- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 24,92 Кб
Тициан Вечеллио (1477–1576)
Министерство образования и науки Российской Федерации
Казанский государственный архитектурно-строительный университет
Кафедра градостроительства и планировки сельских населенных мест
Реферат
Тициан Вечеллио (1477 – 1576)
Выполнила:
Соколова Светлана
Принял:
Притыкин В. П.
Казань
Содержание
Введение
. Биография
.1 Детство и учеба юного художника
.2 Первые работы
.3 Зрелость художника
.4 Старость и смерть мастера
. Разбор работ Тициана
Используемая литература
Введение
1. Биография
.1 Детство и учеба юного художника
Тициан родился в 1477 (согласно другим источникам – в 1480-е) и происходил из старинного рода, жившего в небольшом городке Пьеве-ди-Кадоре, расположенном в Альпах. К дому почти вплотную подходил лес, и дети в погожее время проводили там дни напролет. Мальчикам вменялось в обязанность с каждой прогулки приносить вязанку хвороста, а девочки собирали травы и растения, из которых затем выжимались соки для окраски домотканого полотна. Братьев особенно привлекала кузница на соседней Арсенальной площади, где в печи не угасало пламя, молоты дружно стучали о наковальню, а от раскаленных добела металлических болванок веером разлетались искры. Там ковались острые мечи и пики. А какие прочные латы, кольчуги, щиты и шлемы изготовлялись местными умельцами!
По воскресным дням вся семья во главе с отцом чинно шла на литургию в церковь, где занимала закрепленные за ней места. Почетное место принадлежало старейшине рода деду Конте.
Родители рано заметили склонность к рисованию обоих сыновей, особенно младшего, тогда ему было 10 лет. Правда, отец полагал, что оба мальчика продолжат традиции рода Вечеллио, став нотариусами или адвокатами. Но младший сын настолько пристрастился к рисованию, что готов был часами заниматься любимым делом. В основном это были заснеженные пики Альп, освещенные первыми лучами солнца, леса и речные долины, на всю жизнь запечатлевшиеся в памяти будущего художника. Но однажды после мессы на побеленной стене дома он нарисовал Мадонну, используя растительные краски, которых было предостаточно в домашней красильне. Все домочадцы без труда узнали в запечатленном образе черты Лючии. Мать была растрогана до слез рисунком сына, нутром почувствовав, каково его истинное предназначение. Согласно биографам, именно слово матери оказалось тогда решающим. Наперекор семейным традициям Лючия настояла на отправке Тициана вместе со старшим братом на учение в Венеции.
Тициан постигал основы изобразительного искусства в мастерской Джованни, стал обучаться вместе с братом Франческо в мастерской Себастьяно Дзуккато, отца венецианских мозаичистов Валерио и Франческо, работавших в соборе Сан Марко.
Вечеллио жили если не в бедности, то весьма стесненно, но не в их характере было просить помощи у отца. Зимой, особенно в непогоду, когда подолгу стояла высокая вода и жизнь в городе полностью замирала, братья отправлялись на побывку домой, чтобы поменять износившуюся одежду и обувь и отъесться на вольных хлебах. Обычно юнцы возвращались обратно, нагруженные сырокопчеными окороками, колбасами, головками острого овечьего сыра, бутылями оливкового масла и бурдюками с добрым домашним вином. А Тициан непременно находил в кармане своей куртки немного денег, вложенных матерью, о чем свидетельствует их двоюродный брат нотариус Винченцо Вечеллио. Позднее в один из приездов домой на побывку в знак сыновней благодарности за дальновидное решение Тициан напишет ее портрет маслом на доске.
Затем начинающий живописец перешел в мастерскую Джентиле и Джованни Беллини, в то время наиболее почитаемых венецианских художников. Здесь он встретился с восходящими звездами венецианской живописи – Себастьяно дель Пьомбо и Джорджоне.
.2 Первые работы
Как и многим начинающим живописцам, ради заработка приходилось браться за любую работу, расписывая орнаментом, арабесками, фигурками зверей и птиц, сундуки, домашнюю утварь. Со временем стали поступать более серьезные заказы – написание небольших картин на религиозную тему для личного пользования. Но над заказами, по свидетельству биографов, в основном трудился младший брат, проявлявший с юных лет завидное упорство и преданность делу.
Первый период творчества Тициана приходится на время, когда Венеция, благодаря мощному флоту, прочным торговым связям и довольно развитой экономике, жила в спокойствии и благополучии. Поэты, писатели, музыканты и художники изображали счастливого человека на лоне безмятежной природы, а основными темами произведений искусства, представленными в аллегорической форме (что было особенно близко молодому Тициану) стали любовь, красота, поэзия отношений.
