- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 2,05 Мб
Телеутский национальный костюм
Содержание
Введение
. Характеристика народности телеутов
. Телеутский национальный костюм
.1 Традиционная мужская одежда телеутов
.2 Традиционный женский костюм телеутов
.2.1 Основная одежда телеуток
.2.2 Головные уборы. Обувь
.2.3 Украшения
.2.4 Свадебный костюм
.2.5 Теплая одежда
Заключение
Список использованных источников
Введение
Национальная одежда – это своеобразная летопись исторического развития и художественного творчества народа. Являясь одним из элементов материальной культуры, она всегда отражала не только этническую принадлежность и географическую среду, но и уровень экономического развития, социальное и имущественное положение, религиозную принадлежность.
Одежда телеутов по сравнению с соседями – шорцами и кумандинцами, отличалась большой изысканностью. Она делилась на мужскую и женскую, хотя некоторые её виды использовались независимо от пола человека. Также одежда делилась на осеннее – зимнюю и весенне-летнюю, повседневную и праздничную. Одежда телеуток была и остаётся сейчас красивой. Основой повседневной и праздничной одежды было длинное платье туникообразного покроя со стоячим расшитым воротом и лёгкий приталенный халат с плетёным вручную поясом. Пояс изготавливался из разноцветных ниток. Два раза обмотав кушаком вокруг тела, завязывают его слева двумя узлами и переворачивают их вовнутрь. Концы пояса висят спереди, один длиннее другого. На концах кушака красивые кисти.
В течение двух столетий контактов телеутов с русскими произошли большие изменения в их жилищах, одежде, быте. Мужской национальный костюм полностью вышел из применения. Мужчины – телеуты стали одеваться так же, как и русские. Высокие сапоги, синие или белые, льняные штаны на шнурке у живота, белые или пестрые рубахи из домотканого полотна до колен, шубы из овчины или кафтаны русского покроя. Шапки носили островерхие. В отличие от мужской одежды, традиционная женская одежда сохранилась у телеуток среднего и старшего возраста и как свадебная одежда у молодежи. Все это можно считать определенными гарантиями того, что телеутская одежда не скоро исчезнет. И кроме эстетического удовлетворения ее бытования может стать источником для большого скрупулезного монографического исследования.
Исследования, имеющие отношение к данной проблеме, можно представить по двум периодам. Первый период характеризуется накоплением материала об особенностях традиционного костюма алтайцев – XVIII – XIX века.
Краткие сведения о материальной культуре, в том числе и одежды, телеутов, шорцев имеются в работе Г. Ф. Миллера (первое издание – 1751 -1752) [1999]. Статьи Г.И. Спасского [1821; 1823] содержат описание одежды телеутов. Лаконичное и обобщенное описание кумандинской одежды дает нам бийский исправник А. Горохов в своей работе [1840]. Краткое описание одежды алтайцев представлено в этнографической работе Г. Гельмерсена [1840]. При этом надо заметить, что под телеутами Гельмерсен описал кумандинцев. Точностью, глубиной наблюдений отличаются работы В. И. Вербицкого [1870; 1893], в которых описана одежда алтайцев с учетом этнических особенностей. Он первый ввел в науку разделение племен Алтая на северных и южных по признакам их языка, культуры и быта. Сопоставление этнографических фактов, замеченных у алтайцев, с подобными фактами у других народов встречается в работе Г. Н. Потанина [1881]. Описание одежды телеутов, шорцев, челканцев, кумандинцев, тубаларов имеется в книге В. В. Радлова (первое издание на немецком языке – 1884г.) [1989]. Там же присутствует описание шаманского культа. Краткое описание мировоззрения и одежды алтайцев встречается в работах Н. М. Ядринцева. Успешное функционирование в туристической зоне, предполагает углубленное изучение телеутского национального костюма как разновидности декоративно-прикладного искусства алтайцев и исследование динамики его конструкции и декора. Все это имеет большое значение для дальнейшего развития телеутской национальной культуры. В этой связи избранная тема исследования является актуальной.
1. Характеристика народности телеутов
телеут одежда костюмный обувь
Шорцы и телеуты – это древнейшие жители Кузнецкой земли. По своему происхождению они относятся к кочевым тюркоязычным племенам. В наше время они расселены по всей Западной Сибири. Основная масса проживает в Кемеровской области. Шорцы в основном проживают в Таштагольском районе и Горной Шории. Телеуты наиболее распространены в Беловском и Гурьевском районах Кемеровской области.
Численность в РФ – 2650 человек (2002), из них в Кемеровской области – 2 534 чел. Телеуты являются преимущественно сельскими жителями. Около 2 тысяч человек живут в сёлах Беково, Челухоево, Верховская, Шанда, Ново-Бачаты на территории Беловского и Гурьевского районов Кемеровской области. Это так называемые "бачатские телеуты" по рекам Большой и Малый Бачат (бассейн Оби). Также телеуты живут в Новокузнецком районе Кемеровской области и Шебалинском районе Республики Алтай. Численность телеутов в населённых пунктах в 2002 г.:
Кемеровская область:
село Челухоево 505 чел.
