- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 35,21 kb
Типологические черты культур Древнего Востока
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Волгоградский Государственный Технический Университет
(ВолгГТУ)
Кафедра истории, культуры и социологии
Реферат
по культурологии на тему:
«Типологические черты культур Древнего Востока»
Выполнил:
Проверил: Ященко Р.В.
Оценка работы ____________ баллов.
Волгоград 2004г.
Содержание:
Введение…………………………………………………………………………3
Древний Восток как культурная целостность…………………………………4
Культура Древнего Египта……………………………………………………..7
Культура Древнего Китая……………………………………………………..10
Культура Древней Индии……………………………………………………..14
Заключение…………………………………………………………………….16
Литература……………………………………………………………………..17
Введение.
При выборе темы для своей работы я решил обратиться к истокам нашей цивилизации, а, так как ещё в период своего становления, она разделилась на две культурные ветви: Запад и Восток. Я заинтересовался этой странностью развития нашей цивилизации. И решил рассмотреть одну из этих ветвей – восточную культуру, так как она старше западной ветви и, в то время, как западная культура только зарождалась, восточная ветвь уже была вполне сформировавшейся и устоявшейся. А так как само понятие восточной культуры – это очень большая тема, затрагивающая по-мнению некоторых историков не только Южную Азию, Северную Африку, Индию и Китай, но и культуры Южной Америки, культуры майя, ацтеков, инков. И потому я решил рассмотреть лишь те культуры, оказавшие наибольшее влияние на нашу цивилизацию. Так я рассмотрю культуры Древнего Египта, Древней Индии и Древнего Китая.
Древний Восток как культурная целостность.
Древним Востоком обычно называется совокупность культур, расположенных на восток и юго-восток от Греко-римского мира. Разумеется, сам этот термин является весьма условным, поскольку граница между греко-римским миром и древневосточными культурами никогда не была резкой. С одной стороны, восточные народы иногда проникали далеко на запад. С другой стороны, древние греки, проводя активную колонизацию, проникали далеко на восток. Кроме того, граница между «Востоком» и «Западом» в разные исторические эпохи проводилась по-разному, и её расположение в процессе исторического рассмотрения следует каждый раз уточнять.
Древний Восток как культурная целостность включает в свой состав культуры Южной Азии и Северной Африки, а также Индию и Китай. Ряд авторитетных исследователей считает, что древние культуры Южной Америки, культуры майя, ацтеков, инков, хотя в чисто географическом смысле они и не являются «Востоком», типологически также должны быть отнесены к древневосточной цивилизации, поскольку типологическое сходство действительно очень велико.
Значение Древнего Востока в истории общечеловеческой культуры огромно. Именно на Востоке происходит разложение первобытнообщинного строя и происходит переход к осёдлости. Здесь появляются первые государства, частная собственность, первые системы письменности, создаются условия для разделения труда и проявления социальных классов. Все культуры Древнего Востока прошли длительную эволюцию, исходной точкой которой был первобытнообщинный строй.
В литературе можно встретить разные термины для обозначения культуры Древнего Востока. Известный немецкий философ XIX в. Г.В.Ф.Гегель предпочитал пользоваться термином «восточная деспотия», подразумевая, прежде всего, структуру политической власти на Древнем Востоке. Исследователи, поддерживающиеся марксисткой методологии, говорят о Древнем Востоке как о раннем рабовладельческом обществе, имея в виду экономическую структуру. В тех работах, в которых предпринимаются попытка выявить специфику древневосточной культуры в целом, можно встретить самые различные термины для обозначения этой специфики.
Так, в известной книге западного учёного Карла Витфогеля (1896-?) «Восточный деспотизм» вводится не слишком изящно звучащий по-русски термин «гидравлические общества» (может быть, лучше было бы перевести: «гидравлические общества»). Витфогель пишет: «Примитивный человек знал регионы, испытывающие недостатки воды, с незапамятных времён, но поскольку он зависел от собирательства, охоты и рыболовства, он мало нуждался в регулировании водных ресурсов. Лишь после того, как он научился использовать процессы воспроизводства растительной жизни, он начал принимать во внимание возможности земледелия на сухих участках земли, обладающих, однако, источником воды, количество которой было больше, чем в кратковременном дожде. Лишь тогда он начал манипулировать заново открытыми свойствами старого окружения посредством хозяйствования на слабо орошаемых землях (поливное земледелие) и (или) регулярно орошаемых и управляемых государством землях (орошаемое земледелие). Лишь тогда возникла возможность появления деспотических структур правления и общества» (Wittfogel.1957 P.12). Таким образом, Витфогель справедливо обращает внимание на роль рек и орошения в становлении древневосточной культуры. И в самом деле, это – «культура речных долин», или «речная» цивилизация.