В 1508 Тициан и Джорджоне расписывают фасад Фондако деи Тедески в Венеции. Среди ранних работ "Портрет мужчины в платье с синими руковами. ("Людовико Ариосто", около 1510, Национальная галерея, Лондон). Однако существует также версия, что это автопортрет Тициана. Следующее полотно "Сельский концерт" (около 1510, Лувр, Париж) в нём прекрасно передано удивительное слияние человека с природой в тихий и прекрасный предвечерний час.
Постепенно произведения Тициана наполнялись повествовательностью, динамикой, напряжением и драматизмом. Природа на них не молчалива и статична, а полна жизни, как и люди, населяющие ее, переполнены чувств и движения. В начале творческого пути художник первостепенную роль отводил пейзажам. Выбирая для работы время суток, он отдавал предпочтение часам перед закатом, когда небо озарено густым цветом, а любимым временем года для него была осень с буйством и многоцветием красок. Однако со временем мастер стал отдавать предпочтение жанру портрета. Тициана больше всего привлекали люди с богатым и сложным внутренним миром.
1.3 Зрелость художника
Однажды Тициан познакомился с дочерью своего товарища – юной Виолантой, которой так сильно увлекся, что решил жениться. Девушка часто бывала в его мастерской, позируя тогда уже известному живописцу.Но бурная история любви не имела продолжения. Вероятно, ее отец был против союза из-за большой разницы в возрасте. Страсть к Виоланте художник запечатлел в полотне "Флора" (около 1515, Галерея Уффици, Флоренция), являющемся настоящим шедевром молодого Тициана. В правой руке великолепной девушки – пучок первых весенних цветов, левой она придерживает слегка сползшую и обнажившую грудь накидку. Манящий взгляд Виоланты наполнен чувственностью. Тициан долго не мог забыть возлюбленную, ее образ появляется в полотнах "Любовь небесная и Любовь земная", "Молодая женщина с зеркалом", "Портрет молодой женщины" ("Прелестная кошечка"), "Саломея" и других.
В 1516 г., когда художник закончил работу над картиной "Динарий кесаря" приехав домой, его ждал сюрприс, брат привел в дом в качестве помощницы по хозяйству девушку Чечилию. Тициан был поражен ее непосредственностью, скромностью и благородством. Он даже не подозревал в тот момент, что вскоре именно она станет его верным другом, спутницей на всю жизнь, а также матерью их троих детей. В 1517 Тициан, наконец, был утвержден официальным художником республики Святого Марка. В 1525 Художник женится на Чечилии, от которой у него уже родились сыновья Помпонио и Орацио. После рождения второго сына у Чечилии началось сильное кровотечение. Это известие стало большим уларом для Тициана и он, боясь худшего, решил незамедлительно обвенчаться. Несмотря на то что усилиями лучших врачей женщина пошла па поправку, художник жениться не передумал. Поскольку он был очень известным человеком, эта новость быстро разлетелась по всей Венеции. Однако в 1525 состоялось очень скромное венчание, в домашней обстановке и в кругу самых близких и родных людей. Тициан некоторое время побыл с семьей, но как только супруга поправилась, он всё же уехал в Венецию, где его ждали многочисленные дела и незаконченные заказы. Время летело быстро, и в один ужасный день ему сообщили, что Чечилии снова плохо и она лежит при смерти. Тициан мчался к ней изо всех сил, но елва успел.Чечилия изменилась до неузнаваемости. После рождения третьего ребенка у нее снова началось кровотечение. Тицианан провел бессонную ночь в ее постели. Несмотря на все старания спасти женщину неудалось, 5 августа 1530 она умерла. Новорожденную назвали Лавинией. Живописец переживал эту утрату очень тяжело.Он жил как во сне: что-то делал, с кем-то встречался, никого не слышал и ничего не видел. Все мысли были заняты любимой Чечилией, которая была верным другом, супругой – для него и любящей матерью – для их детей. Только сейчас, потеряв ее, он понял, как много света привнесла в его жизнь эта женщина, как она была скромна и благородна. Чечилия наполнила его дом уютом и теплом, а его самого окружила бесконечной заботой. Ничто не мешало ему рисовать: она создавала все условия, чтобы ее мастер мог спокойно творить.
Несколько лет художник жил в своем доме почти затворником, сутками не выходя из мастерской. Он много работал, а в свободные часы общался с детьми. Все это время сестра Тициана Орса помогала ему по ведению хозяйства и в воспитании детей. Прошло время, и вот однажды кто-то заметил, что каждый день ближе к вечеру к дому живописца подплывала гондола с молодой женщиной, которая, стараясь быть незамеченной, быстро поднималась на второй этаж по наружной лестнице. Конечно, никто не упрекал художника, напротив, родные надеялись, что ее появление как-то скрасит уединение Тициана и успокоит его душу. Очень скоро из-под его кисти стали выходить полотна с изображением прекрасной незнакомки – это картины "Девушка в меховой накидке", "Портрет молодой женщины в шляпе с пером", а также знаменитая "Венера Урбинская".