город Белово 438 чел.
город Новокузнецк 303 чел.
село Беково 273 чел.
деревня Верховская 194 чел.
деревня Шанда 177 чел.
село Новобачаты 140 чел.
село Заречное 136 чел.
Живут в южной Сибири. Расселение – Кемеровская область, Алтайский край, Республика Алтай. Самоназвание – теленгеттер, пайаттар, тадарлар. Письменность – на русской графической основе.
Телеутский язык относится к киргизско-кыпчакским (хакасским) языкам тюркской группы алтайской языковой семьи как отдельный язык или, по другой классификации, является диалектом южноалтайского (собственно алтайского) языка. В последнем случае распространён не только в Кемеровской области, но и в Республике Алтай (Шебалинский район вдоль рек Катунь и её притока реки Сема), Алтайском крае, Новосибирской области.
Древнейшие предки телеутов – древнетюркские племена теле, расселившиеся в Центральной Азии, впервые упоминаются в литературных источниках в 1601 г. Их тогда называли "белыми калмыками". В XVII в. телеуты представляли крупное объединение кочевников Верхнего Приобья улус. В начале XVIII в. большая их часть была уведена западными монголами в Джунгарию, где кочевала свыше 50 лет.
В XIX – начале XX вв. сложились бачатская, томская, чумышская и алтайская этно-территориальные группы. Они отличались особенностями родового состава, диалектов, а также хозяйственного и культурного развития. Наиболее самобытной в этническом отношении остается бачатская группа.
Наиболее яркий период истории телеутов – Раннее Средневековье. В 391 г. телеуты были покорены табгачами, в 403 г. – жужанями. В 480-х гг. телеутам удалось добиться военных успехов (взятие Гаочана, разорение Юебани) и создать союзное китайцам государство Гаогюй, но вскоре оно распалось, и телеуты были побеждены эфталитами. В начале VI в. телеуты во главе с князьями Мивоту и Ифу с переменным успехом вели войны с жужанями, убили хана Футу, однако были покорены тюркютами.XVII-XVIII вехах телеуты кочевали в Верхнем Приобье и предгорьях Алтая, по обеим сторонам Оби. Таким образом, "телеутская землица" включала в себя основной массив земель между рекой Иртыш на западе и рекой Томь на востоке в верхнем и среднем течении. Судя по более поздним письменным источникам и свидетельствам путешественников, посещавших Сибирь, телеуты занимались полукочевым скотоводством, которое сочеталось с присваивающими формами хозяйства – охотой (что подтверждают находки костей животных в местах стоянок), собирательством и рыбной ловлей. Известно им было и земледелие, хотя и примитивное. К XVII столетию, ко времени прихода русских в Сибирь, у телеутов сложились патриархально-феодальные отношения. Более сильные племена не только оттесняли и поглощали слабые, но в ряде случаев покоряли их с целью получения дани. Телеуты тоже имели зависимое от них население "кыштымы". У них были и рабы, захваченные во время столкновений с соседями.
В XVII в. телеуты попали под влияние России, многие из них выехали в Томск. Однако долгое время телеутская феодально-племенная знать, за спиной которой стояла Джунгария, оставалась главным противником русских властей в Верхнеобье и в Горном Алтае. "Телеутская землица" на протяжении всего 17 века играла роль своеобразного буфера между русскими уездами и владениями "черных калмыков" (западных монголов). До 80-х годов 17 столетия телеутские князья из дома Абаковичей (сам Абак, его сын Кока и внук Табун), лавируя между Россией и Джунгарией, ухитрялись сохранять независимость или значительную самостоятельность, и даже в той или иной степени подчиняли себе другие алтайские племена, облагая их данью (алманом). Телеутская знать упорно старалась сохранить свою монополию на эксплуатацию всего алтайского населения и поэтому всячески противодействовала проникновению русских в районы Верхнего Приобья и Горного Алтая.
С начала XVIII в. большая часть телеутов кочевала в пределах Джунгарии. К 1760-м годам в силу ряда разрушительных внутренних и внешних причин, решающей из которых стала война Джунгарии и Китая, улусное объединение телеутов окончательно распалось и телеуты оказались рассеянными. В одних случаях они полностью растворились в иноэтнической среде, в других – послужили важным компонентом в формировании новых этнических общностей. По мнению Л. П. Потапова, телеутам принадлежит исключительная роль в этногенетическом формировании всех групп алтайцев, как северных, так и южных.
Православные, сохраняются традиционные верования.
По культуре близки теленгитам и хакасам.