В ряде других западных работ, посвящённых исследованию древневосточной культуры, можно встретить такие термины, как «территориальное царство», «храмовое государство», «космически империи». В этих терминах подчёркивается роль осёдлости и территории в этом типе культуры, значение храмов и астрологических сведений для их становления.
Ещё раз повторим, что главной особенностью большинства культур Древнего Востока является то, что основная часть их территорий – долины крупных, полноводных рек. Это, в сущности, заболоченная почва, т.е. те природные условия, которые совершенно не подходили для первобытной родовой общины в качестве первой формы человеческой общности. Тем не менее, как мы увидим позже, именно эти неблагоприятные природные условия стали основой принципиально иного, по сравнению с культурой родовой общины, типа культуры. Чтобы не быть голословным, рассмотрим в качестве иллюстрации один из древнейших образцов этого нового типа культуры. У историков существует даже такая крылатая фраза: «История начинается в Шумере» (так называется и известная книга).
Одна из ранних и наиболее характерных форм древневосточной культуры представлена шумеро-вавилонской культурой. Она сложилась в районе двух рек – Тигра и Евфрата. Южная часть Месопотамии (Двуречье в узком смысле слова) образовалась постепенно в результате того, что наносы Тигра и Евфрата медленно, но верно заполняли Персидский залив. Формирующаяся болотная равнина вытеснила на юг морские воды. В палеолите это было сплошное болото, над которым, по всей вероятности, носили целые тучи комаров и москитов. Первобытные родовые общины избегали этих мест, что доказывается отсутствием находок в этих местах орудий времён палеолита.
Культура, созданная в бассейне Тигра и Евфрата, была результатом взаимодействия и сотрудничества многих народов. Население двуречья не было однородным, поскольку страна заселялась с двух сторон. С востока к берегам Тигра и Евфрата пришли шумеры – этническая группа, язык которой учёные до сих пор не могут отнести к какой-либо языковой семье. С запада и северо-запада двигались семитские племена. Первая волна этих переселенцев в дальнейшем получила название аккадцев (по названию города Аккад). Язык их, получивший название аккадского, был близок древнееврейскому и арабскому. Переход от родовой организации к государству в рассматриваемой культуре продолжался примерно с середины V тысячелетия до н. э. до середины III тысячелетия до н. э. Возникают первые города, которые вступают между собой в ожесточённую и непримиримую борьбу. Первые формы государственности и возникают в результате этой борьбы. Особо возвышается город Вавилон (точнее, Бабили – «врата бога»), расположенный на левом берегу Евфрата, несколько южнее современного Багдада.
В развитии культуры пальма первенства очень часто принадлежала шумерам. Но весьма ощутимый вклад внесли и семитские народы, прежде всего, аккадцы. С возвышением Вавилона эта культура получила общее название «вавилонской». Из истории известно, что шумеры в Двуречье ассимилировались и, в конце концов, утратили свой язык. Однако их культурное наследие оказало огромное воздействие на семитские народы. Поэтому правильнее говорить не о вавилонской, а шумеро-вавилонской культуре.
В шумеро-вавилонской культуре мы находим все характерные черты древневосточной культуры вообще. Это, прежде всего, иероглифическая письменность. Внешний вид знаков со временем упрощался, и постепенно Нои превратились в довольно схематичные и абстрактные значки. Основным материалом для письма служила мягкая глина, которой придавали самую различную форму, – пластин, призм, шаров и т. д. В результате того, что писец, выдавливая схематический значок, невольно ослаблял нажим руки, прямая линия превращалась в клин. Отсюда и название этой письменности – клинопись. Далее, характерной чертой шумеро-вавилонской культуры было строительство особых, ранее не известных культовых сооружений – храмов. Стены храмов были исписаны иероглифическими знаками, сами они были ориентированны по сторонам света. Строительным материалом служила преимущественно глина.
Ещё одной характерной чертой было развитие и особая роль астрономических знаний. Правда, это была скорее не астрономия, а астрология, которая вообще играла огромную роль в древневосточной культуре. Фундаментальное значение в этой культуре играет вера в воздействие небесных светил на судьбу народа в целом (индивидуальные гороскопы появляются значительно позже и являются признаком упадка). В шумеро-вавилонской культуре предсказывались солнечные и лунные затмения, был создан солнечно-лунный календарь. Была развита и математика, основывающаяся на шестидесятеричной системе счисления.