1.4 Старость и смерть мастера
В Венеции свирепствовала чума. Младший сын Орацио был серьезно болен. Тициан ухаживал за ним, прекрасно осознавая, насколько заразна болезнь, но это был его священный родительский долг. Однажды в последних числах августа художник, находясь в своей спальне на втором этаже дома, услышал внизу шум. Он спустился и обнаружил, что санитары, которые периодически в поисках заболевших или умерших проводили обход домов в округе, отплывают на гондолах, увозя Орацио.
Тициан вернулся в дом в оцепенении, понимая, что только что потерял сына и остался совершенно один. Со всех углов на него смотрели незаконченные и завершенные работы. Художник осознавал: прошла его долгая, наполненная событиями и неустанным трудом жизнь, но что он имел сейчас, если в эту минуту ему даже не удалось спасти собственного сына? Живописец подошел к своему последнему холсту и на подоле платья Сивиллы нарисовал едва различимую руку, устремленную вверх. Это был его крик о помощи.
Тициана хоронили очень пышно, невзирая на эпидемию чумы. По решению правительства он был погребен в храме Санта-Мария Глориоза деи Фрари, что было против воли покойного, много раз при жизни изъявлявшего желание быть похороненным на родине, в семейной усыпальнице Бечеллио. В этот день не было никого из его родных. Но вскоре появился старший сын художника, обнаруживший, что дом от’ца на Бири разграблен. Началась борьба за наследство между Помпопио, который при жизни отца только и делал, что расстраивал его своей леностью и безалаберностью, и мужем покойной Лавинии, отцом шестерых детей -внуков Тициана.
2. Разбор работ Тициана
"Флора" (около 1515)
Картина художника Тициано Вечеллио "Флора". Размер картины 79 x 63 см, холст, масло. Будто изнутри светится чудесным таинственным огнем лицо молодой женщины, держащей в руке букетик цветов. Задумчивые глаза устремлены в сторону, улыбка едва трогает губы, она словно находится наедине со своими мыслями. Девичий персиковый румянец оттеняет бархат темных глаз, подчеркивает молочную белизну шеи и женственно-покатых плеч. Каштановые локоны прикрывая маленькие ушки, шею, волной спадают на кокетливо приоткрытую грудь. Художник создал целый ряд прекрасных, чувственных женских образов, до сих пор волнующих зрителя притягательной и поразительно жизнелюбивой силой . Флора в римской мифологии – милостивая богиня цветения колосьев, садов и цветов. Праздник в ее честь, Флоралии, сопровождался веселой разнузданностью и проходил с участием простонародья, а также продажных женщин.
"Любовь земная, любовь небесная" (1515)
Картина художника Тициано Вечеллио "Любовь земная и небесная". Размер картины 118 x 279 см, холст, масло. В своем творчестве художник развивает и углубляет характерные как для Джорджоне, так и для всей венецианской школы своеобразные живописные проблемы. Для него характерен постепенный переход от мягкой моделировки форм и мягкого сдержанного, холодного сияния красок Джорджоне к мощным, залитым светом колористическим симфониям периода творческой зрелости, то есть начиная с 1515-1516 годов. В эти годы вместе с тем Тициан вносит новые и очень существенные оттенки в понимание красоты человека, в эмоционально-образный строй языка венецианской живописи. Герои Тициана, может быть, менее утонченны, чем герои Джорджоне, но и менее загадочны, более полнокровно активны, более целостны, в большей мере проникнуты ясным, чувственным, "языческим" началом. "Любовь земная и небесная" – одно из первых произведений Тициана, в котором ярко раскрывается своеобразие художника. Сюжет картины до сих пор представляется загадочным. Вне зависимости от того, изображают ли одетая и обнаженная женщины встречу Медеи и Венеры (соотносится с сюжетом из книги Франческо Колонна "Гипнэротомахия" ("Сон Полифило")) или, что менее вероятно, символизируют любовь земную и небесную – ключ к пониманию содержания этого произведения лежит не в расшифровке сюжета. Цель Тициана – передать определенное душевное состояние. Мягкие и спокойные тона пейзажа, свежесть обнаженного тела, ясная звучность цвета красивых и несколько холодных в тоне одежд (золотистая желтизна колорита – результат времени) создают впечатление спокойной радости. Движения обеих фигур величаво прекрасны и вместе с тем полны жизненного обаяния. Спокойные ритмы расстилающегося позади пейзажа как бы оттеняют естественность и благородство движения прекрасных человеческих тел.