Согласно этнографических исследований, в древности телеуты практиковали обряд воздушного погребения, который часто встречается среди народов, включённых Старостиным С. А. в гипотетическую синокавказскую макросемью языков.
У телеутов сложилось два основных хозяйственно-культурных типа: кочевые скотоводы горно-степной зоны и пешие охотники таежно-степной зоны. Благодаря влиянию русских с XVII в. стало активно развиваться оседлое земледельческо-скотоводческое хозяйство. Из хлебных злаков сеяли рожь, овес, ячмень, пшеницу, просо. От мотыг (абыл) и простейших сох (андазын, салда) перешли к сложным сохам. В XIX – начале ХХ вв. на севере Горного Алтая разводили табунных лошадей, крупный рогатый скот, держали свиней и коз. В наибольшей степени традиционные черты сохраняло коневодство. Коней метили тавром (меткой типа тамги).
Традиционным промыслом была охота: верхом на зайцев, лисиц, волков и на лыжах – на медведей, колонков, ласок, соболей, лосей, косуль, маралов, диких коз, рысей. Из птиц добывали уток, перепелок, рябчиков, глухарей, тетеревов, куропаток, куликов, из мелких зверьков v кротов, хорьков, сусликов, хомяков, сурков, барсуков. Рыболовство существовало в качестве подсобного вида хозяйства. Занимались пасечным пчеловодством. Из домашних ремесел широкое развитие получила обработка дерева, металла, а также ткачество, плетение, шитье.
Характерными типами жилища в это время были аланчык – наземная каркасная коническая постройка из жердей и коры или бересты. Внутри жилище делилось на мужскую и женскую части.
К блюдам традиционной кухни относятся тутмаш (бараний бульон с кусочками теста, луком и мясом), кан (колбаса из овечьей или конской крови с луком или чесноком), т`оргом (тонко нарезанные кусочки овечьих внутренностей, сала и т.п., перевязанные тонкой кишкой), а также супы из мяса сусликов, сурков, барсуков, вяленое конское мясо, засоленный подшейный жир лошади, большие пельмени в форме полумесяца (пелмен), пироги, блины, печенье, заимствованные у русских. Традиционными напитками и продуктами из молока можно назвать айран, чегень, аракы (молочную водку), сыры, варенец, сметану и др.
Общественным укладом телеутов до их вхождения в состав России служила кочевая улусная организация. Улусы XVII-XVIII вв. представляли объединения родов (сеоков). Власть в улусе наследовалась в рамках одного "княжеского" рода, при котором существовали особые привилегированные кланы (укту – "лучшие люди"), отличавшиеся от различных категорий населения.
Наиболее распространённой формой семьи у телеутов была малая моногамная семья, хотя имелись и неразделённые семьи.
Шаманизм, основой которого является анимизм, – традиционная религия народа. По представлениям шаманов (камов) Вселенная состоит из нескольких сфер. Небо имеет 16 слоев (кат), на которых живут духи-небожители (ульгени).
В приобщении народа к христианству большую роль сыграла Алтайская духовная миссия. В конце XIX в. миссионеры открыли в телеутских селениях первые школы, а в начале ХХ века сформировалась национальная интеллигенция: священники, учителя, краеведы.
Среди национальных обычаев интересны две формы брака: сговор (сватовство) и умыкание (похищение). Вплоть до 1920-х гг. практиковались браки несовершеннолетних: взрослую девушку выдавали замуж за 10-12-летнего мальчика. Свадебные церемонии, как правило, включали сватовство (куда), мирение (яраштык) и свадебный пир (той).
Телеуты считают покровительницей детей Май-эне – молодую, красивую, добрую женщину. Ритуал укладывания ребенка в колыбель совершался в новолуние в присутствии только старых людей. Похоронно-поминальный обряд во второй половине XIX v начале ХХ вв. в основном соответствовал православным нормам (кроме телеутов-мусульман). Православные исповедовались перед смертью, отпевали покойников, умерших хоронили обычно на второй день после смерти или же в день смерти.
С конца XIX в. в общественный быт прочно вошли христианские праздники. Традиционные телеутские ритуалы приурочивают к церковным датам. Обычай коллективных угощений по случаю осеннего забоя скота сохранялся вплоть до середины ХХ в.
Одним из наиболее ярких жанров фольклора является героический эпос (сказания "Алтай Куучун", "Козийка И Баян-Слу" и др.), исполняемый сказителями (кайчы) под аккомпанемент струнного инструмента шертме-комыс с резонатором из жеребячьей шкуры. Распространены также исторические предания и песни, освещающие события времен телеутско-джунгарских войн, принятия телеутами подданства России и пр.