Одной из древнейших считается и шумеро-вавилонская мифология, содержащая уже такие «бродячие» мифологические сюжеты, как миф о сотворении мира, потопе. Появляются и характерный земледельческий миф об умирающем и воскресающем боге.
Типологически схожие черты мы находим также в культуре Ассирии, культуре хеттов, Сирии, Палестины, Финикии.[2.стр76-80]
Культура Древнего Египта.
В конце ІV тыс. до н.э. в Юго-Восточной Африке, в низовьях реки Нил, сформировалось раннерабовладельческое государство Египет, которое стало одним с самых великих (больших) центров мировой культуры.
Культура Древнего Египта является типичным образцом древневосточной культуры. Поэтому далеко не случайно Египет часто называют «даром Нила». Название «Египет» происходит от древнегреческого «Айгуптос», что представляет собой искаженное греками название египетской столицы Мемфиса – Хетка-Птах («крепость бога Птаха»). Сами египтяне называли свою страну «Чёрная земля» («Та-Кемет») в противоположность неплодородной «Красной земле», т.е. пустыне.
Предками древних египтян были кочевые охотничьи племена, постоянно перемещавшиеся по степям и долине Нила за исключением болотистых местностей (и это очень важно). Постепенно первобытным охотникам стало недоставать добычи, и в поисках новых мест охоты они начали спускаться в долину Нила. Природные условия вообще сыграли очень важную роль для развития древнеегипетской цивилизации. Долина Нила составляла всего лишь около 3,5% территории Египта, но именно там проживало около 99,5% населения. Долина Нила была довольно узкой (от 4 до 20 км в ширину) и расширялась только на севере, образуя дельту, включавшую в себя множество рукавов. В сущности, Древний Египет был оазисом в долине Нила, окружённым знойным, сухим и бесплодными пустынями.
Принципиальной особенностью древнеегипетской цивилизации была её тесная связь с природными циклами Нила. Дело в том, что в результате непрерывных тропических ливней и таяния снегов истоки Нила переполнялись, и он ежегодно в июле разливался. Почти вся долина (т.е. собственно Египет) оказывалась под водой, за исключением разве что возвышенностей и искусственных насыпей. Через четыре месяца, к ноябрю, нильские воды спадают, оставляя после себя на полях плодородный слой ила. Таким образом, сухая и растрескавшаяся земля после разлива Нила становилась влажной и плодородной. Тогда наступал второй четырёхмесячный период (ноябрь – февраль) – время посева. Цикл завершался третьим четырёхмесячным периодом (март – июль) – время жатвы. В этот период господствовала нестерпимая жара, превращавшая землю в растрескавшуюся пустыню. Затем цикл повторялся, начинаясь с очередного разлива.
Считается, что население Древнего Египта относилось к хамитской ветви семито-хамитской группы. Их внешнему виду были присущи стройные пропорции, а кожа у них была тёмно-коричневой (женщины на древних рисунках выглядят более светлыми). Как и почти во всех культурах, население Древнего Египта не было однородным. С юга в Египет вливались кушиты (нубийцы), которых греки называли эфиопами, и которые, хотя и были родственны египтянам, имели более ярко выраженные негроидные черты. А с запада в Египет проникали представители берберской ветви семито-хамитской группы – ливийцы, обладавшие голубыми глазами и светлой кожей. Проникали в Египет также семитские азиатские народы и карликовые племена Центральной Африки. Однако всё они вливались в состав основного населения и ассимилировались.[2.стр81,82]
История Египта служит подтверждением тезиса об особой жизнеустойчивости традиционных цивилизаций. С V тыс. до н.э. и до начала I в. до н.э. – т.е. около 5 тыс. лет – существовала цивилизация Египта. Периодизация истории Египта представляет собой смену эпоху Древнего Раннего царства (около 3100 – 2549гг. до н.э.), Древнего царства (ок. 2649 – 2150гг. до н.э.), Среднего царства (около 2040 – 1640гг. до н.э.) и Нового царства (ок. 1552 – 1069гг. до н.э.). Завершается история Египта правления династии Птолемеев (ок. 332 – 30гг. до н.э.). Именно в 30г. до н.э. Египет стал частью Римской империи, а за год до этого последняя царица Египта Клеопатра и римской полководец Антоний покончили жизнь самоубийством, потерпев поражение в битве с войском Октавиана.
Периоды Раннего, Древнего, Среднего и Нового царства выделили сами египетские жрецы, однако историкам пришлось немало потрудиться, чтобы уточнить даты и границы эпох.