"Динарий кесаря" (1516)
История создания. Картина была написана для герцога Феррары Альфонсо дЭсте. По свидетельству Вазари, она украшала дверцу шкафа в кабинете герцога. Картина является первым заказом герцога у Тициана. В 1598 году картина перешла в коллекцию семьи дЭсте в Модене. В 1746 году куплена для дрезденского королевского собрания. По всей видимости, сюжет картины был предложен заказчиком, избравшим слова Христа: "Воздайте Богу Богово, а кесарю кесарево" – лозунгом в борьбе с римскими папами, пытавшимися вернуть давно уже утраченную власть над Феррарой, формально входившей в число папских владений. Однако, очевидно, что Тициана взволновал глубокий философский смысл сюжета. Все усугубляющиеся противоречия жизни Италии заставляют мастеров начала XVI века острее ощущать драматическое несовпадение гуманистических идеалов и окружающей действительности. Сюжет картины. Ещё в конце XV века Леонардо противопоставляет в своей Тайной вечере человеческое благородство и человеческую низость. Тициан, остро чувствовавший своё время, не мог не заметить эти противоречия. Уже в его падуанских фресках появляется тема столкновения светлого и тёмного начал, решённая в эпически-светском плане. В "Динарии кесаря" она решается в ином, глубоко психологическом плане, приобретает общечеловеческое звучание. Картина удивительно проста, лишена даже намёка на эффектность. Художник словно размышляя, сопоставляет на плоскости две фигуры. И в этом сопоставлении нет открытого драматизма: фарисей появляется справа из-за рамы картины, протягивает противнику золотую монету; обернувшись к искусителю, Христос смотрит на него и внимательно, и рассеяно. Отказавшись от каких-либо деталей, монументализировав фигуры героев, сосредоточив на них всё внимание, Тициан достиг огромной ёмкости и образной сконцентрированности. Фигура Христа величаво господствует в картине, заполняя картину почти целиком, выделяется на тёмном фоне аккордом розово-красных и синих тонов. Если в образе Христа преобладает идеально-возвышенное начало, то в облике фарисея решительно подчёркнута некая заземлённая конкретность, его низость, ничтожество, полное пороками. Его рука смугла и жилиста, горбоносый профиль резок, лицо морщинисто, в ухе поблескивает серьга. Это как бы сама реальность, наделённая энергией и настойчивостью, грубая и отвратительная. Мощно написанная фигура едва появляется на картине. Тему встречи двух противоположных миров, мира возвышенных идеалов и реальной действительности, словно скрепляет и завершает, создаёт некую связь, выразительный контраст тонкой руки Христа, которая никогда не коснётся монеты, на которую указывает Христос, и мощной руки фарисея, крепко сжавшей кусочек золота.
"Вознесение Марии" (1516 – 1518)
Венеция, церковь Фрари. Начало нового этапа в творчестве Тициана связано не с этими картинами, а с колоссальным алтарным образом Ассунта, изображающим Вознесение Марии. Картина была начата в год победоносного завершения войны с полчищами германского императора, захватившими в 1509 году все материковые владения Венеции. В 1516 году венецианцы вернули себе последний из захваченных имперскими войсками городов – Верону. Культ Девы Марии носил в Венеции не только религиозный, но и государственный характер. Хотя Венецианская республика называлась Республикой Святого Марка, именно с Девой Марией связывались важнейшие события венецианской истории; так, днем основания Венеции считался день Благовещения Марии. Все это объясняет ту атмосферу торжественного триумфа, которой проникнут колоссальный алтарный образ. Ассунта Тициана полна героического пафоса. Недаром современник Тициана и его биограф Людовико Дольче увидел в ней "устрашающую духовную силу и величие Микеланджело". Гигантские, больше человеческого роста фигуры столпившихся внизу апостолов и медленно, торжественно поднимающаяся к небу на фоне золотого сияния, в сопровождении парящих в облаках ангелов-путти величественная Мария действительно могут быть сравнены только с титаническими образами Микеланджело. Патетическую мощь приобретает цветовая гамма, сочетание рубиново-красных и синих тонов одеяний Богоматери, всплески красного в одеждах апостолов.
