводится уже для нижнего стежка следующего крестика. Если отдельный ряд вышивается снизу вверх, то стежки, соответственно, выполняются наоборот. Нижний стежок кладется из правого верхнего в левый нижний угол, верхний стежок из левого верхнего в правый нижний угол, и игла выводится вверху для начала нового нижнего стежка. Наклонные ряды выполняются следующим образом: первый нижний стежок из левого нижнего в правый верхний угол, затем игла выводится в правом нижнем углу и выполняется верхний стежок. Далее игла идет вниз наискосок и выводится в левом нижнем углу для выполнения нижнего стежка следующего крестика. При смещении начала рядов, закончив один ряд, иглу ведут наискосок влево или вправо и выводят в намеченном месте начала нижнего стежка следующего крестика. Если несколько клеточек надо пропустить, то нить ведут с изнаночной стороны дальше наискосок и продолжают стежки в том же порядке.Если на ткани уже нанесен цветной рисунок, то вам остается только зашивать разноцветные квадратики ниткой, соответствующего цвета. Вышивание по символьной схеме несколько сложней: к каждой схеме имеется расшифровка какой цвет ниток соответствует каждому символу, теперь посмотрите на канву – она вся разделена на клеточки (для канвы типа Aida) или имеется четкое равномерное переплетение нитей, которое тоже можно представить в виде квадратиков, в каждый из которых следует «вставить» только один крестик. Таким образом, вам надо выбрать какой-то символ на схеме, вставить в иголку соответствующий ему цвет нити и вышивать одним цветом, переходя от одного крестика к другому. Часто, уже вышитые места на схеме, вышивальщицы зачеркивают карандашом или фломастером, что помогает им лучше ориентироваться на схеме. Работа с перфорированной бумагой требует особой осторожности: поскольку это бумага (хоть и плотная) ее нельзя стирать и мять, при неаккуратном обращении покрытие металлизированной бумаги может начать осыпаться. Моток мулине представляет из себя пасму (обычно ее длина 8 м, но может и варьироваться в зависимости от производителя и типа), состоящую из 6 отдельных нитей. Крестики вышивают в несколько ниток, количество сложений может быть разным.
2.2 Крепеж нити
При вышивании никогда не делают узелков. Начиная вышивать нитку можно закрепить 2 способами:
|
|
|
Крепеж нитки под стежками, выполняется как в начале вышивания, так и в конце, чтобы спрятать кончик. Используется, когда вышивают в четное число нитей. Нитку складывают вдвое, сложенные вместе концы продевают в ушко иголки и делают первый стежок, не втягивая нитки из ткани до конца, пропускают в образовавшуюся петлю рабочую нитку и затягивают ее, вкалывая иглу в ткань. Место закрепления остается совсем незаметным.Иные рукодельницы, относящиеся к своим работам очень серьезно, начинают и заканчивают нитки под крестикам. Так получается очень аккуратная изнанка, но времени, увы, потребуется гораздо больше. Хлопковую нитку для работы обычно берут длиной по локоть, металлическую – короче из-за их постоянного спутывания.
.3 Как быстро работать
Чтобы работа шла быстрее, надо научиться вставлять и выводить иглу обеими руками, т.е. правая рука вкалывает иглу вниз, левая – снизу вверх. Таким образом, правая рука все время вверху, а левая – внизу. Понятно, что такой способ возможен только когда обе руки свободны. И не забудьте про двусторонние иглы – они еще больше ускоряют процесс.