. Телеутский национальный костюм
На протяжении существования человеческой цивилизации самобытность народа наиболее ярко отразилась в национальном костюме – своеобразном продукте народного творчества. Национальный костюм у различных этносов по-своему неповторим и самобытен и это зависит от различных факторов: истории, мировоззрения, экономических связей, быта, устоев, эстетических идеалов, традиций, природно-климатических и географических особенностей среды, в которой они живут и трудятся. Национальный костюм телеутов отличает непосредственность и одновременно художественная целостность, которая отражает этнические вкусы, идеалы, образы, представляющие художественный и познавательный интерес. Одновременно в нем раскрываются специфические особенности материальной и духовной культуры народа. Изготовление костюма с древних времен считалось искусством. Чтобы создать костюм портному требовались определенные умения и знания: уметь рисовать, конструировать, шить, вышивать, знать символику цвета, орнамента и их сочетание в костюме.
Основная ценность телеутского национального костюма состоит в логике форм, конструкций, целесообразности, рациональности, многообразии вариантов внешнего вида за счет различных приемов декоративного оформления и многообразии функций.
Для национального костюма характерны следующие основные функции: утилитарная, эстетическая, символическая, социальная, половозрастная, религиозная, профессиональная, имущественная и т. д.
Анализ покроя и декора телеутского национального костюма позволит выявить тонкую грань взаимодействия друг с другом всех этих функций и выявить причины, на основе которых одной из доминирующих является эстетическая функция в алтайском костюмном комплексе южных и северных алтайцев.
Национальная одежда – это своеобразная летопись исторического развития и художественного творчества народа. Являясь одним из элементов материальной культуры, она всегда отражала не только этническую принадлежность и географическую среду, но и уровень экономического развития, социальное и имущественное положение, религиозную принадлежность.
Единый стиль и комплексность отличают понятие "костюм" от понятия одежда. Различие в терминах "одежда" и "костюм" заключается и в том, что первый обозначает некую практическую функцию системы материальных оболочек на теле человека, то есть платья, имеющую утилитарный смысл, а второй – именует функцию стилистического характера, выраженную в образной стороне туалета. В этнографической науке традиционная одежда достаточно широко рассматривается и включает, помимо собственно одежды (плечевая, поясная), головные уборы, обувь, украшения, прическу и другие элементы, составляющие различного рода костюмы
Одежда телеутов на рубеже 19-20 вв. была единой у всех этно-территориальных групп. Некоторые виды одежды по назв. и покрою имеют аналогии в одежде тюркоязычных народов юж. Сибири, Ср. Азии, Поволжья, Сев. Кавказа. Одежда телеутов по сравнению с соседями – шорцами и кумандинцами, отличалась большой изысканностью. Она делилась на мужскую и женскую, хотя некоторые её виды использовались независимо от пола человека. Также одежда делилась на осенне-зимнюю и весенне-летнюю, повседневную и праздничную.
Легкой верхней одеждой у телеутов (как женщин, так и мужчин) является короткий кафтан (телен), скроенный в талию. Бока образуются с помощью расширяющихся книзу клиньев. Книзу одежда сильно расширена. Шьют телен из шерстяной ткани или сатина черного цвета, подкладка ситцевая. Праздничный телен обшивается по борту к концам рукавов бархатом. С боков вертикально прорезаются карманы.
2.1 Традиционная мужская одежда телеутов
Комплекс традиционной мужской одежды к началу 20 века почти не сохранился, хотя отдельные элементы костюма: кафтан, тёплый стёганый халат, различные виды шуб, кожаная обувь без голенищ и подошвы (чарык) бытовали вплоть до 1960-х годов. Обувь телеутов "чарык" – кожаная на мягкой подошве, без каблуков высотой до 9 см. Одевается на чулки. Верхний край обшит холщовой или шерстяной материей или кожаной полоской. На эту полоску с боков пришивались еще узкие красные полоски шириной до 1 см. (см. Рис. 1).
Одежда была приспособлена в прошлом к кочевому образу жизни и различалась в зависимости от социального положения. Мужская одежда состояла из длинной рубахи из дабы или ситца с длинными рукавами, косым открытым воротом, снабженным одной пуговицей, и широких, немного длиннее колен штанов из дабы, толстого холста или выделанной кожи косули.
Штаны на поясе стягивались шнурком, который завязывался спереди и выпускался концами наружу. Поверх рубахи еще надевался халат (чекмень) из сукна, панки или дабы с широкими рукавами, большим отложным воротником красного или синего цвета. Халат опоясывался кушаком-опояской из дабы. Из верхней одежды нужно упомянуть шубу, обычно из овчины.
Обувью служили кожаные сапоги на мягкой подошве. Сапоги шились остроносыми, без каблуков, с широким раструбом верхней части голенища, тонкой подошвой (см. Рис. 2).
Национальной мужской прической была косичка кедеге, заплетенная на темени бритой головы. К этой косичке также привязывались украшения из пуговиц, ракушек и т.д.
Рис. 2 Сапоги. Место и год сбора: д. Челухоево Беловского р-на Кемеровской обл. 1975 г.