"Воскресение Христово" (1520 – 1522)
Брешиа. Церковь Сан Надзаро э Чельсо. Полиптих, состоящий из 5 частей: "Вознесение Христа" (центральная часть) – 278X122; "Епископ Аверольдо со святыми Назарием и Цельсием" и "Св. Себастьян" (нижние боковые створки) – 169X65 каждая; "Архангел Гавриил" и "Дева Мария" (верхние боковые створки) – 79X65 каждая Надпись на колонне под ногой св. Себастьяна: TITIAN F АС I ЕВ AT MDXII. Брешия, церковь Санти Надзаро э Чельсо Полиптих был заказан епископом Брешии Альтобелло Аверольдо, папским легатом в Венеции. В 1520 году, судя по письму Дж. Тебальди Альфонсо д’Эсте, фигура св. Себастьяна уже была закончена и Тебальди убеждал феррарского герцога купить ее. Брешианский полиптих с его эффектами ночного освещения, использованием сложного языка динамических поз, ракурсов, контрапостов знаменует новый этап творчества Тициана. Фигура св. Себастьяна, вызвавшая восхищение современников, является в этом смысле программной – недаром Тициан выполнил для нее ряд подготовительных рисунков (теперь – в графических собраниях Берлина и Франкфурта-на-Майне). Это одно из первых свидетельств обращения Тициана к языку движений и жестов, разработанному римской школой, к языку, который он воспринял в работах своего будущего соперника фриуланца Порденоне
"Вакх и Ариадна" (1520 – 1523)
Картина предназначалась для украшения дворца Альфонсо I д’Эсте, герцога Феррары, который был декорирован изображениями на классические мифологические темы. Полотно было заказано Рафаэлю на тему "Торжество Вакха". Однако Рафаэль умер в 1520 году, успев написать лишь предварительный рисунок и заказ был передан Тициану. Сюжет был взят из произведений древнеримских поэтов Катулла и Овидия. В 1806 году картина попала в Великобританию и упомянута в стихотворении Джона Китса "Ода соловью" (1819). Полотно было дважды свёрнуто в течение первого столетия после написания, что привело к катастрофическим для картины последствиям. В 1806 году картина попала в Великобританию и, начиная с конца XIX века, постоянно реставрировалась для остановки опадения краски с холста. Реставрация в 1967-1968 годах, проводившаяся в Лондонской национальной галерее, когда был снят верхний слой побуревшего от времени лака, привела к тому, что краска стала также сходить. В результате потребовалась дополнительное закрашивание, что изменило на значительной площади цвет неба. Снятие лака критиковалось также за то, что это изменило изначальный цветовой замысел Тициана, но галерея заявляет, что это было необходимо из-за разрушения лакового покрытия. Бог Вакх (в древнегреческой мифологии Дионис) появляется справа. Влюбившись в Ариадну с первого взгляда, он выходит из колесницы с двумя гепардами (в оригинальном тексте у Катулла – с леопардами). Ариадна была только что брошена греческим героем Тесеем на острове Наксос – его корабль ещё виднеется вдали. На полотне запечетлён момент испуга Ариадны от внезапного появления бога. По легенде Вакх позже вознёс её на небо и превратил в созвездие Корона, которое символически изображено на картине (в небе над Ариадной). Композиция разделена по диагонали на два треугольника: один – неподвижное голубое небо, для которого Тициан использовал дорогую ляпис-лазурь, с двумя влюблёнными и второй – полный движения ландшафт в зелёных и коричневых тонах с персонажами, сопровождающими Вакха. Интересно, что среди фигур, сопровождающих колесницу, выделяется одна, очевидно, навеянная скульптурой Лаокоон и его сыновья, найденной незадолго до написания картины в 1506 году. Картина входит в цикл полотен на мифологические темы, написанные Беллини ("Поклонение богов", 1514), Тицианом и Доссо Досси по заказу герцога, вероятно, по рекомендации одного из придворных учёных. Альфонсо I дЭсте в 1510 году хотел включить во дворцовую коллекцию также полотна Микеланджело и Рафаэля. Эта картина была начата Рафаэлем незадолго до смерти и дописана Тицином. Всего Тициан написал в 1518-1525 годах три картины для герцогского дворца.
"Положение во гроб" (1523 – 1526)
Размер картины 148 x 205 см, холст, масло. Тициану этого периода не чужды были и темы драматического характера, что было естественно на фоне того напряжения сил, в той трудной борьбе, которую недавно испытала Венеция. Очевидно, опыт этой героической борьбы и связанных с ней испытаний во многом способствовал достижению того полного мужественной силы и скорбного величия пафоса, который был воплощен Тицианом в его луврском "Положении во гроб". Прекрасное и сильное тело мертвого Христа вызывает в воображении зрителя представление о мужественном герое-борце, павшем в бою, а отнюдь не о добровольном страдальце, отдавшем свою жизнь во искупление человеческих грехов. Сдержанно горячий колорит картины, мощь движений и сила чувства крепких мужественных людей, несущих тело павшего, сама компактность композиции, в которой выведенные на первый план фигуры заполняют всю плоскость полотна, придают картине героическое звучание, столь характерное для искусства Высокого Возрождения. В этом произведении при всем его драматизме нет ощущения безнадежности, внутреннего надлома. Если это и трагедия, то, выражаясь современным языком, это оптимистическая трагедия, воспевающая силу духа человека, его красоту и благородство и в страдании.
"Коронование терновым венцом" (1542)
"Коронование терновым венцом" (итал. Incoronazione di spine) – картина является поздним вариантом подписанной композиции Тициана 1540 годов, находящийся в Лувре, и принадлежит к самым известным и значительным работам Тициана, написанным в "поздней манере". Картина оставалась в доме Тициана после его смерти, куплена у наследников его младшим современником Тинторетто, после смерти, которого в 1594 году, картина продана его сыном Домеником баварскому курфюрсту. Сюжет картины. В отличие от раннего варианта картины, находящегося в Лувре, в новой картине Тициан придаёт сюжету больше трагической глубины. В беспокойном движении красочных мазков возникают очертания тонущей во мгле, тускло освещённой огнём светильника колоссальной арки портала, ожесточённо движутся фигуры палачей, скрещиваются над головой Христа копья. В центре ожесточённого движения предстаёт спокойная и благородная фигура Христа, устало и скорбно приоткрывающего глаза. Герои позднего Тициана гибнут под натиском тёмных сил действительности, изведав и душевную боль, и физические страдания. Но для самого художника они остаются высшим воплощением человечности и высокого благородства. В картине Тициан открывает новую красоту – красоту познавшей страдание, но несломленной человеческой души.