Уже в древнем и Среднем царствах были созданы уникальные памятки культуры – гробницы фараонов Хеопса, Хефрена та Микерина, сфинксы фараона Хефрена в Гизе и фараона Аменемхета ІІІ и множество художественны достижений (скарбы) из гробниц Хенеку и Хени. Пирамида Хеопса по размерам не имеет себе равных среди каменных сооружений целого мира (высота 146 м, длина основы каждой грани 230 м.). Это действительно необыкновенный памятник неограниченной власти фараона и каторжной роботы рабов.
Древние египтяне обожествляли природу и земную власть. Звери считались священными, их держали при храмах, отдавали им шану, а после смерти бальзамировали и хоронили у саркофагах. Сохранялись целые кладбища баранов, кошек, быков, крокодилов. На тотемизме базируется и звероликость египетских богов, верховным среди которых считался бог Солнца Ра, которого часто изображали соколом или же тельцом. Фараон считался “сыном солнца” с этим связанные и почести, которые ему отдавались, и соответственное отображение в культуре: фараон изображался величавым, освобожденным от груза времени и земной реальности. В скульптурах он изображался спокойно-холодным, неземным, как за позой (физически), так и за выражением лица и взглядом глаз, отходил в вечность.
В Новом Царстве расцвела архитектура храмов. В то же время широко проводилось сооружение святилищ (храмов). Самыми известными были храмы Амона-Ра в Луксоре и Корнаке недалеко от Фив.
Характерная черта этих сооружений – масса разнообразных колон, что символизировали лес. Потолок покрывали темно-синей краской и золотыми звездами, и создавалось впечатление, как будто бы человек вечером в лесу наблюдает звездное небо.
Очень интересны росписи гробниц в Фивах, которые впечатляют своей пластикой, художественной оригинальностью. Древние египтяне ввели традицию изображения фигур таким способом: голова и ноги – в профиль, а торс – развернутым. Только в VІІ в до н.э. в египетском искусстве исчезает традиция такого изображения.
Существует одна характерная особенность египетского искусства – длительное следование принятым в древности образцам. Причина этого явления заключается в том, что религиозные воззрения, складывавшиеся в своих основных общих чертах вместе со сложением классового рабовладельческого общества, закрепили как не подлежащие изменению формы древнейших памятников Египетского искусства, имевшие религиозное назначение. Поскольку на протяжении всей истории Древнего Египта памятники искусства в своем подавляющем большинстве имели также религиозно-культовое назначение, творцы этих памятников были обязаны следовать установившимся канонам, что мешало развитию творчества художников, хотя, конечно, не могло остановить это развитие целиком.[1]
Для статусных отношений весьма характерным было равноправие мужчины и женщины в частных и публичных сферах жизни, подчиняющихся требованиям закона. Женщина могла владеть и отчуждать собственность, быть стороной в договоре, вести дело в суде, изготовлять завещание. При содействии отца или мужа она могла выступать свидетелем.
Собранный тысячелетиями опыт древнеегипетской культуры через Грецию и Рим обогатили Западноевропейскую и мировую цивилизацию.[3]
Культура Древнего Китая.
Китайская культура по праву считается одной из самых древних. Древний Китай является родиной таких изобретений как компас, спидометр, сейсмограф, порох, книгопечатание, фарфор. В области математики был открыт метод решения уравнений первой степени с двумя и тремя неизвестными, вычисления отношения длины круга и его диаметра. В области астрономии китайцы знали, как высчитывать время затмения Солнца, сложили один из первых каталогов звезд, вели наблюдения за пятнами на солнце и др.
На весь мир славится китайская медицина, которая имеет 3000-летнюю историю. В Древнем Китае впервые была написана “Фармакология”, впервые стали проводить хирургические операции с применением наркотических веществ, впервые описали и применили метод лечения иглоукалыванием, прижиганием и массажами.
Китайские зодчие приобрели славу двумя своеобразными памятками – Великий канал (2000 л. – почти с XI в. до н.э. – по XIX в. н.э.)- сложное гидротехническое сооружение с численными приборами, интересными способами перекачивания и очищения воды и Великая китайская стена.
Сами китайцы называли свою страну по-разному – то Чжун Го (т.е. Срединное царство), то Чжун Хуа (т.е. Срединная цветущая), то Поднебесная, то по названию тех или иных династий. Как и древнеегипетская культура, культура Древнего Китая сложилась в бассейне крупной реки Хуанхэ. Это – очень капризная река, она очень часто меняла русло, обрушивая берега и затапливая большие площади. В китайской литературе её очень часто называют «рекой, надрывающей сердце», очевидно, из-за её капризного нрава. Поэтому китайцы упорно сооружали на Хуанхэ плотины и дамбы, что улучшало земледельческие качества почвы, и без того достаточно плодородной.