.2 Традиционный женский костюм телеутов
.2.1 Основная одежда телеуток
Основная одежда телеутских женщин – длинное платье "кунек". Рукава сужены к концам. Кунек подпоясывается поясом (кур), тканым из цветных ниток. Длина пояса достигает 2,5 м, ширина – около 3.5 см. Особенностью праздничного платья является нашитое нагрудное украшение (тошток), состоящее из двух симметричных половинок. Для его изготовления два куска бересты или картона обшивают снизу ситцем, а с левой стороны – сукном, всегда ярко-красного цвета. Затем по всему краю украшают широким серебряным галуном, а внутри, ближе к внутреннему краю прямого разреза ворота, нашивается "акча" (копейка, деньги).
Воротник национального платья является важным декоративным элементом. Он невысокий, до 3 см. твердый – из бересты или картона, обшитый сукном и весь обшит бляшками в виде денег (акча).
Из черного сатина, атласа на бумазейной подкладке, стеганной на вате шьется "сырмал" – разновидность верхней осенней одежды. Воротник "сырмала" – стойка высотой 4 см. воротник, рукава, подол, обе полы обшиваются полоской черного бархата, а по краям окантовываются тесьмой.
Повседневный головной убор женщин – платок. Его складывают треугольником: один угол спускается на спину, два других завязывают на затылке узлом. Праздничный головной убор имел коническую форму из стеганой материи обшитые бархатом по отвороту, отороченные мехом соболя шапки с кистью на макушке.
Женская одежда включала шаровары из ситца или холста, длинное платье туникообразного покроя с накладным праздничным нагрудником, лёгкий кафтан из шерстяной или плотной ситцевой материи чёрного цвета, на подкладке, шёлковые праздничные халаты. Тёплая верхняя одежда – стёганый халат и шубы (см. Рис. 3).
Головные уборы – шапки конической формы из стёганой материи с обшитым бархатом отворотом и кистью на макушке и зимние шапки из овчины с бобровой или собольей оторочкой, а также покупные ситцевые и шёлковые платки ярких цветов.
Женщины носили накосные украшения, серьги из меди или серебра, кольца, перстни, браслеты, броши. Традиционная женская одежда в значительной мере используется до настоящего времени.
Рис. 3 Халат. Место и год сбора: д. Челухоево Беловского р-на Кемеровской обл. 1975 г.
Одежда телеуток была и остаётся сейчас красивой. Основой повседневной и праздничной одежды было длинное платье туникообразного покроя со стоячим расшитым воротом и лёгкий приталенный халат с плетёным вручную поясом. Пояс изготавливался из разноцветных ниток. Женщины носили пояс всегда, повязывая его на левую сторону .ширина пояса была около 3-5 см ,иногда до 12 см ,длина до 2,5-3 см.
Платья шили с подкладкой на плечиках, которая сзади покрывала лопатки, а спереди доходила до груди. Под мышками вшивалась ластовица – кусок материала другого цвета, имеющая форму ромба, размером около 10Х10см. (см. Рис. 4).
Подол с внутренней стороны также подшивали материалом другого цвета шириной 4-5 см. Рукава от проймы к обшлагам сужались. Обшлага изнутри подшивали обычно таким же, что и ластовица материалом .
Важным украшением женского платья являлся воротник, который имел форму стойки. Отложных воротников не было. Чтобы он стоял, вовнутрь вставляли по его размеру распаренную в горячей воде берёсту. Она не гниёт, не рвётся при стирке и позволяет поддерживать форму. Воротники шились вручную из однотонного сукна чаще красного или зелёного, синего цветов. Ни чёрного, ни белого воротников не было. Если платье одного цвета, то воротник – другого. Вдоль воротника от каждого края по центру на сукно пришиваются из бересты квадратики размером в 1 см.
Рис. 4 Платье. Место и год сбора: д. Челухоево Беловского р-на Кемеровской обл. 1975 г.
На праздничном или свадебном платье эти квадратики обшиваются "золотыми" или "серебряными" нитками или мулине. Эти квадратики располагаются на воротнике углом вниз, напоминают ромб. Их количество на воротнике нечётное число или 9 с той и другой стороны, начиная с краёв. Очень редко встречается парное количество – 8 или 10. На старых воротниках вместо них из бересты пришивали по 4 маленькие перламутровые пуговицы или бисер, сохраняя при этом форму квадратиков.
Яркой особенностью телеутского праздничного платья являлся нагрудник – тошток. Размер тоштока зависел от разреза ворота.На красное сукно пришивались прямоугольники, которые украшались золотыми или серебряными нитками, рядом пришивались жемчуговые пуговицы. Также тошток украшался галуном. Тошток хранили отдельно от платья, перед тем как надевать платье тошток прикрепляли к вороту несколькими стежками.