"Венера Урбинская" (1538)
На переднем плане картины в роскошных интерьерах дворца изображена лежащая молодая нагая женщина, которую отождествляют с богиней Венерой. На ней только несколько украшений – кольцо, браслет и серёжки. Открытый взгляд женщины направлен прямо на зрителя. В правой руке Венера держит цветы, её левая рука прикрывает лоно, образуя центр композиции картины. У ног Венеры спит маленькая собачка. На заднем плане картины справа изображены две служанки, занятые сундуком с нарядами. Существует две противоречащие друг другу версии интерпретации тициановской нагой красавицы. Согласно одной из них картина символизирует узы брака. Сундук с нарядами на заднем плане при этом рассматривается как приданое обнажённой девушки. Другие исследователи считают, что "Венера Урбинская" – портрет куртизанки, фактически предлагающей себя зрителю. Скорее всего, Тициан хотел рассказать в своей картине о сексуальности в браке, соединив волнующую эротику с добродетелями брака и прежде всего с верностью, которую олицетворяет изображённая на картине собачка.
Помимо величественных полотен на религиозные темы Тициан написал большое количество портретов как исторических лиц, так и неидентифицированных персонажей. Целый ряд в творчестве Тициана составляют полупортреты неизвестных женщин, в которых Тициан символическим языком рассказывает о силе женской притягательности. Среди изображённых на портретах женщин могли быть и венецианские куртизанки, которые в XVII в. занимали высокое социальное положение.
"Венера и Адонис" (1553 – 1554)
Картина художника Тициано Вечеллио из цикла картин на поэтические темы для испанского короля "Венера и Адонис". Размер картины 168 x 205 см, холст, масло. Заказчик – Филипп II Испанский, 1553-1562. Творческое наследие Тициана огромно: это около 120-130 полотен, фрески, ряд превосходных подготовительных рисунков, серия гравюр на дереве, созданных в его мастерской по его рисункам. Полным динамики, смятения, сильных порывов страстей предстает мир в серии мифологических композиций. Живописную технику позднего Тициана характеризует в своем известном высказывании Боскини со слов Пальмы Младшего: "Тициан покрывал свои холсты красочной массой, как бы служившей ложем или фундаментом для того, что он хотел в дальнейшем выразить. Я сам видел такие энергично сделанные подмалевки, исполненные густо насыщенной кистью в чистом красном тоне, который призван был наметить полутон, либо белилами. Той же кистью, окуная ее то в красную, то в черную, то в желтую краску, он вырабатывал рельеф освещенных частей. С этим же великим умением, при помощи всего лишь четырех мазков, вызывал он из небытия обещание прекрасной фигуры. Заложив эти драгоценные основы, он поворачивал свои картины лицом к стене и порой оставлял их в таком положении месяцами, не удостаивая их даже взглядом. Когда он брался за них вновь, он разглядывал их с суровым вниманием, точно это были его злейшие враги, дабы увидеть в них какие-либо недостатки. И по мере того как он открывал черты, не соответствовавшие его тонкому замыслу, он принимался действовать подобно доброму хирургу, без всякой милости удаляющему опухоли, вырезающему мясо, вправляющему руку и ногу… Он покрывал затем эти остовы, представлявшие своеобразный экстракт из всего наиболее существенного, живым телом, дорабатывая его посредством ряда повторных мазков до такого состояния, что ему, казалось, недоставало только дыхания". История искусства периода Позднего Возрождения.