В Древнем Китае, в отличие от Древнего Египта, имелись большие лесные массивы, довольно богатая флора и фауна. Что касается населения Древнего Китая, то оно было весьма пёстрым. Собственно китайцы первоначально заселяли лишь бассейн среднего течения Хуанхэ. Постепенно они переселялись и в другие области, вступая в конфликты, в том числе и военные, с другими племенами. На основании археологических данных можно утверждать, что Китай был заселён уже в каменном веке.
Китайская традиция убеждает, что в XVII в. до н.э. было основано государство Шан (по названию наиболее сильного тогда племени). Соседи этого государства назвали его Инь. От этой культуры до нас дошло большое количество памятников материальной культуры, что свидетельствующее о переходе к осёдлости, земледелию и скотоводству. Для изготовления различных орудий используется уже не только камень и кость, но и медь, а затем и бронза. Археологические данные свидетельствуют о начале имущественного расслоения. Правители (ваны) из племенных вождей превращаются в царей – основателей династий. Начинается и процесс централизации, а царю присваивается титул «сына Неба».
Однако царство Шан (Инь) оказалось непрочным, и оно эффективно противостоять атакам соседнего племени Чжоу. В китайской традиции считается, что последний царь царства Шан был разгромлен вождём племени Чжоу, и покончил жизнь самоубийством. В результате на смену государства Шан приходит государство Чжоу. Новая династия просуществовала до III в. до н.э.
Время правления династии Чжоу обычно делится на три периода – время Западного Чжоу (XII – VIII вв. до н.э.), потом Восточного Чжоу (VIII – V вв. до н.э.) и Чжаньго (так называемую эпоху «Воюющих царств», охватывающую отрезок времени от V до III вв. до н.э.). Последний период был, собственно говоря, переходным временем. Кроме того, следует учитывать, что эпоха Чжоу характеризуется политической и экономической раздробленностью, и на территории Древнего Китая существовали десятки самостоятельных, в сущности, государств. Некоторые исследователи считают, что их количество исчислялось даже сотнями.
Для периода Западного Чжоу характерно усиление родовой знати. Земля находилась в собственности общин, и существовала «колодезная система». Суть её заключается в том, что вся территории, являющаяся собственностью данного селения, разделяется на девять частей. Название происходит от того, что схема такого деления по своему виду напоминала китайский иероглиф, означавший «колодец». Из девяти наделов восемь отдавалась семьям, а центральный девятый обрабатывался всей общиной; урожай с него шёл на нужды общины. Правда, позже этот урожай перешёл в собственность царя.
В этот период, предпринимались попытки создания централизованного государственного правления. Вводятся должности трёх советников царя: великого наставника, великого учителя и великого покровителя. Их функции распределялись следующим образом: первый занимался делами культа, второй – работами, прежде всего ирригацией, а третий – военным делом. Однако, все попытки централизовать государственную власть заканчивались провалом, сталкиваясь с сепаратистскими тенденциями местных правителей. Были периоды, когда местные царьки оказывались могущественнее главного вана. Стремление к централизации ослаблялось и традиционным для первых осёдлых культур фактором – натиском и набегами кочевых племён.
Если в эпоху Западного Чжоу столицей был город Хао, то в эпоху Восточного Чжоу столица переносится в город Лои (современный Лоян). В эпоху Восточного Чжоу сепаратистские тенденции не ослабевают, и среди борющихся между собой государственных образований выделяются сильнейшие. В эпоху Чжаньго, т.е. «Враждующих царств» таких сильнейших образований насчитывалось семь. Именно в эту эпоху был достигнут некоторый прогресс в деле интеграции Китая, что не замедлило сказаться на экономической сфере. Появляются железные орудия труда, совершенствуется ремесло, в частности, больших успехов древние китайцы достигли в выделке шёлковой материи. Появляются первые металлические деньги. Однако, все эти прогрессивные процессы сдерживаются непрекращающейся враждой самостоятельных царств.
Любопытно, что именно ирригационная система, точнее, необходимость согласованных действий при её обслуживании и эксплуатации, послужило к объединению страны. Ведь отсутствие согласованности могли привести (иногда действительно приводило) к прорыву полтин и дамб и к затоплению больших участков; т.е. в сущности, к стихийным бедствиям. К централизации подталкивали потребности расширяющейся торговли. Объединённые усилия были нужны и для противостояния кочевникам. В результате действия факторов интегративные процессы начинают усиливаться.