Праздничные платья телеуток и шились из очень красивых ярких тканей: атласа, шерсти, парчи, трикотажа с люрексом, китайского шёлка . Чаще всего платья шили из ситца, бумазеи. Все виды тканей , использованные телеутами во второй половине 19 в. – начале 20 в., были покупными.
Поверх платья одевалась чиймек – лёгкая накидка из шёлка или переливающейся красками тафты с воротником шалью, отделанной галуном под золото и серебро, вышитым золотой или серебряной нитью, с богатыми парчовыми или шёлковыми кистями. Воротник чиймека имел яркую расцветку. Он мог быть тканым, матерчатым с вышитым и вытканным орнаментом в виде разноцветных полосок, либо с нашитыми полосками парчи или золотой нити. Чиймек носили поверх рубахи. Чтобы был виден подол рубахи, его, как и телен, делали на 30 см короче.
Помимо этого в телеутский национальный костюм входит телен – лёгкая верхняя одежда телеуток, представляет из себя короткий кафтан, скроенный в талию, с невысоким воротником. Шьют телен из шерстяной ткани или сатина чёрного, синего цветов, ещё используют бастон, обшивается телен бархатом.
Ещё один вид верхней одежды – очкор – шелковый халат с подкладом. Длина халата – до щиколоток, застегивается на 1 пуговицу. Носили халат замужние женщины, поверх шубы. Особенность халата – наличие двух пуговиц на углах полы, под мышами двух петель. При верховой езде полы пристёгивались к петлям.
Нижняя одежда состояла из рубахи и штанов, которые одевались под платье. Рубаха имела свободный покрой, спереди была открыта, а по краям обсажена пуговицами и петлями. Штаны – чампар шили из ситца или льна. Покрой их был сходен с покроем мужских штанов. Отличием являлось то, что штанины делались очень короткими, они не превышали в длину 40 см.
2.2.2 Головные уборы. Обувь
В связи с тем, что у телеутов был обычай, запрещающий замужней женщине появляться с непокрытой головой перед свекром и старшими братьями мужа даже дома, головной убор в ее жизни играл важную роль. Шапка является праздничным головным убором. Шапку кроили из четырех клиньев, украшали золотым и серебряным галуном, который пришивали на швы, спереди и сзади пришивался галун в виде буквы "П". Нижний край шапки обшивался мехом выдры, и даже соболя. Внутри шапка обшивается мехом молодого ягненка. Верх шапки при надевании заламывали направо.
Головной праздничный убор телеуток – платок. Особенно ценятся большие шерстяные платки. Повязывали платок по-разному. Сначала его складывали пополам по диагонали, один угол опускали на спину, два других завязывали узлом на затылке, либо перебрасывали на лоб и свивали жгутом .
Шапка так же является праздничным головным убором, шьют её из стёганой материи, обшивают бархатом, украшают кистями на макушке, бисером. Кисти красного и голубого цветов. Красный обозначает солнце, голубой – небо. На шапке вышивается много загадочных символов. Праздничная соболья шапка имеет покрой клиньями, шьётся с подкладкой из овчины, снаружи нашивалась соболья шкурка. Шапка украшалась серебряным или золотым галуном. Верх шапки при надевании заламывали направо. Ещё один вид праздничных шапок – тагайа, имела округлую форму, основа была матерчатой , стеженной, расшивалась золотой нитью . Отворот обшивался бархатом . На макушке располагалась кисть. Такой вид шапок относится к 19 веку.
Из обуви телеутские модницы носили кожаную обувь (чарык) на мягкой подошве, со стелькой, без каблуков. Обувь украшалась вышивкой. Верх обуви был тёмного цвета, подошва – светлого.
.2.3 Украшения
Телеутские женщины любили украшения. Самым распространённым украшением были серьги и украшения для волос – из сплетения волос и ракушек (см. Рис. 5).
В косы вплетались ленты, ракушки, кольца, монеты (см. Рис. 6).
Рис. 5 Серьги. Место и год сбора: д. Челухоево Беловского р-на Кемеровской обл. 1975 г.
В женском костюме украшения составляют и сегодня важный элемент. Несмотря на их простоту, они придают специфику и красочность одежде, например, нагрудное женское украшение.
У девушек можно встретить подвеску шиширгек из литой медной фигурной бляхи с кольцами, к которым подвешены нити из бисера и раковин каури.
У замужних женщин это украшение (пель или пельдуш) состоит также из медной фигурной бляхи, к которой подвешивались нитки бисера или бус, оканчивавшиеся обычно ключами от сундуков или ящиков, находившихся в ведении хозяйки дома. Из украшений были также распространены медные, серебряные или золотые кольца, которыми унизывали пальцы, а также серьги из медной или серебряной проволоки.
Женщины носили серьги в обоих ушах, девушки – обычно в одном ухе. Кроме того, были украшения в виде привязываемых к косам бус, пуговиц, бляшек, ракушек, ключей, деревянных палочек и т.д. Женщины носили две косы, которые при встрече гостей перебрасывались на грудь. Девушки носили несколько кос.