"Даная" (1553 – 1554) тициан художник возрождение картина
Картина художника Тициано Вечеллио "Даная" из цикла картин на поэтические темы для испанского короля. Размер картины 119 x 187 см, холст, масло. Заказчик – Филипп II Испанский, 1553-1562. В образах, посвященных, казалось бы, утверждению чувственных радостей жизни, явно слышится новая трагическая нота. Уже его "Даная" несет в себе новые черты по сравнению с предшествующим периодом. Действительно, "Даная", в отличие от "Венеры Урбинской" поражает нас своеобразным драматизмом, который пронизывает всю картину. Конечно, художник влюблен в реальную красоту земной жизни, и Даная прекрасна, притом откровенно чувственной красотой. Но характерно, что Тициан вводит теперь мотив драматического переживания, мотив развития страсти. Изменяется сам художественный язык мастера. Тициан смело берет цветовые и тональные соотношения, сочетая их с как бы светящимися тенями. Благодаря этому он передает подвижное единство формы и цвета, четкого контура и мягкой моделировки объема, которые помогают воспроизвести натуру, полную движения и сложных изменчивых соотношений. В "Данае" мастер еще утверждает красоту счастья человека, но образ уже лишен былой устойчивости и спокойствия. Счастье – уже не постоянное состояние человека, оно обретается лишь в минуты яркого порыва чувств. Недаром ясной величавости "Любви земной и небесной" и спокойной неге "Венеры Урбинской" здесь противостоит ощущение взволнованного порыва сильных чувств. Исключительно выразительно сопоставление Данаи с грубой старой служанкой, которая жадно ловит в протянутый фартук монеты золотого дождя, алчно следя за его потоком. Циничная корысть грубо вторгается в картину: в произведении драматически сплетаются прекрасное и уродливое, возвышенное и низменное. Красоте человечески яркого и свободного чувства Данаи противопоставляются цинизм и грубое корыстолюбие. Это столкновение характеров подчеркивается контрастом грубой, узловатой руки старухи и нежного колена Данаи, почти соприкасающихся друг с другом. В какой-то мере при всем различии образов Тициан здесь находит решение, напоминающее композицию его картины "Динарий кесаря". Но там сопоставление полного моральной красоты образа Христа с темным уродливым лицом фарисея, воплощающим грубую хитрость и низменные человеческие страсти, приводит к утверждению абсолютного превосходства и победы гуманного начала над низменным и жестоким. В "Данае", хотя Тициан и утверждает победу счастья, силы уродства и злобы уже приобрели известную самостоятельность. Старуха не только оттеняет по контрасту красоту Данаи, но и противопоставляется ей. Вместе с тем именно в эти годы Тициан создает новую серию своих поистине прекрасных картин, посвященных воспеванию чувственного очарования женской красоты.
"Венера с зеркалом" (1555)
Картина художника Тициано Вечеллио "Венера с зеркалом". Размер картины 124 x 105 см, холст, масло. Венера, в римской мифологии богиня садов, красоты и любви. В древнеримской литературе имя Венеры нередко употреблялось в качестве синонима плодов. Некоторые ученые имя богини переводили как "милость богов". После получившего широкое распространение предания об Энее Венера, почитавшаяся в некоторых городах Италии как Фрутис, была отождествлена с матерью Энея Афродитой. Теперь она стала не только богиней красоты и любви, но и покровительницей потомков Энея и всех римлян. На распространение культа Венеры в Риме немалое влияние оказал построенный в ее честь Сицилийский храм. Апофеоза популярности культ Венеры достиг в I веке до н. э., когда на ее покровительство стали рассчитывать знаменитый сенатор Сулла, веривший в то, что богиня приносит ему счастье, и Гай Помпей, который построил храм и посвятил его Венере-победительнице. Гай Юлий Цезарь особо почитал эту богиню, считая ее сына, Энея, предком рода Юлиев. Венеру награждали такими эпитетами, как милостивая, очищающая, остриженная, в память о мужественных римлянках, которые во время войны с галлами остригли волосы для того, чтобы сплести из них канаты. В литературных произведениях Венера выступала как богиня любви и страсти. В честь Венеры была названа одна из планет Солнечной системы. "Венера с зеркалом" – одна из лучших работ итальянского художника: Тициано Вечеллио создает галерею прекрасных картин, воспевающих чувственность и очарование женской красоты. Его окутанные мерцанием теплых тонов со сдержанно жаркими вспышками красного, золотистого, холодно голубого цвета – скорее поэтическая мечта, чарующая и волнующая сказка-песня о красоте и счастье. Тициановская Венера, как олицетворение женственности, плодородия, материнства прекрасна зрелой красотой земной женщины.