Главную роль при этом сыграло государство Цинь, располагавшееся в западных районах Китая и простиравшееся до берегов великой китайской реки Янцзы. В IV в. до н.э. сановник по имени Шан Ян провёл в царстве Цинь очень важные реформы, позволившие государству собрать большие средства для реорганизации устоев сельской общины и её опоры патриархальной семьи. В результате в III в. до н.э. государство Цинь побеждает всех соперников, и ему удаётся низложить династию Чжоу. Китай окончательно объединяется в эпоху Ин Чжена (246-210 гг. до н.э.), который распространил свою власть на все царства, существовавшие на территории Китая. В 221 г. до н.э. он принял титул императора (по-китайски – хуанди) и вошёл в историю под именем Цинь Шихуанди (т.е. первый император Цинь). Именно в период его правления для защиты от напора кочевых племён была построена Великая Китайская стена.
Длина Великой Китайской стены – около 4 тыс. км. Она построена из утрамбованной земли и каменных глыб и проходит и по горам, и оп степям, и по пустыням. Однако смысл сооружения стены заключался не только в том, чтобы защититься от натиска кочевых племён. Она также изолировала Китай от всех чуждых влияний, позволяла сделать древнекитайскую культуру замкнутой, закрытой.
Правление Цинь Шихуанди отличалось крайней жестокостью и даже деспотичностью. Он распространил установление Шин Яна на всю территорию Китая, а старая наследственная власть была отстранена от управления. Естественно, это вызвало сильное недовольство сопротивление. Это развязало руки Цинь Шихуанди, и он начал массовый террор против всех несогласных. Император заботился о создании и поддержании своего культа. Для этого по всей территории в его честь сооружались храмы и дворцы. По всей видимости, к концу жизни Цинь Шихуанди заболел манией преследования. Поэтому неудивительно, что сразу после его смерти в Древнем Китае вспыхнуло восстание, костяк которого составляли крестьяне и рабы. В 207 г. до н.э. один из вождей восстания, деревенский староста Лю Бан сверг последнего представителя династии Цинь и стал основателем новой династии. Она вошла в историю под именем Первой, или Старшей, династии Хань.
Лю Бан в первую очередь восстановил, начавшую разрушаться, централизацию страны, стремился, как то возместить ущерб пострадавшим от династии Цинь. Однако по мере усиления династии Хань деспотические порядки начинают возвращаться. Естественно, что тут, то там вспыхивают восстания, что заставляет идти правителей на некоторые уступки. В 9 г. н.э. династия Хань была свергнута. В условиях междоусобицы и народных восстаний представители свергнутой династии Хань выдвинули из своих рядов Лю Сю, объявившего себя императором. Это было началом второй, младшей династии Хань. В конце II в. н.э. Китай вновь входит в полосу потрясений и в 220 г. н.э. он распадается на три царства.[2.стр.93-97]
После 220 г. н.э. Китай вступает в иную полосу своей истории, и соответственно культуры. Но, как мы видим, основной чертой Китайской культуры является бережное отношение к традиции. Поэтому необходимо обратиться к тем временам, когда принципы этой традиции только формировались.
Древнекитайское общество представляло собой типичную восточную деспотию. Во главе государства стоял наследственный монарх, и именно ему подчинялись и религия, и наука. Однако монархия в Древнем Китае носила патриархальный характер, и монарх наделялся скорее правами и обязанностями отца большого семейства.
Поэтому в древнекитайской культуре очень важную роль играет культ предков. Не менее важную роль играет небо (далеко не случайно китайцы называли свою империю Поднебесной). Отличительной чертой китайской мифологии является превращение мифологических персонажей в реальных деятелей, живших якобы в глубочайшей древности. Центральные персонажи различных мифов превращались в императора, а второстепенные в сановников.
Так же Древний Китай качественно отличается других цивилизаций Древнего Востока своим мировосприятием и религиозными верованиями. Во-первых, для Древнего Китая характерна незначительная роль духовенства, приоритет человеческого начала над богами; во-вторых, преобладание рационального осмысления жизненных ситуаций обусловили выдвижение на первый план этических норм; в-третьих, приоритет этики над религией привел к вытеснению собственно религиозных функций духовенства (соблюдение ритуалов и церемоний) чиновничье-бюрократической администрацией; в-четвертых, поскольку основные философские школы складывались в Древнем Китае в период ожесточенной борьбы «воюющих царств», то первостепенными в них оказались преимущественно социально-политические вопросы. Не проблема «человек-мир» и тем более «человек-космос» были в центре внимания древних мыслителей, а проблема «человек-общество».