2.2.4 Свадебный костюм
Свадебное платье телеутской невесты особенно красиво. Оно украшено тоштоком – манишкой из красного сукна. По обе стороны разреза сверху в низ расположены прямоугольники из бересты размером 1*1,5 сантиметра. Их число непарное 9 или 11.Как и на воротнике, они обшиваются "золотыми" или "серебряными" нитками. Из каждого прямоугольника правой стороны выходит воздушная петелька из шнурочка черного цвета для застегивания. На левой стороне каждого прямоугольника пришивается пуговица. Чтобы манишка не мялась и постоянно имела форму, вовнутрь вставляется по размеру проваренная береста. Подкладка пришивается из цветного ситца. Вправо и влево от прямоугольников на обеих сторонах идет отделка галуном под золото, а параллельно с полоской галуна пришивается такой же рубчик, как и на воротнике. Цвет ниток на квадратике воротника и манишке должен быть один и тот же. Тошток хранили отдельно от платья, перед тем как надевать платье, тошток прикрепляли к вороту несколькими стежками.
Праздничные платья телеуток шились из очень красивых ярких тканей: атласа, шерсти, парчи, трикотажа с люрексом, китайского шёлка. Повседневные платья шили чаще всего из ситца, бумазеи.
Рис. 6 Приплетка к косе. Использовалась как украшение девичьей и женской прически. Место и год сбора: д. Челухоево Беловского р-на Кемеровской обл. 1975 г.
2.2.5 Теплая одежда
Тёплая верхняя одежда была разнообразна по составу. Уже в 1940-х гг.. очень редко встречается теплая стеганая безрукавка "купайка", к настоящему времени она почти повсеместно забыта. Её носили девушки и молодые женщины. Шили купайку из красного ситца на хлопчатобумажной подкладке. Швы проходили на лицевой стороне, наискосок, образуя квадраты со стороной около 2см. Кроме подклада на изнаночную сторону пришивали синий кант шириной около 3 см, чтобы из выреза для рук, разреза ворота, на подоле была видна снаружи синяя полоска шириной 0,5-1 см. В длину купайка была до 90 см. Носили её, запахивая левую полу, застёгивая по середине на 1 пуговицу.
Так же у телеуток имеются очень красивые шубы – тон. Тон – это зимняя одежда из овчины, соболя, красной лисы, белки, сверху покрытая бостоном и отделанная по подолу, рукавам, бортам мехом выдры. У телеутов мех выдры считался ценным и самым носким мехом, застёгивался на 1 пуговицу.
В прохладную погоду женщины и мужчины носили сырмал. Сырмал – это демисезонное стеганое пальто, сверху покрытое шелком, с яркой цветной подкладкой, набитое ватой, отделанное по обшлагам рукавов, подолу и бортам бархатом. По длине сырмал был короче рубахи. Подпоясывают сырмал кушаком.
Заключение
Технология украшения и декора традиционного костюма телеутов показывает, что определенному крою одежды соответствовал конкретный способ украшения и декоративного убранства. С XVIII по XXI вв. в традиционных костюмах мужчин и женщин телеутов выделяются декором следующие композиционные центры: головной убор, прическа, пояс, манжеты, воротник, подол, полочки верхней и нижней плечевой одежды.
Разнообразие кроя и декора способствовало формированию многокомпонентного по составу костюма. Состав костюмного комплекса телеутов показывает, что в XVIII – XX вв. он был достаточно устойчив. Костюмный комплекс южных и северных алтайцев включал рубаху, халат, кафтан, шубу, пояс, штаны, обувь, шапки, платки, накосные, шейно-нагрудные украшения, серьги и кольца. В начале XX в. в комплекс вошли кофты, юбки, платья. Данный факт связан с появлением новых тканей. Среди элементов костюма телеутов выделяются общераспространенные и локальные предметы одежды, обуви, головных уборов и украшений.
Выделяются так же элементы костюма, для которых характерно использование определенных традиционных материалов. Так, например, зимняя обувь телеутов изготавливается из лапок косуль и маралов, шапка телеутов шьется из лапок лисы, рыси. Использование данных материалов ведет к эстетической выразительности элементов костюма. Эстетическую выразительность имеют шубы телеутов, которые сшиты из традиционных материалов – овчины, шкур коз, косуль. А замена традиционных материалов ведет иногда к безвкусице. Эстетическую выразительность традиционному костюму как южных, так и северных алтайцев придавали съемные украшения, для изготовления которых применялись бисер, бусы, металл, раковины каури.
В XVIII – XIX вв. наблюдается определенное единство в покрое традиционной одежды телеутов – преобладает туникообразный крой. Новации в покрое, обусловленные применением новых материалов, происходили в пределах одного предмета одежды, выполняющего определенные функции.