"Кающаяся Мария Магдалина" (1565)
Картина художника Тициано Вечеллио "Кающаяся Мария Магдалина". Размер картины 119 x 98 см, холст, масло. Последовательно и с большой живописной силой эстетические представления позднего Тициана о жизни находят свое выражение в его "Кающейся Магдалине", одном из шедевров эрмитажной коллекции. Картина эта написана на сюжет, весьма характерный для эпохи контрреформации. На деле же в этой картине Тициан еще раз утверждает гуманистическую и "языческую" основу своего творчества. Великий реалист, решительно переосмысливая религиозно-мистический сюжет, создает произведение, по своему содержанию открыто враждебное реакционно-мистической линии в развитии итальянской позднеренессансной культуры. Для Тициана смысл картины не в пафосе христианского покаяния, не в сладостной истоме религиозного экстаза и тем более не в утверждении тленности плоти, из "темницы" которой рвется к богу "бестелесная душа" человека. В "Магдалине" череп – мистический символ тленности всего земного – для Тициана лишь аксессуар, навязанный канонами сюжета, поэтому он и обращается с ним довольно бесцеремонно, превращая его в подставку для развернутой книги. Взволнованно, почти жадно передает нам художник пышущую красотой и здоровьем фигуру Магдалины, ее прекрасные густые волосы, ее бурно дышащую нежную грудь. Страстный взгляд полон земной, человеческой скорби. Тициан прибегает к мазку, передающему безукоризненно точно реальные цветовые и световые соотношения. Беспокойные, напряженные цветовые аккорды, драматическое мерцание света и тени, динамическая фактура, отсутствие изолирующих объем жестких контуров при пластической определенности формы в целом создают образ, полный внутреннего движения. Волосы не лежат, а спадают, грудь дышит, рука дана в движении, складки платья взволнованно колышутся. Свет мягко мерцает в пышных волосах, отражается в подернутых влагой глазах, преломляется в стекле фиала, борется с густыми тенями, уверенно и сочно лепит форму тела, всю пространственную среду картины. Точное изображение действительности сочетается с передачей ее вечного движения, с ее яркой образно-эмоциональной характеристикой. Но каков в итоге смысл создаваемого с такой живописной силой образа? Художник восхищается Магдалиной: человек прекрасен, его чувства ярки и значительны. Но он страдает. Былое ясное и безмятежное счастье бесповоротно нарушено. Окружающая человека среда, мир в целом – уже не тот спокойный фон, покорный человеку, каким мы видели его раньше. На пейзаж, расстилающийся за Магдалиной, набегают темные тени, небо заволакивают грозовые тучи, и при тусклом свете последних лучей угасающего дня выступает образ охваченного горем человека.
"Святой Себастьян" (1570)
Картина художника Тициано Вечеллио "Святой Себастьян". Размер картины 212 x 116 см, холст, масло. В позднейших картинах Тициан показывает жестокий конфликт человека с окружающей средой, с враждебными гуманизму, свободному разуму силами реакции. Особенно знаменательна его работа "Святой Себастьян". В картине "Святой Себастьян" художником изображен подлинно ренессансный титан по силе и величию характера, но он скован и одинок. Гаснут последние отблески света, ночь спускается на землю. Мрачные тяжелые тучи бегут по смятенному небу. Вся природа, весь огромный мир полны стихийно грозного движения. Пейзаж раннего Тициана, послушно созвучный душевному строю его героев, приобретает ныне жизнь самостоятельную и притом враждебную человеку. Человек для Тициана – высшая ценность. Поэтому, хотя и видя трагическую обреченность своего героя, он не может примириться с этой обреченностью, и, полный трагической патетики и мужественной скорби, образ Себастьяна вызывает чувство гневного протеста против враждебных ему сил. Нравственный мир позднего Тициана, его скорбная и мужественная мудрость, стоическая верность своим идеалам прекрасно воплощены в его проникновенных работах того времени.
"Оплакивание Христа" (1576)
Картина художника Тициано Вечеллио "Оплакивание Христа" ("Пьета"). Размер картины 352 x 349 см, холст, масло. Одним из самых глубоких по мысли и чувству творений позднего Тициана является "Пьета", законченная после смерти художника уже его учеником Пальмой Младшим. На фоне сложенной из грубо отесанных камней грузно давящей ниши, обрамленной двумя статуями, возникает в трепетно гаснущем свете сумерек группа людей, охваченных скорбью. Мария держит на своих коленях обнаженное тело погибшего героя. Она застыла в безмерном горе, подобно статуе. Христос не изможденный аскет и не "добрый пастырь", а именно муж, поверженный в неравной борьбе. С печалью взирает на Христа дряхлый старец. Подобен звенящему в тишине пустынного закатного мира крику отчаяния стремительный жест поднятой руки Магдалины. Вспышка ее развевающихся золотисто-рыжих волос, беспокойные цветовые контрасты ее одеяния резко выделяются из мглы сумрачно мерцающего тона картины. Гневно и скорбно выражение лица и движения всей фигуры каменной статуи Моисея, освещенной голубовато-серым неверным мерцанием угасающего дня. С необычайной силой передал в этом полотне Тициан и всю безмерную глубину человеческого горя и всю скорбную его красоту. Картина, созданная Тицианом в последние годы его жизни, – реквием, посвященный любимым героическим образам уходящей в прошлое светлой эпохи Возрождения.
Используемая литература
1.ООО " Издательство "Директ-Медиа", Том 19, "Тициан Вечеллио" Великие художники.
2.Alessandra Fregolent Parigi, Louvre. – Milano: Electa, 2005. – С. 159. – ISBN 9-770391-786715
.Wielkie muzea. Stara Pinakoteka, wyd. HPS, Warszawa 2007, ISBN 978-83-60688-30-4
.Wielkie muzea. Luwr, wyd. HPS, Warszawa 2007, ISBN 978-83-60688-31-1
5.Боргези С. Старая пинакотека: Мюнхен: Альбом. 2003.
6.Т. А. Седова. Старая пинакотека в Мюнхене. М.: Искусство, 1990
8.Gibellini C. (a cura di), Tiziano, RCS Skira, Milano, 2003