Таким образом, религия превращалась в этику, а Небо олицетворяло собой всеобщий порядок – космический и нравственный. Подобная религиозная картина позволила создать своеобразную картину мира, согласно которой последний изначально совершенен, гармоничен и его не надо переделывать, преобразовывать. Творчество принадлежит Небу, оно делает возможным произрастание всего сущего и жизнь всех вещей. Поэтому необходимо самоустраниться, уподобиться природе и не мешать осуществление гармонии.
Таким образом, древнекитайская религиозно-этическая традиция не ориентирована на деятельное отношение к миру, а приказывала жить в согласии с природой. Более подробно такие идеи развивались в даосизме и конфуцианстве – учениях, составивших духовный стержень китайской культуры, определивших менталитет китайцев на долгие годы.[3]
Культура Древней Индии.
Характерной особенностью Древней Индии является то, что сами природные условия изолировали её от остального мира. На юге, юго-западе и юго-востоке естественной границей оказывается воды Индийского океана, Аравийского моря и Бенгальского залива. На севере её границей служит величайший в мире горный хребет – Гималаи. Ответвления Гималаев на востоке и западе также служат естественной границей. Впрочем, эти границы никогда не были непроницаемыми, и через них регулярно переходили переселенцы и торговцы.
Действительное значение гор для Древней Индии состояло не столько в том, что они её изолировали, сколько в том, что именно с гор берут своё начало две великие реки – Инд и Ганг. В сезон дождей влага с высоких вершин соединяется с водой от постоянно тающих снегов и существенно подпитывает эти реки. Территория, охваченная речной системой Инда, и стала местом формирования древнеиндийской культуры. Название реки послужило основой и для названия страны. Сами индийцы называли её «Синдху», а персы, испытывающие непреодолимые трудности при произнесении начальной «с», – «Хинду». Греки восприняли это слово именно от персов.[2.стр107]
Ранняя индийская цивилизация была создана древним местным населением Северной Индии в III в. до н.э. Её центры Хараппа и Мохенджо-Даро (теперь Пакистан) поддерживали связи с Месопотамией, странами Центральной и Средней Азии. Жители этих мест достигли высокого мастерства, особенно в изображении образов небольших форм (статуэтки, гравюры); их удивительным достижением была система водопровода и канализации, которых не было ни у одной из других древних культур. Создали они и свою оригинальную до сих пор не расшифрованную письменность. Яркой особенностью культуры Хараппы был её необычный консерватизм: на протяжении веков расположение улиц древнеиндийских городов не изменялось, а новые дома строились на местах старых. Характерной чертой культуры Индии является то, что мы встречаемся с многочисленными религиями, которые взаимодействуют между собой. Среди них выделяются основные – брахманизм и его формы: индуизм и джайнизм, буддизм и ислам. Настоящего расцвета древнеиндийская культура достигла в эпоху “Ригведы” – большого собрания религиозных гимнов, магических заклинаний и ритуальных обычаев, созданных жрецами арийских племен, которые появились в Индии после так называемого “великого переселения народов”. В это же время образовался брахманизм как своеобразный синтез верований индо-ариев и религиозных представлений предыдущего местного до арийского населения Северной Индии. В эпоху “Ригведы” начал складываться индийский феномен – кастовая система. Впервые были теоретически обоснованы морально-правовые мотивы разделения индийского общества на четыре основные “Варны”: жрецы, воины, простолюдины-земледельцы и слуги. Была разработана целая система регламентов жизни и поведения людей каждой Варны. Согласно с этим законным считался брак лишь в пределах одной Варны. Результатом таких отношений между людьми стало следующее разделение Варн на еще большее количество мелких каст. Формирование каст – это итог тысячелетней эволюции и взаимодействия разных расовых и этнических групп в единой системе культуры древнеиндийского общества, где образовалась очень сложная социальная структура.
Другим важным фактором, который обусловил специфику индийской культуры, была система гражданско-политической жизни, основанная Буддой (2 пол. I тыс. до н.э.). Особенного расцвета государственно-политическая жизнь на принципах буддизма достигло во время царствования Ашоки (сер. III в. до н.э.). Ашока выдвинул идею завоевания мира не путем военного нападения на соседей, а через провозглашение учения Будды. В культуре центральное место отводилось религии, которая должна была духовно соединять разорванное на варны общество.
