- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 7,92 Кб
Тенденции развития современных художественных экспозиций
Реферат
Тенденции развития современных художественных экспозиций
Введение
Искусство музейной экспозиции за последние десятилетия утвердило себя как самостоятельный и самоценный жанр творчества, и этот процесс был обусловлен изменением социокультурного заказа общества.
В задачи экспозиционного творчества входит комплексное создание «концептуально» обусловленной среды, включающей в себя определённое соотношение ряда компонентов, объединенных общим концептуально-художественным замыслом в единую предметно-пространственную систему.
Музейная экспозиция постоянно меняется, так как она напрямую связана с доминированием определённых видов искусства и потому вынуждена ориентироваться на ведущий в данное время тип восприятия, понимания и прочтения.
Для нашего времени характерна всё возрастающая доступность информации, а быстрый темп построения её визуально-вербального ряда обусловлен потребностями массового восприятия. Его стремительность является причиной изменения принципов построения экспозиционного ряда музеев и выставок. Стремление к театрализации, к сюжетному действию размывает границы традиционной музейной экспозиции. Понятие «музейного образа» эволюционирует от чисто эстетического, формального к концептуальному художественному и сюжетному образу.
Постепенное смещение границ классической экспозиции в сторону усиления её художественной выразительности и динамики приводит к повышению информативности. Музейная экспозиция, эволюционируя в ходе общего развития культуры, выбирает пути своего развития, отвечая требованиям времени, и её формообразование и стилистика также ориентируются на основные тенденции и критерии современного искусства.
Несомненно, стремительный ритм жизни и огромный поток информации привели к некоторой утрате созерцательности, способности вдумчиво изучать объект во всём многообразии его проявлений. Однако в век информационного бума сознание человека уже подготовлено к моментальному восприятию образа. Оно лишь нуждается в расширении информации об объекте, в разнообразии, ритме, максимальной информативности, яркости и запоминаемости. Таким образом, основная тенденция современной экспозиции лежит в том же органическом русле – стремлении к синтезу, но уже на новом витке эволюции.
жанр творчество дизайн музейная экспозиция
1. Современные подходы к экспозиции
В зданиях современных музеев применяются разнообразные архитектурные решения, позволяющие более органично связывать их со спецификой коллекции, национальными традициями и климатическими условиями, размещать часть экспозиции (например, скульптуру) на открытом воздухе.
Общая черта современных музеев – гибкость использования внутреннего пространства, возможность трансформации основных помещений; их планировка часто предоставляет посетителю выбор между последовательным знакомством со всей экспозицией и осмотром отдельных разделов.
В создании экспозиций реализуются теоретические основы и принципы, выработанные в ходе становления экспозиционного мастерства в целом. Новые качества прослеживаются в подходах к решению образно-тематической композиционной структуры, разнообразных приёмах архитектурно-пространственной организации экспозиционной среды и повышении качественного уровня экспозиционного дизайна.
Современная практика музейной экспозиции чрезвычайно многообразна и включает большое количество различных принципов в организации экспозиционных решений. Зарубежные музеи в большей мере обращают внимание на эстетику и функциональное «качество» экспозиции. Это подкрепляется высоким уровнем индустриальных технологий и развитием специальной «музейной индустрии». Развитие экспозиционного мастерства идёт в основном по пути углубления и совершенствования функционально-дизайнерских качествах экспозиции.
Важный аспект формирования зарубежного экспозиционного творчества, влияющий на характер экспозиций, в основном художественного профиля, проявляется в определённой традиционности экспозиционных форм, обусловленной необходимостью сохранения престижности и имиджа музея в ряду других зрелищных и образовательно-просветительских структур.
Выступая в качестве «института памяти», музей остаётся неким оазисом стабильности в меняющемся мире и, «отставая» от темпов жизни, сохраняет свою «узнаваемость».
Особо в отечественной экспозиционной практике выделяется линия создания экспозиционного ансамбля и музея в целом. Это преимущественно крупные исторические музеи, являющиеся своеобразным правительственным заказом и созданные в форме монументальной идеологизированной экспозиции. Тщательность завершения дизайнерского проекта и оригинальные конструкторские решения придают этим экспозициям значение ценнейшего опыта дизайнерских разработок на уровне «рабочего проекта» и процесса воплощения.
Для лучших образцов отечественной музейной практики были характерны яркая зрелищность, концепция и сюжет как основа визуального ряда, острые композиции-образы и превращение пространства музея в эмоционально насыщенную, «театрализованную» среду.
Расширение поля эксперимента в музейном экспозиционном искусстве демонстрируют два основных подхода к проектированию, которые получили широкое распространение в последнее десятилетие ХХ века. Продолжилось развитие «сценографического» направления построения музейного образа, основанного на оригинальном концептуальном замысле. Другое направление – более «традиционное», более спокойное, характеризуется незыблемостью главенства экспоната. Это направление тяготеет к зарубежным аналогам, основанным на более высоком уровне музейных технологий.
Сегодня в экспозиционном творчестве находят место разнообразные направления и жанры – арт-дизайн, средовой дизайн, стилизация, традиционный музейный дизайн и другие направления. Все эти тенденции выстраивают своеобразную панораму неповторимых творческих форм и образов, подходов и концепций. Они закладывают фундамент и определяют дальнейшие направления экспозиционного поиска.