.4 Глажение
вышивка крест искусство
Готовую вышивку утюжат с изнаночной стороны через влажную ткань. Свободные от вышивки участки полотна при необходимости можно дополнительно прогладить с лицевой стороны. Чтобы вышивка оставалась рельефной, утюжить следует на мягкой подложке. При выборе оптимальной температуры утюжки, которая зависит от состава используемых материалов и для вышивальной нити и полотна может быть различной, ориентироваться следует на меньшую температуру. Чтобы вышивка была жесткой, ее можно подкрахмалить, например специальным крахмалом из баллончика. Следующий Шаг будет совсем маленьким, но про него часто забывают, спохватываясь только когда момент уже упущен. Нам придется выбирать цвет рамки, ее форму, подумать о правильном размещении в ней вышивки. Форма рамки зависит от вышивки: прямоугольная работа хорошо смотрится в повторяющей ее форму багете, круглая – в круглом, овальная – в овальном. В большинстве случаев вышивка выглядит лучше, когда ее края не касаются рамки, размер отступа зависит от общего размера работы, от желаемого размера в оформленном виде.
Заключение
Чем далее я продвигаюсь в выполнении конкретной работы, и вообще, в наращивании профессионализма в вышивании, тем более обращаю внимание на ряд положительных тенденций, характеризующих этот процесс.
В первую очередь, это – чувство гармонии, которое овевает, как только принимаешься за любимое дело. Оно рождается в творческом мышлении, когда образы картины начинают принимать явственные очертания, цветовую насыщенность и палитровость по мере заполнения канвы. Природа подарила нам цвет и надо уметь применять его красочные щедроты, его свойства, научиться распознавать оттенки. Здесь фантазия преподносит различные варианты картины, компонентные и цветовые импровизации.
Нельзя не отметить психологическое и физиологическое воздействие. Вышивание прогоняет стресс и мрачные мысли. Успокаивается нервная система, улучшается настроение. Повышается, столь необходимое, внимательность, собранность, вырабатывается усидчивость и аккуратность. По мере роста умения отмечаешь улучшение моторики рук, лучшую скоординированность движений.
Главное – это, конечно же, огромное эстетическое душевное удовольствие, которое я получила, проходя все этапы вышивания картины. Я еще раз убедилась, что сочетание хобби, творчеств и труда в этой деятельности является оптимальным, гармонично сочетается, развивает и мобилизует полезные навыки и наклонности.
Проведя за работой много часов и дней, я еще раз столкнулась с необходимостью дисциплины, организованности, контроля над собой. При этом как развивается фантазия, как поразительно ощущаются полутона и оттенки рисунка, сколь приятен, созидателен и радостен процесс! В приподнятом восторженном состоянии я настраиваюсь на другие работы. Фактические затраты на мою работу составили всего 378 рублей. Картины, вышитые мною, в отличие от ковров, не накапливают в себе пыль. Д ля этого достаточно протирать их от пыли влажной салфеткой 1 раз в сутки.
Поставленных целей я достигла.
Использованная литература
. Джейн Кетли Мейхью. Мир животных. Вышивка крестом. – М.: Ниола 21 век, 2005г.
. Джен Итон. Вышивка крестом. Шедевры мировой живописи. – М.: КОНТЭНТ, 2009г.
. Т.В. Миронова, С.О. Ермакова. Вышивка крестом. Большая коллекция узоров. – М.: Мир книги, 2009г.
. И.Н. Наниашвили. Вышивка крестом. Клуб семейного досуга. Белгород, 2010г.
. Е.С. Розанова. Новая энциклопедия вышивки. – М.: АСТ, 2011г.
. Энциклопедия «Все обо всем» Изд. «Просвещение», 2001 г. .
. Бакушинский А. В. Художественное творчество и воспитание. – М., 1999
. Выготский Л С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1967.
. Гадукова Р.П. Вышивая, отдыхаю душой.- М., 2003
. Литвинец Э. Н. Учитесь вышивать.- М.: Знание, 2001
. Паронина Б.Ю. Объемная вышивка .- М., 2001
. Розман Г. И. Вышиваю картины крестом.- М., 2006
. Хамукова М.О. Вышивка крестиком.- Спб, 2004
. Журнал «Веста» № 3, 2004 г.15 .Журнал «Вышивка и вязание», № 1, 1993 г.
Приложение
Эскизы