На художественную культуру древнеиндийского общества глубоко повлияли индуизм, буддизм, ислам
Художественно-образное восприятие через призму религиозных названых и философских систем, отмечается утонченностью изображения человека и окружающего мира, совершенством архитектурных форм. Впечатляют фрески пещер Аджанты и скальные храмы Кайласа. На протяжении 150 лет древние мастера вырезали этот храм в скале. Олимп индуизма символизирует троица Брахма, Вишну и Шива, которые представляет космические силы творения, сбережения и уничтожения. Своеобразной реакцией населения, не относящегося к кастам жрецов и выступающего против неравенства каст, был буддизм. Согласно с учением буддизма миссия жизни человека есть достижение нирваны. Ислам ярко отличался от всех предыдущих религиозных взглядов. Прежде всего, мусульманские племена владели военной технологией и сильной политической системой, но главное их верование опиралось на концепцию “сгруппированного братства”, которое объединяло узами глубокого уважения всех, принявших эту веру.
Ещё одной характерной чертой старо-индийской культуры является выражение в художественных образах идеи поклонения богу любви – Камы. Вся индийская литература, как религиозная, так и светская, наполнена намеками сексуального содержания и символики открытых эротических описаний. В средние века сам процесс космического творения изображался как брачный союз бога и богини, поэтому фигуры на стенах храмах изображались в различных позах. В культуре Древней Индии тесно связаны оригинальность культурных направлений и философская мысль. Философские взгляды, которые разделяли религиозное разделение света, включали брахманизм, джайнизм, индуизм и буддизм. Все философские взгляды играли важную роль не только в истории культуры Индии, а и в мировой философии и науке. С ними тесно связаны достижения разных отраслей древнеиндийской науки – математики, астрономии, медицины и природоведения. Существует теория, что индийские ученые еще в далеком прошлом опередили некоторые открытия, сделанные европейскими учеными только в эпоху Возрождения или в нынешнее время. Художественная культура древнеиндийского общества неразрывно связана с традиционными для нее религиозными и философскими системами. Идеи, характерны для религиозных верований древних индийцев, вдохновляли творчество в архитектуре, литературе и живописи. Для потомков остались сделанные из металла огромные статуи Будды, Брахмы, Вишну и Шивы, которые вызывают удивление своими колоссальными размерами. Восприятие света через духовную призму верований этих религий есть фрески пещерных храмов Аджанты и наскальные композиции в храмах Эллоры, которые объединяют традиции северного и южного типа строения храмов в Древней Индии. В отдельных деталях этих памятников искусства ощущается и влияние искусства и других древних восточных цивилизаций. Это объяснялось расположением Индии на Великом шелковом пути, по которому не только шли караваны с товарами, но и происходил культурный обмен. В этом процессе Индия сыграла культурную роль, расширив цивилизованное влияние буддизма на другие древние страны.[3]
Заключение.
В заключение я обращусь к первоначальной теме и выделю общие черты, присущие культурам Востока. Во-первых, это то, что зарождались все эти культуры как первобытнообщинный строй. На ранней стадии развития этих культур человеческая деятельность основывалась на использовании камня, меди, бронзы, а с открытием и внедрением в практическую деятельность железа происходят кардинальные изменения. Во-вторых, древневосточные культуры в большинстве своём возникли в поймах крупных рек, речных долинах. И отсюда вытекает третья черта – древневосточные государства имели в качестве территории ориентированную и измеренную землю, т.е. они были “территориальными царствами”. В-четвёртых, хозяйственная деятельность основана на ирригации, притом, что землёй и оросительными сооружениями владело государство. А так как хозяйственная деятельность древневосточных государств зависела от природных циклов. Т.е. огромную роль в древневосточной культуре принадлежала астрономическим знаниям, которые тесно были связаны с астрологией. Система храмов и жречество были включены в систему астрономических представлений. В-шестых, основным занятием людей было сельское хозяйство, но руководящая роль во всех областях принадлежала городу. Кроме того, города – это ориентированная и измеренная земля, обнесённая крепостной стеной, что является характерным продуктом древневосточной культуры. А так как в древневосточных культурах было развито разделение труда, то соответственно, общество было разделено на сословия. Восьмой чертой было то, что власть была деспотической, предполагавшая собственную жесткую централизацию. Правитель считался находящимся в таинственных отношениях со звёздным небом, считался “сыном Неба” и лишь потому способным управлять “территорией” и проживающими на ней людьми. Главным мифологическим сюжетом при этом оказывается тема священного брака Земли и Неба. И ещё одна черта древневосточных государств заключается в том, что развитие письменности происходит от пиктографии к иероглифическому письму, обозначающему первоначально слова, а затем слоги и согласные звуки.
Литература:
1. Хрестоматия по культурологии. Учебное пособие. Под редакцией А.А.Радугина, М.,1998.
2. Пигалев А.И. Культурология. Волгоград, 2000.
3. История мировой культуры. Под редакцией Г.В.Драча, Ростов-на-Дону, “Феникс”, 2000.