В одежде телеутов выделяются мужской и женский костюмы, обрядовый комплекс, в мужской одежде – промысловый.
Выделяются предметы одежды, имеющие многофункциональный характер. Многофункциональный характер имеет плечевая одежда распашного типа – халат, который употреблялся в качестве повседневной мужской и женской, промысловой и обрядовой одежды. Также многофункциональный характер имели шапки и обувь. Функцию, связанную с промысловой деятельностью, выполнял такой вид одежды как кожаный пояс с огнивом и ножом в ножнах.
На основе сочетания различных типов традиционной одежды у телеутов были созданы локальные костюмные комплексы, при сравнительном анализе которых в рамках рассматриваемой хронологии обнаруживается определенная изменчивость. Выявление общего комплекса свидетельствует, во-первых, о том, что некогда костюм южных и северных алтайцев был единым, а его основа (плечевая и поясная одежда, головные уборы и обувь) связана с культурой скотоводов лесостепи, во-вторых, служит доказательством сходства эстетических взглядов и вкусов. Так как именно туникообразный покрой, соотносимый с культурой традицией скотоводов, являлся ведущим для нижней плечевой и верхней распашной со стыкующимися полами одежды. К комплексу, сложившемуся в условиях лесостепной зоны относятся такие базовые элементы как штаны, обувь и конусообразные шапки.
Список использованных источников
1. Баркова, Л. Л. Курганы Шибе. Предметы материальной культуры из погребальной камеры Текст. / Л.Л.Баркова //АСГЭ. 1980. – Вып.21,- С.48 – 58.
. Баркова, Л. Л. О хронологии и локальных различиях в искусстве ранних кочевников Алтая Текст. / Л. Л. Баркова // АСГЭ. 1995. – Вып. 32. – С. 72 – 80.
. Беловинский, Л. В. Типология русского народного костюма Текст. / Л. В. Беловинский // Традиционные промыслы и ремесла. Альманах. М.: ООО Издательство "Родник", 1997. № 3. -48 с.
. Богатырев, П. Г. Вопросы теории народного искусства Текст. / П. Г. Богатырев М.: Искусство, 1971.- 544 с.
. Богордаева, А. А. Цветовая символика в традиционной одежде обских угров Текст. / А. А. Богордаева // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 1999. – Вып. 2. – С. 98 – 104.
. Борисенко, А. Ю., Худяков, Ю. С. Реконструкция женских головных уборов из могильника Усть-Эдиган в Горном Алтае Текст. / А. Ю. Борисенко, Ю. С. Худяков // Археология и антропология Евразии. 2004. -№ 1.-С. 65-72.
. Брун, В., Тильке, М. История костюма от древности до нового времени Текст. / В. Брун, М. Тильке. М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2001. – 463 с.
. Вардугин, В. И. Русская одежда: История народного костюма от скифских до советских времен Текст. / В. И. Вардугин. Саратов: Приволж. изд-во "Детская книга", 2001. – 353 с.
. Василевич, Г. М. Типы обуви народов Сибири Текст. / Г. М. Василевич // СМАЭ. 1963. Т.21. – С. 5-64.
. Вайнштейн, С. И. Мир кочевников центра Азии Текст. / С. И. Вайнштейн; АН СССР, Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая, Тувин. НИИ яз., лит. и истории. М.: Наука, 1991. – 296 с.
. Маслова, Г. С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах XIX начала XX в. Текст. / Г. С. Маслова. – М.: Наука, 1984. – 216 с.
. Маточкин, Е. П. Цвет и свет в "Маадай-Кара" Текст. / Е. П. Маточкин // Алтай и тюрко-монгольский мир. Горно-Алтайск: Горно-Алтайский институт гуманитырных исследований, 1995. С. 11-18.
. Окладникова, Е. А. Образ человека в наскальном искусстве Центрального Алтая Текст. / Е. А. Окладникова // Антропоморфные изображения. Новосибирск: Наука, 1987. – С. 170 – 180.
. Потапов Л. П. Очерки по истории алтайцев Текст. / Л. П. Потапов. -Новосибирск: Новосибирское областное государственное издательство, 1948.- 506 с.
. Рындина, О. М. Орнамент Текст. / О. М. Рындина // Очерки культурогенеза народов Западной Сибири. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1995. -Т. 3. -643 с.
. Томилов, Н. А. Этнография тюркоязычного населения Томского Приобья Текст. / Н. А. Томилов. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1980. – 200 с.
. Официальный сайт "Культура регионов России" [электронный ресурс] – Режим доступа http://www.culturemap.ru/?region=152&subtopic=45&id=140. Дата обращения 15.05.2013
. Официальный сайт ФГУ "Федеральный институт развития образования" [электронный ресурс] – Режим доступа http://identity2010.ru/?page_id=1763. Дата обращения 15.05.2013