2. Основные тенденции в области информатизации зон для посетителей
Во-первых, практически в каждом музее, вне зависимости от его типа, появились справочно-информационные зоны, в которых посетителям предоставляются, по сути, рабочие места для самостоятельной работы с информационными ресурсами музея. Где-то эти ресрусы ограничиваются доступом к музейному сайту (Музей Ван Гога в Амстердаме), а где-то специально для информационного центра разрабатываются информационные программы и базы данных, в которых предусмотрена возможность добавить собственную информацию (Музей Холокоста в Вашингтоне).
Во-вторых, выявился круг старых, известных музеев, которые активно стали включать в экспозицию интерактивные компоненты. Это, в первую очередь, естественнонаучные музеи – натуральной истории, техники, этнографии, в частности, Natural History в Лондоне и Нью-Йорке, Leiden Anthropology Museum, а также исторические, особенно музеи истории городов (Сity of London Museum). Используемые ими приемы отличаются разнообразием: это и тематические электронные киоски, поясняющие отдельные части предметной экспозиции, и информационно-экспозиционные среды, в которых посетитель оказывается погруженным в некий виртуальный мир, воссозданный в музейном помещении. При этом используются как стандартные презентационные средства (мониторы, сенсорные и проекционные экраны, плазменные панели, в том числе полиэкранные), так и специально изготовленные и встроенные в экспозицию модули, сочетающие механические и электронные элементы (например, механическая штанга с движком-указателем, соединенная с компьютером, управлять которой может и ребенок).
В-третьих, как в Европе, так и в США появилась целая волна совершенно новых музеев, созданных в последние 5-7 лет, концепция которых полностью строится на возможностях компьютерных средств. Это Newseum в Вашингтоне, и Музей Немо в Амстердаме, и Urbanis в Манчестере. Эти музеи посвящены какой-либо актуальной теме или феномену, будь то создание новостей, естественнонаучные законы природы, или современная городская среда. По сути они не имеют экспозиции в традиционном понимании и представляют собой скорее экспериментально-образовательные мультимедиа комплексы для групповой и индивидуальной познавательной деятельности, со значительным игровым компонентом. Большую роль в создании музеев такого типа играет архитектура и дизайн как музейных помещений, так и компьютерных программ, используемых в них.
В-четвертых, ряд музеев активно использует мобильные индивидуальные аудио гиды-навигаторы, которые управляются самими посетителями, причем новейшие модели имеют сенсорную связь с экспонатами на экспозиции (например, Experience Music Project в Сиэттле).
В-пятых, отчетливо выявляется тенденция развития электронных ресурсов художественных музеев, в экспозиции которых информационные системы обычно играют факультативную роль (пожалуй, за исключением Victoria&Albert Museum в Лондоне, где в экспозиции установлены киоски с возможностью макроувеличения предметов малых форм декоративно-прикладного искусства, а также киоски-викторины и др.). Эта тенденция состоит в том, что все большее количество художественных каталогов музеи выпускают в электронной форме и распространаяют на CD-ROM. Нередко такие каталоги запускают в электронных киосках на временных выставках, дублируя таким образом этикетаж и стимулируя продажи дисков.
Так или иначе, анализируемый феномен – это музейная экспозиция, в которой ряд ключевых экспозиционных функций, в частности этикетажа, интерпретации, информационной поддержки, демонстрации или обучения берет на себя компьютер, связанный с периферией – различными презентационными устройствами.
Заключение
Современные экспозиции отличает определённая динамика, которая выражается как в привлечении современных технических средств, так и в широте авторских интерпретаций экспозиционных тем. Острота и яркость их пластического выражения порой сближают экспозиционный жанр с театральным действом, а сценографическое построение музейной среды превращает последнюю в «игру».
Музейная экспозиция, эволюционируя в ходе общего развития культуры, выбирает пути своего развития, отвечая требованиям времени, и её формообразование и стилистика также ориентируются на основные тенденции и критерии современного искусства.
Современный этап развития музейной сферы в нашей стране характеризуется ростом количества музеев, а также активно идущим процессом реконструкции музеев. Коренным отличием этих процессов от стандартной музейной реэкспозиции является необходимость полного переосмысления роли музея в культурном контексте города/региона, а именно – возложение на музей функции субъекта культурного воспроизводства и передачи культурной традиции. Сегодня каждый музей ищет адекватные формы интерпретации и представления своих собраний для публики, а также новых методов взаимодействия с аудиторией.
Реэкспозиция музея не сводится лишь к модернизации существующей экспозиции за счет привлечения дизайнеров и использования современных технических средств. Она основывается, прежде всего, на совершенствовании системы музейных коммуникаций, т.е. превращении музеев в информационно-экспозиционные комплексы, цель которых – сделать восприятие экспозиции посетителями более адресным, интегрировать культурный и научный потенциал музея с потребностями современного общества.
Список литературы
1. Богомазова Т.Г. – Электронные библиотеки – : Автономная некоммерческая организация /"Институт развития информационного общества" , – Москва, – 2005, – 12стр.
. Гафар, Т. В. Художественный музей и его роль в изучении художественных явлений. // II Культурологический конгресс с международным участием «Культурное многообразие: от прошлого к будущему»: программа Тезисы докл. и сообщ. – СПб: 2008. – С. 417-418.
. Пономарев Б. Б. Музей как коммуникационная система: проблемы гармонизации историко-культурного и информационно-деятельностного компонентов: автореф. дис. кандидата культурологи. – Краснодар, 2002. – С. 16.
. http://togeo.ru.